Внеаудиторная

Самостоятельная работа

Тема

2. ООН: глобальная международная

экономическая организация

Практические занятия – 4 часа,

1. Изучите теоретические вопросы 1. Общая характеристика деятельности Международной организации труда. 2. Сотрудничество РФ с ООН. 3. Проблемы реформирования ООН. 4. Роль региональных экономических комиссий ООН в системе международных экономических отношений.

2. Дайте определения основным понятиям: Организация Объединенных Наций (ООН); Генеральная Ассамблея; Совет Безопасности; Экономический и социальный совет (ЭКОСОС); Совет по опеке; специализированные учреждения ООН; Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ); Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК); Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК); Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО); Экономическая и социальная комиссия ООН для Западной Азии (ЭСКЗА); Экономическая комиссия ООН для Африки (ЭКА); Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН).

3. Подготовьте ответы на контрольные вопросы: 1. Какие цели преследует Организация Объединенных Наций? 2. Назовите принципы деятельности ООН. 3. Расскажите о главных органах ООН. 4. Сколько специализированных учреждений насчитывает Организация Объединенных Наций? 5. Расскажите о функциях Генеральной ассамблеи ООН. 6. Какими полномочиями наделен Совет Безопасности ООН? 7. Каковы функции Экономического и социального совета ООН? 8. Какие региональные экономические комиссии входят в систему ООН? 9. Каковы задачи региональных экономических комиссий системы ООН? 10. Назовите приоритетные направления деятельности ПРООН.

4. Рекомендуемые темы эссе, рефератов: 1. Общая характеристика Организации Объединенных Наций (ООН).

2. Главные органы ООН: Генеральная Ассамблея, Экономический и социальный совет. 3. Специализированные учреждения ООН, фонды, программы и рабочие органы ООН, автономные организации, связанные с ООН. 4. Региональные экономические организации системы ООН. 5. Роль Программы развития ООН (ПРООН) в системе помощи ООН развивающимся странам и странам с переходной экономикой.

Аудиторная работа 1. Участие в обсуждении теоретических и контрольных вопросов.

Примерный сценарий для дискуссий: 1. Техническая помощь ООН развивающимся странам. 2. Программа развития ООН: основные достижения и результаты деятельности последних лет. Международная организация труда (МОТ).

3. Источники финансирования ООН. Бюджет ООН. 4. Позиция России в системе ООН. 2. Выполните задания: Задание 1. Назовите орган ООН, координирующий экономическую и социальную деятельность ООН и ее специализированных учреждений, в функции которого входит координация и развитие сотрудничества государств в следующих областях:

21 стр., 10126 слов

Экономическое обоснование создания строительной организации

... организации, изучение процедуры государственной регистрации, формирование имущества строительной организации, определение основных экономических показателей работы создаваемой организации. 1.Характеристики создаваемой строительной организации ... 2.1. Выбор организационно-правовой формы создаваемой строительной организации После обоснования выбора видов деятельности предприятия, необходимо определить в ...

  • экономическое развитие, — мировая торговля, — индустриализация, — освоение природных ресурсов, — международная защита прав и свобод человека, — положение женщин, — народонаселение, — социальное обеспечение, — наука и техника, — предупреждение преступности и др. Задание 2. Заполните таблицу: Региональная Год создания Количество Цели Направления экономическая членов деятельности комиссия ООН ЕЭК ЭКЛАК ЭСКАТО ЭСКЗА ЭКА

3. Участие в обсуждении рефератов и докладов, подготовленных в виде презентации.

Тема 3. Организации, входящие в систему ООН

по регулированию различных отраслей

Практические занятия – 4 часа,

внеаудиторная самостоятельная работа – 5 часов

Внеаудиторная самостоятельная работа

1. Изучите теоретические вопросы: 1. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

2. ООН по промышленному развитию (ЮНИДО).

3. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО).

4. Международные транспортные организации. 5. Всемирная организация по туризму. 6. Международная организация по стандартизации (ИСО).

7. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

2. Дайте определения основным понятиям: Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ); ООН по промышленному развитию (ЮНИДО); Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО); Межправительственная морская консультативная организация (ИМКО); Международная морская организация (ИМО); Международная организация гражданской авиации (ИКАО); Международная организация по стандартизации (ИСО); Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

3. Подготовьте ответы на контрольные вопросы: 1. Каковы основные функции Международного агентства по атомной энергии? 2. В чем заключаются основные цели и задачи деятельности ЮНИДО? 3. Назовите основные направления деятельности Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. 4. Какие Вы знаете межправительственные транспортные организации? 5. Назовите основные положения Всемирной организации по туризму. 6. Какие проблемы призвана решать Международная организация по стандартизации? 7. Какие административные функции выполняет Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС)?

