Государственная поддержка создания и развития инновационных образовательных учреждений (на материалах Управления образования и науки Липецкой области)

Выпускная квалификационная работа

Введение

Российская Федерация ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития — обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня.

Образование всё более становится мощным фактором преобразования России, ресурсом становления сильной, волевой личности, способной к принятию ответственных решений в условиях свободного выбора. В современных сложных социально-экономических условиях развития общества приоритетным направлением развития сферы образования становятся инновационные образовательные учреждения. Современная образовательная система характеризуется коренными изменениями во всех ее звеньях, направленными на достижение нового качества образования. Правительственная концепция и стратегия модернизации образования определяют основные приоритетные направления таких изменений — обновление целей и содержания образования, методов и технологий обучения на основе современных достижений педагогической науки и инновационных подходов к его совершенствованию.

Именно инновации, как результат научных поисков и передового педагогического опыта, являются наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. Инновация означает новшество, новизну, изменение; применительно к педагогическому процессу — это введение нового во все компоненты педагогической системы — цели, содержание, методы, средства и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащихся, их методическое обеспечение. В настоящее время в практике образовательных и профессиональных учебных заведений присутствуют лишь элементы педагогических инноваций.

Объектом выпускной квалификационной работы является Управление образования и науки Липецкой области. Предмет исследования — деятельность Управления образования и науки Липецкой области по поддержке создания и развития инновационных образовательных учреждений. Целью исследования является разработка основных направлений государственной поддержки создания и развития инновационных образовательных учреждений.

Достижение поставленной цели предполагается путём решения следующих задач:

определить роль и значение инновационных образовательных учреждений в системе образования РФ и региона;

12 стр., 5732 слов

Курсовая работа: Оценка эффективности деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования

... регулирующие отдельные аспекты деятельности различных отраслей. Особенности развития образовательных учреждений системы среднего профессионального образования определяются перспективами социально-экономического развития территорий и ... образования в целом и качеству подготовки специалистов, способных работать в условиях инновационной экономики России. Условия высокотехнологичных и инновационных ...

выявить нормативно-правовые основы государственной поддержки инновационных образовательных учреждений;

определить структуру и задачи региональных органов власти по развитию инновационных образовательных учреждений;

проанализировать деятельность Управления образования и науки Липецкой области по развитию инновационных образовательных учреждений;

разработать основные направления совершенствования государственной поддержки инновационных образовательных учреждений;

разработать инновационный проект «Образовательно-воспитательный комплекс КитЁЖ-Град».

При выполнении ВКР использовались следующие методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, наблюдение и описание наблюдаемых явлений. Выпускная квалификационная работа выполнена на основе анализа Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, приказов Министерств, приказов региональных органов исполнительной власти, а так же в теоретическую базу входят научные труды и публикации известных деятелей.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что выводы и рекомендации, а так же инновационный проект «Образовательно-воспитательного комплекса КитЁЖ-Град», могут быть использованы в практической деятельности региональных и муниципальных органов управления.

Глава 1. Теоретические, нормативно-правовые основы государственной поддержки инновационных образовательных учреждений, .1 Роль и значение инновационных образовательных учреждений в системе образования Российской Федерации и региона

Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. В основе инновационных процессов в образовании должно лежать единство научной и образовательной деятельности и их ориентация на экономическое, социальное и духовное развитие общества.

На современном этапе развития Российской Федерации инновационное образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Характерной тенденцией последних лет выступают масштабные институциональные преобразования, придающие специфику инновационным процессам во всех сферах научной и образовательной деятельности.

Инновационные образовательные учреждения должны стать важнейшим фактором развития общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

5 стр., 2045 слов

Реферат: Инновационная деятельность Российской Федерации

... производства), имеющие коммерческую ценность (коммерческий спрос и коммерческое использование на рынке), а также в новые направления использования существующих инновационных продуктов и услуг, в формирование инновационных рынков. К инновационной деятельности относятся: выполнение научно- исследовательских, опытно ...

Особое значение в осознании сущности инновационного образования и придании инновационным процессам в высшей профессиональной школе динамичности, принадлежит наукоградам: Обнинск, Дубна, Королев, Кольцово, Северск, Черноголовка, Троицк, Жуковский, и новым уникальным моделям «наукоградских университетов»: специализированный университет — Пущинский государственный университет, комплексный — Международный университет природы, общества и человека, способным концентрировать потенциал вузовских коллективов и направлять его на решение крупных национальных проектов.

Суть инновационных образовательных учреждений можно выразить фразой: «учитывая и уважая прошлое, создавать будущее». В лучших своих образцах они ориентированы не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми концепциями, позволяющими приобретать необходимые знания самостоятельно — по мере необходимости. Именно поэтому такие образовательные учреждения должны быть связаны с практикой более тесно, чем традиционные.

Объем информации, которой владеет наша цивилизация, удваивается каждые пять лет. Поэтому помимо освоения знаний не менее важным становится освоение методик, техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию.

Снижение конкурентоспособности традиционных институтов образования, а так же недостаточная интеграция науки и производства свидетельствуют о необходимости создания принципиально новых учреждений образования. Сегодня традиционное образование как система получения знаний отстаёт от реальных, демографически обусловленных потребностей современного общества людей. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний — за счёт интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства.

Главная задача российской инновационной образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия генетически обусловленным потребностям личности, общества и государства.

Меры государственной поддержки образования должны сочетаться с усилением роли органов государственной власти и управления образованием в обезпечении совместно с общественностью высокого и современного качества работы инновационных образовательных учреждений. В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обезпечить эффективное использование своих ресурсов — человеческих, информационных, материальных, финансовых.

Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования. Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности.

В соответствии с Законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» развивается автономия образовательных учреждений. Учебные заведения получили широкие возможности для гибкой адаптации к запросам и потребностям всех пользователей их образовательными и иными услугами.

36 стр., 17718 слов

Курсовая работа: Финансово экономический расчет хозяйственной деятельности образовательных учреждений

... бюджетной росписью». Большая часть затрат образовательных учреждений приходятся на образовательную деятельность (88,2%). Это соотношение ... соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется политика в ... установленным статусом образовательное учреждение реализует образовательные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования. Имеет ...

