Актуальность
темы исследования. В настоящее время торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики.
В структуре валовой добавленной стоимости она занимает лидирующие позиции.
Так, по итогам 2012 г. доля оптовой и розничной торговли в ВВП России составила в текущих ценах 19,6% [12].
В настоящее время торговые операции обеспечивают около 10% всего объема налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. Оборот розничной торговли в 2012 г. составил 21 319,9 млрд р., индекс физического объема этого показателя по отношению к 2011 г. достиг 105,9%; оборот общественного питания в 2012 г. исчислялся в 1 013,6 млрд р.
(106,3% по отношению к предыдущему году в сопоставимых ценах) [12; 19; 20].
В 2012 г. оборот розничной торговли на 89,4% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями. К началу 2012 г. число организаций розничной торговли выросло более чем на 9% и составило 259,4 тыс., число организаций общественного питания за аналогичный период выросло более чем на 16% и составило 58,3 тыс. [20].
Ежегодный стабильный рост общего количества торговых объектов за счет активного внедрения современных форматов наблюдается в РФ с 2000 г., не считая временного снижения темпов роста из-за кризиса 2008 г. Растет, хотя и более медленными темпами, обеспеченность населения торговыми площадями, причем наилучшие показатели в этом плане демонстрируют Центральный федеральный округ (788,2 м2 на 1 тыс. чел.) в основном за счет Москвы, Московской и Ивановской областей; наименьшие – Северо-Кавказский федеральный округ (266,6 м2 на 1 тыс. чел.) [19].
Высокими темпами развиваются сетевая торговля и другие современные форматы торговли. Так, в начале 2013 г. розничные торговые сети формировали в среднем по России 20,7% общего объема розничного товарооборота (в начале 2012 г. этот показатель составлял 20,3%).
В обороте розничной торговли продовольственными товарами удельный вес оборота торговых сетей в 2013 г. составил 24,8%, что на 1% больше аналогичного показателя 2012 г., в то время как в 2009 г.
розничные торговые сети формировали в среднем по РФ 30,5% оборота розничной торговли. В 2012 г. аналогичный показатель по Москве составил 23,0%, по Санкт-Петербургу – 66,0% [20].
Вместе с тем, несмотря на стабильные позиции торговой сферы на фоне общего состояния и динамики развития других отраслей экономики РФ, наблюдаются и негативные тенденции. К ним, в первую очередь, следует отнести отставание отечественной розничной торговли по ряду показателей. Среди них наиболее тревожным, по мнению автора, является уровень обеспеченности населения современными торговыми площадями. В настоящее время наблюдается более чем семикратное отставание РФ по данному показателю в сравнении со странами ЕС.
Розничная торговля
... работы розничного торговца определяется в конечном итоге тщательным учетом всех деталей торговой деятельности. В России в настоящее время розничная торговля ... неходовых товаров постоянно следите за рыночной конъюнктурой, переключайтесь на торговлю новыми, пользующимися спросом товарами. ... общая атмосфера в магазине; обстановка внутри магазина; виды предлагаемых товаров и их раскладка; Ваша торговая ...
Опасение вызывает и общий уровень развития рынка транспортнологистических услуг. Так, в 2010 г. российский рынок транспортно-логистических услуг находился на 94-м месте (из 155 стран) [204]. Эта тенденция сохраняется, что негативно сказывается на развитии торговой отрасли в целом.
Кроме того, современный этап развития российской розничной торговли характеризуется активной экспансией международных торговых сетей не только в столичные города, но и в регионы РФ. В результате привнесение западными компаниями на отечественный рынок более действенных торговых технологий создает условия жесткой конкуренции.
Особую тревогу вызывает и показатель консолидации продовольственной розничной торговли, который в настоящее время в России составляет 11% (в Норвегии – 95%, в Германии – 80%, в США – 55%, в Швейцарии – 63%) [203].
С аналогичными проблемами сталкивается сфера общественного питания. К примеру, показатель удельного веса оборота общественного питания в общем обороте розничной торговли продовольственными товарами в России, несмотря на тенденцию к увеличению с 8,8% в 2010 г. до 9,3% в 2012 г., тем не менее значительно отстает от аналогичных показателей развитых стран. Так, в США этот показатель уже многие десятилетия находится в пределах 44–50% [20].
Одним из действенных способов повышения конкурентоспособности российских предприятий розничной торговли и общественного питания является внедрение современных инструментов логистики и управления цепями поставок. Динамичное развитие потребительского рынка влечет за собой существенное усиление роли логистики и управления цепями поставок (SCM), обусловленное не только ростом товарных потоков в торговле и необходимостью снижения издержек в условиях обострения конкуренции, но и общим повышением требований населения к ассортименту и качеству торгового обслуживания.
Применяемые в настоящее время логистические подходы к организации процессов в сфере торговли и общественного питания уже недостаточны для эффективного решения обозначенных проблем, так как способны обеспечить лишь догоняющий, но не опережающий характер развития данных отраслей.
Исходя из того, что роль торговли как естественного канала реализации произведенной продукции и удовлетворения реального и простимулированного средствами интегрированных маркетинговых коммуникаций спроса значительно возросла, качественный рывок в его дальнейшем развитии, по мнению автора, невозможен без использования методологии новой, трансформированной логистики, базирующейся на основе применения ультрасовременных интегрированных логистических моделей и методов в сочетании с современными теориями пространственной организации торговых объектов. Данная идея, характеризующая поисковое состояние и, соответственно, степень проработки проблемы применения инструментария логистики в формировании логистических систем торгового обслуживания на макро-, мезо- и микроуровнях, принята в качестве основной научной гипотезы, определившей постановку диссертационного исследования.
