Курсовая_Экономическая теория ( по экономической теории, тема "Доходы населения и их распределение")

Курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ

Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются

непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей.

Заработная плата их основной источник. Но нередко ее величина не достаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость для государства регулировать заработную плату, а для населения искать другие источники доходов. Чем больше доходы, тем выше спрос на продукцию и услуги, производимые различными отраслями, тем выше качество продукции, т.к. возникает мотив для достижения лучших конечных результатов, ее конкурентоспособность, выше эффективность производства, значит, лучше экономическая ситуация в стране. Поэтому распределение доходов, заработной платы является частью политики любого государства. Таким образом, доходы населения и их распределение заслуживают пристального внимания, а все проблемы, с ним связанные, требуют скорейшего разрешения. Именно поэтому данная тема актуальна в любые времена, в любой стране, при любом экономическом строе. В Российской Федерации вопросы, связанные с доходами, стоят очень остро, Решение проблем требует большего государственного вмешательства, чем в развитых странах. Поэтому я уделила ей большее внимание.

1. ДОХОДЫ И ИХ ИЗМЕРЕНИЕ

Доходы населения – это сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависит от размера дохода. Доходы отдельного домохозяйства, как правило, подразделяют на четыре группы:

  1. доход, получаемый за счет использования иных факторов производства: доход от владения капиталом – процент, доход от владения землей – рента, предпринимательский доход.
  1. доход, получаемый в виде оплаты за труд, принимающий форму заработной платы.
  1. трансфертные платежи: пенсия по возрасту, стипендия, дополнительные пособия, пособия по безработице и т.д.
  1. доходы, получаемые от занятости в неформальном секторе экономики.


Натуральные доходы

населения – это все поступления продуктов сельского хозяйства: продуктов земледелия, скотоводства, птицеводства; различных изделий, услуг и другой продукции в натуральной форме, получаемых с приусадебных участков и т.д. Соотношения между денежными и натуральными доходами периодически меняется, но все-таки, более распространенной формой доходов является денежная форма. У бедных слоев населения всегда высока доля натуральных доходов. В период ухудшения экономической обстановки в стране удельный вес натуральных доходов повышается.

3 стр., 1076 слов

Реферат: Экономические аспекты роста населения. Экономика и население

... регулирование численности населения. Правительства большинства развивающихся стран стремятся снизить рождаемость с помощью сочетания экономического развития и планирования семьи. По мере индустриализации страны наблюдается переход от быстрого роста населения к более ...

Важное значение для характеристики благосостояния населения имеют совокупные доходы всего населения, семьи, отдельного человека. Рост совокупных доходов при неизменных ценах и налогах свидетельствует о повышении возможностей населения для удовлетворения своих потребностей.
Совокупными доходами

называется весь объем жизненных средств, который поступает в распоряжение населения, включая бесплатные и льготные услуги из общественных фондов потребления. Частью совокупных доходов являются мобильные доходы, которые составляют совокупные доходы без учета услуг из общественных фондов потребления.

Доходы бывают номинальными, располагаемыми и реальными.
Номинальные доходы

характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.Располагаемые доходы
– это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережения. Реальные доходы
характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен и тарифов, представляют собой реальную покупательскую способность номинальных доходов.

Заработная плата

Заработная плата образует большую часть доходов населения и поэтому оказывает существенное влияние на размер спроса на потребительские товары и на их цены. Под заработной платой в широком смысле слова понимается доход от фактора производства под названием «труд». В узком смысле слова заработная плата рассматривается как ставка, т.е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени.

Необходимо различать номинальную (денежную) и реальную заработную плату.


Номинальная заработная плата

– это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (час, день, неделя, месяц и т.д.).Реальная заработная


плата

– это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату (полученные деньги); реальная заработная плата – это покупательная способность номинальной заработной платы.

Функции заработной платы

Заработная плата выполняет несколько функций, самые главные из них – воспроизводственная, стимулирующая, статусная, регулирующая, производственно-долевая.


