Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
Выксунский филиал НИТУ «МИСиС»
«Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин»
Б2.Н.1
для студентов, обучающихся по направлению подготовки
38.03.01 «Экономика»
Выкса 2017
А.Ф. Лещинская
Методические рекомендации по выполнению научно-исследовательской работы (как раздела практики) для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01. «Экономика» / А.Ф. Лещинская – М.: Изд. дом «МИСиС», 2017. – 34 с.
Методические рекомендации раскрывают методику подготовки, правила оформления, порядок защиты и критерии оценки научно-исследовательской работы (как раздела практики).
Подготовлены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01. «Экономика »
©ВФ НИТУ «МИСиС», 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ 4 РАБОТЕ СТУДЕНТА (НИР).
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НИР 5 3. КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРА, ФОРМИРУЕМЫЕ В ХОДЕ 8 ВЫПОЛНЕНИЯ НИР 4. ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ 10 5. ВЫБОР И УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ НИР 11 6. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ НИР 12 7. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА О НИР 17 8. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ОТЧЕТА О НИР, ДОПУСК ЕГО К ЗАЩИТЕ 24 9. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ОТЧЕТА О НИР К ЗАЩИТЕ И ОЦЕНКА 25 ВЫПОЛНЕННОЙ НИР БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27 ПРИЛОЖЕНИЕ А 31 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 33 ПРИЛОЖЕНИЕ В 34 ПРИЛОЖЕНИЕ Г 35 ПРИЛОЖЕНИЕ Д 36 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
СТУДЕНТА (НИР)
Настоящие методические рекомендации по выполнению научно-исследовательской работы разработаны на основании:
1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (последняя редакция);
2. Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям подготовки бакалавриата;
3. Приказа Минобрнауки России от 05.04.2017 г. № 301 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»
Примеры отчетов по научно-исследовательской работе (НИР) в РАНХиГС. ...
... научно – педагогического исследования. В течении практики приобретенный опыт очень важен для моей исследовательской работы. Изучив стандарт ГОС ВПО по направлению 40.04.01 «Юриспруденция», мне намного лучше стало представлять программу, по ... практики, который приложен к отчету (Приложение № 1). Ø Результаты анализа проведённых занятий преподавателями и другими магистрантами: к отчёту ... Подготовка ...
В соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» НИР (как раздел практики) входит в вариативную часть (Блок 2 – Б2.Н.1) основной образовательной программы бакалавриата. Она представляет собой вид образовательной деятельности, непосредственно ориентированной на профессиональнопрактическую подготовку обучающихся.
Выполнение НИР начинается после освоения следующих профессиональных дисциплин: «Корпоративные финансы», «Менеджмент», «Маркетинг», «Бухгалтерский учет и анализ», «Управленческий учет и учет персонала», «Деньги, кредит, банки», «Безопасность жизнедеятельности», «Технология и управление производством», «Экономика предприятия», «Документооборот на предприятии» и др.
НИР также базируется на результатах прохождения обучающимися учебной практики.
Выполнение НИР способствует дальнейшему освоению таких дисциплин как: «Нормирование и оплата труда», «Основы финансового менеджмента», «Анализ коммерческой деятельности », «Производственный менеджмент в металлургии», «Бизнес-планирование» «Планирование на предприятии», «Финансовые информационные системы », и других дисциплин, изучаемых на четвертом курсе.
Знания, умения и навыки, полученные обучающимися, в ходе выполнения НИР, используются в выпускной квалификационной работе.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НИР
Целями научно-исследовательской работы бакалавра, обучающегося по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика » являются:
— развитие навыков научно-исследовательской деятельности: сбор учебного и научного материала для написания бакалаврской работы в соответствии с выбранной темой;
— расширение профессиональных знаний, полученных бакалаврами в процессе обучения, и формирование практических умений и навыков ведения самостоятельной научно-исследовательской работы
Задачи НИР состоят в следующем:
а) изучить:
— литературные источники по разрабатываемой теме с целью их использования при выполнении выпускной квалификационной работы;
— методы исследования и проведения экспериментальных работ;
— методы анализа и обработки экспериментальных данных;
— информационные технологии в научных исследованиях, программные продукты, относящиеся к профессиональной сфере;
= требования к оформлению научно-технической документации;
= порядок внедрения результатов научных исследований и разработок.
б) выполнить:
— анализ, систематизацию и обобщение научной информации по теме исследований;
— теоретическое или экспериментальное исследование в рамках поставленных задач;
— анализ достоверности полученных результатов;
— сравнение результатов исследования объекта изучения в отечественных и зарубежных источниках;
— анализ научной и практической значимости проводимых исследований, а также технико-экономической эффективности разработки;
в) приобрести навыки:
— формулирования целей и задач научного исследования;
— выбора и обоснования методики исследования;
В процессе исследования применялись методы анализа и синтеза, ...