Логистика предприятия
... ВАМИН Татарстан». Объект работы - ОАО «ВАМИН Татарстан». Предмет работы - роль логистики и логистической системы в условиях рыночной экономики. При написании курсовой работы были использованы материалы ... маркетолога, финансиста, менеджера по планированию и управлению производством, ученого. Этим объясняется многообразие определений понятия логистики. Анализ зарубежной и отечественной экономической ...
Степень разработанности исследуемой проблемы. Теме формирования логистических систем, а также развития логистического управления торговыми объектами на разных уровнях (макро-, мезо- и микро-) посвящены работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов.
Проблемы развития теории и методологии логистики исследованы в работах видных российских ученых А.У. Альбекова, Б.А. Аникина, Г.Л. Багиева, М.П. Гордона, В.В. Дыбской, Е.И. Зайцева, М.Е. Залмановой, А.В. Зырянова, С.Б. Карнаухова, В.М. Каточкова, В.К. Козлова, В.С. Колодина, Д.Д. Костоглодова, В.С. Лукинского, Л.Б. Миротина, Л.А. Мясниковой, Н.А. Нагапетьянца, Ю.М. Неруша, Д.Т. Новикова, О.А. Новикова, А.В. Парфенова, Б.К. Плоткина, О.Д. Проценко, А.Н. Родникова, Л.Ю. Русалевой, А.Н. Стерлиговой, А.И. Семененко, В.И. Сергеева, Л.А. Сосуновой, В.Н. Стаханова, В.И. Степанова, А.А. Смехова, М.М. Третьякова, А.П. Тяпухина, С.А. Уварова, В.В. Щербакова и др., а также зарубежных основателей логистических школ, таких как Д.Дж. Бауэрсокс, Д. Вордлоу, Д. Вуд, Дж. Джонсон, Ф. Дональд, Д.Дж. Клосс, М. Кристофер, Д. Ламберт, Э. Мате, Р. Поль, Дж.Р. Сток, Д. Тиксье и др.
Отдельно следует выделить исследования отечественных ученых О.Н. Зуевой, А.В. Зырянова, К.Ю. Ковалева, Л.А. Мясниковой, Т.И. Николаевой, В.А. Носа, В. Снегиревой, С.А. Уварова, Л.А. Хасиса, Е.Р. Храмцовой, О.В. Чкаловой, П.Е. Щеглова, В.В. Щербакова и др., а также зарубежных авторов Р. Джойла, П. Калена, Э. Ньюмена, Р. Эванса по теории логистики в розничной торговле, позволившие автору выработать свой взгляд на проблематику формирования эффективных логистических систем в торговой сфере.
Обосновывая пространственно-территориальные аспекты логистики торгового обслуживания, автор основывался на моделях и методах территориального размещения объектов рыночного хозяйства, представленных в трудах зарубежных исследователей А. де Пальма, У. Айзарда, С. Андерсона, Э. Бёрджесса, Х. Боса, А. Вебера, Ж.-Я. Габжевича, В. Гинзбурга, К. Гуглера, П. Джехиэля, К. д’Аспермана, Р. Кантильона, Г. Клеменца, П. Конверса, Ф. Котлера, В. Кристаллера, М. Кристофера, В. Лаундхардта, В. Леонтьева, А. Лёша, Т. Паландера, Й. Папагеоргиу, У. Рейли, Д. Рикардо, А. Смита, Д. Стюарта, С. Сэлопа, Ж.-Ф. Тисса, И. Тюнена, Уинго, Ульмана, Дж. Фогеля, Дж. Фридмана, П. Хаггета, У. Харриса, Д. Хаффа, Г. Хойта, Г. Хотеллинга, А. Шефле и др., а также российских ученых, занимающихся решением данных вопросов, – Е.Г. Анимицы, А.В. Зырянова, В.В. Кистанова, И.М. Маергойза, Н.В. Новиковой, А.П. Панкрухина, Н.М. Ратнер, Ю.Г. Саушкина, В.П. Степанова, Е.Р. Храмцовой, О.В. Чкаловой, М.Д. Шарыгина.
Важную роль в исследовании автора сыграли работы в области изучения интеграционных процессов современного бизнес-пространства, к которым следует отнести труды зарубежных ученых Р. Баззела, Дж. Бейна, Р. Блэйера, Л. Дэвиса, Д. Казермана, Дж. Кейнса, Х. Кельзена, К. Кларка, Р. Коуза, А. Лаффера, Дж. Ливси, А. Маршалла, Э. Мейсона, Б. Мильнера, Э. Ньюмена, Д. Памелы, П. Портера, Р. Пьетро, О. Уильямсона, Р. Шмеда, Д. Щиндлера, Ф.Ч. Эванса, а также российских ученых Г.Л. Бродецкого, В.В. Дыбской, Т.Е. Евтодиевой, В.Б. Лещевой, В.В. Лукинского, П.А. Минакира, А.Л. Носова, Т.Н. Одинцовой, О. Рыкалиной, В.И. Сергеева, И.О. Сорокиной, И.Ю. Храмовой, А.В. Цокова, Т.Г. Шульженко.
