ОП.07 Основы экономики, менеджмента, маркетинга учебно-методическое пособие

Курсовая работа
Содержание скрыть

ГАПОУ МО «ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Кабинет учебно-методического обеспечения

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ОП. 07. «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА»

основной профессиональной образовательной программы

по специальности

19.02.10 (260807) «Технология продукции общественного питания»

для студентов очной формы обучения

Серпухов, 2016

Методические рекомендации печатаются по решению Методического Совета ГАПОУ МО «ГК» № 01 от 23.08.2012 г.

Составитель: Урядченко Т.Е., преподаватель ГАПОУ МО «ГК»

Рецензент: Ф.И.О., преподаватель ГАПОУ МО «ГК»

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы являются частью учебно-методического комплекса (УМК) по дисциплине ОП. 07. «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА»

Методические рекомендации определяют цели, задачи, порядок выполнения, а также содержат требования к лингвистическому и техническому оформлению курсовой работы, практические советы по подготовке и прохождению процедуры защиты.

Методические рекомендации адресованы студентам очной формы обучения.

В электронном виде методические рекомендации размещены в блоге «Методическая работа ГК» по адресу: www.annashiba.blogspot.com


Уважаемый студент!

Курсовая работа по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля Вашей учебной работы.

Курсовая работа – это творческая деятельность студента по изучаемой дисциплине реферативного практико-ориентированного характера.

Выполнение курсовой работы по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» направлено на приобретение Вами практического опыта по систематизации полученных знаний и практических умений, формированию профессиональных (ПК) и общих компетенций (ОК).

Эффективность деятельности предприятия в современных условиях в значительной степени зависит от компетентности руководителя (в т.ч. среднего звена), способного определить потребности рынка, организовать в соответствии с ними производство товаров или услуг, создать благоприятные условия для высокопроизводительной работы своего персонала, добиться необходимого качества продукции, обеспечить высокими доходами своих работников. Поэтому в современных условиях хозяйствования важное значение имеет развитие профессионального потенциала, экономических способностей личности студентов.

Задача курсовой работы по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» – систематизировать Ваши знания о рыночной среде; о сущности, составе и функциях ресурсов и затрат предприятия; о результатах деятельности фирмы. Решение данной задачи поможет подготовить Вас к будущей профессиональной деятельности в качестве неординарно мыслящих и соответственно подготовленных специалистов, способных работать в условиях рыночной экономики, в частности, в общественном питании.

В этих условиях главная цель курсовой работы заключается в том, чтобы Вы приобрели навыки аналитического осмысливания экономических ситуаций, получили знания не в готовом виде, а пришли к нужным выводам в процессе активных творческих поисков.

Настоящая курсовая работа должна закрепить теоретические знания по курсу, а также показать экономические категории и процессы производства, обмена и потребления в единстве целей, методов реализации и результатов.

Выполнение курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга».

Результатом данной работы должна стать курсовая работа, выполненная и оформленная в соответствии с установленными требованиями. Курсовая работа подлежит защите.

Настоящие методические рекомендации (МР) определяют цели и задачи, порядок выполнения, содержат требования к лингвистическому и техническому оформлению курсовой работы и практические советы по подготовке и прохождению процедуры защиты.

Подробное изучение рекомендаций и следование им позволит Вам избежать ошибок, сократит время и поможет качественно выполнить курсовую работу.

Обращаем Ваше внимание, что если Вы получите неудовлетворительную оценку по курсовой работе, то Вы не будете допущены к итоговой аттестации по дисциплине.

Вместе с тем внимательное изучение рекомендаций, следование им и своевременное консультирование у Вашего научного руководителя поможет Вам без проблем подготовить, защитить курсовую работу и получить положительную оценку.

Консультации по выполнению курсовой работы проводятся как в рамках учебных часов в ходе изучения дисциплины, так и по индивидуальному графику.

Желаем Вам успехов!

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Выполнение курсовой работы рассматривается как вид учебной работы по дисциплине профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на её изучение.

1.1 Цель курсового проектирования

Выполнение студентом курсовой работы по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» проводится с целью:

1. Формирования умений:

  • систематизировать полученные знания и практические умения по основам экономики ;
  • осуществлять поиск, обобщать, анализировать необходимую информацию, представленную в различных источниках и знаковых системах;
  • выполнять расчеты основных технико-экономических показателей деятельности организации;
  • разрабатывать мероприятия для решения поставленных в курсовой работе задач.

2. Формирования профессиональных компетенций:

Название ПК

Основные показатели оценки результата (ПК)

Организация работы структурного подразделения

ПК 6.1. Участвовать в планировании основных показателей производства.

ПК 6.2. Планировать выполнение работ исполнителями.

ПК 6.3. Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 6.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

ПК 6.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.

В ходе выполнения курсовой работы студент правильно определяет и соотносит экономические термины, владеет понятийным (теоретическим) аппаратом курса, прикладными знаниями в области развития форм и методов экономического управления фирмой;

демонстрирует умения планировать и выполнять расчет основных показателей производства; способность находить пути и способы эффективного решения конкретных хозяйственных задач (методы рационального хозяйствования); контролировать ход и оценивать результат выполнения работы;

выявляет перспективы развития отрасли на основе изученных теоретических концепций.

