По Политической социологии

Шпаргалка

Вопрос 1.

Политическая социология занимает промежуточное место в системе политологических дисциплин, т.к. изучает влияние политики на общество. С другой стороны, политическая социология является отраслевой дисциплиной, так как изучает закономерности функционирования групп, классов, институтов под воздействием политических процессов. Таким образом, политическая социология – междисциплинарная наука, которая использует знание политологии, социологии, социальной психологии, социальной антропологии, экономики, аккумулирует эти знания и дает свое понимание сущности социально-политических отношений.

Предмет политической социологии тесно связан с пониманием категории «социальное». Вебер говорил о том, что в основе изучения социологии лежит категория действия. Он выделил 4 вида действий:

1) аффективные – эмоциональные,

2) традиционные часто механические,

3) ценностно-рациональные

4) иррациональные

Вебер выделил как социальные 3) и 4).

Действия, ориентированные человека с учетом того, что он их поймет и даст ответную реакцию, он называет социальными действиями.

Специфика предмета политической социологии заключается в том, что политические отношения рассматриваются через призму социальной структуры общества, а общество и его структура рассматривается с точки зрения влияния на них политических отношений.

Основные проблемы полит социологии

1) проблема в/действия политического и социального в жизни общества

2) проблемы формирования и функционирования власти и властных отношений в структуре общества

3) проблемы полит социализации и полит отчуждения

4) проблемы роли общественного мнения в функционировании власти и властных отношений

Вопрос 7.

— с подъемом вышколенного чиновничества возникали руководящие политики

— чиновники-специалисты и политические чиновники

— политически пригодные слои несословного характера: клирики, грамматики, знать, патрициат, юристы

— подлинной профессией настоящего чиновника не должна быть политика

— чиновник должен управлять беспристрастно. Бороться – стихия политика

— концепция рациональной бюрократии, пришедшей на смену патриархальной;

— Компетенция каждого бюрократического уровня четко регламентирована, четко зафиксирована нормативно;

— Иерархическая организация бюрократической структуры основана на базе твердо установленных принципов должностных субординации;

— Вся формальная внутриорганизационная деятельность осуществляется в форме письменных документов, подлежащих последующему хранению;

— Все должностные лица должны быть хорошими специалистами в области администрирования т.е. Быть компетентны не только в сфере своих профессиональных должностных обязанностей, но и в области норм, правил и процедур деятельности бюрократической организации в целом.

— Бюрократия — организация с пирамидальной структурой власти, использующая силу действия универсальных и безличных правил, чтобы поддержать эту структуру, уделяющая главное внимание недискреционным аспектам управления.

— Бюрократическая организация — наиболее рациональное институционное устройство для решения сложных задач управления в современном обществе, и основа ее рациональности состоит в обезличенности ее функционирования, что дает гарантии от произвола конкретных исполнителей.

— бюрократия одинаково эффективно служит любому политическому «хозяину», но не вмешивается при этом в политику;

— важнейшее ее достоинство — независимость от воздействия субъективных влияний на принятие решений;

Вопрос 13.

— об-во – саморазвивающаяся, самодостаточная открытая система, обладающая своими функциями, обеспечивающими ее жизнеспособность

— функции – деятельность, кот обеспечивает воспроизводство и развитие системы

— дисфункция – деятельность, препятствующая развитию и воспроизводству системы

— 4 функции AGIL: адаптация, целедостижение, интеграция, латентность – функция сохранения и передачи культурного образца

— 4 основных системы

Поведенческий организм Личность
Система культуры Социальная система

— соц система подразделяется на 4 подсистемы:

Экономическая Политическая
Попечительства правовая

— самая главная подсистема – культурная

— большую роль в развитии культуры играет религия – интегратор и передатчик культурных образцов

— в развитии общества важную роль играет социализация

— категории статуса и роли

— слабая черта – не рассматривал динамику об-ва, разработал статическую модель

— любые дисфункции разрушают систему

— задача управления – выявлять, диагностировать и предотвращать конфликты, так как они разрушают систему

Вопрос 22.

— Иституц различие – выражение групповых интересов посредством полит институтов.

— Инстит уровень взаимодействия выражается в системе соц представительства ч/з кот воля граждан переносится в сферу принятия полит решений. В систему соц представительства включ партийные системы и системы гражд добровольных ассоциаций – групп интересов.

— Группы интересов отличаются от полит партий, хотя успешно функционировать могут лишь с пом полит партий.

— Группы интересов включают в себя лобби и группы давления

— лоббизм – это непосредственное воздействие на процесс принятия закона в парламенте

— группы давления – орг-ии, кот стремятся помешать принятию полит решения или пошагово принять

— группы интересов определяются как добровольные организации, представляющие интересы входящих в них людей. Они не стремятся к завоеванию власти, их способ действий – убеждение как тех, кто управляет, так и общества, а также информационные функции

функции групп интересов: 1) артикуляция интересов разл соц групп, 2) агрегация интересов – согласование посредством дискуссий частных требований и установление м/у ними опред иерархий, 3) функция информирования органов, приним полит решения

— группы интересов эффективно выполняют свою функцию тогда, когда они представляют все разнообразие существующих в об-ве интересов: эконом, соц, идеолог, культ.

— открытое и закрытое влияние групп интересов, по степени организации и специализации, по различию в общ сферах деятельности

— по степени организации: анемические – стихийные, недолговечные, неассоциативные – недобровольные формирования на основе родства, религиозных взглядов, институциональные – формальные организации, ассоциативные – профсоюзы, объединения предпринимателей

— по различию в сферах деятельности: в эконом сфере, в сфере труда, в полит и т д

Вопрос 30.

— общ мнение – органический продукт общ жизни, некое коллективное суждение, возникающее в процессе и результате весьма сложной коммуникации – публичной дискуссии

— существует и возникает не по любому поводу, а тогда, когда 1) существуют проблемы, вызывающие всеобщий интерес к информации, 2) наличие осознающего себе в кач-ве соц субъекта общественности, 3) наличие свободного доступа к информации

— поллстеры – люди, кот занимаются изучением

— Тард – необходимость изучения (19в).

Возникновение общ мнения – действие механизма подражания на основе кот строятся чел отношения

— Ласуэлл, Липман – осн проблемы общ мнения, указали, что общ мнение не может быть адекватным выражением происходящих событий. В критических ситуациях общ мнение ошибочно. Влияние общественности на деятельность правительства опасно.

