Методические рекомендации по написанию курсовой работы «Статистика»

Курсовая работа

Методические рекомендации по написанию курсовой работы по дисциплине «Статистика»

Курсовая работа представляет собой завершающую стадию изученияв вузе курса «Cтатистика». Этосамостоятельное научное исследование, проводимое студентом на базеполученных знаний и глубокого изучения специальной литературы поэкономике, статистике, социологии, демографии.

Цель курсовой работы – расширение, систематизация, закреплениетеоретических знаний, а также получение навыков проведения социально-экономического анализа выбранного объекта (предприятия, региона,страны) и овладение элементами самостоятельной и исследовательскойработы.

Курсовая работа должна отвечать следующим требованиям:

;

  • иметь достаточный научно-теоретический уровень, определяемыйсовременным состоянием экономической науки;
  • ;

  • иметь аналитическую часть, в которой рассматриваетсяпроблематика выбранной темы;
  • ;

  • содержать собственный взгляд автора на исследуемую проблему;
  • ;

  • базироваться на использовании материалов дисциплин,прослушанных студентом к моменту написания работы;
  • ;

  • содержать элементы самостоятельного исследования автора иконкретные предложения по решению выявленных в ходе исследованиясоциально — экономических проблем;
  • ;

  • соответствовать рекомендациям относительно объема,структуры, содержания, методики выполнения работы, оформления.

    При выполнении курсовой работы необходимо изучитьэкономическую литературу по выбранной теме, а также данные осоциально-экономическом положении выбранного объекта исследования.

    Последовательность выполнения курсовой работы

    Содержание и последовательность выполнения курсовой работы носят индивидуальный характер, можно рекомендовать вести работу по следующей схеме:

    1. Ознакомление с литературой теоретического и прикладного характера, нормативными документами, источниками статистической информации (следить за актуальностью информации); окончательный выбор темы.
    2. Составление плана, формулировка цели и задач курсовой работы по выбранной теме (план рекомендуется обсудить с преподавателем донаписания основной части работы).
    3. Написание теоретической части курсовой работы: изучение современных научных концепций по данной проблеме, систематизация собранного материала, определение его полноты, определение методологии анализа и прогноза, сопоставимости, репрезентативности.
    4. Написание практической части курсовой работы: обработка статистических данных, расчет необходимых показателей структуры и динамики, обоснование зависимостей показателей от выбранных факторов, выводы и рекомендации на основе полученных результатов.
    5. Написание заключения (по результатам работы).
    6. Редактирование и окончательное оформление курсовой работы.
    7. Сдача курсовой работы на проверку (окончательная версия курсовой работы должна быть сдана не позднее дней до планируемой защиты)
    8. Защита работы (крайний срок определяется графиком учебного процесса).

    Выбор темы курсовой работы

    Выбор темы определяется научными и практическими интересамиавтора (в рамках изучаемого курса), а также возможностями еепроработки на примере какого-либо предприятия (организации), области,региона.

Примерная тематика курсовых работ приведена в данных методических указаниях, стр. 4.

8 стр., 3545 слов

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ «Макроэкономика» ...

... нарушений) возвращение на доработку. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ, по дисциплине «Макроэкономика» 1. Агропромышленный ... рынка и всемирного хозяйства. Тематику курсовых работ должен довести до сведения студентов преподаватель, читающий лекции. Курсовая работа ... части бюджета, функций налоговых органов. В этой главе также рекомендуется использовать больше схем, таблиц. Возможен вариант рассмотрения выбранной ...

Предложенные темы можно рассматривать на примере отдельно взятого предприятия, района, города, региона, страны и т.д. В таком случае возможна конкретизация темы. Например, «Статистическое изучение природно-ресурсного потенциала Красноярского края».

При выборе темы курсовой работы целесообразно брать задачусравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было ее более глубокопроработать.После ознакомления с литературой по выбранной теме иконсультаций руководителя работы, ведущего данное научноенаправление, студент составляет подробный план курсовой работы.

Примечание. Окончательный выбор темы должен осуществляться после предварительного ознакомления с литературой.

Структура и содержание курсовой работы , Структура и содержание курсовой работы

Курсовая работа включает следующие основные части:


Введение

. Предназначено для обоснованностиактуальностивыбранной темы, ее значения в процессе познания социально-экономических процессов. Во введении формулируетсяцель работы и задачи, необходимые для ее достижения. Объем введения – 1-2 страницы.


Теоретическая часть

. В ней необходимо рассмотреть существующие теоретические подходы к исследованию выбранной проблемы. Анализ существующих точек зрения необходимо дать с позиции объективного отражения процессов реформирования экономики, показать их развитие в современных условиях.

В данной главе дается общая характеристика объекта исследования, предыстория его развития, описание особенностей объекта исследования, его роли в социально-экономической системе с точки зрения системного подхода.

Для изучения рассматриваемой проблемы и полной характеристики объекта (совокупности объектов) студентом самостоятельно разрабатывается программа статистического исследования, т. е. система статистических показателей, выбираются традиционные и современные математико-статистические методы исследования, а также источники информации.

