Конспект «Реформы Витте, Столыпина»

Практическая работа

Конспект занятия элективного курса «История России, СССР в лицах», Тема: «Реформы и реформаторы начала XX века».

(Сравнительная характеристика С.Ю. Витте и П.А. Столыпина).

Задачи:

  • сравнить судьбы реформаторов начала XX века, их деятельность, выявить общее и различное;

  • продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, историческими источниками, умений сравнивать, сопоставлять, выделять общее и различное, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Форма проведения:

Учащиеся получают предварительное задание: познакомиться с биографиями С.Ю. Витте и П.А. Столыпина, их деятельностью и подготовить презентации (или сообщения) по следующим вопросам:

  1. Детство и юность реформаторов.

  2. Начало деятельности.

  3. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина: цели, направления, результаты.

  4. В чём трагедия и успех С.Ю. Витте и П.А. Столыпина?

Занятие рассчитано на 2 часа. Такую форму работы целесообразно проводить с мотивированными учащимися, которые впоследствии планируют продолжить обучение в классах гуманитарного профиля или интересующихся историей.

Ход занятия (I вариант)

  1. Организационный момент..

Учитель: Двум известным и важным личностям, таким, как С. Ю. Витте и П. А. Столыпин, была предначертана роль великих реформато ров, способных поставить Россию в один ряд с ведущими европей скими державами и США. Они были высоко профессиональными политиками, которые смотрели далеко в перспективу, были полны энергии и неутомимы в своих стремлениях во все вникнуть самим, везде побывать, все увидеть своими глазами.

Поэтому их реформы затрагивали буквально все сферы общественного развития России: финансы, тяжелую промышленность, общественный порядок, образование, аграрный сектор экономики, крестьянскую общину и многое другое. «Меня вынесла наверх волна» событий — вероятно на один миг! — писал П. А. Столыпин в письме Л. Н. Толстому. — Я хочу все же этот миг использовать по мере :моих сил, пониманий и чувств на благо людей и моей Родины, которую люблю, как любили ее в старину».

14 стр., 6547 слов

Социально-экономическое развитие истории России к концу XIX-началу XX века

... XIX века - начала XX века. Предметом исследования работы является социально-экономическое развитие истории России к концу XIX века - началу XX века. Целью исследования курсовой работы является исследование механизмов социально-экономического развития России в конце XIX века - начале XX века, проведения анализа реформ страны, которые в дальнейшем ...

Во второй половине XIX

Знавший положение России в начале XX

Что хотели сказать своему Отечеству эти два великих реформатора? Какое значение для России имели их реформы? В чем была их трагедия? На эти и многие другие вопросы вы попытаемся ответить в ходе нашего занятия.

  1. Выступления групп учащихся.

Учитель: А начнём мы своё знакомство с Сергея Юльевича Витте.

Каждая группа учащихся, представляет презентацию по ранее полученному заданию.

Важно : во время выступлений своих одноклассников остальные учащиеся слушают их и готовят вопросы по предложенной презентации.

Учитель: Сейчас мы познакомимся с Петром Аркадьевичем Столыпиным.

Далее выступают учащиеся по вопросам:

  • Группа 3 — презентация по вопросу «Начало деятельности С.Ю. Витте и П.А. Столыпина».

  • Группа 4 — презентация по вопросу «Реформы С.Ю. Витте : цели, направления, результаты».

  • Группа 5 – презентация по вопросу «Реформы П.А. Столыпина: цели, направления, результаты».

По ходу выступления каждой группы учащиеся заполняют таблицу:

Детство и юность реформаторов.

Общее:

Различное

С.Ю. Витте

П.А. Столыпин, Начало деятельности

Общее:

Различное

С.Ю. Витте

П.А. Столыпин

Реформы

Общее:

Различное

С.Ю. Витте

П.А. Столыпин

После выступления всех групп учащиеся вместе с учителем проверяют таблицу.

Учитель: Мы познакомились с судьбами и реформами известных реформаторов начала XX века. Подумайте и ответьте на вопрос: «В чём трагедия и успех С.Ю. Витте и П.А. Столыпина?»

