Оформление рисунков, таблиц, формул и приложений

Выпускная квалификационная работа

Общие положения

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация «Бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 21.12.2009 г. N 747, предусматривает проведение итоговой государственной аттестации выпускников, которая включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы (ВКР) и сдачу междисциплинарного государственного экзамена по направлению подготовки.

Целью итоговой государственной аттестации (ИГА) является определение уровня подготовки выпускника к выполнению задач профессиональной деятельности и степени его соответствия требованиям ФГОС ВПО.

Бакалавр экономики должен быть готов к следующим видам профессиональной деятельности: расчетно-экономической, аналитической, научно-исследовательской, организационно-управленческой и педагогической. ФГОС ВПО устанавливает следующие задачи профессиональной деятельности бакалавров экономики:

а) в рамках расчетно-экономической деятельности:

– подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

– проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;

– разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т. д.;

б) в рамках аналитической, научно-исследовательской деятельности:

– поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;

– обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;

– построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;

13 стр., 6226 слов

Преступления в сфере экономической деятельности

... деятельности. Цель курсовой работы: анализ преступлений в сфере экономической деятельности. преступление экономический корпоративный финансовый Поставленная цель раскрывается через следующие задачи: общая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности; мотивы и цели данных преступлений; понятие и система данных преступлений; характеристика отдельных видов преступлений в сфере ...

– анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом;

– подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов;

– проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов;

– участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;

в) в рамках организационно-управленческой деятельности:

– участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений;

– организация выполнения порученного этапа работы;

– оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта;

– участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. с учетом правовых, административных и других ограничений;

г) в рамках педагогической деятельности:

– преподавание экономических дисциплин в образовательных учреждениях различного уровня.

Задачи профессиональной деятельности бакалавров экономики определяют перечень обязательных к освоению общекультурных, профессиональных и специальных компетенций.

Проверка освоения бакалаврами обязательных компетенций, установленных в соответствие с требованиями ФГОС ВПО, проводится в течение всего периода обучения в рамках промежуточных аттестационных сессий.

Основные задачи итоговой государственной аттестации направлены на формирование и проверку освоения следующих компетенций:

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
  • умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
  • способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
  • способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
  • способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
  • способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
  • способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
  • способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
  • способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
  • способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);
  • способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
  • способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
  • способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

Распределение компетенций по видам аттестации представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение проверяемых компетенций по видам аттестации бакалавров

Виды аттестаций

Проверяемые компетенции

Междисциплинарный государственный экзамен по направлению подготовки

ОК-1, ОК-6;

ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9

Выпускная квалификационная работа (ВКР), в том числе:

ОК-1, ОК-5, ОК-6;

ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10

— выбор темы ВКР и составление плана

ОК-1

Таблица 1 (окончание)

— подбор, изучение литературы, обработка теоретической информации, подготовка 1 главы ВКР

ОК-5, ОК-6;

ПК-4, ПК-9

— накопление, систематизация и анализ практических материалов, подготовка 2 главы ВКР

ОК-6;

ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7

— разработка практических рекомендаций и их экономическая оценка, подготовка 3 главы ВКР

ОК-6;

ПК-3, ПК-6, ПК-10

— разработка тезисов доклада, подготовка иллюстративного материала к защите ВКР

ОК-6

— защита ВКР

ОК-6

Промежуточная аттестация при подготовке к междисциплинарному экзамену и защите ВКР

ОК-1, ОК-5, ОК-6;

ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10

2. Методические указания по подготовке и защите вкр, 2. Методические указания по подготовке и защите вкр , 2.1. Требования к вкр

ВКР представляет собой самостоятельную законченную квалификационную работу, результаты которой имеют практическое значение для развития направления подготовки, сферы или вида деятельности соответствующей отрасли (предприятий), либо включают научно-обоснованные теоретические разработки, имеющие значение для экономики.

В ВКР должны быть представлены рекомендации по практическому использованию результатов и выводов на предприятии отрасли.

Разделы ВКР должны быть логически связаны, исследования направлены на решение проблематики, указанной в названии работы, выводы и результаты работы должны быть обоснованы и аргументированы с применением научных методов и приемов.

Подготовка ВКР должна осуществляться студентом самостоятельно в соответствие с установленным графиком в завершающий период теоретического обучения, под руководством квалифицированного руководителя. ВКР бакалавра должна содержать процент авторского текста в пределах, регламентированных соответствующим положением.
1

Тематика ВКР должна ежегодно обновляться, быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития экономики России.

ВКР позволяет определить способности студента самостоятельно решать конкретные профессиональные задачи; применять различные методы при решении социально-экономических проблем; систематизировать и расширять теоретические знания в области экономики отрасли; применять развитые навыки в профессиональной деятельности; аргументировано отстаивать свою точку зрения в процессе защиты ВКР перед государственной экзаменационной комиссией (ГЭК).

В соответствии с требованиями студент в процессе выполнения ВКР должен решить следующие задачи:

1) обосновать актуальность темы и оценить уровень ее разработанности в литературе;

2) изучить теоретически положения, нормативную документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме;

3) изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме;

4) собрать статистический материал, характеризующий отдельные аспекты рассматриваемой проблемы и провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации;

5) на основе проведенного анализа проблемы сделать выводы и разработать рекомендации;

6) выполнить экономическое обоснование рекомендаций;

7) оформить ВКР в соответствии с нормативными требованиями.