Становление автономии образовательных учреждений сопровождается развитием их вариативности. Так, в составе учреждений дошкольного образования сложился широкий спектр их видов: с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников; компенсирующего вида; ухода и оздоровления; комбинированного вида; центры развития ребенка. В системе общего образования получили широкое развитие школы с углубленным изучением предметов: лицеи, гимназии. В начальном профессиональном образовании сформировались учебные заведения повышенного типа, в основном, профессиональные лицеи, осуществляющие подготовку высококвалифицированных кадров рабочих.

В процессе обновления системы государственных учреждений среднего профессионального образования развились новые виды учебных заведений — колледжи. В колледжах ведется подготовка специалистов для работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществления других видов деятельности, требующей от работников высокого уровня интеллектуального развития.

Развитие вариативности учебных заведений профессионального образования сопровождалось преодолением сложившейся ранее их отраслевой направленности, вступившей в противоречие с новыми запросами, обусловленными структурными сдвигами экономики, развитием региональных рынков труда. В значительной мере расширилась сама сеть профессиональных образовательных учреждений. Лицеи, техникумы, колледжи, вузы, их структурные подразделения стали значительно более доступными жителям даже самых отдаленных районов страны.

Регионы играют значительную роль в инновационном развитии образования, поскольку: реальная модернизация не может ограничиваться единой программой действий по всей России в целом. Она не может всюду проводиться по одной и той же схеме, исходить из одинакового набора задач, средств, темпов ее осуществления; успешное проведение реформы возможно только при сочетании разнообразия конкретных подходов в отдельных регионах и единых принципов развития; чрезвычайно важное значение имеет образовательное законотворчество субъектов Федерации, которое является как фактором обогащения общефедерального законодательства об образовании, так и действенным инструментом развития образования в регионах.

Только при активном участии регионов в модернизации образования возможно увидеть, поддержать и распространить наиболее ценные содержательные инициативы лучших учителей школ, преподавателей вузов. Только такие инициативы позволят сделать изменения реально инновационными, поднять качество образования на новый уровень. Инновации в образовании — это не только внедрение компьютерных технологий, это и обновленные методики преподавания, и современные подходы к работе с обучаемыми, и адаптация к требованиям промышленности. Инновационная деятельность в любом учебном заведении сопряжена с множеством трудностей и одной из серьезных проблем является слабая теоретическая база. Отсутствие или недостаточность готовых методик и наработанного опыта вынуждает учебные заведения самостоятельно заниматься разработкой инновационных программ вместо применения уже отработанных решений.

43 стр., 21033 слов

Выпускная квалификационная работа: Управление образовательной деятельностью в Егорьевском муниципальном районе

... в развитии экономической системы страны: понятия, принципы и особенности Молодёжь ... молодежи, нравственного и патриотического воспитания, реализации молодежью своих профессиональных возможностей, а также по координации деятельности в данной сфере ... обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на ... автора. Структура дипломной работы состоит из введения, трёх ...

Развитие глобальной экономики неизбежно влечет за собой увеличение требований к специалистам в самых разных сферах, что, соотвественно, вынуждает учебные заведения адаптироваться к новым условиям. Сохранить неизменно высокое качество подготовки специалистов помогает следование новейшим тенденциям в образовательной деятельности. Значение инновационной деятельности в сфере образования трудно переоценить. Система общего и профессионального образования обеспечивает Государство самым важным и ценным ресурсом — квалифицированными специалистами, способными быстро и качественно решать поставленные перед ними задачи.

Первые инновационные школы появились достаточно давно — когда общепринятая система обучения не справлялась со своей основной функцией — формировать в ребёнке самостоятельную, свободную и в то же время социально ответственную личность. К примеру, школа Френе. Селестен Френе начал преподовать в 1920 году в деревенской школе во Франции. Классы были переполнены ребятами разных возрастов, общепринятые приёмы обучения эффекта не давали, учебных средств не доставало — Френе разработал новые формы занятий, позволяющие заниматься с детьми индивидуально и в то же время создающие условия для демократического сотрудничества всех участников коллектива. Часто создателями инновационных школ были вовсе не педагоги. Рудольф Штейнер — создатель Свободной вальдорфской школы — был известным редактором, издавал труды Гёте.

Основа инновационной школы — личность её вдохновителя. Говоря об идейных вдохновителях, нельзя не назвать имя русского педагога Антона Семёновича Макаренко, сумевшего с помощью личного примера и труда перевоспитать и социально адаптировать сотни безпризорников.

На территории Российской Федерации существует уникальная инновационная площадка — «Государственный общеобразовательный лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков» находящийся в Краснодарском краю, с. Текос — «Школа Щетинина».

По замыслу Михаила Петровича Щетинина, руководителя государственного лицея, заслуженного учителя России, академика РАО, профессора, школа основывается на взаимном сотрудничестве. Детей, которые вырастают в атмосфере сотрудничества, можно описать так: все они умеют и любят думать, процесс думанья — ценность для них; все обладают дидактическими способностями: каждый может объяснить материал другому; все обладают организаторскими способностями; все в той или иной степени ориентированы на людей; все способны к творчеству; все обладают чувством социальной ответственности.

Поддержка инноваций в системе образования необходима для формирования инновационного мышления подрастающего поколения; инновации в образовательных учреждениях должны быть согласованы с интересами педагогического коллектива и родительской общественности; инновационное образовательное учреждение должно выполнять просветительскую миссию для граждан города, района, микрорайона и родителей обучающихся; институциональное обеспечение инновационной деятельности в системе образования — задача органов государственного управления; идея инновационной экономики будет воплощаться в жизнь с экономической поддержкой и стимулированием деятельности образовательного учреждения и педагогов — инноваторов. Анализ инновационной деятельности в системе образования свидетельствует о наличии комплекса инструментов государственной поддержки инновационной активности образовательных учреждений и достаточности институциональной базы

9 стр., 4083 слов

Реферат: Федеральное Агентство. По Образованию Российской Федерации Московский Государственный Строительный Институт

... экономической интеграции в Восточной Азии в значительной степени связывают с созданием организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество (АТЭС) — это межправительственная организация, объединяющая государство региона ... сегодняшнюю российскую внешнеэкономическую политику, расширять российское экономическое присутствие в регионе наиболее ...