Воспроизводственная функция

состоит в определении такого абсолютного размера заработной платы, который позволяет осуществить нормальное производство рабочей силы. Поэтому эта функция выполняет определяющую роль по отношению к другим. В случае, когда заработная плата по основному месту работы не обеспечивает работнику и его семье нормальное воспроизводство, возникает проблема дополнительных заработков. А они не всегда вызывают позитивные последствия. Дополнительная работа приводит к истощению трудового потенциала, снижению профессионализма, ухудшению трудовой и производственной дисциплины.

10 стр., 4848 слов

Научный труд: Критерии эффективности управленческого труда

... оплату труда (заработная плата руководителей и специалистов, технического и обслуживающего персонала, премии); затраты на технику управления (носители информации и предметы управленческого труда, средства ... как оценить работу руководителя, выделить критерии и показатели эффективности управленческого труда. Но следует помнить, что труд руководителя настолько специфичен, что правильно определить его ...


Статусная функция

заработной платы предполагает соответствие статуса, определяемого размером заработной платы, трудовому статусу работника. Трудовой статус – это место работника по отношению к другим работникам. Поэтому размер вознаграждения за труд является одним из главных показателей этого статуса, а его соответствие с трудовыми усилиями работника позволяет судить о справедливости размера его заработной платы. Статусная функция важна, прежде всего, для самих работников с точки зрения их притязаний на заработную плату и для своей реализации требует материальной базы.


Стимулирующая функция

заработной платы предполагает побуждение работника к трудовой активности, к максимальной отдаче, повышению эффективности труда. Этой цели служит установление размера вознаграждения за труд в зависимости от достигнутых работником результатов. Если же заработная плата не будет зависеть от личных усилий работника, то это приведет к ослаблению стимулирующей функции и, следовательно, к снижению инициативы и трудовой активности. Реализация этой функции осуществляется руководством фирмы посредством различных систем оплаты труда.


Регулирующая функция

заработной платы воздействует на соотношение спроса и предложения рабочей силы, на формирование персонала и степень его занятости. Эта функция выступает балансом между работниками и работодателем. Основа реализации функции – дифференциация в оплате труда по группам работников.


Производственно-долевая функция

заработной платы определяет меру участия живого труда в образовании цен товара, его долю в совокупных издержках производства и издержках на рабочую силу. Эта доля позволяет установить величину стоимости рабочей силы, ее конкурентно способность на рынке труда. Эта функция важна не только для работодателя, но и для работника. Некоторые системы бестарифной оплаты труда и другие предлагают тесную связь заработной платы и фонда оплаты труда.

Минимальная заработная плата.

Минимальная заработная плата – это социальная норма, она представляет собой низшую границу стоимости рабочей силы самого простого труда в нормальных условиях производства. Она устанавливается государственными законами.

Установление размера минимальной заработной платы в субъекте

Российской Федерации

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организации, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной доход деятельности;

другими работодателями – за счет собственных средств.

Разработка проекта регионального о минимальной заработной плате и заключения указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей настоящего Кодекса.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединится к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет его об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Из семнадцати развитых стран Европы среднегодовая заработная плата одного работника лишь в двух странах – Греции и Португалии – составляет 10 000 долл., а в остальных значительно выше. Самую высокую заработную плату (35 000 — 40 000 долл.) выплачивают в Дании, Нидерландах и Люксембурге. В Iквартале 2003 г. среднемесячная заработная плата равнялась 4 800 руб. (в 2007 г. – 6 000 руб.; минимальная заработная плата 2 300 руб.), а в расчете на год – 576 000 руб., или 1920 долл.

Вышеприведенные данные показывают, что жизненный уровень россиянина в несколько раз ниже уровня жизни работника развитых стран Европы. Это и является основной причиной того, что удельный вес налога с доходов физических лиц в доходной части бюджета в 2-3 раза меньше, чем в любой из вышеприведенных стран: в целом по странам Организации экономического сотрудничества и развития – 38,3%, в Великобритании – 26,7%, в Германии – 28,9%.

Представляет интерес сравнение действовавших в 2002 году ставок налога ряда стран и РФ (таблица 1).

Таблица 1.

2002 год

Наименование государства

Стандартные ставки государства, %

Минимальная

Максимальная

Австралия

Австрия

Германия

Дания

8

Италия

Канада

17,5

31,3

Мексика

3

Нидерланды

8,85

Польша

Венгрия

Чехия

США

Франция

10,5

Россия

В России каждый год можно наблюдать рост минимальной заработной платы (таблица 2).