4. Рекомендуемые темы эссе, рефератов: 1. Многосторонние межправительственные организации по регулированию мировых товарных рынков. Международные организации по нефти, меди, какао, джуту и др. 2. Международная организация кофе. 3. Международная организация вина. 4. Принципы реализации программ МАГАТЭ. 5. Роль и место Административного комитета по координации (АКК).

Аудиторная работа 1. Участие в обсуждении теоретических и контрольных вопросов.

Примерный сценарий для дискуссий: 1. Деятельность Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ) и его роль в мировом использовании атома. 2. Значение ФАО в решении продовольственной проблемы на Земле. 3. Роль организаций, входящих в систему ООН по регулированию различных рынков (нефти, атома, продовольствия, кофе, вина, какао, джута и др.) в экономике развивающихся стран. 2. Участие в обсуждении рефератов и докладов, подготовленных в виде презентации.

2 стр., 950 слов

Развитие внешнеэкономической деятельности России

... знаний об условиях и особенностях деятельности на непривычном для наших предприятий международном рынке. Фирмы могут стать участниками внешнеэкономической деятельности по разным причинам: фирмам может ... и продавцами в разных странах. Т.е. все они участвуют в международной торговле. Международная торговля представляет собой процесс купли-продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и ...

Тема 4. Международные организации,

регулирующие международную торговлю

Практические занятия – 4 часа,

внеаудиторная самостоятельная работа – 10 часов

Внеаудиторная самостоятельная работа

1. Изучите теоретические вопросы: 1. Создание и структура ЮНКТАД. ЮНКТАД и протекционизм международной торговли. 2. Всемирная торговая организация (ВТО).

3. Международный торговый центр (МТЦ).

4. Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).

2. Дайте определения основным понятиям: Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД); Всемирная торговая организация (ВТО); Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ); принципы ВТО (принцип недискриминации на таможенной границе; принцип национального режима; принцип защиты национальной промышленности; принцип создания устойчивой основы торговли; принцип региональных торговых договоренностей; специальные условия для развивающихся стран); Международный торговый центр ЮНКТАД\ВТО (МТЦ); Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).

3. Подготовьте ответы на контрольные вопросы: 1. Охарактеризуйте принципы деятельности Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

2. Определите различия в деятельности Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и Всемирной торговой организации (ВТО).

3. Каковы принципы деятельности ВТО? 4. Каковы основные направления деятельности ВТО? 5. Какова цель создания Международного торгового центра ЮНКТАД\ВТО (МТЦ)? 6. Расскажите о направлениях деятельности Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).

4. Рекомендуемые темы эссе, рефератов: 1. Деятельность Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в области регулирования международной торговли. 2. Общая характеристика деятельности Совета таможенного сотрудничества (СТС) и его роль в регулировании международной торговли. 3. История создания Всемирной торговой организации (ВТО); цели, задачи и основные направления ее деятельности. 4. Основные принципы ВТО в области регулирования международной торговли. 5. Организационные аспекты деятельности ВТО. 6. Сотрудничество РФ с международными организациями, регулирующими международную торговлю; проблемы и перспективы вступления России в ВТО. 7. Особенности функционирования Международного торгового центра.

Аудиторная работа 1. Участие в обсуждении теоретических и контрольных вопросов.

Примерный сценарий для дискуссий: 1. Торговые привилегии развивающимся странам. 2. «Торговые войны»: причины возникновения, результаты для стран мирового сообщества. 3. Практика проведения антидемпинговой политики: результаты для развивающихся стран. 4. Роль Международной торговой палаты в разработке и унификации обычаев, правил и норм международной торговли (ИНКОТЕРМС).

24 стр., 11596 слов

Международные экономические организации: классификация, основные функции

... курсовой работы: - изучить понятие международных экономических организаций, дать их классификацию; - рассмотреть некоторые международные экономические организации и их функции; - проследить перспективы развития основных международных экономических организаций и их связи с Российской Федерацией. При написании данной курсовой работы использовались учебники по международным экономическим ...

2. Выполните задания: Задание 1. Назовите орган Генеральной Ассамблеи ООН, созданный в 1964 г., основными задачами которого являются:

  • содействие развитию международной торговли, обеспечение стабильного мира и равноправного, взаимовыгодного всестороннего сотрудничества между государствами;
  • выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционирования современных международных экономических отношений;
  • участие в координации деятельности других учреждений системы ООН в области экономического развития, налаживания хозяйственных связей и поощрения международной торговли.

