По экономической теории

Курсовая работа

либо отмена пошлин во внешней торговле; мероприятия по привлечению либо ограничению доступа зарубежного капитала в экономику государства, привлечение иностранной рабочей силы в страну, участие в интеграционных межгосударственных объединениях и международных экономических организациях.

Отдельные инструменты экономической политики государства могут использоваться для разных целей, в разных комбинациях и с разной интенсивностью.

1.2. Способы вмешательства государства в экономику

Государственное вмешательство в дела бизнеса максимальное. Государство полностью контролирует весь частный сектор внутри страны, и управленческие решения могут приниматься только с согласия государства. Правительство полностью определяет законодательство и бизнес-схему. Все природные ресурсы принадлежат государству, и открыть бизнес без участия государства в добыче или переработке невозможно. Ярким примером такого типа экономики является КНР. Здесь все контролируется, иностранные инвесторы не могут открыть бизнес, пока иностранный инвестор не создаст конгломерат с местной организацией.

Уровни вмешательства

Государство может по разному воздействовать на экономику. Все определяется заинтересованностью государства в той или иной сфере или модели экономики. Есть косвенное и прямое вмешательство в дела народного хозяйства.

Прямое вмешательство

В этом случае государство полностью является локомотивом экономики страны. Государство определяет все. Прямое государственное вмешательство предполагает наличие очень большого государственного сектора экономики. Правительство постоянно совершенствует законодательство, увеличивает кредиты и субсидии. Все, от образования до транспорта, принадлежит государству на разных уровнях. Такое вмешательство характерно для тоталитарных режимов и стран бывшего СССР. Уровень активности в медицине, транспорте, промышленности, электроэнергетике очень мал или отсутствует.

Косвенное вмешательство

Такое вмешательство характерно для государств с развитой экономикой. В этом случае доля государства очень мала, и все вмешательство государства в экономику состоит из налогов, социальной политики и тарифов.

Государство продолжит контролировать и контролировать экономику страны. Все это необходимо для сглаживания инфляции, предотвращения развития монополий и создания равных условий для ведения бизнеса. Также, государство контролирует баланс доходов. Таким образом, государство заботится о пенсионерах, инвалидах, престарелых и бедных. Штат — первый в стране конгломерат исследований и разработок. Без государственной поддержки частный сектор не развивался бы так быстро.

11 стр., 5021 слов

Государственное регулирование экономики: цели, направления и методы

... влияния на социально-экономические процессы и хозяйственные объекты. Далее рассмотрим государственное регулирование экономики более подробно. 1. НЕОБХОДИМОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКУ. ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. Государство есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося ...

Государство оказывает поддержку всем убыточным отраслям, которые не хотят или не могут из-за убыточности поддерживать бизнес.[4]

1.3. Ограничение государственного вмешательства в экономику страны

Рыночная система на современном этапе немыслима без государственного вмешательства. Однако есть граница, за которой падает эффективность производства и искажаются рыночные процессы. Тогда рано или поздно разгосударствление экономики становится актуальным, освобождая экономику от чрезмерной активности государства.

Существуют серьезные ограничения на регулирование объема государственного вмешательства. К примеру, недопустимы любые действия государства, которые разрушают рыночный механизм (всеохватный административный контроль цен, тотальное директивное планирование и пр.).

Это не означает, что государственный аппарат должен отказаться от планирования и не несет ответственности за неконтролируемый рост цен. Рынок не исключает планирования на уровне регионов, предприятий и даже народного хозяйства; однако, в последнем случае оно, как правило, «мягкое», ограниченное по масштабам, срокам и иным параметрам и выступает в виде государственных целевых программ.

Следует также отметить, что рынок во многих отношениях является саморегулирующейся системой, и поэтому на него следует влиять только косвенными экономическими методами. Но иногда применение административных методов является необходимым.

Нельзя полагаться только на экономические или административные меры. понятно, что любой экономический регулятор несет с собой административные элементы. Например, на денежное обращение окажет влияние экономический метод, известный как ставка ссуды центрального банка, не раньше, чем будет принято административное решение. Государство, прибегая к прямому контролю за ценообразованием, создает для производителей особенный экономический режим, вынуждает производителей пересматривать производственные программы, находить новые источники финансирования и пр.

Нет совершенно непригодных и абсолютно неэффективных методов государственного регулирования. Все они необходимы, и единственная проблема — найти для каждой те ситуации, в которых ее использование более уместно. Экономические потери начинаются, когда государство выходит за рамки разумного, нарушая баланс отношений между экономическими и административными методами.[5]

Сами экономические регуляторы следует использовать с особой осторожностью, не подменяя и не подрывая рыночные стимулы. Если правительство игнорирует это требование, оно включает регуляторов, не обращая внимания на рыночный механизм, последний начинает давать сбои. Поскольку фискальная или денежно-кредитная политика по силе своего влияния на экономику сравнима с централизованным планированием.

