Предметом исследования выступают свободные экономические зоны, их типология и территориальная организация.
Объектом исследования являются проблемы создания свободных экономических зон в РФ.
Основными методами исследования по данной теме являются:
;
- сравнительный метод;
;
- историко-географический метод;
;
- аналитический метод.
Цель работы заключается в выявлении влияния деятельности различных типов СЭЗ на социально-экономическое развитие общества.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
;
- проанализировать эволюцию свободных экономических зон и выделить этапы их организации и развития
;
- выделить основные типы СЭЗ, организуемых в мире
;
- проанализировать мировой опыт создания различных типов свободных экономических зон, характер льгот
;
- определить цели создания СЭЗ и наиболее благоприятные условия их развития, основные виды льгот
;
- выявить зависимость определенных типов СЭЗ от уровня экономического развития страны и района базирования
;
- провести анализ современного состояния регионов России, в которых были созданы различные типы СЭЗ, выявить их роль в экономическом развитии территории и дальнейшие перспективы развития.
В ходе проведения работы было изучено большое количество нормативных актов, имеющих предметом регулирования свободные экономические зоны, литература, статьи отечественных авторов, источники в Интернете, посвященные СЭЗ, на основании чего был сделан вывод, что в Российской Федерации на данный момент отсутствует единый специальный закон, который регулировал бы процедуру создания, функционирования и ликвидации различных зон. Именно поэтому в своей работе, наряду с исследованием истории создания и международной практикой функционирования свободных экономических зон, я большое внимание уделяю анализу существующей законодательной базы, регламентирующей положение СЭЗ и проекта федерального закона Российской Федерации «О свободных экономических зонах».
Курсовая работа состоит из введения, основного содержания, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
I. АНАЛИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Сущность, объективная необходимость создания,
Основные социально-экономические показатели развития г. Рязани
... за динамикой социально-экономического развития города. Данная тема очень актуальна. Основной задачей работы является рассмотреть основные социально-экономические показатели по городу Рязани за последние три ... года (2006-2008). Демографическая ситуация По оценке, на ...
основные черты и классификация СЭЗ
В соответствии с документами международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.), под свободной зоной (или «зоной-франко») понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности») и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению . Иными словами, СЭЗ — это часть территории страны с особым действующим режимом. Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе — касающиеся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной. Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства.
В современных теоретических работах, посвященных проблемам свободных зон, их сущность трактуется более широко: они определяются как инструмент выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Эта формулировка понятия «свободная зона» охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования. При таком подходе свободная зона — это «не только и не столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его частях» [21, с.126].
Отмечу следующие характерные черты СЭЗ:
а) применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:
внешнеторговых (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);
фискальных , связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;
финансовых , включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде — за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно — в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.
административных , упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.
В результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских СЭЗ в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости капитальных вложений (считается нормальным для СЭЗ, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года).
б) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;
в) всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.
Создание СЭЗ — действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами. (Впрочем, как отмечено в [28], согласно мировому хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные при создании СЭЗ, почти всегда не совпадают с тем, что происходит в результате фактического развития.)
Свободные экономические зоны в мировой экономике
... уклонения от российского налогообложения. В реферате я определяю, характеризую свободные экономические зоны, рассказываю об их разновидностях, а также даю характеристику мировому и российскому опыту ... В Бразилии в 1967 году на территории Амазонии был создан Промышленных округ свободной зоны Манаус. Эту зону называют гигантским полюсом роста бразильской экономики. Ее специфика заключается в ...
В мировой практике существует множество разновидностей СЭЗ. Вместе с тем, общепринятой типологии свободных зон в настоящее время не существует. Их возможная классификация приведена в приложении 1, а типовые размеры, состав льгот и регионы распространения — в приложении 2.
Классификация СЭЗ осуществляется чаще всего по четырем главным критериям: 1) по характеру деятельности и функциональному предназначению; 2) по степени интегрированности в мировую и национальную экономику; 3) по отраслевому признаку; 4) по характеру собственности, они могут быть государственные, частные или смешанные. Первую группу образуют торговые СЭЗ из наиболее ранних. К ней относятся свободные таможенные зоны, торгово-складские зоны, свободные порты. Но в первую очередь – зоны свободной торговли (ЗСТ), получившие наиболее широкое распространение. Зона свободной торговли создаются на территории морских портов и аэропортов или в непосредственной близости от них. Они пользуются таможенной экстерриториальностью, т. е. хранящиеся и продающиеся в них товары не подлежат обычному таможенному контролю. Одной из разновидностей ЗСТ считают и магазины «Дьюти фри», пользующиеся правом беспошлинной торговли и ставшие необходимой принадлежностью международных аэропортов. Вторую группу образуют промышленно — производственные СЭЗ, также имеющие несколько разновидностей. СЭЗ этой группы приняты подразделять на экспортно- и импортоориентированные (ЭПЗ).