Задание 2. Данная организация основана в 1964 г. по решению стран-членов ГАТТ. Входит в систему ООН. Находится в двойном подчинении. Цель создания – оказание содействия развитию торговли путем предоставления внешнеторговой информации и консультационных услуг в области международной коммерческой деятельности. О какой организации едет речь? 3. Участие в обсуждении рефератов и докладов, подготовленных в виде презентации.

Тема 5. Ведущие организации общеэкономического характера.

ОЭСР. Группа восьми

Практические занятия – 4 часа,

внеаудиторная самостоятельная работа – 5 часов

Внеаудиторная самостоятельная работа

1. Изучите теоретические вопросы: 1. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

2. Перспективы развития ОЭСР. Взаимодействие с Россией. 3. Группа восьми. Главные проблемы. Перспективы развития. Взаимодействие с Россией.

2. Дайте определения основным понятиям: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР); Международное энергетическое агентство; Агентство по атомной энергии; Группа восьми.

3. Подготовьте ответы на контрольные вопросы: 1. В чем заключаются основные цели и задачи деятельности Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)? 2. Какие принципы лежат в основе деятельности Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)? 3. Верно ли утверждение, что в случае вступления в ОЭСР в России ухудшится инвестиционный климат? Обоснуйте ответ. 4. Когда и в связи с чем возникла идея проведения встреч руководителей наиболее развитых стран мира? 5. Каковы цели создания «Большой семерки»?

4. Рекомендуемые темы эссе, рефератов: 1. Причины реорганизации Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

2. Финансирование деятельности ОЭСР. 3. Основные программы, реализуемые международными экономическими организациями общеэкономического характера. 4. История возникновения Группы восьми.

Аудиторная работа 1. Участие в обсуждении теоретических и контрольных вопросов.

Примерный сценарий для дискуссий: 1. Перспективы развития международных организаций общеэкономического характера. 2. Сотрудничество Российской Федерации с международными организациями общеэкономического характера: история, цели, задачи, результаты. 3. Проблемы принятия решений в рамках деятельности Группы восьми. 2. Выполните задания: Задание 1. Прочтите сообщение «Присоединение к ОЭСР: за и против». Присоединение России к ОЭСР – одной из наиболее авторитетных международных экономических организаций – включено в число приоритетов внешнеэкономической политики Правительства Российской Федерации. Однако присоединение к этой организации невозможно без приведения национального законодательства к соответствию с ее нормами. В связи с чем России необходимо взвесить все за и против, в частности определить, во-первых, издержки и риски присоединения, а также начального этапа членства в ОЭСР, а во-вторых, долгосрочные выгоды и преимущества от участия в этой организации. Крайне важно изначально наметить комплекс мер для обеспечения эффективного и качественного сотрудничества с ОЭСР на долгосрочную перспективу. В обсуждении этого круга вопросов приняли участие представители Министерства экономического развития РФ, Министерства юстиции РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, Росаккредитации, Министерства образования и науки РФ. Дискутирующие в значительной мере опирались на материалы исследования, подготовленного экспертами НИУ ВШЭ и представленного на семинаре. В ходе исследования было выявлено несколько «чувствительных» секторов, изменения в которых либо не имеют достаточно надежной основы, либо могут стать причиной споров с ОЭСР, либо могут иметь негативные эффекты для России. К «спорным» секторам можно отнести в первую очередь экологию: в странах-членах ОЭСР основной упор делается на разработку и применение превентивных мер в области охраны окружающей среды, а в России – на ликвидацию последствий загрязнения. Есть определенные проблемы и в сфере оборота химических веществ (из-за несоответствия методик оценки их свойств).

19 стр., 9112 слов

Характеристика международных организаций: проблемы и пути совершенствования ...

... деятельности международных экономических организаций и рассмотреть участие России в системе международных экономических организаций. Цель работы предопределила решение следующих задач. 1.Определить понятие международных экономических организаций и границы правосубъектности МО в международном праве. 2.Показать эволюцию развития международных экономических организаций, ...