Таблица 2.

Год введения

Минимальная з/п

Прожиточный минимум

2007

2300

3879

2006

1100

3437

2005

800

3060

2004

700

2451

2003

600

2143

2002

450

1893

2. ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ

Рыночное распределение доходов населения на основе конкурентного механизма спроса и предложения на факторы производства приводит к тому, что вознаграждение каждого фактора каждого фактора происходит в соответствии с его предельным продуктом.

Принято различать
функциональное

и персональное
распределение доходов. Функциональное распределение означает распределение национального дохода между собственниками различных факторов производства. Персональное распределение – это распределение национального дохода между гражданами страны, независимо от того, владельцами каких факторов производства они являются.

Что же означает понятие «справедливость»? Социальна справедливость в экономической теории – это проблема приемлемой степени неравенства в распределении доходов. Существует несколько концепций справедливости, или справедливого распределения доходов.

2.1. Эгалитаристская концепция

Эгалитаристская концепция считает справедливым уравнительное распределение доходов. Логика рассуждений здесь такова: если требуется разделить определенное количество благ между людьми, одинаково этого заслуживающими, то справедливым бы было распределить поровну.

2.2. Утилитаристская концепция

Утилитаристская концепция считает справедливым такое распределение доходов, при котором максимизируется общественное благосостояние, представленное благосостояние, представленное суммой индивидуальных полезностей всех членов общества. Математически это можно выразить в виде формулы, отражающей утилитаристскую функцию общественного благосостояния:

n

W(u
1

,u2
…….un
) =∑ui
(1)

I = 1

функция общественного благосостояния

u – индивидуальная функция полезности

Приведенная формула (1) требует некоторых пояснений.

Во-первых, утилитаристский подход предполагает возможность межличностного сравнения индивидуальных функций полезностей различных членов общества. Во-вторых, функции индивидуальной полезности, согласно утилитаристскому подходу, могут быть:

а) одинаковыми у всех людей,

б) различными у любых членов общества.

Таким образом, согласно этому подходу, общество может считать справедливым как равное, так и неравное распределение доходов, в зависимости от представлений о характере индивидуальных функций полезностей разных членов общества. В случае а) утилитаристская концепция совпадает с эгалитаристской: поскольку все люди обладают совершенно одинаковой способностью извлекать предельную полезность из своего дохода, то справедливым будет его уравнительное распределение.

Эгалитаристская концепция противостоит утилитаристской, которая при сравнении вариантов распределения доходов упирается на суммарное благосостояние общества. Утилитаристская концепция основывается на максимилизации общей полезности, поэтому она мне кажется более справедливой, чем эгалитаристская.

2.3. Роулсианская концепция.

Роулсианская концепция основана на утверждении, что справедливым будет считаться такое распределение, которое максимизирует благосостояние наименее обеспеченного члена общества. Для обоснования своего подхода Джон Роулс, чье имя дало название этой концепции, использует специфическую мысленную структуру, известную в экономической теории под названием «вуаль неведения». «Вуаль неведения» означает, что при формировании принципов справедливого распределения нужно абстрагироваться от возможных последствий для твоего личного благосостояния.

Роулс утверждает, что в условиях «вуали неведения» каждый предпочел бы застраховаться от возможного падения в пропасть бездны, и поэтому бы одобрил бы такое распределение доходов, при котором общество было бы озабочено максимизацией доходов наименее обеспеченных членов общества.

Роулсианская функция общественного благосостояния имеет следующий вид:

W(u
1

, u2
, …….un
) = min{u1
, u2,
…….un
} (2)

Здесь речь идет о максимизации благосостояния лица с минимальным доходом; справедливость распределения дохода зависит только от благосостояния самого бедного индивида.

2.4. Рыночная концепция.

Рыночная концепция считается справедливым распределением доходов, основанное на свободной игре рыночных цен, конкурентном механизме спроса и предложения на факторы производства. Распределение ресурсов и доходов в рыночных условиях производится безличностным процессом.

