Стабилизационные программы рыночной экономики

Курсовая работа

Сегодня экономическая наука довольно сложна, ее целью является обеспечение населения соответствующими условиями для различных видов жизни. В зависимости от того, как устроена экономика, на чем она основана и строится, можно определить, какие конкретные проблемы она может решить, какие интересы общества, различные слои населения она может удовлетворить.

В курсовой работе на тему: «Особенности государственного регулирования рыночной экономики» рассматривается одна из категорий экономической науки, а именно рыночная экономика. Любая рыночная экономика не может полноценно и стабильно функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы наносят ущерб обществу и окружающей среде. Поэтому рыночная экономика в значительной степени нуждается во внешнем контроле. Центр контроля может и должен действовать как государство — институт, представляющий все общество и имеющий право на неэкономическое вмешательство в экономические отношения.

Целью данной курсовой работы является выявление теоретически существующих форм и методов государственного регулирования экономики и анализ особенностей использования этих методов на практике.


В данной курсовой работе поставлены следующие задачи:

  • демонстрация негативного влияния снятия государства с участия в экономических процессах на развитие экономической системы в целом;
  • установление позитивных аспектов влияния государственного регулирования на национальную экономику;
  • изучение политики государственного регулирования в рамках узбекской модели управления экономикой.

Актуальность данной курсовой работы определяется политикой государственного регулирования рыночной экономики в Республике Узбекистан: «… Я хотел бы подчеркнуть необходимость критической оценки уровня государственного присутствия в нашей экономике, снижения это стратегически и экономически целесообразные размеры. Настало время провести полномасштабный критический анализ наличия и эффективности присутствия государственных долей в секторах экономики, иными словами, «присутствия государства в экономике», и на этой основе определить наши меры по значительному увеличению присутствия частного сектора в секторах экономики … »I. Каримов Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства посредством фундаментальных структурных преобразований в экономике страны, последовательное продолжение процессов модернизации и диверсификации является нашим приоритетом // Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседание Кабинета Министров по итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и наиболее важных приоритетных направлений экономической программы на 2015 год.

18 стр., 8534 слов

Курсовая работа: Основные методы, инструменты и экономические границы государственного регулирования экономики

... средств (инструментов). Государственное регулирование экономики - одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития, и благосостояние населения страны. Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым ...


Сущность и структура государственного регулирования рыночной экономики


Роль и место государства в рыночной экономике Экономические функции государства

Государственное регулирование экономики представляет собой систему законодательных, исполнительных и контрольных мер, осуществляемых компетентными государственными органами и общественными организациями, направленных на повышение эффективности производства и удовлетворение потребностей общества.

Государственное регулирование экономики оказывает контролирующее влияние на рыночные отношения сверху, со стороны государства.

При свободном рынке роль государства в управлении незначительна, рынок развивается независимо — благодаря саморегуляции этой «самоорганизующейся» системы. Адам Смит написал о французском государственном деятеле, спрашивающем капиталиста, как государство могло помочь ему. Он ответил: «Оставь нас в покое». До сих пор понятие «оставь в покое» означает политику ограничения прав государства на управление рыночной экономикой.

Потребность в систематическом вмешательстве государства в экономические процессы, происходящие в обществе, впервые возникла, когда совершенная конкуренция в конце 19 и начале 20 веков была заменена по объективным причинам господством монополий.

Именно тогда западная экономическая наука (главный представитель Дж. Кейнса) была вынуждена признать, что свободная конкуренция уже не может обеспечить экономический рост, ее последствия катастрофические, государство должно взять на себя регулирующую роль, активно вмешиваясь в экономику.

Многие экономисты сегодня убеждены в правильности этих суждений: рыночная система не способна к саморегулированию, устранению проблем занятости населения и установлению стабильного уровня цен. Управлять экономическими процессами в отсутствие государственного регулирования или саморегулирования, в образном выражении П. Самуэльсона, все равно, что «пытаться аплодировать одной рукой».

Реальные рыночные системы всегда существуют в рамках государства, которое неизбежно вмешивается в экономику. Как взаимодействуют эти две мощные силы — рынок и государство? Как саморегулирующаяся система, рынок в большинстве случаев способен выполнять свои функции совершенно независимо. Таким образом, роль государства ограничена, оно не берет на себя функции управления хозяйствующими субъектами. Действительно, в противном случае рыночный механизм саморегулирования разрушается — главное преимущество этого типа цивилизации.