На федеральном уровне инновации в системе образования проявляются, главным образом, в качестве рекомендаций, регламентированных государственными документами, такими, как федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральная программа развития образования, Национальная доктрина образования, Концепция модернизации российского образования на период до 2025 года.

На этом уровне очевидны явные изменения: поиск адекватного содержания образовательных программ, стандартизация образования, освоение новых форм аттестации учащихся, введение многоступенчатой системы профессионального образования.

Нововведения на региональном уровне отличаются большей конкретикой и практической ориентированностью. Очевидно, что процесс регионализации явился в свое время необходимой инновацией в становлении отечественной системы образования на новом историческом этапе.

Закончилась «эпоха» единообразия школ.

Появились государственные и негосударственные школы.

Активизировался процесс разработки и обновления программ, методик, технологий, учитывающих альтернативные варианты индивидуальных и общественных запросов, появилась возможность оказания разнообразных дополнительных образовательных услуг, в том числе платных.

.2 Нормативно-правовые основы государственной поддержки инновационных образовательных учреждений

Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Общие правовые основы инновационной деятельности обеспечиваются наличием основных конституционных прав и свобод. К их числу относятся:

) право каждого распоряжаться своими способностями к труду;

) свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания;

) право на образование.

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

) признание приоритетности образования;

13 стр., 6188 слов

Курсовая работа: Финансовые аспекты модернизации образования в Российской Федерации

... темы. . ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 1.1 Механизм финансирования системы общего образования: сущность и специфика Экономика образования как специальная отрасль ... изученным в условиях изменяющейся концепции развития образования. Современный организационно-финансовый механизм оказания образовательных услуг сегодня требует существенной корректировки. ...

) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

В Российской Федерации созданы нормативно-правовые основы развития инноваций в экономике, образовании, социальной сфере. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» устанавливает, что государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения. Государственная поддержка инновационной деятельности определяется как совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность.

9 стр., 4495 слов

Реферат: «МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КГТЭИ по экологии. «Норильский никель». Введение. Тема …»

... близости от границ Российской Федерации, что создает угрозу ... предопределила сегодняшний геополитический и экономический статус Таймыра - региона ... сфере экологии. Помимо пунктов о строгом соблюдении природоохранного законодательства и экологическом образовании ... достичь в ходе реализации собственной экологической политики. ... процессом при становлении и развитии почти любого крупного промышленного ...

Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе культурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся: разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования; разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования; создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций; утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований; лицензирование образовательной деятельности.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся: разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации; создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов РФ.

Образовательная организация создаётся в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной. Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации. Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).

Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

11 стр., 5444 слов

Курсовая работа: Модернизация системы здравоохранения в Российской Федерации

... здравоохранения законы «О здравоохранении в Российской Федерации», «Об управлении здравоохранением Российской Федерации» и «О регулировании частной медицинской деятельности». Принятие соответствующих законов позволит разделить сферы ... силой которого является комплекс проблем национальной системы здравоохранения, включая проблему низкой социально-экономической эффективности ее деятельности. ...

Образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией. Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ.

Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики России в сфере образования. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.

Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.

Руководствуясь положениями Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, органы исполнительной власти принимают активные меры по стимулированию инновационной деятельности. Для создания условий реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение, обеспечения развития системы образования, организации реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования. Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (в том числе порядок признания организации федеральной инновационной площадкой), перечень федеральных инновационных площадок устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Порядок признания организаций региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях реализации статьи Федерального закона от декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Управление образования и науки Липецкой области утверждает Порядок признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а так же их объединений, региональными инновационными площадками в Липецкой области.

Делая вывод, можно отметить, что в настоящее время сформировалась основная законодательная и нормативно-правовая база для развития инновационных образовательных учреждений.

Глава 2. Анализ деятельности региональных органов власти по государственной поддержке инновационных образовательных учреждений, .1 Структура и задачи региональных органов власти по развитию инновационных образовательных учреждений

инновационный образование государственный управление

Инновация — это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Инновационная инфраструктура создается в целях обеспечения модернизации и развития сферы образования с учетом перспектив и основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, реализации приоритетных направлений государственной политики России в сфере образования, интеграции системы образования в Российской Федерации в международное образовательное пространство, более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан. Инновационную инфраструктуру составляют федеральные и региональные инновационные площадки.

Основными направлениями деятельности инновационных площадок являются:

) разработка, апробация и (или) внедрение: новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в образовательных организациях; примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ; новых профилей (специализаций) подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации; методик подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий; моделей образовательных организаций; новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий; новых институтов общественного участия в управлении образованием; новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций;

) иная инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования в Российской Федерации.

Инновационные площадки осуществляют деятельность в сфере образования по одному или нескольким направлениям как в рамках инновационных образовательных проектов, программ, выполняемых по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и по инициативно разработанным инновационным образовательным проектам, программам, которые имеют существенное значение для обеспечения реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования и решения других перспективных задач развития образования.

Статус инновационной площадки присваивается образовательным организациям независимо от их организационно-правовой формы, типа, вида, ведомственной принадлежности (при их наличии), их объединениям, а также научным и иным организациям, осуществляющим деятельность в области образования.

В целях координации и развития инновационной деятельности в сфере образования Министерство создает координационный орган по вопросам развития инновационной инфраструктуры в сфере образования.

В координационный орган входят представители Министерства, Федерального агентства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, иных заинтересованных федеральных органов государственной власти, а также по согласованию представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, органов местного самоуправления, образовательных и научных организаций, общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования.

