РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Б 3.2.10.Экономика народонаселения и демография» направления подготовки «38.03.01 (080100.62) «Экономика»» Профиль 2 «Экономика труда» Квалификация …

Самостоятельная работа

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»

Кафедра «Экономическая теория и экономика труда»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«Б 3.2.10.Экономика народонаселения и демография»

направления подготовки

«38.03.01 (080100.62) «Экономика»»

Профиль 2 «Экономика труда»

Квалификация (степень) – бакалавр форма обучения – зочная (с) курс – 3 семестр – 6 зачетных единиц – 3 часов в неделю – академических часов – 72 в том числе:

лекции -8 практические занятия – 8 коллоквиумы — 0 самостоятельная работа – 58 зачет – 6 семестр

1. Цели и задачи дисциплины Цель преподавания дисциплины: формирование системы представлений об экономических проблемах демографии, компетенций в области экономического анализа демографических процессов и управления ими.

Задачи изучения дисциплины:

1) ознакомиться с демографией как с отраслью знаний о населении, с ее историей и современным состоянием;

2) изучить методологию экономического анализа проблем народонаселения и демографических процессов;

3) освоить методику расчета показателей, характеризующих состояние и динамику процессов в области демографии;

4) научиться использовать данные статистики населения и методы демографии для выявления соответствующих тенденций развития;

5) сформировать компетенции в области оценки и управления демографическими процессами экономическими методами.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВО Изучение дисциплины «Экономика народонаселения и демография»

предполагает наличие компетенций, полученных в ходе изучения таких дисциплин, как «История», «Математический анализ», «Экономика труда», «Эконометрика», «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Экономика общественного сектора», «Статистика», «Социальное государство: история и современность», «Рынок труда», «Развитие трудового потенциала».

Компетенции, полученные при изучении данной дисциплины, послужат необходимым элементом освоения таких дисциплин, как «Социальная политика и социальная защита населения», «Управление трудом», «Анализ и моделирование трудовых показателей».

Изучение данной дисциплины предполагает наличие у студентов математической подготовки, навыков работы с информационными технологиями, навыков подготовки докладов и презентаций.

5 стр., 2016 слов

Труд как объект изучения дисциплины «Экономика труда» и социально-трудовые ...

... и желание трудиться, инициативность в труде и хозяйственная предприимчивость, творческая активность и др. Применительно к предприятию трудовой ... и покупатели, и в этом отношении рынок труда не является исключением, т.е. он состоит из всех продающих и покупающих труд. Если продавцы и ... спад производства и неадекватное ему сокращение занятости. Количественно Занятость в рыночной экономике не может ...

3. Требования к результатам освоения дисциплины В процессе освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие компетенции:

  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
  • способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);
  • готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);
  • способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПКспособность на основе типовых методик и действующей нормативноправовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПКспособность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
  • способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

— способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПКспособность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9).

Студент должен знать:

  • теоретические основы экономики народонаселения и демографии содержание, генезис, тенденции развития;
  • современные концепции в области экономического анализа демографических проблем;
  • демографические проблемы на микро- и макроуровнях;
  • методики оценки демографических процессов;
  • принципы управления демографическими процессами с помощью экономических методов.

Студент должен уметь:

  • получать (собирать) достоверную информацию о процессах, происходящих в демографической сфере;
  • обобщать, анализировать информацию, выявлять экономические проблемы в области народонаселения и демографии и подготовить доклад;
  • рассчитывать соответствующие показатели на основе типовых методик и действующей нормативной базы;
  • находить организационно-управленческие решения в области демографических процессов в нестандартных ситуациях ;

Студент должен владеть:

  • навыками сбора, анализа и расчета показателей, построения прогнозов в области экономики народонаселения и демографии;
  • навыками подготовки докладов и презентаций по экономическим проблемам демографии;
  • методами разработки и оценки мероприятий в области демографической политики.

– – –

Виды, график контроля СРС, (по решению кафедры УМКС/УМКН).

11 стр., 5353 слов

Использование симплексного метода для решения задач линейного ...

... Рассчитать оптимальный план перевозок, имеющий минимальную стоимость с использованием метода потенциалов. Решение 1 Экономико-математическая модель задачи имеет следующий вид: Переменные: х11 - объем груза, перевозимого ... А В С 1 12800 2 15200 Прибыль от реализации 1 т, тыс. д. е. Составить математическую модель задачи. С использованием симплексного метода решения задач линейного программирования ...