Особенности маркетинговых и социологических исследований
... находят в прикладной социологии (например - политической) и маркетинге. Цели, задачи, методология, ограничения и анализ при проведении социологических и маркетинговых исследований ... в этом смысле хорошие социологические исследования выступают в качестве "установочных" по отношению к маркетинговым исследованиям. Если исследователь рынка приступает к масштабному маркетинговому исследованию, ...
Высоко оценивая разносторонний и комплексный вклад российских и зарубежных ученых в историю и теорию исследуемого вопроса, необходимо отметить, что их работы намечают, но, вместе с тем, не ограничивают поле деятельности для проведения научных изысканий, так как целый ряд аспектов использования концепций логистики при формировании единого механизма управления логистическими системами торгового обслуживания в условиях рыночной трансформации экономики еще недостаточно рассмотрен и требует детального изучения.
Эти обстоятельства предопределили выбор темы диссертационного исследования, его объект и предмет, а также позволили сформулировать цель и задачи исследования.
Объектом исследования выступают товарные и сопутствующие им финансовые и информационные потоки хозяйствующих субъектов на потребительском рынке в цепях поставок торговых услуг, обеспечивающие функционирование и взаимодействие элементов логистических систем торгового обслуживания населения.
Предметом исследования
Цель диссертационного исследования – разработка концепции логистической интеграции торгового обслуживания на макро-, мезо- и микроуровнях на основе дуальной сущности логистики и обоснование методологии ее применения в управлении интеграционными процессами при разработке стратегий пространственного развития логистических систем торгового обслуживания.
Общая целевая установка исследования конкретизируется содержанием научно-практических задач, подлежащих решению:
- исследовать эволюцию логистики в контексте генезиса торговли и общественного питания РФ, выявить закономерности, факторы и основные тенденции развития отечественных рынков розничной торговли и общественного питания с позиции оценки степени востребованности логистических инструментов в данной сфере;
- исследовать развитие научных подходов к пониманию логистики в сфере торговли и общественного питания, проанализировать многообразие трактовок логистики данной сферы экономической деятельности и на основе анализа уточнить и дополнить ее понятийно-категориальный аппарат;
- предложить и научно обосновать методологические принципы логистической интеграции в торговле и общественном питании посредством разработки классификации концепций, моделей, алгоритмов и методов управления потоковыми процессами в логистических системах торгового обслуживания на основе релевантного обоснования необходимости интеграционных процессов;
- разработать типологию логистической интеграции как инструмента повышения эффективности деятельности торговых предприятий и предприятий общественного питания;
- дополнить и развить методологические положения пространственнотерриториальной концепции логистики на основе анализа научных изысканий по вопросам территориального размещения объектов рыночного хозяйства;
- предложить и научно обосновать комплексную модель и алгоритм выбора оптимального варианта пространственно-территориального размещения объектов в логистических системах торгового обслуживания, интегрированных в различных уровневых вариациях с учетом стратегии пространственного построения цепей поставок торговых услуг;
- разработать логистическую модель взаимодействия участников цепей поставок торговых услуг, обеспечивающую опережающее развитие сферы торгового обслуживания; предложить и научно обосновать стратегические сценарии развития сферы торгового обслуживания с позиции интересов основных участников цепи поставок торговых услуг.
Теоретической и методологической основой исследования послужили воззрения, идеи и концепции российских и зарубежных ученых, результаты фундаментальных и прикладных трудов в области экономики, логистики и управления цепями поставок, теории и практики организации предприятий хозяйствующих субъектов сферы обращения, исследования по теории принятия управленческих решений, системному анализу, методам прогнозирования и исследования операций, а также теоретико-методологическим основам оптимизации интегративных процессов в торговле и общественном питании.
Маркетинговые исследования в современной экономике
... Маркетинговые исследования - это систематическое определение, анализ и сбор круга данных, необходимых фирме, которые фокусируются на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей в диктуемой рынком экономике. Необходимость в ... комплектности, систематичности. Целенаправленность означает, что исследование конъюнктуры рынка и тенденций его развития должно быть тесно увязано с ...
Методологическое обоснование диссертационного исследования по выбранной теме сформировано также на положениях системного подхода и общей теории систем, теории хозяйственных систем, теории логистики и торгового менеджмента.
Инструментально-методический аппарат исследования. Для обоснования выдвинутых в диссертационном исследовании положений и решения указанных задач использовались методы экономико-математического моделирования, системного, структурного анализа, статистические, экспертно-аналитические, социологические методы, а также методы исследования операций и принятия решений, что позволило раскрыть суть изучаемых вопросов, получить достоверные результаты и обеспечить достаточную обоснованность оценкам и выводам, содержащимся в диссертации.
Информационно-эмпирическую базу диссертационного исследования составили законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность в области торговли и общественного питания хозяйствующих субъектов РФ; материалы Федеральной службы государственной статистики (Росстата) и ее региональных органов; федеральных и региональных программ развития торговли, Министерства экономического развития Челябинской области; материалы зарубежных исследований; материалы международных, всероссийских, региональных научно-практических конференций по исходной проблематике.
Использование указанных методов, объединенных общей методологией и алгоритмом исследования, их экономическая интерпретация обеспечили достоверность полученных выводов и результатов исследования и аргументированную обоснованность практических рекомендаций.
