налогообложение организационный право
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов, от успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно правовой формы предприятия.
С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Цель курсовой работы заключается в изучении особенностей налогообложения предприятия на примере Открытого Акционерного Общества «Мелеузовские минеральные удобрения».
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи работы:
- дать краткую характеристику предприятия;
- изучить сущность и функции налогов, виды налогов и налоговых савок;
- рассмотреть права и обязанности предприятия в сфере налогообложения.
Предметом изучения является особенности налогообложения предприятия.
Объектом работы выступило ОАО «Мелеузовские минеральные удобрения».
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. В главе 1 дана краткая характеристика предприятия. В главе 2 изучено становление и развитие налоговой системы. В главе 3 проведен расчет основных налогов, уплачиваемых предприятием.
1. Краткая характеристика предприятия
Открытое Акционерное Общество «Мелеузовские минеральные удобрения» — крупный российский производитель минеральных удобрений и кормовых добавок. ОАО «Мелеузовские минеральные удобрения» создано 10 июля 2003 г. Учредителем предприятия ялвляется ООО «Промфосфат». Продукция ОАО «Мелеузовские минеральные удобрения» соответствует высочайшим мировым стандартам и отгружается потребителям России, стран СНГ, Европы и Азии. ОАО «Мелеузвские минеральные удобрения» является градообразующим предприятием. Предприятие находится в республике Башкортостан, г. Мелеуз, площадь Химзавода.
На примере предприятия ООО Каменское
... Так, экономическую эффективность производства подразделяют: по стадиями воспроизводства - на производственно-технологическую, производственно-экономическую и социально-экономическую эффективность; по уровням производства - на народнохозяйственную, отраслевую (сельское хозяйство), предприятий и ...
ОАО «Мелеузовские минеральные удобрения» осуществляет следующие виды деятельнсти:
- прием и очистка сточных вод на биологических очистных сооружениях;
- обеспечение населения, производственных и иных структур бесперебойным снабжением тепловой энергией от цеха паротеплоснабжения;
- оказание санаторно-курортных услуг санаторием-профилакторием;
- оказание различных видов услуг культурно-спортивным комплексом.
Основной деятельностью предприятия является производство минеральных удобрений.
Продукция, выпускаемая ОАО «Мелеузовские минеральные удобрения»
1. Полуфабрикаты
- Кислота азотная неконцентрированная ГОСТ 113-03-270-90;
- Кислота ортофосфорная, экстракционная ТУ 2121-177-00209438-01;
2. Минеральные удобрения и кормовые добавки
- Кормовой преципиат (дикальцийфосфат) ТУ 113-08-416-87;
- Аммиачная селитра ГОСТ 2-85;
- Удобрение азотно-фосфорные марки 16-20 ТУ 2186-185-00209438-04;
- Азотно-фосфорное-калийное удобрение марки 15:1:15 ТУ 2186-181-00209438-01;
3. Побочная продукция
- Натрий кремнефтористый технический ТУ 113-08-587-86;
- Фосфогипс ТУ 113-08-418-94.
На предприятии идет постоянный поиск усовершенствования технологических производств, замены сырья на более доступное или привлечения организаций-давальцев для переработки их сырья на давальческой основе на взаимовыгодных условиях.