Первые из них работают на внешний рынок, а вторые имеют задачу насыщения товарами внутреннего рынка. ЭПЗ предназначены, прежде всего, для увеличения экспортного потенциала страны и соответственно ее валютных доходов. Третью группу образуют научно-технологические, в которых концентрируются национальные и зарубежные проектные, исследовательские, научно-производственные фирмы, а также пользующиеся единой системой налогов и финансовых льгот. Задача таких СЭЗ заключается в разработке и внедрении в отечественную практику новейших технологий. Четвертую группу образуют сервисные СЭЗ, представляющие льготные условия тем фирмам и учреждениям, которые специализируются на оказании различного рода услуг – в основном финансовых, а также и других. Среди них различают оффшорные зоны, финансовые центра, центры предоставления банковских, туристических и других услуг. Пятую группу образуют комплексные СЭЗ. Они не имеют узкой специализации, а охватывают разные стороны экспортно-импортной, производственной и инновационной деятельности, отчего их относят к наиболее сложным во внутренней структуре. Шестая группа включает международные СЭЗ, которые стали возникать сравнительно недавно. Такие зоны создаются в приграничных районах двух или нескольких стран с участием, как частных фирм, так и соответствующих государств, например международная СЭЗ на границе России, Китая и КНДР зона Туманган. Туманганский проект предусматривает создание в дельте р. Туманган особой международной экономической зоны площадью 1000 км 2 с новым городом-портом. Для реализации этого проекта заключены соответствующие межправительственные соглашения. Для Китая этот проект выгоден, так как обеспечивает ему создание новых рабочих мест и выход к Японскому морю. Перед КНДР, которая известна закрытостью своей экономики, он открывает возможность участвовать в многосторонних соглашениях. Россия благодаря ему может углубить свои экономические связи со странами АТР, причем на основе наукоемких производств. Большой интерес к этому проекту проявляют также Япония и Республика Корея. Однако некоторые факторы политического и экономического характера оказывают сдерживающие воздействие на их осуществление. Несмотря на многое черты сходства, СЭЗ в развитых странах Запада, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой имеют и некоторые различия. В странах Запада, которые активно участвуют в международном разделении труда, разного рода интеграционных группировках и мировых хозяйственных связей, постиндустриального характера их экономики, развиваются почти все разновидности СЭЗ. Так, например, аэропорт Шеннон, расположенный в западной части Ирландии, специализировался на дозаправке самолетов, обслуживающих трансатлантические рейсы. Но по мере перехода авиакомпаний на более мощные воздушные лайнеры, необходимость дозаправки отпала, и аэропорт начал приходить в упадок. Тогда правительство страны в1959 г. объявило сделать Шеннон зоной свободного международного предпринимательства. Эта акция оказалась успешной. Иностранный капитал за короткие сроки сумел создать здесь тысячи рабочих мест, ликвидировать безработицу и вернуть району экономическое благополучие. Ныне годовой экспорт Шеннона уже превысил 1 млрд. долл. Шеннон превратился в процветающий город. Кроме зон свободной торговли в Западной Европе получили широкое распространение научно-технологические зоны, центра оффшорного бизнеса. В некоторых странах, например, в Великобритании, СЭЗ создавались в рамках региональной политики, направленной на подъем депрессивных районов. Перспективы создания СЭЗ в Западной Европе во многом связаны с углублением интеграционных процессов в системе Европейского союза. В США также наибольшее распространение получили зоны свободной торговли. С 1980-х гг. в стране начали возникать также зоны свободного предпринимательства, ориентирующиеся преимущественного на внутренний рынок. Большое распространение получили научно-технологические зоны. В Японии долгое время особенно много внимания уделяли технополисам и технопаркам, но с начала 1990-х гг. правительство этой страны приняло меры, направленные на стимулирование экспорта и привлечение зарубежных инвестиций. С этой целью в морских портах и международных аэропортах стали создавать свободные внешнеторговые зоны. В развивающихся странах первые СЭЗ начали возникать в середине 1960-х гг. К концу 1990-х гг. по общему числу СЭЗ эти страны не уступают развитым. Наибольшее распространение получили СЭЗ в странах Азии, Африки и Латинской Америки получили экспортно-производственные зоны, которые вывозят почти всю производимую продукцию на внешние рынки. Очень часто такие зоны имеют анклавный характер, образуя своего рода «государство в государстве». Это происходит потому, что владельцами предприятий в них выступают крупные транснациональные компания (ТНК), разные дочерние компании которых поставляют для таких зон детали и полуфабрикаты, организуют в них опираясь на дешевую рабочую силу, сборку готовых изделий, которые затем отправляют на экспорт. Поэтому некоторые экономисты считают, что подобные зоны правильнее называть не свободными, а специальными зонами. Наибольшие масштабы создание специальных экономических зон приняло в Китае. В стране, где сохраняется плановое хозяйство, они выполняют роль своего рода экспериментальных рыночных полигонов. В Африке СЭЗ пока получили меньшее распространение – в значительной мере из-за недостатка средств и неразвитости инфраструктуры. Здесь преобладают экспортно-производственные зоны, среди которых наибольшее значение имеют зоны на о. Маврикий, в Тунисе и Египте. В странах переходной экономикой СЭЗ также получили некоторое развитие. В странах Центрально – Восточной Европы первыми еще в 1960-х гг. их стали создавать СФРЮ и Венгрия. Затем они появились и в других странах. В Условиях планово-централизованной экономики эти СЭЗ рассматривали как элементы рыночной экономики. После того как страны Центрально – Восточной Европы в 1990-х гг. перешли к рыночной экономики, значение СЭЗ возросло. Среди них здесь преобладают экспертно-производственные зоны, но и встречаются и СЭЗ других типов, например имеющие главной целью увеличение занятости в старопромышленных депрессивных районах. В Румынии, Венгрии, Болгарии СЭЗ создаются на государственной основе, в Польше – на акционерной, в Венгрии также и на смешанной.
Особые экономические зоны в Российской Федерации
... особых экономических зон предполагает анклавное или островное положение территории, как это и было отмечено в проекте Федерального закона «О Свободных экономических зонах ... международным стандартам, свободная экономическая зона должна отвечать двум основным требованиям: иметь льготы для ... В России такие зоны, как особые экономические в Читинской области или Алтайском крае, занимают территорию, ...