Существенно влияние на снижение доходов в переходной экономике оказывает инфляция. Она ведет к сокращению робертсонианского лага (интервала между воздействием и его эффектом), в частности, лага потребления т.е. промежутка времени между получением дохода и намерением произвести покупку. Лаговую функцию потребления анализировал М. Фридмен. Сокращение этого лага в переходной экономике обусловлено инфляционными ожиданиями, которые побуждают население к осуществлению покупок, либо финансовым сбережениям.

Таким образом, формирующиеся в обществе переходного периода доходы являются вторым полюсом равновесного состояния экономики, первый из которых – предложение конечных продуктов. Способ распределения доходов, их общий уровень вводят еще дополнительные условия в модель равновесия спроса и предложения Вальраса – так называемый Парето-оптимум. Парето доказал, что равновесие лишь тогда существует, когда устанавливается не только равновесие спроса и предложения, но и равновесие, но и равновесное благосостояние участников рыночных отношений. Это идеал рынка, в котором не только сбалансирован обмен, но и растет благосостояние всех его участников. Оптимум Парето или его критерий благосостояния гласит: любое изменение, которое никому не повредит и улучшит положение некоторых, следует рассматривать как общее улучшение. Но в реальной практике формулы оптимума Парето нет.

Выбор принципов социальной справедливости в распределении доходов определяется в каждом обществе по-своему, исходя из духовных устоев каждого из них, выработанных национальных стандартов, формировавшихся на протяжении всего предшествующего исторического развития данной страны. Так, например, российское общество, формировавшееся под воздействием сложных исторических событий, суровых климатических условий, природных особенностей страны и впитавшее в себя принципы эгалитаризма, выступающего под видом коллективного начала, и рыночные принципы справедливости и на первых этапах перехода к рынку зачастую будет их отторгать. Для реализации экономических реформ, обновления общества необходим поиск компромисса, отвечающего национальным особенностям, духовному настрою общества.

ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕФОРМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ

В настоящее время складывается следующие способы распределения доходов в формирующихся секторах экономики:

1. Государственный сектор – сужение его через приватизацию, коммерциализацию (на основе аренды или передачи в полное хозяйственное ведение) ведет к сокращению сферы действия распределения по труду, т.к. коллективы госпредприятий участвуют в распределении как владельцы средств производства, присваивают предпринимательский доход, как и другие субъекты рыночной экономики. Но доминирующей формой личного распределения доходов является распределение по труду по индивидуальным или бригадным затратам труда.

2. Корпоративный сектор основан на объединении собственности граждан. Распределение для всего коллектива собственников осуществляется по капиталу (доходу с находящихся в общей собственности средств производства) и присваивается предпринимательский доход. Внутри коллектива собственников распределения осуществляется по труду, если собственность общая, по паям, если долевая или по капиталу. Но это реализуется в конечном распределении, в течении года распределение осуществляется по труду в соответствии с ЕТС.

3. Частный сектор – здесь формируются: доход на собственность (процент на капитал) и предпринимательский доход, который включает в себя вознаграждение работника – собственника за труд по управлению производством.

Курсовая_Экономическая теория (Курсовая работа по экономической теории, тема «Доходы населения и их распределение») — Стр 2

4. Теневой сектор – существенно возросли доходы, что обусловлено как инфляционным их ростом, так и усилением налогового прессинга, заставляющего предпринимателей использовать противозаконные способы получения дохода.

5. Формируются принципиально новые элементы распределительного механизма, например, распределение доходов по унаследованному капиталу. Обеспечение потомкам более достойных условий жизни – важнейший мотив труда, хотя в условиях инфляции мотивация накопленного существенно снижается.

Таким образом, новая концепция распределения доходов основывается на реализации мотивов экономического поведения собственника, возникающих при условии индивидуализации присвоения в рамках всех крупномасштабных форм собственности. Поэтому восстановление более высоких мотивационных распределительного механизма соответствует этапам развития индивидуализации присвоения или обособления хозяйствования.