Текущая СРС:

работа с лекционным материалом, поиск и обзор источников информации;

  • подготовка к практическим занятиям;
  • изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку, подготовка докладов с презентацией;
  • подготовка к контрольным работам;
  • подготовка к зачету.

Контроль и оценка результатов самостоятельной работы самоконтроль – регулярная подготовка к занятиям;

— контроль со стороны преподавателя – текущий (еженедельно в течение семестра – посещения лекций и практических занятий, устный опрос, выполнения заданий на практических занятиях, тестирование), итоговый контроль (зачет).

ГРАФИК КОНТРОЛЯ СРС

– – –

1.Титульный лист

2.Введение Здесь целесообразно раскрыть тему работы, ее значимость и место в структуре учебной дисциплины. Состояние вопроса (задачи), разработанность темы в отечественной и зарубежной литературе.

3.Основная часть работы Основная часть контрольной работы, в зависимости от учебной дисциплины, включает как теоретическую часть, так и практическую.

Теоретическая часть. Здесь уместно провести сравнительный анализ известных подходов к данной теме (задаче), общую характеристику вопроса (темы, задачи).

Из сравнительного анализа и общей характеристики логически обосновываются возможные варианты решения (трактовки, выработка предложений и пр.).

Изложение самого решения, обзор вариантов и предложений. Свое видение темы, поставленной задачи.

Практическая часть работы. Эта часть работы включает решение прикладной задачи. Здесь студент анализирует условия задачи. Производит анализ возможных подходов и методов решения. Обосновывает выбранный им метод (методику, алгоритм) и подробно описывает процесс преобразований и полученное решение.

4.Выводы (Заключение) Здесь студенту необходимо выполнить анализ результатов, полученных в работе, как теоретических, так и практических. В итоге им должны быть сформулированы практические и/или теоретические рекомендации по теме задания.

5.Список используемой литературы Список приводится в алфавитном порядке учебных, научных и других источников, используемых при выполнении контрольной работы, допускаются ссылки на Internet сайты и другие адреса.

Требования к оформлению контрольной работы в компьютерном варианте При оформлении контрольной работы на компьютере необходимо выполнение следующих требований:

Формат листа — А4;

  • Текстовый редактор — MS Word любой версии;
  • Поля на странице: слева и сверху — 2,5 см., снизу — 2,0 см., справа — 1,5 см.

Шрифт — Times New Roman, 14 пт.;

  • Абзац: интервал — 1.5, красная строка — 1.25 см., выравнивание — по ширине, допускаются переносы в словах;
  • Печать осуществляется на одной стороне листа;
  • Все страницы, кроме титульного листа, должны быть пронумерованы.

Выравнивание подрисуночных подписей — по центру.

Формулы и других математические выражения создаются с использованием встроенного в MS Word редактора формул Equation. Для стилевого оформления формул можно использовать встроенные стандартные настройки редактора формул, за исключением размера основного текста. Необходимо установить обычный стиль размера 14 пт. Пример математического выражения приведен выше.

16 стр., 7856 слов

Экономика и экономическая теория : Анализ фондоотдачи основных ...

... основных фондов. Для выявления неиспользуемых резервов важно знать основные направления факторного анализа фондоотдачи, ... / Fа); коэффициента сменности работы оборудования (Tсм / Qд ... фондоотдачи определяется по методу цепных подстановок: прирост фондоотдачи определяется по методу цепных подставок: прирост фондоотдачи за анализируемый период умножается на среднегодовую фактическую стоимость основных ...

Выравнивание математических выражений на странице осуществляется по центру.

При наличии нумерованных выражений выравнивание осуществляется по правому краю, при этом формула должна располагаться по центру.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Объект, предмет и метод демографии. Демография как система наук.

1.

Связь демографии с другими общественными науками.

Демографические факторы социально-экономического развития.

2.

Виды демографической информации и требования, предъявляемые к 3.

ней. Основные виды источников первичной информации о населении, их краткая характеристика Переписи населения, их цели, принципы, черты, технология и методы 4.

проведения.

История проведения переписей населения в России и СССР.

5.

Программа, особенности и результаты проведения Всероссийской 6.

переписи населения 2002 года.

Численность населения и ее виды.