Необходимо сделать специальную оговорку: ограниченное не означает слабое. Под этим термином экономисты понимают, что основные экономические проблемы решаются рыночной экономикой в ​​основном сами по себе, вмешательство государства допустимо только в качестве временной или частичной коррекции, то есть государство не пытается заменить рынок собой, а вступает в силу только строго по мере необходимости.

Экономические функции государства. Участие государства в экономической деятельности определяется необходимостью предотвращения и нейтрализации недостатков рыночной системы экономической организации, обеспечения организации и целостности экономической системы в целом, а также содействия развитию экономики и общества в целом. ряд прогрессивных направлений. С учетом этого выделяются следующие основные экономические функции государства.

11 стр., 5004 слов

Курсовая работа: Государственное регулирование рыночной экономики

... количественных оценках, а с точки зрения качественной эффективности государственного регулирования. Цель курсовой работы: проанализировать роль государства в современной рыночной экономике. В связи с целью работы необходимо решить следующие задачи : 1. Изучить литературу ...

  • Производственная функция. Это производство так называемых общественных благ или объектов инфраструктуры. К ним относятся национальная оборона, охрана окружающей среды, строительство дорог, мостов, почтовые услуги. Общественные блага доступны для всех. Например, общественный транспорт и личный автомобиль. Общественным транспортом пользуются все, кто хочет, а личный автомобиль — только его владелец. По своему потребительскому использованию общественные товары отличаются от потребительских товаров. Во-первых, общественные блага неделимы; они не могут быть проданы по отдельности. Во-вторых, каждый человек использует эти льготы, и нет эффективных способов помешать ему использовать такие льготы, как только они возникают. Классическим примером общественного блага является маяк. Практически невозможно исключить возможность использования маяка для некоторых судов.

Традиционно в развитых странах производство общественных благ или инфраструктуры является деятельностью государственного сектора.

Производственная функция государства необходима, поскольку общественные блага создают общие условия для эффективной работы частного капитала и нормальной повседневной жизни населения.

  • Функция распределения. Это часть государственного бюджета и налоговой политики, направленная на перераспределение доходов и благосостояния в обществе. Эта функция используется, когда распределение дохода или богатства при отсутствии каких-либо действий со стороны государства становится нежелательным. Несмотря на некоторый прогресс, бедность продолжает оставаться острой экономической и политической проблемой. Эта проблема находит решение путем перечисления платежей. Трансфертные платежи
    — это государственные платежи, посредством которых налоговые поступления, полученные от всех налогоплательщиков, перераспределяются среди определенных слоев населения в виде пособий по безработице, пособий по социальному страхованию и страхованию, пособий для ветеранов войны. За последние два десятилетия в промышленно развитых странах , трансферные платежи заметно увеличились. Общее представление о степени и росте прямого государственного вмешательства в экономику дается в исследовании государственных закупок товаров и услуг и государственных трансфертных платежей.

Сегодня неравенство в распределении доходов сохраняется, но вмешательство правительства может уменьшить его. В рыночной экономике государство в лице правительства обеспечивает социальную гарантию в обществе.

  • Функция стабилизации. Это государственная политика, направленная на поддержание высокого и стабильного уровня экономической активности, что означает полную занятость и стабильный уровень цен. Государство выполняет эту функцию через государственные расходы и налогообложение, или механизм так называемой фискальной политики. Следствием этой политики является то, что:
  1. увеличение государственных расходов (особенно в период кризиса) должно привести к увеличению личного потребления, объема производства и занятости;
  2. снижение налогов на прибыль должно повысить деловую активность, а их увеличение приводит к прямо противоположному эффекту. Андриянов В.П., Щегрова Ф.В. Основы экономической теории: учебник для средних профессиональных учебных заведений / Под ред. проф. Н.В. Сумцова.;
  • М .: ЕДИНСТВО-ДАНА, 2004 .— С315.
    • Функция реализации нормативно-правовой базы. Эта функция способствует созданию и поддержанию общественной атмосферы для эффективного управления рыночной системой.


Приемлемая правовая база в рыночной среде включает в себя:

12 стр., 5669 слов

Курсовая работа: Экономическая функция государства

... Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Государство и экономика существует с давних времён, но вопрос вмешательства государства в экономку и исполнение им экономической функции стал рассматриваться с научной ... ст. 15, 49, Конституции Республики Беларусь.) [5,с.109-111] Глава /span> . Понятие и виды экономических функций государства Существование стабильного государства ...