ЛИЧНЫЕ И РАСПОЛОГАЕМЫЕ ДОХОДЫ. ПРОБЛЕМА ИЗМЕРЕНИЯ

НЕРАВЕНСТВА В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ДОХОДОВ

Проблема неравенства в распределении доходов – одна из древнейших. Эта проблема порождает социальное напряжение, а проще говоря, — враждебное отношение бедных к богатым. Поэтому экономическая наука давно и постоянно занимается изучением неравенства и его негативных последствий, а также разработкой мер по их ослаблению. У этой проблемы есть две грани:

  1. Неравенство доходов
  2. Неравенство богатства

Люди получают доходы в результате предоставления находящиеся в собственности факторов производства в пользование фирмам для производства нужных людям благ, либо вкладывают в эти ресурсы в создание собственных фирм. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причинами такого положения являются:

— разная ценность принадлежащих людям факторов производства;

— разная успешность использования факторов производства;

— разный объем принадлежащих людям факторов производства.

Используя свои доходы, люди могут тратить их часть на приобретение дополнительного объема факторов производства, например, семья может положить часть своих заработков в банк, чтобы получать доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семьи, т.е. та собственность, которой они владеют, за вычетом долго, которые сделала семья, чтобы приобрести эту собственность.

Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства. Но разработка таких мер возможна лишь при умении точно измерять степень дифференциации доходов и богатства, а также результаты воздействия на нее с помощью государственной политики.

Для решения этой задачи используется «
метод построения кривой Лоренца

» (Рисунок 1).

Эта кривая позволяет увидеть персональное распределение доходов страны.

Если разделить все население страны на 20%, и совокупные доходы семей также по 20%, то можем увидеть, что линия, исходящая из осей координат дает нам представление о равном распределении доходов.

Кривая Лоренца основана на расчете накопленных (кумулятивных) долей, и соответственно, построении кумулятивной кривой. На оси абсцисс мы откладываем первые 20% семей; затем, добавив вторую группу, получаем % семей, затем 60% и т.д. На оси ординат мы откладываем кумулятивные значения доходов: первые 20%, затем 40%, далее 60% и т.д. Если бы 20% семей получали бы 20% совокупных личных доходов, 40% семей – 40% доходов, и т.д., то мы построили бы как раз биссектрису

Рисунок 1. Кривая Лоренца.

(линию абсолютного равенства).

Но в реальности распределение не бывает абсолютно равным. Например, первые 20% семей получат 5% доходов, 40% семей – 15% доходов, 60% семей – 35% доходов, 80% семей– 60% доходов, 100% семей — 100% доходов. Здесь доходы распределены неравномерно, что означает абсолютное неравенство в распределении доходов. Абсолютное неравенство означает, что и 20%, и 40%, и 60% и т.д. не получают никакого дохода, за исключением единственного, последнего в ряду (линия ОF), человека, который присваивает 100% всего дохода. Ломанная линия ОЕ – это линия абсолютного неравенства.

В реальности фактическое распределение дохода показано линией ОАВСDE. Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов. Если мы разделим заштрихованную площадь на площадь треугольника ОFЕ, то получим показатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов. Если площадь не заштрихованного участка графика обозначить буквой Т, то можно получить следующее отношение:

(3)

где G– показатель, измеряющий степень неравенства в доходах.

Этот показатель в экономической теории называют коэффициентом Джини. Очевидно, чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь фигуры Т, и, следовательно, больше коэффициент Джини будет приближаться к 1. Надо отметить, что коэффициент не может равняться ни единице, ни нулю, т.к. цивилизованная рыночная экономика исключает подобные крайности благодаря целенаправленному перераспределению доходов.

Коэффициент Джини — это отношение площади фигуры, ограниченной кривой Лоренца, к площади треугольника ОЕF. Он показывает изменение в дифференциации семей по уровню получаемых доходов, степень концентрации доходов. В связи с ростом дифференциации населения по уровню получаемых доходов в переходной экономике вогнутость кривой Лоренца увеличивается и коэффициент Джини растет.

Экономическая история человечества свидетельствует, что нежелательно и абсолютное равенство в распределении доходов, и слишком сильный изгиб корпуса кривой Лоренца.

Абсолютное равенство в доходах убивает в людях стимулы к производительному труду. Все мы рождаемся разными и наделены разными способностями, иногда довольно редкими. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на редкие способности немного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов.

Впрочем, люди с одинаковым типом способностей выполняют одни и те же обязанности тоже по-разному: с разной производительностью труда и качеством продукции. Это зависит от их индивидуальности, физических особенностей и нервно-психического склада. Как же следует оплачивать эти различные результаты труда и что является более важным – сам факт труда или его результат?

Если оплачивать одинаково – «по факту труда», то это не устроит людей, работающих с большей производительностью и наделенных полезных обществу талантами. Многие из них перестанут работать в полную силу, и результативность их труда опустится до уровня наименее одаренных и наименее трудолюбивых членов общества. В итоге возможности экономического прогресса страны уменьшатся, а темпы роста благосостояния всех ее граждан замедлятся.

Вот почему оплачивать деятельность людей приходится по-разному, в строгом соответствии с производительностью и качеством труда.

В силу этого определенное неравенство доходов следует признать нормальным. Более того – это крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей.

Экономическая история содержит немало примеров, доказывающих, что по мере развития хозяйства страны и роста общего уровня благосостояния ее граждан степень неравенства доходов поначалу возрастает и лишь затем начинает медленно снижаться.

Таким образом, неравенство доходов – это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение роста общего уровня благосостояния всех граждан страны. Но необходимость такой «платы» никогда не вызывает у людей радости. Чем выше различия в уровнях жизни между богатыми и бедными, тем сильнее недовольство последних. Экономисты давно установили, что различие в доходах становится опасным для социального мира в стране, если оно:

  1. становится чрезмерно большим;
  2. увеличивается слишком высокими темпами.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ В РФ

Важной тенденцией в распределении доходов в РФ является формирование многообразия функциональных доходов в зависимости от источника, спроса и предложения фактора производства, т.е. в соответствии с многообразием форм собственности:

— заработная плата наемных работников;

— заработная плата служащим в госсекторе;

— рента земельных собственников и домовладельцев;

— доходы мелких собственников (комбинация заработной платы, прибыли, ренты, процента и дивидендов).

Перераспределительное вмешательство государства также формирует новые формы персонального распределения доходов, т.е. фактического распределения доходов по отдельным группам населения – домохозяйствам, которые не зависят от источников, объединяют прибыль, пособие по безработице в одно понятие дохода и устанавливают объективную имущественную иерархию в обществе:

— пособие по безработице

— компенсационные выплаты – на детей, пенсионерам;

— индексация доходов, вкладов;

— установление минимальной заработной платы.

Новые способы распределения доходов формируются в соответствии с индивидуализацией присвоения через формирование частной индивидуальной собственности, выделение доли работника а имуществе предприятия и формирования корпоративной собственности. Без такой индивидуализации присвоения в рамках крупномасштабных форм собственности, как показала практика отчуждения работника от собственности, положительный импульс, заложенный в коллективной собственности, реализоваться не может. Важную роль в трансформации распределительных отношений играет обособления хозяйствования, т.е. отделение дохода работника, группы от общего государственного или сверхконцентрированного коллективного «котла». Эта тенденция характерна для всех стран, углубляющих рыночные начала. Она реализуется через приватизацию государственной собственности или выделение отдельных производств, подразделений в рамках единой фирмы с полноценным присвоением дохода в рамках ограниченного коллектива. К числу способов обособления хозяйствования относят приватизации, полное хозяйственное ведение, аренда, разукрупнение.

Историко-генетический анализ позволяет выделить следующие этапы рыночной трансформации механизма распределения в РФ:

  1. Хозяйственное ведение (начало 80-х г.г.) представлял собой реализацию государственной собственности.
  2. Аренда имущества государственного или колхозно-кооперативного предприятия (с середины 80-х г.г.) выступала как юридическая форма реализации государственной собственности через разделение права собственности и права хозяйствования.
  3. Приватизация имущества и земли в индивидуальную частную собственность (малую) и общую долевую (совместную).

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ

Существуют виды стабильной социальной поддержки определенных слоев и категорий населения со стороны государства, правительства, общества, не связанные непосредственным образом с чрезвычайными ситуациями. Речь идет о людях, находящихся на длительном или постоянном иждивении государства и общества, живущих в основном за счет гособеспечения. Для того, чтобы помочь этим людям, гарантировать их необходимыми средствами, существует социальная отрасль экономики, называемая социальным обеспечением.

