Рецензия на монографию в.в. Лаптева «предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики»

Рецензия

<

  • >
  • Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики / В.В. Лаптев;
  • Российская акад. наук, Ин-т государства и права. М.: Инфотропик Медиа, 2010. 88 с.

    Салиева Р.Н., доктор юридических наук, профессор.

    В мае этого года в издательстве «Инфотропик Медиа» вышла в свет монография академика В.В. Лаптева «Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики». В новой книге глубокоуважаемый В.В. Лаптев рассматривает современные проблемы правового регулирования производственно-хозяйственной деятельности в реальном секторе экономики, последовательно и убедительно излагает точку зрения о том, что эффективное регулирование реального сектора экономики может быть обеспечено только на основе сочетания частноправовых и публично-правовых начал и именно предпринимательское (хозяйственное) право является инструментом регулирования производственно-хозяйственной деятельности в современных экономических условиях.

    Академиком В.В. Лаптевым в свое время была обоснована концепция хозяйственного права, нормы которого регулируют «горизонтальные», «вертикальные» и внутрихозяйственные отношения, возникающие в производственной сфере <1>. Он отмечал также, что при переходе к рыночной экономике ощутимо повышается роль хозяйственного права, которое становится правом предпринимательской деятельности <2>. При этом «горизонтальные» отношения возникают в реальной производственной сфере между хозяйствующими субъектами, «вертикальные» отношения складываются между хозяйствующими субъектами и органами государственной власти и местного самоуправления, а между структурными подразделениями хозяйствующих субъектов существуют внутрихозяйственные отношения. Данная концепция отражает объективно сложившиеся производственно-хозяйственные отношения в экономике и позволяет, на наш взгляд, предложить основы эффективного правового регулирования производственно-хозяйственной деятельности на основе сочетания элементов частного и публичного права. Как отмечает академик В.В. Лаптев в предисловии новой монографии, «именно от состояния общего правового регулирования хозяйственной деятельности во многом зависит успешность функционирования предприятий реального сектора».

    3 стр., 1372 слов

    По «Хозяйственное право»

    ... правило, специальным законодательством. Хозяйственное право – это совокупность правовых норм, регулирующих хозяйственные отношения между субъектами хозяйствования, отношения некоммерческого характера, связанные с организацией хозяйственной деятельности субъектов, а также отношения, направленные на государственное регулирование экономики в целях ...

    <1> Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. М.: Юристъ, 1997.

    <2> Лаптев В.В. Хозяйственное право — право предпринимательской деятельности // Государство и право. 1993. N 1. С. 36 — 40.

    Рецензируемая монография состоит из предисловия, трех разделов и шести глав.

    В первом разделе дается понятие реального сектора экономики и рассматривается предпринимательское (хозяйственное) право как инструмент регулирования производственно-хозяйственной деятельности в реальном секторе экономики.

    Глава первая «Понятие реального сектора экономики» полностью посвящена раскрытию содержания термина «реальный сектор экономики». Отмечается, что в действующем законодательстве нет определения реального сектора экономики, хотя в нормативных правовых актах этот термин применяется. В этой главе монографии В.В. Лаптев приводит примеры того, как раскрывается понятие реального сектора экономики в законодательстве. Действительно в нашем законодательстве нередко применяется термин «реальный сектор экономики». Здесь можно назвать Постановление ГД ФС РФ от 23 октября 1998 г. N 3157-II ГД «О Программе законодательных мер, направленных на преодоление экономического и финансового кризиса в Российской Федерации» <3>, в котором были определены меры по стимулированию реального сектора экономики. В частности, в числе организаций реального сектора экономики, в отношении которых были установлены стимулирующие меры, в указанном Постановлении названы следующие организации и сферы хозяйственной (экономической) деятельности: предприятия и организации оборонно-промышленного комплекса; производственные организации; производители импортозамещающих товаров; предприятия легкой промышленности и лесопромышленного комплекса; предприятия, имеющие стратегическое для экономики России значение; сфера недропользования; организационно-государственный сектор экономики, состоящий преимущественно из крупных вертикально интегрированных государственных научно-производственных компаний, холдингов, финансово-промышленных групп, сформированных в основном по отраслевому принципу. Также в качестве стимулирующих мер были названы: содействие созданию на базе небольших и средних предприятий акционерных обществ работников (народных предприятий); осуществление финансового оздоровления сельхозтоваропроизводителей, реструктуризация задолженности предприятий агропромышленного комплекса перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами.

    <3> СЗ РФ. 1998. N 44. Ст. 5449.

    В рецензируемой работе со ссылкой на пункты 4.1, 4.2 Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г. приводится состав отраслей, которые относятся к реальному сектору экономики: промышленность, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, транспорт, строительство.