В области корпоративного и государственного управления споры возможны по вопросам усиления защиты прав и интересов миноритарных акционеров и из-за несовершенства системы контроля и аудита. Участникам переговорного процесса предстоит урегулировать ряд сложностей, обусловленных различиями в системе налогообложения, недостаточностью ресурсов для участия в программе экспортного кредитования и международных инвестиционных проектах, а также несовершенством системы информационной безопасности. Заметные возражения у российской стороны возникают и по предложенным экспертами ОЭСР рекомендациям в отношении борьбы с коррупцией. Тем не менее по большинству направлений ситуация с гармонизацией российского законодательства и правоприменительной практики оценивается как «благоприятная». И ее не омрачают ни высказываемые некоторыми экспертами сомнения относительно высоких затрат, связанных с присоединением к ОЭСР, ни опасения по поводу возможной «политизации» этого процесса. Первый проректор НИУ ВШЭ Леонид Гохберг подчеркнул, что эксперты, привлеченные к проекту по оценке возможных последствий присоединения к ОЭСР, были весьма мотивированы, представляя ту конкретную пользу, которую приносит это исследование федеральным органам. Последующее членство России в ОЭСР сопряжено с необходимостью обработки огромных массивов информации, генерируемой в ходе текущей деятельности организации и, в частности, постоянных экспертных обсуждений. Тем не менее положительные эффекты от вступления России в ОЭСР, несомненно, оправдывают весь объем затрачиваемых усилий. (Источник: URL: sotrudnichat#ixzz32twTQQav) Ответьте на вопросы: 1. Каковы выгоды России от сотрудничества с ОЭСР? 2. Вступает ли в противоречие с интересами страны выполнение Россией обязательств перед ОЭСР? Задание 2. Прочтите сообщение. Опасаться ли России исключения из «Большой восьмёрки»? В связи с присоединением Крыма к России западные лидеры подняли вопрос о дальнейшем членстве России в «Большой восьмёрке». Даже появилась информация о том, что членство России приостановлено, но канцлер Германии Ангела Меркель опровергла эту информацию. Она отметила, что пока приостановлена только подготовка к саммиту «восьмерки» в Сочи. Саммит планировалось провести 4-5 июня в Сочи, поскольку в этом году Россия в порядке очереди председательствует в G8. «Восьмёрка» – это международный клуб, объединяющий правительства восьми развитых демократических государств, которые неформально считаются ключевыми игроками мировой политики. Клуб возник в 1976 г. и был изначально «шестёркой», или «Группой шести» (G6).

3 стр., 1066 слов

Изучение организации самостоятельной работы додошкольников и ...

... А.И., Литвинская И.Г. Развитие самодеятельности младших дошкольников в условиях коллективных занятий// Нач.шк.,№7,2001. 32. Совершенствование обучения младших дошкольников.-М.,1981. 33. Роганова Н.Ф. Организация самостоятельной работы на уроке// Нач. шк. 1989, ...

В неё вошли Франция, США, Великобритания, ФРГ, Италия и Япония. Через год к ним присоединилась Канада, и клуб был переименован в «Группу семи». Страны регулярно собирались на форумы, где вырабатывали общие подходы к решению политических и экономических международных проблем. Россия впервые приняла участие в саммите «семёрки» в 1991 г. и с тех пор участвовала в нем регулярно, правда, «восьмеркой» клуб стал только в 2002 г. (Источник: URL: www.globallookpress.com ).

Ответьте на вопросы: 1. Насколько важно для России членство в клубе? 2. Чем грозит России возможное исключение из «восьмёрки»? 3. Нанесет ли ущерб функциональности организации отсутствие России? 3. Участие в обсуждении рефератов и докладов, подготовленных в виде презентации.

Тема 6. Организации экономическо-гуманитарной

направленности (ОБСЕ, Совет Европы)

Практические занятия – 4 часа,

внеаудиторная самостоятельная работа – 10 часов

Внеаудиторная самостоятельная работа

1. Изучите теоретические вопросы: 1. Совет Европы: цели, функции, основные достижения и результаты деятельности последних лет. 2. Взаимодействие Совета Европы с Россией. 3. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

2. Дайте определения основным понятиям: Совет Европы; Парламентская ассамблея; Европейский суд по правам человека; Венецианская комиссия; Конгресс местных и региональных властей Европы; Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

3. Подготовьте ответы на контрольные вопросы: 1. С какой целью был создан Совет Европы? 2. Каковы цели и направления деятельности Совета Европы? 3. Какова цель создания Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)? 4. Назовите основные органы ОБСЕ. 5. Охарактеризуйте основные цели и задачи ОБСЕ.

4. Рекомендуемые темы эссе, рефератов: 1. Причины возникновения Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. 2. Финансирование деятельности ОБСЕ. 3. Основные программы, реализуемые международными экономическогуманитарными организациями. 4. История возникновения Совета Европы как крупнейшей политической организации Европы.

Аудиторная работа 1. Участие в обсуждении теоретических и контрольных вопросов.