Алабуга (особая экономическая зона)
... «ОЭЗ ППТ «Алабуга» ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга», действует в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», ... деятельности резидентов. 2.5. Таможенные льготы Территория особой экономической зоны «Алабуга» является свободной таможенной зоной. Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации ... покрытий для дерева Данный реферат составлен на основе .
Итак, цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялись разного рода налоговые льготы. Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль. Фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов.
Рассмотрев цели создания СЭЗ, необходимо перейти к изучению характерных черт свободных экономических зон и территориальным требованиям, предъявляемым при их организации.
Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К наиболее общим из них относятся:
благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;
развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;
существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь — запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).
Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, (а в России, в том числе, — и к бывшим союзным республикам), а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.
Свободные экономические зоны в Республике Беларусь
... система льгот, не используемая на других территориях данного государства» [5, c. 14]. Авторы учебного пособия «Свободные экономические зоны» В. Игнатов и В. Бутов дают свое определение этих экономических формирований: «Свободные экономические зоны - ограниченные территории, ...
В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).
Таким образом, организационно-функциональная структура свободных
экономических зон достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную СЭЗ однозначно, поскольку она обладает чертами многих зон.
1. 3. История организации СЭЗ в России
Процесс создания свободных зон в нашей стране, начавшийся еще в конце 80-х годов, может быть разделен, как отмечено в [21], на несколько этапов.
На первом этапе (конец 80-х — 1990 г.) происходило зарождение самой идеи. По инициативе правительства СССР была разработана так называемая единая государственная концепция свободных зон. Свободные зоны рассматривались как элемент государственной внешнеэкономической политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. По форме они должны были быть зонами совместного предпринимательства, точнее, компактными территориями с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием. Предполагалось, что такие зоны будут создаваться в регионах с развитым научно-техническим потенциалом с целью производства наукоемкой продукции на базе соединения советских технологий и иностранного капитала. Хозяйственно-правовые льготы на территории зон предусматривались только в отношении предприятий с иностранным участием и в пределах, определяемых действовавшими в СССР нормами регулирования иностранных инвестиций.
К началу 90-х годов государственная концепция свободных зон дополнилась множеством региональных инициатив. Эти инициативы получили свое развитие, как только в ходе суверенизации союзных республик рассмотрение вопроса о создании зон было официально перенесено на республиканский уровень: в июле-сентябре 1990 г. ВС РСФСР принял предложения 11-ти региональных советов народных депутатов об объявлении их территорий зонами свободного предпринимательства. Зоны учреждались в городах Ленинграде, Выборге, Находке, Калининградской, Сахалинской и Читинской областях, в Алтайском крае, Кемеровской и Новгородской областях, г. Зеленограде, Еврейской автономной области [1,2]. В 1990-91 гг. Совет Министров или Верховный Совет РСФСР утвердили по каждой зоне отдельное положение, закреплявшее ее хозяйственно-правовой статус (например, [4,5]).
(Заметим при этом, что в положениях зоны именовались «свободными экономическими зонами», а не «зонами свободного предпринимательства», как в вышеупомянутых постановлениях об их учреждении.) Набор предоставленных зонам льгот был практически одинаковым, а сами зоны рассматривались уже не только как внешне-, но, скорее, как внутриэкономический феномен, призванный создать противовесы централизованной системе хозяйствования.
Как в Воронежской области построили свободную от крестьян экономическую зону
... озимой пшеницы стал фермер Александр Князев из Хохольского района Воронежской области: 88 ц/га на 3 тысячах гектаров; он же ... безопасности — 85%). Причем после дефолта экспорт мяса из России вырос в 4 раза (основные потребители — Украина и ... докладам осталось добавить вдохновляющие лозунги «Планы партии — планы народа!» или «Выше знамя капиталистического соревнования!». В нашей плодороднейшей области ...
Хотя принятые решения способствовали притоку в зоны иностранного капитала (росло число совместных предприятий в Находке, Калининграде, на Сахалине), они не были до конца продуманы ни с точки зрения их реализуемости, ни по своим последствиям.
Во-первых, предполагаемые масштабы зон, когда они охватывали не только небольшие территории, но и обширные области и целые края, были заведомо нереальными из-за требуемых колоссальных капиталовложений и проблем соблюдения на больших территориях особых таможенных процедур.
Во-вторых, массовая раздача зональных преференций отдельным территориальным образованиям без четких на то критериев спровоцировала волну самостийного возникновения новых зональных структур, когда та или иная территория (город, область, морской порт, центр науки или просто российская глубинка) объявляла о принятии ею соответствующего статуса, лоббируя его утверждение в верхах. Как отмечено в [23], руководство России оказалось под массированным давлением: в 1991 г. около 150 регионов добивались образования на своих территориях свободных зон. Такая активность местных властей отражала их стремление хоть как-то бороться с кризисными процессами, отгородиться с помощью статуса зоны от массы различных проблем, нахлынувших, как им представлялось, из центра.
В конце 1991-начале 1992 гг., когда российское руководство приняло курс на широкое открытие экономики в целях ее стабилизации [6,7], выборочная либерализация предпринимательского климата на уровне отдельных зональных территорий во многом лишалась своего смысла. Принятые в этот период в Российской Федерации нормативно-правовые акты по регулированию внешнеэкономической деятельности не предусматривали должных изъятий применительно к зональным территориям. И хотя действовавшие в зонах статусные положения формально никто не отменял, налоговые службы истолковали их как утратившие силу, что фактически упраздняло значительную часть ранее предоставленных зонам льгот.