3. Формирования общих компетенций по специальности:

Название ОК

Основные показатели оценки результата (ОК)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации с использованием различных компьютерных программ;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;

1.2 Задачи курсовой работы

Задачи курсовой работы:

  • поиск, обобщение, анализ необходимой информации;
  • разработка материалов в соответствии с заданием на курсовую работу;
  • оформление курсовой работы в соответствии с заданными требованиями;
  • выполнение практической (расчетной) части курсовой работы;
  • подготовка и защита (презентация) курсовой работы.

2.1 Структура курсовой работы

По содержанию курсовая работа носит реферативный характер. По объему курсовая работа должна быть не менее 25-30 страниц печатного текста.

По структуре курсовая работа реферативного характера включает в себя:

  • содержание;
  • введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель работы;
  • теоретическую часть, в которой дается описание истории вопроса, оценивается уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы;
  • заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;
  • список литературы;
  • приложения.

3. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

3.1 Выбор темы

Распределение и закрепление тем производит преподаватель. При закреплении темы соблюдается принцип: одна тема – один студент (Приложение 1).

Документальное закрепление тем производится посредством внесения Вашей фамилии в утвержденный заместителем директора по учебной работе перечень тем курсовых работ. Данный перечень тем курсовых работ с конкретными фамилиями студентов хранится у преподавателя. Самостоятельно изменить тему Вы не можете.

3.2 Получение индивидуального задания

После выбора темы курсовой работы преподаватель выдает Вам индивидуальное задание установленной формы.

Обращаем внимание, что индивидуальное задание Вы должны получить не позднее, чем за 2 месяца до выполнения курсовой работы.

3.3 Составление плана подготовки курсовой работы

В самом начале работы очень важно вместе с руководителем составить план выполнения курсовой работы (Приложение 2).

При составлении плана Вы должны вместе уточнить круг вопросов, подлежащих изучению и исследованию, структуру работы, сроки её выполнения, определить необходимую литературу. ОБЯЗАТЕЛЬНО составить рабочую версию содержания курсовой работы по разделам и подразделам.

Внимание! Во избежание проблем, при подготовке курсовой работы Вам необходимо всегда перед глазами иметь:

  1. Календарный план выполнения курсовой работы.
  2. График индивидуальных консультаций руководителя.

Запомните: своевременное выполнение каждого этапа курсовой работы — залог Вашей успешной защиты и гарантия допуска к итоговой аттестации по дисциплине .

3.4 Подбор, изучение, анализ и обобщение материалов по выбранной теме

Прежде чем приступить к разработке содержания курсовой работы, очень важно изучить различные источники (законы, ГОСТы, ресурсы Интернет, учебные издания и др.) по заданной теме.

Процесс изучения учебной, научной, нормативной, технической и другой литературы требует внимательного и обстоятельного осмысления, конспектирования основных положений, кратких тезисов, необходимых фактов, цитат, что в результате превращается в обзор соответствующей книги, статьи или других публикаций.

От качества Вашей работы на данном этапе зависит качество работы по факту её завершения.

Внимание! При изучении различных источников очень важно все их фиксировать сразу. В дальнейшем данные источники войдут у Вас в список используемой литературы.

Практический совет: создать в своем компьютере файл «Литература по КР» и постепенно туда вписывать исходные данные любого источника, который Вы изучали по теме курсовой работы. Чтобы не делать работу несколько раз, внимательно изучите требования к составлению списка источников и литературы (Приложение 4).

Результат этого этапа курсовой работы – это сформированное понимание предмета исследования, логически выстроенная система знаний сущности самого содержания и структуры исследуемой проблемы. Итогом данной работы может стать необходимость отойти от первоначального плана, что, естественно, может не только изменить и уточнить структуру, но качественно обогатить содержание курсовой работы.

3.5 Разработка содержания курсовой работы

Курсовая работа — имеет ряд структурных элементов: введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение.

3.5.1 Разработка введения

Во-первых, во введении следует обосновать актуальность избранной темы курсовой работы, раскрыть ее теоретическую и практическую значимость, сформулировать цели и задачи работы (Приложение 3).

Во-вторых, во введении, а также в той части работы, где рассматривается теоретический аспект данной проблемы, автор должен дать, хотя бы кратко, обзор литературы, изданной по этой теме.

Введение должно подготовить читателя к восприятию основного текста работы. Оно состоит из обязательных элементов, которые необходимо правильно сформулировать. В первом предложении называется тема курсовой работы.

Актуальность исследования (почему это следует изучать?) Актуальность исследования рассматривается с позиций социальной и практической значимости. В данном пункте необходимо раскрыть суть исследуемой проблемы и показать степень ее проработанности в различных трудах (экономистов, маркетологов).

Здесь же можно перечислить источники информации, используемые для исследования. (Информационная база исследования может быть вынесена в первую главу).

Цель исследования (какой результат будет получен?) Цель д олжна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации. Цель всегда направлена на объект.

Объект исследования (что будет исследоваться?).

Объект предполагает работу с понятиями. В данном пункте дается определение экономическому явлению, на которое направлена исследовательская деятельность. Объектом может быть личность, среда, процесс, структура, хозяйственная деятельность предприятия (организации).

Предмет исследования (как, через что будет идти поиск?) Здесь необходимо дать определение планируемым к исследованию конкретным свойствам объекта или способам изучения экономического явления. Предмет исследования направлен на практическую деятельность и отражается через результаты этих действий.

Задачи исследования (как идти к результату?), пути достижения цели. Задачи соотносятся с гипотезой. Определяются они исходя из целей работы. Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов работы. Как правило, формулируются 3-4 задачи.