— 1935 – институт Гэллопа, 1957 – Роуперовский НИЦ, Европа – Ноэль-Нойман, ВЦИОМ, Левада

— Лазарсфельд и Берильсон. Распределение информации и ее влияние происходит в 2 этапа: от СМИ к лидерам, от лидеров к последователям. Т о было возможно существование определенных инновационных групп, кот-е продуцируют или первыми усваивают новые ориентиры или новую информацию

— Луман. Общ мнение рассматривается через отрицание наличия какого-либо субъекта. Центральным явл понятие содержания и темы, предлагаемой об-вом Благодаря публичной доступности и гласности, об-ву одновременно предлагается спектр тем, кот находятся в центре внимания. Однако одновременная коммуникация с несколькими темами невозможна, поэтому выбирается только одна. Ввел понятие «степень внимания».

— Хабермас. Нормативная концепция. Общ мнение в связи с правом и политикой. Инструмент в руках элиты, всегда официально, отождествляется с тем, что представлено в СМИ.

— Ноэль-Нойман. Выделял общ мнение и обыденное мнение. Общ мнение – 2 источника – непосредственное наблюдение за окружающими, одобрение или неодобрение их действий. Тематика порождается СМИ. Формирует настроения и оценки людей

— Мэртон. Структурно-функциональная. Базируются на утверждении, что у людей сущ бессознательное стремление прийти к некоему общему суждению, согласию. Выполняет функцию интеграции. Социальный контроль.

— объект – те на кого направлены действия по проведению опред идей или формирования опред представления или мнения

— субъект – опред общ общность, кот обладает опред интересом, стремится к защите и проведению интереса.

— черты общ мнения: не представляет из себя сумму мнений отдельных людей, некий конгломерат, состоящий из опред точек зрения, 2) не всегда объективное отражение реальности, может быть иллюзорным. Компетентность опред такими факторами как уровень образования населения, специфика нац культуры и истории, уровень информированности, степень идейно-политической дифференциации СМИ.

Вопрос 35.

— 1796 – термин идеология де Траси – наука об идеях

— идеология всегда связана с системой чьих-либо интересов

— не может быть научной

— 2 понятия: отношения на уровне идеи и на уровне реальности

— миф –
интеллектуальная конструкция

, внутренняя логика проблемы или соц ситуации
.

— Леви-Стросс. Цель и смысл мифа – логическая модель разрешения противоречий жизни. Позволяет примирить свои притязания на логичность с внешней алогичностью. С мифом схожа идеология.

— марксизм – идеология – космогония, кот позволяла понять миф и господствовать над ним.

— идеология – интеллектуальный инструмент, с пом которого можно занять доминирующее положение

— идеология имеет двойное требование – внутреннюю логическую взаимосвязанность и применимость к реальности. Удается в той мере, в кот она согласована с требованиями людей и выступает инструментом, кот позволяет выстраивать поведение людей

— идеологию проводят интеллектуалы. Формируют научное знание, вычленяют доктрины, в кот отражены интересы и направленность знания. На основе этих доктрин строятся программы действия

— дает самооправдание соц группе и ее существованию

— идеология – это совокупность иллюзорных идей, концепций, мифов, верований, догматов, целевых установок, выражающая интересы одной или нескольких соц общностей и ориентированная на замещение и подмену рациональных представлений о действительности, целях сохранения или изменения соц идеалов, ценностей, норм, а также политических, экономических и других отношений.

— не являясь религиозной, она исходит из опред образом познанной или сконструированной реальности

— ориентирована на человеческие интересы и имеет целью манипулирование и управление людьми путем воздействия на их сознание

— ей присущ значит элемент иррационализма

— в рамках идеологии цели и программы направляются на закрепление или изменение общ опыта. Ядром идеологии всегда явл идеи, связанные с захватом и удержанием власти. Обусловлена конфликтной природой мира политики, моделью враг/друг

— Маркс: 1) идеалист концепции, согласно которым миф представляет собой воплощении идей, 2) тип мыслит процесса, когда его субъекты-идеологи, не сознавая связи с материальными интересами опред классов постоянно воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности общ идей, 3) метод подхода к действительности, состоящей в конструировании мнимой реальности, кот выдается за действительность

— Умберто Эко. Идеология – перекодирование первичного кода, предающее сообщениям вторичный смысл. Перекодирование – это модификация первичного кода, приводящая к нестандартному употреблению прежнего правила и созданию нового правила

— Мангейм. Понимание того, что в опред ситуации коллективное бессознательное опред групп скрывает действительное состояние об-ва как от себя, так и от других и тем самым стабилизирует его.

Вопрос 2.

Политическая социология использует теоретические подходы и методы, выработанные в рамках общей социологии, в том числе включенное наблюдение, массовые опросы, фокус-группы, экспертные опросы и углубленные интервью, контент-анализ, а для обработки данных — методы прикладной статистики.


Виды социологических методов

Интервью “лицом к лицу

(face face interview) — наиболее дорогостоящий, но наиболее точный метод получения информации от респондентов. Полезен в случае, если анкета содержит много открытых вопросов либо большое количество вопросов. Интервью способен при этом облегчить респонденту задачу, субъективно располагая его к обстоятельной беседе, но может наоборот сковывать респондента.

Телефонный опрос — наименее дорогостоящий с низкой вероятностью систематических смещений. Эффективен при осуществлении быстрых опросов с коротким списком вопросов. С другой стороны, респонденты нередко испытывают неловкость в общении с безличным голосом на другом конце провода, что не располагает к искренности ответов.

Почтовая рассылка — относительно недорогой и свободный от субъективного воздействия метод, позволяющий респонденту в спокойной обстановке тщательно обдумать свои ответы. Техническая легкость обработки полученных анкет, сканирование или автоматическое распознавание текста, облегчает задачу обработки большого массива информации. Однако почтовые опросы часто страдают низким уровнем отклика респондентов от 2-40%.


Способы выборки:

Случайная выборка — каждый элемент генеральной совокупности имеет равный шанс быть выбранным, при условии гомогенности. Например: из телефонного справочника отбираются каждый десятый житель города.

Стратифицированная выборка — совокупность четко делится на несколько значимых подгрупп, страт и опрашиваются самостоятельно. Например: студенты, их родители и преподаватели.

Кластерная выборка — когда мы имеем дело с исключительно большой совокупностью, может оказаться что по техническим и финансовым причинам невозможно опросить каждого потенциального респондента, оказавшегося в случайной выборке. Например: нас интересуют некоторые аспекты развития крупных городов, вместо того чтобы включать респондентов из сотен городов мы в качестве “типичных” выбираем несколько городов и опрашиваем их жителей, обобщая полученные результаты и распространяя их на все города страны.