Присвоение (прекращение действия) статуса региональных инновационных площадок на основе экспертизы предлагаемого организацией к реализации проекта, программы осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, с учетом Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, ежегодно направляют в Министерство перечень региональных инновационных площадок, действующих на территории субъекта Российской Федерации, а также предложения по распространению и внедрению результатов реализованных проектов, программ в массовую практику, включая предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в области образования (при необходимости).

Таким образом, федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику.

2.2 Анализ деятельности Управления образования и науки Липецкой области по развитию инновационных образовательных учреждений

Инновационная деятельность в системе образования Липецкой области осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность и иными действующими в сфере образования организациями, а так же их объединениями.

Инновационную инфраструктуру в системе образования составляют инновационные площадки.

Инновационные площадки осуществляют деятельность в сфере образования по одному или нескольким направлениям как в рамках инновационных проектов, программ, выполняемых по заказу Управления образования и науки Липецкой области, так и по инициативно разработанным инновационным проектам, программам.

Региональными инновационными площадками признаются организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иные действующие в сфере образования организации, а так же их объединения, независимо от их организационно-правовой формы, типа, ведомственной принадлежности (при их наличии) реализующие инновационные проекты, программы которые имеют существенное значение для обеспечения модернизации и развития системы образования с учётом основных направлений социально-экономического развития Липецкой области, реализации приоритетных направлений региональной политики в сфере образования. Управление образования и науки Липецкой области размещает информацию о приоритетных направлениях развития региональной системы образования на 3-5 лет по различным направлениям на своём официальном сайте. В целях формирования и функционирования инновационной деятельности Управление создаёт координационный орган по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере образования. В Координационный орган входят представители Управления образования и науки Липецкой области и заинтересованные органы государственной власти Липецкой области, а так же по согласованию, представители органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, организаций осуществляющих деятельность в сфере образования.

Состав Координационного органа утверждается правовым актом, каковым является Приказ Управления образования и науки Липецкой области от 30,06.2014 года №709 «О создании Координационного органа по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в региональной системе образования». Возглавляет Координационный орган председатель: Косарев С.Н. — первый заместитель начальника Управления образования и науки Липецкой области (Приложение А).

Координационный орган осуществляет свою деятельность в соответствии с регламентом, который утверждается на заседании. Координационный орган: готовит предложения по корректировке основных направлений деятельности инновационных площадок и критериям эффективности их реализации, а так же по использованию результатов деятельности инновационных площадок в сфере образования, в том числе в массовой практике; информирует общественность о реализуемых инновационными площадками инновационных проектах, программах; представляет Управлению предложения по признанию организации региональной инновационной площадкой и утверждении перечня региональных инновационных площадок; рассматривает ежегодный отчёт о реализации проекта, программы региональными инновационными площадками; готовит аналитические материалы для руководства Управления об эффективности функционирования инновационной инфраструктуры. Основной формой деятельности Координационного органа являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие. Координационный орган вправе осуществлять свои полномочия, если на его заседаниях присутствуют не менее 2/3 от списочного состава. Решения Координационного принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Координационного органа. Решения Координационного органа оформляются протоколами, которые подписываются всеми членами Координационного органа.

Признание организации региональной инновационной площадкой осуществляется Управлением образования и науки Липецкой области на основе предложений Координационного органа. Координационный орган формирует предложения по признанию организации региональной инновационной площадкой.

Для признания организации региональной инновационной площадкой организацией-соискателем подаётся заявка в координационный орган не позднее 1 сентября, которая должна содержать:

наименование и место нахождения, контактные телефоны организации-соискателя;

цели, задачи и основную идею (идеи) предлагаемого проекта, программы, обоснование его значимости для развития системы образования;

программу реализации проекта, программы — исходные теоретические положения;

этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу, необходимые условия организации работ, средства контроля и обеспечения достоверности результатов, перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта, программ;

календарный план реализации проекта, программы с указанием сроков реализации по этапам и перечня конечной продукции (результатов);

обоснование возможности реализации проекта, программы в соответствии с законодательством об образовании или предложения по содержанию проекта нормативного правового акта, необходимого для реализации проекта, программы;

решение органа самоуправления организации на участие в реализации проекта, программы;

предложения по распространению и внедрению результатов проекта, программы в массовую практику, включая предложения по внесению изменений в законодательство об образовании (при необходимости);

обоснование устойчивости результатов проекта, программы после окончания его реализации, включая механизмы ресурсного обеспечения.

Координационный орган рассматривает заявки и не позднее 1 декабря представляет в Управление предложения о признании организаций-соискателей региональными инновационными площадками.

Управление устанавливает перечень региональных инновационных площадок, входящих в инновационную инфраструктуру, и размещает данную информацию на официальном сайте. Повторное представление заявки на признание региональной инновационной площадкой осуществляется не ранее чем через год.

Признание организации региональной инновационной площадкой осуществляется на период реализации проекта, программы. По истечении срока реализации проекта, программы по предложению Координационного органа Управлением принимается одно из следующих решений: 1) о прекращении деятельности региональной инновационной площадки; 2) о продлении деятельности региональной инновационной площадки. Деятельность региональной инновационной площадки прекращается досрочно в случаях: 1) получения промежуточных результатов, свидетельствующих о невозможности или нецелесообразности продолжения реализации проекта, программы; 2) нарушения организацией, которая признана региональной инновационной площадкой, законодательства Российской Федерации при реализации проекта, программы; 3) непредставления, а равно несвоевременного представления ежегодного отчёта о реализации проекта, программы.

Признание (прекращение деятельности) региональных инновационных площадок осуществляется Управлением образования и науки Липецкой области, оформляется приказом. Инновационные площадки осуществляют свою деятельность в соответствии с заявленной программой реализации проекта, программы.

Инновационные площадки в рамках проекта, программы:

) планируют свою деятельность, при необходимости привлекая научных консультантов;

) организуют своевременное и достоверное информационное сопровождение реализации проекта, программы, информируя родителей (законных представителей) несовершеннолетних лиц о целях, задачах, механизмах реализации, результативности реализации проекта, программы.