Не существует идеального экономического регулятора. Каждый из них, принося положительный эффект в одной сфере экономики, непременно даст отрицательные последствия в других. В этом случае ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, должно их контролировать и вовремя останавливать.

Например, правительство хочет обуздать инфляцию, ограничив рост денежной массы. Эта мера в контексте борьбы с инфляцией эффективна, но приводит к увеличению стоимости банковских и центральных займов. А если процентные ставки повышаются, становится все труднее финансировать инвестиции, и экономическое развитие начинает замедляться. Именно таким образом развивается ситуация в РФ.[6]

10 стр., 4848 слов

Достоинства и недостатки рыночной экономики и роль государства ...

... преимуществ рыночного механизма; выявление недостатков рыночного механизма; роль государства в рыночной экономике в разные времена; характеристика современной рыночной экономики; функциональная роль государства в рыночной экономике в современном обществе. Объект работы - рыночный механизм. Предмет - достоинства и недостатки рыночной экономики. 1. Рыночная экономика: понятие, ...

2. Государственное регулирование российской экономики за период с 2012 по 2014 г.г.

2.1. Анализ экономического развития России в период с 2012 по 2014 г

Анализ динамики макроэкономических показателей российской экономики за период 2009-2014 гг. показал, что постепенное снижение темпов экономического роста сопровождалось усилением диспропорций в сфере производства, снижением инновационной активности производителей, усилением проблем разбаланси-рованности технико-технологических характеристик основных фондов и инвестиций в основной капитал по базовым видам экономической деятельности. Развитие, основанное на широком использовании основных факторов, росте себестоимости продукции, снизило конкурентоспособность российской экономики. Расширение внутреннего потребительского спроса поддерживалось более высоким ростом заработной платы по сравнению с производительностью труда. Рост инвестиций в основной капитал не привел к соответствующему увеличению доходности на единицу использованных ресурсов.

В целом макроэкономическая ситуация в 2014 г. определялась тенденциями, сформировавшимися во второй половине 2012 г., и характеризовалась постепенным ослаблением динамики развития за счет факторов как внешнего, так и внутреннего спроса.

Особенности функционирования экономики в 2010-2014 гг. были обусловлены различиями посткризисного восстановления отдельных компонентов совокупного спроса. Если в 2010-2012 гг. темпы роста внутреннего спроса опережали темпы роста ВВП и внешнего спроса, то со II квартала 2013 г. доминирующим фактором в российской экономике стало резкое замедление темпов роста потребительского и инвестиционного спроса. В 2013 г. прирост ВВП замедлился до 1,3% против 3,4% годом ранее, при этом темпы внешнего спроса увеличились до 104,6% против 101,4%, а внутреннего спроса замедлились до 101,3% против 105,5%.

В 1-11 кварталах 2014 г. темпы роста ВВП сохранялись в области положительных значений и оставались на уровне средних показателей 1-го полугодия 2013 г. Замедление темпов роста внешнего спроса на протяжении 1-го полугодия 2014 г. сменилось спадом во второй половине года на 4,1% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В IV квартале 2014 г. экспорт российских товаров и услуг составил 92,2% от аналогичного периода предыдущего года и стал одним изфакторов падения квартальных показателей объемов ВВП, что произошло впервые с 2009 г. Ситуация в IV квартале 2014 г. несколько улучшилась за счет опережающего роста потребления домашних хозяйств, поддержанного увеличением отечественного производства товаров и услуг. В результате в целом по итогам 2014 г. темп роста ВВП составил 100,6% при сокращении внешнего спроса на 2,0% и стабилизации внутреннего спроса.

20 стр., 9724 слов

Основные факторы экономического роста Российской экономики в ...

... экономики. Кроме того, необходимо учитывать снижение рождаемости, старение населения, усиление общемировой тенденции к глобализации, все более серьезное отношение к экологическим проблемам. Цель курсовой работы - изучить факторы экономического роста. 1.Сущность экономического роста, ... - величины соответственно валового внутреннего продукта и национального дохода в году, предшествовавшем ...

Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности в 2014 г. характеризовался постепенным укреплением динамики по сравнению с 2013 г. и составил 100,4%. При этом торгуемые сектора (добывающая, обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство) росли быстрее по сравнению с неторгуемыми секторами (торговля, строительство, транспорт, рыночные услуги и др.).