Исходная информация для расчета налогов, уплачиваемых ОАО «Мелеузовские минеральные удобрения» за 4 квартал 2012 года представлена в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Исходные данные для расчета налогов, уплачиваемых ОАО «Мелеузовские минеральные удобрения» за 4 квартал 2012 года
Показатель |
Значение, тыс. руб. |
|
Доходы в квартал: |
||
выручка от реализации продукции |
2500 |
|
доходы от сдачи помещений в аренду |
55 |
|
полученные штрафы |
30 |
|
Разовые доходы: |
||
дивиденды по акциям |
20 |
|
от продажи оборудования |
300 |
|
Расходы в квартал: |
||
Материальные доходы |
550 |
|
расходы на оплату труда |
210 |
|
на аренду офиса |
30 |
|
на рекламу |
90 |
|
на представительские цели |
35 |
|
на переподготовку кадров |
10 |
|
на уплату штрафов |
15 |
|
Разовые расходы: |
||
на приобретение автомобиля |
150 |
|
материальный ущерб от пожара |
450 |
|
Имущество холдинга на начало года: |
||
здание и сооружения |
3000 |
|
оборудование |
1500 |
|
автомобили ГАЗ — 33211 (2 шт.) |
110 |
|
нематериальные активы |
75 |
|
материальные запасы |
10% к материальным расходам без НДС |
|
2. Становление и развитие современной системы налогообложения
2.1 Сущность и функции налогов
Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей.
В Налоговом кодексе Российской федерации от 2002 года в статье 8 «Понятие налога и сбора» даётся следующее понятие налога:
«Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [1, с. 30].
Современное понимание природы налогов позволяет выделить ряд характерных черт, которые отличают налоги от других видов финансовых платежей. К таким специфическим чертам можно отнести:
— обязательный характер. Налоги — платежи не добровольные, а обязательные. В цивилизованном обществе налоги становятся неизбежностью. Американскому президенту Б. Франклину принадлежит изречение: «В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов»
— законодательный характер. Налоги — это законодательные платежи. Они вводятся и отменяются только существующими законами. Именно закон определяет, кто должен уплачивать налог, по какой ставке и в какие сроки. Законодательный характер является важным отличием налогов от других видов принудительных финансовых платежей.
— безвозмездность (безэквивалентность) налогов. Задача любого государства заключается в удовлетворении коллективных потребностей общества путем предоставления общественных благ. Общество в целом получает общественные блага за уплаченные налоги. Уплата налога отдельным плательщиком (т.е. индивидуально) не порождает у государства встречной обязанности предоставлять ему какую-либо услугу.
Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами).
Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.
Субъектом налога является физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложено обязательство платить налог.
Объект налога — это доход или имущество, на которые начисляется налог (заработная плата, прибыль, товары, недвижимость и т.д.), а источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог.
Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории. Налоги выполняют следующие функции:
1. Фискальная функция. Состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами. Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д. (финансирование государственных расходов).
2. Регулирующая функция налогов находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда влияет на поведение экономических субъектов — физических и юридических лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях. (государственное регулирование экономики).
3. Социальная функция заключается том, что устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание малоимущих (поддержание социального равновесия в обществе путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними).
4. Контрольная функция проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства.
2.2 Виды налогов и налоговых ставок
Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:
Виды налогов по объекту:
- прямые;
- косвенные.
Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.
Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.
Виды налогов по субъекту:
- центральные;
- местные.
В России существует трехуровневая система:
- федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;
- региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;
- местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.
1. Федеральные налоги. Перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетные фонды (ФБ — федеральный бюджет; РБ — региональные бюджеты; МБ — местные бюджеты; ВБФ РФ — специальный внебюджетный фонд Российской Федерации) устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.
2. Региональные налоги. Такие налоги, как налог на имущество предприятий устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки налогов определяются региональными органами государственной власти, если иное не будет установлено законодательными актами РФ.
3. Местные налоги и сборы. Из местных налогов для предприятий общеобязателен только один — земельный налог.
Они устанавливаются законодательными актами РФ. В частности, объект налогообложения, налогоплательщики, налоговые ставки и порядок зачисления сумм по земельному налогу определяются гл. 31 НК РФ.
Виды налогов по принципу целевого использования:
- маркированные;
- немаркированные.
Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.
Виды налогов по характеру налогообложения:
- пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
- прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
- регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).
Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.
Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:
- налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):
- земельный налог;
- налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;
- налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг):
- НДС;
- акцизы;
- экспортные тарифы;
- налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:
- налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу;
- целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории;
- налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;
- сбор на нужды образовательных учреждений;
- сборы за парковку автомобилей;
— налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.
