Понятие интеллектуального капитала организации и пути его повышения

Курсовая работа

Федеральное агентство по образованию Филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московского Государственного индустриального университета в г. Вязьме Смоленской области

дисциплина: «Менеджмент»

специальность: 080801 «Прикладная информатика в экономике»

группа: 04Ид32

студент: Разливанов Никита Владимирович

преподаватель: Викторова Татьяна Сергеевна

2007 г

Происходящие сегодня в экономике перемены позволяют говорить не только об инновационной направленности экономического роста, но и о значительной трансформации факторов его определяющих. Фундаментальным критерием экономического роста все более становится понимание человеческих и интеллектуальных ресурсов и использование их на практике.

Основой деятельности современной фирмы, ее конкурентоспособности является интеллектуальный капитал. Рост его определяется, прежде всего знаниями и способностями руководителей, обладающих компетентностью, их человеческим капиталом.

Поскольку функции и задачи управленческого труда в значительной степени зависят от внешних экономических условий, при определении качеств компетентного руководителя необходимо учитывать, что роль современного руководителя значительно изменилась. Это связано с разрушением авторитарной системы управления прошлого, в которой доминировала социалистическая экономика с командными методами управления, и переходом к более гибкой экономической системе свободного рынка.

Парадокс российской действительности заключается в том, что, несмотря на потребность организаций в людях с иным менталитетом и подходом к управлению экономикой, в руководстве большинства организаций остались прежние кадры управляющих. Во вновь же организованных фирмах и компаниях используются рыночные методы управления бизнесом, но стиль управления зачастую остается авторитарным. Все это может означать, что и прежние и новые управляющие используют негибкие, иерархические, авторитарные правила и методы управления. Поэтому рациональное использование менеджерского состава в направлении обеспечения конкурентоспособности фирм обусловливает необходимость выявления и развития управленческой компетентности руководителей всех отраслей хозяйствования.

Целью данной курсовой является исследование экономической роли интеллектуального капитала, функционирующего в условиях современного общества, особенностей механизма его воспроизводства и вовлечения в хозяйственный оборот.

11 стр., 5353 слов

Использование симплексного метода для решения задач линейного ...

... 3) Переход к новому плану осуществляется в результате пересчета симплексной таблицы методом Жордана-Гаусса. Сначала заменим переменные в базисе, т.е. вместо в базис войдет переменная , соответствующая ведущему ... А В С 1 12800 2 15200 Прибыль от реализации 1 т, тыс. д. е. Составить математическую модель задачи. С использованием симплексного метода решения задач линейного программирования рассчитать ...

Строительная индустрия является одной из сложных отраслей с точки зрения внедрения современных методов управления человеческими ресурсами. Одной из причин этого является сосредоточенность руководителей на производственном процессе, что определяет недостаточное понимание психологических проблем, не стимулирует использование творчества и в конечном итоге отрицательно сказывается на конкурентоспособности фирмы. Все это обусловливает потребность в руководителях, обладающих управленческой компетентностью, которую необходимо выявлять и оценивать.

Кроме того, состояние человеческих ресурсов в строительстве также зависит от изменяющихся условий внешней среды. Так и в строительной отрасли произошли существенные изменения, связанные с переходом к рыночным отношениям. Это, прежде всего, изменение форм собственности

строительных организаций, образование большого числа новых фирм, что обусловило жесткую конкуренцию на рынке строительных услуг. Все большее значение в сознании руководителей фирм и их собственников приобретает роль человеческого капитала организации, их способность обеспечивать стабильность и конкурентоспособность фирмы. Преобладание организаций с частной формой собственности требует изменения подхода к управлению персоналом и в этом направлении. Для этого, прежде всего, необходимы руководители, обладающие компетентностью, способные управлять знаниями, то есть создавать интеллектуальный капитал организаций.

Таким образом, выявление и развитие компетентности руководящих работников в современных организациях, является актуальной задачей, которую необходимо решать с учетом сегодняшних требований в конкретной отрасли и существующих методик оценки руководителей в процессе аттестации персонала.

1.1.

Интеллектуальный капитал представляет собой нечто вроде «коллективного мозга», аккумулирующего научные и обыденные знания работников, интеллектуальную собственность и накопленный опыт, общение и организационную структуру, информационные сети и имидж фирмы.

Составные части интеллектуального капитала, согласно точке зрения В. Л. Иноземцева : первое — человеческий капитал, воплощенный в работниках компании в виде их опыта, знаний, навыков, способностей к нововведениям, а также к общей культуре, философии фирмы, ее внутренним ценностям; второе — структурный капитал, включающий патенты, лицензии, торговые марки, организационную структуру, базы данных, электронные сети.