    В законодательстве термин «реальный сектор экономики» применяется обычно без разъяснения его содержания. Поэтому необходимо установить законодательное определение понятия реального сектора как совокупности отраслей экономики, относящихся к сфере материального производства. Ведущее значение среди них имеет промышленность, поэтому в работе рассматриваются правовые проблемы реального сектора на примере промышленности. При этом отмечается, что именно промышленность более всего пострадала при переходе от плановой к рыночной экономике, когда была предпринята попытка «шоковой терапии». Подчеркивается, что для развития рыночной экономики и особенно ее реального сектора необходимо усиление роли государства в регулировании хозяйственной деятельности. Особенно важны программирование и прогнозирование социально-экономического развития, инновационное развитие экономики, модернизация и технологическое обновление производственной сферы.

    46 стр., 22986 слов

    Закономерности и тенденции развития российского реального сектора ...

    ... понятие реального сектора. В законодательстве РФ отсутствует определение реального сектора экономика. Тем не менее, этот термин употребляется в нормативных правовых актах. Например, в плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 ...

    Данное положение является основополагающим в предпринимательском праве. Регулирование предпринимательской деятельности определяется как «совокупность экономико-правовых мер, направленных на поддержку и развитие предпринимательства в нужном для общества направлении, либо его сдерживание, изменение и прекращение в интересах защиты прав потребителей, экономической, экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности общества» <4>. Экономико-правовая деятельность государства по регулированию предпринимательства имеет два направления: сдерживающее (запрещающее) и разрешительное. Главное же, чтобы данная деятельность государства осуществлялась в общественных и государственных интересах.

    <4> Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Т. 1. М.: Бек, 1998. С. 190.

    В условиях проведения экономической реформы, перехода к рынку система административного управления народным хозяйством претерпела коренные изменения. Органы управления вместо планирования «сверху», доведения заданий и жесткого контроля за их исполнением осуществляют воздействие на экономику через кредитование, систему налогов, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности, политику цен, сертификацию товаров (работ, услуг), недопущение (ограничение) монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке и недобросовестной конкуренции.

    Предприниматели заинтересованы в четких взаимоотношениях с органами управления, поэтому возрастает роль правового регулирования как самой предпринимательской деятельности, так и контрольных функций государства.

    В таких условиях несомненно возрастает роль предпринимательского права и существенное значение имеет улучшение хозяйственного законодательства как важнейшей формы и юридической основы государственного регулирования экономики в нашей стране.

    Во второй главе подчеркивается главная роль предпринимательского (хозяйственного) права в правовом регулировании производственно-хозяйственной деятельности в реальном секторе экономики.

    Не останавливаясь на дискуссионных вопросах относительно понимания предпринимательского (хозяйственного) права, автор рассматривает проблемы, имеющие прямое отношение к реальному сектору экономики.

    В условиях рыночной экономики хозяйственная деятельность выступает в основном как деятельность предпринимательская, поэтому для обозначения регулирующей отрасли используется термин «предпринимательское (хозяйственное) право». В концепции предпринимательского (хозяйственного) права регулирование хозяйственных отношений рассматривается сквозь призму предпринимательства. Такой подход важен для рационального формирования хозяйственно-правовых институтов в содержательном отношении. Он полезен и для правильного понимания путей совершенствования правового регулирования промышленности и других отраслей реального сектора экономики.

    8 стр., 3607 слов

    Совершенствование таможенного регулирования внешнеэкономической ...

    ... таможенного регулирования связано с развитием и укреплением международной экономической интеграции России в мировую экономику. Это обстоятельство предъявляет противоречивые требование к таможенной системе: ... СУР в таможенной деятельности сформулирован новый принцип организации СУР. Методы исследования., Основные положения диссертации, выносимые на защиту: В условиях глобализации экономики таможня ...

    Исходя из этого, в работе обосновывается целесообразность разработки и принятия Предпринимательского (Хозяйственного) кодекса, подчеркивается, что совершенствование правового регулирования хозяйственной деятельности следовало бы проводить на основе сочетания частноправовых и публично-правовых начал. Характерным свойством предпринимательского (хозяйственного) права является то, что правовые нормы регламентируют непосредственно процесс производственно-хозяйственной деятельности, например, в сфере технического регулирования, лицензирования предпринимательской деятельности.

    Во втором разделе рассматривается правовое положение хозяйствующих субъектов реального сектора экономики.

    В третьей главе дается характеристика хозяйствующих субъектов реального сектора экономики, обосновывается авторское мнение по дискуссионному вопросу о рассмотрении предприятия как субъекта предпринимательского (хозяйственного) права. Отмечается, что предприятие — понятие не чисто юридическое, а экономико-правовое, наличие у предприятия правосубъектности на основе предоставления статуса юридического лица является недостаточным для общей характеристики предпринимательской (хозяйственной) правосубъектности предприятия. Предприятие участвует не только в отношениях по «горизонтали» (заключение договоров, участие в сделках), но также и в организации производственно-хозяйственной деятельности, поэтому в предпринимательском праве предприятие рассматривается как особый субъект права. Подчеркивается также необходимость унификации правового регулирования в отношении отдельных видов корпоративных предприятий, а также совершенствования законодательства, определяющего правовое положение различных видов предприятий — корпоративных, унитарных, малых и средних. Отмечается, что при переходе к инновационной экономике возрастает роль крупных предприятий в реальном секторе, а также крупных производственно-хозяйственных комплексов, включающих предприятия, связанные по производственно-технологическим признакам.

    В третьем разделе характеризуется правовое регулирование осуществления и организации производственно-хозяйственной деятельности в реальном секторе экономики.

    В четвертой главе рассматриваются специальные вопросы правового регулирования осуществления производственно-хозяйственной деятельности. В целях раскрытия особенностей осуществления предпринимательской деятельности в реальном секторе экономики выделяются и рассматриваются три вида характерных для сферы предпринимательства отношений:

    • отношения, складывающиеся при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности;
    • отношения по организации (регулированию) производственно-хозяйственной деятельности;
    • внутрихозяйственные (внутрипроизводственные и внутрикорпоративные) отношения.

    При характеристике правового регулирования хозяйственной деятельности отмечаются особенности предпринимательских договоров и недостатки правового регулирования в этой сфере. В частности, определены особенности договоров поставки для государственных нужд, концессионных соглашений, договоров в отношении объектов электросетевого хозяйства; договоров о передаче прав на единые технологии.

    3 стр., 1278 слов

    Роль государства в регулировании инновационной деятельности в Беларуси

    ... деятельность. Предмет исследования - государственное регулирование инновационной деятельности. Актуальность темы. Роль государства в регулировании инновационной деятельности в Беларуси - деятельность государственных органов по определению приоритетов инновационной стратегии, регулированию инновационной деятельности, ... предприятия (управленческой, производственной, технологической). В зависимости от ...

    В пятой главе анализируются правовые аспекты организации производственно-хозяйственной деятельности, подчеркивается тесная связь хозяйственных отношений по «горизонтали» и «вертикали». Совершенно правильно отмечается, что регулирование производственно-хозяйственной деятельности осуществляется не только нормами предпринимательского права, но также и нормами других отраслей, например административного права. Однако при этом административно-правовое регулирование является по своему характеру публично-правовым, а хозяйственно-правовое регулирование осуществляется на основе сочетания частноправовых и публично-правовых подходов. В сфере организации производственно-хозяйственной деятельности возрастает значение новых видов хозяйственно-управленческих обязательств.

    В шестой главе рассматривается особый вид хозяйственных отношений — внутрихозяйственные отношения. Отмечаются особенности внутрихозяйственных отношений: возникновение этих отношений и в сфере осуществления производственно-хозяйственной деятельности (внутрипроизводственные отношения), и в сфере ее организации; возникновение внутрихозяйственных отношений в сфере реализации прав участников хозяйственных обществ или товариществ по управлению и распоряжению имуществом. Также дается характеристика такого вида предпринимательских отношений, как внутрикорпоративные, которые отличаются от внутрипроизводственных отношений, но в силу того, что содержат элементы публично-правовых и частноправовых начал, относятся к предпринимательским. Такие отношения возникают в акционерных обществах (в виде акционерных соглашений), в обществах с ограниченной ответственностью, в производственных кооперативах, где отношения кооперативов с их членами строятся на основе договоров. Глубокий анализ особенностей внутрихозяйственных отношений позволил также определить особенности защиты прав участников внутрикорпоративных отношений в судебном порядке, связанные с тем, что участники внутрикорпоративных отношений могут самостоятельно участвовать не только во внутренних отношениях корпоративного предприятия, но и во внешних отношениях, регулируемых гражданским законодательством. А субъекты внутрипроизводственных отношений участвуют во внутрихозяйственных отношениях, в связи с чем споры разрешаются в порядке, который устанавливается самим предприятием.

    В целом необходимо отметить, что научные идеи, изложенные в монографии, представляют большую ценность для ученых, занимающихся проблемами предпринимательского права, и, безусловно, послужат основой для проведения дальнейших исследований. Отдельные выводы и положения могут быть использованы законодателями в целях повышения эффективности правового регулирования производственно-хозяйственных, корпоративных отношений в реальном секторе экономики.