3 стр., 1031 слов

Объект и предмет исследования. Введение дипломной работы

... исследования и, соответственно, результат проведенной работы. Рассмотрим по отдельности те части введения, которые обязательно должны быть в вашей работе. Объект исследования – это ... в дипломной работе, заключается в … Важность и актуальность приведенных в работе исследований связана с … Цель и задачи дипломной работы ... и сосудами. Область экономики: в качестве объекта выбираем банковскую систему ...

Необходимо исследовать сущность и познавательную функцию экономических показателей, вопросы их измерения, вероятностную природу их величин, степень соответствия расчетных значений показателей реальному содержанию экономических процессов и явлений; рассмотреть в ряде случаев вопросы формирования исходной совокупности факторов и однородности исследуемых объектов.

Одной из методических проблем является агрегирование показателей на макроуровне, сопровождающееся оценкой их устойчивости.

В современных условиях стохастичность экономических показателей, особенно на микроуровне, значительно возрастает. Поэтому актуальной становится проблема достоверности и сопоставимости статистической информации. В частности, приведение к сопоставимому виду стоимостных показателей в действующих ценах требует их пересчета на основе индексов потребительских цен или дефлятора.

Также в данной главе рассматриваются особенности информационного обеспечения соответствующего объекта. Для статистического анализа источниками информации могут служить формы бухгалтерского баланса, статистической отчетности, внеучетные данные, а также в ряде случаев, особенно для объектов макроуровня, результаты выборочных исследований.


Практическая часть

Начальным этапом анализа является описание объекта исследования при помощи основных обобщающих показателей.

Дальнейшее углубление анализа характеризуется детализацией и конкретизацией системы показателей объекта.

При помощи статистических методов далее проводится вертикальный и горизонтальный анализ, позволяющий описать структуру и развитие объекта во времени. Совмещение этих подходов характеризует структурные сдвиги. Особое внимание следует уделить интерпретации результатов. Например, изменение удельного веса отдельной составляющей в общем объеме может происходить вследствие как изменения ее абсолютного объема, так и вследствие изменения объемов остальных составляющих и т. п.

Аналитическая глава подразумевает построение экономико-математических моделей таких как, например, факторная, эконометрическая, статическая, динамическая и т. д. При наличии функциональной связи между показателями нужно рассчитать влияние каждого фактора на результативный показатель в абсолютном и относительном виде.

При исследовании рядов динамики взаимосвязанных показателей или совокупности выборочных наблюдений анализируются статистические регрессионные модели. В отдельных случаях при наличии достаточной информации для исследования объектов необходимо использовать методы многомерного статистического анализа.

Особое внимание следует уделить интерпретации результатов расчетов, выполненных с использованием собственных алгоритмов и программ или готовых статистических пакетов.

В данной главе разрабатываются аналитические таблицы, статистические графики, диаграммы, дополняющую оценку объекта. Формы отчетности, исходную информацию, использованные для расчетов и аналитических таблиц, следует вынести в приложенияпод номерами.

63 стр., 31170 слов

Анализ показателей по труду и заработной плате

... работы является проведение анализа показателей по труду и заработной плате на предприятии торговли в современных условиях и пути их улучшения. Для достижения поставленной цели в курсовой работе были решены следующие задачи: - рассмотрен ...

Аналитическая глава завершается обоснованием существенных факторов, взаимосвязей и зависимостей, выявленных в результате анализа. Выводы по результатам главы должны сводиться к формулировке направлений совершенствования методов описания, анализа, моделирования экономического явления или процесса, предложению путей повышения эффективности по рассматриваемой проблеме и т.д.

По объему практическая и теоретические части должны быть примерно равны.

Первую и вторую главы целесообразно разбить на 2-3 части каждую согласно логике работы.


Заключение

. В заключении дается оценка теоретико-методологической базы изучаемой проблемы, эффективности использованной методики расчета, полноты и системности анализа объекта, надежности и адекватности рассмотренных показателей.Заключение пишется по результатам работы.


Библиографический список

Библиографический список содержит перечень всех использованных источников информации. В работе могут быть использованы: законы, нормативные акты, межгосударственные стандарты (ГОСТ), государственные (ГОСТ Р), отраслевые (ОСТ), стандарты предприятий (СТП), технические условия (ТУ), инструкции, отчеты, материалы конференций, монографии, диссертации, научные статьи из сборников и периодических изданий – журналов, газет, справочники, энциклопедии, учебники и учебные пособия, статистические сборники, ресурсы сети Интернет и др.

— Нормативные акты Российской Федерации (кодексы, законы, указы, постановления), нормативная, техническая документация (в хронологическом порядке)

— Учебники и учебные пособия, публикации в периодических изданиях, справочники, статистические сборники и т.д. (в алфавитном порядке)

— Интернет-ресурсы официальных изданий и организаций (в алфавитном порядке)


Приложения

В приложения рекомендуется включать материалы вспомогательного, иллюстративного характера: промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, программы, рисунки вспомогательного характера, бланки или заполненные формы планов и отчетности и т. п. Приложения располагаются на отдельных страницах и помещаются после списка литературы.

Оформление курсовой работы , Оформление курсовой работы

Объем курсовой работы составляет примерно30-40 страницА4 с соблюдением полей: левого – мм, правого – мм, верхнего –20 мм, нижнего – мм. Текст курсовой работы оформляется Times New Roman размером14 пт., интервал – 1,5.

