По выполнению научно-исследовательской работы

Методические рекомендации

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

Выксунский филиал НИТУ «МИСиС»

«Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин»

Б2.Н.1

для студентов, обучающихся по направлению подготовки

38.03.01 «Экономика»

Выкса 2017

А.Ф. Лещинская

Методические рекомендации по выполнению научно-исследовательской работы (как раздела практики) для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01. «Экономика» / А.Ф. Лещинская – М.: Изд. дом «МИСиС», 2017. – 34 с.

Методические рекомендации раскрывают методику подготовки, правила оформления, порядок защиты и критерии оценки научно-исследовательской работы (как раздела практики).

Подготовлены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01. «Экономика »

©ВФ НИТУ «МИСиС», 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Стр. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ 4 РАБОТЕ СТУДЕНТА (НИР).

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НИР 5 3. КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРА, ФОРМИРУЕМЫЕ В ХОДЕ 8 ВЫПОЛНЕНИЯ НИР 4. ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ 10 5. ВЫБОР И УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ НИР 11 6. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ НИР 12 7. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА О НИР 17 8. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ОТЧЕТА О НИР, ДОПУСК ЕГО К ЗАЩИТЕ 24 9. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ОТЧЕТА О НИР К ЗАЩИТЕ И ОЦЕНКА 25 ВЫПОЛНЕННОЙ НИР БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27 ПРИЛОЖЕНИЕ А 31 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 33 ПРИЛОЖЕНИЕ В 34 ПРИЛОЖЕНИЕ Г 35 ПРИЛОЖЕНИЕ Д 36 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

СТУДЕНТА (НИР)

Настоящие методические рекомендации по выполнению научно-исследовательской работы разработаны на основании:

1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (последняя редакция);

2. Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям подготовки бакалавриата;

3. Приказа Минобрнауки России от 05.04.2017 г. № 301 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»

41 стр., 20471 слов

Примеры отчетов по научно-исследовательской работе (НИР) в РАНХиГС. ...

... научно – педагогического исследования. В течении практики приобретенный опыт очень важен для моей исследовательской работы. Изучив стандарт ГОС ВПО по направлению 40.04.01 «Юриспруденция», мне намного лучше стало представлять программу, по ... практики, который приложен к отчету (Приложение № 1). Ø Результаты анализа проведённых занятий преподавателями и другими магистрантами: ... материала. Подготовка и ...

В соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» НИР (как раздел практики) входит в вариативную часть (Блок 2 – Б2.Н.1) основной образовательной программы бакалавриата. Она представляет собой вид образовательной деятельности, непосредственно ориентированной на профессиональнопрактическую подготовку обучающихся.

Выполнение НИР начинается после освоения следующих профессиональных дисциплин: «Корпоративные финансы», «Менеджмент», «Маркетинг», «Бухгалтерский учет и анализ», «Управленческий учет и учет персонала», «Деньги, кредит, банки», «Безопасность жизнедеятельности», «Технология и управление производством», «Экономика предприятия», «Документооборот на предприятии» и др.

НИР также базируется на результатах прохождения обучающимися учебной практики.

Выполнение НИР способствует дальнейшему освоению таких дисциплин как: «Нормирование и оплата труда», «Основы финансового менеджмента», «Анализ коммерческой деятельности », «Производственный менеджмент в металлургии», «Бизнес-планирование» «Планирование на предприятии», «Финансовые информационные системы », и других дисциплин, изучаемых на четвертом курсе.

Знания, умения и навыки, полученные обучающимися, в ходе выполнения НИР, используются в выпускной квалификационной работе.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НИР

Целями научно-исследовательской работы бакалавра, обучающегося по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика » являются:

— развитие навыков научно-исследовательской деятельности: сбор учебного и научного материала для написания бакалаврской работы в соответствии с выбранной темой;

— расширение профессиональных знаний, полученных бакалаврами в процессе обучения, и формирование практических умений и навыков ведения самостоятельной научно-исследовательской работы

Задачи НИР состоят в следующем:

а) изучить:

— литературные источники по разрабатываемой теме с целью их использования при выполнении выпускной квалификационной работы;

— методы исследования и проведения экспериментальных работ;

— методы анализа и обработки экспериментальных данных;

— информационные технологии в научных исследованиях, программные продукты, относящиеся к профессиональной сфере;

= требования к оформлению научно-технической документации;

= порядок внедрения результатов научных исследований и разработок.

б) выполнить:

— анализ, систематизацию и обобщение научной информации по теме исследований;

— теоретическое или экспериментальное исследование в рамках поставленных задач;

— анализ достоверности полученных результатов;

— сравнение результатов исследования объекта изучения в отечественных и зарубежных источниках;

— анализ научной и практической значимости проводимых исследований, а также технико-экономической эффективности разработки;

в) приобрести навыки:

— формулирования целей и задач научного исследования;

— выбора и обоснования методики исследования;

44 стр., 21569 слов

В процессе исследования применялись методы анализа и синтеза, ...