Примерный сценарий для дискуссий: 1. Перспективы развития международных организаций экономическогуманитарной направленности. 2. Сотрудничество Российской Федерации с международными организациями экономическо-гуманитарной направленности: история, цели, задачи, результаты. 3. Проблемы принятия решений в рамках деятельности Совета Европы. 2. Участие в обсуждении рефератов и докладов, подготовленных в виде презентации. Тема 7. Международные кредитно-финансовые организации

4 стр., 1803 слов

Социально-экономическое развитие стран Западной Европы и США в ХIХ – начале ХХ

... экономической занятостью. Индустриальная цивилизация ведет отсчет с двух эпохальных событий, обозначивших переломный рубеж и давших мощный толчок прогрессивным изменениям в развитии западного ... и президентская республика в США. В основе буржуазной демократии лежит признание равноправия и свобод всех граждан, правовая защита личных и имущественных прав, политические свободы. В разных странах ...

Практические занятия – 4 часа,

внеаудиторная самостоятельная работа – 10 часов

Внеаудиторная самостоятельная работа

1. Изучите теоретические вопросы: 1. Необходимость регулирования международных кредитно-финансовых отношений. 2. Международный валютный фонд (МВФ): цель, задачи, организационные аспекты функционирования. Особенности механизма кредитной деятельности МВФ. 3. Организации группы Всемирного банка: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ), Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

Банк международных расчетов. 4. Группа двадцати. 5. Парижский клуб кредиторов. 6. Лондонский клуб кредиторов.

2. Дайте определения основным понятиям: Международный валютный фонд (МВФ); Международный валютный и финансовый комитет; основные механизмы кредитования (резервная доля, кредитные доли, резервные кредиты стэнд-бай, расширенное кредитование); группа Всемирного банка; Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Международная финансовая корпорация (МФК); Международная ассоциация развития (МАР); Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС); Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ); Банк международных расчетов; «Группа двадцати» (G20); Парижский клуб кредиторов; Лондонский клуб кредиторов.

3. Подготовьте ответы на контрольные вопросы: 1. Чем различаются деятельность и условия предоставления заемных средств Международным валютным фондом (МВФ) и Международным банком реконструкции и развития (МБРР)? 2. Каковы цели и принципы функционирования институтов группы Всемирного банка? 3. Назовите принципы предоставления кредитных ресурсов Международным валютным фондом? 4. В чем заключается основная функция Банка международных расчетов (БМР)? 5. Какая международная кредитная организация создана специально для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы, а также бывшего СССР на этапе рыночных преобразований и какова ее деятельность в России? 6. Каковы цели образования «Группы двадцати»? 7. Назовите общие черты и отличия в деятельности Парижского и Лондонского клуба кредиторов.

4. Рекомендуемые темы эссе, рефератов: 1. Общая характеристика деятельности Международного валютного фонда (МВФ).

2. Порядок предоставления кредитов МВФ, особенности кредитного механизма МВФ. 3. Общая характеристика деятельности Всемирного Банка; организации, входящие в состав группы Всемирного Банка. 4. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) как основной институт Всемирного Банка: цель и задачи функционирования, особенности кредитной деятельности. 5. Сотрудничество РФ с международными кредитно-финансовыми организациями. 6. Сравнительная характеристика деятельности Парижского и Лондонского клубов кредиторов. 7. Банк международных расчетов – цели и перспективы в XXI веке.

Аудиторная работа 1. Участие в обсуждении теоретических и контрольных вопросов.

Примерный сценарий для дискуссий: 1. Структура руководящих органов и уставного капитала МВФ. Квоты стран-участниц и проблемы взвешенного голосования. 2. Проблемы между МВФ и странами-кредиторами и странами-заёмщиками. 3. МВФ и Парижский клуб кредиторов. 4. МВФ и Лондонский клуб кредиторов. 5. Мировой банк и его триединая структура. 6. Проекты, реализуемые Всемирным банком. 7. Цели и задачи программ, осуществляемых международными экономическими организациями в области валютно-финансовой и кредитной политики. 2. Выполните задания: Задание 1. Данная организация основана в 1945 году. Объединяет 188 государств. Уставный капитал формируется за счет взносов государств-членов. Штаб-квартира располагается в Вашингтоне (США).

6 стр., 2740 слов

Контрольная работа: Экономическая деятельность здравоохранения

... цель экономики и организации здравоохранения — это изучение экономических и организационных отношений, объективно складывающихся между людьми и возникающих в процессе осуществления медицинской профессиональной дея­тельности. организационно-экономических отношении. модель предпринимательской деятельности в здравоохранении. На микроэкономическом ...

Предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. О какой организации едет речь? Задание 2. Заполните таблицу:

Общие черты и отличия Парижского и Лондонского клуба кредиторов

Парижский клуб Лондонский клуб Цель создания Статус организации Членский состав Кредиторы Направления деятельности Принципы деятельности

3. Участие в обсуждении рефератов и докладов, подготовленных в виде презентации.

Тема 8. Экономические организации Западной Европы

Практические занятия – 4 часа,

внеаудиторная самостоятельная работа – 10 часов

Внеаудиторная самостоятельная работа

1. Изучите теоретические вопросы: 1. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР): цель, задачи, специфика кредитной деятельности. 2. Сотрудничество Российской Федерации с ЕБРР. 3. Европейская ассоциация свободной торговли. 4. Европейский союз: история и особенности экономической интеграции. Основные институты ЕС.

2. Дайте определения основным понятиям: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР); Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ); Стокгольмская конвенция; Вадуцская конвенция; Маастрихтский договор; Европейская комиссия; Совет Европейского союза; Европейский совет; Суд Европейского союза; Европейская счётная палата; Европейский центральный банк; Европейский парламент.

3. Подготовьте ответы на контрольные вопросы: 1. Какова цель создания Европейского банка реконструкции и развития? 2. Перечислите основные направления деятельности ЕБРР. 3. Охарактеризуйте кредитную политику ЕБРР. 4. Какими государствами была подписана Конвенция по ЕАСТ? 5. Назовите основные этапы развития Европейской ассоциации свободной торговли. 6. Почему именно в Западной Европе интеграционные процессы достигли наибольшей глубины и размаха? 7. Какова система органов ЕС? 8. Охарактеризуйте основные направления сотрудничества между Россией и ЕС. 9. Как можно оценить результаты западноевропейской валютной интеграции и введение в обращение единой европейской валюты евро? 10. Каковы цели, масштабы и последствия расширения ЕС на восток?

4. Рекомендуемые темы эссе, рефератов: 1. Роль Европейского банка реконструкции и развития в экономике Западной Европы. 2. Основные проекты Европейской ассоциации свободной торговли. 3. Место институтов Европейского союза в решении проблем кредитования экономик стран-членов. 4. Совет Министров ЕС и Европейская комиссия как важнейшие органы Европейского союза: основные функции и направления деятельности.

Аудиторная работа 1. Участие в обсуждении теоретических и контрольных вопросов.

Примерный сценарий для дискуссий: 1. История возникновения европейских организаций, направленных на поддержание экономики стран региона. 2. Проблемы вступления новых стран-членов в деятельность ЕБРР. 3. Основные программы, реализуемые между РФ и ЕБРР. 4. Европейская валютная система и процесс валютной интеграции стран Западной Европы. 5. Особенности европейской «валютной змеи». 6. Характеристика стран, образующих «зону евро». 2. Выполните задания: Задание 1. Напишите эссе на следующую тему: «Как Вы видите перспективу сотрудничества России и ЕС?»; «Может ли Россия со временем стать членом ЕС?»; «Необходимо ли России вступать в ЕС»; «Перспективы и последствия возможного дальнейшего расширения ЕС». Задание 2. Определите главные последствия европейской интеграции для экономики ведущих стран ЕС. 3. Участие в обсуждении рефератов и докладов, подготовленных в виде презентации.

46 стр., 22770 слов

Закономерности современной модели сверхускоренного экономического ...

... «экономического чуда»; выявить перспективы применения модели сверхускоренного экономического развития по типу «экономического чуда» в России. Объект исследования - экономическое развитие страны. Объектом исследования является применение модели суперускоренного экономического развития типа «экономическое чудо». Теоретико-методологической основой выпускной квалификационной работы послужили ...

Тема 9. Региональные экономические организации Америки

Практические занятия – 4 часа,

внеаудиторная самостоятельная работа – 10 часов

Внеаудиторная самостоятельная работа

1. Изучите теоретические вопросы: 1. Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА): цели, механизм, проблемы и перспективы. 2. Общий рынок стран Южной Америки (МЕРКОСУР).

3. Карибское сообщество и Карибский общий рынок (КАРИКОМ).

2. Дайте определения основным понятиям: Зона свободной торговли; общий рынок; Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА); Общий рынок стран Южной Америки (МЕРКОСУР); Карибское сообщество и Карибский общий рынок (КАРИКОМ).