Такая неопределенность в законодательно-правовом положении СЭЗ вызвало беспокойство иностранных инвесторов, расценивших сложившуюся ситуацию как принципиальный отход правительства от линии на создание зон. Это, а также просьба руководителей зональных администраций (официальное обращение в федеральные органы власти весной 1992 г.) гарантировать действие ранее введенной в зонах системы льгот способствовали выходу в июне 1992 г. указа президента [8], в котором было подтверждено действие прежних зональных преференций для иностранных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями, сохранены отдельные льготы в области внешнеэкономической деятельности для российских предприятий и даже предусмотрены некоторые общие дополнительные льготы, нацеленные на облегчение финансирования объектов инфраструктуры в зонах (предоставление для этих целей бюджетных кредитов, направление в специальные зональные фонды части средств от приватизации федеральной собственности и др.).
Принятие указа способствовало тому, что в отдельных, наиболее «продвинутых» зонах (Находка, Калининград) началась практическая разработка стратегии развития территории и конкретных инвестиционных проектов по ее обустройству.
Тем не менее, к началу 1993 г. в правительстве возобладала линия на ликвидацию «суперзон». Подготовленный проект Закона РФ «О свободных экономических зонах» предусматривал формирование преимущественно микрозон двух разновидностей — свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зональных территорий был положен принцип сочетания их выгодного географического положения с минимизацией затрат на их инфраструктурное обустройство, что обосновывалось необходимостью более реалистичного подхода к масштабности зональных проектов.
Денежная реформа 1920-х гг. в Советской России. Развитие экономики ...
... государства и обслуживали определённые отрасли - государственную промышленность м торговлю, сельское хозяйство, кооперацию. (Исключение составил Российский коммерческий банк, но он просуществовал недолго). Не ... кредитование этих секторов. Произошло укрепление связей советской экономики с мировым хозяйством и, одновременно, предотвращено внедрение в России иностранной валюты. Уже через год после ...
На фактическое закрытие ранее созданных зон были направлены решения, принятые в июне 1993 г.: законодательное урезание предоставленных зонам таможенных льгот (Закон РФ «0 таможенном тарифе») и очередная отмена налоговых преференций (письмо ГНС и Минфина РФ [11]).
И хотя иностранным инвесторам указом президента [14] были даны гарантии по сохранению прежних условий деятельности на три года вперед, над зонами нависла атмосфера бесперспективности.
Такое развитие событий, прежде всего, [14] отражало стремление правительства удержать те или иные территории, претендующие на статус свободной зоны, в пределах национального экономического пространства.
В результате, к осени 1994 г. наметились следующие контуры российской зональной политики:
урезание (до 1-2 кв.км) возможных размеров свободных зон, исключающее создание относительно крупных комплексных зон свободного предпринимательства;
формальное заимствование и перенос на российскую почву простейших образцов из мировой зональной практики без учета ее перспективных тенденций и увязки с национальной промышленной политикой;
усложненная система управления зонами, сопряженная с многочисленными бюрократическими согласованиями и невозможностью создания зон по инициативе «снизу».
Ряд регионов, не дожидаясь соответствующих законодательных решений, начал интенсивную работу по реализации проектов точечных и локальных с таможенных зон (обустройство территории, создание Компании развития и т.п.).
Они сумели мобилизовать необходимые стартовые средства (кто — частные, а кто — государственные), и это предопределило их ближайший успех. Первая по такому пути пошла СЭЗ «Находка»: опираясь на правительственное постановление о принципиальной возможности создавать на своей территории таможенные зоны [13], а также — специально предоставленным на эти цели бюджетным кредитом Минфина (март 1995 г.), она образовала первую подобную зону уже к лету 1995 г. В том же направлении, но уже без федеральной государственной поддержки, действовали правительство Московской области (проект СЭЗ «Шерризон»), мэрия Санкт-Петербурга (свободная таможенная зона «Гавань»), администрация Ульяновска (аналогичная зона в районе городского аэропорта).
Напротив, другие крупные территории активизировали усилия по лоббированию эксклюзивных правительственных решений, гарантирующих им либо воссоздание прежних, либо получение принципиально новых индивидуальных преференций. Следует отметить, что правительство — вразрез с собственным курсом на организацию исключительно локальных СЭЗ — поддалось этому давлению: был восстановлен режим беспошлинной торговли в пределах Калининградской области [12,15], а в июле 1994 г. была создана [17] зона экономического благоприятствования в Ингушетии — «своеобразная модель оффшорной зоны, весьма далекая от общепринятых стандартов» [35, с.17]. Причем, когда в марте 1995 г. все индивидуальные таможенные льготы в РФ были вновь официально отменены [19,20], борьба территорий за особые привилегии не прекратилась. В частности, Калининградская область добилась принятия в ноябре 1995 г. Госдумой РФ отдельного федерального Закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», возвращавшего ей режим таможенной экстерриториальности. 22 января 1996 г. этот Закон был подписан Президентом.
Особенности и роль экономики таможенного дела на территориях ...
... большие налоговые льготы, режим свободной таможенной зоны и многое другое. Таблица 1 Сравнительный анализ трех инструментов региональной политики Критерий Особая экономическая зона (ОЭЗ) Зона территориального развития (ЗТР) Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) Нормативная база ...
1.4. Мировой опыт и возможности его использования в России
Сейчас в мире, как уже было сказано, функционирует, по разным данным, от 400 до 2000 свободных экономических зон. Впервые СЭЗ были созданы в США по акту 1934 г. в виде зон внешней торговли. Целью их была активизация внешнеторговой деятельности посредством использования эффективных механизмов снижения таможенных издержек.
При этом главным образом предполагалось сокращение импортных тарифов на детали и компоненты для производства автомобилей. В зоны внешней торговли были превращены склады, доки, аэропорты. Предприятия, действующие в указанных зонах, выводились из-под таможенного контроля в США, если импортируемые в зону товары затем направлялись в третью страну. Таможенные издержки снижались и тогда, когда в зоне осуществлялась «доводка» продукции фирм США для последующего экспорта. Если же товары из зоны шли в США, они в обязательном порядке проходили все таможенные процедуры, предусмотренные законодательством страны.
Успешным вариантом свободной экономической зоны стало создание зоны благоприятствования в Ирландии в 1957 г. с центром в аэропорте «Шеннон». Территория зоны составляла всего 15 га. Цель ставилась скромная: получить дополнительно 300 новых рабочих мест. Здесь, однако, тот случай, когда результаты значительно превзошли ожидания. Еще один удачный пример свободной экономической зоны, центром которой являлся аэропорт, — «Дог-Айленд» (Англия, 1982 г.).
Площадь этой СЭЗ составила 2000 га. Под реализацию намеченной программы было привлечено более 1 млрд. ф.ст.
В 1967 г. в Бразилии была создана свободная экономическая зона иного типа — «промышленный округ свободной зоны Манаус» (Амазония).
Выделенная для этой СЭЗ площадь — 3,6 млн. кв. км; цель — стимулирование развития промышленного производства; основное средство достижения цели — налоговые льготы. Эта зона получила быстрое развитие, что в значительной степени повлияло на оздоровление экономики всей Бразилии. Ядро СЭЗ составили примерно ЗО сырьевых и топливно-энергетических отраслей, продукция которых потреблялась в самой Бразилии. Экспорт зоны достигал только 3 — 5% производства.
В 1978 г. в Китае были созданы свободные экономические зоны в 14 прибрежных городах. Цель — развитие внешней торговли. Основной инструмент — налоговые и таможенные льготы. На каждый гектар зоны в период ее становления ежегодно вкладывалось примерно 15-17 млн. долл. США. Всего с момента создания по 1987 г. в СЭЗ Китая было привлечено приблизительно 22 млрд. долл. Через них проходило 2/3 внешнего товарооборота страны. В 1990 г. экспорт только одной зоны Шеньчжень составил 3 млрд.долл.
Несколько слов следует также сказать о расположенных в Южной Корее, Малайзии, Сингапуре, Гонконге «точечных» зонах, ориентированных на экспорт товаров: ими охватывается до 90% всего его объема в развивающихся странах мира.
Происходит ускоренное развитие и научно-технических зон. В 1973 г. в США их насчитывалось 84; здесь было занято 142 тыс. рабочих и 45 тыс. ученых. Наиболее крупная в США научно-техническая зона — Силикон-Вэллс («Силиконовая долина») . Она осуществляет 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В ближайшее время в США планируется создать до 1000 СЭЗ. Объем инвестиций должен при этом составить более 3 млрд. долл., а число дополнительных рабочих мест — 100 тысяч.
В Голландии и ФРГ в 1985 г. было соответственно 45 и 50 технопарков, причем планировалось образовать еще по 100 в каждой стране. В Японии в 14 районах создается 18 технополисов на базе ведущих научных подразделений. Крупнейший технополис «Цикуба» обеспечивает работой 145 тыс. человек. В Англии имеется более 25 зон и технопарков, за счет чего создано в общей сложности 18,4 тыс. рабочих мест.
Наконец, можно выделить еще одну разновидность свободных зон, которая распространена в мире, — оффшорные зоны, которые служат своего рода «налоговыми оазисами», обслуживающими международные финансовые операции. Примерами офшорных центров являются, прежде всего, островные территории — Антильские, Багамские, Бермудские, Виргинские, Каймановы, Барбадос, Гернси и Джерси, Кипр, Мальта, Мадейра, а также Гонконг, Западное Самоа, Ирландия, Либерия, Ливан, Лихтенштейн, Панама, Сингапур и ряд других.
Оффшорные зоны дают использующим их хозяйственным агентам следующие преимущества: налоговые льготы, значительную свободу, практическое отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций (главным образом действует лишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных с наркобизнесом).
При этом внутренний рынок ссудных капиталов зоны изолируется от счетов резидентов. Дело в том, что классический вариант оффшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в оффшорной зоне только нерезидентов.
По налоговым льготам, в свою очередь, воэможны варианты. В оффшорных зонах Ирландии, Либерии налоги не взимаются. В Швейцарии взимаются, но явно низкие. В оффшорных зонах Лихтенштейна, Антильских островов и Панамы в момент регистрации фирм в качестве налога выплачивается единая сумма (паушальный налог).
В таких зонах обычно также взимаются ежегодные регистрационные взносы компаний, сборы за предоставление банковских и страховых лицензий, лицензий на трастовую деятельность. Можно также добавить, что если в Ирландии, Швейцарии от оффшорных компаний требуется лишь минимальный бухгалтерский учет, то на Антильских островах, в Либерии, Панаме, Лихтенштейне отсутствует даже такое требование. В Западном Самоа форма и порядок бухгалтерского учета не регламентированы и выбираются владельцем компании.
По наблюдениям специалистов, многие СЭЗ прошли свой «путь», трансформируясь сначала иэ складских и транзитных зон в экспорто-производственные, а затем — и в комплексные. Мировой опыт свидетельствует, что при отсутствии экспортных зон рост вывоза из страны товаров и услуг увеличивается в среднем в год на 7%, при наличии же их — на 20%.
Как мы видим, СЭЗ в мировой практике создаются с какими-то определенными целями, которые направлены на повышение благосостояния, как в самих зонах, так и на территории целой страны. К таким целям, как правило, относятся: активизация внешнеторговой деятельности, увеличение объемов экспорта, создание дополнительных рабочих мест, стимулирование промышленного производства, привлечение в страну иностранных инвестиций, подъем депрессивных территорий, выравнивание межрегиональных различий. Способы достижения этих целей чаще всего одинаковы — это налоговые и таможенные льготы, различные преференции.
Россия, в общем, переняла этот опыт у других стран, но, к сожалению, вместо инструмента модернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестиций зональные льготы стали средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских группировок и способом первоначального накопления капиталов, впоследствии утекающих за рубеж. Важно сейчас создать такие условия, чтобы преференциальные режимы применялись не ради раздачи льгот определенным предприятиям, отраслям или территориям, а с целью стимулирования новых форм хозяйствования, промышленного производства развития внешнеэкономических отношений, обеспечивающих технологический прорыв России в ХХI век. Другое стратегически оправданное направление — реализация преимуществ транспортно-географического положения России и потенциала ее припортовых территорий. Создание в некоторых районах широкой сети свободных таможенных зон ускорило бы интеграцию России в мирохозяйственные связи, а также притянуло бы к ней огромные потоки товаров и капиталов, пока что направляющихся в аналогичные зоны зарубежных стран Черноморья и АТР [36].
Таким образом, рассмотрение мирового и отечественного опыта создания свободных экономических зон позволяет заключить следующее:
1. Мировая практика показывает, что создание СЭЗ — весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов. В основном, создание и развитие свободных экономических зон ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.
2. Территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение, а также располагают развитой транспортной, производственной и социальной инфраструктоурой. В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не обладающих указанными преимуществами, но располагающих высокой концентрацией ценных природных ресурсов, позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные задачи.
3. Вопрос о свободных экономических зонах в России до сих пор решался недостаточно последовательно, при отсутствии конструктивной концептуальной основы и достаточной правовой базы. Основной чертой этого процесса была его жесткая политизированность в ущерб экономической сути.
Организационно-функциональная структура свободных экономических зон
достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную свободную зону однозначно, поскольку они обладают чертами многих зон.
Российскими специалистами разработана примерная классификация по признаку
хозяйственной специализации — профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм (см. рис. 1).
Центральное место в классификации СЭЗ отводится зонам промышленной обработки. Они, в свою очередь, подразделяются на зоны замещения импорта, экспортозамещающие и экспорто-импортозамещающие зоны.
При организации свободных экономических зон используют два различных
концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный).
В первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Согласно второму подходу, зона — это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране.
Цели создания свободных экономических зон варьируются в широких пределах в зависимости от экономических, социальных, политических условий той или иной страны.
Для более глубокого изучения поставленных в курсовой работе задач необходимо перейти к рассмотрению современного состояния и проблем развития
отечественных СЭЗ.
II Современное состояние и проблемы развития отечественных СЭЗ
- 1. Типы СЭЗ, организуемых в России
Практика создания имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории России показывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить на следующие основные типы:
комплексные зоны производственного характера;
внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);
функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.).
Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основными признаками.
Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.
К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замыслам их создателей) большая часть СЭЗ, создаваемых в России, в том числе — СЭЗ в Находке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и др.
Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.
К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли «Шерри-зон» (около аэропорта «Шереметьево») [9], свободные таможенные зоны «Московский Франко-Порт» (около аэропорта «Внуково»), «Франко-Порт Терминал» (на территории московского Западного речного порта [10].
Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.
К отраслевым зонам научно-технического характера относится СЭЗ в Зеленограде, которая должна специализироваться в области микроэлектроники, информатики и связи; к зонам финансового («оффшорного») характера может быть отнесена зона экономического благоприятствования в Ингушетии; к зонам туристическо-курортного типа — особая экономическая зона «Кавказские Минеральные Воды» [18].
На выбор типа зон для конкретных территорий влияют не только общие, но и локальные факторы. Так, для транспортных, экспортно-импортных зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они, как правило, размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база и квалифицированная рабочая сила. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, бальнеологических курортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры.
Рассмотрев типы СЭЗ на территории РФ, историю организации, правовые основы функционирования необходимо указать роль государства в процессе управления и регулирования СЭЗ.
2. 2. Свободные экономические зоны в России: современное состояние
Как было показано в разделе 1, основной отличительной чертой процесса создания СЭЗ в России является его политизированность в ущерб экономической сути, вопросы создания зон решаются стихийно, при отсутствии четких критериев и достаточной нормативно-правовой базы.
Если в самом начале (еще на этапе существования СССР) замысел создания зон использовался руководством союзных республик в качестве инструмента политического противодействия союзному центру, а в преддверии выборов российского президента раздача «зональных полномочий» была символом либерального отношения руководства РСФСР к регионам, то затем, с обретением Россией суверенитета, «выбивание» этих полномочий стало средством аналогичной борьбы, теперь уже — со стороны руководителей регионов по отношению к федеральным властям. И сегодня эта идея все еще остается средством политического давления регионов на правительство, хотя практические усилия по организации зон все более смещаются на местный уровень.
В отношении вопроса о свободных зонах российское руководство до сих пор действовало весьма непоследовательно. Оно то, поддаваясь давлению регионов, щедро раздавало льготы, то отбирало их, обосновывая это общегосударственными интересами. В результате большинство СЭЗ, организованных в начале 90-х годов, фактически лишились сегодня основной части ранее предоставленных федеральных преференций. Решения о создании новых СЭЗ продолжают приниматься так же, как и ранее, т.е. чисто декларативно, без концептуального обеспечения и механизма реализации. В итоге остается нереализованной главная экономическая идея СЭЗ — стимулирование предпринимательской активности через выборочную либерализацию инвестиционного климата.
Вместе с тем, исходя из мирового опыта, курс на организацию СЭЗ мог бы способствовать решению ряда приоритетных для страны проблем в области стабилизации и подъема экономики, возрождения регионов, укрепления федерализма, развития внешнеэкономической деятельности и международных контактов. Однако отсутствие в РФ надежной правовой базы по созданию и функционированию СЭЗ, а у правительства — четкой концепции о роли СЗЗ в российской экономике переходного периода не позволяет вопросу о свободных зонах находится в контексте важнейших направлений текущей политики.
Устройство свободных зон должно регламентироваться четко сформулированным законом, а не постоянно меняющимися решениями исполнительной власти. Без базового федерального закона о СЭЗ реализация любых принимаемых по вопросу о зонах правовых решений (будь то президентские указы, постановления правительства или даже парламентские акты) будет неизбежно упираться в приоритетность более общих норм регулирования хозяйственной деятельности, установленных специальными разделами федерального законодательства (что и подтвердила российская практика).
Принятие же такого закона позволило бы упорядочить многочисленные нормативно-правовые акты, принятые по вопросу о СЭЗ, открыв таким образом новый специальный раздел в федеральном законодательстве — раздел о СЭЗ, а также внести в другие специальные разделы законодательства (налоговый, таможенный, валютный, банковский и т.д.).
те дополнения и изъятия, без которых реальное развертывание зональной практики не представляется возможным [30,31].
Таким образом, принятие базового федерального закона о свободных зонах, учитывающего интересы развития как Федерации в целом, так и ее субъектов, можно считать сегодня краеугольным камнем в деле успешного «строительства» здания СЭЗ.
2. 3. Некоторые проблемы развития российских СЭЗ
При разработке и принятии закона о СЭЗ, что, как показано выше, является самой насущной задачей для развития зональной практики, прежде всего, необходимо разрешить следующую проблему. Функционирование СЭЗ в режиме свободной таможенной зоны (а именно это привлекает большинство регионов, добивающихся статуса СЭЗ) означает, что территория зоны подпадает под условия таможенной экстерриториальности. Между тем, конституционность норм таможенной экстерриториальности принципиально не ясна сегодня даже в отношении небольших участков государственной территории РФ (площадью в несколько кв. км), не говоря уже о регионах размером с целую область, поскольку Конституция Российской Федерации запрещает образование таможенных границ внутри территории страны: «На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств». Исключения допускаются лишь в целях «…обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей». Уже одно это обстоятельство ставит под вопрос правомерность принятия решений об образовании различных СЭЗ на территории России. Госдума РФ приостановила ввиду этой неясности процесс прохождения через российский парламент федерального Закона «0 свободных экономических зонах», направив весной 2005 г. по инициативе Комитета по экономической политике соответствующий запрос в Конституционный суд РФ с просьбой дать официальное толкование указанной статьи российской Конституции. Вторая проблема состоит в отсутствии четко сформулированных целей создания зон, не противоречащих как интересам регионов, так и Федерации в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь одну сиюминутную привлекательную сторону — перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Многие полагают, что СЭЗ помогут им избавиться от проблем, решить которые сами они не в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки, экологических проблем. И при этом не думают о том, кто же тогда в такую «свободную зону» придет со своим капиталом? Между тем, система предоставляемых свободной зоне льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков или отсутствующих здесь факторов развития. Более того, при нынешних широких масштабах распространения свободных зон в мировом хозяйстве налоговые льготы
- далеко не главный стимул для притока в зону иностранного капитала. Существеннее в этом отношении могут оказаться сегодня такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур. Там же высказано мнение, что первые российские зоны могут привлечь иностранных инвесторов «не широтой фискальных льгот и даже не дешевизной рабочей силы, но, скорее, перспективой освоения обширного отечественного рынка. Именно последнее должно быть поставлено в центр конкретных зональных проектов». В-третьих, все претенденты на создание СЭЗ стремятся взять под свою юрисдикцию как можно больше территории, не понимая, что чем ее больше, тем хуже для предпринимательского успеха зоны. Ведь, по зарубежному опыту, для нормального обустройства 1 квадратного километра экспорто-производящей зоны требуются вложения порядка 40-45 млн. долларов США, таможенно-торговой — 10-15. Где возьмет эти средства администрация, например, Читинской области, заявившая о намерении создать СЭЗ на всей территории — 432 тыс.кв.км, или Алтайский край — 262 тыс.кв.км? (А общая площадь только первых 11 учрежденных СЭЗ составляет 1 млн. кв.км, или 7% территории России.) Вот почему большая часть действующих в мире СЭЗ ограничена пределами предприятия, нескольких производственных объектов, авиа- или морского порта, в исключительном случае — небольшого по территории города или района. Проблема разумного ограничения начальных вложений на обустройство свободной зоны особенно актуальна для современной России, учитывая нынешнюю острейшую нехватку инвестиционных средств. В практике развития российских СЭЗ есть и другие проблемы, как общие (например, отсталость инфраструктуры), так и частные, но эти три рассмотренные – неурегулированность нормативно-правовой базы, отсутствие четко сформулированных целей и противоречия между сиюминутными интересами отдельных регионов и перспективами развития Федерации в целом и недостаток (и на федеральном, и на региональном уровне) средств на обустройство создаваемой зоны — являются, по моему мнению, основными факторами, тормозящими эффективную работу существующих и создание новых СЭЗ. Таким образом, проведенный анализ по современному состоянию и проблемам развития отечественных СЭЗ показал, что в настоящее время из 18 формально учрежденных в России СЭЗ можно, можно назвать «работающими» лишь две зоны — в Калининградской области и Находке. При этом функционирование этих зон в данных регионах не только не привело к ожидаемому экономическому прорыву, но и не вывело эти регионы в ряд регионов – доноров Федерального бюджета. Тем не менее, процесс создания СЭЗ на региональном уровне не прекращается ни на один день при абсолютно туманном целеполагании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование дает основания полагать, что ответ на вопрос: есть ли перспективы у свободных экономических зон в России — может быть положительным. Однако, несомненно, и то, что эффективная реализация этой формы экономического взаимодействия с остальным миром может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:
формирования на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;
разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;
организации СЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны;
взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;
возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;
создания на федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания СЭЗ и осуществляющего контроль за выполнением свободными зонами их обязательств по отношению к государству, включая использование средств, получаемых из федерального бюджета;
предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в СЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.