Ошибки выборки:

Нерепрезентативная выборка

Самоотбор- респонденты, согласившиеся ответить на вопросы анкеты, могут так или иначе выделяться из основной массы выборки.
Неискренность

— респонденты скрывают свои позиции по вопросам касающихся религиозных, расовых, равенства полов, гомосексуальности и др. вопросов личного характера.

Ошибки сбора данных — физические, технические и прочие обстоятельства могут затруднять процесс сбора данных. (Коррупция, оборот наркотиков, неуставные отношения в армии и т.д.)

Ошибки наблюдения

Ошибки инструментария

Вопрос 14.

— функционалист

— поддерживал осн принципы Парсонса

— в обществе действуют не только функции, но и дисфункции, которые необходимы

— об-во нужно рассматривать как с точки зрения явных функций, так и с точки зрения латентных функций

— явные функции – те действия и то поведение, кот ожидаемо, наблюдаемо и прогнозируемо

— латентные функции – поведение, кот не ожидается, формально не описано, но может играть большую роль в развитии системы по своим последствиям

Вопрос 15.

— социология имеет значение, потому что она берет на себя задачу восстановить для людей значение из действий

— структурализм

— вопросы восприятия и конструирования мира людьми на основе их положения в соц пространстве

— габитус – свойство, состояние, положение

— габитус – структурирующая структура и одновременно структурируемая. Ментальные и когнитивные структуры, посредством которых люди действуют в соц мире. Интериоризованный ансамбль соц отношений

— процесс интериоризации – процесс, когда внешние человеку нормы становятся частью его внутренней сущности

— габитус отражает разделение в классовой структуре и приобретается в результате длительного занятия опред положения.

— отдельные люди могут иметь несоответствующий габитус – «гистерезис» (отставание, запаздывание) – какое-то время после того, как соц отношения изменились, агент по-прежнему воспроизводит старые соц отношения, продуктом которых явл его габитус

— габитус обеспечивает принцип выбора людьми альтернатив или стратегий поведения. Габитус не является неизменной структурой, он меняется, когда меняются ситуации, в кот находятся люди. Габитус существует ниже уровня сознания и языка, анне зоны доступа волевого контроля.

— поле – отношения м/у объективными позициями, кот занимают люди. Отношения независимые от индивидуального сознания

— центральное поле – политическое (поле власти).

Иерархия властных отношений в рамках полит поля структурирует все прочие поля

— процесс анализа: отражение первостепенного значения поля, проследить отношение полит поля с полем — составляется структура отношений в рамках этого поля — попытка определить характер габитуса агентов

— 4 вида капитала: экономический, культурный, социальный, символический

— гос-во – место борьбы за монополию над символическим насилием

— институт символического насилия – образования

— образоват система задействована в воспроизводстве властный и классовых отношений

— идея демократии без институтов, без отчуждения воли одних другими

— критиковал всеобщее избират право

Вопрос 25.

— номенклатура — перечень важных должностей, кандидатуры на которые предварительно рассматривались и утверждались данным партийным комитетом.

— лица, входившие в номенклатуру, освобождались от работы с согласия вышестоящего партийного органа.

— особенностью становления советской элиты было рождение ее как номенклатуры

— Списки ключевых должностей составлялись в ЦК КПСС. Назначение на эти ключевые должности было невозможно без согласования с руководящими партийными органами. В высшую номенклатуру входили лица, занимавшие посты, которые подлежали утверждению в политбюро или секретариате ЦК КПСС, они и составляли элиту общества.

— элита была монолитной по своему характеру. Может быть названа «партийно-государственной». Монолитность была обусловлена тем, что все ее члены были коммунистами и проходили утверждение в высших партийных инстанциях. Они обязаны были исповедовать марксизм-ленинизм и придерживаться правил советского этикета.

— состав членов ЦК КПСС: руководство страны – Политбюро и Секретариат ЦК КПСС — законодательную власть; руководители аппарата ЦК КПСС — исполнительная власть; руководители региональных комитетов КПСС; министры; руководители силовых структур; руководители Советов; дипломаты высокого ранга; руководители молодежных, профсоюзных, творческих союзов.

— рангов

— отсутствовала семейственность

— карьера: учеба в Москве, работа в советских, комсомольских, хозяйственных или партийных органах какого-нибудь региона, вызов в Москву и работа 1-2 года в ЦК КПСС, возвращение в провинцию на более высокую должность (как правило, на должность первого секретаря обкома КПСС)

Вопрос 29.

— “Гражданская культура” 1963

— приходская или парокиальная (около,везде) — отсутствие интереса людей к политике, знаний о ПС и существенных ожиданий от ее функционирования

— подданническая — сильная ориентация на политические институты, но не высок уровень индивидуальной активности граждан

— партиципаторная или частническая — отражает заинтересованность граждан в политическом участии и проявлении ими соответствующей активности

— Гражданская культура — это смешанная политическая культура. В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике; однако многие другие играют более пассивную роль “подданных”. Еще важнее тот факт, что даже у тех, кто активно исполняет гражданскую роль, качества прихожан и подданных не полностью вытеснены. Роль участника просто добавляется к тем двум ролям. Это означает, что активный гражданин сохраняет свои традиционалистские, неполитические связи, равно как и свою более пассивную роль подданного.

Вопрос 32.

— общ мнение – органический продукт общ жизни, некое коллективное суждение, возникающее в процессе и результате весьма сложной коммуникации – публичной дискуссии

— существует и возникает не по любому поводу, а тогда, когда 1) существуют проблемы, вызывающие всеобщий интерес к информации, 2) наличие осознающего себе в кач-ве соц субъекта общественности, 3) наличие свободного доступа к информации

— поллстеры – люди, кот занимаются изучением

— Тард – необходимость изучения (19в).

Возникновение общ мнения – действие механизма подражания на основе кот строятся чел отношения

— Ласуэлл, Липман – осн проблемы общ мнения, указали, что общ мнение не может быть адекватным выражением происходящих событий. В критических ситуациях общ мнение ошибочно. Влияние общественности на деятельность правительства опасно.

— 1935 – институт Гэллопа, 1957 – Роуперовский НИЦ, Европа – Ноэль-Нойман, ВЦИОМ, Левада

— Лазарсфельд и Берильсон. Распределение информации и ее влияние происходит в 2 этапа: от СМИ к лидерам, от лидеров к последователям. Т о было возможно существование определенных инновационных групп, кот-е продуцируют или первыми усваивают новые ориентиры или новую информацию

— Луман. Общ мнение рассматривается через отрицание наличия какого-либо субъекта. Центральным явл понятие содержания и темы, предлагаемой об-вом Благодаря публичной доступности и гласности, об-ву одновременно предлагается спектр тем, кот находятся в центре внимания. Однако одновременная коммуникация с несколькими темами невозможна, поэтому выбирается только одна. Ввел понятие «степень внимания».

— Хабермас. Нормативная концепция. Общ мнение в связи с правом и политикой. Инструмент в руках элиты, всегда официально, отождествляется с тем, что представлено в СМИ.

— Ноэль-Нойман. Выделял общ мнение и обыденное мнение. Общ мнение – 2 источника – непосредственное наблюдение за окружающими, одобрение или неодобрение их действий. Тематика порождается СМИ. Формирует настроения и оценки людей

— Мэртон. Структурно-функциональная. Базируются на утверждении, что у людей сущ бессознательное стремление прийти к некоему общему суждению, согласию. Выполняет функцию интеграции. Социальный контроль.

— объект – те на кого направлены действия по проведению опред идей или формирования опред представления или мнения

— субъект – опред общ общность, кот обладает опред интересом, стремится к защите и проведению интереса.

— черты общ мнения: не представляет из себя сумму мнений отдельных людей, некий конгломерат, состоящий из опред точек зрения, 2) не всегда объективное отражение реальности, может быть иллюзорным. Компетентность опред такими факторами как уровень образования населения, специфика нац культуры и истории, уровень информированности, степень идейно-политической дифференциации СМИ.

Вопрос 37.

— Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обладающая определенными социально-психологическими свойствами.

— Молодость, как определённая фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.

-существенным признаком поколения является не только возраст, но единство убеждений, целей, общность переживания и отношения к жизни. С возрастом поколение не утрачивает социальных черт, воспитанных эпохой.

— социальные функции: 1) наследует достигнутый уровень развития общества и государстваи формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества. 2) имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества. 3) отличается несформированностью ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостатком жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. 4) является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.5) является источником социально-экономического и духовного возрождения, а с другой – источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряжённости.

— может явиться фактором как ускорения, так и торможения развития

— основными агентами политической социализации современной российской молодежи являются семья, СМИ и Интернет, молодежные политические организации и движения, политические партии.

— молодежная политика представляет собой, прежде всего, деятельность органов власти по созданию условий самореализации молодого человека, социально-позитивной деятельности молодежных объединений и молодежных инициатив, деятельность по созданию определенных законодательством гарантий для молодежи в правовой, экономической и иных сферах жизни

— низка степень вовлеченности молодежи в политические процессы, в среде господствует плюралистическое отношение к идейным течениям, а интерес к политике не представляет собой постоянную величину, и весьма сильно меняется в зависимости от обстановки в стране, выборов на общефедеральном или региональных уровнях, и ряда других факторов.

Вопрос 3.

Политическая социология явл отраслевой социологией. Как отдельное научное направление сформировалась в 20-е годы век в Чикаго (Чикагская школа социологии) – Ч.Мерриам и П.Ласуэлл.

Предшественниками полит соц-ии явл Аристотель, Макиавелли, Гоббс, Монтескье, Токвилль, важное значение для развития теории полит соц-ии имело различение понятий гражданского общества и государства. Этими вопросами занимались франц энциклопедист Сен-Симон, Фергюсон, особый вклад внес Гегель, идеи которого о гражданском обществе были углублены в работах Маркса, а затем Вебера, Парето и Ласуэлла.

Развитие отношений капитализма привело к противостоянию классов, что привело к конфликту, кот выразился в забастовках, революциях. Поэтому возникла необходимость в научной рефлексии. Также важной предпосылкой послужило развитие атеизма и естественных наук.

Вопрос 6.

— Разработал теорию власти

— — господство использовал для понимания сущности государства

— рациональное господство слабое, с точки зрения легитимности

— между традиционным и харизматическим господством есть общее, огни опираются на личность

— харизма исчезает, если она становится чем-то повседневным

— легально-рациональное господство обусловлено интересами в качестве мотива. Подчинение не личности, а закону

Вопрос 11.

— представитель функционализма

— 1925 – «Социология революции» — научное восприятие революции

— выступал против большевиков (эсер)

— революция – смена в поведении людей, их верованиях и ценностях. Революции вызываются всеобщим подавлением базовых инстинктов

— революция – наихудший способ улучшения материальных и духовных условий жизни масс, т к улучшение достигается высокой ценой

— революции противопоставлял соц эволюцию

— только ч/з реформы, продуманные и сбалансированные можно улучшить жизнь

— правила реформирования:

1) реформы не попирают чел природу и базовые инстинкты

2) исследование соц условий до реализации реформ

3) соц эксперименты сначала испытывать в малом масштабе

4) правовые и конституционные средства проведения реформ

Вопрос 16.

— политику — область целенаправленных отношений между группами по поводу использования институтов публичной власти для реализации их общественно значимых интересов и потребностей

— структура: 1) политические отношения, выражающие устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и с институтами публичной власти, 2) политическое сознание, выражающее зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властно значимым интересам, 3) политическая организация, характеризующая роль институтов публичной власти как центров управления и регулирования общественными процессами

— функции: выражение интересов всех групп и слоев, сглаживание возникающих противоречий, управление и руководство политическими и общественными процессами, интеграцию различных слоев населения, среда социализации личности.

Вопрос 18.

Легитимность – степень согласия м/у управляющими и управляемыми.

Утеря легитимности: 1) управляемые перестают признавать право на управление, 2) властные структуры осознают утерю позже, 3) усталость от старых лидеров, желание новых идей, 4) терять легитимность болезненно.

Источники власти: 1) власть вознаграждения, 2) власть принуждения, 3) власть эталона, 4) власть знатока, 5) информационная власть, 6) нормативная власть.

Люди подчиняются: 1) надеясь получить выгоду, 2) считая, что другие еще хуже, 3) протестовать хлопотно и дорого.

Вопрос 19.

— в отличие от физич пространства, в социальном пространстве, люди, находясь рядом друг с другом могут находиться на разных уровнях и не пересекаться друг с другом, т к принадлежат к разным группам

— понятие соц пространства выходит из теории стратификации соц мобильности, т к люди принадлежат к группам, а группы занимают каждая свое положение, т к они принадлежат к пространствам, кот занимает данная группа в общности

— особенности соц пространства – оно многомерно, возможность перемещения в горизонтальном и вертикальном направлении, пространство тем больше, чем меньше в обществе предписанных ролевых позиций

— полит прост-во – прост-во, в кот располагаются группы, связанные распределением власти.

— вопросы власти в совр полит соц-ии тесно связаны с рассмотрением проблемы соц и полит прост-ва

— власть – это совокупность полит институтов, посредством функционирования которых одни соц группы получают возможность навязывать свою волю другим

— сущность гос-ва состоит в том, что это единственная инстанция, кот обладает легитимным правом на насилие

Вопрос 21.

— Сорокин выделил 3 уровня соц стратификации : политическая, экономическая, социальная

— в соотв с 3 видами соц дифференциации выделяют 3 разн формы и механизма влияния соц групп на полит власть

1) экономико-технологическая дифференциация – отражает индустриальное, профессиональное и коммерческое разделение организаций. Заметную роль играет средний класс, а также разл корпоративные соц группы. Корпоративизм – специфич соц-полит процесс, в кот. Органическое кол-во организаций, монопольно представляющих функциональные интересы вступают в переговоры с гос институтами с целью определения гос политики.

2) различие соц статусов, влияющих на межличностные отношения и играющих сущ роль в полит социализации. Статусные различия приводят к различию в доходах, организационных позициях, в распределении ресурсов, с пом которых индивиды или группы могут влиять на поведение др субъектов. В случае использования этих ресурсов во властных отношениях, они становятся политическими. Соц субъекты, контролирующие власть в об-ве могут перераспределять существующие и создавать новые полит ресурсы. В трад об-ве ресурсы жестко иерархизированы. И это приводит к накоплению неравенства и доминированию одной соц группы. В совр об-ве другая модель распределения неравенства – дисперсионная, рассеянная. А само расхождение рангов одного и того же субъекта в различных соц иерархиях наз соц декомпозицией. Подобная модель разрушает экстремальное неравенство важнейших полит ресурсов и появляется большая возможность доступа к ним со стороны разл субъектов

3) институциональные различия, влияющие на способы в/действия групп с разл полит организациями. Иституц различие – выражение групповых интересов посредством полит институтов. Инстит уровень взаимодействия выражается в системе соц представительства ч/з кот воля граждан переносится в сферу принятия полит решений. В систему соц представительства включ партийные системы и системы гражд добровольных ассоциаций – групп интересов. Группы интересов отличаются от полит партий, хотя успешно функционировать могут лишь с пом полит партий. Группы интересов включают в себя лобби и группы давления

Вопрос 27.

— Корпоративизм – специфич соц-полит процесс, в кот. Органическое кол-во организаций, монопольно представляющих функциональные интересы вступают в переговоры с гос институтами с целью определения гос политики.

— в обмен на благоприятную на них политику, лидеры этих организации согласны мобилизовать своих членов на поддержку и осуществление политики государства

— корпорация – это формальные негос группы, выполняющие гос задачи. И отношения м/у гос-вами и этими группами развиваются таким образом, что последние могут мобилизовать своих членов на поддержку гос-ва в обмен на благоприятные полит решения

— корпоративные организации монопольны, гос-во дает разрешение им на монополию

— корпорации занимают промежуточное место м/у гос-вом и гражданским об-вом

Вопрос 33.

Политическое участие — любые по преимуществу добровольные действия индивидов или групп, связанные с их относительно эффективным участием (непосредственным или опосредованным) в разработке, принятии и осуществлении политических решений или курсов; проявление вовлеченности граждан в политико-властные отношения.

— Виды политического участия: 1) автономное (имеет добровольный характер) или мобилизованное (достигается средствами манипулирования), 2) индивидуальное или коллективное, 3) активистское или пассивное, 4) легально-конвенциональное или нелегальное, 5) традиционное или инновационное, 6) постоянное или эпизодическое.

— Базовые мотивы участия в политике: I. Инструментально-рациональные, II. Образовательно-развивающие, III. Коммунитаристские.

— Электоральное поведение : Социологическая модель — поведение избирателей исходя из фактора социальной дифференциации, групповая основа голосования, социально-психологическая — голосование есть инструмент демонстрации избирателями своей политической идентификации, долгосрочных чувств преданности, которые испытывают к отдельным политикам; модель рационального выбора — процесс индивидуальных предпочтений избирателя в соответсвии с его интересами.

— Новые тенденции электорального поведения: снижения влияния социальных факторов на политические предпочтения (уже нет жесткой социальной стратификации); ослабление партийных ориентаций избирателей (снижение идеологического противостояния партий), усиление краткосрочных факторов (реагирование на информационный повод со стороны партий), формирование “нового избирателя” около 10-15%, мобильность, неустойчивость политических предпочтений (самые образованные выходцы из среднего класса), рационализация политического выбора (политики профессионалы вместо лидеров ситуации т.е. харизматических лидеров), отказ от голосования и протестное голосование как результат недоверия институту выборов и ее результатам

— Кризисы политического участия : Модернизационные процессы (традиционная элита теряет легитимность, не способна удовлетворить растущие потребности групп), Претензии новых элитных групп на власть чаще выражаются в форме протестного поведения, саботажа и т.д., Оторванность политической элиты от массовых групп, разные цели и ценности, рост социально-экономического положения способствует с одной стороны стремлению индивидов закрепить свое положение через пассивное участие, а с другой стороны приводит к политической отчужденности (отсутствие интереса)

Вопрос 36.

— гражданское об-во – понятие, кот было введено еще Аристотелем

— особое внимание проблемам гражд об-ва уделяли Гегель и Маркс

— Гегель. Гражд об-во – часть гос структуры, кот возникает с развитием кап отношений и способствует развитию демократии

-Маркс. Гражд об-во – важная категория противопоставления гос-ву. Отмирание гос-ва и замена его общественным самоуправлением.

— гражд об-во — система общ организаций и структур, кот призваны решать насущные проблемы людей на местах своими собственными средствами

— гражд об-во существует вне политики

— функции: 1) решение проблем в локальных сферах и управление об-вом в этих сферах, 2) изучение проблем, сущ в об-ве и педалирование их решения, 3) гражд об-во может обладать законодательной инициативой, 4) гражд об-во выступает критиком и контролером за деятельностью гос-ва

Вопрос 43.

— нет государства без особой территории, удерживаемой воедино некоторым силовым центром

— власть государства означает способность провозглашать и вводить в действие закон страны, т е те правила, которые должны соблюдаться всеми подданными этой власти и теми, кто хотя бы чисто физически находится на территории этого государства

— исключительное право принуждать с применением физической силы

— любое использование силы, не уполномоченное государством осуждается как акт насилия

— законы определяют обязанности и права подданных государства

— права: личные, политические, социальные

— функции: охранительная, подавляющая

— быть гражданином – быть не только подданным, но и иметь право голоса в определении гос политики, иметь возможность влиять на деятельность гос-ва

— отношения гос-ва и подданных ассиметричны

— монополия на информацию

— легитимация

— подчинение гос-ву – яркий признак патриотизма

— национализм – безоговорочная преданность нации

— национальное гос-во – идентификация с нацией

— подчинение от имени нации, неповиновение – предательство нации

— нация – территория, язык, судьба

— национализм – поддержание соц порядка

Вопрос 4.

Парадигма — это сово­купность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных. Впервые термин «парадигма» ввел в научный оборот амери­канский философ и историк науки Т. Кун. Иногда под парадигмой понимают крупные тео­рии или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки. Все социологические парадигмы можно разделить на три уровня: макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные общие парадигмы.

Одной из самых распространенных явл клас­сификация Г. В. Осипова: парадигмы социальных факторов (структурный функцио­нализм и теория социальных конфликтов); парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология); парадигмы социального поведения (теории обмена и со­циального действия).

В западной социологической мысли: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология.

Вопрос 9.

Развитие отношений капитализма привело к противостоянию классов, что привело к конфликту, кот выразился в забастовках, революциях. Поэтому возникла необходимость в научной рефлексии. Также важной предпосылкой послужило развитие атеизма и естественных наук.

— динамика общества

— об-во может развиваться только революционным путем

Вопрос 10.

— представитель функционализма

— общество с подлинным равенством всех членов – миф

— 3 вида стратификации: экономическая, политическая, профессиональная

— в любом обществе борьба м/у силами стратификации и силами выравнивания

— чрезмерная стратификация ведет к социальным конфликтам

— радикальное выравнивание ведет к анархии и бедности

— важны соц перемещения

— каналы соц мобильности – семья, церковь, школа, армия, полит, эконом и проф организации

— истина, красота и любовь спасут человека от саморазрушения

— типы культуры: умозрительная, чувственная и идеалистическая

— история – смена доминирующих типов культур

— идеальный тип – сочетание умозрительных и чувственных элементов

Вопрос 17.

— вопросы власти в совр полит соц-ии тесно связаны с рассмотрением проблемы соц и полит прост-ва

— власть – это совокупность полит институтов, посредством функционирования которых одни соц группы получают возможность навязывать свою волю другим

— сущность гос-ва состоит в том, что это единственная инстанция, кот обладает легитимным правом на насилие

— власть – это опред совокупность средств организации соц пространства ч/з соответственные точки напряжения

— она существует везде, где есть совместная деятельность

— необходимый атрибут общ отношений

— совместное действие предполагает опред соотношение м/у властью и авторитетом

— там, где есть авторитет, там есть и власть

Вопрос 20.

— модель стратификации позволяет смоделировать полит пирамиду об-ва и выявить полит интересы отдельных групп

— стратификация рассматривает различия м/у полит господствующими группами и массами

— вертикаль политической иерархии выстраивается ч/з призму принадлежности к опред полит силам

— осн критерий выделения полит страты – уровень обладания полит властью

— Сорокин выделил 3 уровня соц стратификации : политическая, экономическая, социальная

— в соотв с 3 видами соц дифференциации выделяют 3 разн формы и механизма влияния соц групп на полит власть

1) экономико-технологическая дифференциация – отражает индустриальное, профессиональное и коммерческое разделение организаций. Заметную роль играет средний класс, а также разл корпоративные соц группы. Корпоративизм – специфич соц-полит процесс, в кот. Органическое кол-во организаций, монопольно представляющих функциональные интересы вступают в переговоры с гос институтами с целью определения гос политики.

2) различие соц статусов, влияющих на межличностные отношения и играющих сущ роль в полит социализации. Статусные различия приводят к различию в доходах, организационных позициях, в распределении ресурсов, с пом которых индивиды или группы могут влиять на поведение др субъектов. В случае использования этих ресурсов во властных отношениях, они становятся политическими. Соц субъекты, контролирующие власть в об-ве могут перераспределять существующие и создавать новые полит ресурсы. В трад об-ве ресурсы жестко иерархизированы. И это приводит к накоплению неравенства и доминированию одной соц группы. В совр об-ве другая модель распределения неравенства – дисперсионная, рассеянная. А само расхождение рангов одного и того же субъекта в различных соц иерархиях наз соц декомпозицией. Подобная модель разрушает экстремальное неравенство важнейших полит ресурсов и появляется большая возможность доступа к ним со стороны разл субъектов

3) институциональные различия, влияющие на способы в/действия групп с разл полит организациями. Иституц различие – выражение групповых интересов посредством полит институтов. Инстит уровень взаимодействия выражается в системе соц представительства ч/з кот воля граждан переносится в сферу принятия полит решений. В систему соц представительства включ партийные системы и системы гражд добровольных ассоциаций – групп интересов. Группы интересов отличаются от полит партий, хотя успешно функционировать могут лишь с пом полит партий. Группы интересов включают в себя лобби и группы давления

Вопрос 23.

— выборы – институт, позволяющий сформулировать требования, соотвеств реальныи интерсам об-ва

— явл надежным средством легитимации полит режима

— способствуют организации населения в полит партии и др группы

— средство полит социализации населения, т к всеобщее избират право, предвыборная кампания, освещение ее в СМИ способствует повышению полит информированности населения

— дают возможность населению вмешиваться в полит процесс

— эффективность выборов определяется совершенством системы представительства, т е насколько благодаря выборам можно выразить интересы разл групп

— роли: 1) легитимация полит системы, 2) репрезентация соц групп и соц позиций, 3) конкурентная борьба против выборов, 4) образование парламентского большинства, 5) определение оппозиции как контролирующей правящую элиту организации

Вопрос 24.

— электорат – круг лиц, обладающих правом голоса при выборах в гос и межгос органы власти

— анализ электората 1) изучение корпуса избирателей (портрет избирателей) – по полу, возрасту, соц принадлежности и т д, 2) анализ форм, методов и средств воздействия на полит поведение граждан – изучение опроса общ мнения с целью изучение механизмов формирования поведения избирателей, 3) исследование роли СМИ в избират кампании, 4) изучение роли профсоюзов, партий и др организаций в избират кампаниях, 4) изучение мотивации не только на уровне группы, но и на уровне индивида, что побуждает его принять или не принимать участие в голосовании

— общ тенденция электоральных исследований в том, чтобы не ставя под сомнение осн институты демократ системы уточнить представления о реальном характере ее деятельности

— анализ выборов концентрируется на поисках детерминант полит поведения избирателей, а также на роли выборов в погашении негативных последствий господства правящей элиты

— роли: 1) легитимация полит системы, 2) репрезентация соц групп и соц позиций, 3) конкурентная борьба против выборов, 4) образование парламентского большинства, 5) определение оппозиции как контролирующей правящую элиту организации

— на избират решения оказ влияние факторы: 1) структурные – особенности полит устройства об-ва, избират системы, 2) полит культура, и демократические традиции и менталитет, 3) ситуативные факторы – численность партий, полит лидеров, наличие давления, 4) конъюнктурное влияние

— активное и пассивное избират право

— пассивное избират право – право быть избранным

Вопрос 31.

— общ мнение – органический продукт общ жизни, некое коллективное суждение, возникающее в процессе и результате весьма сложной коммуникации – публичной дискуссии

— существует и возникает не по любому поводу, а тогда, когда 1) существуют проблемы, вызывающие всеобщий интерес к информации, 2) наличие осознающего себе в кач-ве соц субъекта общественности, 3) наличие свободного доступа к информации

— поллстеры – люди, кот занимаются изучением

— Тард – необходимость изучения (19в).

Возникновение общ мнения – действие механизма подражания на основе кот строятся чел отношения

— Ласуэлл, Липман – осн проблемы общ мнения, указали, что общ мнение не может быть адекватным выражением происходящих событий. В критических ситуациях общ мнение ошибочно. Влияние общественности на деятельность правительства опасно.

— 1935 – институт Гэллопа, 1957 – Роуперовский НИЦ, Европа – Ноэль-Нойман, ВЦИОМ, Левада

— Лазарсфельд и Берильсон. Распределение информации и ее влияние происходит в 2 этапа: от СМИ к лидерам, от лидеров к последователям. Т о было возможно существование определенных инновационных групп, кот-е продуцируют или первыми усваивают новые ориентиры или новую информацию

— Луман. Общ мнение рассматривается через отрицание наличия какого-либо субъекта. Центральным явл понятие содержания и темы, предлагаемой об-вом Благодаря публичной доступности и гласности, об-ву одновременно предлагается спектр тем, кот находятся в центре внимания. Однако одновременная коммуникация с несколькими темами невозможна, поэтому выбирается только одна. Ввел понятие «степень внимания».

— Хабермас. Нормативная концепция. Общ мнение в связи с правом и политикой. Инструмент в руках элиты, всегда официально, отождествляется с тем, что представлено в СМИ.

— Ноэль-Нойман. Выделял общ мнение и обыденное мнение. Общ мнение – 2 источника – непосредственное наблюдение за окружающими, одобрение или неодобрение их действий. Тематика порождается СМИ. Формирует настроения и оценки людей

— Мэртон. Структурно-функциональная. Базируются на утверждении, что у людей сущ бессознательное стремление прийти к некоему общему суждению, согласию. Выполняет функцию интеграции. Социальный контроль.

— объект – те на кого направлены действия по проведению опред идей или формирования опред представления или мнения

— субъект – опред общ общность, кот обладает опред интересом, стремится к защите и проведению интереса.

— черты общ мнения: не представляет из себя сумму мнений отдельных людей, некий конгломерат, состоящий из опред точек зрения, 2) не всегда объективное отражение реальности, может быть иллюзорным. Компетентность опред такими факторами как уровень образования населения, специфика нац культуры и истории, уровень информированности, степень идейно-политической дифференциации СМИ.

Вопрос 41.

Власть – способность осуществить действия, способность пользоваться действиями других людей как средством для достижения собственных целей.

— власть государства означает способность провозглашать и вводить в действие закон страны, т е те правила, которые должны соблюдаться всеми подданными этой власти и теми, кто хотя бы чисто физически находится на территории этого государства

— законы определяют обязанности и права подданных государства

— права: личные, политические, социальные

Вопрос 5.

— Разработал теорию власти, теорию управления, теорию бюрократии, теорию религии

— Политику свойственен аристократизм

— занимаясь методологией выделил понятие идеального типа, кот служит для построения полит модели для исследовательских аспектов соц реальности

— идеальный тип – своеобразный эталон, при сопоставлении с кот можно было бы судить о мере приближения к реальности

— говорил о том, что в основе изучения социологии лежит категория действия. Он выделил 4 вида действий: 1) аффективные – эмоциональные, 2) традиционные часто механические, 3) ценностно-рациональные 4) иррациональные

Социальные 3) и 4).

Действия, ориентированные человека с учетом того, что он их поймет и даст ответную реакцию, он называет социальными действиями.

— история – путь от аффективных действий к рациональным

— современные общества – рациональные

— господство использовал для понимания сущности государства

— рациональное господство слабое, с точки зрения легитимности

— между традиционным и харизматическим господством есть общее, огни опираются на личность

— харизма исчезает, если она становится чем-то повседневным

— легально-рациональное господство обусловлено интересами в качестве мотива. Подчинение не личности, а закону

— религии формируют ценности

— 3 типа религий: ухода их мира (буддизм), совладания с миром, примирения (конфуцианство), преобразования мира (христианство).

— понятие политика охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству

— политики «по случаю», «по совместительству», основная профессия

— 2 способа сделать политику профессией: жить для политики, жить за счет политики

— с подъемом вышколенного чиновничества возникали руководящие политики

— чиновники-специалисты и политические чиновники

— политически пригодные слои несословного характера: клирики, грамматики, знать, патрициат, юристы

— подлинной профессией настоящего чиновника не должна быть политика

— чиновник должен управлять беспристрастно. Бороться – стихия политика

— 3 качества политика: страсть – ориентация на существо дела, ответственность, глазомер

— 2 смертных греха политика: уход от существа дела, безответственность

Вопрос 8.

— в основе лежит теория социальных фактов, кот он рассматривал как объективную должность

— категории – разделение труда и соц сплоченность, кот играла роль в разделении труда

— с разделением труда меняются религиозные верования и формы полит власти

Разделение труда – природный процесс, ему предшествовал консенсус всех участников

— 2 формы солидарности людей: механическая, органическая

— механическая соответствует архаическому типу об-ва, в кот существовало социальное равенство людей, строгие санкции против тех, кто нарушал правила, отсутствие свободы для развития индивидуальности. Формируется деспотия, нет свободы, люди зависимы

— органическая возникает с развитием рыночных (капиталистических) отношений, где существует обмен деятельностью и зависимость членов общества друг от друга через их деятельность. В об-ве формируются корпорации

— особый взгляд был на роль религии в жизни об-ва. Религия необходим для позитивной солидарности, для интеграции членов общества, но религию рассматривал как социальное явление

Вопрос 12.

— своеобразный ответ на структурный функционализм

— общество испытывает постоянные изменния

— во всем существуют разногласия и конфликты

— многие соц элементы вносят вклад в дезинтеграцию, изменение о-ва

— упорядоченность общества – результат принуждения одними людьми других

— в поддержании порядка особую роль играет власть

— об-во имеет 2 грани: конфликт и согласие

— рассматривает столкновение и принуждение, кот определяет об-во перед лицом конфликта

— теория согласия – ценностная интеграция об-ва

— определяющий фактор систематических соц конфликтов – дифференциальное распределение власти

— власть принадлежит не индивидам, а позициям

— первая задача анализа конфликта – определение властных ролей в об-ве

— доминирования благодаря ожиданиям, а не из-за собственных качеств

— власть непостоянна, так как принадлежит позициям

— общество состоит из императивно-координированных ассоциаций – объединения людей, кот контролируются другими, занимающими более высокое положение. Власть в ассоциации дихотомична, могут образовываться только 2 конфликтующие группы: подчиненные и обладающие властью

— интересы – двигатели поведения людей, но они не всегда осознаются

— неосознаваемые ролевые отношения – латентные интересы

— явные интересы – латентные интересы, ставшие осознанными

— анализ связей между латентными и явными интересами – важная задача теории конфликта

— 3 типа групп:

1) квази-группы

2) группы интересов – структура, организация, программа

3) конфликтные группы

— условия конфликта – политические (климат в группе) и социальные (существование коммуникаций и связей)

— функция конфликта – поддержание существующего порядка вещей, но кроме этого конфликт стимулирует развитие

Вопрос 26.

— Белл – меритократии

— 60-70-е – неоэлитизм

— ответственность за демократию несет элита

— на первом плане – механизмы, обеспечивающие максимальную эффективность элиты и ее подконтрольности обществу

— большое знач имеет форма рекрутированности элит и форма контроля за ними

— 2 системы рекрутироваия: система гильдий, антрепренерская

— гильдии – закрытые группы. Отбор из нижестоящих слоев элиты. Воспроизводство типичного типа лидерства

— антрепренерская – широкий круг претендентов, небольшое кол-во требований, высокая конкурентность, личные качества

— правящая элита и контр-элита

Вопрос 28.

— Политическая культура — это тот феномен, что задает форму выражения связи между событиями в политике и поведением индивидов как реакции на них; хотя политическое поведение индивидов и групп — это ответ на действия официальных лиц из правительства, войны, избирательные кампании и тому подобное, оно еще в большей степени определяется тем символическим значением, которое придается каждому их этих событий людьми, их наблюдениями. Можно сказать, что политическая культура — всего только проявление того, как люди воспринимают политику и как они интерпретируют увиденное.

— Алмонд, Верба — отождествление политической культуры со всей совокупностью духовных явлений в мире политики

— С.Уайт, Дж.Плейно, М.Дуглас (управленческая решетка)- политическая культура как выражение нормативных требований или совокупность типичных образцов поведения человека в политике. Политико-культурные явления представляются в виде некоей устойчивой, постоянно воспроизводящейся матрицы поведения человека.

— И.Шапиро, П.Шаран, У.Розенбаум — политическая культура как способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его убеждений, идеалов, принципов и прочих базовых воззрений в поведении.

— Политическая культура — совокупность типичных для конкретной страны образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и поддерживающих устоявшиеся нормы и традиции взаимоотношений государства и общества

— Ментальные и символические источники политической культуры: политическая идентификация, политическая вера, ориентации относительно режима, правила игры,

политическая действенность, политическая компетентность — частота голосований и других типов п.активности, знания о п.событиях и их влияния на человека; интерес к политике, Input-Output ориентации

— Функции политической культуры: идентификация, ориентация, предписание, адаптация, социализация, интеграция, коммуникация.

Вопрос 34.

— 1796 – термин идеология де Траси – наука об идеях

— идеология всегда связана с системой чьих-либо интересов

— не может быть научной

— 2 понятия: отношения на уровне идеи и на уровне реальности

— миф –
интеллектуальная конструкция

, внутренняя логика проблемы или соц ситуации
.

— Леви-Стросс. Цель и смысл мифа – логическая модель разрешения противоречий жизни. Позволяет примирить свои притязания на логичность с внешней алогичностью. С мифом схожа идеология.

— марксизм – идеология – космогония, кот позволяла понять миф и господствовать над ним.

— идеология – интеллектуальный инструмент, с пом которого можно занять доминирующее положение

— идеология имеет двойное требование – внутреннюю логическую взаимосвязанность и применимость к реальности. Удается в той мере, в кот она согласована с требованиями людей и выступает инструментом, кот позволяет выстраивать поведение людей

— идеологию проводят интеллектуалы. Формируют научное знание, вычленяют доктрины, в кот отражены интересы и направленность знания. На основе этих доктрин строятся программы действия

— дает самооправдание соц группе и ее существованию

— идеология – это совокупность иллюзорных идей, концепций, мифов, верований, догматов, целевых установок, выражающая интересы одной или нескольких соц общностей и ориентированная на замещение и подмену рациональных представлений о действительности, целях сохранения или изменения соц идеалов, ценностей, норм, а также политических, экономических и других отношений.

— не являясь религиозной, она исходит из опред образом познанной или сконструированной реальности

— ориентирована на человеческие интересы и имеет целью манипулирование и управление людьми путем воздействия на их сознание

— ей присущ значит элемент иррационализма

— в рамках идеологии цели и программы направляются на закрепление или изменение общ опыта. Ядром идеологии всегда явл идеи, связанные с захватом и удержанием власти. Обусловлена конфликтной природой мира политики, моделью враг/друг

— Маркс: 1) идеалист концепции, согласно которым миф представляет собой воплощении идей, 2) тип мыслит процесса, когда его субъекты-идеологи, не сознавая связи с материальными интересами опред классов постоянно воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности общ идей, 3) метод подхода к действительности, состоящей в конструировании мнимой реальности, кот выдается за действительность

— Умберто Эко. Идеология – перекодирование первичного кода, предающее сообщениям вторичный смысл. Перекодирование – это модификация первичного кода, приводящая к нестандартному употреблению прежнего правила и созданию нового правила

— Мангейм. Понимание того, что в опред ситуации коллективное бессознательное опред групп скрывает действительное состояние об-ва как от себя, так и от других и тем самым стабилизирует его.