7.

Демографические структуры населения.

8.

Недемографические структуры населения.

9.

11. Брак и брачность: демографическое понятие, основные показатели, тенденции изменения.

12. Развод и разводимость: демографическое понятие, основные показатели, причины и тенденции.

13. Рождаемость: демографическое понятие, основные показатели, тенденции изменения.

14. Основные концепции объяснения рождаемости.

15. Репродуктивное поведение.

16. Смертность: демографическое понятие, основные показатели, причины и факторы.

17. Самосохранительное поведение как фактор продолжительности жизни

18. Самосохранительное поведение: понятие, сущность, роль в динамике смертности.

19. Миграция населения: история, виды и факторы.

20. Воспроизводство населения: демографическое понятие, основные показатели, тенденции изменения.

21. Исторические типы воспроизводства населения.

22. Состав населения мира: основные показатели.

23. Демографические прогнозы и планирование развития.

24. Основные методы демографического прогнозирования.

25. Эволюция и перспективы рождаемости в России.

26. Эволюция и перспективы смертности в России

27. Эволюция и перспективы брачности и разводимости в России.

28. Демографическая политика: сущность, цели, методы.

29. Опыт проведения демографической политики в мире.

30. Демографическая политика в современной России.

13. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям освоения дисциплины (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) применяются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, реферативные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций:

3 стр., 1145 слов

Теневая экономика в CCCР России основные сегменты и динамика

... фиктивная экономика РОСТ МАСШТАБОВ И ПОДВИЖКА ГРАНИЦ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ Общеизвестно, что теневая экономика — отнюдь не порождение перестройки. Она прекрасно существовала и в советский период. Однако теневая деятельность ... декларации о доходах в налоговые инспекции в 1996 г., не сделали этого. На подобном фоне несвоевременная уплата коммунальных платежей населением выглядит вполне логичным ...

  • o написание письменных работ по выбранной теме;
  • o подготовка презентаций;
  • o анализ студенческих работ и презентаций;
  • o устный опрос по знанию и пониманию теоретического материала дисциплины;
  • o тестирование;
  • o модуль (контрольная работа);
  • o оценка посещаемости.

– – –

Компетенции считаются сформированными в том случае, если студент выполнил все предусмотренные практические задания, самостоятельную работу, прошел промежуточную аттестацию, выполнил тестовые задания и получил зачет по дисциплине.

– – –

14. Вопросы для зачета

1. Предмет и задачи курса

2. История формирования и развития демографической науки

3. Законы и закономерности развития народонаселения

4. Система источников данных о населении

5. Переписи населения. Публикация данных о населении

6. Численность и состав населения

7. Методические принципы демографического анализа

8. Естественное движение населения. Анализ тенденций смертности

9. Демографический анализ брачности и развития семьи

10. Анализ тенденций рождаемости

11. Теория и классификация миграционного движения

12. Анализ миграции населения

13. Современные закономерности мировых миграций

14. Современная урбанизация

15. Воспроизводство населения и его модели

16. Теория и методика демографического прогнозирования

17. Методы демографического прогнозирования

18. Взаимосвязь экономических и демографических процессов

19. Развитие мирового населения, его влияние на экономику

20. Демографические аспекты формирования рынка труда

21. Демографические аспекты маркетинга

22. Демографические аспекты страхования

23. Демографическая политика России

24. Политика народонаселения в мировом сообществе

25. Мировая общественная мысль о народонаселении

26. Анализ миграции.

27. Демографический рост.

28. Простые модели роста.

29. Скорость демографического роста.

30. Демографически прогнозы.

31. Прогноз численности населения с учетом миграции.

32. Матричная модель воспроизводства населения.

33. Скорость демографического роста.

34. Таблицы множественного выбитая.

35. Комбинированные таблицы.

36. Анализ рождаемости.

37. Вероятность увеличения семьи.

38. Характеристика брачной структуры.

39. «Законы смертности»

40. Характеристики календаря брачности.

41. Простое стабильное население.

42. Экономичность режимов воспроизводства.

43. Индексы замещения поколений.

44. Классификация причин смертности.

45. Метод смертных списков.

46. Продольный и поперечный анализ населения.

47. Характеристики брачной структуры.

48. Таблицы рождаемости.

49. Измерение уровня здоровья

50. Коэффициенты смертности по причинам смерти.

