Экономическая математика в жизни

Пояснительная записка

МБОУ «СОШ № 3 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Котовска Тамбовской области

директор _____________Аверин Н.В.

Составитель: Титов С.А.

Актуальность

Предлагаемый элективный курс «Экономическая математика в жизни» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на целенаправленный выбор дальнейшего профиля обучения: естественно-научного и социально-экономического.

Познавательный материал данного курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, познавательной и социальной активности.

Курс ориентирован на учащихся 8 класса (предпрофильная подготовка).

Программа рассчитана на учащихся 8-х классов, реализуется в течение одного года 1 час в неделю (34 часа)

Программа элективного курса «Экономическая математика в жизни» предполагает компактное и четкое изложение теории по теме, решение ключевых задач, самостоятельную работу учащихся. Логический анализ содержания темы позволил выделить группы задач, которые составили основу изучаемого курса. Каждая тематическая группа задач сопровождается вводной лекцией с элементами беседы, в которой излагается необходимый исторический и теоретический материал. Рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров на расчет процентов в реальной банковской ситуации.

Каждое учебное занятие состоит из трех частей: изложение исторического и теоретического материала; решение задач совместно с учителем; самостоятельное решение задач по теме (или задачи для домашнего решения).

Разнообразный дидактический материал дает возможность эффективного дифференцированного подхода к учащимся разного уровня подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. А использование мультимедийных презентаций с историческим и теоретическим материалом позволяет сделать каждое занятие максимально наполненным, интересным и полезным для всех категорий учащихся. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний (экономией, химией, экологией, историей и др.), иллюстрирует применение математических знаний в повседневной жизни.

15 стр., 7175 слов

Методическая разработка по экономике «Решение задач по темам: ...

... безработица, циклическая безработица и фактическая занятость. Решение: Решение задачи может быть представлено в виде ... и мотивация учащихся. II. Повторение проверка . III. Закрепление ранее изученного материала. II ... основные причины инфляции? (избыточный спрос, рост издержек производства и ) - Как ... уровня цен 2009/ уровень цен 2008. Определим стоимость (СПК) по годам: СПК08 = 2*30 + 70*4 + 5*20 = ...

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения элективного курса «Экономическая математика в жизни» учащиеся должны:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:, Введение. Математика – царица всех наук

Связь математики с с экономикой. Профессия экономиста. Домашняя экономика. «Экономика должна быть экономной» (В.И. Ленин)

Модуль 1. Большая экономика

Модели и моделирование. Какие бывают экономические методы и что они могут. Что означают слова «правильное» и «оптимальное» решение. Как применять экономико-математические методы на практике.

Дроби, доли, пропорции и основные действия арифметики и алгебры на примерах решения задач с экономическим содержанием. Линейная, квадратичная и дробно-линейная функции в экономике. Линейная функция. Примеры в экономике. Квадратичная функция. Чем выше стоимость товара, тем меньше приобретают его. Дробно-линейные и некоторые другие, тесно с ними связанные функции. Функции спроса и предложения. Исследование графиков функций спроса и предложения некоторого товара. Прогрессии и комбинаторика в экономических задачах.

Формулы расчета себестоимости продукта. Расчет затраченных ресурсов, планирование затрат на ресурсы. Решение формул по планированию затрат. Торговая наценка. Расчет стоимости продукта на выходе. Решение задач на расчет оптимальной стоимости продукта.

Производство, рентабельность и окупаемость экономических проектов (5 ч)

Проблема эффективного использования «редких ресурсов». Прогноз отдаленных последствий принимаемых сегодня экономических решений. Объединение экономических теорий, математических методов и проблем производства в поисках наилучших вариантов путей и прогнозов экономического поведения. Рентабельность и вычисление налогов на прибыль. Понятие рентабельности. Различные формы прибыли в экономике. Прибыль, облагаемая налогом. Налог на прибыль. Решение задач по расчету прибыли в производственных масштабах. Деловая игра. Прибыль, соответствующая предельному уровню рентабельности.

Системы уравнений и рыночные отношение (6 ч)

Спрос, предложение и равновесие. Спрос и закон спроса. Предложение и закон предложения. Рыночное равновесие. Примеры нахождения рыночного равновесия. Реакция рынка на изменение спроса. Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и избыток. Эластичность спроса и предложения. Примеры нахождения рыночного равновесия. Решение задач на нахождение рыночного равновесия, сводящиеся к решению линейных, некоторых нелинейных уравнений и систем уравнений.