Инновационные площадки ежегодно в срок до сентября года, следующего за отчётным периодом, представляет письменные отчёты о реализации проекта, программы. Отчёты региональных инновационных площадок о реализации проекта, программы направляются в Координационный орган, который представляет в Управление заключение о значимости полученных результатов проекта, программы. Перечень региональных инновационных площадок, действующих на территории Липецкой области, а так же предложения по распространению и внедрению результатов реализованных проектов, программ в массовую практику ежегодно направляются Управлением образования и науки Липецкой области в Министерство образования и науки Российской Федерации.

При проведении анализа дельности региональных органов исполнительной власти было установлено, что в декабре 2014 года Управлением образования и науки Липецкой области был утвержден перечень региональных инновационных площадок. В их число вошли образовательных учреждений города Липецка. Конкурсный отбор прошли инновационные проекты, программы, представленные 12-ю образовательными учреждениям города Липецка. Тематика деятельности инновационных площадок связана с такими направлениями развития региональной системы образования, как:

реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: МАОУ лицей №44 г. Липецка, МБОУ СОШ №72 имени Героя Российской Федерации Гануса Феодосия Григорьевича г. Липецка, МБОУ СОШ №50 г. Липецка;

реализация принципов государственно-общественного управления в образовании: МБОУ гимназия №19 имени Н.З. Поповичевой г. Липецка, МАОУ лицей №44 г. Липецка, МАОУ СОШ №23 имени С.В.Добрина г. Липецка;

создание педагогических систем, обеспечивающих социализацию личности обучающихся: МБОУ гимназия №12 г. Липецка, МБОУ Кадетская школа №43 имени майора милиции Алексея Коврижных г. Липецка, МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №47 г. Липецка, МБОУ лицей №66 имени Героя Советского Союза С.П.Меркулова г.Липецка, МАОУ гимназия №69 им. С. Есенина г. Липецка;

создание моделей и систем оценки качества образования: МБОУ гимназия №1 г. Липецка, МБОУ гимназия №64 г. Липецка имени В.А.Котельникова.

Статус инновационной площадки ИРО получили ОУ города Липецка: МБОУ «Лицей №3» г. Липецка имени К.А. Москаленко, МБОУ гимназия №12 г. Липецка, МАОУ СОШ №29 г. Липецка, МБОУ СОШ №33 г. Липецка, МБОУ СОШ №46 г. Липецка, МАОУ СШ №55 г. Липецка «Лингвист», МАОУ СОШ №59 «Перспектива» г. Липецка, МБОУ СОШ №61 г. Липецка, МБОУ СОШ №65 г. Липецка, МОАУ ДОД ЦРТ ДиЮ «Левобережный» г. Липецка.

2.3 Основные направления совершенствования государственной поддержки инновационных образовательных учреждений

К основным направлениям совершенствования государственной поддержки инновационных образовательных учреждений, прежде всего относится — создание специальных структур, проводящих политику в данной сфере. К таким органам в первую очередь относится Министерство образования и науки Российской Федерации. В соответствии с положением о нём к основным задачам Министерства относится разработка прогнозов развития научной, научно-технической и инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг, экспертиза и подготовка заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ.

В целях формирования технологической базы инновационной экономики, обеспечения опережающего научно-технологического развития и ускоренного внедрения в производство научных разработок, проведения полного инновационного цикла научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, включая создание промышленных образцов, по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации был создан Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт». Центр относится к наиболее значимым учреждениям науки. Бюджетные научные учреждения и созданные государственными академиями наук научные учреждения получили право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям. Денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении бюджетного научного учреждения или созданного государственной академией наук научного учреждения, могут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Муниципальному образованию с градообразующим научно-производственным комплексом может быть присвоен статус наукограда. Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации на срок до двадцати пяти лет.. Основными целями государственной поддержки социально-экономического и научно-технического развития наукограда и организаций, входящих в его научно-производственный комплекс, являются сохранение и развитие имеющегося научного потенциала, реструктуризация и повышение эффективности использования этого комплекса, создание условий для устойчивого развития наукограда. Основным механизмом осуществления реализации государственной поддержки наукограда является программа его развития, в которой, приводится технико-экономическое обоснование программы в целом, определяются основные направления социально-экономического развития, приоритетные для этого образования направления развития науки и техники, конкретные меры государственной поддержки, сроки их реализации, источники финансирования с указанием разделов расходной части бюджетов всех уровней в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Формирование программ развития наукоградов осуществляется на основе принципов разработки и реализации федеральных целевых программ.

Указом Президента РФ в целях создания благоприятных условий для сохранения в Российской Федерации ведущих научных школ мирового уровня, развития научного потенциала страны в области фундаментальных и прикладных исследований и подготовки высококвалифицированных научных кадров был утвержден Порядок присвоения статуса государственного научного центра Российской Федерации. Присвоение предприятию, учреждению и организации науки, а также высшему учебному заведению статуса государственного научного центра Российской Федерации не изменяет формы собственности и организационно-правовой формы, а означает отнесение его к категории объектов, предполагающей особые формы государственной поддержки.

Так же важнейшим направлением является — создание условий для вовлечения в инновационную деятельность в сфере образования квалифицированных кадров. Целый ряд нормативных актов направлен на поощрение научной инновационной деятельности работников науки и образования. Так, в целях поддержки молодых ученых и специалистов, активизации их участия в инновационной деятельности были учреждены три премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых в размере 2,5 млн. рублей каждая. Премия Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых присуждается гражданам Российской Федерации за значительный вклад в развитие отечественной науки и в инновационную деятельность в целях стимулирования дальнейших исследований лауреатов указанной премии, создания благоприятных условий для новых научных открытий и инновационных достижений.

Премия является высшим признанием заслуг молодых ученых и специалистов перед обществом и государством и присуждается гражданам Российской Федерации за: результаты научных исследований, внесших значительный вклад в развитие естественных, технических и гуманитарных наук; разработку образцов новой техники и прогрессивных технологий, обеспечивающих инновационное развитие экономики и социальной сферы, а также укрепление обороноспособности страны.