  1. информация о правах частной собственности;
  2. выдача лицензий на осуществление частного предпринимательства;
  3. гарантия соблюдения условий контракта;
  4. мониторинг и регулирование деловых отношений и отношений между предприятиями, работниками, гражданами посредством законодательства.

Обладая этой специфической функцией, государство выступает в качестве арбитра на экономической арене, что позволяет выявлять нечестное поведение субъектов рынка, пресекать попытки подобной практики и с помощью своей власти наказывать с помощью штрафов и штрафов.


Государство также предоставляет услуги, основными из которых являются:

  1. использование компетентных органов, а именно полиции, для охраны общественного порядка;
  2. обеспечение целостности и безопасности частной собственности, здоровья и жизни граждан;
  3. создание базы стандартизации и сертификации выпускаемой продукции;
  4. развитие существующей денежной системы (иногда введение новой) с целью облегчения обмена товарами и услугами.

На экономическую деятельность государства влияет такой фактор, как идеология общества. С его помощью они предотвращают и прекращают антисоциальную, антиэкономическую деятельность граждан, направленную на разрушение политической системы, и укрепляют веру членов общества в экономическую систему, в которой они находятся и работают. Таким образом, общественная атмосфера в условиях рыночных отношений сохраняется.

  • Конкурсная функция. Это является функцией развития конкуренции с целью стимулирования благоприятного экономического климата и устранения негативных последствий существования монополий.


Конкуренция

— это борьба, конкуренция между производителями товаров (товаров и услуг) за соблюдение требований и предпочтений потребителей.

Однако конкуренция является прямым источником банкротства, в результате которого основная часть продукции сосредоточена в руках одного или небольшого числа предпринимателей, что приводит к монополизации производства.


Государство контролирует частные монополии двумя способами:

  1. Для государственных монополий создаются специальные государственные комиссии для регулирования цен и реализации определенных стандартов на предоставляемые услуги, а в некоторых случаях — политики национализации собственности частных предприятий или политики запрета использования частного капитала в стратегически важных секторы осуществляется;
  2. Дифференциация товаров на рынках, эффективное и качественное производство продукции в большинстве случаев могут существовать при высоком уровне конкуренции. В связи с этим государство разрабатывает и принимает антимонопольные законы с целью сохранения, защиты и развития конкуренции как контролирующего элемента делового поведения. Примерами такой практики являются: повышение налоговых ставок, ограничение максимального уровня цен, требования к соответствующим показателям продукта и условиям продажи и рекламы, угроза отзыва лицензии, разделение монопольного предприятия на более мелкие конкурирующие фирмы или обязательство по передаче часть интеллектуальной собственности для конкурентов.
  • Корректирующая функция. Для более полного удовлетворения социальных потребностей они применяют метод изменения структуры национального продукта с использованием другого распределения ресурсов.


С точки зрения удовлетворения социальных потребностей, есть две сбои рыночной системы:

5 стр., 2087 слов

Реферат: Ивное сообщение экономические основы деятельности фирмы. Конспект по экономике экономические основы деятельности фирмы

... . Урок экономики «Экономические основы деятельности фирмы» ориентирован ... урока. Называет тему урока «Экономические основы деятельности фирмы». Фронтально формулируют задачи урока. Фронтально формулируют и записывают тему урока ... цель предпринимателя в любой фирме (увеличение дохода); Доход и прибыль это одно и тоже (нет); В чем разница (доход - это денежная оценка результатов деятельности фирмы ...

  • Ситуация с побочными эффектами (внешними экономическими эффектами, переполнением ресурсов) — когда рыночная система в конкурентной среде не производит продукцию (товары и услуги) в количестве, которое технологически возможно и представляется наиболее выгодным с точки зрения зрения общества.

Побочные эффекты (переполнение ресурсов) — некоторые из выгод и издержек, связанных с производством и потреблением товаров, которые несет так называемая третья сторона (физические лица, которые не вовлечены в рыночную сделку).

  • Ситуация с производством общественных товаров и услуг заключается в том, что рыночная система в конкурентной среде игнорирует производство определенных товаров (товаров и услуг) для различных целей, направленных на обеспечение стабильного функционирования экономики и удовлетворения социальных потребностей. потребности без выделения экономических ресурсов.