Модуль 2. Математика и бизнес. Математика и банковское дело

Простые проценты и арифметическая прогрессия.

Процентные задачи в банковском деле (5 ч.)

Банк — финансовый посредник между вкладчиками и заемщиками. Вклады. Кредиты. Простые проценты. Годовая процентная ставка. Формула простых процентов. Коэффициент наращения простых процентов. Расчет величины вклада под простые проценты через несколько лет.

Начисление простых процентов за часть года. Российская, германская и французская практика начисления простых процентов за часть года. Формулы для расчетов. Процентная ставка за месяц и день.

Деловая игра. Мой счет в банке под простые проценты.

Ежегодное начисление сложных процентов. Основные характеристики: начальный вклад, годовая ставка, срок хранения, окончательная величина вклада. Изменение количества денег на счете вкладчика в зависимости от числа лет, которые вклад находился в банке.

Проценты и расчеты в туристическом бизнесе (2ч.)

Расчет оптимального маршрута. Расчет расходов на экскурсионные туры. Расходы на день. Смета и непредвиденные расходы.

Задачи на расчет процентных скидок на туристские услуги. Какие «горящие туры» влетят в копеечку»?

Модуль 3 Экономика в повседневной жизни

Задачи на расчет семейного бюджета. Баланс между доходами и расходами. Потребительская корзина.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по плану

факт

1

Связь математики с с экономикой.

1

2

Профессия экономиста. Домашняя экономика.

1

3

Модели и моделирование. Какие бывают экономические методы и что они могут.

1

4

Как применять экономико-математические методы на практике.

1

5

Дроби, доли, пропорции и основные действия арифметики и алгебры на примерах решения задач с экономическим содержанием.

1

6

Линейная, квадратичная и дробно-линейная функции в экономике.

1

7

Линейная функция. Примеры в экономике.

1

8

Квадратичная функция. Чем выше стоимость товара, тем меньше приобретают его.

1

9

Функции спроса и предложения. Исследование графиков функций спроса и предложения некоторого товара.

1

10

Прогрессии и комбинаторика в экономических задачах.

1

11

Формулы расчета себестоимости продукта. Расчет затраченных ресурсов, планирование затрат на ресурсы.

1

12

Торговая наценка. Расчет стоимости продукта на выходе.

1

13

Решение задач на расчет оптимальной стоимости продукта.

1

14

Проблема эффективного использования «редких ресурсов». Прогноз отдаленных последствий принимаемых сегодня экономических решений.

1

15

Объединение экономических теорий, математических методов и проблем производства в поисках наилучших вариантов путей и прогнозов экономического поведения.

1

16

Понятие рентабельности. Рентабельность и вычисление налогов на прибыль.

1

17

Прибыль, облагаемая налогом. Налог на прибыль.

1

18

Решение задач по расчету прибыли. Прибыль, соответствующая предельному уровню рентабельности.

1

19

Спрос, предложение и равновесие. Спрос и закон спроса.

1

20

Предложение и закон предложения. Рыночное равновесие.

1

21

Реакция рынка на изменение спроса. Воздействие внешних сил на рыночное равновесие.

1

22

Дефицит и избыток. Эластичность спроса и предложения.

1

23

Примеры нахождения рыночного равновесия.

1

24

Решение задач на нахождение рыночного равновесия, сводящиеся к решению линейных, некоторых нелинейных уравнений и систем уравнений.

1

25

Простые проценты и арифметическая прогрессия.

1

26

Банк — финансовый посредник между вкладчиками и заемщиками. Вклады. Кредиты.

1

27

Простые проценты. Годовая процентная ставка. Формула простых процентов.

1

28

Коэффициент наращения простых процентов. Расчет величины вклада под простые проценты через несколько лет.

1

29

Начисление простых процентов за часть года. Формулы для расчетов. Процентная ставка за месяц и день.

1

30

Ежегодное начисление сложных процентов. Основные характеристики: начальный вклад, годовая ставка, срок хранения, окончательная величина вклада.

1

31

Расчет оптимального маршрута.

1

32

Задачи на расчет процентных скидок на туристские услуги.

1

33

Баланс между доходами и расходами. Потребительская корзина.

1

34

Задачи на расчет семейного бюджета.

1