... экономического союза на принципах инновационной, ноосферной экономи¬ки. Объект исследования – Евразийский экономический союз. Предмет исследования – политические аспекты формирования, функционирования и развития Евразийского экономического союза. Цель диссертационного исследования – изучение факторов формирования, проблем функционирования и трендов развития Евразийского экономического союза ...
— использования отечественных и зарубежных источников информации, интернетресурсов, справочной и энциклопедической литературы для представления результатов научных исследований;
— оформления результатов научных исследований (оформление отчёта, написание научных статей, тезисов докладов).
В результате выполнения программы НИР бакалавр должен:
ЗНАТЬ:
— основы методологии процессов и явлений в области управления персоналом, законы их движения и принципы получения нового знания;
— современные проблемы управления персоналом на уровне организации, отрасли, территории, государства;
— теоретические аспекты избранной темы научного исследования, место и значимость решения исследуемой проблемы для экономики страны и общества в целом;
— основные требования к представлению результатов проведенного исследования в виде ВКР, научного отчета, статьи или доклада;.
— методы и средства планирования и организации исследований и разработок.
— методы проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации;
— методы и средства планирования и организации научных исследований и опытноконструкторских разработок;
— методы разработки технической документации;
— нормативную базу для составления информационных обзоров, рецензий, отзывов, заключений на техническую документацию.
УМЕТЬ:
— самостоятельно выявлять перспективные направления научных исследований, обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость проблемы;
— выявлять практическую значимость исследуемой проблемы, формулировать гипотезы, проводить эмпирические и прикладные исследования на основе финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д.;
— выявлять перспективные направления научных исследований, обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость исследуемой проблемы, формулировать гипотезы, проводить эмпирические и прикладные исследования; всесторонне анализировать выбранную проблему, теоретически обосновывать и систематизировать собственные выводы и результаты исследований;
— пользоваться научной, методической и справочной литературой, ГОСТами по написанию и оформлению отчетов о научно-исследовательской работ;
— применять методы проведения экспериментов;
— оформлять проекты календарных планов и программ проведения отдельных элементов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
— оформлять элементы технической документации на основе внедрения результатов научно-исследовательских работ.
ВЛАДЕТЬ:
— методологией и методикой проведения научных исследований; теоретическими и эмпирическими методами познания; навыками самостоятельной научной и исследовательской работы;
— современными методиками расчета социально-экономических показателей, характеризующими экономические процессы и явления для принятия управленческих решений;
— методологией и методикой проведения научных исследований; навыками самостоятельной научной и исследовательской работы: навыками критического анализа научной литературы, разработки и формулирования собственных методических подходов к решению проблем; навыками написания (по результатам проведенного исследования) глав ВКР, научного отчета, статьи или доклада.
Задание на курсовую работу «Макроэкономика» для студентов 2-го ...
... также ответить на вопросы, поставленные научным руководителем, после чего ставится оценка по курсовой работе, которая заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. Критерии оценки курсовой работы. Курсовая работа оценивается в баллах: – (д ...
3. КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРА, ФОРМИРУЕМЫЕ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ НИР
Для эффективного освоения НИР у обучающегося должны быть сформированы следующие предварительные компетенции или их части:
Компетенции, формируемые дисциплиной
ОПК-4; УК-1, 5; ПК-6.
В соответствии с ОПОП по направлению подготовки бакалавров 38.03.01 Экономика достижение целей НИР способствуют формированию у студента следующих компетенций:
. Универсальные компетенции (УК):
УК-1 Способность: эффективно осуществлять обмен информацией и решать задачи межличностного и межкультурного взаимодействия в обществе в целом и в профессиональном сообществе; работать индивидуально и в качестве члена команды.
УК-5 Демонстрировать способность к самоорганизации и самообразованию, непрерывному самосовершенствованию, повышению квалификации и мастерства в течение всей жизни.
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
ОПК-4 Способность осуществлять поиск литературы, используя научные базы данных, профессиональные стандарты и регламенты, нормы безопасности и другие источники информации, а также осуществлять моделирование, анализ и экспериментальные исследования для решения проблем в профессиональной области
Профессиональные компетенции (ПК):
ПК-6 Способность: на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты; анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений; анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социальноэкономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социальноэкономических показателей; используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет; использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии.
4. ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
НИР осуществляется непрерывно в течение 7 и 9 семестров.
Общая трудоемкость дисциплины Б2.Н.1 «Научно-исследовательская работа» составляет 216 час (6 зач. ед.) .
