Методическая разработка по истории России 9 класс. Тема «Экономическая политика красных и белых»

Раздаточный материал

Методическая разработка урока по истории России 9 класс.

Тема «Экономическая политика красных и белых»

Цели урока: охарактеризовать сущность и результаты политики «военного коммунизма» в промышленности и сельском хозяйстве, а также экономическую политику белых; продолжить определение причин победы красных в Гражданской войне, развивать навыки обучающихся в работе с источниками, умение анализировать и делать выводы.

Тип урока: комбинированный.

Место урока в теме «Гражданская война» — третий.

Основные технологии, используемые на уроке: Развивающее обучение и исследовательский метод.

Оборудование: учебник, тетради, раздаточный материал

(программы красных и белых).

На уроке используется компьютерная презентация.

План изложения нового материала:

1. Политика «военного коммунизма».

2. Сельское хозяйство в период военного коммунизма.

3. Экономическая политика белых.

4. Реформаторская деятельность Врангеля.

Основные понятия: «военный коммунизм», аннулирование, продразверстка, трудовая повинность.

Ход урока:

Организационный момент.

В начале занятия учащиеся отвечают на вопросы домашнего задания.

Вопросы:

1. Какую программу выдвинули эсеро-меньшевистские правительства Поволжья и Сибири? Почему они не смогли удержать власть?

2. Как развивались события на Восточном фронте в 19181919 гг.?Почему Красной армии удалось одержать победу над Колчаком?

3. Как развивались события на Южном фронте в 19181919 гг.?

4. Каковы цели и особенности вмешательства иностранных государств во внутренние дела России?

5. В чем состояли особенности советско-польской войны? Каковы ееитоги?

Задания (учащиеся выполняли индивидуально):

1. В параграфе приведен отрывок из постановления СНК о красном терроре. Прочитайте фрагменты из приказа белого генерала С. Н. Розанова: «При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдет, а достоверные сведения о наличности таковых имеются, расстреливать десятого… Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно… Среди населения брать заложников, в случае действия односельчан, направленного против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно». Обсудите в классе утверждение современного историка: «Безнравственна сама постановка вопроса о том, какой террор лучше».

3 стр., 1057 слов

Экономическая политика красных и белых

... 4.Какими мерами сопротивлялись продразвёрстке? 2.Экономическая политика белых., Работа с учебником. Стр. 58-59., Вопрос: Какие цели в политике были у белых?, Ответы: Непредрешение будущего России. Возвращение к ... тебя - привяжи к зубам!.. За агитацию...- Не договорив, хлопнул ладонью по желтой кобуре, перекосившей пояс, и уже мягче сказал: - Сегодня же свези на ссыппункт! Не то ...

Слайд 1. Расстрел белогвардейцами крестьян.

2. Ленин писал: «Мы отняли у Антанты ее солдат». Объясните это высказывание.

Слайд 2. Корабли Антанты покидают Крым

Переход к изучению нового материала.

1, 2. Учащимся необходимо вспомнить черты экономической политики большевиков после Октября 1917 г. Подводя итоги, учитель отмечает, что с началом Гражданской войны усилились экономические трудности. От промышленного центра были отрезаны сырьевые районы, губернии, обеспечивавшие страну хлебом. Многие промышленные города оказались в руках белых, Экономические связи между городом и деревней распались. В городах начался голод.

Острое военное противостояние с белыми, нужда в средствах для бесперебойного снабжения Красной армии вооружением, боеприпасами, одеждой, обувью, продовольствием требовали одного: экономику нужно подчинить потребностям войны, максимально мобилизовать ресурсы.

Слайд 3. Петроград 1918 год

Советское правительство приступило к политике «военного коммунизма» экономическим мерам, осуществляемым в условиях военного времени и отражающим теоретические представления большевиков о переходе к социализму без промежуточного периода, адаптирующего старую капиталистическую экономику к новой социалистической. Далее учитель характеризует политику «военного коммунизма» используя схему №1. Учащимся роздана схема.

Слайд 4.Схема №1. «Военный коммунизм»

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Характеризуя черты и результаты экономической политики большевистского правительства, учитель обращает внимание учащихся на документы.Документ №1.Обращение к питерским рабочим об организации продовольственных отрядов. 21 мая 1918 г.