Курсовая работа включает:

— Титульный лист.

— Содержание.

— Введение.

— Основная часть (теоретическая и практическая части).

— Заключение.

— Библиографический список (список использованной литературы).

— Приложения.

При написании работы следует обязательно ссылаться на используемые источники.Ссылки на использованные источники следует указыватьпорядковым номером библиографического описания источника в спискеиспользованных источников.Порядковый номер ссылки заключается в квадратные скобки, например [4]. Если ссылка включает несколько источников, их следует указывать в скобках через запятую [3, 7, 9]. Можно указывать номер источника и страниц, например [5, с.24-28].Недопускаются подстраничные и внутритекстовые сноски.При дословном цитировании цитату необходимо заключать в кавычки и ссылаться на источник цитирования.

44 стр., 21569 слов

В процессе исследования применялись методы анализа и синтеза, ...

... формирования Евразийского экономического союза; 3) изучить историю развития Евразийского экономического союза; 4) провести политологический анализ Договора о Евразийском экономическом союзе; 5) выявить внутренние и внешние проблемы развития Евразийского экономического союза; 6) определить перспективы и стратегии развития Евразийского экономического союза. Фундамент ...

Цифровой материал работы, как правило, оформляется в виде таблиц. Таблицы нумеруются последовательно арабскими цифрами или двумя числами (например, Таблица 3.2, что означает вторая таблица третьего раздела).

Заголовки таблиц следует размещать над таблицами. При переносе таблицы на другую страницу указываются слова: «Продолжение таблицы 3.2» или «Окончание таблицы 3.2».

Иллюстрации и графики в работе называют рисунками.Название рисунка следует помещать под ним. Нумерация может быть сквозная или по разделам.

Все формулыв работе также должны быть пронумерованы, номер заключается в круглые скобки, размещается справа от формулы. При проведении расчетов следует ссылаться на номер используемой формулы.

Тематика курсовых работ по дисциплине «Статистика»

  1. Статистический анализ грузовой и перевозочной работы предприятий железнодорожного транспорта
  2. Факторный анализ выполнения плана перевозок.
  3. Статистический анализ использования подвижного состава (грузовых вагонов)
  4. Статистическое изучение конкуренции на транспортном рынке и оценка конкурентоспособности перевозок
  5. Статистический анализ себестоимости транспортной продукции
  6. Статистическая оценка уровня конкурентоспособности транспортной продукции (услуг) транспортного предприятия
  7. Статистическое изучение инновационной деятельности на железнодорожном транспорте
  8. Статистика инвестиций железнодорожного транспорта
  9. Статистическая оценка эффективности мероприятий и комплексных программ развития железнодорожного транспорта
  10. Статистический анализ эффективности инвестиций на предприятии железнодорожного транспорта
  11. Статистические методы оценки инвестиционного проекта на предприятиях железнодорожного транспорта
  12. Статистический анализ эффективности инвестиционных проектов развития железнодорожного транспорта
  13. Статистическая оценка и учет инфляционных процессов при анализе эффективности инвестиционных проектов развития железнодорожного транспорта
  14. Статистика эксплуатационных расходов железных дорог и себестоимости перевозок
  15. Статистический анализ структуры эксплуатационных расходов предприятия железнодорожного транспорта
  16. Статистика себестоимости перевозок железнодорожного транспорта
  17. Статический анализ зависимости эксплуатационных расходов и себестоимости железнодорожных перевозок от объема перевозок
  18. Статистический анализ себестоимости железнодорожных перевозок и пути ее снижения
  19. Статистический анализ влияния показателей использования подвижного состава на себестоимость перевозок
  20. Статистика себестоимости перевозок различных видов грузов
  21. Статистический анализ структуры и динамики показателей грузовых перевозок
  22. Статистический анализ динамики себестоимости продукции предприятий железнодорожного транспорта
  23. Статистические методы прогнозирования спроса на перевозки грузов
  24. Статистический анализ структуры и динамики показателей пассажирских перевозок
  25. Статистический анализ показателей транспортной подвижности населения
  26. Статистический анализ внешнеторговых перевозок железнодорожного транспорта
  27. Статистическое изучение эксплуатационной работы железнодорожного транспорта
  28. Статистический анализ объемных показателей работы (показатели нагрузки вагонов и их пробега в груженом состоянии, порожнего и общего пробега вагонов, поездов, локомотивов)
  29. Статистический анализ эффективности применения различных видов тяги
  30. Статистический анализ эффективности модернизации локомотивного хозяйства
  31. Статистическая оценка эффективности развития технических средств вагонного хозяйства
  32. Статистические методы оценки эффективности развития системы контейнерных перевозок
  33. Статистика численности и состава персонала предприятия железнодорожного транспорта
  34. Статистическое изучение численности и движения персонала предприятия железнодорожного транспорта
  35. Статистика рабочего времени на предприятии железнодорожного транспорта
  36. Факторный анализ использования рабочего времени на предприятии железнодорожного транспорта
  37. Статистика производительности труда на железнодорожном транспорте
  38. Статистические методы анализа факторов роста производительности труда на предприятии железнодорожного транспорта
  39. Статистика оплаты труда работников предприятий железнодорожного транспорта
  40. Статистический анализ дифференциации заработной платы работников железнодорожного транспорта
  41. Статистика основных фондов предприятия железнодорожного транспорта и показатели их использования
  42. Статистический анализ наличия, движения и использования основного капитала транспортного предприятия
  43. Анализ влияния использования основных фондов на динамику производства продукции транспортного предприятия
  44. Статистика оборотных фондов предприятий железнодорожного транспорта и показатели их использования
  45. Статистический анализ наличия, оборачиваемости, применения и потребления оборотного капитала транспортного предприятия
  46. Статистика цен на продукцию и услуги предприятий железнодорожного транспорта
  47. Комплексный статистический анализ финансовых показателей деятельности транспортного предприятия
  48. Статистика финансовых результатов предприятий железнодорожного транспорта
  49. Статистический анализ экономической эффективности производственной деятельности транспортного предприятия
  50. Статистическое изучение влияния железнодорожного транспорта на загрязнение окружающей среды