Перечень рекомендуемых задач:

  1. «На основе теоретического анализа литературы разработать…» (ключевые понятия, основные концепции).
  2. «Определить… » (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на объект исследования).
  3. «Раскрыть… » (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на предмет исследования).
  4. «Разработать… » (средства, условия, формы, программы).
  5. «Апробировать…» (что разработали) и дать рекомендации…

Методы исследования (как исследовали?): дается краткое перечисление методов исследования через запятую без обоснования.

Структура работы – это завершающая часть введения (что в итоге в работе представлено).

В завершающей части в назывном порядке перечисляются структурные части работы, например: «Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список литературы, 5 приложений».

Здесь допустимо дать развернутую структуру курсовой работы и кратко изложить содержание глав. (Чаще содержание глав курсовой работы излагается в заключении).

Таким образом, введение должно подготовить к восприятию основного текста работы., Краткие комментарии по формулированию элементов введения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Комментарии по формулированию элементов введения

Элемент введения

Комментарий к формулировке

Актуальность темы

Почему это следует изучать?

Раскрыть суть исследуемой проблемы и показать степень ее проработанности.

Цель исследования

Какой результат будет получен?

Должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации.

Объект исследования

Что будет исследоваться?

Дать определение явлению или проблеме, на которое направлена исследовательская деятельность.

Предмет исследования

Как и через что будет идти поиск?

Дать определение планируемым к исследованию конкретным свойствам объекта или способам изучения явления или проблемы.

Задачи работы

Как идти к результату?

Определяются исходя из целей работы и в развитие поставленных целей. Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов работы. Рекомендуется сформулировать 3 – 4 задачи.

Методы исследования

Как изучали?

Краткое перечисление методов через запятую без обоснования.

Структура работы (завершающая часть введения)

Что в итоге в работе представлено.

Краткое изложение содержания глав работы.

3.5.2 Разработка основной части курсовой работы

Основная часть обычно состоит из двух разделов: в первом содержатся теоретические основы темы; дается история вопроса, уровень разработанности вопроса темы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы.

В теоретической части рекомендуется излагать наиболее общие положения, касающиеся данной темы, а не вторгаться во все проблемы в глобальном масштабе. Теоретическая часть предполагает анализ объекта исследования и должна содержать ключевые понятия, историю вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике. Излагая содержание публикаций других авторов, необходимо обязательно давать ссылки на них с указанием номеров страниц этих информационных источников.

Вторым разделом является практическая часть, которая

В тех случаях, если Вы не располагаете такими материалами, теоретические положения курсовой работы следует иллюстрировать данными Госкомстата, центральной и местной периодической печати и т.д. Сбор материалов для данной главы не следует принимать как простой набор показателей за соответствующие плановые и отчетные периоды. Важно глубоко изучить наиболее существенные с точки зрения задач курсовой работы стороны и особенности.

3.5.3 Разработка заключения

Обращаем Ваше внимание, что по окончанию исследования подводятся итоги по теме.

Проведенное исследование должно подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования. В случае опровержения гипотезы даются рекомендации по возможному совершенствованию деятельности в свете исследуемой проблемы.

3.5.4 Составление списка литературы

В список источников и литературы включаются источники, изученные Вами в процессе подготовки работы, в т.ч. те, на которые Вы ссылаетесь в тексте курсовой работы.

Внимание! Список используемой литературы оформляется в соответствии с правилами, предусмотренными государственными стандартами (Приложение 4).

Список используемой литературы должен содержать не менее 20 источников (не менее 10 книг и 10-15 материалов периодической печати), с которыми работал автор курсовой работы.

Список используемой литературы включает в себя:

  • нормативные правовые акты;
  • научную литературу и материалы периодической печати;
  • практические материалы.

Источники размещаются в алфавитном порядке. Для всей литературы применяется сквозная нумерация.

При ссылке на литературу в тексте курсовой работы следует записывать не название книги (статьи), а присвоенный ей в указателе “Список литературы” порядковый номер в квадратных скобках. Ссылки на литературу нумеруются по ходу появления их в тексте записки. Применяется сквозная нумерация.

4. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ

  1. Оформление текстового материала

Текстовая часть работы должна быть представлена в электронном и печатном варианте на бумаге формата А4. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, полуторный интервал, выравнивание по ширине. Страницы должны иметь поля (рекомендуемые): нижнее – 2,5; верхнее – 2; левое – 3; правое – 1,5. Объем курсовой работы/проекта — 20-25 страниц. Все страницы работы должны быть подсчитаны, начиная с титульного листа и заканчивая последним приложением. Нумерация страниц должна быть сквозная, начиная с введения и заканчивая последним приложением. Номер страницы ставится на середине листа нижнего поля.

Весь текст работы должен быть разбит на составные части. Разбивка текста производится делением его на разделы (главы) и подразделы (параграфы).

В содержании работы не должно быть совпадения формулировок названия одной из составных частей с названием самой работы, а также совпадения названий глав и параграфов. Названия разделов (глав) и подразделов (параграфов) должны отражать их основное содержание и раскрывать тему работы.

При делении работы на разделы (главы) (согласно ГОСТ 2.105-95) их обозначают порядковыми номерами – арабскими цифрами без точки и записывают с абзацного отступа. При необходимости подразделы (параграфы) могут делиться на пункты. Номер пункта должен состоять из номеров раздела (главы), подраздела (параграфа) и пункта, разделённых точками. В конце номера раздела (подраздела), пункта (подпункта) точку не ставят.

Если раздел (глава) или подраздел (параграф) состоит из одного пункта, он также нумеруется. Пункты при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например : 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.3 и т. д.

Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа. Разделы (главы), подразделы (параграфы) должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Наименование разделов (глав) должно быть кратким и записываться в виде заголовков (в красную строку) жирным шрифтом, без подчеркивания и без точки в конце. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов (глав), подразделов (параграфов), пунктов.

Нумерация страниц основного текста и приложений, входящих в состав работы, должна быть сквозная.

В основной части работы должны присутствовать таблицы, схемы, графики с соответствующими ссылками и комментариями.

В работе должны применяться научные и специальные термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в специальной и научной литературе. Если принята специфическая терминология, то перед списком литературы должен быть перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Перечень включают в содержание работы (Приложение 7).

  1. 4.2 Оформление иллюстраций

Все иллюстрации, помещаемые в работу, должны быть тщательно подобраны, ясно и четко выполнены. Рисунки и диаграммы должны иметь прямое отношение к тексту, без лишних изображений и данных, которые нигде не поясняются. Количество иллюстраций в работе должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации следует размещать как можно ближе к соответствующим частям текста. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте работы. Наименования, приводимые в тексте и на иллюстрациях, должны быть одинаковыми.

Ссылки на иллюстрации разрешается помещать в скобках в соответствующем месте текста, без указания, Размещаемые в тексте иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами, например:

Надписи, загромождающие рисунок, чертеж или схему, необходимо помещать в тексте или под иллюстрацией.

  1. Общие правила представления формул

В формулах и уравнениях условные буквенные обозначения, изображения или знаки должны соответствовать обозначениям, принятым в действующих государственных стандартах. В тексте перед обозначением параметра дают его пояснение, например:

Сумма годового фонда оплаты труда — ФОТ

При необходимости применения условных обозначений, изображений или знаков, не установленных действующими стандартами, их следует пояснять в тексте или в перечне обозначений.

Формулы и уравнения располагают на середине строки, а связывающие их слова (

Стоимость основных производственных фондов предприятия в целом можно рассчитать с помощью коэффициента увеличения (k = 6):

ОПФ = (ПС×М сп )× k (6)

Так как фондовооруженность труда показывает количество ОПФ, приходящихся на 1 работника, то

ФВ = ОПФ ÷ Ч ппп (7)

Следовательно

ФВ акт = ОПФ а ÷ Ч раб. (8)

Для основных формул и уравнений, на которые делаются ссылки, вводят сквозную нумерацию

Нумерацию формул и уравнений допускается производить в пределах каждого раздела двойными числами, разделенными точкой, обозначающими номер раздела и порядковый номер формулы или уравнения, например: (2.3), (3.12) и т.д.

Номера формул и уравнений пишут в круглых скобках у правого края страницы на уровне формулы или уравнения.

Пример. N = S пост /(Ц – S пер1 ),

где N – критический объём выпуска, шт.;

S пост – постоянные затраты в себестоимости продукции, руб;

Ц – цена единицы изделия, руб;

S пер1 – переменные затраты на одно изделие, руб.

Переносы части формул на другую строку допускаются на знаках равенства, умножения, сложения вычитания и на знаках соотношения ( >, <, ≤, ≥).

Не допускаются переносы при знаке деления (:).

Порядок изложения математических уравнений такой же, как и формул.

  1. Оформление таблиц

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Название таблицы должно отражать её содержание, быть точным и кратким. Лишь в порядке исключения таблица может не иметь названия.

Таблицы в пределах всей записки нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией, перед которыми записывают слово Таблица. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Пример:

Таблица 2

Расчет амортизации механизма

Показатели

Единица измерения

Метод

Примечание

линейный

нелинейный

Первоначальная стоимость (ПС)

тыс. руб.

500

500

На единицу механизма

Срок службы (Т)

лет

5

5

Выработка по годам эксплуатации (В i )

тыс. ед.

_, _, _, _, _

_, _, _, _, _

Для 1, 2, 3, 4, 5-го годов соответственно

Выработка за весь срок (В)

тыс. ед.

Σ В i

Норма амортизации по годам ( n )

%

100 / Т

i / ПС)·100

Годовая амортизация (A i )

тыс. руб.

ПС · n

А уд

— B i

А уд = ПС / B

Удельная амортизация (А уд )

руб. / ед.

А i / B i

ПС / B

На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово таблица в тексте пишут полностью, например: в таблице 4.

Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице, а при необходимости, в приложении. Допускается помещать таблицу вдоль стороны листа.

Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть под другой, при этом в каждой части таблицы повторяют ее шапку и боковик.

При переносе таблицы на другой лист (страницу), шапку таблицы повторяют и над ней указывают:

В графах таблиц не допускается проводить диагональные линии с разноской заголовков вертикальных глав по обе стороны диагонали.

Основные заголовки следует располагать в верхней части шапки таблицы над дополнительными и подчиненными заголовками вертикальных граф. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Все слова в заголовках и надписях шапки и боковика таблицы пишут полностью, без сокращений. Допускаются лишь те сокращения, которые приняты в тексте, как при числах, так и без них. Следует избегать громоздкого построения таблиц с «многоэтажной» шапкой. Все заголовки надо писать по возможности просто и кратко.

Если в графе таблицы помещены значения одной и той же физической величины, то обозначение единицы физической величины указывают в заголовке (подзаголовке) этой графы. Числовые значения величин, одинаковые для нескольких строк, допускается указывать один раз (см. таблицы 3, 4)

Таблица 3

НАЗВАНИЕ ТАБЛИЦЫ

Год

Валовая продукция тыс. руб.

Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб.

Численность работающих человек

Фо, руб.

Фе, руб.

Фт, руб.

Плановый

97 984

44136

1065

Отчетный

102118

44788

1063

Таблица 4

НАЗВАНИЕ ТАБЛИЦЫ

Показатель

Базисный

период

Текущий период

Отклонение

(+ или –)

Объем производства, тыс. ед.

Валовая выручка, тыс. руб.

Общие затраты (общая себестоимость), тыс. руб.

Удельные затраты

(себестоимость единицы), руб.

Прибыль (расчетно-плановая), тыс. руб.

Рентабельность продукции

Численность промышленно-производственного персонала, чел. в т. ч.

– рабочие

– «управленцы»

ФОТ, тыс. руб.

в т. ч.

– ФОТ рабочих

– ФОТ «управленцев»

Страховые взносы, тыс. руб.

  1. Оформление приложений

В приложениях курсовой работы помещают материал, дополняющий основной текст., Приложениями могут быть:

  • графики, диаграммы;
  • таблицы большого формата,
  • статистические данные;
  • фотографии,
  • экономические (бухгалтерские) документы и/или их фрагменты и т.д.

Приложения оформляют как продолжение основного текста на последующих листах или в виде самостоятельного документа.

В основном тексте на все приложения должны быть даны ссылки.

Приложения располагают в последовательности ссылок на них в тексте. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу страницы слова Приложение и номера.

Приложения обозначают арабскими цифрами, за исключением цифры 0. Обозначение приложений римскими цифрами не допускается.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают с прописной буквы отдельной строкой.

ВНИМАНИЕ! Выполненная курсовая работа сдается руководителю на проверку.

Проверку, составление письменного отзыва и прием курсовой работы осуществляет преподаватель дисциплины вне расписания учебных занятий.

Перед сдачей работы Вы должны проверить соблюдение всех необходимых требований по ее содержанию и оформлению. Несоблюдение требований может повлиять на оценку или курсовая работа может быть возвращена для доработки, а также повторного выполнения.

Руководитель работы может предусмотреть досрочную защиту курсовой работы.

  1. Требования к лингвистическому оформлению курсовой работы

Курсовая работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Повторное употребление одного и того же слова, если это возможно, допустимо через 50 – 100 слов. Не должны употребляться как излишне пространные и сложно построенные предложения, так и чрезмерно краткие лаконичные фразы, слабо между собой связанные, допускающие двойные толкования и т. д.

При написании курсовой работы не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т. д. Корректнее использовать местоимение «мы». Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», то есть фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее выражать ту же мысль в безличной форме, например:

  • изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что …,
  • на основе выполненного анализа можно утверждать …,
  • проведенные исследования подтвердили…;
  • представляется целесообразным отметить;
  • установлено, что;
  • делается вывод о…;
  • следует подчеркнуть, выделить;
  • можно сделать вывод о том, что;
  • необходимо рассмотреть, изучить, дополнить;
  • в работе рассматриваются, анализируются…

При написании курсовой работы необходимо пользоваться языком научного изложения. Здесь могут быть использованы следующие слова и выражения:

  • для указания на последовательность развития мысли и временную соотнесенность:
  • прежде всего, сначала, в первую очередь;
  • во – первых, во – вторых и т. д.;
  • затем, далее, в заключение, итак, наконец;
  • до сих пор, ранее, в предыдущих исследованиях, до настоящего времени;
  • в последние годы, десятилетия;
  • для сопоставления и противопоставления:
  • однако, в то время как, тем не менее, но, вместе с тем;
  • как…, так и…;
  • с одной стороны…, с другой стороны, не только…, но и;
  • по сравнению, в отличие, в противоположность;
  • для указания на следствие, причинность:
  • таким образом, следовательно, итак, в связи с этим;
  • отсюда следует, понятно, ясно;
  • это позволяет сделать вывод, заключение;
  • свидетельствует, говорит, дает возможность;
  • в результате;
  • для дополнения и уточнения:
  • помимо этого, кроме того, также и, наряду с…, в частности;
  • главным образом, особенно, именно;
  • для иллюстрации сказанного:
  • например, так;
  • проиллюстрируем сказанное следующим примером, приведем пример;
  • подтверждением выше сказанного является;
  • для ссылки на предыдущие высказывания, мнения, исследования и т.д.:
  • было установлено, рассмотрено, выявлено, проанализировано;
  • как говорилось, отмечалось, подчеркивалось;
  • аналогичный, подобный, идентичный анализ, результат;
  • по мнению Х, как отмечает Х, согласно теории Х;
  • для введения новой информации:
  • рассмотрим следующие случаи, дополнительные примеры;
  • перейдем к рассмотрению, анализу, описанию;
  • остановимся более детально на…;
  • следующим вопросом является…;
  • еще одним важнейшим аспектом изучаемой проблемы является…;
  • для выражения логических связей между частями высказывания:
  • как показал анализ, как было сказано выше;
  • на основании полученных данных;
  • проведенное исследование позволяет сделать вывод;
  • резюмируя сказанное;
  • дальнейшие перспективы исследования связаны с….

Письменная речь требует использования в тексте большого числа развернутых предложений, включающих придаточные предложения, причастные и деепричастные обороты. В связи с этим часто употребляются составные подчинительные союзы и клише:

  • поскольку, благодаря тому что, в соответствии с…;
  • в связи, в результате;
  • при условии, что, несмотря на…;
  • наряду с…, в течение, в ходе, по мере.

Необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их в тексте курсовой работы было однозначным. Это означает: то или иное понятие, которое разными учеными может трактоваться по-разному, должно во всем тексте данной работы от начала до конца иметь лишь одно, четко определенное автором курсовой работы значение.

В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.

  1. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа, выполненная с соблюдением рекомендуемых требований, оценивается и допускается к защите. Защита должна производиться до начала экзамена по дисциплине.

Процедура защиты курсовой работы включает в себя:

  • выступление студента по теме и результатам работы (5-8 мин),
  • ответы на вопросы членов комиссии, в которую входят преподаватели дисциплин профессионального цикла.

Также в состав комиссии могут входить: методист, мастера производственного обучения. На защиту могут быть приглашены преподаватели и студенты других специальностей.

При подготовке к защите Вам необходимо:

  • внимательно прочитать содержание отзыва руководителя работы;
  • внести необходимые поправки, сделать необходимые дополнения и/или изменения;
  • обоснованно и доказательно раскрыть сущность темы курсовой работы;
  • обстоятельно ответить на вопросы членов комиссии.

ПОМНИТЕ, что окончательная оценка за курсовую работу выставляется комиссией после защиты.

Работа оценивается дифференцированно с учетом качества ее выполнения, содержательности Вашего выступления и ответов на вопросы во время защиты.

Результаты защиты оцениваются по четырехбалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Положительная оценка по той дисциплине, по которой предусматривается курсовая работа, выставляется только при условии успешной сдачи курсовой работы на оценку не ниже «удовлетворительно».

Если Вы получили неудовлетворительную оценку по курсовой работе, то не допускаетесь к квалификационному экзамену по профессиональному модулю. Также по решению комиссии Вам может быть предоставлено право доработки работы в установленные комиссией сроки и повторной защиты.

К защите курсовой работы предъявляются следующие требования:

  1. Глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем на основе анализа экономической литературы.
  2. Умелая систематизация цифровых данных в виде таблиц и графиков с необходимым анализом, обобщением и выявлением тенденций развития исследуемых явлений и процессов.
  3. Критический подход к изучаемым фактическим материалам с целью поиска направлений совершенствования деятельности.
  4. Аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций.
  5. Логически последовательное и самостоятельное изложение материала.
  6. Оформление материала в соответствии с установленными требованиями.
  7. Обязательное наличие отзыва руководителя на курсовую работу.

Для выступления на защите необходимо заранее подготовить и согласовать с руководителем тезисы доклада и иллюстративный материал.

При составлении тезисов необходимо учитывать ориентировочное время доклада на защите, которое составляет 8-10 минут. Доклад целесообразно строить не путем изложения содержания работы по главам, а по задачам, то есть, раскрывая логику получения значимых результатов. В докладе обязательно должно присутствовать обращение к иллюстративному материалу, который будет использоваться в ходе защиты работы. Объем доклада должен составлять 7-8 страниц текста в формате Word, размер шрифта 14, полуторный интервал. Рекомендуемые структура, объем и время доклада приведены в таблице 5.

Таблица 5

Структура, объем и время доклада

Структура доклада

Объем

Время

1.

Представление темы работы.

До 1,5 страниц

До 2 минут

2.

Актуальность темы.

3.

Цель работы.

4.

Постановка задачи, результаты ее решения и сделанные выводы (по каждой из задач, которые были поставлены для достижения цели курсовой работы/ проекта).

До 6 страниц

До 7 минут

5.

Перспективы и направления дальнейшего исследования данной темы.

До 0,5 страницы

До 1 минуты

В случае неявки на защиту по уважительной причине, Вам будет предоставлено право на защиту в другое время.

В случае неявки на защиту по неуважительной причине, Вы получаете неудовлетворительную оценку.


Приложение 1

Примерный перечень тем курсовых работ

  1. Предпосылки и показатели успешной работы предприятия (на примере конкретного предприятия).
  2. Основные экономические проблемы предприятия и возможные пути их решения (на примере конкретного предприятия).
  3. Обоснование путей выхода предприятия из экономического кризиса (на примере конкретного предприятия).
  4. Оценка эффективности функционирования предприятия в современных рыночных условиях (на примере конкретного предприятия).
  5. Оценка уровня самоокупаемости и рентабельности на предприятии (на примере конкретного предприятия).
  6. Материальная заинтересованность и материальная ответственность как принципы коммерческого расчета на предприятии (на примере конкретного предприятия).
  7. Оценка эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии (на примере конкретного предприятия).
  8. Оценка эффективности использования рабочего времени (на примере конкретного предприятия).
  9. Факторы роста производительности труда на предприятии (на примере конкретного предприятия).
  10. Оценка направлений социального развития предприятия (на примере конкретного предприятия).
  11. Износ оборудования на предприятии и обоснование путей его снижения (на примере конкретного предприятия).
  12. Обоснование амортизационной политики на предприятии (на примере конкретного предприятия).
  13. Эффективность использования сырья и материалов в процессе их переработки и пути их повышения (на примере конкретного предприятия).
  14. Обоснование экономической целесообразности использования отходов производства (на примере конкретного предприятия).
  15. Оценка производственных запасов на предприятии и пути их оптимизации (на примере конкретного предприятия).
  16. Оценка оборачиваемости оборотных средств предприятия (на примере конкретного предприятия).
  17. Экономическая эффективность аренды имущества (на примере конкретного предприятия).
  18. Оценка хозяйственного риска в принятии экономических решений на предприятии (на примере конкретного предприятия).
  19. Максимизация прибыли предприятия при определении объема производства (на примере конкретного предприятия).
  20. Емкость рынка продукции предприятия и пути увеличения объема продаж (на примере конкретного предприятия).
  21. Экономический механизм обеспечения конкурентоспособности продукции на предприятии (на примере конкретного предприятия).
  22. Экономический механизм повышения качества продукции на предприятии (на примере конкретного предприятия).
  23. Экономическое обоснование выпуска новых видов продукции на предприятии (на примере конкретного предприятия).
  24. Особенности тарифной системы оплаты труда работников предприятия (на примере конкретного предприятия).
  25. Обоснование выбора эффективной системы оплаты труда работников предприятия (отдельных категорий работников, на конкретных участках производства и т.д.) (на примере конкретного предприятия).
  26. Экономическое стимулирование снижения себестоимости продукции на предприятии и пути его совершенствования (на примере конкретного предприятия).
  27. Источники и факторы снижения себестоимости продукции на предприятии (на примере конкретного предприятия).
  28. Оценка резервов снижения себестоимости продукции за счет экономии материальных ресурсов (на примере конкретного предприятия).
  29. Оценка резервов роста прибыли на предприятии (на примере конкретного предприятия).
  30. Формирование и использование прибыли на предприятии (на примере конкретного предприятия).
  31. Резервы и пути повышения рентабельности продукции (на примере конкретного предприятия).

Приложение 2

Форма календарного плана выполнения курсовой работы

ГАПОУ МО «Губернский колледж»

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

выполнения курсовой работы

Студентом_ 3 __курса__ ОП-31 _____группы __________________________________________

Ф.И.О.

По теме _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

этапа

работы

Содержание этапов работы

Плановый срок выполнения этапа

Планируемый объем выполнения

этапа, %

Отметка

о

выполнении

этапа

Студент подпись И.О. Фамилия

00.00.2016 г.

Руководитель Т.Е. Урядченко

00.00.2016 г.


Приложение 3

Пример разработки введения курсовой работы

Введение

Уход российского общества от системы плановой экономики и вступление в рыночные отношения коренным образом изменили условия функционирования коммерческих предприятий. Актуальность темы определяется тем, что успешность деятельности предприятия в современных условиях рыночной экономики зависит от способности его руководителя, в том числе среднего звена, грамотно анализировать продукцию и товарооборот, рационально использовать и рассчитывать сырье, продукцию, материалы, трудовые ресурсы, то есть основные экономические показатели деятельности фирмы.

Выше изложенное в целом на теоретико-методологическом уровне определило

Недостаточная разработанность указанной проблемы и ее большая практическая значимость для повышения конкурентоспособности предприятия, его потенциала в деловом сотрудничестве, определили тему исследования: «Анализ экономических показателей деятельности предприятия общественного питания».

Проблема оценки эффективности работы предприятия (организации) путем анализа основных экономических показателей его деятельности разработана в научных трудах зарубежных и отечественных экономистов, а также в исследованиях российских маркетологов: Басовского Л.Е., Журавлевой А.В., Костюковой Е.И., Пивоваровой М.А., Соловьева А.И.

В числе информационных источников курсовой работы использованы данные и сведения из книг, журнальных статей, материалов научных конференций, отечественные и зарубежные статистические материалы, результаты собственных расчетов.

Цель исследования заключается в конструктивном, факторном анализе экономических показателей продукции и товарооборота на предприятии общественного питания, что обеспечит его устойчивое финансовое положение в условиях рыночных отношений.

Объект исследования: производственно-хозяйственная деятельность ресторана «Злата Прага».

Предмет исследования: формирование и распределение продукции, а также анализ товарооборота на предприятии общественного питания в условиях конкурентной среды.

Задачи исследования:

— на основе теоретического анализа литературы разработать понятия рентабельности, издержек обращения, товарооборота на предприятия общественного питания;

— рассмотреть объем, динамику и скорость продукции в структуре товарооборота коммерческого предприятия общественного питания;

— охарактеризовать ряд показателей товарооборота и выпуска продукции в отрасли общественного питания;

— определить основные направления в планировании товарного оборота и выпуска продукции на предприятиях общепита;

— на примере реального предприятия общественного питания рассмотреть производственно-экономическую характеристику продукции и товарооборота;

  • проанализировать ассортимент и показатели формирующие продуктовую номенклатуру ресторана;
  • провести комплексный анализ товарооборота в зависимости от факторов влияния.

Теоретическая значимость: для правильной оценки и анализа использования продуктового перечня, эффективного и рационального распределения товарооборота, предприятию общественного питания необходимо руководствоваться научным подходом к исчислению основных экономических показателей.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении внутренних резервов предприятия общественного питания на основе анализа экономических показателей и последующей разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков, дальнейшему увеличению товарооборота и улучшению обслуживания населения.

Методы исследования: анализ, синтез, статистический метод, графический метод.

Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список литературы, 5 приложений.

Приложение 4

Требования по оформлению списка литературы

Образец формата списка литературы

1. Книги, монографии, брошюры

1. Бабук И.М. Экономика предприятия. — Минск: ИВЦ Минфина, 2012. – 158 с.

2. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. — М.: ИНФРА-М, 2008. – 259 с.

3. Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование. – М.: Академия, 2012. – 240 с.

4. Современная экономика. Лекционный курс / под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 544 с.

5. Экономическая теория: Учебник / под ред. А.И. Архипова, С.С. Ильина. – М.: Изд-во Проспект, 2008. – 608 с.

2. Статьи из книг, сборников научных трудов

1. Право ВТО в правовой системе Российской Федерации // Сборник материалов международной научно-практической конференции (Москва, 19-20 мая 2015 г.) / отв. ред. А.Я. Капустин, И.А. Шулятьев, И.В. Ширева. — М.: Экон-Информ, 2016. — 456 с.

2. Пивоварова М.А. Кластерные инициативы: общее и особенное // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики: Сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции (17-18 марта 2016 г.).

Т.1 / Юго-Западный государственный университет / отв. ред. А.А.Горохов. — Курск, 2016. — С. 173-177.

3. Соловьев А.И. Оценка и мониторинг глобальных рисков // Стратегическое управление в сфере национальной безопасности России: планирование и прогнозирование: Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 22 мая 2015 г.) / Институт права и национальной безопасности РАНХиГС. — М., 2016. — С.121-133.

4. Экономические теории и рыночные реформы // История мировой экономики, вып. 5: Сборник статей. М.: Институт экономики РАН, 2016. – 350 с.

5. Эскиндаров М.А. Место России и перспективы позиционирования в мировом хозяйстве в современных условиях // Внешнеэкономическая политика России в условиях глобальных вызовов / под ред. А.А. Ткаченко. — М., 2015. — С. 35-51.

3. Статьи из журналов

1. Кетько Н.В. Исследование мотивационных предпочтений предпринимателей в целях развития российского малого бизнеса // Экономический анализ: теория и практика. 2016. — № 9. – С. 27-38.

2. Костюкова Е.И., Журавлева А.В. Формирование универсальной системы показателей инвестиционной привлекательности бизнес-проекта // Экономический анализ: теория и практика. 2016. — № 9. – С. 128-139.

3. Силуанов А. Деньги в одни руки: Глава Минфина объяснил, зачем в России создается единая система сбора платежей // Российская газета. 2016. — 21 января.- № 10. — С. 1,2.

4. Федорова Е.А. Оценка влияния санкций на результаты деятельности российских компаний // Вопросы экономики. 2016. — № 3. — С. 34-45.

4 . Авторефераты диссертаций

1. Белов С.Б. Совершенствование методов оценки рисков в предпринимательской структуре: автореф. дисс. канд. экон. н. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2007. — 18 с.

2. Бубенок Е.А. Механизмы формирования конкурентоспособности организаций малого и среднего бизнеса в промышленности (на примере региональных мясоперерабатывающих предприятий): автореф. дисс… канд. экон. н.— М.: ИПРАН, 2007. – 41 с.

3. Голядкин С.А. Экономико-статистическое исследование эффективности управления персоналом: автореф. дисс. канд. экон. н. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. – 24 с.

4. Ульченкова В.Э. Влияние инновационных факторов на темпы экономического роста России: автореф. дисс… канд. экон. н.— М.: ИПРАН, 2007. – 25 с.

5 . Интернет-ресурсы

1. Путеводитель по экономическим ресурсам Интернет//

2. Официальная статистика Госкомстата, Министерства экономического развития и торговли РФ//

http://www.rbc.ru .

3. Экспертный канал «Открытая экономика»//

Наиболее часто употребляемые сокращения слов и словосочетаний

в библиографическом описании документов

В названии места издания:

Москва — М.

Санкт – Петербург – СПб.

Ростов-на-Дону – Ростов н/Д.

Ленинград – Л.

Название других городов приводится полностью.

В продолжающихся и сериальных изданиях:

Труды-Тр.

Известия – Изв.

Серия – Сер.

Том – Т.

Часть-Ч.

Выпуск – Вып.

Приложение 5

ГАПОУ МО «Губернский колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА

НАЗВАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ОП. 07 «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА»

основной профессиональной образовательной программы

по специальности

19.02.10 (260807) «Технология продукции общественного питания»

Студент подпись И.О.Фамилия

00.00.2017 г.

Оценка выполнения курсовой работы (проекта) _____________, Руководитель

00.00.2017 г.

Серпухов, 2017

Приложение 7

Пример оформления содержания курсовой работы

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Стр.

ГЛАВА 1. …

ГЛАВА 2. …

2.1….

2.2. …

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.


ШАБЛОН

МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

_________________________________________________________________

Разработчики шаблона

Багера Е.А. – зам. директора по научно-методической работе ГАПОУ МО «ГК»

Шибаева А.П.- зав. методическим кабинетом ГАПОУ МО «ГК»

Михайлина В.В. – методист ГАПОУ МО «ГК»

Кабинет учебно-методического обеспечения ГАПОУ МО «ГК»

142214, г.Серпухов, Московская область, ул.Фирсова, д.5

Отпечатано в Ресурсном образовательном центре ГАПОУ МО «ГК», 0,4 п.л.

142214, г.Серпухов, Московская область, ул.Фирсова, д.5