... Кизима. Социально-экономическим вопросам евразийской интеграции посвящены работы С. Дедкова, Л. Зевина, Е. Паниной, В. Щербина. В процессе исследования применялись методы анализа и синтеза, статистический, монографический. Магистерская диссертация включает ...

— использования отечественных и зарубежных источников информации, интернетресурсов, справочной и энциклопедической литературы для представления результатов научных исследований;

— оформления результатов научных исследований (оформление отчёта, написание научных статей, тезисов докладов).

В результате выполнения программы НИР бакалавр должен:

ЗНАТЬ:

— основы методологии процессов и явлений в области управления персоналом, законы их движения и принципы получения нового знания;

— современные проблемы управления персоналом на уровне организации, отрасли, территории, государства;

— теоретические аспекты избранной темы научного исследования, место и значимость решения исследуемой проблемы для экономики страны и общества в целом;

— основные требования к представлению результатов проведенного исследования в виде ВКР, научного отчета, статьи или доклада;.

— методы и средства планирования и организации исследований и разработок.

— методы проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации;

— методы и средства планирования и организации научных исследований и опытноконструкторских разработок;

— методы разработки технической документации;

— нормативную базу для составления информационных обзоров, рецензий, отзывов, заключений на техническую документацию.

УМЕТЬ:

— самостоятельно выявлять перспективные направления научных исследований, обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость проблемы;

— выявлять практическую значимость исследуемой проблемы, формулировать гипотезы, проводить эмпирические и прикладные исследования на основе финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д.;

— выявлять перспективные направления научных исследований, обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость исследуемой проблемы, формулировать гипотезы, проводить эмпирические и прикладные исследования; всесторонне анализировать выбранную проблему, теоретически обосновывать и систематизировать собственные выводы и результаты исследований;

— пользоваться научной, методической и справочной литературой, ГОСТами по написанию и оформлению отчетов о научно-исследовательской работ;

— применять методы проведения экспериментов;

— оформлять проекты календарных планов и программ проведения отдельных элементов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

— оформлять элементы технической документации на основе внедрения результатов научно-исследовательских работ.

ВЛАДЕТЬ:

— методологией и методикой проведения научных исследований; теоретическими и эмпирическими методами познания; навыками самостоятельной научной и исследовательской работы;

— современными методиками расчета социально-экономических показателей, характеризующими экономические процессы и явления для принятия управленческих решений;

— методологией и методикой проведения научных исследований; навыками самостоятельной научной и исследовательской работы: навыками критического анализа научной литературы, разработки и формулирования собственных методических подходов к решению проблем; навыками написания (по результатам проведенного исследования) глав ВКР, научного отчета, статьи или доклада.

3 стр., 1365 слов

Рецензия. на курсовую работу по кафедре Экономической теории студента (Ф

... студенту предлагается сделать публичный доклад на семинаре, научно-теоретической конференции или принять участие в деловой игре по теме. свободное Порядок выбора темы курсовой работы (Для студентов заочной формы обучения) Студенты выбирают тему по ... лауреатов по экономике (по выбору). темы курсовых работ и ... студент знакомится с рецензией. Если курсовая работа не допущена к защите Курсовая работа, ...

3. КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРА, ФОРМИРУЕМЫЕ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ НИР

Для эффективного освоения НИР у обучающегося должны быть сформированы следующие предварительные компетенции или их части:

Компетенции, формируемые дисциплиной

ОПК-4; УК-1, 5; ПК-6.

В соответствии с ОПОП по направлению подготовки бакалавров 38.03.01 Экономика достижение целей НИР способствуют формированию у студента следующих компетенций:

. Универсальные компетенции (УК):

УК-1 Способность: эффективно осуществлять обмен информацией и решать задачи межличностного и межкультурного взаимодействия в обществе в целом и в профессиональном сообществе; работать индивидуально и в качестве члена команды.

УК-5 Демонстрировать способность к самоорганизации и самообразованию, непрерывному самосовершенствованию, повышению квалификации и мастерства в течение всей жизни.

Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

ОПК-4 Способность осуществлять поиск литературы, используя научные базы данных, профессиональные стандарты и регламенты, нормы безопасности и другие источники информации, а также осуществлять моделирование, анализ и экспериментальные исследования для решения проблем в профессиональной области

Профессиональные компетенции (ПК):

ПК-6 Способность: на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты; анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений; анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социальноэкономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социальноэкономических показателей; используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет; использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии.

4. ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

НИР осуществляется непрерывно в течение 7 и 9 семестров.

Общая трудоемкость дисциплины Б2.Н.1 «Научно-исследовательская работа» составляет 216 час (6 зач. ед.) .