Под интеллектуальным капиталом того или иного субъекта Б. Б. Леонтьев понимает стоимость совокупности имеющихся у него интеллектуальных активов, включая интеллектуальную собственность, его природные и приобретенные интеллектуальные способности и навыки, а также накопленные им базы знаний и полезные отношения с другими субъектами. Ценность субъекта интеллектуального капитала всегда должна рассматриваться в соотношении с реально ожидаемыми результатами его интеллектуальной деятельности, на этом основании должна выражаться соответствующей стоимостью. Интеллектуальный капитал является ведущим капиталом и составляет основу любого предприятия на современном этапе развития рыночной экономики.

Главная функция интеллектуального капитала — существенно ускорять прирост массы прибыли за счет формирования и реализации необходимых предприятию систем знаний, вещей и отношений, которые, в свою очередь, обеспечивают его высокоэффективную хозяйственную деятельность. В частности, интеллектуальный капитал предприятия определяет качество его системы управления.

9 стр., 4055 слов

Влияние социокультурных условий жизни на интеллектуальное развитие ...

... период младшего школьного возраста, на развитие их умственных способностей, структуру интеллектуального развития и дивергентного мышления. Цель исследования - изучение психологических особенностей интеллектуального развития детей младшего школьного ... способы решения разных классов задач и т. п.) владеют младшие школьники. О важности этой стороны психического развития ребенка, осваивающего учебную ...

Именно интеллектуальный капитал задает темп и характер обновления технологии производства и его продукции, которые затем становятся главным конкурентным преимуществом на рынке. «Интеллектуальный капитал — это система капитальных устойчивых интеллектуальных преимуществ данной компании или фирмы на рынке» Б. Б. Леонтьев придерживается определения интеллектуального капитала, данного Л. Эдвинсоном, согласно которому интеллектуальный капитал состоит из трех составляющих: человеческого капитала, организационного или структурного капитала и клиентского капитала, каждый из которых может бы и, заемным или собственным.

Сущность интеллектуального капитала как экономической категории можно определить как систему отношений различных экономических субъектов по поводу рационального, устойчивого его воспроизводства на основе прогрессивного развития науки в целях производства конкретных товаров, услуг, дохода, повышения жизненного уровня, решения проблемы неравномерности мирового и регионального развития на основе персонифицированных экономических интересов субъектов.

Интеллектуальному капиталу присуща более высокая ступень развития по сравнению с уже известными функциональными формами капитала, критерием чего является более устойчивый уровень экономического роста общества, эффективности его структур. Интеллектуальный капитал, развиваясь на основе предшествующих форм капитала, вбирает в себя их основные свойства и одновременно имеет собственное содержание, определяемое спецификой его функций:

  • наличие и прогрессивное развитие интеллектуальной собственности;
  • становление креативного типа мышления работников, предпринимателей, научных деятелей, управляющего персонала, формирующего и реализующего основные модели воспроизводства каждой конкретной экономической системы и их совокупности;
  • преимущественное формирование в данной системе капитала интеллектуального центра, охватывающего постепенно всю совокупность факторов производства, распределения, обмена и потребления.

Современными формами материализации интеллектуальною капитала сегодня являются материальные факторы производства, труда — патенты, лицензии, ноу-хау, модели, программы и т. п., находящие растущее применение во всех сферах жизнедеятельности общества и его субъектов. Интеллектуальный капитал постепенно обретает собственную оригинальную форму движения, системообразующим элементом которого является наука. Как и всякий капитал, интеллектуальный капитал имеет свои особенности движения и распространяет свое влияние на все составляющие корпоративной структуры.

Интеллектуальный капитал осуществляет завершенный процесс движения, формируя, дополняя, реализуя себя как систему. Значительная часть цикла движения интеллектуального капитала связана с расходованием инвестиционных средств, но отдача происходит не сразу. Только на стадиях материализации капитала, определяемых функционированием маркетинг – систем, создаются возможности окупаемости затрат, получения прибыли. Он так же связан с качественными свойствами рабочей силы. Для рождения интеллектуального капитала недостаточно одного творческого потенциала. Базой его формирования являются следующие характеристики рабочей силы: природные качества (здоровье, психофизиологическая устойчивость), соответствующее воспитание, давшее индивиду возможность и желание упорно, дисциплинированно трудиться, систематически работая над собой; профессиональная подготовка, квалификационный уровень, сочетающийся с неуклонной работой над его повышением, поиск новых решений, постоянное повышение культурного уровня расширяющее горизонт знаний и мышления; чувство хозяина. В целом это формирует определенный творческий креативный менталитет, который является неотъемлемой движущей частью интеллектуального капитала. Это система характеристик, определяющих способность человека, то есть качество рабочей силы индивидуума, совокупного работника предприятия, фирмы корпорации, страны, материализуемое или проявляющееся в процессе труда, который создает товар, услуги, прибавочный продукт в целях их воспроизводства на основе персонифицированного экономического интереса каждого субъекта, их совокупности.