3. Подготовьте ответы на контрольные вопросы: 1. Какое влияние оказывают интеграционные процессы на развитие международных экономических отношений? 2. Каковы особенности Североамериканской зоны свободной торговли? 3. Как влияет НАФТА на экономики США, Канады и Мексики? 4. Охарактеризуйте интеграционные объединения Южной Америки. 5. Перечислите страны-члены МЕРКОСУР. 6. Какие этапы развития прошел МЕРКОСУР и какова его роль в латиноамериканской интеграции? 7. Перечислите страны-члены КАРИКОМ.

4. Рекомендуемые темы эссе, рефератов: 1. Образование экономических объединений, способствующих развитию американской зоны. 2. Трудности экономического развития стран Карибского бассейна. 3. Трудности экономического развития стран Южной Америки. 4. Влияние мирового экономического кризиса на функционирование международных экономических группировок.

Аудиторная работа 1. Участие в обсуждении теоретических и контрольных вопросов.

Примерный сценарий для дискуссий: 1. Типология международных экономических организаций, осуществляющих деятельность в Карибском бассейне. 2. Типология международных экономических организаций, осуществляющих деятельность в Южной Америке. 3. НАФТА – это интеграционное объединение или международная экономическая организация? 2. Выполните задания: Задание 1. Имеются три страны А, В, С, которые производят товары Х и У. Цены на эти товары (в усл. денеж. ед.) в каждой стране представлены в таблице:

А В С

Х 100 105 110

У 130 105 100 Вопросы: 1. Какие изменения произойдут в стране В, если она создаст таможенный союз со страной А, при условии, что в стране В действует импортная пошлина в размере 20% на товар Х? 2. Какие изменения произойдут в стране А, если она создаст таможенный союз со страной В, при условии, что в стране А действует импортная пошлина в размере 20% на товар У? Задание 2. В 1994 г. вступил в силу договор о создании Североамериканской зоны свободной торговли. К каким последствиям приведет функционирование НАФТА для стран, входящих в данную группировку? Для стран Европы? 3. Участие в обсуждении рефератов и докладов, подготовленных в виде презентации.

Тема 10. Региональные экономические организации Азии,

Африки и Тихого океана

Практические занятия – 4 часа,

внеаудиторная самостоятельная работа – 10 часов

Внеаудиторная самостоятельная работа

1. Изучите теоретические вопросы: 1. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС).

2. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

3. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

2. Дайте определения основным понятиям: Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС); Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН); Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

3. Подготовьте ответы на контрольные вопросы: 1. Назовите основные интеграционные объединения в Азиатско-Тихоокеанском регионе, основные направления их деятельности и перспективы развития. 2. Чем обусловлено повышенное внимание России к АТЭС? 3. Какие реальные выгоды получила Россия, вступив в АТЭС? 4. Какая из группировок (АСЕАН и АТЭС), на Ваш взгляд, долговечнее в экономическом плане и почему? 5. Охарактеризуйте общие черты экономической интеграции в рамках НАФТА и АТЭС.

4. Рекомендуемые темы эссе, рефератов: 1. Проблемы экономического, социального, культурного развития стран Азии. Программы финансирования, реализуемые на территории Азии. 2. Азиатский банк развития: цели, задачи, функции, результаты, перспективы. 3. Особенности экономической интеграции в Африке. 4. Проблемы экономического, социального, культурного развития стран Африки и Тихого океана. 5. Программы финансирования, реализуемые на территории Африки и Тихого океана.

Аудиторная работа 1. Участие в обсуждении теоретических и контрольных вопросов.

Примерный сценарий для дискуссий: 1. Типология международных экономических организаций, осуществляющих деятельность в Азии, Африке и Тихом океане. 2. Деятельность АТЭС как международной экономической организации. 3. Деятельность АСЕАН как международной экономической организации. 4. Деятельность ШОС как международной экономической организации. 2. Участие в обсуждении рефератов и докладов, подготовленных в виде презентации.

Тема 11. Интеграционные объединения

и международные экономические организации

на постсоветском пространстве

Практические занятия – 4 часа,

внеаудиторная самостоятельная работа – 10 часов

Внеаудиторная самостоятельная работа

1. Изучите теоретические вопросы: 1. Содружество Независимых Государств: цель и задачи создания, история становления, основные принципы и особенности функционирования. 2. Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

3. Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России.

2. Дайте определения основным понятиям: Содружество Независимых Государств (СНГ); «Беловежское соглашение»; Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС); Таможенный союз; Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК).

3. Подготовьте ответы на контрольные вопросы: 1. В чем особенности возникновения СНГ и каков состав его участников? 2. Назовите факторы, определяющие состояние интеграции в рамках СНГ. 3. Каковы цель создания и задачи Евразийского экономического сообщества? 4. Назовите основные этапы развития ЕврАзЭС.