Субъекты и объекты государственного регулирования. Цели государственного регулирования рыночной экономики

Субъектами государственного регулирования экономики являются: носители, представители и исполнители экономических интересов.

Носителями экономических интересов являются участники общества, которые имеют отличительные особенности по различным критериям: собственность, доход, виды деятельности с равными доходами, профессии, промышленность и местные интересы. Это работающий персонал и владельцы бизнеса, фермеры и собственники земли, частные предприниматели, управляющие и акционеры, государственные чиновники. У каждого из них есть свои интересы, которые основаны на социально-экономической ситуации, условиях жизни и деятельности.

Интересы представителей этих групп выражаются независимо и индивидуально, как в средствах массовой информации, так и на различных митингах и собраниях.

Экспрессоры экономических интересов
.

На территории разных стран существует множество видов организаций (союзов, ассоциаций), которые представляют интересы определенной группы людей. Например: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, брокеров, фармацевтов. Все эти союзы неоднозначны и неравны. Некоторые союзы имеют очень широкий круг членов (например, профсоюзы), другие имеют значительный капитал, который важен для экономики (союзы предпринимателей, банковские учреждения, торговые палаты).

3 стр., 1260 слов

Конспект: Опорный конспект «Экономика и государство»

... прямого и косвенного регулирования. Регулирование рынка Прямое Косвенное Предполагает использование преимущественно административных методов: законодательная деятельность государства расширение государственных заказов развитие государственного сектора в экономике лицензирование отдельных видов деятельности Предполагает использование преимущественно экономических ...

Существуют также небольшие ассоциации, созданные для решения одной проблемы или на короткое время.

Наиболее важными представителями представителей экономических интересов являются союзы предпринимателей и профсоюзы.
Экспрессоры экономических интересов имеют возможность:

  • самовыражение (печать);
  • самофинансирование и финансирование извне;
  • самообразование (учебные центры);
  • связи с общественностью.

Политические партии также попадают в эту категорию. Они являются представителями социально-экономических, политических, религиозных, культурных, экологических, конкретных региональных интересов. Партии представляют национальные интересы, защищают права всех людей в целом.

Изучение социально-экономических разделов программ партий, заявивших о своем участии в следующих парламентских выборах, полезно при выборе основной правительственной программы или ее компонента.

Исполнителями экономических интересов являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также центральный национальный банк.

Объектами государственного регулирования являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть проблемы, которые не могут быть решены автоматически или в ближайшем будущем.

Основными видами объектов государственного регулирования являются экономический цикл, занятость, накопление капитала, цены, денежное обращение, платежный баланс, научные исследования, окружающая среда, конкуренция, внешнеэкономические связи и многое другое.


Объекты различаются по уровню решаемых задач:

  • Компания;
  • площадь;
  • промышленность;
  • объем производства;
  • Национальная экономика;
  • международные отношения.

Задачи государственного регулирования рыночной экономики. Основной целью государственного регулирования рыночной экономики является экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующей системы внутри страны и за рубежом, адаптация ее к меняющимся условиям.

Дерево целей. Наряду с основной целью, существует большое количество более конкретных целей, подчиненных основной, обслуживающей ее, без которой основная цель не может быть достигнута.

Конфликты целей и методы их решения. Существует диалектическая взаимосвязь целей, с одной стороны, и невозможность одновременного их достижения, с другой.

Сформировав сочетание ряда конкретных целей для их практического достижения, экономисты обозначили его как магический многоугольник целей.

В магическом полигоне целей вы можете указать другое количество целей. Эта композиция с более широким подходом включает в себя семь голов, с более узкой версией — только три. В последнем случае цели экономического роста и полной занятости рассматриваются экономистами в целом. Цель справедливого распределения продукта считается не столь важной в краткосрочной перспективе.

3 стр., 1439 слов

Эссе: Проблемы регулирования рыночной экономики в российских условиях

... к системе государственного регулирования. Решить их можно только расширением государственного вмешательства в рыночную экономику. Так ... Рыночная экономика, которая основана на экономической свободе хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности их экономического привлечения к рациональному хозяйствованию, в ... крепкого алкоголя. Стремление государства сократить уровень потребления алкоголя ...