Выполняя поставленные в ВКР задачи, студент должен показать:

  • достаточную теоретическую подготовку и способность выделить и сформулировать проблему;
  • умение изучать и обобщать сведения, полученные из нормативных актов и специальной литературы;
  • способность решать практические задачи в рамках расчетно-экономической, аналитической, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности;
  • навыки комплексного анализа ситуаций, на основе статистической информации;
  • умение грамотно применять методы оценки экономической и социальной эффективности предлагаемых рекомендаций;
  • умение логически строить текст, формулировать собственные выводы и предложения.

Выполнение требований к ВКР является основополагающим критерием оценки работы выпускника и решения о присвоении квалификации бакалавра по направлению подготовки 080100 Экономика.

2.2. Выполнение вкр, 2.2. Выполнение вкр

Выполнение ВКР включает в себя три этапа: предварительный, основной и заключительный.


На предварительном этапе

осуществляется:

  • выбор студентом объекта и предмета разработки;
  • выбор темы ВКР;
  • назначение руководителя ВКР в соответствии с решением кафедры;
  • согласование, уточнение формулировки темы с руководителем и ее утверждение на заседании кафедры;
  • ознакомление с графиком выполнения ВКР.

Студент должен выбрать тему ВКР в соответствии с направлением и профилем обучения, а также с учетом специфики учебно-научной деятельности выпускающей кафедры (Приложение 1).

Руководитель назначается студенту из числа преподавателей кафедры.

Выбранные темы ВКР рассматриваются на заседании выпускающей кафедры. При необходимости тема корректируется не позднее даты утверждения приказа о темах бакалавров. Окончательный список тем ВКР и руководителей утверждается заведующим выпускающей кафедрой.

После издания соответствующего приказа (в течение дней) руководитель выдает студенту-бакалавру задание на ВКР (Приложение 2).

Если студент не выполняет задание и (или) утрачивает связь с научным руководителем, то научный руководитель вправе потребовать от него письменное объяснение и сообщить заведующему кафедрой.


На основном этапе

подготовки ВКР выполняется:

  • определение цели и задач работы, ожидаемых результатов;
  • подбор специальных литературных источников в соответствии с выбранным объектом работы;
  • разработка логической структуры ВКР;
  • анализ специальных и научных источников по выбранной теме;
  • сбор материалов и статистических данных;
  • анализ собранной информации и её обработка с использованием информационных технологий;
  • формулировка выводов по каждой из глав и в целом по ВКР;
  • уточнение и корректировка названия глав ВКР;
  • составление списка использованных источников при подготовке ВКР;
  • написание ВКР и оформление в соответствии с установленными требованиями.

Данный этап работы над ВКР подразумевает активное взаимодействие с назначенным кафедрой руководителем, который обеспечивает формирование исследовательских навыков и, прежде всего, умения пользоваться методами научной работы. Руководитель корректирует разработанный студентом план работы, перечень литературных, специальных и научных источников. Он определяет характер статистической и иной информации для анализа, помогает определить применяемые для исследования проблематики ВКР методы. Руководитель контролирует сроки выполнения этапов работы в соответствии с ранее выданным студенту заданием по подготовке ВКР и степень соответствия содержания и оформления ВКР установленным требованиям.

Построение логической структуры ВКР позволяет решить проблему диспропорции и отсутствия взаимосвязи отдельных глав и параграфов работы, так как представляет собой схематическое отражение этих взаимосвязей. Логическая структура ВКР необходима для понимания целостной картины исследования и определения логической последовательности решения поставленных задач, направленных на достижения цели ВКР. На основе разработанной логической структуры ВКР разрабатывается план и содержание.

Используемая в ВКР информация должна быть достоверна и актуальна, поэтому подбор источников информации должен осуществляться очень тщательно.

Работа с источниками информации должна включать:

  • подбор и изучение нормативно-правовых актов при помощи справочно-информационных систем и официальных источников;
  • подбор и изучение научных изданий (книги, монографии, диссертации, периодические издания) с учетом года издания и актуальности представленных данных;
  • сбор и обработка статистических данных, связанных с протекающими в экономике процессами, можно получить, анализируя данные, опубликованные в ежегодных статистических сборниках, базах данных Федеральной службы государственной статистики и ее подразделений, официальных изданиях Банка России и т.д.

В процессе подготовки ВКР студент должен показать умение выбирать и применять различные методы для решения социально-экономических задач. Выбор конкретных методов исследования и обработки данных зависит от темы ВКР, а также от приобретенных знаний и навыков, индивидуальных способностей студента. Темой ВКР может быть обусловлена необходимость построения стандартных теоретических и эконометрических моделей на основе описания экономических процессов и явлений.


На заключительном этапе

выполнения ВКР осуществляются:

  • представление ВКР руководителю для проверки;
  • корректировка рукописи работы бакалавра в соответствии с замечаниями руководителя;
  • проверка ВКР на процентное содержание авторского текста с использованием системы, проверяющей текст ВКР на заимствование,2

    – не позднее, чем за календарных дней до начала работы ГЭК;
  • подготовка презентации работы в форме мультимедийной презентации для прохождения предзащиты;
  • предзащита ВКР – не позднее, чем за календарных дней до начала работы ГЭК;
  • корректировка рукописи работы бакалавра в соответствии с замечаниями, полученными на предзащите;
  • при внесении в ВКР большого количества корректировок по итогам предзащиты повторная проверка ВКР на процентное содержание авторского текста с использованием соответствующей системы;