Товарищи рабочие! Советская власть употребляет все усилия, чтобы достать хлеб голодным столицам и губерниям. Поставленное вами Правительство вводит товарообмен, создает повсеместно в хлебородных губерниях заготовочные аппараты, устраняет дезорганизацию в продовольственных органах, налаживает транспорт, регулирует потребление, борется со спекуляцией. Но хлеб достается Советской власти для голодающей части населения с большим трудом. Сытые и разбогатевшие за годы войны деревенские кулаки, в руках которых остался хлеб от прежних урожаев, не желают давать хлеба голодным.

Если раньше, при царском правительстве и правительстве Керенского, хлеба не хотели давать помещики и крупные хлеботорговцы, то теперь эту предательскую роль взяла на себя деревенская буржуазия… Разрушая хлебную монополию, контрреволюционеры всех мастей, опираясь на деревенскую буржуазию, стремятся погубить Советскую власть и сковать цепями капиталистического рабства рабочих и крестьянскую бедноту.

11 стр., 5405 слов

Сайт учителя истории и обществознания МОУ «Лицей г. Вольска ...

... ни истинное значение основных положений экономической науки. Давайте выберем любой раздел экономической теории и проверим, насколько его содержание покрывается ... котором этот термин часто употребляется в экономическом анализе, он обозначает трудовой доход, отличающийся от прибыли. Конечно, ... Наемный работник может купить на свою заработную плату хлеб, а может – театральный билет. Теория заработной ...

Удержать Советскую власть, удержать и закрепить победу трудящихся и эксплуатируемых над помещиками и капиталистами можно только при строжайшей, железной власти сознательных рабочих. Только такая власть может привлечь к себе и объединить вокруг себя всех трудящихся, всю бедноту… <…>

  • Время не терпит: за непомерно тяжелым маем придут еще более тяжелые июнь и июль, а может быть еще и часть августа.

Хлеб надо достать во что бы то ни стало. Если нельзя взять хлеб у деревенской буржуазии обычными средствами, то надо взять его силой. Надо бороться за хлеб! И мы призываем вас к этой борьбе. Записывайтесь в ряды продовольстннных отрядов, организуемых Комиссариатом продовольствия! Оружие и необходимые средства будут даны вам. Иных мер против протягивающейся костлявой руки голода, которые дали бы немедленно положительные результаты, нет…

Вопросы и задания к документу:

1. Прочтите этот документ «глазами» зажиточного и бедного крестьянина, а также рабочего.

2. В чьих интересах был издан этот документ?

3. Каковы причины создания продотрядов?

·2. Из Декрета СНК о порядке всеобщей трудовой повинности. 29 января 1920 г. (учебник стр.123)

1. В порядке трудовой повинности осуществить… привлечение трудящегося населения к единовременному или периодическому выполнению независимо от постоянной работы по роду занятий различных видов трудовой повинности: топливной, сельскохозяйственной как для государственных, так в известных случаях и для крестьянских хозяйств, строительной, дорожной, продовольственной, снеговой, гужевой для борьбы с последствиями общественных бедствий и т. п. …

  • ..5. А. Предоставить губернским, городским и уездным комитетам предавать народному суду виновных: а) в уклонении от учета и явки по трудовой повинности;
  • б) в дезертирстве с работ, а равно в подстрекательстве к таковому;
  • в) в пользовании подложными документами, а равно в изготовлении таковых в целях содействия уклонению от трудовой повинности…

Вопросы и задания к документу:

Что такое трудовая повинность? На какие виды работ она распространялась? Какие меры обеспечивали ее выполнение?

3, 4. Учитель характеризует экономическую политику белых, используя схему. Учащимся роздана схема.

Слайд 5. Схема №2. Экономическая политика белых.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Вопросы учащимся:

1. В чьих интересах разрабатывались аграрные законы белыми правительствами?

2. Удалось ли лидерам Белого движения привлечь на свою сторону крестьян?

3. Сравните экономическую политику красных и белых. Сделайте выводы. Кого поддержал крестьяне и почему?

Учитель подводит итоги высказываний учеников «Все белые правительства фактически аннулировали земельные приобретения крестьян, полученные на основе Декрета о земле. Поэтому очень быстро лишились симпатии крестьян, которые из двух зол – продразверстки и возвращения помещиков – выбрали первое. Другим фактором перемены настроения крестьянства была практика насильственной реквизиции, которая воспринималась крестьянами намного болезненнее, нежели действия продотрядов большевиков.

Слово предоставляется учащемуся, подготовившему сообщение о П.П. Врангеле.