Список рекомендуемой литературы , Список рекомендуемой литературы

  1. Айвазян, С. А. Прикладная статистика. Основы эконометрики : учебник для вузов. В 2 т. / С. А. Айвазян, В. С. Мхитарян. – 2-е изд., испр. – М. : ЮНИТИ, 2001. – Т. 1: Теория вероятностей и прикладная статистика. – 656 с.
  2. Большой экономический словарь : 25 000 терминов / авт. и сост. А. Н. Азрилиян [и др.] ; под ред. А. Н. Азрилияна. – 6-е изд., доп. – М. : Ин-т новой экономики, 2004. – 1373 с.
  3. Бурцева, С. А. Статистика финансов : учебник для вузов / С. А. Бурцева. – М. : Финансы и статистика, 2004. – 287 с.
  4. Глинский, В. В. Сборник задач по теории статистики : учебное пособие для вузов / Л. П. Майкова, Л. К. Серга, Л. П. Ярославцева, В. Г. Долженкова ; под ред. В. В. Глинского. – 3-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2002. – 257 с. – (Серия «Высшее образование»).
  5. Годин, А. М. Статистические средние и другие величины и их применение в различных отраслях деятельности : учебное пособие для вузов / В. Н. Русин, В. П. Соколин ; под ред. А. М. Година. – М. : Дашков и К, 2007. – 251 с.
  6. Годин, А. М. Статистика : учебник / А. М. Годин. – 5-е изд., перераб. и испр. – М. : Дашков и К, 2007. – 460 с.
  7. Горемыкина, Т. К. Общая и правовая статистика : учебное пособие / Т. К. Горемыкина. – 3-е изд., стер. – М. : МГИУ, 2006. – 175 с.
  8. Гусаров, В. М. Общая теория статистики : учебное пособие для вузов / В. М. Гусаров. – 2-e изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2008. – 207 с.
  9. Гусаров, В. М. Статистика : учебное пособие для вузов / В. М. Гусаров. – 2-е изд, перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2007. – 479 с.
  10. Долженкова, В. Г. Статистика цен : учебное пособие / В. Г. Долженкова. – М. : ФИЛИНЪ, 2000. – 256 с.
  11. Елисеева, И. И. Практикум по социальной статистике : учебное пособие для вузов / Э. К. Васильева [и др.] ; под ред. И. И. Елисеевой. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 367 с.
  12. Елисеева, И. И. Статистика : учебник / И. И. Егорова, С. В. Курышева, В. И. Лаптев, О. Н. Никифоров ; под ред. И. И. Елисеевой. – М. : Проспект, 2010. – 448 с.
  13. Елисеева, И. И. Общая теория статистики : учебник для вузов / И. И. Елисеева, М. М. Юзбашев ; под ред. И. И. Елисеевой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Финансы и статистика, 2005. – 655 с.
  14. Ефимова, М. Р. Практикум по социальной статистике : учебное пособие / М. Р. Ефимова. – М. : Финансы и статистика, 2005. – 445 с.
  15. Ефимова, М. Р. Социальная статистика : учебное пособие / М. Р. Ефимова, С. Г. Бычкова ; под ред. М. Р. Ефимовой. – М. : Финансы и статистика, 2004. – 559 с.
  16. Ефимова, М. Р. Практикум по общей теории статистики : учебное пособие / М. Р. Ефимова. – 2-e изд., перераб. и доп. – М. : Финансы и статистика, 2006. – 335 с.
  17. Забродская, Н. Г. Экономика и статистика предприятия : учебное пособие / Н. Г. Забродская. – М. : Изд-во деловой и учебной лит., 2005. – 351 с.
  18. Интегрированная система статистики заработной платы : методическое руководство МБТ. – М. : Финстатинформ, 1994.
  19. Информационные технологии в статистике : учебник для вузов / под ред. В. П. Божко, А. В. Хорошилова. – М. : Финстатинформ, 2002. – 144 с.
  20. Кожухарь, Л. И. Основы общей теории статистики / Л. И. Кожухарь. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 144 с.
  21. Колесникова, И. И. Социально-экономическая статистика : учебное пособие / И. И. Колесникова. – 2-e изд., испр. – Минск : Новое знание, 2007. – 259 с. – (Экономическое образование).
  22. Колесникова, И. И. Статистика : учебное пособие / И. И. Колесникова. – М. : Новое знание, 2005. – 208 с.
  23. Курс социально-экономической статистики : учебник для вузов / В. Л. Соколин [и др.] ; под ред. М. Г. Назарова. – М. : Финстатинформ, 2002. – 973 с.
  24. Лугинин, О. Е. Статистика в рыночной экономике : пособие / О. Е. Лугинин. – 2-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 506 с. – (Серия «Высшее образование»).
  25. Мелкумов, Я. С. Социально-экономическая статистика : учебное пособие. – М. : Инфра-М, 2008. – 235 с. – (Высшее образование).
  26. Общая теория статистики. Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности : учебник для вузов / под ред. О. Э. Башиной, А. А. Спирина. – 5-е изд., доп. и перераб. – М. : Финансы и статистика, 2006. – 440 с.