9 стр., 4210 слов

Интеллектуальный капитал как инновационный ресурс

... в качестве элементов основного капитала. интеллектуальный капитал инновационный экономика 3. ИНФОРМАЦИЯ И ЗНАНИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕСУРС Применение знаний, информации и информационных технологий ... СУЩНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА Экономические категории "человеческий капитал" и "интеллектуальный капитал" основаны на месте и функциях человека в экономической системе, его способности к труду, ...

Интеллектуальным капиталом в современных условиях могут обладать люди любых профессий, способные к творческом мышлению, так как их капиталом становится способность к неординарным поступкам и действиям. Но посвятить себя научной или какой-либо другой интеллектуальной деятельности они решают только тогда, когда они могут ожидать от этого выгоды, как денежной, так и морально-психологической, превосходящей выгоды простых носителей рабочей силы. Носителями интеллектуального капитала можно назвать профессионалов, наделенных уникальными и трудно заменимыми способностями, значимость которых для общества лучше всего оценивается в условиях рынка.

Важен факт, что интеллектуальный капитал как экономическая категория может существовать только в рыночной экономике, в условиях рынка, как и другие формы капитала, когда способность к труду является товаром, приносящим не только стоимость, но и прибавочную стоимость. Рынок платит за то, что обладает ценностью. Именно в рыночном обществе неравенство людей в их интеллектуальных способностях наиболее резко бросается в глаза. Разрыв между тем, что на самом деле представляет собой человек и его имеющиеся успехи, с одной стороны, и тем, что он думает о своих возможностях и достижениях, с другой стороны, безжалостно обнажается.

Дж. Гэлбрейт отмечал: «Доллар, вложенный в интеллект человека, часто приносит больший прирост национального дохода, чем доллар, вложенный в железные дороги, плотины, машины и другие капитальные блага. Образование становится высокопроизводительной формой капитальных вложений» [Гапоненко А.Л. Экономика, основанная на знаниях: Учебное пособие. – М.: Щербинская типография, 2006 ] .

Инвестирование — это важная предпосылка производства интеллектуального продукта, но еще не само его производство, которое осуществляется в процессе деятельности, где владелец этого капитала выступает либо объектом, либо субъектом, либо результатом воздействия. Для формирования и развития творческих способностей одних лишь инвестиций недостаточно. Содержание этого процесса — это не просто вложение средств и ресурсов, а осознанная и целенаправленная деятельность самого носителя этих качеств, домохозяйства и всего общества. Интеллектуальный капитал создается как в общественном секторе экономики посредством рыночного механизма, так и в личном, в том смысле, что затраты труда и усилий по саморазвитию и самосовершенствованию играют решающую роль в этом процессе. Но эти затраты неизбежно включаются затем в общественные затраты, как движение всего воспроизводственного процесса, ибо накопленный запас знаний, умений и иных производственных качеств человека может быть реализован и может получить оценку только в обществе посредством активной деятельности их обладателя.

Инвестиции в интеллектуальный капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций:

  • отдача от инвестиций в интеллектуальный капитал непосредственно зависит от продолжительности трудоспособного периода его носителя. Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу. Но нужно иметь в виду, что более качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и более долговременный эффект;
  • интеллектуальный капитал подвержен не только физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться.

Износ интеллектуального капитала определяется, во-первых, степенью естественного старения человеческого организма и присущих ему психофизических функций, а во-вторых, степенью морального устаревания знаний. Накопление интеллектуального капитала осуществляется в процессе накопления работником производственного опыта. Если данный процесс осуществляется непрерывно, то по мере использования интеллектуального капитала его качественные и количественные (качество, объем, ценность) характеристики улучшаются и увеличиваются;

  • по мере накопления интеллектуального капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудового возраста), а потом резко снижается;
  • не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в интеллектуальный капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически эффективны;
  • характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями;
  • по сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в интеллектуальный капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения одного человека, так и точки фения всего общества.

