Введение
Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к перераспределению объектов и прав собственности.
Основой любой экономической системы являются соответствующие ей отношения собственности. В условиях четкого организационного выделения этапов общественного развития основой экономической системы являлась та или иная форма частной или общественной собственности, каждая из которых занимает свою экономическую нишу, доказывая преимущества перед другими применительно к данной сфере, а не вообще.
В условиях современного неоконченного этапа системной трансформации в России особо остро стоит вопрос выбора и формирования наиболее эффективных форм собственности для каждого вида хозяйственной деятельности и их институционального обеспечения. В этой связи выбранная тема дипломной работы является актуальной в теоретическом и практическом плане.
Проблема собственности всегда интересовала ученых-экономистов и находилась в центре их исследований. Так, среди ученых-классиков, занимавшихся данным вопросом, следует назвать такие фамилии, как Платон, И. Кант, А. Смит, Д. Юм, К. Маркс, В. Ленин и др.
Собственность представляет собой особую междисциплинарную категорию, одновременно занимающую важнейшее положение в социологии, экономической науке и правоведении. Практически любая трактовка понятия «собственность» определяет ее как отношения между людьми по поводу пользования благами; иначе — общественный способ отчуждения и присвоения ограниченных благ. Проблемы функционирования института собственности всегда актуальны: в этом институте в концентрированном виде отражаются многие сущностные характеристики конкретной эпохи и конкретного общества. Стабильность и эффективность данного института -важный фактор успешного развития социума.
Объектом исследования выступают социально-экономические отношения собственности. Предметом исследования являются система и перспективы совершенствования отношений собственности.
В связи с многообразием подходов к проблеме собственности и отсутствием единой концепции, возникает необходимость в дополнительных исследованиях, направленный на поиск наиболее эффективной теории собственности, что и предопределило выбор цели курсовой работы.
Цель моей работы — изучить существующие системы собственности с точки зрения определения основных направлений совершенствования отношений собственности в современной экономике. Для этого мне необходимо:
Государство как субъект экономических отношений
... главных в обществе, поскольку государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе и в то же время само является субъектом экономических отношений. Современная экономическая роль ... хозяйствующими субъектами. Объектом исследования в данной курсовой работе является государство. Предмет изучения - государство в качестве субъекта экономических отношений. Курсовая работа состоит из введения, ...
понять, что представляет собой собственность, ее сущность как экономическая категория;
изучить виды и формы собственности;
рассмотреть процесс движения собственности в современной экономике;
выявить основные направления совершенствования отношений собственности.
Тема курсовой работы достаточно освещена в литературе. Для написания своей работы я буду использовать статьи в периодических изданиях, монографии, научно-методическую литературу, нормативно-правовую базу, использовать диссертации и авторефераты диссертаций.
1. Система собственности в современной экономике, .1 Сущность собственности как экономической категории
Понятие о собственности формировалось в науке и в жизни в течение многих веков. Категория собственность вошла в научный оборот задолго до возникновения экономической науки. Повышенный интерес к собственности объясняется тем, что изменения в отношении собственности непосредственно накладывают отпечаток на жизнь и благосостояние людей. Собственность порождает уверенность в человеке, побуждает действовать ради её сохранения и рационального использования.
Собственность сложное явление, которое с различных сторон изучает несколько общественных наук. Первым делом предстоит выяснить: так что же такое собственность?
Разные экономические школы по-разному трактуют понятие собственности. Классики считали, что собственность — накопленные средства производства, неоклассики под собственностью понимали ресурсы, французский экономист Прудон считал, что собственность — это кража, теоретик анархизма Бакунин считал, что собственность — зло, которое нужно уничтожить, то есть освободить людей от собственности. Согласно современной науке собственность как экономическая категория выражает отношения между людьми по поводу присвоения (отчуждения) средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ в процессе их производства, распределения, обмена и потребления.
Из определения вытекает:
собственность всегда находит воплощение в товарах, деньгах, средствах производства, ресурсах и т.д.; . собственность — это экономическое отношение, в которое вступают люди по поводу товаров, денег, средств производства, ресурсов и т.д.; . содержание этого экономического отношения состоит в присвоении людьми товаров, денег, ресурсов, средств производства и т.д.
Здесь совершенно правильно фиксируется внимание на том, что факт принадлежности материальных благ субъекту должен признаваться не только им самим, но и другими субъектами, поэтому возникает право собственности как общественное отношение.
Западные экономисты видят в собственности лишь отношение человека к вещи. Здесь момент истины состоит в том, что отношения собственности рассматриваются онтологически, т.е. как отображение реального взаимодействия собственника с его имуществом.
Собственность как экономическая категория, согласно марксистской теории, существует независимо от воли и сознания людей. Еще в законах Клисфена (509 г. до н.э.) и Солона (594 г. до н.э.) отмечалось, что законы не создают отношений собственности, а лишь закрепляют те отношения, которые фактически сложились в обществе. А поэтому следует различать экономическую и юридическую категории собственности. Как юридическая категория собственность есть субъективное толкование объективно сложившихся отношений присвоения, результат общественной потребности закрепить то, что уже сложилось на практике, в специфически регулятивной форме общественного сознания.
Производство
... как фактор производства, экономисты отождествляют капитал со средствами производства. А. Смит рассматривал капитал как накопленный труд, Д.Рикардо считал, что капитал – это средства производства. Капитал ... состоит из благ длительного пользования, созданных экономической системой для производства других товаров. Эти ...
Отношения собственности есть объективно-субъективные отношения, где объектом выступают материальные условия производства и жизни человека (средства производства и рабочая сила), а также результаты производства (материальные блага и услуги), а субъектами — человек, товарищества, ассоциации, трудовые коллективы, представители государства, работники государственного аппарата.
Собственность на материальные условия производства и собственность на рабочую силу обеспечивают равенство факторов производства в рыночной экономике в том смысле, что они не могут существовать один без другого в процессе производства.
.2 Система отношений собственности
Осмысление понятия «собственность» начало происходить очень давно. Еще античные философы ставили проблему взаимосвязи собственности с хозяйственными и правовыми отношениями, пытались выяснить ее социальную роль.
Ксенофонт считал, что собственность — любое хозяйство, состоящее из полезных вещей, используемых людьми[17]. Аристотель отождествлял собственность с имуществом, он говорил, что имущество — это все то, стоимость чего можно измерить деньгами. Он раскрывал отношения собственности через пользование и владение[12].Идеи Аристотеля развивались, римские юристы разработали трактовку собственности, которая заключалась в трех пунктах: пользовании, владении, распоряжении.
Джон Локк в своей книге «О государственном правлении» писал, что собственность появляется тогда, когда предметы, созданные природой, человек соединяет со своим трудом[18]. Покровский связывает собственность с появлением чувства обиды у индивида при посягательстве другого на его вещь[16]. Французский экономист Прудон считал, что собственность — это кража, отношения, связанные с собственностью, — отдельный вид экономических отношений[21].В противовес Прудону, Маркс считал, что отношения собственности — часть всей совокупности экономических отношений[19].Одни из представителей утопического коммунизма, Мор и Кампанелла, выступали против собственности[16].
Гегель считал, что собственность — помещение воли в вещь. Он отмечал, что владение — простейшее правовое отношение субъекта. Гегель считал, что и дикарь может быть владельцем, когда владение не выступает в качестве правового отношения. Аристотель соединяет собственность с благодетельностью. Юм — с моралью, справедливостью[23]. Соловьев относил собственность к нравственности и психологии. Он считал, что основание собственности — само существование личности человека[22].
Игнатова и Сидельников, признающие существование собственности на всех этапах существования человечества, определяют собственность как отношение собственников между собой, а также собственников и производителей благ. Рыженков и Черноморец считают, что собственность — система распределительных отношений в обществе вместе с распределяемыми благами. Белов полагает, что собственность — это власть над стоимостью предмета. Андреев видит собственность как общественное отношение по поводу вещей и их обладания. Венедиктов, исследуя труды Маркса и Энгельса, пришел к выводу, что собственность не только не только совокупность общественно-производственных отношений, но и присвоение[15].
Формы государственного регулирования экономики
... – денежная политика, экономическое законодательство и т.д.. В этой курсовой работе мы подробнее познакомимся с формами государственного регулирования экономики. Здесь рассмотрим инструменты государственного регулирования экономики: государственное экономическое прогнозирование, государственное экономическое программирование, бюджетно¾налоговую систему, денежно – кредитную политику; ...
Мнение Игнатова и Сидельникова наиболее близко к марксистской трактовке собственности как отношения между людьми, а не между человеком и вещью. В современной экономической теории наибольшее значение получило юридическое толкование отношений собственности. Юридические отношения собственности представляют собой наличие определенных прав собственника на имущество, которые гарантируют ему возможность владеть и распоряжаться им. Право собственности регулирует отношения, которые возникают в ходе распределения, обладания, образования, разделения имущества.
При определении собственности с юридической точки зрения выделяются субъект и объект.
Субъект собственности — это лицо или группа лиц, имеющая право владеть, распоряжаться, пользоваться собственностью. Следует отметить, что субъект собственности — это активная сторона данных отношений.
Объект собственности — это то, что принадлежит субъекту собственности. Это могут быть материальные (живые и неживые) и нематериальные объекты.
Юридические отношения собственности включают в себя такие элементы как владение, распоряжение, пользование.(схема 1)
(схема 1)
Владение — одна из форм собственности на основные средства: землю, строения, имущество, деньги, ценные бумаги, природные ресурсы. Представляет фактическое обладание вещью либо документально подтвержденное право обладать объектом собственности[13]. Владение определяет объект как принадлежащий какому-либо субъекту. Владельцем может быть не индивидуальное лицо, а группа лиц.
Распоряжение — право собственника, которое позволяет ему распоряжаться своим имуществом на собственное усмотрение. Это значит, что собственник может продавать, менять, дарить или распоряжаться своим имуществом иным образом.
Пользование — применение объекта собственности. Пользоваться собственностью может не только распорядитель. В том случает, если пользователь не является владельцем, то пользование осуществляется только по согласию и условиям собственника.
Владение, распоряжение и пользование тесно связаны между собой. В экономических отношениях их комбинации могут быть самыми разнообразными. Перечисленные права могут находиться как в руках одного индивида, так и многих[19].
Отношения собственности закрепляются системой юридических актов, законов. Эти законы регулируют имущественные отношения.
В Российской Федерации существует целый ряд законов, касающихся собственности.
Главным законодательным актом России является Конституция, принятая в 1993 году. В нем закреплены положения, касающиеся собственности.
Статья 8[1]
. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Статья 35[1]
. Право частной собственности охраняется законом.
. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Развитие Российской Государственной статистики
... ее адаптации к рыночной экономике. В настоящей работе в краткой форме дано представление об основных вехах, событиях и направлениях работы государственной статистики в России, наиболее видных деятелях российской статистической науки и практики ...
. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Статья 36[1]
. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В Гражданском Кодексе статьи о собственности закреплены в разделе 2: «Право собственности и другие вещные права»[3].
Кроме основных законов Российской Федерации, существуют также Федеральные законы, Указы Президента, Постановления правительства, которые регулируют отношения собственности.
1.3 Виды и формы собственности
Под формой собственности понимаются законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности[12].
Многообразие форм собственности позволяет создать выгодные условия для хозяйственной деятельности, появляется экономическая заинтересованность в собственном труде. Многообразие форм собственности появилось в России не так давно. А именно после политического и экономического кризисов 80-90-х гг.
Существует множество классификаций форм собственности, например, существую такие виды, как частная, государственная, муниципальная, личная, семейная, кооперативная и др.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерацию существуют такие виды форм собственности, как[1]:
собственность граждан или, иначе говоря, частная собственность;
государственная собственность;
смешанные формы собственности;
муниципальная собственность;
собственность иностранных государств, международных организаций.
Статья 8[1]
. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Каждая форма собственности существует в нескольких видах в зависимости от характера субъектов собственности. (таблица 1)
Таблица 1. Классификация форм собственности
а) по форме присвоенияИндивидуальная Личное подсобное хозяйство, трудовое хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность, личная собственность.Коллективная Кооперативы, коллективные предприятия, арендные предприятия, товарищества, акционерные предприятия, ассоциации и т. д.Государственная Общегосударственная, муниципальная, образования на территории государства.б) по форме права собственностиЧастная Граждан, юридических лиц (предприятий, объединений, организаций).Государственная Федеральная, Республик и других образований в составе государства, муниципальная.Совместная Совместных предприятий и организаций
Каждая форма собственности имеет свои сферы наиболее эффективного применения. Государственная собственность функционирует успешно в сферах с ограниченными возможностями рыночного стимулирования. Акционерная и коллективная собственности целесообразны в случаях, когда требуется концентрация средств. Акционерная собственность — это групповая собственность, которая создается путем выпуска и реализации ценных бумаг. Коллективная и кооперативная собственность — это долевая собственность, которая предполагает коллективно-групповой характер присвоения, совместное владение, пользование и распоряжение факторами и результатами производства. Особенностью такой собственности является то, что, хотя она делится на доли, единым и единственным собственником является коллектив (группа) собственников в целом. Отдельные члены утрачивают право собственности на передаваемое в виде вкладов имущество. Частная собственность используется там, где необходимые средства для хозяйственной деятельности могут быть заработаны и накоплены индивидуально.
«Права собственности. Приватизация.»
... издержках конечное распределение ресурсов не зависит от первоначального их распределения и спецификации прав собственности. В качестве доказательства Р. Коуз приводит следующий пример. ... право собственности и есть трансакционные издержки. С другой стороны, развивая теорему Коуза, можно предположить, что в долгосрочном периоде издержки взаимодействующих экономических агентов выравниваются, и ...
В России государственными органами статистики ведется сбор и обработка информации о видах и формах собственности основных экономических агентов. Для этих целей используется Классификатор форм собственности, утвержденный Постановлением Госкомстата РФ от 20 апреля 1993 г. (таблица 2)
Таблица 2. Основная схема классификатора форм собственности в России
Классификационный кодНаименование1. 1.1. 1.1.1. 1.1.2. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 3.Российская собственность Государственная собственность Федеральная собственность Собственность субъектов Федерации Муниципальная собственность Собственность общественных объединений (организаций) Частная собственность Смешанная российская собственность (без иностранного участия) Российская собственность в составе смешанной собственности с иностранным участием Иностранная собственность Собственность международных организаций Собственность иностранных государств Собственность иностранных юридических лиц, граждан и лиц без гражданства Смешанная иностранная собственность (без российского участия) Иностранная собственность в составе смешанной собственности с российским участием Смешанная собственность с совместным российским и иностранным участием
Классификатор форм собственности предусматривает наличие в нашей стране различных форм собственности, включая иностранную и смешанную собственность с совместным российским и иностранным участием. О соотношении форм собственности в современной российской экономике можно судить по данным таблицы 3.
Таблица 3. Государственная и негосударственная собственность в России, %
Форма собственности19911993199520052014Государственная собственность9153429,57,3Негосударственная собственность9475890,592,7
Частная собственность в Российской Федерации
«Частная собственность — одна из основных форм собственности на землю, недвижимость, средства производства, деньги и ценные бумаги, рабочую силу, разнообразные товары, интеллектуальный продукт, заключающаяся в том, что эти объекты собственности принадлежат частным лицам, семьям, группам лиц. К частной собственности принято относить как индивидуальную, так и корпоративную, акционерную, негосударственную собственность»[13].Частная собственность в Российской Федерации появилась в форме индивидуальной трудовой деятельности, после появились фермерства, товарищества и др.
Формы и виды собственности в Российской Федерации
... собственности и ее особенности; мировой опыт дифференциации форм собственности (национализация и денационализация, антимонопольная политика, приватизация и прочее); национальные особенности экономики России. I. Понятие собственность, 1. Общие положения о собственности в России Собственность способна формировать и разрушать общество. В ...
К примеру, большинство частных предприятий имеют юридическую форму товариществ с ограниченной ответственностью. «Товарищество с ограниченной ответственностью — товарищество, которое отвечает перед кредиторами только своим объявленным капиталом. Капитал общества делится на паи, при внесении пая члену общества выдается паевое свидетельство. Оно не является ценной бумагой и не может быть продано другому лицу без согласия членов общества»[13].
Также в период перестройки появились кооперативы. В роли собственника или предпринимателя выступают члены кооператива, а наемные работники исполняют производственные функции[16].
Частная собственность в России имеет свои особенности:
Незаконность. Многие предприниматели стараются обойти закон. Это связано с тем, что налоги являются непосильными. Предприниматели часто сталкиваются с бумажной волокитой в делах.
Для предпринимательской деятельности характерно поддержание неформальных социально-экономических связей. Это значит, что действительный уровень конкуренции отличается от уровня конкуренции в традиционной рыночной экономике.
Работники и остальные граждане отчуждены от собственности, которая принадлежит частным лицам.
Государственная собственность РФ
«Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации)»[1].К государственной собственности относятся некоторые банки, крупные промышленные предприятия, транспорт, энергетика, земля и ресурсы и т.д.
Государственная собственность в Российской Федерации существует на трех уровнях: на уровне Федерации, на уровне Субъектов Федерации, на уровне муниципальных образований. (схема 2)
(схема 2)
Управление Федеральной собственностью осуществляется Правительством Российской Федерации, Министерством имущественных отношений Российской Федерации, а также другие уполномоченные правительством органы исполнительной власти.
Губернаторы, главы администраций, комитеты по управлению имуществом Субъектов Российской Федерации осуществляют управление собственностью Субъектов Российской Федерации.
Муниципальной собственность Российской Федерации управляют органы местного самоуправления (администрация муниципального образования).
Имущество, находящееся в государственной собственности, делится на две части: распределенное и нераспределенное.(схема 3)
(схема 3)
К распределенному имуществу относится имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями[1]. Конечно же, их права ограничены, но данные юридические лица вполне самостоятельно ведут хозяйственную деятельность и управляют государственным имуществом. Данная собственность не может служить для погашения возможных долгов государства, ею могут отвечать юридические лица по долгам перед кредиторами, при этом государство может нести дополнительную ответственность.
Под нераспределенным государственным имуществом понимают имущество, незакрепленное за государственными предприятиями и учреждениями[1]. К данному виду собственности относятся средства бюджета, составляющие государственную казну. Данное имущество может быть объектом взыскания кредиторов государства по его обязательствам. Кроме того, средства государственной казны служат для погашения долгов предприятий и учреждений (в случае, если не хватает средств для самостоятельного погашения).
Частная собственность как базовое условие становления гражданского ...
... -вторых, растущим значением теории частной собственности для современной переходной российской экономики в лице, прежде всего, ее негосударственного сектора. Сегодня важно переосмыслить социально-экономические итоги проведенной приватизации и наметить социально ...
Для земли и природных ресурсов существует особый режим. Вся земля и природные ресурсы, которые не находятся в частной или муниципальной собственности, принадлежат государству. Это значит, что государство является практически собственником всех природных ресурсов и земли, не оставляя их бесхозяйными[1].
Управление государственной собственностью осуществляется посредством Гражданского Кодекса Российской Федерации и другими Федеральными Законами. Под управлением следует понимать руководство процессом эффективного использования, а также ее воспроизводства.
Государственная собственность играет важную роль в государстве. Она позволяет обеспечивать экономическую стабильность и выполнять социальные функции:
благодаря государственной собственности государство производит общественные блага
выступает средством борьбы с кризисами
обеспечивает функционирование тех сфер экономики, которые не может обеспечить частное предпринимательство, т.к. эти отрасли являются капиталоемкими
является гарантом международных договоров и отношений
Смешанные формы собственности
В современной России существует такая форма собственности, как смешанная. Многие формы собственности в настоящее время взаимодействуют, проникая друг в друга. В связи с этим происходит усложнение форм, заключающееся в соединении черт различных форм собственности.
Смешанную собственность в России рассматривают с двух сторон:
Смешанная собственность с иностранным участием. Это значит, что в уставных капиталах, активах есть доля иностранных вкладчиков.
Смешанная собственность без иностранного участия. К такому типу собственности чаще всего относятся предприятия, ставшие частными в результате приватизации, но в которых сохранилась доля акций государства.
Российская смешанная собственность зачастую встречается на промышленных предприятиях. Но ее можно заметить и в других сферах: образования, торговли, медицине. Например, в государственных медицинских учреждениях функционируют медицинские центры, основанные на частной деятельности.
Глава 2. Разгосударствление экономики и приватизация
.1 Необходимость и предпосылки приватизации
собственность экономический
Собственность является ключевым компонентом всех экономических отношений, стержнем. В России приоритетным способом реформирования отношений собственности являлась приватизация. Вопрос о приватизации и разгосударствлении стал ключевым в ходе проведения реформ в России.
В ХХ веке в России произошел кризис административно-плановой экономической системы. Государственная казна, несмотря на рост национального дохода, промышленности и сельского хозяйства, становилась все меньше. Росла инфляция, развивался бюджетный дефицит, который на 1985 год составил 17 млрд. рублей, а на 1986 — уже 55 млрд. рублей. Начал проявляться товарный голод, развивалась теневая экономика.
Российские экономисты-реформаторы признавали необходимость перехода от командно-административного типа экономики к рыночному типу, который распространен на Западе, и по опыту других стран успешно удовлетворяет потребности граждан.Одним из условий для осуществления намеченных целей являлась реорганизация отношений собственности. Для этого было принято решение запустить процесс приватизации.
Антимонопольная политика Российской Федерации
... эта проблема очень актуальна для России. Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики России. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации ... к примеру: Крупные размеры предприятий. Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством. Монопольное право собственности на использование определённых ...
Приватизация во многих странах стала «модной», тенденции к монополизации и национализации ушли в прошлое. В Великобритании прошла волна монополизации угольной промышленности, в США в частные руки были переданы тюрьмы и таможенные службы.
Приватизация — это процесс преобразования государственной собственности в частную[13]. Частная собственность является важным элементом формирования рыночных отношений. При существовании крупного государственного сектора экономика перестает быть эффективной. Безусловно, государственные предприятия могут быть эффективными, но для этого необходимы частные, коммерческие организации. При существовании государственных монополий, при отсутствии мотивации экономика приходит в упадок.
Проведение приватизации.
.2 Первый этап. Период массовой приватизации (1991-1994 гг.)
В девяностых годах двадцатого века начинается приватизация. В ходе приватизации Российское государство, являвшееся содержателем и основным инвестором хозяйственных объектов, отказалось от огромного числа убыточных и низкорентабельных предприятий.
Целью приватизации было формирование условий для нормального функционирования экономической системы, которая должна была стать рыночной.
В июле 1991 года в России был принят Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» на 1992-1994 годы[4].
Вслед за этим законом вышла «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год», согласно которой предусматривались способы приватизации[8].
Способ приватизации был основан на размере предприятия. Выделялось три категории предприятий, для каждой из которых предусматривался свой способ.(схема 4)
(схема 4)
К мелким предприятиям относились такие организации, в которых было занято до 200 человек, балансовая стоимость основных фондов составляла не менее 1 млн. рублей. Такие предприятия подлежали продаже на аукционах.
Количество человек на крупном предприятии должно было составлять не менее 1000 при балансовой стоимости основных фондов свыше 50 млн. рублей. Они приватизируются преобразованием в акционерные общества.
Остальные предприятия — это те предприятия, которые не относятся ни к первому, ни ко второму типу. Эти предприятия могут приватизироваться любыми способами.
Кроме того, программа определяла, какие объекты подлежали обязательной приватизации, какие могли быть приватизированы при разрешении Госкомимущества, которые могли быть допущены к приватизации в соответствии с местными программами, какие объекты не подлежали приватизации.
К объектам и предприятиям, не подлежащим приватизации, относились[8]:
недра, лесной фонд, водные и земельные ресурсы;
объекты исторического и культурного наследия;
автомобильные магистрали, трубопроводы;
объекты и предприятия социально-культурного значения;
оборонный комплект и т.д.
К группе объектов и предприятий, которые могли быть приватизированы только по решению Госкомимущества с учетом мнения отраслевых Министерств, относились[8]:
предприятия, которые занимали доминирующее положение на рынке товаров;
имущество, оставшееся в результате сокращения Вооруженных Сил России;
высшие и средние специальные учебные учреждения, Министерства здравоохранения, образования;
объекты нефтепродуктообеспечения и т.д.
Приватизироваться с учетом соответствия местной программе могли:
предприятия пассажирского транспорта;
бани, прачечные;
предприятия по оказанию ритуальных услуг;
мусороперерабатывающие заводы и т.д.
Обязательной приватизации подлежали:
убыточные предприятия всех отраслей;
предприятия пищевой и легкой промышленности;
предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания и т.д.
Модель приватизации 1992 года опиралась на определенные идеи. Делался упор на бесплатную, льготную приватизацию для трудовых коллективов. Распространенными были денежные формы приватизации имущества.
В данный этап приватизации было вовлечено все население России. Именно поэтому она носит название «народной». 3 июля 1991 года был принят закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР»[5]. Данным законом предусматривалось открытие для каждого гражданина именного приватизационного счета, зачисление средств исключительно для использования в качестве платы за выкупаемое у государства имущество. Таким образом, преобладала ваучерная модель проведения приватизации.
Положительной стороной приватизационного чека (ваучера) стала быстрота и масштабность проводимой политики, потому что чеки были розданы всему населению и имели ограниченный срок действия. Таким образом, в процесс приватизации было вовлечено большое количество населения, объектом приватизации стала огромная часть государственного имущества, чего не знали другие страны в процессе денационализации.
Можно сказать, что данный этап был удачным. Огромное количество государственных предприятий перешли в руки частных владельцев. До конца чековой приватизации оставалось несколько месяцев.Правительству было необходимо создать новую программу, которая должна была стать завершением этапа ваучерной приватизации и стать началом денежной.
.3 Второй этап. Денежная приватизация (постваучерный этап)
С 1 июля 1994 года вступает в силу Указ Президента «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». Данная программа, как и прошлая, своей целью ставила формирование широкого слоя частных собственников. Вторая программа, в отличие от первой, налагала большее количество запретов, было введено больше бюрократических процедур. Кроме того, с введением новой программы предполагалось продавать стратегически важные предприятия. Хоть и существовал список «запретов», но Правительство могло изменить его по своему усмотрению[6].
В программу был внесен раздел об иностранных инвестициях. Были сняты практически все ограничения на участие зарубежных предпринимателей в аукционах. Акции могли быть куплены как за деньги, так и за чеки.
Благодаря программе была укреплена роль инвестиционных фондов. Им было разрешено увеличить долю акций одного предприятия до 25% своих активов вместо когда-то установленных десяти. Такой шаг позволили инвестиционным фондам реально участвовать в акционерных обществах. Программой была легализована программа «поглощения» одних фондов другими. Это связано с тем, что некоторые фонды не смогли функционировать и были вынуждены уступить свои акции более крупным фондам.
Главным принципом приватизации было предотвращение банкротства. Проблему параллельно действовавших процессов удалось решить. Были найдены принципы, которые не позволяли наносить ущерб приватизации и позволили ускорить процесс смены собственности, избежать ликвидации предприятий-банкротов именно через приватизацию. Было создано Федеральное управление, чтобы привести в действие процесс банкротства.
Применялась принудительная, срочная приватизация тех предприятий, которые находились на грани банкротства. Такие решения принимались Федеральным управлением, которое составляло план, являвшийся обязательным для исполнения.
Что касается продаж акций, то на денежном этапе она уже не являлась массовой. Пакеты акций выставлялись на денежные аукционы постепенно, равномерно, что обеспечивало постоянный приток денежных средств в бюджет и инвестиций в компании.
2.4 Третий этап. Совершенствование правовых основ распоряжения государственной собственностью
В сентябре 1999 года правительством Российской Федерации было принято Постановление № 1024 «О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации»[7].
В связи с новой концепцией целью государственной политики стало повышение уровня эффективности функционирования предприятий, народного хозяйства. В Концепции был изложен новый подход к приватизации предприятий. Теперь это зависело от ликвидности. В новом законе были разработаны детальные механизмы и процедуры реализации приватизации.
В 2003 году Правительством был утвержден Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2004 год, направления приватизации до 2006 года. В нем отмечено, что к приватизации будут предложены пакеты акций акционерных обществ гражданской авиации, здравоохранения, нефтехимической и атомной промышленности, автомобильного транспорта, угольной и топливной промышленности, лесопромышленного комплекса. Иными словами, к приватизации будет предложено федеральное имущество, которое не используется для обеспечения функций и задач государства[9].
.5 Проблемы и противоречия приватизации
Процесс приватизации не прошел без негативных черт, проблем и противоречий.
Первый этап приватизации характеризуется тем, что развивалась «неформальная деятельность», росла роль теневого сектора экономики. Руководители акционерных предприятий искали во всем личную выгоду, искали прибыль от всевозможных махинаций, спекуляций, но совсем не беспокоились о переориентации производства на рыночные критерии, о реструктурировании предприятий.
На последующих этапах предложение продажи имущества падало, цены, в свою очередь, повышались. Произошел спад количественных показателей приватизационного процесса.
В целом, цели приватизационного процесса были достигнуты, большая часть государственной собственности стала частной.
.6 Итоги приватизации
Российская приватизация в корне отличалась от приватизации других стран. Задачей Российской приватизации было кардинальное изменение отношений собственности, что, собственно, и произошло. В странах с развитой экономикой приватизация призвана обеспечить эффективность отдельных предприятий.
Приватизация в России была огромной по масштабам. В 1993 году было приватизировано 42924 предприятий, в 1994 г. — 21905. На протяжении с 1993 по 2002 год было приватизировано 93504 государственных и муниципальных предприятий. За этот период было получено 146 млрд. рублей.
За период с 2005 по 2012 год было приватизировано 1212 предприятий и выручено 518 155, 5 млн. рублей[9].
Данные об итогах приватизации представлены ниже.
Таблица 1 — «Структура приватизированного государственного муниципального имущества по формам собственности на 1993-1997 гг.»[11]
19931994199519961997Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов — всего42924219051015249972743в том числе по формам собственностифедеральная706356851875928374субъектов Российской Федерации952151121317715548муниципальная2634011108696033541821
Таблица 2 — «Структура приватизированного государственного муниципального имущества по формам собственности на 1998-2002 гг.»[11]
19981999200020012002Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов — всего2129153622742287 2557в том числе по формам собственностифедеральная26410417012586субъектов Российской Федерации321298274231226муниципальная15441134183019312245
Таблица 3 — «Поступление средств от приватизации государственного и муниципального имущества» (млн. р., до 1998 — млрд. р.)[11]
199319951996199719981999200020012002Получено средств от приватизации государственного и муниципального имущества — всего450,33815,63234,026230,117538,112290,741608,916756,522857,3в том числе находившегося в собственностифедеральной163,31994,41826,424356,215439,510199,437927,512771,614719,0субъектов Российской Федерации66,8354,1326,31302,41250,81197,32198,81886,54443,9муниципальной220,21467,11081,3571,5847,8894,01482,62098,43694,4
Таблица 4 — «Приватизация жилищного фонда»[11]
2005201020112012Всего с начала приватизации по состоянию на 1 января 2013Число приватизированных жилых помещений, тыс.182288534046729156Их общая площадь, млн. м2894115211439Удельный вес приватизированных жилых помещений в общем числе жилых помещений, подлежащих приватизации, процентов1183477
Таблица 5 — «Приватизация имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий»[11]
2005201020112012Число приватизированных имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий1) — всего491217276228в том числе по формам собственности:федеральная1129711969субъектов Российской Федерации2265680102муниципальная153647757Начальная цена (цена первоначального предложения), млн.руб.182,89,9162,09,5Цена сделки приватизации (рыночная стоимость), млн.руб.200,413,4203,49,4
) Без имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, приватизация которых осуществлена Росимуществом
Таблица 6 — «Поступление средств от приватизации государственного и муниципального имущества и их распределение»(млн.р)[11]
2005201020112012Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества1) — всего87462,682938,0200666,1147088,8 в том числе находившегося в собственности: федеральной34875,217186,4114044,342192,8 субъектов Российской Федерации36597,425137,436624,453498,0 муниципальной15990,040614,249997,451398,0Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества — всего87268,381770,1200258,4150184,5 из них: в федеральный бюджет34177,516985,0114136,444678,3 в бюджеты субъектов Российской Федерации34845,624725,337593,354827,9 в муниципальные бюджеты14945,740055,648525,950676,9
) Включая средства, поступившие от приватизации государственного и муниципального имущества, осуществленной в предыдущие годы.