  27. Палий, И. А. Прикладная статистика : учебное пособие для вузов / И. А. Палий. – М. : Высш. шк., 2004. – 175 с.
  28. Петрова, Е. В. Статистика транспорта : учебник для вузов / Е. В. Петрова, О. И. Ганченко, А. Л. Кевеш, М. Р. Ефимова ; под ред. М. Р. Ефимовой. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 352 с.
  29. Поликарпов А.А., Вовк А.А., Свиридова Э.А. и др. Статистика железнодорожного транспорта: Учебник для вузов / Под ред. А.А.Поликарпова и А.А.Вовка. – М.: Маршрут, 2004. – 512 с.
  30. Пудова, Н. В. Статистика рынка : учебное пособие / Н. В. Пудова. – М. : РЭА, 2002. – 316 с.
  31. Рау, В. Г. Практический курс математики и общей теории статистики : учебное пособие для вузов / В. Г. Рау. – М. : Высш. шк., 2006. – 126 с.
  32. Салин, В. Н. Курс теории статистики для подготовки специалистов финансово-экономического профиля : учебник / В. Н. Салин. – М. : Финансы и статистика, 2007. – 479 с.
  33. Салин, В. Н. Социально-экономическая статистика : учебник / В. Н. Салин. – М. : Юристъ, 2004. – 458 с. – (HOMO FABER).
  34. Сельцовский, В. Л. Экономико-статистические методы анализа внешней торговли : научно-практическое пособие / В. Л. Сельцовский. – М. : Финансы и статистика, 2004. – 511 с.
  35. Социальная статистика : учебник для вузов / Н. В. Бурова [и др.] ; под ред. И. И. Елисеевой. – 3-е изд., доп. и перераб. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 479 с.
  36. Статистика железнодорожного транспорта: Учебник для вузов / Т.И.Козлов, А.А.Поликарпов, Е.П.Леонова и др.; Под ред. Т.И.Козлова, А.А.Поликарпова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1990. – 327 с.
  37. Статистика рынка товаров и услуг : учебник для вузов / под ред. И. К. Беляевского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 655 с.
  38. Статистика транспорта», Е.В. Петрова, О.И. Гончаренко, А.Л. Кевеш, Под ред. М.Р. Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2001
  39. Статистика финансов : учебник для вузов / под ред. В. Н. Салина. – 2-е изд. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 813 с.
  40. Статистика финансов : учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. «Статистика» / под ред. М. Г. Назарова. – М. : Омега-Л, 2005. – 460 с. – (Высшее экономическое образование).
  41. Статистика : учебно-практическое пособие для вузов / под ред. М. Г. Назарова. – М. : Кнорус, 2006. – 480 с.
  42. Статистика : учебное пособие для экон. спец. вузов / Л. П. Харченко, В. Г. Долженкова, В. Г. Ионин ; под ред. В. Г. Ионина. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : ИНФРА-М, 2002. – 383 с. – (Серия «Высшее образование»).
  43. Статистика : учебник / под ред. В. Г. Минашкина. – М. : Проспект, 2005. – 266 с.
  44. Статистика : учебник / под ред. В. С. Мхитаряна. – М. : Экономистъ, 2005. – 670 с. – (HOMO FABER).
  45. Статистика : учебник для вузов / под ред. И. И. Елисеевой. – М. : Высшее образование, 2007. – 565 с.
  46. Статистика : учебник для вузов / под ред. И. И. Елисеевой. – М. : Кнорус, 2006. – 552 с.
  47. Тавокин, Е. П. Социальная статистика : учебное пособие. – М.: РАГС, 2001. – 109 с.
  48. Теория статистики : учебник для вузов / под ред. Р. А. Шмойловой. – 4-е изд., доп. и перераб. – М. : Финансы и статистика, 2005. – 655 с.
  49. Теория статистики : учебник для экон. спец. вузов / под ред. Г. Л. Громыко. – М. : ИНФРА-М, 2002. – 414 с.
  50. Тимофеева, Т. В. Финансовая статистика : учебное пособие для студ. высш. сельскохозяйств. учеб. заведений. – М. : Финансы и статистика, 2006. – 479 с.
  51. Хили, Д. Статистика : социологические и маркетинговые исследования / Дж. Хили, А. А. Руденко ; под общ. ред. А. А. Руденко. – 6-e изд. – М. : ДиаСофт : Питер, 2005. – 637 с.
  52. Холево, А. С. Статистическая структура квантовой теории / А. С. Холево. – М. : Ин-т компьютерных исследований, 2003. – 191 с. – (Современная математика).
  53. Цымбаленко, Т. Т. Статистика финансов в АПК : учебное пособие / Т. Т. Цымбаленко. – М. : Финансы и статистика, 2006. – 159 с.
  54. Экономическая статистика : учебник для студ. вузов / общ. редакция Ю. Н. Иванова. – 2-e изд., доп. – М. : Инфра-М, 2004. – 479 с. – (Высшее образование).
  55. Ярных, Э. А. Статистика финансов предприятия торговли : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению. «Коммерция» и специальностям «Маркетинг», «Реклама», «Коммерция (торговое дело)» / Э. А. Ярных. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Финансы и статистика, 2005. – 415 с.