В оценке интеллектуального потенциала как особой формы капитала имеется одна серьезная проблема, которую пока не удается удовлетворительно разрешить. Дело в том, что у интеллектуального потенциала процесс износа и обесценивания протекает иначе, чем у материально-вещественных факторов. В первые годы функционирования интеллектуального капитала за счет физического взросления работника, а также за счет накопления им производственного опыта, экономическая ценность запаса его знаний и способностей не уменьшается, как это происходит с физическим капиталом, а, напротив, возрастает. Наблюдается процесс повышения ценности интеллектуального капитала.

Обычно темпы физического и морального износа запаса знаний и квалификации начинают перекрывать значение непрерывно продолжающегося роста другого актива — производственного опыта, где-то к концу второго десятилетия трудового стажа. Лишь с этого момента начинается процесс обесценивания интеллектуального капитала. Причем темпы его, как правило, намного ниже темпов амортизации основного капитала.

Наконец, у вещественных средств производства амортизационный процесс строится обычно таким образом, чтобы к концу срока службы полностью списать их стоимость. С интеллектуальным капиталом дело обстоит иначе. В большинстве случаев окончание трудовой деятельности работника вовсе не означает, что накопленный им запас знаний и навыков подвергся полному износу и обесцениванию. Дело еще больше осложняется, если учитывать периодически все более ускоряющийся процесс устаревания знаний в течение жизни одного поколения и необходимость их постоянного обновления в ходе непрерывного образования и обучения.

Сущность любой экономической категории всегда проявляется через функции. Функции являются производными от сущности, которую они выражают, и показывают как, каким образом реализуется общественное назначение этой экономической категории. Поэтому основными функциями интеллектуального капитала являются: накопительная, производственная, воспроизводственная, стимулирующая, обеспечения производительности труда, конкурентоспособности, воздействия на экономический рост.

При характеристике понятия «интеллектуальный капитал» необходимо выделить следующие особенности данной категории:

  • в современных условиях интеллектуальный капитал определяет главные тенденции экономического роста;
  • формирование интеллектуального капитала требует от самого человека и всего общества значительных и все возрастающих затрат;
  • интеллектуальный капитал в виде знаний, навыков, опыта может быть накапливаемым;
  • по мере накопления интеллектуального капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудового возраста), а потом резко снижается;
  • характер и виды инвестиций в интеллектуальный капитал обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями;
  • инвестиции в интеллектуальный капитал должны обеспечивать его обладателю получение более высокого дохода;
  • вложения в интеллектуальный капитал дают довольно значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру экономический и социальный эффект.

Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу. Но нужно иметь в виду, что более качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и более долговременный эффект. Инвестиционный период у интеллектуального капитала значительно длиннее, чем у физического. У последнего он составляет в среднем от одного года до пяти лет, а у такой формы вложения в интеллект, как образование, инвестиционный период может достигать 12-20 лет, продолжаясь в дальнейшем всю трудовую жизнь;

  • интеллектуальный капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности. Интеллектуальный капитал не является оборотным активом;
  • только его услуги или отдельные элементы, пригодные для патентования знания, могут быть куплены или проданы. Интеллектуальный капитал неотделим от его носителя — живой человеческой личности, и вследствие этого в качестве актива он почти полностью неликвиден;
  • использование интеллектуального капитала всегда контролируется самим индивидом независимо от источника инвестиций на его развитие;
  • функционирование интеллектуального капитала, степень отдачи от его применения обусловлены свободным волеизъявлением субъекта, его индивидуальными интересами и предпочтениями, его материальной и моральной заинтересованностью, ответственностью, мировоззрением и общим уровнем культуры, в том числе и экономической;
  • В общественном воспроизводственном процессе предприятие выступает как организационная форма формирования интеллектуального капитала.

Вместе с тем любое предприятие — часть органической системы общества. Через предприятие осуществляется воспроизводство общества, но одновременно общество — основа воспроизводства предприятия. Это двуединые субъекты, все элементы которых взаимодействуют, причем данный процесс противоречив и требует выявления равновесия, условий и срока его действия.

Особой организационной формой проявления результата воспроизводства интеллектуального капитала является общество и характеристика эффективности осуществления данного процесса -интеллектуальный потенциал общества.

