Выбранная тема является актуальной, поскольку одним из основных разделов анализа деятельности предприятия является анализ качества и конкурентоспособности продукции. Обеспечение выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции во всем мире рассматриваются как важная проблема национальной экономики, от которой зависят темпы промышленного развития страны и ее национальный престиж.
В рыночной экономике основным фактором коммерческого успеха предприятия с любой формой собственности является конкурентоспособность его продукции, т. е. насколько лучше она аналогов-продукций выпускаемой конкурирующими предприятиями.
Конкурентоспособной считается такая продукция, которая имеет не только высокие потребительские свойства, но и соответствует требованиям международных стандартов по .
Конкурентоспособность продукции и получение наиболее выгодных для организации контрактов возможны в условиях рыночной экономики только при условии обеспечения соответствующего качества реализуемой продукции, отвечающей потребностям как внутреннего, так и внешнего рынка.
Основной целью курсовой работы является разработка практических рекомендаций по повышению качества и конкурентоспособности продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- обобщить понятие качества и конкурентоспособности продукции, их основные показатели;
- обосновать цель, задачи и охарактеризовать информационное обеспечение анализа качества и конкурентоспособности продукции;
- изучить основные методики и направления анализа качества и конкурентоспособности продукции;
- проанализировать финансово-экономические показатели деятельности организации;
- провести анализ качества и конкурентоспособности продукции;
- разработать рекомендации по повышению качества и конкурентоспособности продукции в хлебокомбинат».
Объектом исследования является хлебокомбинат».
Предмет исследования – качество и конкурентоспособность продукции.
Методологической и методической основой работы послужили: законы РФ, постановления Правительства, приказы министерств и , материалы периодических изданий, труды российских и зарубежных авторов.
Конкурентоспособность и модернизация российской экономики
... экономике и анализ ее развития показывают, что подъем” после почти десятилетнего полу катастрофического спада был обусловлен занятием российской продукцией ... сферах общества. Проблема модернизации для России как страны, уступавшей ... модернизации обуславливается в первую очередь тем, что значительное количество производителей российских товаров, которые сегодня находятся в нише “цена и качество ...
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, два раздела, список использованных источников, заключение, а также приложения.
Курсовая работа состоит из введения, в котором обоснована актуальность выбранной темы «Анализ качества и конкурентоспособности продукции» на примере хлебокомбинат», сформулирована цель и поставлены задачи исследования; определён предмет, объект, методологические и методические основы исследования. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты, экономическая сущность, классификация показателей качества и конкурентоспособности продукции, выявлены методики их анализа. Во второй главе на примере предприятия хлебокомбинат», проведён анализ качества и конкурентоспособности продукции. В заключении сформулированы обобщающие выводы по проведённому исследованию.
1.1 Понятие качества и конкурентоспособности продукции, их основные показатели
Качество продукции – один из основных факторов, способствующих росту реализации продукции. Это основной показатель конкурентоспособности организации и выпускаемой ею продукции. Однако, как правило, повышение качества продукции требует дополнительных затрат и увеличивает себестоимость единицы продукции.
Рост объема выпуска за счет качества отражается через себестоимость, цену, прибыль и является объектом .
Влияние качества продукции на результативные показатели работы организации оцениваются с помощью показателей качества.
Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Качество продукции является одним из факторов, способствующих увеличению выручки от продаж, повышению конкурентоспособности выпущенной продукции, а, следовательно, и конкурентоспособности организации в целом. Таким образом, анализ качества продукции является актуальным для организаций любых отраслей экономики [2, 14].
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества.
Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. Показатели качества характеризуют параметрические потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его и унификации, надежность и долговечность.
Столь широкая трактовка показателей технического уровня (производительность, габариты, показатели надежности, цена, эксплуатационные расходы и др.) и качества изделий приводит к их многообразию.
Например, номенклатура показателей, характеризующих технический уровень и качество морских и речных судов, содержит более 110 наименование.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения, например удельный вес:
- новой продукции в общем ее выпуске;
- сертифицированной и несертифицированной продукции;
- продукции, соответствующей мировым стандартам;
- экспортируемой продукции и др. [3, 4].
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
Управление качеством как фактор успеха в конкурентной борьбе
... виновники брака и намечаются мероприятия по его предупреждению. Под уровнем качества, Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе. Рыночная экономика в качестве одной из важнейших характеристик включает конкуренцию между субъектами и объектами ...
- полезность (долговечность, безотказность в работе);
- технологичность, отражающую эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость и т. д.).
Косвенные показатели – это штрафы за недоброкачественную продукцию, объем и удельный веем забракованной продукции, удельный вес прорекламированной продукции, потери от брака и др.
Таковы основные показатели качества и конкурентоспособности продукции в организации, расчет которых необходим для определения основных направлений повышения эффективности качества и конкурентоспособности продукции на любом предприятии.
В силу многоаспектности применения категории «конкурентоспособность» в различных отраслях знаний в существует ряд определений, подчас противоречащих друг другу.
Так, предлагает следующее определение конкурентоспособности: «под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов» [16, с.167].
Словари дают следующие толкования этого слова:
1) «конкурентоспособность товара — совокупность потребительских свойств товара, определяющая его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию» [3, с.107];
2) «конкурентоспособность товара — способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам» [18, с.106].
Определение, данное , а именно: «конкурентоспособность товара — это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность — сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления», — более точно отражает сущн ость данной категории [8, с.7].