Премия может присуждаться как одному соискателю, так и коллективу соискателей, состоящему не более чем из трех человек. На соискание премии Президента Российской Федерации могут выдвигаться научные и научно-педагогические работники высших учебных заведений, аспиранты и докторанты, специалисты различных отраслей экономики, социальной сферы, оборонной промышленности. В целях усиления государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук и их научных руководителей ежегодно выделяются 500 грантов Президента РФ.

В целях содействия инновационной деятельности Правительство Российской Федерации приняло Постановление, где подчеркнуто: «Считать государственную поддержку инновационной деятельности одним из важнейших направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти». В данном нормативном акте утвержден комплекс мер по развитию и государственной поддержке и содействию инновационной деятельности

Подробно изучив и проанализировав сложившуюся ситуацию с существующей системой образования, обучения и воспитания будущих поколений, выражающуюся в крайне низком интеллектуальном и физическом развитии подрастающего поколения людей, мною были сделаны серьезные и обоснованные выводы о возможной надвигающейся социальной катастрофе и вырождении общества людей проживающих на территории Российской Федерации. В связи с чем, было принято решение о разработке и создании «Образовательно-воспитательного комплекса КитЁЖ-Град», в котором будут гармонично сочетаться все разумные, возможные методы и подходы к образовательно-воспитательной деятельности, направленной на молодые, подрастающие поколения.

Целью данного проекта будет оказание на созданной инфраструктуре образовательных и воспитательных услуг населению. В долгосрочной перспективе — широкое раскрытие понятия полноценного развития генетически обусловленного потенциала общества и человека на примере комплекса «КитЁЖ-Град». Формулировка цели — создание среды для полноценного развития людей.

Реальность цели — цель реальна и достижима. Обоснование — в процессе общественной деятельности в общественном объединении «Союз Возрождения России», а так же в процессе обучения в РАНХиГС (Липецкий филиал), и в результате взаимодействия с государственными учреждениями Российской Федерации и Липецкой области, были выявлены и проанализированы, на тему эффективности взаимодействия, все звенья необходимые для реализации проекта, собрана информация по теме, получены нужные жизненные навыки, освоены важные знания. Введены в курс темы большинство возможных и предполагаемых участников проекта. Выявлена необходимая нормативно-правовая основа поддержки инновационных образовательных учреждений.

В случае если возникнет встречное сопротивление движению проекта, то это будет означать, что общество еще не готово к такого рода масштабным изменениям и потребуется определенное время для созревания и готовности общества к переменам.

Анализ проекта.

Сильные стороны — создание на базе уникального комплекса, не имеющего аналогов на всей планете Земля, устойчивого к изменениям окружающей среды — поколения людей-творцов, с высоким уровнем нравственности, духовности, патриотизма, любви к Родине, которые будут обладать отличным, крепким физическим и психическим здоровьем; появление новой системы обучения и воспитания молодых поколений, которая отвечает и соответствует основам разумной жизнедеятельности.

Возможности — привлечение молодых специалистов из разных областей для формирования единой команды, которая должна будет обеспечивать функционирование комплекса, после запуска проекта; реализация принципиально более продуманного подхода к обучению и воспитанию молодых поколений; создание образовательно-воспитательного хозяйственного комплекса, отвечающего вызовам настоящего времени, имеющего малое бюджетное финансирование для функционирования внутренних процессов; формирование внутреннего фонда, который будет наполняться за счет изготовления, на территории комплекса, продукции и её сбыта, а так же за счет оказания различных услуг населению (образовательных, строительных, бытовых и т.д.); справедливое распределение средств фонда между всеми участвующими в общественно-полезном труде и принимающих прямое участие в функционировании комплекса; ликвидация устарелой системы «детских домов» и «школ-интернатов»; создание универсальной управляющей структуры; создание системы справедливых экономических связей и взаимодействия между всеми участниками проекта. Для молодежи Липецкой области — это реальная возможность увидеть себя в этом проекте, принять активное участие в разработке, проектировании, реализации задуманного проекта, соответственно реализовать свой собственный потенциал развития на базе уникального комплекса. Включение в систему комплекса «Концепции Общественной Безопасности» оглашенной Президентом РФ Путиным В.В. 20.11.2013 г; углубленное освоение воспитанниками комплекса «КитЁЖ-Град» — «Достаточно общей теории управления» разработанной Санкт-Петербургским институтом прикладной математики. Возможность тиражирования проекта в других регионах Российской Федерации. Создание условий для раскрытия в реальной жизни понятия справедливого жизнеустройства людей.

Слабые стороны — отсутствие коммерческой выгоды для либерально настроенной общественности, при большом начальном финансировании; необходимость высокого уровня доверия со стороны государства для реализации проекта; серьезная ответственность за последствия реализации проекта.

Возможные угрозы — непонимание приоритетности образовательно-воспитательной деятельности, направленной на подрастающие поколения и имеющей цели оздоровления общества и выведение его на устойчивый путь развития, в государственных учреждениях, которые в силу своей административной деятельности будут препятствовать реализации задуманного проекта; при больших объемах финансирования проекта возможны ситуации, при которых деструктивные элементы общества, не исключено их присутствие в органах государственной и муниципальной власти, будут проявлять повышенный интерес к финансовой стороне проекта, ради личного незаконного обогащения, в связи с чем будет установлено взаимодействие с правоохранительными органами и соответствующими специальными государственными структурами для пресечения и недопущения действий преступного характера.

Измеримость результата:

количественная характеристика — количество воспитанников задействованных и проживающих в комплексе;

— качественная характеристика — уровень жизни воспитанников, их достижения, открытия, изобретения, поделки, успеваемость учебная, социальная коллективизация, их мировоззрение, миропонимание, их здоровье, настроение.

Образовательно-воспитательная кадровая база: специалисты и профессионалы проживающие на территории Липецкой области; кадровый потенциал общественного объединения «Союз Возрождения России» Липецкой области; 75% — будет сформировано из молодых, здравомыслящих, активных, целеустремленных, жизнерадостных, добронравных, справедливых, ведущих абсолютно трезвый, здоровый образ жизни воспитателей, учителей, управленцев, преподавателей, педагогов, психологов, специалистов, мастеров, тренеров; 25% — допустим переход из учреждений, попавших под ликвидацию, учителей и воспитателей с высоким уровнем профессионализма и богатым трудовым педагогическим опытом.

Способ финансирования: 100% — государственное бюджетное финансирование.

Управление проектом:

) формирование идеи проекта;

) разработка проектной документации (строительство, обучение, воспитание, хозяйство, устав комплекса);

) утверждение проекта в органах государственной власти с выделением финансирования и формирования органов управления проектом;

) создание инфраструктурных объектов заложенных в проекте;

) организация образовательно-воспитательных процессов;

) заселение воспитанников;

) запуск проекта;

) поддержка стабильного состояния функционирования ОВК «КитЁЖ-Град».

Примерный хронологический алгоритм действий:

) формирование идеи, разработка проектной документации — 13-25 мес. 2014-02.2015-2014-02.2016;

) утверждение проекта в органах государственной власти, формирование органов управления проектом — 3-12 мес. 02.2015-05.2015-02.2016-02.2017;

) создание инфраструктурных объектов — 36-60 мес. 05.2015-05.2018-02.2017-02.2023;

) организация образовательно-воспитательных процессов — 13-16 мес. 05.2018-06.2019…02.2023-06.2024;

) запуск комплекса — 06.2019-06.2024;

) промежуточный результат деятельности комплекса — 8-13-18 лет 2027-2032-2037-2032-2037-2042;

) конечный результат проекта — лет 2044-2049 год.

Способ реализации проекта. Проект будет реализован командой специалистов, профессионалов из различных областей общественно-трудовой среды Липецкой области. Необходимое для функционирования комплекса количество воспитанников будет переведено из бюджетных государственных организаций — детских домов, школ-интернатов Липецкой области, а так же существует возможность задействовать детей, из подобных образовательных учреждений, других регионов Российской Федерации. Для детей с отклонениями в развитии будет сформировано понятие старшего опекунства и утверждены правила и условия для воспитанников взявших на себя ответственность оберегать и быть их друзьями, товарищами и помощниками. Высвободившиеся образовательные объекты (детские дома, школы-интернаты) будут реорганизованы, реконструированы под возможную коммерческую деятельность — направленную на улучшение благосостояния населения проживающего на данных территориях, с активным включением в эти процессы самого населения. Для строительства инфраструктурных объектов преимущественно будет использоваться материал приобретенный на территории реализации проекта, в Липецкой области. Осуществлять строительство силами строительных организаций расположенных на территории Липецкой области. Будет создана коллективная строительная организация на базе будущего комплекса, которая будет действовать на протяжении всего времени реализации проекта. На базе этой строительной организации будут созданы бригады из воспитанников от лет и старше, из закрывающихся учебных заведений (детские дома, школы-интернаты) с возможностью оплачиваемого трудоустройства — под полным контролем воспитателей и помощью строительных специалистов.

Организационная система: система — образовательная, воспитательная, хозяйственная; открытая, динамичная, большая, простая, реальная.

Структура системы управления: Совет — административный ресурс Липецкой области и управляющий состав комплекса «КитЁЖ-Град»; субъект управления комплексом — Управляющий комплексом и команда заместителей (управляющая часть, хозяйственная часть, воспитательная часть, образовательная часть, безопасность комплекса).

Результат проекта — утверждение нового подхода к образовательно-воспитательной деятельности; появление новой системы воспитания и развития будущих поколений, которая отвечает и соответствует основам разумной жизнедеятельности, куда входят: духовное, нравственное, патриотическое, семейное, хозяйственное, культурное и т.п. воспитание; формирование более устойчивого к изменениям окружающей среды здравомыслящего поколения людей, имеющих целостное мировоззрение и у которых будет возможность раскрыть свой творческий потенциал, создавать, совершенствовать и улучшать мир вокруг себя.

В итоге реализации проекта будет создан и опробован в действии мощнейший уникальный комплекс образовательно-воспитательного характера с собственным хозяйственным обеспечением и полной пищевой безопасностью (Приложение Б, В, Г), обучено и воспитанно поколение людей с более устойчивой к изменениям окружающей среды системой жизнеобеспечения, в которых будут заложены высокие нравственные, духовные, семейные, патриотические и т.п. ценности.

Заключение

Проведённое исследование позволило достичь поставленной цели посредством последовательного решения соответствующих задач. Из чего следует, что в настоящее время сформировалась основная законодательная и нормативно-правовая база для создания и развития инновационных образовательных учреждений. А так же федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику. В результате сформированы определённые выводы и разработано предложение по созданию и развитию инновационного образовательного учреждения — «Образовательно-воспитательный комплекс КитЁЖ-Град».

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Невозможно построить хоть сколь-нибудь успешное, благополучное государство, общество, без активного участия подавляющей массы умных, образованных, молодых людей. Одной из основных задач государства является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.

Следствием постоянного развития, совершенствования методов педагогики стали инновационные технологии, благодаря которым происходит интегративный процесс новых идей в образование. Однако внедрение таких технологий сопряжено с рядом трудностей: финансовые средства, консерватизм некоторых чиновников в образовательной системе, недостаточное развитие технологий. Кроме того, несмотря на очевидную необходимость в инновациях всё же внедрять их следует с осторожностью. В противном случае неосторожная инновационная деятельность может привести к системным ошибкам в образовательной сфере.

Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, её генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества — общества с высоким уровнем нравственности и соответственно жизни. Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному, качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.

Польза проекта инновационного образовательного учреждения «Образовательно-воспитательного комплекса КитЁЖ-Град» заключается в том, что он вносит существенный вклад в развитие системы образования, воспитания и обучения будущих поколений, появляется реальная система, среда для развития генетически обусловленного потенциала общества и каждого отдельного человека. В будущем будет происходить преображение общества, изменение в лучшую сторону на новых витках развития, в результате появления молодого поколения воспитанного в духе любви к Родине, высоких нравственных идеалов, семейных ценностей, патриотизма, добропорядочности, хозяйственности, уважения к своему народу, своей истории, понимающего и поддерживающего систему государственности своей родной страны, поколения людей — вобравшего весь лучший накопленный опыт человечества и учитывающий многовековые процессы становления общества людей.