Государственное регулирование как инструмент управления рыночной экономикой


Эволюция макроэкономического регулирования. Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики


Государственное макроэкономическое регулирование прошло три этапа в своей эволюции:

  • Макроэкономическое регулирование по кейнсианским рецептам, превратившее «дикий» капитализм в социализированный и контролируемый (50–60-е годы).

В период после Второй мировой войны система смешанной экономики была освоена как система управляемого капитализма. В мире произошла научно-техническая революция, изменения в социальной структуре населения и взаимоотношениях труда и капитала. Государства стремились выровнять и перераспределить доходы. Все страны улучшили качество образования в связи со стремлением улучшить качество рабочей силы. Некоторые страны использовали систему планирования для координации экономического роста с интересами предпринимателей и профсоюзов. Во Франции был создан Комиссариат генерального планирования, который создавал прогнозы экономического развития для правительства и частного сектора. Экономическое планирование было очень значительным для Японии.

  • Сокращение государственного вмешательства в экономику, меры по экономии бюджетных расходов, ужесточению денежной массы, денационализации экономики и сокращению социальных программ (70–80-е годы).

Основной проблемой этого периода была проблема инфляции. Интерес к механизму свободного рынка возродился. Роль государства в экономике стала менее значимой. Проведены налоговые реформы (снижение налогов с предпринимателей, увеличение косвенных налогов), приватизация государственного сектора. Самым крупным процессом приватизации был процесс в Великобритании. Благодаря приватизации улучшилось социальное финансирование, повысилась эффективность предприятий, уменьшился дефицит бюджета и государственный долг. Такие компании, как Jaguar, British Petroleum, British Telecom были полностью приватизированы. Доля промышленности под контролем государства снизилась с 10,5% до 6,5%. Во Франции в результате приватизации общее число акционеров увеличилось в четыре раза. Испания, Италия и Португалия также проводили политику денационализации.

Существует отказ от протекционистской политики, что способствует «открытию» экономики, отказу от политики замораживания цен и доходов.

  • Разумное сочетание мер социального и контрциклического регулирования с монетарными методами (90-е годы).

Государственное регулирование экономики вновь приобретает большое значение. Президент Всемирного банка Вольфенсон заявил, что устойчивый экономический рост наблюдается только в тех новых индустриальных странах, где государство играет активную регулирующую роль в экономике. Опыт реформ 80-х годов обогатил арсенал экономических мер, которые все еще применяются: приватизация государственных предприятий, контроль за массой наличных и безналичных денег, предпочтение неинфляционным методам покрытия дефицита бюджета, отказ от грубых форм вмешательства, таких как повышение обязательных резервных требований, отказ от субсидирования неэффективных секторов экономики.

10 стр., 4868 слов

Курсовая работа: Роль сферы потребительских услуг в экономике государства

... сфере услуг в целом. Методологической базой исследования стали различные методы исследования сферы услуг, такие как сбор данных, аргументов и их анализ. Эмпирическая база исследования – различные учебные пособия по экономике ... и престарелыми»[16]. Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ 50646-94 Услуги населению определяет услугу как « Большая часть услуг выполняется людьми, поэтому ...


Государство, отслеживая различные социальные и экономические процессы, регулирует и контролирует их, используя определенную систему методов и набор инструментов, которые подвержены изменениям в результате некоторых факторов:

  • установить экономические цели и задачи;
  • государственные акции;
  • накопленный опыт регулирования.

Наиболее сложной функцией государства является макроэкономическое регулирование. Существуют разные точки зрения относительно использования инструментов регулирования. Некоторые концепции предполагают использование фискальной системы. В других акцент делается на денежно-кредитной политике.

Общепринятое разделение методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые, косвенные.


Правовое регулирование

— это тип государственного регулирования, при котором само государство устанавливает «правила игры» для предпринимателей. Нормы, установленные законом, определяют форму и права собственности, отношения между руководителем и работающим персоналом на основании договоров, заключаемых в соответствии с этими нормами.

Административные меры основаны на запрете и принудительных мерах. Административное регулирование включает меры по лицензированию (авторизации), квотам. С помощью системы административных мер (в форме мер по консолидации, разрешению, принуждению), государственный контроль осуществляется за ценами, доходами и курсом обмена. , Например, правительство разных стран неоднократно прибегало к замораживанию цен и зарплат. В настоящее время сфера применения административных мер в большинстве стран ограничена охраной окружающей среды, социальной защитой населения, образованием и здравоохранением.

Приоритет отдается экономическим методам. Экономические методы подразумевают влияние на структуру рыночных отношений, влияние на совокупный спрос и предложение, уровень концентрации капитала, развитие стимулов для экономического роста, систематизацию экономики и социальных условий.

Государственное экономическое регулирование может быть прямым и косвенным.

Прямые методы государственного регулирования осуществляются в сфере государственного бизнеса — через государственные инвестиции, государственные заказы, субсидии.

Государственное предприятие в настоящее время развивается в тех отраслях, где использование других форм собственности может привести к негативным последствиям. Так, в оборонной промышленности инвестиции осуществляются через строительство государственных предприятий или национализацию предприятий путем покупки акций. Государству могут принадлежать железные и автомобильные дороги, электростанции. Доля государственного сектора крайне мала в Соединенных Штатах или Японии. Европейские государственные предприятия производят от 10% ВНП в Германии и до 30% в Австрии. Доля государственных заказов составляет от 20 до 40% ВНП. Доля государства в расходах на НИОКР составляет от 30% в США до 50% в Англии. Государство субсидирует сельское хозяйство, которое не может развиваться без поддержки. Предпринимательство государства позволяет решать национальные проблемы и наиболее важные социальные проблемы. Государство может поддерживать уровень жизни населения, устанавливая предельные цены на электроэнергию и продукты питания.

4 стр., 1963 слов

Доклад: Влияние коррупции на государственную экономику

... вывод подтверждают многочисленные статистические исследования. Коррупция и государственные расходы. Влияние коррупции на государственные расходы также рассматривалось в ряде исследований ... и другие факторы. Коррупция и инвестиции. Как показывают достаточно многочисленные эмпирические исследования, чем выше уровень коррумпированности чиновников в государстве, тем менее привлекательно это государство ...

Но все более важное место в экономических методах государственного регулирования занимает косвенное экономическое регулирование.


Косвенные методы экономического регулирования осуществляются посредством:

  • фискальная политика;
  • денежно-кредитная политика.

В последние годы все больше внимания уделяется денежно-кредитной политике.

Государственное регулирование осуществляется как на микроуровне (фирмы, предприятия), так и на макроуровне (по всей стране).

Более того, прямое регулирование в минимальной степени относится к микроуровню, а к максимальному — к макроуровню.

Государство также регулирует экономику, поддерживая предприятия совместной или частно-частной собственности. Это достигается путем предоставления готовой продукции или услуг по относительно низким ценам, а также путем субсидирования. Государство распределяет доход таким образом, что часть его идет на развитие народного хозяйства. Таким образом, политика президентов США Р. Рейгана и Джорджа Буша-младшего была направлена ​​на поддержку крупного бизнеса, в результате чего были сделаны прямые инвестиции и введены налоговые льготы.

Государство воспроизводит программу поддержки по следующим направлениям: образование, здравоохранение, охрана окружающей среды. Социальная сфера развивается гораздо быстрее и интенсивнее, чем другие сектора, в результате чего эти услуги являются доступными, а цены на них приемлемыми. , Эти отрасли постоянно субсидируются многими государствами, а также сельскохозяйственное производство, добыча полезных ископаемых, транспорт.

Также государственное регулирование экономики проявляется в экономическом программировании, индикативном (рекомендательном) планировании стратегических целей общественного производства и его структуры.

Государство также оказывает прямое регулирующее влияние на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на импорт сырья или создания льготных кредитов для экспорта.

Государство, в свою очередь, контролирует и регулирует национальный рынок. Это может повлиять на размер, состав и выбор развития рынка через государственный заказ. Это понимается как государственная задача для предприятия производить любой тип продукции в регламентированное время и в определенных размерах для уникальных, особенно дефицитных продуктов.

Учитывая опыт и практику государственного регулирования рыночной экономики развитых стран Европы и Азии, а также переходной экономики России, наше государство использует эффективные методы и необходимые инструменты, доступные государству при проведении стабилизационной политики.

Помимо применения денежно-кредитной, бюджетной и фискальной политики, многие правительства используют социальные и внешнеэкономические регуляторы.

Таким образом, экономическая политика государства представляет собой определенное регулирование норм и правил поведения хозяйствующих субъектов посредством экономических инструментов.


Кредитная политика включает в себя:

  • нормирование банковских резервов;
  • постоянное изменение учетной ставки банковского процента;
  • операции на валютном рынке.


Бюджетная политика отвечает за:

  • регулирование государственных расходов;
  • приобретение государственных закупок;
  • производство совхозов;
  • обеспечение и регулирование государственного бизнеса.


Фискальная политика предполагает:

  • регулирование налоговой базы в республике;


Социальная политика включает в себя:

  • регулирование минимальных ставок заработной платы;
  • определение пенсий, пособий по безработице и других социальных пособий.


Внешнеэкономическая политика означает:

  • установление по закону ставок таможенных пошлин и курсов валют;
  • использование иностранных кредитов, инвестиций и валютных ограничений.

Не существует единого метода государственного регулирования, который можно было бы считать совершенно неподходящим или неэффективным. Все методы применимы, но вопрос в том, чтобы правильно определить ситуацию, в которой этот метод будет востребован. Проблемы возникают, когда правительство полностью основывает свою политику на административных или экономических мерах воздействия на экономику.

Наилучшим вариантом применения методов государственного регулирования является их комплексное использование, что в результате формирует маркетинг национальной экономики.


Анализ государственного регулирования рыночной экономики в Республике Узбекистан

Предпринимательская деятельность. Всемирный банк развития составляет проект «Ведение бизнеса», который представляет собой ежегодный рейтинг 189 стран, позволяющий объективно оценить правовые акты, затрагивающие предпринимательскую деятельность, по 10 категориям. Представлен обзор показателей по Узбекистану, который в 2015 году занимает 141 место по уровню легкости ведения бизнеса. В этом случае государственное регулирование экономики проявляется в создании и улучшении необходимых условий для ведения бизнеса.

Государство также контролирует объем услуг и услуг. В последние годы начали функционировать 53 комплекса предоставления услуг. Только в одной Ташкентской области действует более 20 тысяч пунктов предоставления услуг и услуг. Особенно интенсивно развиваются компьютерное программирование и связь, о чем свидетельствует увеличение количества пользователей интернета (876 тыс. Человек).

Объем услуг в сфере связи и информатизации вырос в 2,1 раза, компьютерного программирования в 3 раза, финансовых услуг в 5,7 раза, туристических услуг в 8,7 раза, торговли и бытовых услуг в 6,5 раза, ремонта технологического оборудования в 2,5 раза.

Государство особенно контролирует те сферы деятельности, где рыночный механизм саморегулирования перестает действовать. Например, районы, которые находятся близко к основной части населения, а именно жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь и бытовые услуги.

Уже сегодня можно говорить об основных параметрах Программы создания рабочих мест и занятости населения, утвержденной Олий Мажлисом на 2015 год. В частности, в рамках ее реализации планируется создать 987,5 тысячи рабочих мест по всей республике. Из них 261 тыс. Мест будут созданы в соответствии с целевыми программами развития промышленности и сферы услуг, сельского хозяйства и восстановления неактивных предприятий. В январе-марте создано 141 тыс. Рабочих мест

В первом квартале этого года в Узбекистане было создано более 141 тысячи новых рабочих мест, сообщается в отчете Госкомстата и Министерства финансов. Более 88 тысяч новых рабочих мест или 62,6% было создано в сельской местности.

Для сравнения: в первом квартале 2014 года в стране было создано 227,9 тыс. Рабочих мест, из них более 137 тыс. (60,3%) создано в сельской местности.

Как известно, правительство Узбекистана проводит социально ориентированную политику, которая не мешает устойчивым темпам роста экономической активности. Доказательством является уровень постоянного социального вклада бизнеса, который неуклонно снижается.

Государство разработало новую стратегию использования системы импорта и экспорта.
Новая стратегия Республики Узбекистан в области внешнеэкономических связей включает в себя:

  • децентрализация экспортно-импортных операций;
  • усиление контроля за экспортом и импортом товаров для государственных нужд;
  • сокращение экспорта товаров, не имеющих стратегического значения для государства;
  • ужесточение контроля за поступлением валютной выручки от экспорта стратегически важных товаров;
  • стимулирование всеми мерами государственной политики привлечения иностранных инвестиций и развития экспортной деятельности.

Проанализировав имеющиеся данные, можно сделать вывод, что государство использует экономические методы регулирования и отсутствие жесткого административного влияния в Республике Узбекистан. Применение экономических методов выражается в косвенных мерах воздействия на экономику. Прямое регулирование осуществляется в сфере экспорта. Государственное регулирование рыночной экономики Узбекистана демонстрирует ее функционирование как на микроуровне, так и на макроуровне.