Обоснованность и достоверность научных результатов, положений и рекомендаций, содержащихся в исследовании, определяется тем, что сформулированные в диссертации новые научные положения и авторские разработки согласованы с базовыми теоретическими и практическими положениями логистики. Все авторские идеи аргументированы, получены на основе анализа эволюции множества научных школ и теоретических подходов, а также достоверного статистического материала, раскрывающего динамику развития системы торговли и общественного питания.
Уровни развития логистики
... заказов; таможенные услуги и др. Этапы развития логистики. В современной экономике существует несколько подходов к выделению этапов развития логистики. Этапы исторического развития логистики были обусловлены: объективными тенденциями на ... весь мир рынке; -происходит сокращение торговых барьеров между странами и рост международной торговли и конкуренции; -размещение предприятий происходит ...
Научная новизна
Наиболее существенные результаты исследования, обладающие научной новизной и полученные лично соискателем:
1 Дополнен и теоретически развит понятийный аппарат логистики, расширено его экономическое содержание за счет введения в научный оборот новой понятийной категории «логистика торгового обслуживания», а также даны уточнения существующих научных дефиниций «логистическая интеграция» и «логистическая территория» (п. 4.1. Теоретические и концептуальные проблемы логистики и управления цепями поставок, их народнохозяйственная значимость – Паспорта специальности ВАК Министерства образования и науки РФ).
2 Предложена авторская типология логистической интеграции сферы торгового обслуживания, которая легла в основу формирования и развития принципов и моделей логистического обеспечения оказания торговых услуг с учетом специфики вида экономической деятельности, учитывающих территориальные аспекты формирования логистических систем торгового обслуживания. Сформулированы методологические принципы уровневого системного подхода к логистической интеграции в сфере торгового обслуживания, основанные на системном анализе структурных компонентов этих логистических систем и позволяющие рационализировать управление взаимодействием подсистем при реализации логистических функций (п. 4.3. Методология логистической интеграции – Паспорта специальности ВАК Министерства образования и науки РФ).
3 Разработаны авторская комплексная модель и алгоритм выбора вариантов размещения объектов торгового обслуживания, включающие инвариантный подход к формированию «потребительской тропы», основанный на логистической интеграции подсистем и звеньев макрологистической системы торгового обслуживания с целью оптимизации уровня социально-экономического развития логистической территории (п. 4.2. Принципы проектирования и функционирования логистических систем на микро-, мезо- и макроуровнях; определение цели и критериев оценки систем – Паспорта специальности ВАК Министерства образования и науки РФ).
4 Для обеспечения стратегического развития сферы торгового обслуживания предложена и научно обоснована авторская модель взаимодействия участников цепей поставок торговых услуг, основанная на дуальной сущности логистики как механизма формирования интегрированного потока инвестиций, обеспечивающего оптимизацию всех остальных логистических потоков для получения экономического эффекта всеми участниками цепей поставок в долгосрочной перспективе (п. 4.17. Моделирование и оптимизация параметров логистических бизнес-процессов – Паспорта специальности ВАК Министерства образования и науки РФ).
5 Дана авторская интерпретация пространственно-территориальной концепции логистики в 5D-формате на основе трансфера научных разработок в области эволюционного развития моделей и методов территориального размещения объектов рыночного хозяйства в сферу логистики торгового обслуживания. На основе авторской концепции территориально-пространственного построения цепи поставок торговых услуг и методологии логистической интеграции разработаны возможные стратегии развития сферы торгового обслуживания и обоснована методика их выбора (п. 4.12. Моделирование сетевой структуры цепей поставок и конфигурации логистических сетей – Паспорта специальности ВАК Министерства образования и науки РФ).
Объект, предмет, основные понятия и задачи логистики
... определений понятия логистики. Анализ зарубежной и отечественной экономической литературы показал, что сегодня под логистикой понимается: теория планирования различных потоков в человеко-машинных системах; новое направление в организации движения ... века, автор А. Жомини – военный специалист. Особенно бурное развитие логистика получила в период 2-й мировой войны, когда была применена для решения ...
Теоретическая значимость, Практическая значимость
Применение полученных при исследовании научных результатов позволяет на практике реализовать преимущества логистики как интегрального инструмента управления логистическими системами торгового обслуживания.
Научные результаты исследования могут быть использованы:
- региональными и муниципальными органами государственной власти при разработке долгосрочных и краткосрочных планов развития торговли и общественного питания;
- хозяйствующими субъектами отечественного потребительского рынка для оценки эффективности уровня логистической интеграции и для повышения эффективности при решении вопросов пространственно-территориального размещения торговых объектов.
– высшими учебными заведениями в научном и образовательном процессе, в том числе при подготовке бакалавров, магистров и аспирантов по направлениям ФГОС третьего поколения «Экономика», «Менеджмент», «Торговое дело», а также при подготовке и переподготовке специалистов торговой сферы в рамках программ дополнительного профессионального образования.
Реализация результатов диссертационного исследования. Материалы диссертационного исследования апробированы в научно-исследовательской работе Южно-Уральского государственного университета по гранту Министерства образования и науки Российской Федерации по программе «Развитие научного потенциала высшей школы» (регистрационный номер 2.1.3/643).
Основные научные и практические результаты исследования получили высокую оценку и приняты к внедрению Отделом потребительского рынка при Министерстве экономического развития Челябинской области, а также Южно-Уральской торгово-промышленной палатой.
Результаты диссертационной работы использованы в научно-исследовательской и учебно-методической деятельности при проведении лекционных и практических занятий по дисциплинам «Коммерческая логистика», «Организация, технология и проектирование торговых предприятий», «Основы технологии торговли»
для студентов ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет»
(национальный исследовательский университет).