Итогом проекта будет осуществление и утверждение замысла справедливого жизнеустройства людей на примере «Образовательно-воспитательного комплекса КитЁЖ-Град».

«Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины» — К.Д. Ушинский.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст от декабря 1993 г. М. Омега-Л. 2013. с.

.
О статусе наукограда Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 7 апреля 1999 г. №70-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации декабря 1998 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. января 1999 г. Справочно-правовая система (СПС) «Гарант» URL: #»justify»>.О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: федер. закон Рос. Федерации от 2 августа 2009 г. №217-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации июля 2009 г.: одобр. Советом Федерации Фед. Собр. Рос. Федерации июля 2009г.// Рос. газ. — 2009. — 4 августа.

.
О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт»: федер. Закон Рос. Федерации от июля 2010 г. №220-ФЗ. принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации июля 2010 г.: одобр. Советом Федерации Фед. Собр. Рос. Федерации июля 2010г. Рос. газ. — 2012. — июля.

.
Об образовании в Российской Федерации: фед. закон Рос. Федерации от декабря 2012 г. №273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации декабря 2012 г.: одобр. Советом Федерации Фед. Собр. Рос. Федерации декабря 2012 г. Рос. газ. — 2012. — декабря.

.
О государственных научных центрах Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от июня 1993 г. №939 Справочно-правовая система (СПС) «Гарант» URL: #»justify»>.О дополнительных мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук и их научных руководителей: указ Президента Рос. Федерации от 3 февраля 2005 г. №120 Рос. газ. — 2005. — 8 февраля.

.
О премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых: указ Президента Рос. Федерации от июля 2008 г. №1144 Рос. газ. — 2008. — 1 августа.

.
О Министерстве образования и науки Российской Федерации: постановление Правительства Рос. Федерации от мая 2010 г. №337 Рос.газ. — 2010. — мая.

.
Порядок создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.06.2009 №218: зарегистрирован в Минюсте РФ 7.08.2009 №14499 Рос. газ.- 2009. — августа.

.
Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. №2227-р Рос. газ. — 2012. — 3 января.

.
О создании Координационного органа по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в региональной сисстеме образования [Электронный ресурс]: приказ Управления образования и науки Липецкой области от30.06.2014 г. №709 Справочно-правовая система (СПС) «Консультант» URL: #»justify»>.Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии / М., 2011. 431 С.

.
Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для вузов. М.: Академия. 2008. 187 с.

16.
Образование в России: Проблемы и решения / под ред. А.Д. Жукова, Н.М. Канаева. М.: ЭКМОС. 2011. 407 с.

17.
Практические подходы к разработке программ развития муниципальных образований как наукоградов / под ред. В.В. Иванова, В.И. Матирко, В.В. Черкасова. М.: Дело. 2000. 176 с.

18.
Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики / М.: Педагогический поиск. 2012. 167с.

19.
Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений / М.: Новая школа. 1996. 320 с.

.
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для вузов. М.: Академия. 2010. 252 с.

.
Андреев Г.Г., Кутузов В.М., Рыльчиков В.М. Управление результатами научной и инновационной деятельности Министерства образования РФ Инновации. 2003. №1 С. 58-59.

.
Ерофеева Н.И. Управление проектами в образовании Народное образование. 2002. №5. С. 21-23.

23.
Кузнецов М.И. Университеты в наукоградах: созидание и творчество Платное образование. 2006. №5. С.25-28.

.
Лазарев В.С. Управление нововведениями — путь к развитию школы Сельская школа. 2003. №1. С. 13-14.

25.
Савченко Н.А. Инновации в образовании: основания и смысл [Электронный ресурс] #»justify»>.Савченко Н.А. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы [Электронный ресурс] #»justify»>27.Российский общеобразовательный портал.: #»justify»>.Официальный сайт Института социологии Российской академии наук. URL: #»justify»>.Официальный сайт Министерства образования и науки РФ.: #»justify»>30.Официальный сайт Федерального агентства по науке и инновациям Российской Федерации. URL: #»justify»>31.Федеральный портал, российское образование. URL: #»justify»>Приложение А






Приложение Б

Рисунок Б.1

«Образовательно-воспитательный комплекс КитЁЖ-Град»

Эскиз — генеральный план

Приложение В

Обозначение:

— Главная башня + штаб управления комплексом;

, 4, 6, 8 — Контрольно-пропускной пункт;

, 5, 7, Наблюдательный пункт;

— Фрукто-овоще хранилище;

— Фрукто-овоще хранилище;

— Баня+купель (мальчики);

— Комплекс «Конструктор-изобретатель»;

— Военно-тренировочный комплекс;

— Музыкально-вокальный комплекс (мальчики);

— Музыкально-вокальный комплекс (девочки);

— Баня+купель (девочки);

— Тепличный комплекс;

— Мастерская (швейная, глина, рукодельница);

— Танцевальный комплекс;

— Спортивно-тренировочный комплекс;

— Мастерская (дерево, глина, металл, стекло);

— Тепличный комплекс;

— Подсобное хозяйственное сооружение;

— Омшанник+подсобное помещение пчеловодческое;

— Подсобное хозяйственное сооружение;

— Пасека;

— Плодово-овоще-ягодное хозяйство;

— Фруктово-ягодные насаждения;

— Военный тренировочный полигон;

— Спортивно-тренировочный полигон;

— Комплекс разведения цветочных культур;

— Комплекс разведения экзотических фруктовых растений;

— Фруктово-ягодные насаждения;

— Плодово-овоще-ягодное хозяйство;

— Главное здание (обитель М+Д, обучение М+Д);

— Беговой трек;

— Велотрек;

— Автодорога.

Рисунок В.2 — «Образовательно-воспитательный комплекс КитЁЖ-Град»

Схема — генеральный план

Приложение Г

Рисунок Г.3 — «Образовательно-воспитательный комплекс КитЁЖ-Град»

Эскиз — центральное здание — фасад