Естественно, что в рыночной экономике существуют проблемы в формах и методах государственного регулирования, что влечет за собой ряд негативных последствий. Во избежание нежелательных результатов государственного вмешательства предлагаются возможные изменения в сфере экономического регулирования.

Регулирующие функции государства, использующие широкий спектр инструментов в рыночной среде, играют большую роль. Основным звеном в системе может быть индивидуальное планирование, его место в системе экономических регуляторов и процедура разработки. Поэтому нам нужен специальный закон «О планировании и долгосрочных национальных программах социально-экономического развития».

Другие экономические регуляторы также должны нести ответственность за реализацию экономической стратегии в стране — налоговые, бюджетные, финансовые и кредитные, государственные заказы и региональные целевые программы.

Важное место в системе экономического регулирования должно уделяться государственным заказам за счет средств региональных бюджетов. Они будут, увеличивая спрос на внутреннем рынке, смогут стимулировать развитие не только оборонных, но и гражданских секторов национальной экономики, стимулировать исследования, создавать и внедрять новое оборудование и технологии.

Роль государства в регулировании экономики должна в полной мере проявляться в том, что государство является социальным партнером, стоящим выше интересов отдельных планов и групп. Государство призвано обеспечить координацию национальных интересов и частных интересов субъектов предпринимательской деятельности, разрешение социальных конфликтов и сотрудничество с предпринимателями в разработке экономической стратегии и политики экономических реформ.

Повышение эффективности системы государственного регулирования в значительной степени зависит от преобразований в организационной структуре управления на всех уровнях исполнительной власти.

Важной задачей отраслевых органов управления должна быть поддержка предпринимательства, взаимодействия с корпорациями и их альянсами — финансово-промышленными группами, консорциумами. Государственная поддержка предпринимательства должна включать как прямое финансирование, льготные кредиты и выборочные кредитные гарантии, так и предоставление налоговых льгот, участие государства в создании новых предприятий, формирование и регулирование рынка труда, а также предоставление прибыльного правительства. заказы.

Растущая сложность экономической роли и функции государства в рыночной экономике придает чрезвычайную актуальность борьбе с бюрократией и разложению государственного аппарата в центре и на местах, коррупции и слиянию с теневой экономикой. Важную роль играет также разработка общей системы стандартов в отношениях между государственным аппаратом и субъектами хозяйствования, более полный переход процедуры авторизации для получения прав на тот или иной вид деятельности, широкое использование системы открытых аукционов. и тендеры по распределению лицензий, выдаче льготных кредитов и предоставлению льгот.


Вывод


Государственное регулирование экономики

— это совокупность мер, действий, используемых государством для исправлений и установления базовых экономических процессов.

В каждом государстве, в той или иной степени, экономика регулируется государством независимо от социально-политической и социально-экономической ситуации.

Централизованное управление предполагает прямое, прямое влияние со стороны государства, его участие в экономических процессах, происходящих в стране в течение определенного периода.

В странах с рыночной экономикой вмешательство государства и его властей весьма ограничено, носит определенный характер и проявляется с использованием косвенных методов воздействия.

Государство, являющееся основной причиной изменений в поведении субъектов предпринимательской деятельности, контролирует ситуацию на рынке на макроуровне, что в результате приводит к контролю на микроуровне. Власть и ресурсы сосредоточены в руках государства, что позволяет ему решительно влиять на все проявления общественной жизни. Рыночные тенденции и возникающие дисбалансы в экономике являются важнейшими предпосылками для принятия государством мер по стабилизации. Разработка стабилизационных программ и антикризисных концепций должна основываться на анализе конкретной структуры национальной экономики, макроэкономическом прогнозировании при регулировании государством, зоны вмешательства которого в экономику должны быть четко определены.

Цель государства — создать благоприятные условия, повысить интерес к тем секторам экономики, которые являются наиболее приоритетными для страны в рыночной системе, и оживить неразвитые сферы жизни граждан. Вмешательство государства в экономику осуществляется только в той мере, в которой оно требуется для поддержания стабильности макроэкономического равновесия, эффективной конкурентной среды, а также для контроля на тех рынках, где условие свободной конкуренции отсутствует возможно.

Конечно, вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным — экономика не должна без необходимости «административно регулироваться», поскольку это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики.

Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.