В 7 семестре студент должен определить тему НИР, составить график выполнения НИР с разбивкой по семестрам, согласовать их с руководителем работы от кафедры. Руководитель работы консультирует студентов и визирует тему, выдает задание на выполнение и план НИР. Темы НИР утверждаются на заседании кафедры. В процессе работы тема НИР может быть уточнена.
В течение 7 семестра студент всесторонне изучает степень исследованности избранной темы в научных публикациях, анализирует рекомендованную литературу и материалы из других источников.
В течение 9 семестра, в том числе и во время прохождения производственной практики, студент в соответствии с полученным заданием от научного руководителя производит сбор необходимой информации на предприятии (организации).
Разработка лабораторно-практических работ по технологии
... практической информации в структуре лабораторно-практических работ по технологическому практикуму; разработать тематический план и план-конспект занятия по технологическому практикуму с использованием лабораторно-практических работ; Глава 1. Теоретические основы обучения студентов методом лабораторно-практических работ по ... практика студентов 4 курса Студенты 4 курса (8 семестр) проходят ...
разрабатывает методические вопросы и осуществляет практическую реализацию решения поставленной проблемы.
В конце каждого семестра студент представляет руководителю отчет о выполненном разделе НИР в соответствии с заданием и планом НИР
5. ВЫБОР И УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ НИР
Научно-исследовательская работа студента – это важнейший этап обучения студента, выполняемый в соответствии с образовательной программой бакалавриата, Работа на ней начинается в первые две недели 6 семестра с назначения научного руководителя, выбора темы НИР и выдачи задания на ее разработку, а заканчивается в конце 8 семестра подготовкой ВКР бакалавра.
Тематика НИР (ПРИЛОЖЕНИЕ А) определяется кафедрой экономики и охватывает широкий круг проблем как в области углубленного изучения теоретикометодологических вопросов, которые лежат в основе формирования отдельных элементов системы управления персоналом, так и непосредственно в области управления персоналом конкретных организаций. При этом надо иметь в виду, что научноисследовательская работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо научной или практической проблемы. Поэтому тема НИР, выбираемая студентом, должна быть актуальной, иметь практическое значение для решения наиболее значимых проблем менеджмента вообще и управления персоналом в частности, и одновременно быть интересной и интеллектуально посильной студенту.
При выборе темы НИР необходимо учесть, что при её выполнении студент должен показать способность и умение, опираясь на полученные в ходе обучения знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне развития науки и практики задачи своей профессиональной деятельности, грамотно излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
Выбранная студентом тема НИР по заявлению студента (ПРИЛОЖЕНИЕ Б) и после согласования с руководителем рассматривается и утверждается на заседании кафедры, а отчеты о НИР обязательно публично защищаются в конце каждого семестра в рамках зачетной сессии или конференции.
В процессе работы тема НИР может быть уточнена
6. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ НИР
Научно-исследовательская работа осуществляется в рамках утвержденной темы научного исследования по направлению обучения и темы ВКР с учетом интересов и возможностей будущей практической работы студента.
Каждому студенту назначается научный руководитель, который осуществляет непосредственное управление процессом научно-исследовательской работы. Обязанностями научного руководителя являются: оказание помощи студенту в составлении, а затем и подписание организационно-плановых документов, консультирование студента при подборе литературы, фактического материала, по вопросам подготовки отчета, осуществление контроля над сбором материала, написанием и оформлением работы, рецензирование и прием защиты отчетов о НИР,
Сборник статей xxxii международного научно-исследовательского конкурса
... 53 www. 4 ЛУЧШАЯ НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 2020 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ НЕЗАКОННОЙ ... исследовательский государственный университет» 8) Бузни Артемий Николаевич – доктор экономических ... научных исследований. Сборник предназначен для научных работников, преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов с целью использования в научной работе ...
Таким образом, научное руководство НИР студентов является составным элементом учебного процесса и представляет собой процесс целенаправленного воздействия на студента для развития его личной инициативы по овладению новыми знаниями посредством подготовки этих работ. Поскольку НИР выполняется в часы, отводимые для самостоятельной работы студентов, в результате научного руководства дается объективная оценка как самой работе и ее результатам, так и навыкам и умениям студента самостоятельно организовывать свой труд.
НИР выполняется с целью закрепления теоретических знаний, полученных на занятиях по дисциплины ООП и в процессе изучения специальной литературы и практических материалов.
Работа над НИР осуществляется непрерывно в течение семестров, в том числе во время производственной практики. Существует единый алгоритм, который отражает этапы работы над научно-исследовательской проблемой исследователя любого уровня:
– выбор темы исследования;
– сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изучаемой
проблематике;
– подбор методов и методик осуществления исследования;
– непосредственное выполнение научно-исследовательской работы;
– письменное оформление собранного теоретического и эмпирического
материала в виде целостного текста Отчета о научно-исследовательской работе;