9 стр., 4096 слов

Сергей Юльевич Витте и Петр Аркадьевич Столыпин сравнительная характеристика

... 8 §2.1. Сходства в политической деятельности Витте и Столыпина?…………………………………..……………………...................................................8 §2.2. Различия в политической деятельности Витте и Столыпина? …………………………………………………............................................................12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….………………………....14 Список литературы………………………………………………………………16 ...

Ответы учащихся

Учитель: О государственных деятелях судят не по их замыслу, а по воплощенным делам.

С . Ю. Витте во многом достиг своих целей, но все равно не был по достоинству оценен своими современниками. П. А. Столыпин так и не воплотил свои мечты и поиски, и, вероятно, и не мог во­плотить их. Трагедия этих людей была в том, что в итоге они были отвергнуты властью, не приняты обществом, так как по своему профессионализму были намного выше власти, а власть этого не прощает.

И только после смерти величие этих непростых политиков и их огромная роль в истории Российской империи стали очевидны для потомков.

К следующему занятию

Учитель может построить занятие по-иному варианту.

Ход занятия (II вариант)

  1. Организационный момент..

Учитель: Двум известным и важным личностям, таким, как С. Ю. Витте и П. А. Столыпин, была предначертана роль великих реформато ров, способных поставить Россию в один ряд с ведущими европей скими державами и США. Они были высоко профессиональными политиками, которые смотрели далеко в перспективу, были полны энергии и неутомимы в своих стремлениях во все вникнуть самим, везде побывать, все увидеть своими глазами.

Поэтому их реформы затрагивали буквально все сферы общественного развития России: финансы, тяжелую промышленность, общественный порядок, образование, аграрный сектор экономики, крестьянскую общину и многое другое. «Меня вынесла наверх волна» событий — вероятно на один миг! — писал П. А. Столыпин в письме Л. Н. Толстому. — Я хочу все же этот миг использовать по мере :моих сил, пониманий и чувств на благо людей и моей Родины, которую люблю, как любили ее в старину».

Во второй половине XIX

Знавший положение России в начале XX

Что хотели сказать своему Отечеству эти два великих реформатора? Какое значение для России имели их реформы? В чем была их трагедия? На эти и многие другие вопросы вы попытаемся ответить в ходе нашего занятия.

  1. Выступления групп учащихся.

Учитель: А начнём мы своё знакомство с Сергея Юльевича Витте.

Каждая группа учащихся, представляет презентацию по ранее полученному заданию.

Важно : во время выступлений своих одноклассников остальные учащиеся слушают их и готовят вопросы по предложенной презентации.

Учитель: Сейчас мы познакомимся с Петром Аркадьевичем Столыпиным.

7 стр., 3105 слов

Сравнительный анализ реформ С.Ю. Витте и П.А. Столыпина

... важно, экономические процессы, происходившие в России в это время. Главным объектом исследования здесь, очевидно, нужно считать ре формы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Рассмотрев эти реформы и проведя ... вопрос из-за сохранявшихся пережитков феодального прошлого. 3. Экономические реформы С.Ю. Витте и их итоги Сергей Юльевич Витте был одним из главных сторонников модернизационной политики России ...

Далее выступают учащиеся по вопросам:

  • Группа 3 — презентация по вопросу «Начало деятельности С.Ю. Витте и П.А. Столыпина».

  • Группа 4 — презентация по вопросу «Реформы С.Ю. Витте : цели, направления, результаты».

  • Группа 5 – презентация по вопросу «Реформы П.А. Столыпина: цели, направления, результаты».

Учитель: Мы познакомились с судьбами и реформами известных реформаторов начала XX века. Подумайте и ответьте на вопрос: «В чём трагедия и успех С.Ю. Витте и П.А. Столыпина?»

Ответы учащихся.

После выступления учащимся можно предложить работу по теме:

Сергей Юльевич Витте

Многие современники оставили свои воспоминания о графе С. Ю. Витте как реформаторе и человеке. Вот некоторые из отзывов о нем и его деятельности.