В 7 семестре студент должен определить тему НИР, составить график выполнения НИР с разбивкой по семестрам, согласовать их с руководителем работы от кафедры. Руководитель работы консультирует студентов и визирует тему, выдает задание на выполнение и план НИР. Темы НИР утверждаются на заседании кафедры. В процессе работы тема НИР может быть уточнена.

В течение 7 семестра студент всесторонне изучает степень исследованности избранной темы в научных публикациях, анализирует рекомендованную литературу и материалы из других источников.

В течение 9 семестра, в том числе и во время прохождения производственной практики, студент в соответствии с полученным заданием от научного руководителя производит сбор необходимой информации на предприятии (организации).

27 стр., 13457 слов

Разработка лабораторно-практических работ по технологии

... по технологическому практикуму с использованием лабораторно-практических работ; Глава 1. Теоретические основы обучения студентов методом лабораторно-практических работ по технологии, 1.1. Сущность понятия «лабораторно-практическая работа» В системе работы по ... практика студентов 4 курса Студенты 4 курса (8 семестр) ... учитывать экспоненциальное нарастание научно-технической информации (информационный ...

разрабатывает методические вопросы и осуществляет практическую реализацию решения поставленной проблемы.

В конце каждого семестра студент представляет руководителю отчет о выполненном разделе НИР в соответствии с заданием и планом НИР

5. ВЫБОР И УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ НИР

Научно-исследовательская работа студента – это важнейший этап обучения студента, выполняемый в соответствии с образовательной программой бакалавриата, Работа на ней начинается в первые две недели 6 семестра с назначения научного руководителя, выбора темы НИР и выдачи задания на ее разработку, а заканчивается в конце 8 семестра подготовкой ВКР бакалавра.

Тематика НИР (ПРИЛОЖЕНИЕ А) определяется кафедрой экономики и охватывает широкий круг проблем как в области углубленного изучения теоретикометодологических вопросов, которые лежат в основе формирования отдельных элементов системы управления персоналом, так и непосредственно в области управления персоналом конкретных организаций. При этом надо иметь в виду, что научноисследовательская работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо научной или практической проблемы. Поэтому тема НИР, выбираемая студентом, должна быть актуальной, иметь практическое значение для решения наиболее значимых проблем менеджмента вообще и управления персоналом в частности, и одновременно быть интересной и интеллектуально посильной студенту.

При выборе темы НИР необходимо учесть, что при её выполнении студент должен показать способность и умение, опираясь на полученные в ходе обучения знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне развития науки и практики задачи своей профессиональной деятельности, грамотно излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Выбранная студентом тема НИР по заявлению студента (ПРИЛОЖЕНИЕ Б) и после согласования с руководителем рассматривается и утверждается на заседании кафедры, а отчеты о НИР обязательно публично защищаются в конце каждого семестра в рамках зачетной сессии или конференции.

В процессе работы тема НИР может быть уточнена

6. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ НИР

Научно-исследовательская работа осуществляется в рамках утвержденной темы научного исследования по направлению обучения и темы ВКР с учетом интересов и возможностей будущей практической работы студента.

Каждому студенту назначается научный руководитель, который осуществляет непосредственное управление процессом научно-исследовательской работы. Обязанностями научного руководителя являются: оказание помощи студенту в составлении, а затем и подписание организационно-плановых документов, консультирование студента при подборе литературы, фактического материала, по вопросам подготовки отчета, осуществление контроля над сбором материала, написанием и оформлением работы, рецензирование и прием защиты отчетов о НИР,

64 стр., 31965 слов

Сборник статей xxxii международного научно-исследовательского конкурса

... www. 6 ЛУЧШАЯ НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 2020 11) Власова Анна Владимировна – доктор исторических наук, доцент, заведующей Научно-исследовательским сектором Уральского социально-экономического института (филиал) ОУП ... применения результатов научных исследований. Сборник предназначен для научных работников, преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов с целью использования в научной работе и учебной ...

Таким образом, научное руководство НИР студентов является составным элементом учебного процесса и представляет собой процесс целенаправленного воздействия на студента для развития его личной инициативы по овладению новыми знаниями посредством подготовки этих работ. Поскольку НИР выполняется в часы, отводимые для самостоятельной работы студентов, в результате научного руководства дается объективная оценка как самой работе и ее результатам, так и навыкам и умениям студента самостоятельно организовывать свой труд.

НИР выполняется с целью закрепления теоретических знаний, полученных на занятиях по дисциплины ООП и в процессе изучения специальной литературы и практических материалов.

Работа над НИР осуществляется непрерывно в течение семестров, в том числе во время производственной практики. Существует единый алгоритм, который отражает этапы работы над научно-исследовательской проблемой исследователя любого уровня:

– выбор темы исследования;

– сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изучаемой

проблематике;

– подбор методов и методик осуществления исследования;

– непосредственное выполнение научно-исследовательской работы;

– письменное оформление собранного теоретического и эмпирического

материала в виде целостного текста Отчета о научно-исследовательской работе;