Внедрение результатов диссертационной работы документально подтверждено актами и справками, прилагаемыми к диссертации.
Апробация полученных в исследовании результатов. Основные теоретические и методологические положения, результаты и выводы проведенного диссертационного исследования на разных этапах его подготовки представлялись в форме научных докладов и сообщений на международных (Екатеринбург, 2007 г.;
- Челябинск, 2007 г., 2008 г., 2009 г., 2010 г., 2011 г., 2012 г., 2013 г.;
- СанктПетербург, 2009 г., 2013 г.;
- Москва, 2013 г., Иркутск, 2013 г.), всероссийских (Ижевск, 2005 г.;
- Челябинск, 2007 г. 2008 г.;
- Ростов-на-Дону, 2008 г., 2009 г.) и региональных (Челябинск, 2008 г.;
- Екатеринбург, 2008 г.) научно-практических конференциях и форумах.
Публикации, Структура диссертации
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ
ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
– – –
Развитие внешней торговли между странами в истории экономических учений
... торговых партнеров. Эти связи принимают форму международного движения товаров и услуг, труда, инвестиций и технологий. Международная торговля - система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли ... охватывают период с начала 80-х гг. столетия до сегодняшнего дня. В исследовании применялся метод сравнительного анализа. 1. Основные концепции международной торговли между ...
Логистика как сфера научных исследований формировалась на протяжении длительного периода времени. Ее возникновение обусловлено целым рядом причин, в числе которых во многих источниках специальной литературы [21; 22; 28;
29; 41; 45; 60; 72; 77; 78; 83; 86; 90; 97; 98] упоминаются достижение предела эффективности производства, обусловленное сменой влияния рынка продавца на рынок покупателя, энергетический кризис 1970-х годов, вынудивший предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок, и, наконец, развитие научно-технического прогресса, в том числе автоматизация и компьютеризация.
В соответствии с целями диссертационного исследования проведем ретроспективный сопоставительный анализ эволюции логистики в контексте основных этапов развития сферы обращения на примере двух стран – Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки.
Выбор США для научного сравнения ряда теоретических положений развития логистики и торговой отрасли обусловлен тем, что в первую очередь, в территориальном аспекте (протяженность и площадь) эти страны достаточно схожи.
Помимо территориальных факторов, страны схожи разнообразием климатических зон, наличием всех основных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, авиа- и водного), а также, считаем, что допустимо их сравнение по численности и плотности населения. Все эти схожие моменты и факторы, на наш взгляд, значительно влияют на необходимость использования принципов логистики.
Кроме того, по некоторым оценкам ученых, занимающихся вопросами мировой экономики, США и Россия схожи по ряду показателей, таких как совокупность ресурсов – природных, трудовых, научно-технических, предпринимательских и пр., составляющих существенные элементы экономического потенциала любой страны [200].
Вместе с тем, автор считает, что именно опыт развития внутренней торговли США широко применим в России, поскольку сопоставимы не только размеры территории этих двух стран, но и социальная динамика населения (возможность изменения своего социального положения в течение жизни) [56, с. 32–33], объективно сопоставимы и цели США и России, а именно дальнейшее развитие эффективной рыночной экономики, увеличение притока инвестиций в экономику стран, расширение торговли [200], а также и тот факт, что дальнейшее развитие торговых процессов России и США направлено, в первую очередь, на сектор массмаркета.
С учетом обозначенных в диссертационном исследовании задач рассмотрим эволюцию логистики через призму ее теоретико-методологических положений.
В связи с чем, в первую очередь, необходимо акцентировать внимание на двух ключевых моментах, связанных с важностью рассмотрения данного вопроса. Вопервых, автор диссертационного исследования не ставит целью внести значимую корректировку ни в продолжительность эволюционных этапов, ни в названия рассматриваемых этапов. Во-вторых, соглашаясь с профессором В.С. Лукинским [84, с. 23—30] в части того, что и зарубежные, и отечественные исследователи расходятся во мнении о границах временных интервалов этапов эволюции логистики, в своем исследовании мы будем придерживаться усредненной общепринятой вариации этих интервалов, так как основная цель проводимого сопоставительного анализа заключается в том, чтобы выявить влияние развития логистики как науки на развитие торговой сферы США и Российской Федерации.
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ «Факторы и условия социально-экономического ...
... на региональном уровне, а также о ближайших планах и перспективах развития экономики и торговли ... возведения и оптимизации логистики на олимпийских объектах. Помимо оздоровляющего влияния на инфраструктуру региона подобные ... на качественно новый уровень развития, функционирования и общественного признания. Следует отметить, что авторы монографии делают акцент на комплексный подход к развитию ...
Таким образом, анализ работ отечественных и зарубежных ученых [31; 44;
118; 124; 129; 136; 230; 269—272] показал следующее. Логистика как наука в качестве инструмента бизнеса в различных сферах экономики начала формирование в начале 1950-х годов. Считается, что новаторами в этой области стали Соединенные Штаты Америки. Специалисты обратились к логистике как науке, которая способна наиболее эффективно координировать взаимодействие материальнотехнического обеспечения, производства, распределения, транспорта, коммуникационной инфраструктуры и рынка [97, с. 121].
В истории развития логистики XX века отечественными учеными [21; 22; 41;
45; 54; 60; 72; 77; 78; 83; 86; 90; 97; 98] выделено несколько исторических этапов.