Интеллектуальный потенциал общества — это совокупная способность общества к освоению и осмыслению мира, накопленный им объем научной и культурной информации, системы производства, передачи знаний, а также соответствующая совокупность рабочей силы, способная принимать, перерабатывать, использовать, воспроизводить и передавать информацию.

Интеллектуальный потенциал конкретных людей и нации в целом определяет место, занимаемое государством в мировых экономических отношениях, его вес и конкурентоспособность.

В современных условиях интеллектуальный капитал включает в свой состав индивидуальный интеллектуальный капитал, формируемый в рамках отдельных производственных единиц, единство которого на макро уровне представляет собой совокупный интеллектуальный капитал. [Джанетто К., Уиллер Э. Управление знаниями. Руководство по разработке и внедрению корпоративной стратегии управления знаниями. – М.: Добрая книга, 2005.]

С точки зрения технологической совокупности, интеллектуальный капитал нации представляет собой создание обществом определенных материально-технических условий для формирования и развития производительных способностей людей. На развитие совокупного интеллектуального капитала страны непосредственно влияют такие факторы, как затраты на образование, науку, культуру, здравоохранение, охрану окружающей среды, улучшение условий труда, инвестиции в производство и сферу сбыта.

Чтобы существовать, интеллектуальный капитал должен осуществлять непрерывное движение, развитие.

В несколько ином ракурсе характеризует мыслительный багаж общества понятие «интеллектуальная культура». Представляется, что здесь на первый план выходит качество потенциала, способ получения знаний, их связь с эстетическими и нравственными принципами. Говоря об интеллектуальной культуре, нужно иметь в виду характер и стиль мышления, предполагая, что он связан с духовным климатом общества.

В экономической социологии существует интегративное понятие экономической культуры, под которой понимается совокупность профессиональных знаний и навыков, хозяйственных нравов и обычаев, норм и ценностей данного сообщества, необходимых для выполнения людьми своих общественно значимых экономических ролей.

Проблемы нравственности особо остро стоят в нашем еще не в полной мере структурированном обществе. Правовой вакуум, слабость государственных институтов, призванных охранять законность, оставляют, например, за любым экономическим субъектом свободу нравственного выбора.

Развитие экономической системы, то есть разрешение противоречий, обусловленных вероятностной духовной природой интеллектуальной деятельности человека, прямо зависит от движения интеллектуального капитала. Интеллектуальный капитал выступает как управляющая система для экономической системы.

Интеллектуальный капитал представляет собой социально-экономическую систему, характеризуемую специфическими свойствами, обусловленными духовной природой его факторов. Основой интеллектуального капитала является способность к труду, на определенном этапе своего развития позволяющая устойчиво создавать избыточную прибавочную стоимость.

Личность работника, уникальность его свойств становится интегральным показателем качественного развития способности к труду как основы интеллектуального капитала.

Интеллектуальный капитал — это экономические отношения по поводу воспроизводства и отчуждения результатов интеллектуальной деятельности между носителями интеллектуальных способностей, принимающих форму интеллектуальной собственности, и ее потенциальными потребителями.

Способ производства

Определяющая форма собственности

Собственник средств производства

Способность к общественно-полезной деятельности

Элементы интеллектуального капитала

Первобытнообщинный строй

Общинная собственность на средства производства

Община. Жесткая дифференциация отсутствует

Способности к деятельности

Интеллектуальные способности на интуитивном уровне личности, интеллектуальный потенциал общины

Рабовладельческий строй

Частная собственность

Рабовладелец. Творчество -удел свободных и частично рабов. Результат внедрения идей собственность рабовладельцев

Способность к деятельности. Способность к труду

Интеллектуальный потенциал коллектива, произведения искусства, привилегии, научные открытия, осознанные интеллектуальные способности

Феодальный строй

Частная собственность

Феодал (в большей степени) и крепостной крестьянин (в меньшей степени)

Способность к производительному труду. Интеллектуальные способности

Патенты; интеллектуальная собственность

Капиталистический способ производства (индустриальное общество)

Частная собственность

Капиталист, предприниматель, ведущий активную деятельность с целью роста прибыли

Способность к производительному труду. Интеллектуальные способности. Творчество

Интеллектуальная активность, информационная система, рыночные активы, инфраструктурные активы

Постиндустриальное

общество

Частная собственность. Интеллектуальная собственность

Предприниматель, частично наемный рабочий

Способность к производительному труду. Способность к интеллектуальной (креативной) деятельности

Воспроизводство интеллектуального капитала

Информационное общество

Интеллектуальная собственность

Занятый общественно-полезной деятельностью

Креативная деятельность. Способность к общественно-полезной деятельности

Расширенное воспроизводство интеллектуального капитала

Консультирование в широком смысле, как предоставление независимых советов, появилось сотни лет назад, но как вид профессиональной деятельности консалтинг оформился совсем недавно. «Золотой век» этой отрасли пришелся на 50-60-е гг. 20 века, когда консалтинг выделился в отдельный сектор услуг.