Известный историк и политик П.Н. Милюков:

«Это был редкий русский самородок — со всеми достоинствами этого типа и с большими его недостатками. Конечно, он стоял головой выше всей той правящей верхушки, сквозь которую ему приходилось пробивать свой собственный путь к действию. А действовать — это была главная потребность его натуры».

Директор департамента полиции в начале XX в. АЛ. Лопухин.

«Бюрократический Петербург хорошо знал С.Ю. Витте и характеризовал его так: большой ум, крайнее невежество, беспринципность и карьеризм…».

Известный публицист, экономист П.Б. Струве:

«Витте был, несомненно, гениальным государственным деятелем, как бы ни оценивать его нравственную личность, его образованность и даже результаты его деятельности. Он был по своей натуре беспринципен и безыдеен…»

Знаменитый юрист А.Ф. Кони:

«Будучи в то время, по приемам и горизонтам, единственным действительно государственным человеком, в бесцветное и роковое царствование, он дал возможность многим недругам указывать на него как на простого чиновника-карьериста, готового на уступки для сохранения сомнительного блеска фиктивной власти».

1. Почему авторов этих высказываний, как и многих других, так привлекала личность С.Ю. Витте?

2. Вспомните, что было главным в его деятельности.

3. Как авторы высказываний оценивают личность Витте? Что общего в их оценках, чем они различаются?

4. Какие противоречивые черты личности реформатора отмечают авторы?

5. Как вы считаете, насколько допустимо для государственного деятеля расхождение деловых и нравственных качеств?

3 стр., 1471 слов

Экономические реформы П.А.Столыпина план-конспект по истории (9 класс)

... году назначен Саратовским губернатором. В апреле 1906 года ушло в отставку правительство Витте. Столыпин был назначен министром внутренних делю Назначение это было не случайным ... в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов. Реформы: Свобода вероисповедания; Неприкосновенность личности Гражданское равноправие Об улучшении крестьянского землевладения Об улучшении ...

Петр Аркадьевич Столыпин

Характер и итоги аграрной реформы П.А. Столыпина оценивались современниками и оцениваются сегодняшними учеными, публицистами неоднозначно. Вот некоторые из этих оценок.

Экономист и политик П.Б. Струве:

«Как бы ни относиться к аграрной политике Столыпина… этой политикой он совершил огромный сдвиг в русской жизни. И – сдвиг поистине революционный и по существу, и формально».

В.И. Ленин:

«…[Столыпин] пытался в старые мехи влить новое вино, старое самодержавие переделать в буржуазную монархию, и крах столыпинской политики есть крах царизма на этом… последнем мыслимом для царизма пути».

П.Л. Бразель (русский историк, публицист):

«В короткий срок сибирское земледелие достигло полного расцвета, позволившего ввозить в Европейскую Россию и вывозить за границу большое количество сельских продуктов, особенно масла и яиц».

Л.Н. Толстой:

«…[Столыпин] начал насилием бороться с насилием, что привело только к разрастанию его масштабов, и приступил к проведению такой земельной политики, которая имеет в виду не умиротворение, а утверждение земельного насилия».

А.Я. Аврех (советский историк):

«С вершины сегодняшнего исторического опыта теперь особенно хорошо ясна причина коренная, главная банкротства Столыпина. Органический порок его курса, обрекавший его на неминуемый провал, состоял в том, что он хотел осуществить свои реформы без демократии и вопреки ей».

1. Сравните эти оценки. Чем они отличаются?

2. Как вы думаете, в чем причины этих различий?

3. Что общее можно уловить в этих высказываниях?

4. С какими из приведенных оценок вы могли бы согласиться? Почему?

Учитель: О государственных деятелях судят не по их замыслу, а по воплощенным делам.

С . Ю. Витте во многом достиг своих целей, но все равно не был по достоинству оценен своими современниками. П. А. Столыпин так и не воплотил свои мечты и поиски, и, вероятно, и не мог во­плотить их. Трагедия этих людей была в том, что в итоге они были отвергнуты властью, не приняты обществом, так как по своему профессионализму были намного выше власти, а власть этого не прощает.

И только после смерти величие этих непростых политиков и их огромная роль в истории Российской империи стали очевидны для потомков.

К следующему занятию: