Шпаргалка по экономической теории

Шпаргалка

1.Модель экономического оборота. Потоки и запасы.

  1. Характеристика системы национальных счетов . Система национальных счетов (СНС) позволяет в наглядной форме представить ВНП (ВВП) на всех стадиях его движения: пр-ва, распределения, перераспределения и конечного использования. Стандартная СНС разработана статистич. комиссией ООН в 1953 г. В наст. вр. нац. счета используются более чем в 100 странах мира. В России с 1988 года показатель ВВП опред. по методике ООН. СНС отраж. идею общего эк. равновесия в стране, когда наблюдается соответствие (равенство) наличных ресурсов и их использования. СНС дает ступенчатую картину эк. процессов в стране, в т.ч. инф-цию по стандартному набору счетов для всех секторов эк-ки. Сектора эк-ки (предприятия, финанс. учреждения, органы гос. упр-ния, дом. хоз-ва, обслуживающие их частные некоммерч. организации) – это сов-ть эк. агентов, занятых одним и тем же видом основной деят-ти. Они сводятся в сектора по признаку однородности выполняемых функций или однор. производимой пр-ции. Понятие “сектор” в этом случае несколько отлич. от понятия “отрасль”. Фирма или предприятие мож. относиться к разным отраслям, но согласно статистич.

    группировке входить только в один сектор. Осн. виды счетов группир. по конкрет. операциям, осуществляемым участниками хоз. деят-ти. Каж. счет отраж. одну из сторон этой деят-ти. В практике нац. счетоводства обычно выд. след. осн. счета. Счет пр-ва отражает результаты производственной деят-ти – затраты, промежут. потребление, пр-во добавленной ст-ти. Его итог – добав. ст-ть в рыночных ценах. Счет образования доходов характер. процесс образования прибыли, з/п, доходов от собственности, соц. выплат, др. доходов. Счет распределения доходов показ., как доходы распред. меж. осн. получателями – дом. хоз-ми, фирмами, учреждениями, администрат. стр-рами. Счет использования доходов отраж. соответ. процесс: из располагаемого валового дохода образ. конечное потребление и валовое накопление. Счет кап-ла (капитальных затрат, операций с кап-лом) содержит показатели сбережения, изменения запасов, амортизации осн. кап-ла, перечисления кап-ла. Финансовый счет показ. итоговые изменения финансовых активов и пассивов, образование сальдо долговых требований и обязательств. Взаимосвязи между секторами охват. все виды операций с тов. и услугами, доходами и расходами, финансами. Каждой записи в одном счете соответ. идентичная запись в противоположном счете. В итоге взаимоувязанная СНС отраж. осн. стороны хозяйственных операций на макроуровне. Использование СНС необх. для проведения макроэк. политики гос-ва, эк. прогнозирования, а также, для междунар. сопоставлений показателей ВНП

  2. ВВП: Понятие, методы расчета. ВВП- валовая рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг произведенных в течении года при помощи факторов производства резидентами данной страны за определенный период времени (год).
    12 стр., 5657 слов

    Система национальных счетов

    ... структура которой такова: сводные счета; счета производства, потребления и капиталоиспользования; счета доходов и расходов и счета финансирования капитальных затрат. Система была построена на строгом разграничении текущих счетов и счетов капитала, каждый из которых ...

    Резиденты – экономич. единицы (предприятия, дом. хоз-ва).

    ВВП измеряется тремя способами : 1) По добавленной стоимости (производственный метод). Добавл. стоимость – разность между стоимостью произв. товаров и услуг и стоимостью товаров и услуг полностью потребленных в процессе производства (промежуточном потреблении).

    2) По расходам или метод конечного использования. ВВП = С + I + g + Xn. C – личное потребительские расходы, включающие расходы дом. хоз-в на товары длительного пользования и текущего потребления, на услуги, но не включает расходы на покупку жилья. I – валовые инвестиции, включ. производственные капиталовложения (здания, оборудование) , инвестиции в жилищные строительства. G – государственные закупки товаров и услуг – строительство, содержание общественных благ. Xn – чистый экспорт ( Хn = экспорт-импорт).

    3) Расчет ВВП по доходам (распределительный метод). ВВП= w + r + i + P + A + N. w – зарплата, r – рента, i – процент, P- прибыль, А-амортизация, N-косвенные налоги (акцизы, таможенные пошлины) Амортизация – стоимость на оборудование.

4.Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен. ВВП

5.Совокупный спрос. Факторы его определяющие.

  • спрос домохозяйств, т.е. потребительский спрос – С;
  • спрос фирм, т.е. инвестиционный спрос – I ;
  • спрос со стороны государства, т.е. государственные закупки товаров и услуг – G;
  • спрос иностранного сектора, т.е. чистый экспорт – Xn.

Поэтому формула совокупного спроса:

AD = C + I + G + Xn .

Величина совокупного спроса представляет собой то количество конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом данном уровне цен .

Неценовые факторы оказывают влияние на сам совокупный спрос, что означает, что величина совокупного спроса одинаково изменяется при каждом возможном уровне цен. Это обусловливает сдвиг кривой AD. Если под воздействием неценовых факторов совокупный спрос увеличивается, кривая AD сдвигается вправо, а если сокращается, то она сдвигается влево. К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся все факторы, влияющие на величину совокупных расходов :

Не ценовые факторы совокупного спроса (4 группы):

11 стр., 5472 слов

Анализ потребления, сбережения и инвестиций как составных частей ...

... Классическая трактовка равновесия товарного рынка. Основные абстракции, применяемые в модели «доходы-расходы». Анализ потребления, сбережения и инвестиций как составных частей совокупного спроса. Функции потребления, сбережения и инвестиций. Средняя и предельная склонность к ...

  • Изменение в потребительских расходах: а) связанное с уровнем совокупных доходов; б) ожидания потребителя; в) налоги; г) задолженность потребителя.
  • Изменения в инвестиционных расходах: а) величина процентной ставки; б) ожидаемая прибыль от инвестиций; в) налоги и дотации; г) уровень развития технологии; д) наличие свободных производственных мощностей.
  • Изменение в государственных расходах: а) состояние экономики, циклические колебания рыночной коньюктуры; б) действия внешних факторов (стихийные бедствия); в) доля государственного сектора в экономике.
  • Изменение расходов на объем чистого экспорта: а) коньюктура мирового рынка; б) от конкурентно способности национальной экономики; в) изменение курса валют; г) величина национального дохода в зарубежных странах.

6.Совокупное предложение. Факторы, влияющие на него.

законом предложения

  • цены на ресурсы
  • технологии
  • налоги и дотации
  • цены на другие товары
  • ожидания
  • число продавцов

Эти факторы так же будут смещать кривую предложения вправо-влево (при том же уровне цен).

Не ценовые факторы предложения:

  1. Изменение цен на ресурсы: а) наличие внутренних ресурсов
  2. Цены на импортные ресурсы
  3. Степень господства на рынках
  4. Изменение в производительности труда: а) уровень развития технологий; б) организация производства; в) развитие социальной инфраструктуры и так далее.
  5. Изменение правовых норм (область налогообложения)
  1. Классическая теория макроэкономического равновесия . равновесие в макроэкономике между уровнем цен и реальным объемом производства определяется точкой пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие предполагает взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения для определения общего уровня цен и валового национального продукта в условиях свободного рынка. Это, в свою очередь, позволит обсудить два наиболее важных вопроса, стоящих как перед обществом в целом, так и перед правительствами стран, имеющих рыночную экономику: инфляцию и безработицу. Классическая модель достижения макроэкономического равновесия:исходит из того, что рын. система способна к автоматическомусаморегулированию. Важнейшей особенностью классической школы являетсяположение о том, что предложение благ порождает спрос на эти блага.

    Этоположение выражено в законе Сэя. Согласно этому закону каждыйпредприниматель, продав свой товар на рынке должен сразу же все полученныесредства от продажи потратить на приобретение др. товаров.

  2. Кейнсианская модель общего равновесия. В этой теории для рыночной экономики характерно неравновесие; она не гарантирует полной занятости, поэтому не обладает механизмом автоматического саморегулирования. Во-первых, вызывает сомнения основные взаимосвязи инвестиций, сбережений и процентной ставки. Между ними есть несоответствие, так как субъекты сбережений и инвесторы – разные группы,поэтому и решения о сбережениях и инвестициях принимаются различными группами лиц. Кроме того, на денежном рынке кроме сбережений есть еще один источник инвестиций – кредитные учреждения. Во-вторых, экономика развивается не гладко; нет эластичности соотношения цен и зарплаты. Таким образом, Кейнс считает совокупный спрос изменчивым, а цены – неэластичными,поэтому безработица сохраняется в течение длительного периода времени.Отсюда необходимость макроэкономической политики регулирования совокупного спроса со стороны государства. Государство помогает приблизиться к уровню равновесия путем проведения экспансионистскую финансовую и денежно-кредитную политику.

    В период кризисов рекомендовалось расширять государственные расходы, стимулировать инвестиции частного сектора через снижение налогов, низкую ставку процента.

  1. Общее макроэкономическое равновесие: модель “ AD AS ”. Модель AD AS :1) выступает базовой в исследованиях колебаний объема производства и уровня цен в экономике в целом, причин и последствий их изменений,2) дает возможность описать различные варианты государственной политики в экономической области, 3)позволяет определить степень влияния шоков на экономику,4) исходит из того что цены негибкие в коротком периоде и выступают гибкими в долгом периоде,5) может быть использована для истолкования анализа процессов, совершающихся в современной системе РФ, для оценки будущих событий в странах с переходной экономикой.

В макроэкономике, как и в микроэкономике, для анализа поведения экономических переменных используется равновесный подход. На рисунке 3.5 представлен механизм приведения к равновесию на кейнсианском (горизонтальном) и восходящем (промежуточном) отрезках кривой совокупного предложения. А) Б)

На горизонтальном отрезке отклонения от равновесия обусловлены только отклонением значений Q от Qe , так как уровень цен Ре неизменен.

Р е

Таким образом, механизм приведения к равновесию на горизонтальном отрезке связан с колебанием величины товарных запасов.

Р е

Если анализировать механизм приведения к равновесию на вертикальном отрезке, то следует отметить: поскольку на протяжении всего отрезка объем реального ВВП (равный потенциальному уровню Qf ) не может меняться, этот механизм связан только с колебаниями уровня цен вокруг равновесного уровня.

  1. Инвестиции и сбережения: проблема равновесия. Инвестиции- долгосрочные вложения государственного или частного капитала в различные отрасли экономики как внутри страны, так и за границей с целью извлечения прибыли.Источниками финансирования инвестиций на макроуровне являются валовые внутренние сбережения. Накопленные за год сбережения могут либо пойти на финансирование внутренних инвестиций, либо на финансирование инвестиций в других странах ,т. Е. быть вывезенными из страны в качестве капитала….
  2. Мультипликатор: сущность, содержание.

Эффект мультипликатора (или просто мультипликатор) представляет собой отношение изменения равновесного уровня выпуска (доходов) к вызвавшему его исходному изменению уровня инвестиций: DY/DI . (Следовательно, если инвестиции сокращаются, это вызовет еще большее сокращение равновесного уровня выпуска).

Необходимо отметить, что это не мгновенный эффект, а кумулятивный процесс, который объясняется серией последовательных шагов прироста (или сокращения) дохода. Величина мультипликатора ( K ) зависит от предельной склонности к потреблению:

Тогда: DY = DI * K,

В рассмотренном выше примере K выступает как мультипликатор инвестиций , так как исходным является изменение именно инвестиций. Общее же название Kмультипликатор расходов , так как мультипликационный эффект возникает при изменении любого автономного элемента планируемых совокупных расходов (совокупного спроса).

12

13.Фазы экономического цикла. ”Длинные волны” Н.Кондратьева.

Экономический

Выделяют две экстремальные точки цикла: 1)точку пика , соответствующую max деловой активности;

2) точку дна , которая соответствует min деловой активности (max спаду).

Цикл обычно делится на две фазы: 1) фазу спада , которая длится от пика до дна. Особенно продолжительный и глубокий спад носит название депрессии . 2) фазу подъема (оживление), которое продолжается от дна до пика.

кризис; депрессия; оживление; подъем.

Длительность фаз различна в разных странах и преимущественно зависит от уровня развития экономики страны. Чем выше уровень, тем более короткий цикл.

Кризис – общее падение объемов производства, когда резко растут запасы, а также увеличивается безработица и инфляция.

не снижаются

Процентные ставки по кредит. резко увеличиваются, т.к. D на кредиты возрастает и, с точки зрения банков, растут риски связанные с возвратом денег.

Кризис – это относительно непродолжительная стадия, его длительность – не более 1 периода оборота капитала, т.е. предельное продолжительность ≈ 15 месяцев.

депрессия

2 особенности

  • в фазе депрессии происходит массированное замещение товаров национального производства импортными.
  • происходит вымывание дорогих товаров и все большая часть производимых изделий становится примитивными, дешевыми.

Оживление

Факторы фазы подъема:

  • прирост капиталовложений и инвестиций (темп прироста капиталовложений и инвестиций должен опережать темпы роста ВП в целом, в противном случае эк.рост неустойчив)
  • доля экспорта должна увеличиваться // динамики продукта;
  • импорт должен отставать от динамики ВП;
  • умеренный темп инфляции;
  • при эк.подъеме в эк-ке могут существовать депрессирующие сектора, объем пр-ва в кот. постоянно снижается.

Продолжительность периода подъема неограниченна, при этом темпы подъема могут замедляться или ускоряться.

Большие циклы конъюнктуры Н.Д.Кондратьева.

  1. Безработица: содержание, виды. Закон Оукена. Безработица-это превышение предложение труда над спросом на труд.Безработица, вызванная тем, что установление соответствия между работниками и рабочими местами требует времени, называется фрикционной безработицей. Определенный уровень фрикционной безработицы неизбежен в условиях постоянно меняющейся рыночной экономики. Спрос на различные товары постоянно колеблется, что в свою очередь вызывает колебания спроса на труд работников, производящих эти товары. Структурная без-ца – без-ца, вызванная изменениями эк. стр-ры; вызвана действием НТП; следствие диспропорции в развитии отраслей, а также географич. распределения раб. мест. Под влиянием науки одни отрасли отмирают, др. появляются. Раб. сила медленно реагирует на изменения спроса. Циклическа я – выз. спадом пр-ва, т.е. фазы эк. цикла, кот. характеризуются недостаточностью совокупных расходов в эк-ке, и охват. все сферы и отрасли в эк-ке.Сезонная безработица , которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности.Застойная безработица – наиболее характерная для экономики переходного общества.Застойная безработица как наиболее типичная форма безработицы переходной экономики усугубляется тем, что традиции прошлого во многом приводят к надеждам значительной части работников на возможность решения своих проблем в будущем за счет поддержки государства, но не за счет собственной активности. Американский экономист Артур Оукен определил вероятное соотношение между ростом безработицы и сокращением реального объема производства. Согласно его расчетам это соотношение постоянно и равно коэффициенту 3, т. е. увеличение безработицы на 1% ведет к потере 3% реального объема производства.

15.Социально-экономические последствия инфляции.

16.Антиинфляционная политика государства.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определённую экономическую политику.При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос-ликвидировать инфляцию путём радикальных мер или адаптироваться к ней.

Оценивая характер антиинфляционной политики,можно выделить в ней два подхода.

В рамках первого подхода предусматривается активная бюджетная политика-маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платёжеспособный спрос.

При инфляционном,избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги.В результате сокращается спрос,снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства,что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике,к расширению безработицы.Такова для общества цена сдерживания инфляции.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада.Если спрос недостаточен,осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов,понижаются налоги.

Второй подход-этот вид регулирования проводится Центральным банком,который изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента,воздействуя таким образом на экономику.

Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру,поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит,монополии, диспропорции в народном хозяйстве,инфляционные ожидания и др).

В связи с этим очевидно,что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна, поэтому многие государства ставят цель сделать её умеренной.

Схематично комплекс мер антиинфляционной политики может быть представлен следующим образом,с помощью долговременной и кратковременной политики.

Долговременная политика включает в себя:

Во-первых,задача погасить инфляционные ожидания населения,которые нагнетают текущий спрос.Правительство должно содействовать своими мероприятиями (стимулирование производства,антимонопольные меры,либерализация цен и т.д.) эффективному функционированию рынка,что повлияет на изменение потребительской психологии.

Во-вторых,меры по сокращению бюджетного дефицита за счёт повышения налогов и снижения расходов государства.

В-третьих,мероприятия в области денежного обращения,в частности,установление жёстких лимитов на ежегодный прирост денежной массы,что позволяет контролировать уровень инфляции.

В-четвёртых,ослабление влияния внешних факторов.

Краткосрочная политика направлена на временной снижение темпов инфляции.Здесь успешный результат возможен в случае расширения совокупного предложения без увеличения совокупного спроса.В этих целях государство предоставляет льготы предприятиям,выпускающим дополнительно к основному производству побочные товары и услуги.Оно может приватизировать часть своей собственности и таким образом увеличить поступления в государственный бюджет и облегчить решение проблемы его дефицита,а также понизить инфляционный спрос за счёт продажи большого количества акций новых частных предприятий.Содействует росту предложения массированный импорт потребительских товаров.

Определённое воздействие на темпы инфляции оказывает уменьшение текущего спроса при неизменном предложении.Это может быть достигнуто за счёт повышения процентных ставок по вкладам,стимулирующим более высокую норму сбережения.

В связи с антиинфляционной политикой остро стоит вопрос об издержках борьбы с инфляцией.С точки зрения интересов общества,борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве,то есть росту безработицы и спаду производства.

Основные методы борьбы с инфляцией

1.Управление АД-сокращение гос.расходов

  • общее оздоровление фин.системы,прежде всего сокращ.дефицита госбюджета, сокращ.

Объёма внутр.и внеш.гос.долга

  • повыш.%-ставок для сдерживания кредит.эмиссии
  • проведение жёсткой ден.политики,включая введение жёстких лимитов на ежегодные

приросты ден.массы в обращении вне зависимости от состояния бюджета,уровня

безработицы и экон.конъюнктуры в целом.

2.Политика регулния доходов-включ.все гос.мероприятия,направленные на прямое,админ.или косвенное

(через налоги) регулирование цен и з\п вплоть до их замораживания

Наиб.разумным и эффективным явл.сочетание этих двух осн.методов в зависимости от специфики национ.эк-ки

17.Государственное регулирование экономики: основные цели и инструменты.

18.Фискальная политика государства.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному и выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую. Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей. Инструментами стимулирующей фискальной политики выступают: увеличение государственных закупок , снижение налогов, увеличение трансфертов .Сдерживающая фискальная политика используется при буме («перегреве» экономики), направлена на сдерживание деловой активности в целях борьбы с инфляцией. Инструментами сдерживающей фискальной политики являются: сокращение государственных закупок, увеличение налогов, сокращение трансфертов.

19.Дискреционная и недискреционная налогово-бюджетная политика.

20.Налоги и их виды.

По субъектам налогообложения:

  1. с юр. лиц; 2 с физ. лиц.

По направлению исполнения:

1 общие; 2 специфические.

По бюджету

1 федеральные = НДС + налого на прибыль (11% из 30%) + подоходный налог с физ. лиц + акцизы на спиртное + налоги с доходов на ц.б.; 2 налоги субъектов федерации = 19% налога на прбыль + налог на имущество юр. лиц + сборы на регистрацию юр. лиц; 3 местные налоги = налог на землю + налог на имущество физ. лиц + целевые сборы.

По способу взимания:

1 пропорциональные – взимаемые по единой налоговой ставке (налог на прибыль 30 %); 2 прогрессивные – налоговая ставка увеличивается по мере роста налогооблагаемой базы (подоходный налог); 3 регрессивные – ставка налога снижается по мере роста налогооблагаемой базы (акцизы).В новом налоговом кодексе единый соц. налог имеет регрессивную шкалу. А прогрессивный подоходный налог заменен на пропорциональный.

21.Принципы налогообложения. Кривая Лаффера.

кривая Лаффера

Рис. 6.5

t

100%

t 0

0 T

t 0

  1. Государственный бюджет и его структура. Понятие дефицита и профицита. Государственный бюджет представляет собой структуру расходов и доходов государства, утвержденных в законодательном порядке. По материальному содержанию гос бюджет – централизованный фонд денежных средств государства, по социально-экономической сущности- основное орудие перераспределения национального дохода для выполнения правительством своих функций. Основные задачи – перераспределение ВВП, гос регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение бюджетной сферы и осущ. Социальной политики государства. Функции – перераспределение национального дохода, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.2 метода формирования бюджетных средств -1)бюджетный- за счет налоговых поступлений,2)кредитный- за счет государственных займов, т.е путем выпуска государственных ценных бумаг. Бюджетный дефицит – превышение расходов по государственному бюджету над доходами; является одним из факторов развития инфляционного процесса — показателя кризисного состояния государственных финансов. Профицит- положительное сальдо бюджета.

23.Сущность, функции и виды денег.

24.Денежный оборот, его структура.

25.Равновесие на денежном рынке. Теория современного монетаризма.(М.Фридман) Равновесие на денежном рынке- ситуация на денежном рынке, когда количество предлагаемых денежных средств и количество денег, которые хотят иметь на руках население и предприниматели, равны. Равновесие на денежном рынке – результат взаимодействия спроса и предложения денег. Равновесие формируется под воздействием ЦБ.Установление и поддержание равновесия на денежном рынке возможно лишь в условиях развитого рынка ценных бумаг и стабильных поведенческих связей, свойственных экономическим субъектам при относительных изменениях определенных переменных (к примеру процентной ставки).

Монетарная политика- экономическая политика, предполагающая изменения денежного предложения с целью достижения безинфляционного экономического роста и полной занятости. Основоположник теории монетаризма Ирвинг Фишер, уравнение обмена MV=PQ показывает соотношение между количеством денег в обращении и уровнем цен. Лидером современного монетаризма считается лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман……………….

26.Кредит,его функции и формы.

27.Депозитный мультипликатор.

28.Современная банковская система, принципы ее функционирования.

29.Центральный Банк: роль, назначение, операции.

30.Коммерческие банки:функции,операции.

31.Роль специализированных кредитно-финансовых институтов в экономике.

32.Основные направления кредитно-денежной политики ЦБ.

33.Экономический рост: сущность, определение и измерение. Экономический рост – увеличение потенциального ВВП, или выпуска, страны ; главный источник долгосрочного повышения уровня жизни людей. Измеряется 2 способами : а) годовыми темпами роста ВВП; б) годовыми темпами роста ВВП на душу населения. Более предпочтительным является второй способ. В качестве основных показателей измерения ЭР используются: а)коэффициент роста- отношение показателя изучаемого периода к показателю базисного периода; б) темп роста – коэффициент роста, умноженный на 100%; в)темп прироста- темп роста минус 100%. Выделяют 2 типа экономического роста- экстенсивный и интенсивный . Экстенсивный тип – осуществляется посредством использования дополнительных ресурсов, не изменяя при этом среднюю производительность труда. Интенсивный тип- связан с использованием более производительных факторов производства и технологии, т.е происходит не за счет увеличения объемов затрат ресурсов, а посредством повышения их эффективности.

34.Факторы и типы экономического роста.

35.Неокейнсианские модели экономического роста

36.Неоклассические модели экономического роста. ”Золотое правило” накопления.

капиталоемкости

37.Характеристика командно-административной системы .

развитой правовой базы и поэтому не являлась правовой властью. Она опиралась на власть госаппарата, имеющего свои особые интересы, отличающиеся от интересов народа и заключавшиеся в сохранении устраивающей их системы управления и укреплении государственной мощи. Интересы человека- работника признавались лишь в той степени, в какой они могли служить

реализации интересов власти.Поэтому характерной чертой такого общества является ограничение свобод, в том числе экономической свободы. Результатом КАС является тоталитарное государтсво. Существенной чертой КАС является деформация всех отношений общественного воспроизводства: производства, распределения, обмена и потребления. В производстве деформация начинается с подмены его цели: вместо удовлетворения потребностей общества ею фактически стало накопление ради накопления. В нормальной рыночной экономике стимулом, побуждающим к производству того или другого продукта, являются спрос и рыночная цена. В КАС таким стимулом является приказ (или план).

Из центра устанавливаются цены, нормы оплаты труда, прибыли предприятия. Для выполнения планового задания выделяются бесплатные для предприятия ресурсы, централизованно устанавливаются фонд заработной платы и перечень выпускаемых товаров. В производстве господствуют предприятия-монополисты. Для КАС также своайственно отсутствие интереса в повышении производительности труда, снижении себестоимости, расширении ассортимента товаров, качественной работе, во внедрении достижений НТР.

38.Характеристика переходного периода.

Переходная экономика – это система, которая находится в состоянии перехода от одной отжившей системы к другой более прогрессивной. Её основные черты:

  • Сочетание экономических отношений старой системы и новой;
  • Многоукладность;
  • Обострение социально-экономических отношений;
  • Структурные (это изменение принципов организации и функционирования важнейших экономических отраслей или сфер в экономике) и институциональные (это создание сети новых институтов) преобразования в экономике.

Сущность, содержание и закономерности переходной экономики.

Переходной период в экономике – исторически непродолжительный промежуток времени, в течении которого завершается демонтаж административно-командной системы (АКС) и формируется система основных рыночных институтов. Теоретическими вопросами реформ переходного периода занимается транзитология – наука о переходном периоде.

Одной из основных и относительно простых форм демонтажа АКС выступает либерализация – разрешение предприятиям самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, либерализация внешней торговли, т.е. отмена прежней гос. монополии внешней торговли. О завершении переходного периода можно говорить только когда реформы достигнут целей, поставленных обществом.

Закономерности переходного периода:

  1. Утрата гос-вом функций единоличного распоряжения экономическими ресурсами;
  2. Бюджетный кризис – неспособность гос-ва выплачивать долги;
  3. Трансформационный спад.

2000г. 204 млрд. – запас России.

Основные варианты перехода к рыночной экономике: «шокотерапия», «градуалистская» версия трансформации, «гетеродоксальный» подход.

Градуализм (градуал – постепенный) – эк. концепция, предполагающая проведение медленных, последовательных реформ и отводит гос-ву главную роль в формировании рынка. Сторонники данной концепции считают, что для создания рынка гос-во должно постепенно заменять элементы административно-командной экономики рыночными отношениями, что позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения пр-ва.

«Шоковая терапия» – эк. концепция, которая считает инструментом формирования рынка антиинфляционной политики единомышленную либерализацию цен, резкое сокращение гос. расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма, которые были разработаны М.Фридменом. Монетаризм исходит из того, что рынок – самая эффективная форма эк. деятельности и способен к самоорганизации, поэтому преобразование переходного периода должны происходить с минимальным участием гос-ва. Основной упор монетаристы делают на либерализацию экономики, полагая, что это обеспечит самоорганизацию рынка, вместе с тем одной либерализации недостаточно, поэтому она должна дополняться мерами поддержки и развития рыночных институтов со стороны гос-ва. Главная задача гос-ва в переходной период – поддержание устойчивости финансовой системы, поскольку без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией – стержень монетаризма. Финансовая политика гос-ва в период шоковой терапии должна быть направлена на обеспечение так называемых жестких бюджетных ограничений. Период высоких цен лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую стабилизацию на долгие годы.

«Гетеродоксальный» подход (эволюционная теория) – попытка обеспечить высокую эффективность производства в минимальные сроки в условиях фиксированных государственных цен. Это направление в эк. теории опирающаяся на привнесение в эк. исследования свойственных современной эволюционной биологии методологических подходов и рассмотрения процесса хоз. Изменений в терминах «естественно-го» отбора среди популяции субъектов.

Данное направление было разработано работами амер-ца Уинтера в 70-е гг. 20 в. Данная концепция предусматривает отбор и соединение наиболее эффективных форм и методов, заимствованных в градуалистском подходе и шоковой терапии. Данное направление нередко называют также «новым социализмом».

  1. Проблемы перехода Росси к рыночной экономике

40.Теория сравнительных преимуществ. Абсолютные и относительные преимущества . Теория сравнительных преимуществ во внешней торговле – согласно теории Д. Рикардо, стране следует экспортировать те товары, которые она производит с наименьшими издержками относительно других товаров, хотя эти издержки могут быть выше, чем в других странах. Суть теории абсолютного преимущества состоит в следующем: если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Исходя из теории абсолютного преимущества внешняя торговля всегда остается выгодной для обеих сторон. До тех пор пока в соотношениях внутренних цен между странами сохраняются различия, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом, т. е. у нее всегда найдется такой товар, производство которого более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных. Выигрыш от продажи продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой альтернативные издержки ниже. Абсолютные преимущества в производстве продуктов складываются, когда одна страна может выпускать их более эффективно, чем другая. Из-за тропических климатических условий и географического положения Коста-Рика, например, может выращивать бананы гораздо дешевле, чем производить компьютеры. США, наоборот, обладают достаточно высокой технологией, имеют оборудование и обученных рабочих для производства компьютеров. США имеют абсолютное преимущество в производстве компьютеров, а Коста-Рика – в выращивании бананов. Об относительных преимуществах той или иной страны говорят в том случае, когда альтернативная стоимость производства продукта у нее ниже, чем у других государств.

41.Государственное регулирование международной торговли

Несмотря на то, что свободная торговля приводит к возрастанию экономического благосостояния всех стран – как экспортеров, так и импортеров, — на практике международная торговля практически нигде и никогда не развивалась действительно свободно без вмешательства государства. История международной торговли одновременно представляет собой и историю развития и совершенствования протекционизма – государственной политики ограничения внешней торговли в целях защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. В современных условиях национальная экономика становится все более открытой, и государство должно учитывать в своей политике тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере внешнеэкономических связей. Внешнеторговая политика по-прежнему остается одним из основных направлений государственного регулирования экономики.

Инструменты, используемые государством для регулирования международной торговли, можно разделить на тарифные (основанные на использовании таможенного тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг и т. д.).

Существует две системы внешнеторговой политики:

  1. протекционизм – характеризуется введением высоких таможенных пошлин на импортные товары
  2. свободная торговля – это свободный, без пошлинный или облагаемый лишь незначительными пошлинами ввоз товара.

Причины ограничения международной торговли:

  1. защита отраслей связанных с национальной обороной
  2. защита новых отраслей, диверсификация (разнообразие)
  3. защита от конкуренции более дешевой иностранной рабочей силы
  4. ответные меры на ограничение торговли нашими товарами
  5. доходы (для развивающихся стран)
  6. второстепенные аргументы (образ жизни, предметы роскоши).

42.Платежный балан c

43.Причины и способы финансирования дифицита платежного баланса.

44)Номинальный и реальный обменный курс. Валютный курс-

45)Теория паритета пакупательной способности.

46)Системы гибких и фиксированных валютных курсов.