Усиление вклада торгуемых секторов экономики фиксировалось со второй половины 2013 г. В 2014 г. прирост в торгуемом секторе экономике составил 1,6% и в неторгуемом секторе — 0,3% при показателе соответственно 1,6 и 4,3% в 2012 г. (рис. 2).

В торгуемом секторе экономики в 2014 г. годовой индекс промышленного про­изводства составил 101,7%. При этом в обрабатывающем производстве, ориенти­рованном преимущественно на внутренний рынок, выпуск в 2014 г. увеличился на 2,1% против 0,9% годом ранее. На характер промышленной динамики в 2014 г. позитивное влияние оказало и постепенное ускорение темпов в добыче полезных ископаемых. Индекс физического объема производства в добыче полезных иско­паемых в 2014 г. составил 101,4% к предыдущему году. В 2014 г. увеличился и позитивный вклад сельскохозяйственного производства в общеэкономические показатели. В торгуемом секторе обесценение рубля способствовало оживлению экономической активности и развитию импортозамещения .

Загрузка производственных мощностей в промышленности в 2014 г. вернулась к уровням 2012 г. При этом в 2014 г. рост производительности в торгуемом секто­ре превысил показатели по неторгуемому сектору. Кроме того, задействование резервных мощностей не потребовало дополнительных инвестиционных затрат.

В 2013-2014 гг. замедление внутреннего спроса наиболее сильно затронуло неторгуемый сектор экономики, который служил основным источником экономического роста в течение предыдущих трех лет. Темпы прироста оборота розничной торговли достигли пиковых значений в IV квартале 2011 г., а затем на протяжении 2012-2014 гг. систематически замедлялись, но оставались при этом основным драйвером, поддерживающим позитивную динамику развития. В 2014 г. индекс оборота розничной торговли составил 102,5% при 103,9% годом ранее, а оптовойторговли — соответственно 97,6% против 100,6%. Динамика потребительского спроса в сфере необоротных рыночных услуг определялась замедлением роста доходов населения, ростом инфляции и увеличением долговой нагрузки населения, что привело к ослаблению динамика розничной и оптовой торговли.

Крайне негативное влияние на макроэкономическую ситуацию в российской экономике оказало замедление с IV квартала 2011 г. деловой активности в строительно-инвестиционном комплексе, которое с 2013 г. перешло в стадию сокращения объемов работ в строительстве. В 2014 г. падение инвестиций в основной капитал достигло 2,5% при сокращении объемов работ в строительстве в годовом выражении на 4,5%. Неблагоприятное влияние на общеэкономическую динамику оказали стагнация спроса на услуги транспорта и замедление темпов роста предоставления услуг связи до 100,5% в 2014 г. против 104,5% годом ранее. В сегменте неторгуемых товаров устойчивой позитивной динамикой характеризовался только сектор финансовых услуг и операций с недвижимостью (рис. 4).

2 стр., 929 слов

Национальная экономика и экономический рост

... Все это вместе ведет к росту социальной ориентации общественного воспроизводства. 2. Система национальных счетов. Национальная экономика, Национальное счетоводство, Национальные счета, Система национальных счетов В методологии национального счетоводства важную роль и по настоящее время играет теоретическое ...

Замедление динамики предоставления социальных услуг на протяжении предыдущих трех кварталов в IV квартале 2014 г. сменилось резким падением темпов в таких сегментах социальных услуг, как здравоохранение, образование.

Основные показатели внутреннего рынка определялись соотношением темпов роста внутреннего производства для внутреннего потребления и внешнего рынка, с одной стороны, и динамикой и структурой импорта, с другой. Замедление роста внутреннего производства связано как с низкой конкурентоспособностью отечественных товаров и услуг по сравнению с импортными аналогами, так и с низкой производительностью в сегменте нерыночных товаров и услуг по сравнению с экспортно-ориентированным сектором экономики.

2.2. Перспективы развития функций государственного регулирования в российской экономике

очевидно, что современный рынок невозможен без государственного регулирования. Государственное регулирование является неотъемлемой частью воспроизводственного процесса и решает следующие задачи: регулирование занятости, поддержка экспорта, стимулирование экономического роста, поддержка убыточных, но стратегически важных секторов экономики.

Государственное регулирование имеет 2 уровня: научный и практический. Практичным является комплекс мер, направленных на реализацию регулирования. Теоретическим уровнем государственного регулирования называется систематическое научное изучение способов воздействия на экономику для более эффективного функционирования рыночных системных процессов. В конечном итоге цель обоих уровней — улучшить социальное благополучие.