Круг проблем, решаемых консалтингом, весьма широк, кроме того, специализация компаний, предоставляющих консалтинговые услуги может быть различной: от узкой, ограничивающейся каким – либо одним направлением консалтинговых услуг (например, аудит), до самой широкой, охватывающей полный спектр услуг в этой области.

Консалтинг – это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учётом предметной области и проблем клиентов.

Потребность в консалтинге возникает, когда требуется понять, что тормозит развитие компании и в каком направлении следует развиваться.

Основная цель консалтинга заключается в улучшении качества руководства, повышении эффективности деятельности компаний в целом и увеличении индивидуальной производительности труда каждого работника.

Согласно распространённому мнению, к услугам внешних консультантов обращаются в основном и в первую очередь те организации, которые оказались в критическом положении. Однако помощь в критических ситуациях – отнюдь не основная функция консалтинга. Ниже перечислены случаи когда надо обращаться в консалтинговую:

Во-первых, в тех случаях, когда предприятие, имеющее статус надежного, намечает перестройку всей системы, связанную либо с расширением, либо с изменением формы собственности, либо коренным изменением спектра деятельности предприятия и переориентации ее на более перспективные и/или выгодные направления бизнеса.

Во- вторых, в случаях, когда предприятие, имеющее статус надёжного, с целью утверждения своих позиций на рынке и создание необходимого имиджа в глазах потенциальных партнеров, обращается к услугам консультантов (например, аудитора), проводит ревизию своей деятельности (например, аудиторскую проверку) и затем делает её результаты достоянием гласности.

И, наконец, в-третьих, в тех случаях, когда предприятие находится в критическом положении (или даже на грани краха) и своими силами из этого положения выбраться не в состоянии ввиду отсутствия опыта и внутренних ресурсов для адекватной и своевременной реакции на создавшуюся ситуацию. Услуги консультанта (консалтинговой фирмы) в этом случае носят характер кризис – консалтинга.

1. Консалтинг – это работа независимых экспертов на рыночных условиях в рыночной экономике. [Коллинсон К., Парселл Д. Учитесь летать. Практические уроки по управлению знаниями от лучших научающихся организаций. – М.: ИКСИ, 2006. ]

Работая в непосредственном контакте с заказчиком, консультант должен получать полную и достоверную информацию, чтобы принимать верные решения. Ведь его цель не просто дать совет, а помочь, что гораздо сложнее. Заключив контракт, он несёт ответственность за проделанную работу.

Консультирование по экономике и управлению – особая сфера услуг и часть инфраструктуры рыночной экономики. В то же время это научная сфера с богатым методологическим аппаратом.

Издавна в отрасли ведется спор между дженералистами и специалистами. Дженералисты консультируют на основе общих знаний о законах управления, специалисты – на основе знаний в конкретных областях управления и экономики (финансы, конъюнктура рынка, стратегическое планирование).

В результате противостояния этих тенденций на Западе сформировался профиль консультанта, который сочетает в себе применение общих методологических принципов и практических, найденных экспериментальным путем приемов.

Выделяют 3 стиля консультирования:

Экспертное

Клиент верно определил суть и содержание проблемы и временно передает бремя решения проблемы специалисту. Роль консультанта – передать клиенту готовое решение без комментариев и обоснований.

Обучающее

Клиент верно определил суть и содержание проблемы и временно передает бремя решения проблемы специалисту, принимая участие в семинаре по выявлению способов решения проблемы. Роль консультанта — передать клиенту готовое решение с комментариями и пояснениями.

Процессное

Клиент констатирует, что само определение сути и содержания проблемы представляется сложным и запутанным, готов разрешить консультанту участвовать не только в определении сути проблемы, но и в процессе ее решения. Консультация по процессу развивает умение клиента решать проблемы. Роль консультанта по процессу — содействовать процессу решения проблем, а не определять их содержание.

Как мы видим, консалтинговый процесс проходит в тесном взаимодействии с клиентом и имеет следующие стадии:

диагностика (выявление проблем)

сбор данных на объекте и их обработка,

систематизированное определение проблемы

разработка решений

определение поля допустимых решений,