Дополнительная литература

16 стр., 7693 слов

Статистический анализ исполнения территориального бюджета Вологодской области

... исследования: структура, проценты, коэффициенты, аналитическая группировка, индексный анализ, корреляционно-регрессионный анализ. 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТА Бюджет - сложная экономическая категория. Как экономическая категория, государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе ...

24 стр., 11808 слов

Статистико-экономический анализ финансовых результатов деятельности предприятий

... структурных сдвигов. Система взаимосвязанных индексов при анализе динамики средней себестоимости имеет следующий вид: (27) 2.2. Индексный анализ изменения средней урожайности и валового сбора ... увеличения доли высокооплачиваемых сотрудников. Снижение трудоемкости производства единицы продукции по совокупности предприятий отрасли может быть обусловлено повышением производительности труда на ...

57 стр., 28053 слов

Бахарев Евгений Владимирович ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО ...

... направленных на повышение эффективности инвестиционной деятельности на железнодорожном транспорте. Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальностей ВАК. Диссертационная работа выполнена в рамках п «Экономическое обоснование систем управления на транспорте» паспорта специальности «Экономика ...

27 стр., 13319 слов

Угон воздушного судна или водного транспорта, железнодорожного состава

... Уголовного кодекса РФ обусловлено их посягательством на единый родовой объект, каковым являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта. ... человека. То же деяние, причинившее по неосторожности смерть человеку, влечет уголовную ответственность по ч. 2 ст. 264 УК РФ; деяние, повлекшее ...


  1. Волков Б.А.

    Экономическая эффективность инвестиций на железнодорож ном транспорте в условиях рынка. – М.: Транспорт, 1996.

  2. Волков Б.А., Шульга В.Я., Кокин М.В.

    и др. Экономика железнодорожного строительства и путевого хозяйства: Учебник для вузов / Под общ. ред. Б.А. Волкова, В.Я. Шульги. – М.: Маршрут, 2003. – 632 с.
  3. Единая транспортная система / В.Г. Галабурда, В.А.Персианов, А.А. Тимошин и др.; под ред. В.Г. Галабурды. – М.: Транспорт, 1999. – 303 с.

  4. Журавель А.И.

    Себестоимость железнодорожных перевозок. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2000.
  5. Методические рекомендации по экономической оценке влияния качественных показателей на эксплуатационные расходы. – М.: МПС РФ, 1999.
  6. Себестоимость железнодорожных перевозок: Учебник для вузов ж.-д.
  7. транспорта / Н.Г. Смехова, А.И. Купоров, Ю.Н. Кожевников и др.; под ред.Н.Г. Смеховой и А.И. Купорова. – М.: Маршрут, 2003. – 494 с.

  8. Соколов Ю.И.

    Проблемы и методы формирования спроса на грузовые железнодорожные перевозки: Монография. – М.: Маршрут, 2005. – 128 с.
  9. Стратегическое планирование на железнодорожном транспорте: Учебное пособие. / В.Г. Галабурда, Н.П. Терёшина, Г.В. Бубнова и др.; под ред. проф. В.Г. Галабурды и Н.П. Терёшиной. – М.: МИИТ, 2002. – 267 с.

  10. Терёшина Н.П.

    Экономическое регулирование и конкурентоспособность перевозок. – М.: ЦНТБ МПС, 1994. – 132 с.

  11. Терёшина Н.П., Шобанов А.В., Рышков А.В.

    Управление конкурентоспособностью железнодорожных перевозок. – М.: ВИНИТИ РАН, 2006. – 240 с.

  12. Трихунков М.Ф.

    Транспортное производство в условиях рынка. Качество и эффективность: Монография. – М.: Транспорт, 1993.
  13. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. для вузов ж.-д. транспорта /
  14. Н.П. Терёшина, В.Г. Галабурда, М.Ф. Трихунков и др.; Под ред. Н.П. Терёшиной,
  15. Б.М. Лапидуса, М.Ф. Трихункова. – М.: УМЦ ЖДТ, 2006.


СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Основные методы статистического анализа , Основные методы статистического анализа

В зависимости от цели исследования написание курсовой работы предполагает изучение объекта с применением одного или нескольких видов статистического анализа:

1) анализа вариации;

2) анализа динамики социально-экономических явлений;

3) индексного анализа;

4) корреляционно-регрессионного анализа;

5) факторного, кластерного анализов.