Заключение
Собственность — важнейшая категория экономических отношений, влияющая на производство, распределение, потребление.
Отношения собственности — стержень экономики. Каждое государство структурирует их для того, чтобы добиться экономической эффективности. Подходы к реорганизации диктуются социальными, национальными и другими факторами.
Реформа отношений собственности — один из основных элементов при переходе от командной экономики к рыночной. Преодоление полного огосударствления осуществляется за счет приватизации.
В результате проводимой Правительством приватизации в Российской Федерации на смену господствующей государственной собственности пришличастная и смешанная формы собственности, ставшие основными. Приватизация имела огромный масштаб. Активы продавались за деньги, по льготе или бесплатно активы передавались трудящимся предприятий, была проведена массовая ваучерная приватизация. Организационно-хозяйственные формы в итоге стали разнообразными: от индивидуальных предпринимательств до корпораций.
Проводимая Правительством приватизации в Российской Федерации создала новый экономический строй: восстановлена частная собственность, установлена власть капитала, ярко выражено имущественное расслоение. Происходит переход от командной к рыночной экономике. Следует отметить, что благодаря производимым изменениям в бюджет поступили немалые средства.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года[электронный ресурс] URL: #»justify»>2.
Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик от 07.10.1977 г. (ред. 14.03.1990 г.) [электронный ресурс]URL: #»justify»>.Гражданский кодекс Российской Федерации [электронный ресурс]URL: #»justify»>.Закон РФ от 03.07.1991 N 1531-1 (ред. от 17.03.1997) «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»[электронный ресурс]URL: #»justify»>.Закон РСФСР от 03.07.1991 N 1529-1 «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» [электронный ресурс] URL: #»justify»>.Указ Президента РФ от 22.07.1994 N 1535 (ред. от 07.10.2013) «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года[электронный ресурс] URL: #»justify»>.Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 N 1024 (ред. от 29.11.2000) «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации»[электронный ресурс] URL: #»justify»>.Постановление ВС РФ от 11.06.1992 N 2980-1″Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год» (ред. от 01.07.1993) [электронный ресурс] URL: #»justify»>.Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2003 N 1165-р (ред. от 12.12.2004) «Об утверждении Прогнозного плана (Программы) приватизации федерального имущества на 2004 год и основных направлений приватизации федерального имущества до 2006 года» (ред. от 12.12.2004)[электронный ресурс] URL:#»justify»>.Общероссийский классификатор форм собственности[электронный ресурс]URL: #»justify»>.Российский статистический ежегодник — 2009 г. [электронный ресурс]URL:#»justify»>.Аристотель Собрание сочинений, том 4: [Перевод В.П. Карпова]. — Москва, 1984. — 375 с.
. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. Москва: Книжный мир, 2003. — 895 с.
. Власова М.В. Право собственности в России: возникновение, юридическое содержание, пути развития. Москва: Пресс, 2002. — 169 с.
. Гегель Г.В.Ф. Философия права: [Перевод Б. Г. Столпнера]. — Москва: Мысль, 1990. — 524 с.
. Зинченко С.А., Галов В.В. Собственность и производственные права. Ростов-на-Дону: Профпресс, 2013.- 233 с.
. Ксенофонт Домострой: [Пер., статьи и комментарии С. И. Соболевского]. — Москва: VSD, 2013. — 107 с.
. Локк Дж. Избранные философские произведения: [Перевод А. Макаровский]. — Москва: издательство социально-экономической литературы, 1960 г. — 532 с.
. Лоскутов В.И. Экономические и правовые отношения собственности. — Ростов на Дону: Феникс, 2002. — 186 с.
. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений, т.4.: [ПереводИ.Скворцова-Степанова, А.Богданова, В.Базарова]. — Москва: Прогресс, 1984. — 456 с.
. Прудон, Пьер Жозеф. Что такое собственность?: [Перевод, подгот. текста и коммент.В. В. Сапова и др.]. — М.: Республика, 1998. — 366 с.
. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. Москва: Академический проект, 2010. — 671 с.
. Юм, Д. Трактат о человеческой природе и его нравственная философия: [Перевод С.И. Церетели]. — Москва: Мысль, 1965. — 735 с.
. Андрефф В. Российская приватизация: подходы и последствия // Вопросы экономики. 2004 г.№6, с.68-73.
. Дегтярев, Маликов Приватизация по-российски и проблема ее корректировки // Общество и экономика. 2008 г. №1, с.73-89.