Влияние государства на экономику предполагает синтез мер государственного регулирования и саморегулирования рынка. Отсюда вытекают 2 вида регуляторов: плановые и рыночные.

Плановыми регуляторами являются действия человека, которые направлены на налаживание определенной экономической деятельности; рыночными регуляторами являются объективно существующие и являющиеся результатом взаимодействия потребителей и производителей определенных услуг и товаров.

Основные инструменты государственного воздействия на экономику — это методы и формы госрегулирования:

Административные (прямые) — не связаны с формированием дополнительных материальных инструментов стимулирования для их реализации, основываются на авторитете государства, содержат меры запрещения, разрешения, принуждения. Так, к прямому воздействию относят меры, которые связаны с кредитованием по льготным ставкам с (целевое кредитование), а также со ставкой рефинансирования, установлением ЦБ.

Косвенные (экономические) основаны на инструментах экономического программирования, прогнозирования, налоговой и бюджетной систем, денежно-кредитной, таможенной, валютной политики и пр.

Сфера косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, ограничивая при этом возможности прямого государственного вмешательства в экономические процессы. Поэтому мощным инструментом регулирования экономики является бюджетная политика, сформированная Бюджетным обращением Президента России к Федеральному Собранию. Бюджетный процесс регламентирован Бюджетным кодексом РФ. Бесспорно, ключевое место в государственном регулировании занимает Министерство экономического развития и торговли РФ.

5 стр., 2242 слов

Шпаргалка по «Государственному регулированию экономики»

... нужно совершенствовать регулятивные возможности государства. ………………..*****………………… Научные школы и историческая практика государственного регулирования рыночной экономики. Вопрос №2. . ... фактически все учения, основанные на провозглашении принципов экономического либерализма. Одно из них - небезызвестный ... в последние два десятилетия (нобелевскую премию по экономике, начиная с 90-х годов) уже дважды ...

Большое значение в настоящее время в государственном регулировании отведено на решение задач в области социально-экономической политики: «создаются ориентиры для ресурсного обеспечения государственных программ и оценки рисков бюджетной разбалансированности в разных прогнозных сценариях, кроме того, рекомендуемый алгоритм мероприятий при их реализации».

Вопрос пенсионной реформы наиболее актуальна. Основная задача государства — принять новую, понятную и стабильную пенсионную формулу, которая мотивирует граждан выходить на пенсию позже, а страховое бремя должно быть приемлемым для частного сектора. В бюджетном выступлении президента России реформа пенсионной системы — одна из ключевых задач, требующая скорейшего решения.

Государственное регулирование экономики не может эффективно функционировать без прочной, продуманной законодательной базы. Развитая конкурентоспособная налоговая система — путь к более эффективному государственному регулированию экономики. необходимо упростить налоговый учет и приблизить его к бухгалтерскому учету, повысить эффективность мер по борьбе с уклонением от уплаты налогов.

Кроме того, государство уделяет приоритетное внимание поддержке среднего и малого бизнеса. «По данным Министерства экономического развития РФ, в последние десять лет организации малого бизнеса показывают темпы роста, которые превышают общеэкономические показатели. Например, годовой прирост сотрудников в малых предприятиях в 8 раз превышает аналогичный показатель для всех организаций, а инвестиционная активность в три раза превышает годовые темпы роста капитальных вложений в основной капитал по экономике в целом. Каждая третья организация в стране работает в малом бизнесе, каждая четвертая — в нем».

Сегодня очевидно, что малые и средние предприятия выполняют ряд управленческих задач: развитие конкуренции, регулирование занятости и внедрение инноваций. Но до сих пор имеют место быть проблемы по развитию среднего и малого бизнеса: трудности в поиске финансовых ресурсов, высокие налоговые отчисления, отсутствие благоприятной деловой среды, монополизация локальных рынков и пр.

Таким образом, основные задачи государства — это обеспечение комплексности решения задач институционального, социального и экономического развития, а это является условием обеспечения высоко уровня качества экономического роста, и, соответственно, создание условий для того, чтобы повышать уровень благосостояния населения.

3. Перспективы развития и совершенствования основных функций государственного регулирования современной экономики

3.1. Развитие функций государственного регулирования современной экономики

Одно из немногих положений, признаваемых большинством экономистов, заключается в том, что государство в экономике присутствовало всегда и вряд лионо может (должно) уйти совсем. Все остальные тезисы носят преимущественно дискуссионныйхарактер. Современная наука пока не дает однозначного четкого определенияэкономических функций государства (как и определения многих других базовыхэкономических понятий).

Следовательно, существует множество подходов и определений этого явления разными исследователями и разными научными дисциплинами.

Например, в русской литературе можно найти следующие определения.

5 стр., 2248 слов

Правовое регулирование функций государственного и муниципального управления

... деятельность — важнейшая функция государственного управления и оценки его результатов, процесс накопления, анализа и обобщения управленческой информации и использования ее для регулирования управленческих ... правовые, интеллектуально-кадровые, социокультурные, национально-психологические и другие возможности общества. Целеполагание — процесс обоснования целей государства и субъектов государственного ...

Функция (от лат. functio – исполнение, осуществление) – роль, которую выполняет определенный институт по отношению к целому; деятельность, обязанность, работа;внешнее проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений.

Функция любой системы, в т.ч. и государства, представляет собой смысл ее существования, назначения и необходимость, задается внешней и внутренней средой.

По мнению, главная функция государства – обеспечение безопасности жизнедеятельности (сохранение и развитие) сложно структурированного общества).

И позиция такова, что основная функция государства — защита человека, его прав и свобод. Мнения в целом и объем функций, которые признаются за государством в экономике, расходятся еще больше. В работах разных российских авторов количество экономических функцийгосударства варьируется от 3 до 12. Принципиально иной подход к функциям государства в экономике делит современное экономическое сообщество на два противостоящих лагеря: либеральный и исполнительный.

Либеральный «минимум» – это обеспечение законности и правопорядка («функция ночного сторожа»), оборона и защита от внешних угроз; макроэкономическаястабильность (борьба с инфляцией и обеспечение устойчивости национальнойвалюты).

По мере необходимости еще – проведение реформ и формирование необходимыхинститутов. Оказание публичных услуг (образование и здравоохранение) и социальные гарантии, обеспечение экологической безопасности – это функциисоциального государства, либералы соглашаются на их минимум, сторонникипатернализма и дирижизма – на их увеличение. Проведение промышленной (структурной)политики, предупреждение или устранение «провалов» рынка и государственноепредпринимательство – это те функции, выполнение которых либералы не считают прерогативой государства, в отличие от сторонников политики дирижизма ипатернализма.

Все эти разногласия, во-первых, являются следствием несовершенства

собственно экономической теории. Недостаточный учет в экономических построенияхдостижений других научных дисциплин (теории организации, теории управления,теории систем) по отношению к государству приводит к тому, что количество егофункций (в том числе экономических) может увеличиваться до бесконечности, т.к.отсутствуют четкие критерии их выделения. Происходит определенное смешениепричин, функций, задач и направлений деятельности государства; проявляетсяразный уровень абстрагирования или, наоборот, конкретизации проблем и т.д.

Во-вторых, разные подходы к экономическим функциям государства отражают разные социальные практики и конкретные исторические условия. «В жизни складываются обстоятельства, объективнообусловливающие выполнение государством разных наборов функций и варьированиеих объемами. Иной раз повышение его роли необходимо и дает положительныерезультаты. Но все функции государства имеют свои издержки: для их выполнения требуются средства, которые привлекаются агентами экономики через налоги или каким-либо другим способом».

Выбор функций, выполнение которых государством обеспечивает существование и развитие общества, согласование различных (индивидуальных игрупповых) интересов, является принципиальным моментом государственнойполитики. А так как государство – это не просто институт (организация), но иопределенная группа людей, облеченных властными полномочиями, то в этом выборе высокадоля субъективных факторов и, следовательно, различных идеологических,философских и теоретических подходов.Наконец, не следует забывать, что разделение сфер деятельностии функций государства на экономические, социальные, политические и т.д. носитусловный характер.

9 стр., 4110 слов

Сравнительная характеристика государственного регулирования в ...

... формироваться система принудительного труда. 1. Государственное регулирование в США в 1930е гг. Известно, что США - государство с большим опытом в области антимонопольного регулирования экономики. Государственное регулирование в США осуществляется в отношении отдельной категории ...

На самом деле между ними нет четких границ — наоборот, все они взаимосвязаны. Поэтому принятие каких-либо практических решений(осуществление каких-либо действий) в экономической (социальной, политической ит.д.) области обязательно сопровождается позитивными или негативными эффектамив других областях. И эти побочные эффекты по своей значимости могут перевесить результаты прямого воздействия. Поэтому выполнение «чисто» экономических функций государства в принципе невозможно. Сознательно или нет, но всегда существует комплексное влияние государства на жизнь общества.

Для выполнения возложенных на него функций государству необходимы значительные материальные ресурсы, поскольку его жизнеспособность, эффективность и военно-политическая мощь не имеют большого значения без адекватной экономической базы. Традиционно роль (объем) государства в экономике измеряетсяотношением государственных расходов к ВВП, а также величиной государственногосектора в экономике. Однако не следует забывать, что эти способы не являются совершенными.

Далеко не все функции государства в экономике прямо или полностью отражаются в расходах госбюджета (например, валютно-денежное регулирование; результаты нормативно-законодательной деятельности).

Кроме того, отечественная статистика вызывает много нареканий. В результате анализ функций государств в России на основе бюджетных данных дает заниженные и приблизительные результаты, которые позволяют говорить лишь о некоторых тенденциях.

Что касается современных российских условий, то разнообразие подходов к оценке роли государства и государственного регулирования в переходный период можно свести к двум направлениям, различающимся методами регулирования.

Первоенаправление — государственноевмешательствоограничено методами финансово-кредитного регулирования (использованиеучетной ставки процента, изменениеобяза­тельногоминимальногорезерва, объемаденежноймассы в об­ращении, применениеналоговых ставок и др.).

Идеяэтойкон­цепции — меньшееучастиегосударства, больше «индексаэко­номическойсвободы».

Второенаправлениезаключается в активномгосударствен­номрегулированииэкономики с помощьюпроведенияцеле­направленнойструктурной, инвестиционной, социальнойпо­литики, государственноерегулированиецен на топливно-энер­гетическиересурсы и т. д. Даннаяконцепция направлена на усилениерегулирующейфункциигосударства в переходнойэкономике.

Экономистамипредпринималисьпопыткисистематизиро­ватьметодыгосударственногорегулирования. Так, В.И. Кушлин, Н.А. Волгин [6, с.2] приводятследующиеметодырегулиро­ванияэкономики. Прямыеметодыгосударственногорегулированияэкономи­ки не связаны с созданиемдополнительногоматериальногостимулаилиопасностьюфинансовогоущерба и базируются на силегосударственнойвласти. К их числу относят:

  • определениестратегическихцелейразвитияэкономики и ихвыражение в планах, целевыхпрограммах;
  • государственныезаказы и контракты на поставки опреде­ленныхвидовпродукции, выполнениеработ, оказание услуг;
  • государственнаяподдержкапрограмм, заказов и контрак­тов;
  • нормативныетребования к качеству и сертификациитех­нологии и продукции;
  • правовые и административныеограничения и запреты по выпускуопределенныхвидовпродукции и т. п.;
  • лицензированиеопераций по экспорту и импортутоваров.

Методыкосвенногогосударственногорегулированияэко­номическихпроцессовопираются в основном на товарно-де­нежныерычаги и воздействуют на экономическиеинтересысубъектовхозяйственнойдеятельности. В них входят:

65 стр., 32448 слов

Роль малых и средних предприятий в экономике и внешнеэкономических связях России

... малого и среднего предпринимательства в экономике и внешнеэкономических связях России, главным из которых является ... России, состояние этого сектора экономики и его основные проблемы на современном этапе развития. Во второй главе анализируются основы государственного регулирования ... внешнеэкономические и внешнеторговые операции. Практическая значимость работы состоит в создании выводов и практических ...

  • налогообложение, уровеньобложения и система налого­выхльгот;
  • регулированиецен, ихуровней и соотношений;
  • платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредит­ныельготы;
  • таможенноерегулированиеэкспорта и импорта, валют­ныекурсы и условияобмена валют.

Все многообразиеметодов, используемыхгосударством при регулированиибизнеса, Ю.П. Анисимоваусловнообъеди­няет в три относительнокрупныегруппы: правовые, полити­ческие и экономическиеметоды. Каждая группа методов включает в себя определенный набор инструментов и механизмов воздействия на бизнес, позволяющий государству достичь определенных целей в реализации своей экономической политики.

Правовыеметодырегулированиябизнеса, реализуемыеобычнопутемколлективногоголосования, включают в себясовокупностьфедеральных и местныхзаконов, указов прези­дента, постановлений и распоряженийПравительства РФ, на­правленных на правовоеобеспечениефункционированиягорногобиз­неса, созданиеобязательных и равных для всехпредпринимателейпра­вил игры, гарантий свобод и защиты прав и интересоввсехучастниковрынка, таких как право на жизнь и здоровье, на собственность и получениеприбыли.

3.2. Основные тенденции развития функций государственного регулирования современной экономики

Государственное регулирование народного хозяйства любой страны направлено на достижение социальной и экономической стабильности, а также увеличение уровня благосостояния граждан. Для достижения данной цели государство проводит экономическую политику, представляющая собой совокупность мероприятий, которые способствуют экономическому росту.