Три десятилетия, начиная с 1920-х годов до начала 1950-х годов, называется периодом фрагментаризации. В данный период времени логистика рассматривается не как инструмент уменьшения совокупных затрат предприятия, способный осуществлять управление материальными экономическими потоками, а как инструмент управления отдельными логистическими функциями в таких сферах как производство, транспортировка, складирование. В это время уровень экономического развития стран не требовал проявления специфических логистических знаний.
Вместе с тем данный период фрагментаризации отмечен специалистами тем, что именно на данном этапе закладывался «фундамент» для внедрения в перспективе логистических концепций. По оценкам специалистов [33; 36; 45; 46; 66; 74;
102; 130; 137] этому способствовали следующие факторы:
- рост запасов и трансакционных издержек в распределительных системах;
- рост тарифов на перевозки коммерческих грузов;
- внедрение и широкое применение маркетинговых инструментов;
- внедрение логистики в военное дело.
Именно это время, как отмечают специалисты [45; 57; 85; 87; 97; 105], ознаменовано выходом ряда научных работ по маркетингу, которые подробно раскрывали особенности физического распределения товаров как одной из особо важных составляющих маркетинга. В работах отводилась особая роль сбыту товаров, и уделялось внимание повышению его эффективности. Применение логистики в бизнесе стало необходимым явлением вследствие активного развития маркетинговых концепций и перехода мировой экономики от рынка продавца к рынку покупателя.
В годы Второй мировой войны, США и их союзники, открыв второй фронт, вынуждены были вести военные действия на другом континенте. Это повысило значимость внедрения логистических принципов в военное дело для эффективного снабжения войск вооружением, боеприпасами и продовольствием. Таким образом, к середине XX века была сформирована теория военной логистики.
В рассматриваемый период особенно значим был опыт координации (как в настоящее время уточнили бы логистической координации) работы тыла и транспорта, обеспечения снабжения и перемещения воинских контингентов, осуществляемого советскими военными специалистами в годы Великой отечественной войны [45$ 57].
Перейдем к рассмотрению торговой сферы. В период с 1920-х до начала 1950-х годов, как отмечают специалисты, происходило стремительное развитие сферы обращения на западе. Именно данный период характеризуется так называемым эффектом «стирания барьера» между потребителем и товаром. До этого вся мировая торговля велась исключительно традиционным способом (через прилавок).
Многие специалисты [171; 221; 223–226] датируют появление метода самообслуживания 1929 г. и связывают его с «Великой Депрессией», охватившей США. В то время для снижения цен на товары впервые были максимально уменьшены расходы на организацию самой торговли за счет внедрения прямого доступа покупателей к товару и значительного сокращения штата продавцов.
Вместе с тем, по оценкам других специалистов, первые магазины самообслуживания были открыты еще в 1912 г. в Калифорнии. Примерно это же время ознаменовано началом работы первой сети из шести торговых предприятий под названием Humpty Dumpty Stories, принадлежащих фирме Bay Cities Merchantile Co. Первый же супермаркет в современном понимании этого формата был открыт в 1916 году. Через семь лет после этого торговая сеть уже насчитывала 2,8 тыс.
магазинов [32; 171].
В 1920-е годы в Америке появляется первый торговый центр, а в 1930 г. гипермаркет. В это же время в Бельгии и во Франции на окраинах городов открываются первые магазины крупных размеров, которые сосредотачивают внимание на различных акциях и промоциях. Сокращая издержки за счет приобретения недорогой загородной недвижимости, компании могли устанавливать низкие цены на товары, тем самым привлекая покупателей.
Отечественная торговая сфера в рассматриваемый временной интервал развивалась несколько иначе. В СССР 1920-1930-е годы характеризуются введением новой экономической политики, которая способствовала сохранению в экономике страны капиталистического сектора, поскольку допускалось развитие частных предприятий торговли и питания. Этот период обозначен переходом от нормированного снабжения к свободной торговле. В это же время в Советском Союзе организация розничной торговли строилась в виде спецраспределителей-торгсинов для ограниченного круга лиц. Развивалась система коммерческих магазинов, которые объединялись в ОРТы (объединения розничной торговли), в них осуществлялась торговля дефицитным товаром по очень высоким ценам. В 1922 г. в Москве был открыт центральный универсальный магазин (ЦУМ).
Городской универсальный магазин (ГУМ) в это время несколько раз менял свое назначение. Открытый в 1921 г. по указу В.И. Ленина, этот магазин выполнял то торговые, то административные функции [56, с. 21–34].
С 1925 г. в СССР начинается также организация крупных механизированных предприятий общественного питания – фабрик-кухонь. С этого периода, весь товарооборот сосредотачивается в государственных и кооперативных предприятиях, вытесняя частный капитал из сферы обращения. Однако общественное питание продолжало сильно отставать от темпов развития народного хозяйства и запросов широких слоев трудящихся. Согласно постановлению Правительства Республики Советов от 19 августа 1931 г. осуществлен переход от фабрик-кухонь и термосной системы доставки обедов к фабрикам-заготовочным, производящим полуфабрикаты. Этим была намечена основная линия развития массового производства обеденной продукции [38, с. 128; 99].
Таким образом, подводя итоги сопоставлению развития торговли в США и СССР с идентичным по годам этапом фрагментаризации логистики, необходимо сформулировать следующий вывод. Фрагментарно отдельные логистические функции с точки зрения снижения составляющих затрат реализовывались в большей степени в торговой сфере США. Россия в это время занималась в большей степени решением политических, а не экономических задач.
