По «Хозяйственное право»

Шпаргалка
Содержание скрыть

1.Понятие и возникновение хозяйственного права.

Первые существующие тенденции возникновения хозяйственных отношений предопределили социально-экономические предпосылки для возникновения хозяйственного права. Данные отношения носили характер торговых.

Развитие торговли в средние века в европейских странах вызвало необходимость принятия специальных правовых норм, регулирующих торговую деятельность. Данные нормы составили торговое право.

Постепенно наряду с торговлей стали развиваться и другие виды хозяйственной деятельности: промышленность, грузовые перевозки, банковская деятельность.

С развитием капитализма предметом торгового права начинает выступать профессионально осуществляемая хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли, т.е. предпринимательская деятельность.

Преобладающими терминами в западных странах до сих пор остаются «торговое право» или «коммерческое право». Во многом это обусловлено тем, что в большинстве государств предпринимательская деятельность регулируется, как правило, специальным законодательством.

Хозяйственное право – это совокупность правовых норм, регулирующих хозяйственные отношения между субъектами хозяйствования, отношения некоммерческого характера, связанные с организацией хозяйственной деятельности субъектов, а также отношения, направленные на государственное регулирование экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

2.Предмет, принципы и метод хозяйственного права.

Предмет ХП – это регулируемая совокупность отношений, складывающихся в процессе осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования.

Предметом ХП являются следующие отношения:

  1. Профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли;
  2. Отношения по реализации товаров, их доставке, хранению и т.д.

Принципы – это основополагающие идеи, исходные начала, закрепленные в нормах права и имеющие в силу этого общеобязательный характер:

  1. Принцип свободы предпринимательской деятельности – государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности;
  2. Принцип законности – все участники хозяйственный отношений должны действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней НПА;
  3. Принцип государственного воздействия на экономику – государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества;
  4. Принцип неприкосновенности собственности – собственность, приобретенная законным способом, охраняется законом и защищается государством;
  5. Принцип свободы договора – стороны могут заключить договор, а также сформировать условия будущего договора в порядке и пределах, предусмотренных законодательством;
  6. Принцип конкуренции и защиты от монополизма;
  7. Принцип обеспечения защиты нарушенных прав – ЮЛ и ФЛ вправе осуществлять защиту нарушенных прав в суде и иными способами, предусмотренными законодательством, а также самозащиту прав, если такие действия не сопряжены с нарушением законодательства.

Под методом правового регулирования понимается набор способов и приёмов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования. Метод ХП можно определить как комплексный.

4 стр., 1564 слов

Предприятие (фирма) как основное звено рыночной экономики, главные ...

... деятельности, обуславливают рассмотрение в первую очередь места предприятия в системе народного хозяйства. Если раньше мы воспринимали предприятие как первичную ячейку экономики ... отношений, выступающих в качестве хозяйственной единицы — производителя продаваемых потребителям продуктов или услуг. Это исторически определенная общественная форма функционирования производительных сил, первичное звено ...

Методы ХП:

  1. Административно-правовой (императивный) — отношения власти и подчинения – один субъект (государственный орган) имеет право давать обязательные для исполнения указания другому субъекту;
  2. Гражданско-правовой (диспозитивный) – отношения, основанные на равенстве сторон.

3.Наука хозяйственного права.

Хозяйственное право как наука представлять собой деятельность, направленную на выработку системы обобщенных научно-обоснованных знаний о механизме правового регулирования предпринимательской деятельности, его свойствах, соотношении с другими науками, явлениями правовой действительности, аналогичными механизмами, существующими в других странах.

Наука ХП в своем развитии прошла 3 этапа:

  1. двухсекторная теория (1921-1930 гг.) – наряду с доминирующим социалистическим сектором существовал и частный;
  2. школа единого хозяйственного права (1931-1960 гг.);
  3. третья школа хозяйственного права (1961-1990 гг.) – создание хозяйственно-правовой базы, введение системы планирования, договорных отношений, внедрение хозяйственного расчёта;
  4. школа предпринимательского права (1991г. до настоящего времени) – возрождение частной собственности, появление института предпринимательства и его развитие, участие государственной собственности в рыночной экономике.

Наука хозяйственное право делится на две части:

  1. Общая – рассматривает вопросы, имеющие основополагающее значение для хозяйственного права в целом;
  2. Особенная – рассматриваются отдельные виды хозяйственной деятельности.

4.Хозяйственное законодательство.

Хозяйственное законодательство – это совокупность нормативных актов, содержащих нормы ХП, принадлежащие различным звеньям общего нормативного массива, регулирующие общественные отношения, связанные с хозяйственной (предпринимательской) деятельностью граждан и ЮЛ.

  1. Общие – наряду с хозяйственными отношениями, регулируют и иные отношения;
  2. Специальные – регламентируют определенные правоотношения в сфере хозяйствования.

Источниками правового регулирования хозяйственной деятельности являются:

  1. Конституция;
  2. Кодексы (ГК, Таможенный кодекс, Налоговый кодекс и др.);
  3. Законы;
  4. Указы, декреты и распоряжения Президента;
  5. Постановления Совмина;
  6. Акты Конституционного суда, Верховного суда и Национального банка;
  7. Акты министерств и иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления;
  8. Международные акты (Венская конвенция о праве международных договоров и др.);
  9. Локальные нормативные акты.

5.Понятие хозяйственных правоотношений.

Под хозяйственными правоотношениями понимаются отношения, урегулированные нормами ХП, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка связанных взаимными правами и обязанностями.

16 стр., 7776 слов

Государственное регулирование экономических отношений

... в экономику. Вопрос о роли государства в регулировании экономических отношений носит весьма проблематичный характер. Одни ученые-экономисты считают необходимым жестокое государственное регулирование всех отношений в сфере экономики, другие же – отбрасывают необходимость ...

Основой для возникновения, изменения и прекращения хозяйственных правоотношений являются юридические факты. , В их структуру входят субъект, объект и содержание правоотношения.

Субъектами хозяйственных правоотношений являются ЮЛ и ФЛ, осуществляющие хозяйственную деятельность, т.е. деятельность по производству товаров, оказанию услуг, выполнению работ.

Объектами хозяйственных правоотношений являются:

  1. Вещи, деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также имущественные права;
  2. Работы и услуги;
  3. Неимущественные блага и др. – фирменное наименование, коммерческая тайна, право на товарный знак.

Содержание хозяйственных правоотношений составляют субъективные права и обязанности их участников. , 6.Понятие и значение государственного регулирования хозяйственной деятельности.

Цель государственного регулирования экономики состоит в развитии цивилизованных рыночных отношений, достижении реальных экономических свобод товаропроизводителей, посредников и потребителей по поводу ассортимента, и изготавливаемых, закупаемых и реализуемых товаров и услуг.

Государственное регулирование хозяйственной деятельности можно определить, как функцию государства, реализуемую посредством прямого и косвенного воздействия на экономические процессы в целях обеспечения устойчивого развития РБ на основе оптимального сочетания государственных, общественных и частных интересов.

7.Формы и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности. , К формам государственного регулирования предпринимательской деятельности относятся:

  1. Прогнозирование — определение целей, этапов, конкретных показателей и сроков достижения поставленных задач;
  2. Планирование — система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях социально-экономического развития государства;
  3. Денежная политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства;
  4. Антимонопольное регулирование — законы и другие акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий.

Методы государственного регулирования делятся на 2 группы:

  1. Методы административного воздействия на экономические процессы;
  2. Экономического воздействия на экономические процессы.

К административным методам относятся:

  1. Государственный контроль (надзор) за осуществлением хозяйственной деятельности;
  2. Лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности;
  3. Государственная регистрация субъектов хозяйствования и др.

Экономических способов воздействия можно выделить: налогообложение; предоставление льгот и преференций при организации бизнеса в малых и средних городских поселения в сельской местности, а также при занятии определенными видами хозяйственной деятельности.

12 стр., 5732 слов

Оценка эффективности деятельности государственного бюджетного ...

... эффективности деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения среднего ... основных источников экономического роста, ... субъектов оценки; Методы исследования: анализ научной литературы, вторичный анализ нормативных правовых актов, методы интерпретации. образование профессиональный учебный 1. Основные подходы к оценке эффективности деятельности государственного бюджетного учреждения ...

8.Правовое регулирование контрольной (надзорной) деятельности. , Указ Президента РБ «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в РБ».

Контрольная (надзорная) деятельность осуществляется в соответствии с принципами:

  1. презумпции добросовестности и невиновности проверяемого субъекта;
  2. законности при назначении, проведении, оформлении результатов проверки, вынесении решений и рассмотрении жалоб на решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих;
  3. открытости и доступности нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора), постоянной возможности ознакомления с этими актами, в том числе путем обязательного размещения их текстов на сайтах государственных органов и иных организаций;
  4. равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов;
  5. открытости информации о включении проверяемых субъектов в координационный план контрольной (надзорной) деятельности на предстоящий период;
  6. ответственности контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора);
  7. предупреждения совершения правонарушений.

Контролирующий (надзорный) орган вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных:

  1. К высокой группе риска,
    • не чаще одного раза в течение календарного года;
    • К средней группе риска,
    • не чаще одного раза в 3 календарных года;
    • К низкой группе риска,
    • по мере необходимости, но не чаще одного раза в 5 календарных лет.

Все проверки субъектов хозяйствования можно подразделить на две группы: плановые и внеплановые. Среди внеплановых проверок можно выделить:

38 стр., 18805 слов

Бухгалтерская экспертиза при расследовании и судебном разбирательстве ...

... экспертизы исходя из пределов компетен­ции судебного эксперта-бухгалтера и сводится к выяснению об­стоятельств финансово-хозяйственной деятельности хозяйствую­щих субъектов, соответствующих субъектов, ... уголовному делу являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы ... экономической науки. Поэтому предметы судебно-бухгалтерской экспертизы ... В своей работе мы ...

  1. Встречные проверки – проверки, проводимые для установления (подтверждения) достоверности и законности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям;
  2. Контрольные проверки – для проверки устранения проверяемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки;
  3. Дополнительная проверка – для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица), требование (предписание) об устранении нарушений, изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителями (их заместителями) органов уголовного преследования, судов по находящимся в их производстве делам (материалам), либо по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверок;
  4. Внеплановые тематические оперативные проверки.