4. Рекомендуемые темы эссе, рефератов: 1. Процесс и проблемы создания Таможенного союза России, Беларуси, Казахстана. 2. Интеграционные процессы в рамках СНГ. 3. Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс): цель и задачи создания. 4. Проблемы участия России в современных интеграционных процессах.

Аудиторная работа 1. Участие в обсуждении теоретических и контрольных вопросов.

Примерный сценарий для дискуссий: 1. Важнейшие органы и институты СНГ. 2. Проблемы и перспективы экономической интеграции в рамках СНГ. 2. Выполните задание: Задание. 29 мая 2014 г. в Астане президенты Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко подписали Договор о создании Евразийского экономического союза. Ядром экономического альянса стали три страны – Россия, Казахстан и Белоруссия. Этот исторический документ ознаменует новый этап экономической интеграции. Новое соглашение вступает в силу 1 января 2015 г., создавая территорию с населением в 170 млн человек, стоимостью около 1 трлн долларов. На территории трех государств – России, Белоруссии и Казахстана – будет поэтапно формироваться режим свободного передвижения товаров, капиталов, рабочей силы, услуг, а также обеспечен равный доступ к транспортной и энергетической инфраструктуре, будут действовать общие правила таможенно-тарифного регулирования. Ожидается, что к новому интеграционному объединению чуть позже присоединятся Армения и Киргизия. Западные политики воспринимают ЕАЭС как враждебный проект, способный создать серьезную конкуренцию доминирующему влиянию Запада не только на постсоветском пространстве, но и в глобальном формате. К каким последствиям приведет функционирование Евразийского экономического союза для входящих в него стран? 3. Участие в обсуждении рефератов и докладов, подготовленных в виде презентации.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности: учеб. пособие. М.: АО «Консалтбанкир», 2001. Глобальное экономическое регулирование / отв. ред. В.Н. Зуев. М.: Изд-во «Магистр», 2009. Козловская 3.Н. Международные экономические организации и объединения: курс лекций. Мн.: ВУЗ-ЮНИТИ, 2001. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. Мировая экономика и международный бизнес / под общ. ред. В.В. Полякова, З.К. Щетинина. М.: КНОРУС, 2011. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения: учебник. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006.

Дополнительная литература Актуальные проблемы глобального управления: Группа восьми и многосторонние международные институты / под ред. М.В. Ларионовой. М.: Логос, 2007. Астапов К. Формирование единого экономического пространства стран СНГ // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 1. С.95-99. ВТО: угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок. Механизм взаимодействия национальных экономик / под ред. С.Ф. Сутырина. М.: Эксмо, 2008. Загашвили В.С. Экономические интересы России в условиях глобализации. М.: Магистр, 2010. Лавров С. Россия в АТЭС: к новым горизонтам азиатско-тихоокеанской интеграции. М., 2012. Федоров В.Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в ХХI веке. М.: Логос, 2005.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы http://www.worldbank.org http://www.g20.org http://www.imf.org http:// www.fao.org http:// www.iso.org http://www.unwto.org http://www.unido.org http://www.undp.org http://www.wipo.int

http://www.wto.org

http://www.wto.ru

http://www.uncitral.org

Материально-техническое обеспечение дисциплины

  • мультимедийная аудитория;
  • компьютерный класс;
  • компьютер (ноутбук);
  • проектор.

    Оглавление Введение ……………………………………………………………………………………………………………………………

3

Тема 1. Международные экономические организации и региональные экономические, объединения в системе регулирования мирохозяйственных связей ………………………… 4

Тема 2. ООН: глобальная международная экономическая организация ………………………………. 6 Тема 3. Организации, входящие в систему ООН по регулированию различных отраслей ……. 8 Тема 4. Международные организации, регулирующие международную торговлю ……………… 9 Тема 5. Ведущие организации общеэкономического характера. ОЭСР. Группа восьми …….. 11 Тема 6. Организации экономическо-гуманитарной направленности (ОБСЕ,

Совет Европы) …………………………………………………………………………………………………….. 14 Тема 7. Международные кредитно-финансовые организации …………………………………………… 15 Тема 8. Экономические организации Западной Европы ……………………………………………………. 17 Тема 9. Региональные экономические организации Америки……………………………………………. 18 Тема 10. Региональные экономические организации Азии, Африки и Тихого океана ……….. 20 Тема 11. Интеграционные объединения и международные экономические организации

на постсоветском пространстве …………………………………………………………………………. 21 Список рекомендуемой литературы …………………………………………………………………………………. 23