Классификация налогов по налогоплательщикам включает, как правило, три группы налогов:
- с организаций (налог на прибыль;
- налог на добавленную стоимость и т.д.);
- с физических лиц (налог на доходы физических лиц и т.д.);
- с организаций и физических лиц (транспортный налог, госпошлина и т.д.).
Налоговая ставка — важный элемент налога, который определяет величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.).
Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. 1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).
2. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13%).
3. Прогрессивные — средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
4. Регрессивные — средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода.
В данной работе будут более подробно изучены следующие налоги:
1. Налог на добавленную стоимость представляет собой косвенный многоступенчатый налог, взимаемый с каждого акта продажи, начиная с производственного цикла и заканчивая продажей конечному потребителю (формула (2.1)).
НДС = НБ*ставка, (2.1)
где НБ — налоговая база
ставка = 18%
Основная ставка налога на добавленную стоимость составляет 18%. Для определенных товаров (детских, медицинских, продовольственных, книг и периодических изданий) установлена ставка, равная 10%. Товары, поставляемые на экспорт, а также услуги, связанные с экспортом, облагаются по ставке 0 процентов.
Действия бухгалтера по расчету НДС можно условно распределить на два этапа. Первый — это определение налоговой базы и начисление налога. Второй этап — подсчет суммы налоговых вычетов. По окончании налогового периода (он равен кварталу) бухгалтер смотрит, какая величина налога была начислена за данный период, и чему равна сумма вычетов за этот же период. Разница между начисленным НДС и вычетами — это та величина, которую налогоплательщик должен перечислить в бюджет по итогам квартала. Если вычеты превысили начисление, налогоплательщик вправе возместить разницу, то есть получить деньги из бюджета, либо зачесть разницу в счет будущих платежей.
При отгрузке товара (работ, услуг), а также при получении аванса поставщик обязан не позднее пяти календарных дней выставить покупателю счет-фактуру. Это документ установленной формы, где в числе прочего указывается стоимость товаров (услуг, работ) без НДС, сумма НДС и итоговая сумма, включающая НДС.
Если стоимость товара, работ или услуг изменилась после отгрузки (например, при предоставлении ретро-скидки по итогам месяца, квартала или года), поставщик обязан выставить корректировочный счет-фактуру. Оформить этот документ нужно не позднее пяти календарных дней с даты, когда подписан договор, соглашение или другие бумаги на изменение стоимости. В корректировочном счете-фактуре показатели цены, стоимости с НДС и без НДС, а также суммы налога указываются дважды: до и после изменения. Кроме того, предусмотрены графы для разницы между «старыми» и «новыми» показателями.
Все «исходящие» счета-фактуры нужно подшивать в журнал учета выставленных счетов-фактур и фиксировать в книге продаж (ее форма утверждена правительством РФ).
При розничной торговле выставление счета-фактуры заменяется выдачей клиенту кассового чека.
2. Налог на прибыль — прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т.д.).
Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании минус сумма установленных вычетов и скидок (формулы (2.2) и (2.3)).
Налог на прибыль =НП*ставка, (2.2)
где НП — налогооблагаемая прибыль
ставка = 20%
ЧП=НП-Налог на прибыль, (2.3)
где НП — налогооблагаемая прибыль
ЧП — чистая прибыль
Налог взимается на основе налоговой декларации по пропорциональным (реже прогрессивным) ставкам.
Базовая ставка составляет 20% (до 1 января 2009 года — 24%), из которых 2% зачисляется в федеральный бюджет, 18% — в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 246 Кодекса, налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются все российские организации.
В соответствии с п. 1 ст. 289 Кодекса налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.
Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 Кодекса).
Налоговые декларации по налогу на прибыль представляются по итогам отчетного периода не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (квартала, полугодия), по итогам налогового периода — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода.
3. Налог на имущество — налог, устанавливаемый на имущество организаций или частных лиц.
Налог на имущество = НБ*ставка, (2.4)
где НБ — налоговая база
ставка = 2,2%
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Это значит, что налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ, но не может превышать 2,2% (границы, установленной Налоговым Кодексом).
Объектом налогообложения является имущество организации, которое находится на балансе предприятия как объекты основных средств, по остаточной стоимости (первоначальная стоимость — накопленная амортизация) Счет 01 — Счет 02 бухгалтерского учёта. Раньше перечень объектов, облагавшихся данным налогом, был больше, сюда относились и нематериальные активы, материалы, иные средства. Затем перечень их сократился, а ставка была увеличена. Поступления от данного налога идут в бюджеты субъектов РФ.
4. Единый социальный налог зачисляется в государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации, и предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Порядок исчисления и уплаты единого социального налога регламентируется Главой 24 Налогового кодекса РФ.
В помощь при расчете налога МНС РФ изданы «Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса)», утвержденные Приказом МНС РФ от 29.12.2003 №БГ-3-07/465.
При уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следует руководствоваться Законом РФ 15 декабря 2004 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Налогоплательщиками единого социального налога, а также страхового взноса на обязательное пенсионное страхование признаются:
1. работодатели, производящие выплаты наемным работникам. К ним относятся организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, не являющиеся работодателями.
Для исчисления единого социального налога и взноса на обязательное пенсионное страхование объектом налогообложения для работодателей являются:
1. выплаты по трудовым договорам;
2. вознаграждения в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам;
3. выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты;
4. выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1 000 рублей за календарный месяц в расчете на одно физическое лицо.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты. В частности, учитываются следующие выплаты: полная или частичная оплата товаров, работ, услуг, коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования предназначенных для физического лица — работника или членов его семьи. Исключение составляют суммы выплат указанных в статье 238 Налогового Кодекса РФ.
При расчете налоговой базы по вознаграждениям в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитывается стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты. Налоговая база рассчитывается исходя из рыночных цен (тарифов).
При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.
Налогоплательщики определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом (п. 2 ст. 237 НК РФ).
Согласно п. 4 ст. 236 НК РФ не облагаются единым социальным налогом выплаты, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций.
Также, согласно статье 238 НК РФ не подлежат налогообложению:
1. государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
2. все виды компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления) и связанных с:
- возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
- бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
- оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
- увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;
- оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно спортивных организаций для учебно тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
- возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
- трудоустройством работников, уволенных в связи с сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;
- выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
3. суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:
- физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством;
- членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
4. суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
5. выплаты в натуральной форме товарами собственного производства — сельскохозяйственной продукцией или товарами для детей — в размере до 1000 рублей (включительно) в расчете на одно физическое лицо — работника за календарный месяц.
6. суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, а также суммы оплаты работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту или инвалидам) и членам их семей стоимости медикаментов, назначенных им лечащим врачом.
7. в сумме налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ, исключаемые из налогооблагаемой базы по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.
Налоговые ставка — 30%
5. Налог на рекламу является местным налогом. Согласно НК РФ порядок уплаты местных налогов устанавливается нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления (статья 56 НК РФ).
Закон города Москвы от 21 ноября 2004 года №59 «О налоге на рекламу» устанавливает налог на рекламу на территории города Москвы в соответствии со следующими нормативными актами:
1. Федеральным законом РФ от 18 июля 1995 года №108-ФЗ «О рекламе» (в ред. Федеральных законов от 18.06.2004 г. №76-ФЗ, от 14.12.2004 г. №162-ФЗ, от 30.12.2004 г. №196-ФЗ)
2. Налоговым кодексом Российской Федерации
Законом города Москвы определяются плательщики налога на рекламу, объект налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления и сроки уплаты налога, налоговые льготы. Действие Московского закона не распространяется на политическую рекламу, на объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Налогоплательщиками налога на рекламу признаются предприятия, рекламирующие свою продукцию (рекламодатели):
1. у которых место нахождения приходится на территорию города Москвы,
2. которые приобретают рекламные услуги (работы) или самостоятельно выполняют работы, связанные с рекламой товаров (работ, услуг).
Объектом налогообложения по налогу на рекламу признаются:
1. расходы на приобретение рекламных услуг (работ), состоящих в изготовлении и распространении с коммерческой целью информации о товарах (работах, услугах) и о покупателях этих рекламных услуг (работ);
2. рекламные работы, выполняемые рекламодателем самостоятельно, в том числе с привлечением рекламопроизводителя.
Распространением информации признается ее продвижение при помощи средств массовой информации, каталогов, прейскурантов, справочников, листовок, афиш, плакатов, рекламных щитов, календарей, световых газет (бегущая строка или световая фиксированная строка), объявлений, извещений, сообщений или при помощи других рекламных носителей.
Сумма налога исчисляется исходя из установленной налоговой ставки и стоимости рекламных услуг (работ), определяемой исходя из фактически произведенных расходов в действующих ценах и тарифах без налога на добавленную стоимость. Начисление налога производится рекламодателем за тот налоговый период, в котором фактически произведены расходы на рекламу.
3. Предприятие — как объект налогообложения
3.1 Права и обязанности предприятия в сфере налогообложения
Конституция РФ гарантирует следующие права налогоплательщиков:
- установление налогов и сборов только законом;
- запрет обратной силы законов о новых налогах и налогах, ухудшающих положение налогоплательщиков.
Правоотношения в налоговой сфере возникают, изменяются и прекращаются в результате наступления юридических фактов (фактов, устанавливающих, изменяющих или прекращающих права тех или иных лиц).
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
К организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (далее — иностранные организации).
НК РФ указывает перечень прав и обязанностей российских налогоплательщиков и плательщиков сборов.
Перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) можно классифицировать по различным основаниям.
В зависимости от юридических фактов, лежащих в основе возникновения обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов), выделяются:
1. Обязанности, вытекающие из факта наличия объекта налогообложения:
- уплачивать законно установленные налоги в бюджет и во внебюджетные фонды своевременно и в полном объеме (возникает только с момента вступления в законную силу нормативного акта, предусматривающего уплату конкретно определенного вида налога);
- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
- представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;
- представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
- выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;
- не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
2. Обязанности, не зависящие от факта наличия объекта налогообложения:
- постановка на учет в налоговых органах;
- предоставление налоговому органу необходимой информации и документов.
В зависимости от принадлежности к общему или специальному статусу налогоплательщика налоговые обязанности подразделяются на:
- общие для всех категорий налогоплательщиков;
- специальные (возложенные только на организации и индивидуальных предпринимателей).
Закон устанавливает следующие права налогоплательщиков:
- получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций и разъяснения о порядке их заполнения;
- получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения федерального законодательства о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
- получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;
- на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;
- представлять свои интересы лично либо через своего представителя;
- представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
- получать копии решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
- требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
- не выполнять неправомерных актов и требований налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующих НК РФ или иным федеральным законам;
- обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
- требовать соблюдения налоговой тайны.
3.2 Порядок расчета налогов на предприятии
Данные для расчета налогов, уплачиваемых ОАО «Мелеузовские минеральные удобрения» представлены в таблице 1.1.
1. Определение доходов предприятия.
В соответствии со статьей 248 Налогового кодекса РФ доходы предприятия складываются из доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационных доходов.
Дсум = ДР + ВРД, (3.1)
где ДР — доход от реализации — выручка мот реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных; выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав. В данной работе к доходам от реализации относятся выручка от реализации продукции, выручка от продажи оборудования.
ВРД — внереализационные доходы — суммы полученных штрафов, доходы от сдачи в аренду гаражей, сумма дивидендов по ценным бумагам (акциям) и других предприятий.
Др нетто = 2500 тыс. руб.
НДС в ДР = 2500 *0,18 = 450 тыс. руб.
ДР (брутто) = 2500 + 450 = 2950 тыс. руб.
Доходы от аренды (нетто) = 55,0 тыс. руб.
НДС в доходах от аренды = 55+0,18 = 55,18 тыс. руб.
НСП = (55+55,18)*4500 = 49,5 тыс. руб.
Доходы от аренды (брутто) =55+55,18+49,5=159,68 тыс. руб.
Штраф (нетто) = 30 тыс. руб.
НДС в штрафах = 30*0,18 = 5,4 тыс. руб.
Штрафы (брутто) = 30+5,4=35,4 тыс. руб.
Суммарный доход брутто =.3000+165,27+35,4=3200,8 тыс. руб.
Суммарный доход нетто = 2500+55+30 = 2585 тыс. руб.
Суммарный НДС в доходах = 500+55,18+5,4=560 тыс. руб.
Налог с продаж = 55,09 тыс. руб.
2. Определение расходов предприятия.
Согласно статье 252 Налогового кодекса расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направления деятельности организации подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Рсум = РР + ВРР, (3.2)
где РР — расходы, связанные с производством и реализацией. В данной работе к ним относится себестоимость основной продукции;
— ВРР — внереализационные расходы. Согласно статье 265 Налогового кодекса в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и реализацией.
Таблица 3.1. Смета расходов, связанных с производством и реализацией основной продукции (услуг)
№ |
Элементы расходов |
Расходы в руб. |
|||
Всего (брутто) |
НДС в расходах |
Всего (нетто) |
|||
1 |
Материальные расходы |
550000 |
91685 |
458315 |
|
2 |
Расходы на оплату труда |
210000 |
— |
210000 |
|
3 |
Амортизация |
87875 |
— |
87875 |
|
4 |
Прочие расходы |
322884 |
27201 |
296683 |
|
5 |
Всего расходов |
1170759 |
118886 |
1051873 |
|
1. Материальные расходы (брутто) = 550 тыс. руб.
НДС в МР = 550000*0,18 = 99000 руб.
Материальные расходы (нетто) = 550000 — 99000 = 451000 руб.
2. Расходы на оплату труда = 210 тыс. руб.
3. Амортизация — перенос стоимости имущества по мере его износа на производимый продукт в целях возмещения стоимости и накопления денежных средств для последующего его полного восстановления.
а) Здания и сооружения = 3000 тыс. руб.
Нам = 1 / Тпн = 1/20 = 0,05 или 5% в год.
Тогда амортизация зданий и сооружений в месяц равна:
Азд =3000*0,5/4 = 37,5 тыс. руб.
б) Оборудование = 1500 тыс. руб.
Нам = 1/10 = 0,1 или 10% в год.
Аоб = 1500*0,1/4 = 37,5 тыс. руб.
в) Автомобили ГАЗ-33211 = 2*110 = 220 тыс. руб.
Нам = 1/5 = 0,2 или 20% в год.
Аа/м = 220*0,2/4 = 11 тыс. руб.
г) Нематериальные активы = 75 тыс. руб.
Нам = 1/10 = 0,1 или 10% в год.
Анма = 75000*0,1/4 = 1875 тыс. руб.
Сумма амортизационных отчислений: 37500+37500+11000+1875 = 87875 руб.
4. Прочие расходы включают:
4.1. Суммы налогов и сборов.
4.1.1. Единый социальный налог представляет платежи в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Принимаем, что в курсовой работе налоговая база для определения ЕСН (сумма доходов, приходящаяся на одного отдельного работника) не превышает 100000 руб. Следовательно, налоговая ставка составляет 30% от суммы средств на оплату труда.
ЕСН = 0,356*расходы на оплату труда = 0,3*210000 = 63000 руб.
4.1.2. Налог на имущество. Объектом налогообложения является среднегодовая стоимость имущества в денежном выражении, находящегося на балансе предприятия.
СИ = Сзд + Собор + Савт + Снма + Смз, (3.3)
где СИ — стоимость имущества,
Сзд — стоимость зданий и сооружений,
Собор — стоимость оборудования,
Савт — стоимость автомобилей,
Снма — стоимость нематериальных активов,
Смз — величина материальных запасов.
СИ 1.01 = 3000+1500+2*110+75+0,1*458,315 = 4840,832 тыс. руб.
Значение СИ 1,04 (то есть, стоимость имущества на конец четвертого квартала) определяют исходя из стоимости за 1.01 за вычетом суммы амортизационных отчислений за 4 квартал.
СИизд 1.04 = 3000-37,5 = 2962,5 тыс. руб.
СИобор 1.04 = 1500-37,5 = 1462,5 тыс. руб.
СИавт 1.04 = 2*110-11 = 209 тыс. руб.
СИнма 1.04 = 75 — 1,875 = 73,125 тыс. руб.
СИмз 1.04 = 0,1*458,315 = 45,832 тыс. руб.
СИ 1.04 = 2962,5 + 1462,5 + 209 +73,125 + 45,832 = 4752,957 тыс. руб.
Определим среднегодовое значение стоимости имущества за четвертый квартал:
СИ 1 кв = __ СИ1.01 + СИ1.04 = ___4840832+ 4752957 = 1199224 руб.
4 4
Ставка налога на имущество — 2,2%.
Налог на имущество = 0,22*1199224 = 263829 руб.
4.1.3. Налог на рекламу определяют по ставке 5% от суммы расходов на рекламу без НДС.
Налог на рекламу = 0,05*90 = 4,5 тыс. руб.
4.2. Расходы на аренду офиса (брутто) = 30 тыс. руб.
НДС в расходах на аренду офиса = 30000*0,18 = 5400 руб.
Расходы на аренду офиса = 30000 — 5400 = 24600 руб.
4.3. Представительские расходы = 35 тыс. руб.
а) за наличный расчет: 35*0,4 = 14 тыс. руб.
НДС = 0,2*14 = 2,8 тыс. руб.
НсП = 0,05*(14+2,8) = 0,84 тыс. руб.
б) за безналичный расчет: 35*0,6 = 21 тыс. руб.
НДС = 0,18*21 = 3,78 тыс. руб.
НсП — нет.
Представительские расходы (брутто) = 14+2,8+0,84+21+3,78 = 42,42 тыс. руб.
Представительские расходы (нетто) = 14+2,8+0,84+21=38,64 тыс. руб.
4.4. Расходы на подготовку и переподготовку кадров (нетто) = 10 тыс. руб.
НДС = 10*0,18 = 1,8 тыс. руб.
НсП = (10+2)*0,05 = 0,6 тыс. руб.
Расходы на подготовку и переподготовку кадров (брутто) = 10+1,8+0,6=12,4 тыс. руб.
4.5. Расходы на рекламу (нетто) =90 тыс. руб.
НДС на рекламу = 0,18*90 = 16,2 тыс. руб.
Расходы на рекламу (брутто) = 90+16,2 = 106,2 тыс. руб.
Прочие расходы брутто = 74760+23984+1200+25000+4500+30000+42840+12600+108000 = 322884 руб.
НДС = 5001+4200+18000 = 27201 руб.
Прочие расходы нетто = 322884+27201 = 295683 руб.
Уплата штрафов (нетто) = 15 тыс. руб.
НДС в штрафах = 15*0,18 = 2,7 тыс. руб.
Уплата штрафов (брутто) = 15 +2,7 = 17,7 тыс. руб.
Расходы брутто = 1170759+17700 = 1188459 руб.
НДС в расходах = 118886+2700 = 1191159 руб.
Расходы нетто = 1051873+15000 = 1066873 руб.