Наиболее распространенный вид социального обеспечения – пенсионное обеспечение. В России свыше млн. человек пенсионеры. Большинство из них пенсионеры по возрасту. Согласно российскому законодательству женщины, начиная с возраста лет, а мужчины – лет, имеют право выхода на пенсию. Для лиц, работавших на вредных производствах, а также военнослужащих этот возраст еще ниже. Пенсионерам по возрасту выплачивается пенсия, зависящая от стажа работы и уровня заработной платы, которую получил пенсионер до выхода на пенсию. Наряду с пенсией по старости выплачивается пенсия по инвалидности. Пенсии по инвалидности не зависят от возраста и обусловлены только состоянием здоровья, невозможностью человека осуществлять трудовую деятельность.

Пенсии выплачиваются за счет средств пенсионного фонда, образуемого из отчислений предприятий и организаций в этот фонд и частично за счет госбюджета. По мере перехода к рыночным отношениям и повышением хозяйственной самостоятельности, предприятия получают возможность создавать собственные пенсионные фонды для выплаты пенсий своим работникам.

Кроме пенсий из средств государственного и местного бюджета предоставляются разнообразные пособия и выплаты различным категориям и нуждающегося населения. Пособия могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой социальной помощи. Пособия выдаются с целью социальной поддержки детей, больных, престарелых, безработных, лиц, лишенных средств существования.

Для детей, лишенных родителей, не имеющих родительской заботы и поддержки, создаются детские дома, интернаты, заботу о них принимает на себя государство. А для престарелых людей оказавшихся в той же ситуации, создаются дома престарелых.

Социальная помощь оказывается также в виде предоставления людям, семьям кредитов на строительство жилья, благоустройства, приобретения домашнего имущества.

Распространенным видом денежной помощи учащейся молодежи является выплата стипендий.

Особый вид социальной помощи – медицинская помощь. В значительной степени такая помощь оказывается бесплатно. Однако, практически, даже богатые страны не способны целиком возложить расходы здравоохранения на плечи государственного бюджета, часть медицинских услуг и лекарств являются платными.

Государство оказывает значительную помощь безработным. Это появляется в пособиях по безработице, которые предоставляются в течение полугода со времени потери работы. К примеру, в России пособие по безработице может выплачиваться в пределах месяцев (3 мес. – 75%, 4 мес. – 60%, в дальнейшем – 45%), по истечении года – минимальная заработная плата. Наряду с пособиями, государственный фонд занятости затрачивается средства на обучение безработных, помощь им в овладении новой специальностью.

Безработица — это проблема многих стран мира: по данным ООН, безработными являются 800 миллионов человек. Россия не является исключением.

Безработицу относят к макроэкономическим проблемам потому, что она:

  1. порождается процессами, происходящими в масштабах всей экономики страны;
  2. сама оказывает влияние, ощущаемое в масштабах всей экономики страны.

Для анализа проблем безработицы необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработным. Эти критерии устанавливаются законом или правительственными документами и немного различаются по странам. Но как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:

— трудоспособный возраст, т.е. человек должен быть старше минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать по найму, но меньше возраста, по достижении которого начинается пенсия по старости;

— отсутствие у человека постоянного заработка в течение некоторого времени;

— доказанное стремление человеком, найти работу (например, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют сотрудники этой службы).

Для обеспечения защиты населения государство должно, прежде всего, в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации, и функции предоставления социальной поддержки.

Анализ мирового опыта позволяет вычленить четыре институциональные формы социальной защиты населения.


Государственная социальная помощь

лицам, которые в силу нетрудоспособности, отсутствия работы, источников дохода не в состоянии самостоятельно материально обеспечить свое существование. Финансовыми источниками данного института защиты являются государственный, региональный и муниципальный бюджеты, формируемые за счет общей налоговой системы. Определяющая характеристика данного института защиты социально-алиментарные недоговоренные отношения государства с уязвимыми категориями населения. Выплаты в рамках этой системы осуществляются после проверки нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход, размеры, которого сопоставимы с уровнем, определяющим черту бедности.


Обязательное социальное страхование утраты дохода из-за потери трудоспособности или места работы.

Финансовые источники – страховые взносы работодателей, работников, организованные на принципах и с помощью механизмов обязательного социального страхования. Определяющие характеристики социально-страховых отношений: замещение утраченной заработной платы (это значит, что пособия увязаны с предыдущими заработками и взносами, т.е. предполагается наличие страхового стажа), солидарность и самоответственность страхователей и застрахованных.


Добровольное страхование работников

(от несчастных случаев, медицинское и пенсионное обеспечение).

Финансовые источники – страховые взносы самих работников, организованные на принципах и с помощью механизмов личного страхования. Определяющие характеристики – наличие страхового договора, самоответственность граждан.


Корпоративные системы социальной защиты работников, организуемые работодателями.

Финансовые источники – средства предприятий. Среди названных институтов социальной защиты базовым (по объему финансовых средств, массовости охвата, разнообразию и качеству услуг) является обязательное социальное страхование (пенсионное и медицинское, от несчастных случаев на предприятии и в связи с безработицей).

В развитых странах эти виды социального страхования поглощают, как правило, 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и составляют примерно 15-25% ВВП. В России же на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 7,3% ВВП. Мировой опыт подтверждает, что система социального страхования – один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение и тд.

7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОХОДОВ

Государственные программы стабилизации доходов имеют место в различных странах. Но порядок их формирования различен.

Одна часть средств таких программ формируется через государственный бюджет и используется централизованно. Другая часть средств образуется за счет прибыли на самих предприятиях и фондах.

Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании юных членов общества, содержании престарелых и нетрудоспособных, сохранения здоровья. Степень удовлетворения этих потребностей определяется сложившимся в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками, сложившимися в обществе.

Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.

Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей.

Второе направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации зависит от количества детей и уровня доходов родителей.

Особенность третьего направления определяется тем, что основная их часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего рода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя распоряжаться по ее усмотрению. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный исторический момент. Потребителем части государственной помощи выступают не все трудящиеся, а только те, которые имеют в этом потребность и только в меру этой потребности. Например, за бесплатной медицинской помощью в большей мере обращаются те, кто чаще и серьезнее болеет и не может оплачивать медицинские услуги.

Другими словами, выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, то государственная политика в этой области должна быть более активной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из острых проблем в рыночной экономике является распределение доходов. Доходы – это сумма денежных средств и материальных благ, которые получают или производят домашние хозяйства, могут быть получены из следующих основных источников: оплата за результат труда, трансфертные платежи, занятость в неформальном секторе, а так же безденежные доходы.

Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность.

Несмотря на то, что минимальная заработная плата и средние доходы населения постоянно растут, минимальная оплата труда по величине далека от прожиточного минимума, а доходы населения колеблются от величины минимума заработной платы до очень высоких значений. Поэтому, чтобы смягчить эту проблему, социальное государство обязано проводить активную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым безусловно относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на определенный уровень благосостояния.

В этой связи важнейшее теоретическое и практическое значение приобретает разработка и реализация государственной политики по профилактике и сокращению бедности в современной России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Курс экономической теории: Учебник/ Под ред. Чапурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров, 2004. – 831 с.
  2. Макконнел К.Р., Брю С.А. Экономикс: принципы, проблема и политика: Пер с 13-го англ. Изд. – М.: ИНФРА – М, 1999. ХХХIV, 974 с.
  3. Никифоров А., Лубков А. Основные направления реформирования заработной платы.//Экономист. – 1999. — № 4. – с. – 45.
  4. Ржаницына Л. Политика доходов: этапы и резервы.// Экономист. – 1999. — № 9. – с. – 69.
  5. Хомелянский Б.Н. Уровень жизни населения России: современное положение, тенденции развития.// Эко. – 1999. — № 3 – с.142-149.
  6. Экономика: Учебник./ Под. ред. Булатова А.С 2-е изд. Перераб. и дополн.- М.: Издательство БЕК, 1997, — 816 с.
  7. Яковлев Р. Усиление госрегулирования заработной платы: необходимость, направления, меры.//РЭЖ. – 1999.- № 3. – с. 36-49.