Следующий этап развития логистики с середины 1950-х по 1970-е годы. Рассмотрим его для реализации целей диссертационного исследования. Западные специалисты [31; 44; 118; 124; 230; 269–272] называют данный этап периодом становления (концептуализации) логистики, который был охарактеризован ускоренным и всесторонним развитием теории и практики логистики. Маркетинг как инструмент бизнеса получил в это время широкое распространение. В это же время приходит понимание необходимости улучшения, в первую очередь, дистрибьюции с позиции снижения затрат.
В этот период времени особое внимание уделяется концепции общих затрат в физическом распределении, являющейся ключевым фактором внедрения логистики в практику бизнеса. Сущность данной концепции выражалась в перераспределении издержек в распределении товаров с целью достижения существенного сокращения общего уровня затрат в цепи поставок товаров от производителя к потребителю. Впоследствии данная концепция, названная концепцией общих затрат, легла в основу формирования методологии принятия логистических решений [45; 97; 98].
Автором отмечено, что процессы, происходящие на этапе становления логистики, в большей мере относились к торговой сфере. Именно в торговле усиливается внимание к покупателям, внедряются новые методы обслуживания потребителей, появляется все больше разнообразных товаров (конкурентных или товаровсубститутов).
Таким образом, в период перехода от рынка продавца к рынку покупателя развитие логистики становится объективным экономическим требованием совершенствования бизнес-технологий [45, с. 3–19].
Данный период времени характеризуется повсеместным распространением за рубежом философии маркетинга и началом формирования теоретических и практических аспектов применения логистического инструментария. В это время уделяется внимание разработке логистических решений по сокращению количества циклов заказа и на этой основе оптимизации производства продукции. Приходит понимание того, что отдельные материальные потоки на этапах хранения и транспортировки произведенной продукции могут и должны быть увязаны в единую систему управления этими потоками. При этом сфера физического распределения произведенных товаров имеет значительный потенциал с позиции уменьшения издержек, что создает предпосылки к объединению разрозненных функций дистрибьюции, и дает, в свою очередь, значительный экономический эффект.
За рубежом логистические подходы изначально использовались именно в сфере обращения, объединяя на этапе становления логистики процессы хранения и транспортировки готовой продукции. Общеизвестно, что в этот период решаются в первую очередь логистические задачи организации транспортноскладского процесса как единого механизма.
Вместе с тем, данный этап нельзя, по мнению автора, назвать этапом разработки действенных форм логистического управления. В связи с тем, что задача по оптимизации физического распределения продукции решалась и раньше, например, осуществлялась оптимизация частоты и размеров поставляемых партий товаров; определялось оптимальное место размещения складов; разрабатывались транспортные маршруты и графики и т.д., тем не менее эти задачи решались обособленно, что не обеспечивало значимого системного эффекта. На этапе становления потребовалось комплексное решение разнородных задач по управлению разобщенными материальными потоками, что потребовало внедрения новых методов управления, новых способов подготовки специалистов, использования вычислительной техники и специального программного обеспечения.
С середины 1950-х годов в индустриально развитых странах начались процессы повсеместной компьютеризации и активного развития систем автоматизации бизнес-процессов. Это позволило автоматизировать решения многовариантных и многоаспектных задач оптимизации выбора видов транспортных средств, оптимизации размещения производственных и складских объектов, оптимизации маршрутизации, управления широким и глубоким ассортиментом товаров и готовой продукции, а также прогнозирования объема спроса и изменений в потребностях в ресурсах и др.
Таким образом, наряду с активным развитием логистики, к 1960-м годам в США наблюдается динамичное развитие торговли на основе сетевого подхода (наращивают обороты торговые сети Wal-Mart, Target, Kmart [132, с. 6–12]), в том числе, благодаря снятию законодательных ограничений монополий. Еще одним направлением развития сферы обращения США в период становления логистики становится организация торговых центров загородного типа с большими стоянками и крупными предприятиями торговли и массового питания. Развивается дисконтная торговля. При организации складов начинают активно использовать компьютеризированные программы.
Рассмотрим развитие отечественной торговой сферы в период с 1950-х по 1970-е годы. В это время в Советском Союзе активно изучался опыт организации торговых центров в зарубежных социалистических и капиталистических странах, который был признан «прогрессивной формой организации торговли», обеспечивающей предоставление комплексных услуг по торговле и другим видам обслуживания населения в одном месте, а также укрупнение и кооперацию предприятий обслуживания населения, что позволяло примерно на 15–20% снизить объем капитальных вложений по сравнению с разрозненным строительством объектов. Однако, под торговым центром понималась в большей степени «торговая зона в центре города», так как скомпоновать на территории несколько типовых модулей считалось более эффективным и могло тиражироваться на всей территории СССР.
По всей стране шло активное внедрение методов торговли преимущественно через прилавок путем распространения такого типа предприятий розничной торговли как универмаг. Вместе с тем, не учитывался один очень важный фактор – маршруты движения личного автотранспорта граждан. В те годы основным средством передвижения населения страны преимущественно являлся общественный транспорт, в связи с чем, в центре города сходились основные маршруты различных видов общественного транспорта. Движение и парковку личных автомобилей игнорировали не только при создании торговых объектов, но также при строительстве жилых, административных, общественных зданий, что в масштабе российских городов привело к острейшим проблемам и в настоящее время эта задача остается до настоящего времени неразрешимой [56, с. 27–29]. Все это до сих пор накладывает определенный отпечаток при решении логистических вопросов доставки товаров до торговых объектов, расположенных в черте города, а также сказывается на возникновении неудовлетворенного спроса в связи со значимыми неудобствами, возникающими у потребителей товаров и различных услуг торгового характера.