1. Вариация

– неотъемлемая, необходимая черта, свойство массовых явлений, имеющее большое значение в развитии природы и общества.Вариацией значений
какого-либо признака в совокупности называется различие его значений у разных единиц данной совокупности в один и тот же период или момент времени.

Первым этапом статистического изучения вариации является построение вариационного ряда – упорядоченного распределения единиц совокупности по возрастающим или по убывающим значениям признака и подсчет числа единиц с тем или иным значением признака. При изучении вариации применяются такие характеристики вариационного ряда, которые описывают количественно его структуру, строение. К таким характеристикам относятся:

1) медиана – величина варьирующего признака, делящая совокупность на две равные части – со значениями признака меньше медианы и со значениями признака больше медианы;

2) аналогично медиане вычисляются значения признака, делящие совокупность на четыре равные по числу единиц части (квартили);

3) мода – величина признака, которая встречается в изучаемом ряду, в совокупности чаще всего.

Следующим этапом изучения вариации признака в совокупности является измерение характеристик силы, величины вариации. Для характеристики силы вариации рассчитывают следующие показатели:

1) размах вариации или амплитуда вариации – абсолютная разность между максимальным и минимальным значениями признака из имеющихся в изучаемой совокупности значений;

2) средний модуль отклонений значений признака от средней арифметической величины;

3) среднее квадратическое отклонение от средней величины;

4) дисперсия – квадрат среднего квадратического отклонения.

На расчете дисперсии основаны практически все методы математической статистики.

Для оценки интенсивности вариации и для сравнения ее в разных совокупностях и тем более для разных признаков необходимы относительные показатели вариации. Они вычисляются как отношение абсолютных показателей силы вариации к средней арифметической величине признака. К ним относятся:

1) относительный размах вариации;

2) относительное отклонение по модулю;

3) коэффициент вариации как относительное квадратическое отклонение;

4) относительное квартильное расстояние.

Для дальнейшего изучения характера вариации используются средние значения разных степеней отклонений отдельных величин признака от его средней арифметической величины. Эти показатели получили название
моментов распределения порядка

, соответствующего степени, в которую возводят отклонения.


2. Ряды динамики.

Для характеристики изменений статистических показателей во времени в статистике существует специальная система методов, предназначенная для изучения развития, изменений во времени, то есть изучения динамики.

Относящиеся к отдельным годам значения называются
уровнями

, а вся их последовательность –рядом динамики
(динамическим рядом, временным рядом, английский термин «Time series»).


Ряд динамики

состоит из двух строк или столбцов: промежутков или моментов времени, к которым относятся уровни, и самих уровней признака (показателя).

Ряд, в котором время задано в виде промежутков (лет, месяцев, суток), называетсяинтервальным динамическим рядом
. Ряд, в котором время задано в виде конкретных дат (моментов времени) называетсямоментным динамическим рядом
. Сравнивая уровни разных лет, можно заметить, что в целом явление изменяется. Изменение явления наблюдается лишь в среднем, кактенденция
. В отдельные годы уровни испытывают колебания, отклоняясь от основной тенденции.

Тенденция динамики связана с действием долговременно действующих причин и условий развития, хотя после какого-то периода эти причины и условия могут изменяться и порождать уже другую тенденцию. Колебания же, напротив, связаны с действием краткосрочных или циклических факторов, влияющих на отдельные уровни динамического ряда и отклоняющих уровни от тенденции то в одном, то в другом направлении.

При статистическом изучении динамики необходимо четко разделить ее два основных элемента – тенденцию и колеблемость, чтобы дать каждому из них количественную характеристику с помощью специальных показателей. Смешение понятий тенденции и колеблемости ведет к неверным выводам о динамике.

Чтобы построить систему показателей, характеризующих тенденцию динамики, нужно: 1) определить величину изменений уровня как в абсолютном, так и в относительном выражении; 2) выяснить, является ли изменение равномерным или неравномерным, ускоренным (замедленным); 3) выразить тенденцию в форме некоторого достаточно простого уравнения, наилучшим образом аппроксимирующего фактическую тенденцию динамики. Уравнение тенденции динамики называется
трендом

.

Для того чтобы нагляднее представить показатели, характеризующие тенденцию, следует абстрагироваться от колеблемости и выявить динамический ряд в форме «чистого» тренда при отсутствии колебаний.


Абсолютное изменение уровней

– это разность между сравниваемым уровнем и уровнем более раннего периода, принятым за базу сравнения.


Относительные показатели динамики

необходимы для сравнения развития разных объектов, особенно если их абсолютные характеристики различны.


Средние показатели динамики

(средний уровень ряда, средние абсолютные изменения и ускорения, средние темпы роста) необходимы при обобщении характеристик тенденции за длительный период, по различным периодам и незаменимы при сравнении развития за неодинаковые по длительности отрезки времени, при выборе аналитического выражения тренда.

Прежде чем применить методы математического анализа для вычисления параметров уравнения тренда, необходимо выявить тип тенденции.