51. Демографический прогноз для закрытого населения.

52. Суммарный коэффициент брачности и итоговая брачность реального поколения.

– – –

8 стр., 3664 слов

Ответы на вопросы поступающих

... момент из восьми официальных новосибирских миллиардеров шестеро окончили экономический факультет НГУ. 3. Какие направления подготовки можно выбрать на экономическом факультете? Для абитуриентов, которые получают первое высшее образование (диплом бакалавра), их ...

1. Миграция населения движение людей через границы, тех или иных территорий с целью постоянного устройства или относительно длительного пребывания на новом месте жительства;

Основная категория населения, объединяющая совокупность людей, находящихся в данном населенном пункте или на данной территории момент переписи Ежедневные иногда еженедельные передвижения населения из одного населенного пункта (страны) в другой (страну) на работу или учебу и обратно 2 Брутто-коэффициент воспроизводства:

сводная характеристика рождаемости данного режима воспроизводства число девочек, рожденных в среднем одной женщиной, дожившей до конца прирост населения за каждый год

3. Нетто-коэффициент воспроизводства населения число девочек, рожденных в среднем одной женщиной, дожившей до конца репродуктивного возраста сводная характеристика рождаемости данного режима воспроизводства прирост населения за каждый год.

4.Трудовая активность достигает наивысших показателей в интервале:

от 30 до 39 от 20 до 30 от 40 до 44

5.Урбанизация это…..

исторический процесс повышения роли городов в развитии общества процесс распространения городского образа жизни на сельскую местность сокращение численности населения ядер городских агломераций, рост пригородов 6 Первая официальная всеобщая перепись в России прошла… 1897г.

1718г.

858г 1875г 7 Фертильный возраст женщин в России от 15- 49 от 15-44 от 14 -49 от 13-49

8.Соотнесите правильные ответы:

Эпизодические миграции———— деловые, туристические, рекреационные и т.п. поездки не имеющие регулярного временного характера Безвозвратные миграции—————это понимание миграции в узком смысле перемещение населения Маятниковые миграции————— регулярные, ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (учебы) и обратно

8. К какому виду таблиц относится следующая таблица:

– – –

таблица единственного выбытия «чистая таблица»

полная таблица 11 Динамика населения изучает:

изменение численности населения, за какой – то период времени численность и состав населения на определенный территории на какой-то момент влияние социльно-медицинских факторов на процессы механического и естественного движения населения

12. Какие показатели учитываются при расчете ИЧР?

долголетия образованности уровень жизни уровнем смертности уровнем рождаемости

13.Оцените как верный /неверный ответы Верно ли, следующее утверждение: ИЧР представляет собой альтернативу ВНП для измерения социально-экономического развития страны:

да нет

13.В каком году ООН ввел величину ИЧР?

1990г.

1890г.

1995г.

2000г.

15.Какая из перечисленных демографических структур относится к основным?

  • брачная
  • половая
  • возрастная

16.Наиболее точные и полные сведения можно получить по время переписей проводимых по методу:

  • все предыдущие ответы не верны
  • опроса
  • почтового опроса
  • самоисчисления

17.Под структурой (составом) населения понимают распределение индивидов:

  • На экономически активных и иждивенцев
  • Все предыдущие ответы не верны
  • На мужчин и женщин
  • На выделенные по различным основаниям типологические группы

18. Согласно первому критерию внутренней дифференциации внутри демографии можно выделить следующие дисциплины:

27 стр., 13091 слов

Экономика предприятий (организаций). Ответы на вопросы к экзамену

... рентабельность). 6.Типы предприятий в рыночной экономике Т-во на вере – (коммандитное Т-во) – товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени Т-ва предпринимательскую деят-ть и отвечающими по его обязательствам ...

  • Все предыдущие ответы неверны
  • Геодемографию
  • Теоретическую демографию
  • Прикладную демографию

19. К трудоспособному возрастному контингенту относятся

  • дети в возрасте 3—6 лет
  • мужчины возрасте 16—59 лет и женщины в возрасте 16—54 года
  • мужчины в возрасте 18—50 лет
  • мужчины и женщины старше 17 лет
  • женщины в возрасте 15—49 лет

20.Реализация требования детализации и многоаспектности применительно в первичной демографической информации означает, что при регистрации демографических событий фиксируются:

  • тенденции изменений состояния населения в определенные отрезки времени
  • общее число индивидов, с которыми произошло событие
  • характеристики индивидов, с которыми произошло событие
  • все предыдущие ответы не верны

21. Оцените как верный /неверный ответы Взаимодействие демографии и других наук определяется отсутствием двойственной взаимосвязи и отсутствием взаимного влияния демографии и всех иных общественных процессов.