Как видно, здесь нет принципиально невыполнимых условий. Мне кажется, что проблемы свободных экономических зон могут быть решены при согласованных действиях всех заинтересованных сторон.
Создание у нас СЭЗ может стать, как и во многих странах мира, одним из эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Постановление ВС РСФСР от 14.07.90 г. N 106-1 «О создании зон свободного предпринимательства».
- Постановление ВС РСФСР от 13.09.90 г. N 165-1 «О создании зон свободного предпринимательства».
- Постановление ВС РСФСР ОТ 24.10.90 г. «О создании в Приморском крае в районе г. Находка свободной экономической зоны».
- Положение о свободной экономической зоне в районе г. Находки Приморского края. Утверждено постановлением СМ РСФСР от 23.11.90 г. N 540.
-
Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ «Янтарь»).
Утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.09.91 г. N 497.
- Закон РСФСР от 4.07.91 г. N 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР».
- Указ Президента РСФСР от 15.11.91 г. N 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР».
- Указ Президента РФ от 4.06.92 г. N 548 «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации».
- Указ Президента РФ от 10.12.92 г. N 1572 «О создании зоны свободной торговли «Шереметьево».
- Указ Президента РФ от 3.06.93 г. N 847 «О свободных таможенных зонах «Московский Франко-Порт» и «Франко-Порт Терминал».
- Письмо Госналогслужбы РФ от 29.06.93 N НП-4-06/93н, Минфина РФ от 25.06.93 N 04-06-01 «О налогообложении предприятий, расположенных в свободных экономических зонах».
- Постановление ВС РФ от 7 июля 1993 г. N 5343-1 «О внесении дополнений в постановление ВС РФ «О введении в действие закона Российской Федерации «О таможенном тарифе».
- Постановление Правительства РФ от 08.09.94 г. N 1033 «О некоторых мерах по развитию СЭЗ «Находка».
- Указ Президента РФ от 27.09.93 г. N 1466 «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями».
- Указ Президента РФ от 07.12.93 г. N 2117 «О Калининградской области».
- Конституция Российской Федерации, 1993 г. 17. Постановление Правительства РФ от 19.06.94 г. N 740 «О зоне экономического благоприятствования на территории Ингушской Республики».
- Постановление Правительства РФ от 29.12.94 г. N 1430 «Об особой экономической зоне в границах особо охраняемого эколого-курортного региона — Кавказских Минеральных Вод».
- Указ Президента РФ от 6.03.95 г. N 244 «О признании утратившими силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот»
- Федеральный закон от 13.03.95 г. N 31-ФЗ «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности».
- Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. // Вопросы экономики , 1994, N 12, с.126-140.
- Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. // Деловые люди,1994, N 3, c.44-46.
- Вардомский Л., Самбурова Е. Гора родила мышь. // Деловые люди 1994, N 3, c.48-50.
- Глуховский М. СЭЗ «Находка»: иллюзии и реальность. // Деловые люди,1994, N 3, c.53-54.
- Стулов А. Балтийский «Янтарь». // Деловые люди, 1994, N 3, c.57-58.
- Галиев А., Привалов А. Что ж там встает на Востоке?// Коммерсантъ , 1994, N 28, с.40-45.
- Региональная экономика, под редакцией Морозова Т., М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
- Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон. // Российский экономический журнал, 1995, N 11, с.34-44.
- Васильев Л. СЭЗ: мифы и действительность. // Биржевые ведомости, 1995, N 1-2, с.8.
- Рекомендации по созданию СЭЗ в России. // БИКИ, 1996, N 39 (7465), с.2.
- Савин В. О законодательной базе свободных экономических зон в России. / / Бизнес, 1996, N 7, с.38-39.
- Елисеев А. Особая экономическая зона в Калининградской области. // Международный бизнес России, 1996, N 5, с.14-17.
- Вардуль Н. Приморская находка. // Коммерсантъ, 1996, N 10, с.46-47.
- Федоров В. «Находка» может оказаться для кого-то настоящей находкой. / / Рынок ЦБ, 1996, N 4, с.20-25.
- Смородинская Н. Организация СЭЗ в Российской Федерации. Анализ политико-правовой базы и возможных перспектив.// Информационно-аналитические материалы ЦБ РФ, М., 1996, вып. 3.
- Смородинская Н. Туманно будущее свободных зон. // Экономика и жизнь, 1997, N 12, с.1.
Приложение
Рисунок 1. Мировое «семейство» свободных экономических зон
Рисунок 2. Основные модели свободных зон: типовые размеры и состав льгот
Административные льготы являются базовыми для всех видов зон.