Наложение нескольких кризисов на современном этапе предъявляет особые требования к у правлению экономикой в РФ. Для более детального анализа нужно рассмотреть основные индикаторы экономической ситуации.

Данные показывают, что замедление экономического роста начинается с 2012 года, и, в соответствии с пессимистичным прогнозом, в 2015 году данный показатель может стать отрицательным. Причем следует заметить, что экономический спад, если он будет краткосрочным, — небольшая проблема, опасна длительная рецессия, которая является следствием неэффективной антикризисной экономической политики.

Серьезная проблема, с которой столкнулась национальная экономика, — это дестабилизация национальной валюты, причем объяснять резкую девальвацию в декабре 2014 года только лишь ошибками государства не вполне корректно, так как главная причина девальвации — это структурные проблемы отечественной экономики.

Такие факторы, как недостаточный уровень диверсификации экономики, низкая конкурентоспособность большей части российских предприятий, низкий уровень доверия в социуме, а также высокие темпы инфляции, делают экономику России крайне чувствительной к доступному внешнему финансированию и динамике цен на сырьевые ресурсы.

Поэтому изоляция страны от внешних финансовых рынков при одновременном падении цен на энергоресурсы привели к падению курса национальной валюты. Безусловно, есть и другие факторы, как объективные, так и субъективные, но они являются вторичными по отношению к двум названным экзогенным факторам. Доказательством этого может служить тот факт, что российский рубль оказался гораздо уязвимее валют других сырьевых экономик. В этом заключается существенное отличие сегодняшней ситуации от кризиса 2009 г., когда ослабление рубля было сопоставимо с валютами других аналогичных стран.

Естественным следствием девальвации рубля стало ускорение роста цен и инфляции, которая вновь вышла в двузначную область, что существенно обостряет экономические и социальные проблемы. Снижение темпов инфляции является одной из главных задач, стоящих перед экономической политикой России.

Серьезным последствием введения международных санкций стало закрытие доступа российским компаниям к мировому финансовому рынку, что весьма негативно сказалось на возможности как привлечения кредитов, так и размещения финансовых инструментов за рубежом.

Необходимо отметить, что девальвация рубля в сочетании с ограничением доступа на финансовые рынки и снижением инвестиционных рейтингов России и отдельных компаний усложняют выплату внешнего долга банков и корпораций, который достигал к началу 2014 г. 651 млрд. долл., а к 1 января снизился до 548 млрд. долл. (табл. 2), что можно считать положительным моментом с точки зрения перспектив макроэкономического оздоровления, однако в краткосрочной перспективе сокращение присутствия российских компаний на мировых рынках может стать дополнительным негативным фактором экономического роста.

Отток капитала в 2014 г. значительно усилился, при этом его динамику следует сравнивать не только с более стабильным 2013 г., но и с кризисным периодом 2008-2009 гг., когда пик оттока капитала пришелся на период с III квартала 2008 г. по II квартал 2009 г. и составил 183 млрд. долл., что на 31 млрд. долл. больше, чем в 2014 г. Существенным отличием было то, что российские небанковские корпорации могли наращивать внешние активы, в том числе прямые инвестиции.

Так, в кризис 2008 — 2009 гг. эти активы выросли на 41 млрд долл. больше, чем в 2014 г. (142 млрд. против 101 млрд. долл.).

Отток капитала из банковского сектора в кризис 2008-2009 гг. был на 32 млрд долл. больше, чем за три квартала 2013 г., причем помимо значительного погашения внешней задолженности банки тогда интенсивно наращивали иностранные активы (табл. 3).

Можно с уверенностью утверждать, что главными причинами увеличения чистого оттока капитала в 2014 г. стали замедление притока внешних займов и инвестиций, а также вложения в наличную иностранную валюту, при этом практически весь рост вложений в иностранные активы небанковского сектора был обеспечен увеличением вложений в наличную иностранную валюту. Если в 2013 г., по оценкам Банка России, ее объем у российских резидентов сократился на 0,3 млрд. долл., то за 2014 г. он вырос на 34,1 млрд. долл., почти как в кризис 2008 — 2009 гг.

Следует отметить и ряд положительных моментов, которые могут помочь в преодолении экономического кризиса. К ним относятся:

  • сбалансированный бюджет, который удалось удержать под контролем благодаря наличию «бюджетного правила»;
  • сохранение значительных валютных резервов у Банка России и Правительства РФ;
  • низкий государственный долг, особенно долг, номинированный в иностранной валюте;
  • низкая безработица как фактор обеспечения социальной стабильности.

Показательным результатом 2014 г. следует признать, что Центральный банк продемонстрировал способность действовать независимо, это касалось и политики процентных ставок, и последовательной работы по оздоровлению банковского сектора. За год Центробанк отозвал 85 лицензий — 72 у банков и 13 у небанковских кредитных организаций в результате раскрытия ими различных схем искажения балансов. Уместным и своевременным стало решения Банка России о переходе к инфляционному таргетированию, что позволило сохранить значительную часть валютных резервов.

И следует отметить, что для преодоления российской экономикой существующих проблем и восстановления положительной динамики экономического роста необходимо проведение последовательных институциональных реформ, способных обеспечить конкурентоспособность национальной экономики и отдельных фирм.

Заключение

Государственное регулирование — объективная необходимость развития экономики. Степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.

Максимально эффективное применение средств государственного регулирования возможно лишь в правовых формах. Необходимым, но не достаточным условием эффективного государственного регулирования является принятие во внимание интересов субъектов рыночных отношений.

Еще один инструмент государственного регулирования, а также важная составная часть рынка — государственный сектор экономики. При осуществлении государственного регулирования происходит сочетание как прямых, так и косвенных методов.

В данной работе выделены основные направления государственного регулирования и определена их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер, рассмотрены инструменты, объекты и цели государственного регулировании.

В работе представлено два анализа эффективности применения инструментов государственного регулирования:

1) С помощью введения новой системы налогообложения нефтяной отрасли поступления налоговых платежей увеличились, что поспособствовало повышению конкурентоспособности экономики, отечественных товаров, т.е. повышению нормы прибыли в цене соответствующих продуктов.

В целях снижения издержек производственной деятельности в стране был создан инвестиционный климат, способствующий привлечению инвестиций — носителей современных достижений научно-технического прогресса, инноваций. В этом заключается одна из важнейших функций инвестиционного и налогового регулирования, в первую очередь обеспечить минимизацию некоммерческих рисков для любого инвестора (отечественного и иностранного), связанных с деятельностью принимающего государства.

2) Снижение ставки по налогу на прибыль на 11% привело к снижению платежей в консолидированный бюджет в то время, когда ожидалось увеличение прибыли предприятий. Очевидно, это произошло из-за воздействия факторов неналогового характера.

В дальнейшем наметилась устойчивая положительная динамика как в отношении поступлений по налогу на прибыль в консолидированный бюджет РФ, так и прибыли полученной крупными и средними российскими предприятиями. Сопоставление динамики рассматриваемых показателей позволили сделать выводы, что снижение ставки по налогу на прибыль оказывает положительный экономический эффект и на бюджетные процессы, и на финансовый результат деятельности российских предприятий.

Так как снижение ставки налога на прибыль первоначально не привело к росту поступлений по данному налогу можно сделать вывод, что реформирование налогообложения прибыли в России не способствует выходу предприятий из теневого сектора экономики, масштабы которого с каждым годом увеличиваются и имеют угрожающий характер для развития отечественной экономики.

Список литературы

  1. Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. — М.: Юрист, 2012.
  2. Булатов, А.С. Мировая экономика: Учебник. — М.: Юрист, 2013.
  3. Бухалков, М.И. Планирование на предприятии: учебник — 3-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2015.
  4. Выварец, А.Д. Экономика предприятия: учебник для студентов вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
  5. Грязнова, А.Г. Экономическая теория. Экспресс — курс: учебное пособие — 5-е изд. /А.Г. Грязнова, Н.Н. Думна, А.Ю. Юданов. — М.: КНОРУС, 2011.
  6. Иванов, С.И. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. с углубленным изучением экономики/ Государственный унив. — Высшая школа экономики. — 7-е изд. — в 2-х книгах. Книга 1 — М.: Вита-Пресс, 2014.
  7. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: Учеб. — М.: Дело, 2014.
  8. Камаев, В.Д. Экономическая теория. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.
  9. Кудров, В.М. Национальная экономика России: Учебник. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Дело, 2014.
  10. Куренков, Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. // Вопросы экономики, 2015. — № 6. — С.36-49.
  11. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2014.
  12. Мухин, А.В. Государственное регулирование в отраслях ТЭК / А.В. Мухин // ТЭК — 2015.
  13. Николаева, И.П. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям — 2-е изд., перераб. и доп. / И.П. Николаева. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2014.
  14. Нухович, Э.С. Мировая экономика на рубеже XX-XXI веков. / Э.С. Нухович, Б.М. Смитиенко, М.А. Эскиндиров. — М.: 2015.
  15. Пястолов, С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник. — М.: Академия, 2014.

Прикрепленные файлы: