Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
Выксунский филиал НИТУ «МИСиС»
«Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин»
Б2.Н.1
для студентов, обучающихся по направлению подготовки
38.03.01 «Экономика»
Выкса 2017
А.Ф. Лещинская
Методические рекомендации по выполнению научно-исследовательской работы (как раздела практики) для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01. «Экономика» / А.Ф. Лещинская – М.: Изд. дом «МИСиС», 2017. – 34 с.
Методические рекомендации раскрывают методику подготовки, правила оформления, порядок защиты и критерии оценки научно-исследовательской работы (как раздела практики).
Подготовлены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01. «Экономика »
©ВФ НИТУ «МИСиС», 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ 4 РАБОТЕ СТУДЕНТА (НИР).
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НИР 5 3. КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРА, ФОРМИРУЕМЫЕ В ХОДЕ 8 ВЫПОЛНЕНИЯ НИР 4. ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ 10 5. ВЫБОР И УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ НИР 11 6. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ НИР 12 7. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА О НИР 17 8. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ОТЧЕТА О НИР, ДОПУСК ЕГО К ЗАЩИТЕ 24 9. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ОТЧЕТА О НИР К ЗАЩИТЕ И ОЦЕНКА 25 ВЫПОЛНЕННОЙ НИР БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27 ПРИЛОЖЕНИЕ А 31 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 33 ПРИЛОЖЕНИЕ В 34 ПРИЛОЖЕНИЕ Г 35 ПРИЛОЖЕНИЕ Д 36 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
СТУДЕНТА (НИР)
Настоящие методические рекомендации по выполнению научно-исследовательской работы разработаны на основании:
1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (последняя редакция);
2. Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям подготовки бакалавриата;
3. Приказа Минобрнауки России от 05.04.2017 г. № 301 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»
Примеры отчетов по научно-исследовательской работе (НИР) в РАНХиГС. ...
... научно – педагогического исследования. В течении практики приобретенный опыт очень важен для моей исследовательской работы. Изучив стандарт ГОС ВПО по направлению 40.04.01 «Юриспруденция», мне намного лучше стало представлять программу, по ... практики, который приложен к отчету (Приложение № 1). Ø Результаты анализа проведённых занятий преподавателями и другими магистрантами: ... материала. Подготовка и ...
В соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» НИР (как раздел практики) входит в вариативную часть (Блок 2 – Б2.Н.1) основной образовательной программы бакалавриата. Она представляет собой вид образовательной деятельности, непосредственно ориентированной на профессиональнопрактическую подготовку обучающихся.
Выполнение НИР начинается после освоения следующих профессиональных дисциплин: «Корпоративные финансы», «Менеджмент», «Маркетинг», «Бухгалтерский учет и анализ», «Управленческий учет и учет персонала», «Деньги, кредит, банки», «Безопасность жизнедеятельности», «Технология и управление производством», «Экономика предприятия», «Документооборот на предприятии» и др.
НИР также базируется на результатах прохождения обучающимися учебной практики.
Выполнение НИР способствует дальнейшему освоению таких дисциплин как: «Нормирование и оплата труда», «Основы финансового менеджмента», «Анализ коммерческой деятельности », «Производственный менеджмент в металлургии», «Бизнес-планирование» «Планирование на предприятии», «Финансовые информационные системы », и других дисциплин, изучаемых на четвертом курсе.
Знания, умения и навыки, полученные обучающимися, в ходе выполнения НИР, используются в выпускной квалификационной работе.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НИР
Целями научно-исследовательской работы бакалавра, обучающегося по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика » являются:
— развитие навыков научно-исследовательской деятельности: сбор учебного и научного материала для написания бакалаврской работы в соответствии с выбранной темой;
— расширение профессиональных знаний, полученных бакалаврами в процессе обучения, и формирование практических умений и навыков ведения самостоятельной научно-исследовательской работы
Задачи НИР состоят в следующем:
а) изучить:
— литературные источники по разрабатываемой теме с целью их использования при выполнении выпускной квалификационной работы;
— методы исследования и проведения экспериментальных работ;
— методы анализа и обработки экспериментальных данных;
— информационные технологии в научных исследованиях, программные продукты, относящиеся к профессиональной сфере;
= требования к оформлению научно-технической документации;
= порядок внедрения результатов научных исследований и разработок.
б) выполнить:
— анализ, систематизацию и обобщение научной информации по теме исследований;
— теоретическое или экспериментальное исследование в рамках поставленных задач;
— анализ достоверности полученных результатов;
— сравнение результатов исследования объекта изучения в отечественных и зарубежных источниках;
— анализ научной и практической значимости проводимых исследований, а также технико-экономической эффективности разработки;
в) приобрести навыки:
— формулирования целей и задач научного исследования;
— выбора и обоснования методики исследования;
В процессе исследования применялись методы анализа и синтеза, ...
... Кизима. Социально-экономическим вопросам евразийской интеграции посвящены работы С. Дедкова, Л. Зевина, Е. Паниной, В. Щербина. В процессе исследования применялись методы анализа и синтеза, статистический, монографический. Магистерская диссертация включает ...
— использования отечественных и зарубежных источников информации, интернетресурсов, справочной и энциклопедической литературы для представления результатов научных исследований;
— оформления результатов научных исследований (оформление отчёта, написание научных статей, тезисов докладов).
В результате выполнения программы НИР бакалавр должен:
ЗНАТЬ:
— основы методологии процессов и явлений в области управления персоналом, законы их движения и принципы получения нового знания;
— современные проблемы управления персоналом на уровне организации, отрасли, территории, государства;
— теоретические аспекты избранной темы научного исследования, место и значимость решения исследуемой проблемы для экономики страны и общества в целом;
— основные требования к представлению результатов проведенного исследования в виде ВКР, научного отчета, статьи или доклада;.
— методы и средства планирования и организации исследований и разработок.
— методы проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации;
— методы и средства планирования и организации научных исследований и опытноконструкторских разработок;
— методы разработки технической документации;
— нормативную базу для составления информационных обзоров, рецензий, отзывов, заключений на техническую документацию.
УМЕТЬ:
— самостоятельно выявлять перспективные направления научных исследований, обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость проблемы;
— выявлять практическую значимость исследуемой проблемы, формулировать гипотезы, проводить эмпирические и прикладные исследования на основе финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д.;
— выявлять перспективные направления научных исследований, обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость исследуемой проблемы, формулировать гипотезы, проводить эмпирические и прикладные исследования; всесторонне анализировать выбранную проблему, теоретически обосновывать и систематизировать собственные выводы и результаты исследований;
— пользоваться научной, методической и справочной литературой, ГОСТами по написанию и оформлению отчетов о научно-исследовательской работ;
— применять методы проведения экспериментов;
— оформлять проекты календарных планов и программ проведения отдельных элементов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
— оформлять элементы технической документации на основе внедрения результатов научно-исследовательских работ.
ВЛАДЕТЬ:
— методологией и методикой проведения научных исследований; теоретическими и эмпирическими методами познания; навыками самостоятельной научной и исследовательской работы;
— современными методиками расчета социально-экономических показателей, характеризующими экономические процессы и явления для принятия управленческих решений;
— методологией и методикой проведения научных исследований; навыками самостоятельной научной и исследовательской работы: навыками критического анализа научной литературы, разработки и формулирования собственных методических подходов к решению проблем; навыками написания (по результатам проведенного исследования) глав ВКР, научного отчета, статьи или доклада.
Рецензия. на курсовую работу по кафедре Экономической теории студента (Ф
... студенту предлагается сделать публичный доклад на семинаре, научно-теоретической конференции или принять участие в деловой игре по теме. свободное Порядок выбора темы курсовой работы (Для студентов заочной формы обучения) Студенты выбирают тему по ... лауреатов по экономике (по выбору). темы курсовых работ и ... студент знакомится с рецензией. Если курсовая работа не допущена к защите Курсовая работа, ...
3. КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРА, ФОРМИРУЕМЫЕ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ НИР
Для эффективного освоения НИР у обучающегося должны быть сформированы следующие предварительные компетенции или их части:
Компетенции, формируемые дисциплиной
ОПК-4; УК-1, 5; ПК-6.
В соответствии с ОПОП по направлению подготовки бакалавров 38.03.01 Экономика достижение целей НИР способствуют формированию у студента следующих компетенций:
. Универсальные компетенции (УК):
УК-1 Способность: эффективно осуществлять обмен информацией и решать задачи межличностного и межкультурного взаимодействия в обществе в целом и в профессиональном сообществе; работать индивидуально и в качестве члена команды.
УК-5 Демонстрировать способность к самоорганизации и самообразованию, непрерывному самосовершенствованию, повышению квалификации и мастерства в течение всей жизни.
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
ОПК-4 Способность осуществлять поиск литературы, используя научные базы данных, профессиональные стандарты и регламенты, нормы безопасности и другие источники информации, а также осуществлять моделирование, анализ и экспериментальные исследования для решения проблем в профессиональной области
Профессиональные компетенции (ПК):
ПК-6 Способность: на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты; анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений; анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социальноэкономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социальноэкономических показателей; используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет; использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии.
4. ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
НИР осуществляется непрерывно в течение 7 и 9 семестров.
Общая трудоемкость дисциплины Б2.Н.1 «Научно-исследовательская работа» составляет 216 час (6 зач. ед.) .