27 стр., 13091 слов

Экономика предприятий (организаций). Ответы на вопросы к экзамену

... по желанию – печать 7.Типы производственных объединений в рыночной экономике 8.Предприятие как социально-экономическая система экономике Трудовой ресурс (необходимый участник) Учитывание участия человеческого фактора, соц защита Предприятие ... регистрацию. Предприятие Основной формой организации предпринимательства является предприятие. Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правом ...

Слайд 6. П.П.Врангель.

Реформаторская деятельность П. Н. Врангеля. На последнем этапе существования Добровольческой армии была предпринята попытка переосмыслить идеологию и политику Белого движения. Эта попытка связана с именем генерала П. Н. Врангеля, который в начале апреля 1920 г. был избран главнокомандующим и эвакуировал войска в Крым.

Петр Николаевич Врангель (1878 1928) барон, в 1901 г. окончил Горный институт. Служил в Иркутске чиновником для особых поручений при генерал-губернаторе. Участник Русско-японской войны. Окончил Николаевскую академию Генерального штаба, служил в гвардии. В Первую мировую войну командовал полком, бригадой, дивизией. В 1917 г. был произведен в генерал-майоры, но, как сообщает его послужной список, «вследствие большевистского переворота от службы врагам родины отказался и в командование корпусом не вступил». С 1918 г. Врангель воевал в войсках Деникина, командовал Кавказской и Добровольческой армиями. Встав во главе вооруженных сил Юга России, он разработал комплекс мероприятий, направленных на создание широкой социальной базы для своего движения.

25 мая 1920 г. был опубликован Закон о земле, автором которого был ближайший сподвижник П. А. Столыпина А. В. Кривошеий. Суть его реформы проста. Земля – трудящимся и сохранить всякое землепользование, как оно установилось к настоящему времени. За прежними владельцами остается лишь часть их владений, за отчуждаемую часть небольшая плата, вносимая новым собственником. Но время было упущено.

Заключительное слово учителя: В условиях ожесточенного противостояния между красными и белыми население, и прежде всего крестьянство было вынуждено смириться с военно-экономической программой большевиков, ясно давая понять, что оно не желает возвращения старых порядков.

Это во многом обусловило победу красных в гражданской войне.

Домашнее задание. § 16, вопросы и задания с. 127-128.

Итоги урока. Выставление оценок.

Национализация средних и

мелких предприятий

Результаты: мобилизация экономических ресурсов для борьбы с белыми;

  • падение национального дохода и производительности промышленности;
  • сокращение посевов;
  • голод 1920-1922 гг.;
  • восстания на Тамбовщине 1920-1921 г.

и в Кронштадте 1921 г.

Централизация управления экономикой

(«главкизм»)

Уравнитель-ная

система оплаты

труда

Продовольствен-ная диктатура и введение

продразверстки

(Декрет СНК

от 11 января)

Введение всеобщей трудовой повинности и

мобилизации на

общегосударствен-ные работы

Отмена товарно-денежных

отношений и введение прямого

натуробмена

Борьба с мешочниками,

спекулянтами,

саботажниками

(деятельность ВЧК)

Экономическая политика большевиков (политика «военного коммунизма» с 9 мая 1918 г.)

Колчак:

Декреты советской власти

объявлены незаконными

(в том числе и Декрет о земле)

Продовольственные реквизиции с крестьян для обеспечения армий

Врангелевское правительство разработало Закон о земле:

1. Земля должна принадлежать трудящимся на ней хозяевам;

3 стр., 1031 слов

Объект и предмет исследования. Введение дипломной работы

... исследования и, соответственно, результат проведенной работы. Рассмотрим по отдельности те части введения, которые обязательно должны быть в вашей работе. Объект исследования – это ... в дипломной работе, заключается в … Важность и актуальность приведенных в работе исследований связана с … Цель и задачи дипломной работы ... и сосудами. Область экономики: в качестве объекта выбираем банковскую систему ...

2. Существующее распределение земель сохранить;

3. Бывшие владельцы земли должны получить часть своих бывших владений;

4. Новые собственники земли должны внести плату за землю хлебом государству;

5. Государство из этих запасов выплачивает бывшим собственникам компенсацию;

6. Создание местных органов самоуправления — волостных земств и сельских общин

Правительство Деникина разработало проект земельной реформы:

1. Сохранение прав помещиков на землю;

2. Установление определенных норм для разных местностей отчуждения помещичьей земли за обязательную плату;

3. Окончательное решение аграрного вопроса откладывается до Законодательного собрания;

4. Взимание с крестьян 1/3 урожая за захваченные помещичьи земли в пользу бывших владельцев земли