  • нет
  • да

22. Оцените как верный /неверный ответы По мнению современных демографов предметом демографии является воспроизводство населения, т.е. процесс непрерывного возобновления его численности и структуры через смену поколений, через процессы рождаемости и смертности.

  • да
  • нет

23. В нашей стране сплошная регулярная регистрация причин смерти была введена в:

  • 1902г.
  • 1981г.
  • 1958г.
  • 1965г.
  • 1925г.

24. В начале 1990-х г.г. наиболее низкие показатели рождаемости на территории России наблюдались:

  • в урбанизированных областях
  • в промышленных областях
  • в автономных республиках 25. «Прогнозы демографического предложения» и «прогнозы спроса на население» являются подвидом:
  • прогнозам-предостережениям
  • аналитическим прогнозам
  • функциональным прогнозам
  • нормативным прогнозам

26. Оцените как верный /неверный ответы С технической точки зрения, демографический прогноз выступает обычно в виде т.н. перспективного исчисления населения, т.е. расчета численности и возрастно-половой структуры, построенного на основании данных об изменениях демографических характеристик в прошлом, а также с учетом принимаемых гипотез относительно их динамики в будущем

  • да
  • нет

27. Какая из нижеперечисленных характеристик изменения численности населения используется как в виде абсолютных, так и виде относительных показателей:

  • сальдо миграции
  • естественный прирост (убыль)
  • общий прирост (убыль)

28. Рождаемость считается важнейшим демографическим процессом, формирующим естественное движение населения

  • нет
  • да

29. Оцените как верный /неверный ответы В 1995-1998гг. в нашей стране преобладали исключительно отрицательные тенденции в динамике смертности и продолжительности жизни:

  • да
  • нет

30. Оцените как верный /неверный ответы В России сформировались демографические волны, предопределенные периодическими колебаниями уровней рождаемости и смертности, масштабной миграцией в результате войн и социально-экономических катаклизмов.

17 стр., 8178 слов

Ответы на вопросы к ГЭК

... предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы посредниками между экономикой и центральным ... банке РФ Банке России Ответ Правовыми основами и определением правового статуса деятельности банков на территории РФ являются ... и ведет к усилению инфляции.Поэтому многие стороны банковской системы РФ нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Вопрос 2 ...

  • да
  • нет

31. Понятие воспроизводство населения включает в себя процессы рождаемости, смертности и миграцию, а так же связанные с ними брачность и разводимость. Такое определение можно назвать:

  • Все ответы неверны
  • Единственным
  • Широким
  • Узким
  • Неполным

32. Наличное население – это:

  • постоянное население + временно пребывающие
  • постоянное население + лица пребывающие на данной территории не менее 1 года
  • постоянное население — временно отсутствующие
  • все предыдущие ответы не верны
  • совокупность людей, находящихся в данной местности, независимо от времени пребывания и принадлежности к спискам жителей этой территории

33. Оцените как верный /неверный ответы Вторичная демографическая информация существует в виде статистических публикаций, представляющих в своей совокупности итог специальной аналитической и публикаторской работы.

  • да
  • нет

35. Оцените как верный /неверный ответы Возрастной структурой населения называется распределение населения по возрастным группам и возрастным контингентам

  • да
  • нет

36. Основной категорией брачного состояния (брачного статуса) является:

  • состояние в браке
  • никогда не состоявшие в браке
  • вдовые
  • разведенные

37. Оцените как верный /неверный ответы В демографии под смертностью понимают процесс вымирания поколения и рассматривают ее как массовый статистический процесс, складывающийся из множества единичных смертей, наступающих в разных возрастах и определяющих в своей совокупности порядок вымирания реального или условного поколения :

  • да
  • нет

38. Оцените как верный /неверный ответы Количественные индикаторы уровня смертности и его динамики являются важным инструментом анализа демографической ситуации в стране:

  • да
  • нет

39. Цели демографического прогнозирования связаны с:

  • потребностями планирования социальной сферы
  • потребностями экономического планирования
  • необходимостью оценки будущей динамики потребительского спроса
  • геополитическими задачами

40. Расположите нижеперечисленные государства в порядке, приведенном в прогнозе ООН 2000 года. На первом месте – государство, в котором ожидается наибольшее сокращение численности населения к 2050 году, и далее в порядке убывания ожидаемой величины сокращения численности населения:

  • 5 место Гайана
  • 1 место Естония
  • 4 место Грузия
  • 3 место Украина
  • 2 место Болгария

41. Оцените как верный /неверный ответы В странах, где давно идет старение населения, связанное с длительным периодом снижения рождаемости и ростом средней продолжительности предстоящей жизни, в составе населения очень высока доля пожилых людей и соответственно высок общий коэффициент смертности.

  • нет
  • да

42. Оцените как верный /неверный ответы В 1992-1995 гг. демографический кризис в России принимает острокритическую форму. Впервые за послевоенное время уровень смертности превышает уровень рождаемости, в стране устанавливается депопуляционный режим воспроизводства населения.

37 стр., 18369 слов

Понятие и основные характеристики экономически активного и неактивного ...

... статистических данных Государственного комитета статистики, кратких итогов обследования населения по проблемам занятости за несколько лет и других статистических и аналитических материалах. Глава 1. Экономически активное и неактивное население: понятия и методы расчета. Понятия категорий ...

  • нет
  • да

43. Какой из вариантов демографических прогнозов соответствует как бы наиболее вероятному ходу событий?

  • промежуточный
  • верхний
  • средний
  • нижний

44. Среднесрочные демографические прогнозы составляются на:

  • 10-15 лет
  • 15-20 лет
  • 20-25 лет
  • 25-30 лет
  • 5-10 лет

– – –

В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода в учебном процессе широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий (мозговой штурм, разбор конкретных ситуаций, работа в малых группах и др.)

– – –

18. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Обязательные издания.

1. Демография с основами этнографии: учебно-методическое пособие сост. Л.Ю. Абакулина.- СПб: Издательство: СПбГЛТУ, 2014.-44с. (ЭБС Лань)

2. Демография /Под ред. Глушковой В.Г., Симагина Ю.А.

Издательство: КноРус:, 2013 -340с. Учебное пособие. (ЭБС Лань).

3. Харченко Л.П. Демография. Учебное пособие.- М.: Омега-Л, 2011

  • 372 с. Учебная литература. для ВПО (ЭБС Лань)

4. Воробьева О.Д. Багат А.В. Долбик-Воробей Т.А.. Практикум по статистике населения и демографии. – М: Издательство: Финансы и статистика, 2011 -272с. (ЭБС Лань).

Дополнительные издания:

10. Боярский А.Я. Население и методы его изучения : сб. науч. трудов / А.

Я. Боярский. — М. : Статистика, 1975. — 264 с.

11.Бреева, Е.Б. Основы демографии [Текст] : учеб. пособие / Е. Б. Бреева. М. : ИТК «Дашков и К», 2005. — 352 с.

12.Демографическая политика в СССР : сборник / М-во высш. и сред.

спец. образования СССР, Научно-техн. совет, Секция народонаселения ; гл. ред. Д. И. Валентей. — М. : Финансы и статистика, 1983. — 112 с.

13.Демографический энциклопедический словарь / ред. В. Д. Валентей. М. : Советская энциклопедия, 1985. — 608 с.

14. Демография и статистика населения [Текст] : учеб. / под ред. И. И.

Елисеевой. — М. : Финансы и статистика, 2006. — 688 с.

15.Курс демографии [Текст]: Учеб.пособие / под ред. проф.А.Я.Боярского, 3-е изд.,перераб.и доп. — М. : Финансы и статистика, 1985. — 391 с.

16.Москвин Д.Д. Население СССР [Текст]: вопросы миграции (экономико-статистический обзор тенденций 60-80-х годов).

/ Д. Д.

Москвин. — М.: Наука, 1991. — 160 с.

17.Народонаселение. Современное состояние научного знания. [Текст] / Под ред.Д.И.Валентея, А.С.Первушина. — М.: Изд-во МГУ, 1991. — 231 с.

18.Население России. 2001 [Текст]: Девятый ежегодный демографический доклад / Отв. ред. А. Г. Вишневский. — М. : Центр демографии и экологии человека; Кн. дом «Университет», 2002. — 216 с.

19. Основы теории народонаселения [Текст]: Учеб. пособие / Под ред.

Д.И. Валентей. — 3-е изд. перераб.и доп. — М. : Высшая школа, 1986. с.

20.Прохоров Б.Б. Экология человека: Социально-демографические аспекты [Текст] / Б. Б. Прохоров ; Ин-т соц.-эконом. проблем народонаселения РАН (Москва).

— М. : Наука, 1991. — 112 с.

21.Прохоров, Б. Б. Экология человека: Социально-демографические аспекты [Текст] / Б. Б. Прохоров ; Ин-т соц.-эконом. проблем народонаселения РАН (Москва).

— М. : Наука, 1991. — 112 с.

22.Саградов А. Экономическая демография.-М.: ИНФРА-М, 2010.

23.Система знаний о народонаселении [Текст]: Учеб. пособ. для экономических спец.вузов / Н. В. Зверева, Д. И. Валентей, В. М.

Медков ; под ред. Д. И. Валентея. — М. : Высшая школа, 1991. — 255 с.

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

17.2 Периодические издания:

25. Демоскоп: еженедельник

26.Народонаселение.

27.Общество и экономика.

28.Социальная политика и социология.

29.Социально-гуманитарные знания.

30.Социологические исследования

31.Труд и социальные отношения.

17.3 Интернет-ресурсы:

32.www.Narodonaselenie.ru – сайт журнала «Народонаселение».

33.http://www.demographia.ru/ — обзор демографических событий и публикаций на тему демографии. Статистика, прогнозы, демографическая экспертиза.

34. www.demoscope.ru – электронная версия еженедельника «Население и Общество» Института демографии ГУ-ВШЭ

  • официальный сайт Федеральной службы

35.www.gks.ru государственной статистики

36.www.fom.ru – сайт фонда изучения общественного мнения

37. www.wciom.ru – официальный сайт Центра изучения общественного мнения.

38. www.unfpa.org — сайт Фонд ООН по народонаселению (UNFPA

39.Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/

40. http://www.dcn-asu.ru/book/kokorev_ru/html

41. http://www.pstu.ru/books/kokorev/ main.html

– – –

43.Справочно-правовая система «Консультант плюс» — онлайн. http://www.consultant.ru/

44.Информационно-правовой портал «ГАРАНТ» http://www.garant.ru/

45.Единый архив экономических и социологических данных http://sophist.hse.ru/

46. ИНИОН РАН http://www.inion.ru/

18. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Для реализации образовательной деятельности по дисциплине необходимы аудитории со стандартным оснащением.

Необходимая площадь аудиторий со стандартным оборудованием для ведения лекционных и практических занятий составляет 40 м2 на группу студентов.

Перечень и описание учебных аудиторий:

5/336 – 60 м2 — оборудована мультимедиатехникой (компьютер, проектор, экран) 5/320 – 40 м2 — оборудована мультимедиатехникой (компьютер, проектор, экран) 5/319 — 40 м2 — оборудована мультимедиатехникой (телевизор, ноутбук)

Информационное и учебно-методическое обеспечение:

Информационное и учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности по дисциплине включает электронную информационнообразовательную среду СГТУ имени Гагарина Ю.А., электроннобиблиотечную систему, электронную библиотеку вуза; лицензионное программное обеспечение; использование наглядных учебных пособий, множительную и вычислительную технику; компьютерные программы: MS Word, MS EXСEL, MS Power Point, AST-test.

Перечень оборудования информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю):

  • ноутбук,
  • проектор,
  • звуковое оборудование,
  • экран,
  • стационарный компьютер.

В ходе занятий рекомендуется использовать компьютерные программы для с.дания электронных таблиц, диаграмм, графиков, презентаций.

MS Power Point, MS Excel, MS Word.

Для проведения аудиторных занятий на высоком, современном уровне необходимы следующие ТСО: проектор, ноутбук, экран или интерактивная доска.

Некоторые занятия, контрольные и пробные тестирования целесообразно проводить в компьютерных классах.

Используется подключение к сети Internet с помощью WiFi и сетевого кабеля. Используется ИОС СГТУ.

Рабочую программу составил доцент кафедры «Экономической теории и экономики труда» Козин А.Ю.__________________ «___» ___ 201_ г.