В 7 семестре студент должен определить тему НИР, составить график выполнения НИР с разбивкой по семестрам, согласовать их с руководителем работы от кафедры. Руководитель работы консультирует студентов и визирует тему, выдает задание на выполнение и план НИР. Темы НИР утверждаются на заседании кафедры. В процессе работы тема НИР может быть уточнена.
В течение 7 семестра студент всесторонне изучает степень исследованности избранной темы в научных публикациях, анализирует рекомендованную литературу и материалы из других источников.
В течение 9 семестра, в том числе и во время прохождения производственной практики, студент в соответствии с полученным заданием от научного руководителя производит сбор необходимой информации на предприятии (организации).
Разработка лабораторно-практических работ по технологии
... по технологическому практикуму с использованием лабораторно-практических работ; Глава 1. Теоретические основы обучения студентов методом лабораторно-практических работ по технологии, 1.1. Сущность понятия «лабораторно-практическая работа» В системе работы по ... практика студентов 4 курса Студенты 4 курса (8 семестр) ... учитывать экспоненциальное нарастание научно-технической информации (информационный ...
разрабатывает методические вопросы и осуществляет практическую реализацию решения поставленной проблемы.
В конце каждого семестра студент представляет руководителю отчет о выполненном разделе НИР в соответствии с заданием и планом НИР
5. ВЫБОР И УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ НИР
Научно-исследовательская работа студента – это важнейший этап обучения студента, выполняемый в соответствии с образовательной программой бакалавриата, Работа на ней начинается в первые две недели 6 семестра с назначения научного руководителя, выбора темы НИР и выдачи задания на ее разработку, а заканчивается в конце 8 семестра подготовкой ВКР бакалавра.
Тематика НИР (ПРИЛОЖЕНИЕ А) определяется кафедрой экономики и охватывает широкий круг проблем как в области углубленного изучения теоретикометодологических вопросов, которые лежат в основе формирования отдельных элементов системы управления персоналом, так и непосредственно в области управления персоналом конкретных организаций. При этом надо иметь в виду, что научноисследовательская работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо научной или практической проблемы. Поэтому тема НИР, выбираемая студентом, должна быть актуальной, иметь практическое значение для решения наиболее значимых проблем менеджмента вообще и управления персоналом в частности, и одновременно быть интересной и интеллектуально посильной студенту.
При выборе темы НИР необходимо учесть, что при её выполнении студент должен показать способность и умение, опираясь на полученные в ходе обучения знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне развития науки и практики задачи своей профессиональной деятельности, грамотно излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
Выбранная студентом тема НИР по заявлению студента (ПРИЛОЖЕНИЕ Б) и после согласования с руководителем рассматривается и утверждается на заседании кафедры, а отчеты о НИР обязательно публично защищаются в конце каждого семестра в рамках зачетной сессии или конференции.
В процессе работы тема НИР может быть уточнена
6. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ НИР
Научно-исследовательская работа осуществляется в рамках утвержденной темы научного исследования по направлению обучения и темы ВКР с учетом интересов и возможностей будущей практической работы студента.
Каждому студенту назначается научный руководитель, который осуществляет непосредственное управление процессом научно-исследовательской работы. Обязанностями научного руководителя являются: оказание помощи студенту в составлении, а затем и подписание организационно-плановых документов, консультирование студента при подборе литературы, фактического материала, по вопросам подготовки отчета, осуществление контроля над сбором материала, написанием и оформлением работы, рецензирование и прием защиты отчетов о НИР,
Сборник статей xxxii международного научно-исследовательского конкурса
... www. 6 ЛУЧШАЯ НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 2020 11) Власова Анна Владимировна – доктор исторических наук, доцент, заведующей Научно-исследовательским сектором Уральского социально-экономического института (филиал) ОУП ... применения результатов научных исследований. Сборник предназначен для научных работников, преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов с целью использования в научной работе и учебной ...
Таким образом, научное руководство НИР студентов является составным элементом учебного процесса и представляет собой процесс целенаправленного воздействия на студента для развития его личной инициативы по овладению новыми знаниями посредством подготовки этих работ. Поскольку НИР выполняется в часы, отводимые для самостоятельной работы студентов, в результате научного руководства дается объективная оценка как самой работе и ее результатам, так и навыкам и умениям студента самостоятельно организовывать свой труд.
НИР выполняется с целью закрепления теоретических знаний, полученных на занятиях по дисциплины ООП и в процессе изучения специальной литературы и практических материалов.
Работа над НИР осуществляется непрерывно в течение семестров, в том числе во время производственной практики. Существует единый алгоритм, который отражает этапы работы над научно-исследовательской проблемой исследователя любого уровня:
– выбор темы исследования;
– сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изучаемой
проблематике;
– подбор методов и методик осуществления исследования;
– непосредственное выполнение научно-исследовательской работы;
– письменное оформление собранного теоретического и эмпирического
материала в виде целостного текста Отчета о научно-исследовательской работе;