Таким образом, можно констатировать, что в то время как в индустриально развитых странах в 1960-е годы проводилось совокупное решение отдельных задач по управлению материальным потоком на логистической основе, причем, в первую очередь, в торговой сфере, в СССР торговля развивалась согласно строгим правительственным предписаниям вопреки логистическим принципам.
Третий этап, следующий за этапом становления логистики, ограниченный временными рамками 1970-х годов, за рубежом характеризуется как этап развития логистики. Это время (1970-е годы) характеризуется частичной интеграцией технологических, транспортно-складских процессов. Усиление конкуренции происходит в результате дефицита высококачественных сырьевых ресурсов, что обусловлено мировым энергетическим кризисом. Предкризисный рост инвестиций в основные средства закончился периодом относительной стабилизации. Вместе с тем в это время наблюдался значительный рост логистических затрат и стоимости дистрибьюции. Важнейшей задачей большинства производственных предприятий стало эффективное распределение экономических ресурсов, а в сфере торговли рациональное распределение товарной массы. Ресурсный фактор (снижение энергоемкости и материалоемкости продукции) приобрел основное значение в условиях высокого уровня конкуренции.
Оптимизация процессов в торговой сфере стала визитной карточкой этапа развития логистики. Логистика в это время занимается не только оптимизацией физического распределения, но и достаточно широким кругом вопросов, связанным с оптимальным распределением и использованием совокупного ресурсного потенциала торговой организации [25, с. 21].
Отметим, что в рассматриваемый период времени логистика в большей степени смещается с торговой сферы на производственную. Этому способствовало повышение производительности компьютеров и появление автоматизированных систем контроля и управления процессами производства, а также внедрение и развитие автоматизированных систем управления (АСУ) технологическими процессами [45, с. 45].
За рубежом к завершению 1970-х годов активное развитие приобрело производство современного транспортного и складского оборудования. Это направление впоследствии было названо «тарно-упаковочной революцией», когда были приняты общие стандарты новых видов тары и упаковки, были сформированы передовые складские комплексы с высоким уровнем автоматизации, происходило активное внедрение контейнерной системы перевозки грузов [97; 98; 102].
В США в период развития логистики в торговой сфере в эти годы также происходят значительные изменения. Начиная с 1970-х годов, наступает стремительный захват половины американского рынка торговыми сетями и начинается транснациональная экспансия [32; 132; 133], что становится возможным только благодаря активному внедрению логистических концепций и положений.
В СССР в эти годы начинается активное распространение новых типов магазинов – универсамов – с прогрессивным по тем временам форматом обслуживания – самообслуживанием. Достаточно интенсивно в крупных городах внедрялись специализированные магазины («Детский мир», «Спорттовары» и др.), отделы заказов с доставкой товаров на дом и кафетерии. Тем самым, наряду с развитием сферы обращения расширялась значимость сферы услуг.
В то время, как в зарубежных странах на научной основе внедрялись системы оптимизации всех видов ресурсов, в том числе и в торговой сфере, в экономике Советского Союза началось так называемое расточительство ресурсов. Как констатируют специалисты, при остром дефиците потребительских товаров, при пустующих складах, во всех торговых предприятиях улучшали условия труда, необоснованно увеличивали площади неторговых помещений. Продолжалась политика концентрации торговых объектов в центрах городов.
Таким образом, в то время как мировое сообщество в 1970-е годы занималось поиском путей рационального использования сырья и материалов, поиском новых путей снижения затрат в производстве и распределении на основе концепции логистики, а также распространением философии всеобщего управления качеством во всех сферах деятельности, включая торговлю, в Советском Союзе при нарастающем и захватывающем всю страну дефиците товарной массы особо важное значение уделялось так называемой охране труда, под которой понималось создание благоприятных условий на рабочем месте, в том числе организация комнат для совещаний, комнат психологической разгрузки персонала, зимнего сада и т.д.
Таким образом, наметившийся в 1960-е годы разрыв между двумя видами экономических систем – капиталистической и социалистической, в 1970-е годы продолжает углубляться. В экономике Советского Союза в эти годы не просто игнорируется использование эффективных логистических рычагов, но и намечается, по мнению автора, индуцированное движение (англ. induced motion1) экономики.
Рассмотрим следующий этап – этап интеграции логистики, включающий в себя интеграцию производственных, складских и транспортных процессов на основе работы с сырьем и готовой продукцией. Этот этап ограничивается десятилетием 1980-х годов.
В 1980-е годы в западных странах происходит популяризация философии всеобщего управления качеством. Это было вызвано структурными изменениями в бизнес-структурах. В это время происходит интенсивный рост партнерств и стратегических союзов в бизнесе, в сфере специализированных транспортных, оптовых и распределительных услуг, что позволило уйти от практики недоверия, подозрительности и жесткой конкуренции.
Наступил этап понимания необходимости управления не только материальным потоком, но и сервисным потоком (услуг) и сопутствующими им информационными и финансовыми потоками.
Pages:
|
|
|
3
|
4
|
5
| … |
10
|