Основные типы уравнений тренда

:

1. Линейная форма тренда

2. Параболическая форма тренда

3. Экспоненциальная форма тренда

4. Логарифмическая форма тренда

5. Тренд в форме степенной кривой.

6. Гиперболическая форма тренда

7. Логистическая форма тренда.

После теоретического исследования особенностей разных форм тренда необходимо обратиться к фактическому ряду динамики, тем более что далеко не всегда можно надежно установить, какой должна быть форма тренда из чисто теоретических соображений. По фактическому динамическому ряду тип тренда устанавливают на основе графического изображения, путем осреднения показателей динамики, на основе статистической проверки гипотезы о постоянстве параметра тренда. Когда тип тренда установлен, необходимо вычислить оптимальные значения параметров тренда исходя из фактических уравнений. Для этого обычно используют метод наименьших квадратов.

Одним из статистических методов прогнозирования является расчет прогнозов на основе тренда и колеблемости динамического ряда до настоящего времени. Методика статистического прогноза по тренду и колеблемости основана на их
экстраполяции,

то есть на предположении, что параметры тренда и колебаний сохраняются до прогнозируемого периода.


3. Индекс

– это показатель сравнения двух состояний одного и того же явления (простого или сложного, состоящего из соизмеримых или несоизмеримых элементов).

Каждый индекс включает два вида данных: оцениваемые данные, которые принято называтьотчетными
, и данные, которые используются в качестве базы сравнения –базисные
.

Индексы позволяют: 1) измерить изменение сложных явлений. Это не просто сравнение двух чисел, а получение и сравнение некоторых агрегированных величин; 2) проанализировать изменение – выявить роль отдельных факторов; 3) сравнивать не только с прошлым периодом (сравнение во времени), но и с другой территорией (сравнение в пространстве), а также с нормативами.


4. Исследование связей.

Исследование объективно существующих связей между явлениями – важнейшая задача статистики. В процессе статистического исследования зависимостей вскрываются причинно-следственные отношения между явлениями, что позволяет выявлять факторы (признаки), оказывающие основное влияние на вариацию изучаемых явлений и процессов. Для изучения взаимосвязей между показателями используется корреляционный и регрессионный анализы.Корреляционный анализ
имеет своей задачей количественное определение тесноты связи между двумя признаками (при парной связи) и между результативным и множеством факторных признаков (при многофакторной связи).

Корреляционный анализ изучает взаимосвязи показателей и позволяет решить следующие задачи: 1) оценить тесноту связи между показателями с помощью парных, частных и множественных коэффициентов корреляции; 2) оценить уравнение регрессии.


Регрессионный анализ

заключается в определении аналитического выражения связи, в котором измерение одной величины (называемой зависимым или результативным признаком) обусловлено влиянием нескольких независимых величин (факторов), а множество всех прочих факторов, также оказывающих влияние на зависимую величину, принимается за постоянные и средние значения. Регрессия может быть однофакторной (парной) и многофакторной (множественной).


Корреляционно-регрессионный анализ

как общее понятие включает в себя измерение тесноты связи и установление аналитического выражения (формы) связи и построение регрессионной модели.


5. Факторный анализ

относится к классу статистических методов многомерного анализа, в которых решаются задачи редукции исходных признаков (переменных) до небольшого набора факторов, максимально охватывающих суммарную дисперсию совокупности исходных данных. Эти факторы отображают внутренние взаимосвязи между исходными переменными. В зависимости от задач анализа исходные переменные могут быть взяты произвольно. Кроме того, факторный анализ является инструментом классификации данных без задания каких-либо классификационных признаков. Эти признаки (факторы) появляются в ходе анализа и являются линейной комбинацией исходных переменных.

Акцент в факторном анализе делается на исследовании внутренних причин, формирующих специфику изучаемого явления, на выявлении обобщенных факторов, которые стоят за исходными показателями.

Основные результаты факторного анализа выражаются в наборах факторных нагрузок и факторных весов.

Еще одним методом многомерного анализа является
кластерный анализ

. Каждая единица совокупности в кластерном анализе рассматривается как точка в заданном признаковом пространстве. Значение каждого из признаков у данной единицы служит ее координатой в этом «пространстве». Таким образом, признаковое пространство – это область варьирования всех признаков совокупности изучаемых явлений.

В общем виде процедура кластерного анализа выглядит следующим образом: 1) вычисление средних величин каждого из классификационных признаков в целом по совокупности; 2) вычисление средних квадратических отклонений каждого из признаков по совокупности; 3) вычисление матриц нормированных разностей по каждому из группировочных признаков; 4) вычисление евклидовых расстояний между каждой парой сочетаний единиц совокупности; 5) выбор наименьшего из евклидовых расстояний; 6) объединение единиц совокупности с наименьшим евклидовым расстоянием между ними в один кластер; 7) вычисление средних значений всех признаков для единиц, объединенных в кластер; 8) вычисление новых нормированных расстояний между объединенным кластером и остальными единицами (или кластерами); 9) вычисление новых евклидовых расстояний между кластером и остальными единицами (или кластерами); 10) выбор наименьшего из евклидовых расстояний; 11) повторение операций (6–10) и так далее.

Объединение в кластеры прекращается, когда все евклидовы расстояния превысят заданную критическую величину.

/span>