Расчет НДС
НДС, подлежащий уплате в бюджет, равен разности между суммой НДС в доходах и суммой НДС в расходах, т.е.:
НДС в бюджет = НДС в доходах — НДС в расходах = 517000-121886 = 395114 руб.
Расчет прибыли.
Валовая прибыль = доход (нетто) — расходы (нетто) = 1518127 руб.
Корректировка налогооблагаемой прибыли на четвертый квартал производится только по представительским расходам. Согласно статье 264 Налогового кодекса представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период. Норматив = 0,04*210 = 8,4 тыс. руб.
Фактические расходы на представительские цели (нетто) = 38640 руб.
Превышение над нормативом = 38640-8400 = 30240 руб.
Налогооблагаемая прибыль = 1518127+30240 = 1548367 руб.
Расчет налога на прибыль.
Ставка налога — 20%.
Налог на прибыль = 0,2*1548367 = 309673 руб.
Расчет чистой прибыли.
Чистая прибыль = валовая прибыль — налог на прибыль = 1518127 — 309673 = 11208454 руб.
В результате уплачиваемых налогов предприятие имеет чистую прибыль в размере 11208454 руб.
Заключение
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Налоговый кодекс Российской Федерации в значительной части должен стать законом прямого действия. Это касается прежде всего обеспечения прав и обязанностей участников налоговых отношений, единства и ясности, с точки зрения терминов и понятий, установления процедур и механизмов исполнения налогового обязательства, проведения налоговых проверок, обжалования решений контролирующих органов. Все статьи Налогового Кодекса не должны противоречить друг другу и основному документу — Конституции Российской Федерации.
В процессе доработки необходимо рассмотреть и решить такие концептуальные вопросы, как:
- каким образом и по каким этапам должны решаться основные задачи реформирования налоговой системы;
- направления и основные формы, этапы развития налогового федерализма, проблемы единства налоговой системы Российской Федерации;
- определение круга проблем, которые должен решать и определять Налоговый кодекс как нормативно-правовой акт, его соотношение с другими законодательными и подзаконными актами в области налогообложения;
- место и значение налогового законодательства и налогового права в общей системе законодательства;
- роль Кодекса в формировании и развитии рыночных отношений в стране.
Так же необходимо учесть, что знание управленческим персоналом предприятия налоговой системы страны может стать существенным преимуществом для любой фирмы.
Список использованных источников
1. Налоги и налоговое право: Учебное пособие под ред. А.В. Брызгалина. — М: «Аналитика-Пресс», 2008. 327 с.
2. Макконнелл К., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: в 2 т./ пер. с англ. 11-го изд. — М.: Республика
3. Основы налоговой системы. Учебное пособие для вузов / Под редакцией Д.Г. Черника. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009 г. 76 с.
4. Налоговый Кодекс Российской Федерации, часть 1, 2.
5. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: Уч. пособие. — М.: Инфра-М, 2010. 359 с.
6. Каширина М.В., Каширин В.А. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами. — М.:БЭК, 2008 г. 189 с.
7. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник для Вузов. — М.: БЭК, 2008 г. 677 с.
8. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Курс лекций. 2-е издание. — М.: Омега-Л, 2011. 486 с.
9. Мандрощенко О.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. — М.: Дашков и Ко, 2008. 522 с.
10. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. — М.: Инфра-М, 2008. 395 с.
11. Налоги и налоговое право. Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина — М «Аналитика Пресс», 2010 г. 459 с.
12. Налоги: Учебное пособие для вузов по направлению «Экономика», спец. «Финансы и кредит», «Бух.учет и аудит»./Д.Г. Черник, М.Ю. Алексеев, М.А. Брусиловская и др. 4-е издание, М.: Финансы и статистика, 2001.161 с.
13. Уваров С.А. Все налоги России. Комментарий. — М.: Экзамен, 2010. 584 с.
14. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение.-М.: ИнфрА-М, 2011 г. 234 с.