Бюджетная система

Доклад

единой ставки подоходного налога: уменьшение обложения фонда оплаты труда; ликвидация налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров, работ и услуг… Необходимо завершить процесс ликвидации льгот, предоставляемых закрытым административно — территориальным образованиям, продолжить упрощение системы таможенных тарифов».

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства (и региона в частности) будет отвечать требованиям времени.

Целью настоящей работы является анализ регионального бюджета (на примере Тульской области) как одной из составляющих финансовой системы государства.

бюджетном устройстве Российской Федерации

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Регулирование бюджетных отношений осуществляется в рамках Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.

Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

3 стр., 1433 слов

Россия в системе международных экономических отношений

... экономик, углублению между­народного разделения труда. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В СИСТЕМУ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Конец XX — начало XXI века является периодом формиро­ ... конкуренции, неэффективными действиями российских экономических субъектов на мировых рынках. РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА Поиск своей ниши в системе МРТ независимой Россией про­исходит достаточно ...

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

  • федеральный бюджет РФ;
  • бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами.

К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

  • местные бюджеты.

До 1991 г. бюджетная система станы была единой.

В последние годы в условиях создания Российского государства, развития рыночных отношений, многообразие форм собственности, усиления самостоятельности регионов произошли принципиальные изменения и в бюджетном устройстве. В соответствии с действующим законодательством стали самостоятельными: республиканский бюджет РФ (он получил название федерального бюджета), республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований.

Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней.

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» — сводбюджетоввсехуровнейбюджетнойсистемынасоответствующейтерритории(ст.6БКРФ).Консолидированный бюджетсубъектаРФсоставляютбюджетсамого субъектаисводбюджетовнаходящихсянаеготерриториимуниципальныхобразований.Консолидированный бюджет РФ — это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Основные принципы бюджетной системы

принципы бюджетной системы

  • единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.

Бюджетная классификация

Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации.

5 стр., 2449 слов

Шпаргалка по «Бюджетным системам»

... бюджетной системы. Принципы построения бюджетной системы: 1). единство-обеспечивается единством правовой базы, классификации бюджетов, формами бюджетной классификации, формами бюджетной документации, единым бюджетным процессом и единой социально-экономической ... прибыли.Выдача средств из бюджета развития осуществляется на конкурсн 3.Влияние бюджета на социально-экономические процессы Б является одним ...

Бюджетная классификация

Бюджетное планирование и бюджетный процесс

Бюджетное планирование, Бюджетный процесс

  • составление проектов бюджетов;
  • рассмотрение и утверждение бюджетов;
  • исполнение бюджетов;
  • составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

бюджетное регулирование

Основные понятия, содержание и механизм осуществления бюджетного процесса, бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления на территории Тульской области определяет Закон Тульской области «О бюджетном финансировании в Тульской области» от 02.03.95 г. Закон описывает взаимодействие между федеральным бюджетом, бюджетом Тульской области и местными бюджетами, а также взаимоотношения бюджетов с предприятиями, организациями и учреждениями как самостоятельно хозяйствующими субъектами с целью сочетания их экономических интересов в соответствии с бюджетно-финансовой политикой Тульской области.

Ежегодно принимается закон об областном бюджете на текущий год, в котором подробно расписан механизм формирования доходов и расходов, определены основные параметры бюджета.

Бюджетная система области и бюджетный процесс

Бюджетная система области представляет собой совокупность областного бюджета и местных бюджетов, основанную на экономических отношениях и юридических нормах.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней, в том числе посредством регулирующих налогов, дотаций, субвенций и трансфертов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Составление бюджета производится на основе концепции социально-экономического развития Российской Федерации, налогового и бюджетного законодательства, законов области, утвержденных областной Думой, целевых программ, постановлений областной Думы, прогнозных, ценовых и объемных показателей деятельности юридических и физических лиц, прогноза социально-экономического развития области, районов и городов области.

Областной бюджет утверждается в форме закона Тульской области, местные бюджеты — в форме решений органов местного самоуправления.

Исполнительные органы государственной власти области ежегодно составляют консолидированный бюджет области.

В статье 3 Закона утверждается принцип самостоятельности областного и местных бюджетов как части бюджетной системы области заключается в том, что утверждение и исполнение областного бюджета осуществляется органами государственной власти области, а утверждение и исполнение местных бюджетов – органами местного самоуправления.

Самостоятельность обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования.

Основы бюджетного процесса

В статье 4 определено:

«К ведению исполнительных органов государственной власти (администрации области) и местного самоуправления относятся составление проекта соответствующего бюджета, исполнение этого бюджета и контроль за использованием выделенных бюджетных ассигнований.

К ведению областной Думы и представительных органов местного самоуправления относятся рассмотрение проекта соответствующего бюджета, утверждение этого бюджета, контроль за его исполнением, утверждение отчета об его исполнении.

10 стр., 4736 слов

Финансовые основы местного самоуправления

... закреплению финансово-экономической основы местного самоуправления. В ней говорится, что с целью обеспечения функций местного самоуправления соответствующими финансово-экономическими ресурсами необходимо сформировать муниципальную собственность; обеспечить четкое разграничение доходов и расходов между федеральным бюджетом и бюджетами ...

Вмешательство иных органов и организаций в процесс составления проекта, утверждения и исполнения бюджета не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.»

Исполнение бюджетов

Утвержденные бюджеты по доходам и расходам являются основой для выделения бюджетных ассигнований. В случае неутверждения проекта бюджета до начала финансового года решение о финансировании из бюджета принимается представительными органами государственной власти или местного самоуправления.

Исполнительные органы совместно с другими органами организуют исполнение соответствующих бюджетов, обеспечивают поступление доходов.

Условия секвестра бюджетов

В случаях, когда при исполнении бюджетов фактический уровень дефицита бюджетов превышает установленный или происходит значительное снижение поступлений доходов, представительный орган по предложению исполнительного органа принимает решение о введении секвестра расходов.

Механизм секвестра может вводиться также в случае, если в ходе исполнения бюджета дефицит не уменьшается, результатом чего является невозможность финансирования предусмотренных в бюджете мероприятий.

К защищенным статьям относятся расходы на:

  • заработную плату работников бюджетных организаций;
  • питание в лечебных, образовательных (школьных и дошкольных) учреждениях и учреждениях социальной защиты;
  • приобретение минимально необходимых по ассортименту и объему медикаментов и перевязочных средств;
  • иные социальные гарантии, относимые к защищенным статьям решением (постановлением) представительного органа при утверждении соответствующего бюджета по согласованию с исполнительным органом.

Защищенные статьи расходов подлежат исполнению в полном объеме с учетом индексации, в первоочередном порядке. В законе Тульской области «Об областном бюджете на 2000 год» в статье 10 приведен полный перечень защищенных статей расхода.

Заемные средства бюджетов

При недостаточности бюджетных средств для покрытия защищенных статей расходов или в случае временных финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета исполнительные органы могут получать процентные или беспроцентные ссуды из иных бюджетов и других финансовых источников, включая кредиты коммерческих банков, а также по совместному решению представительных и исполнительных органов в установленном порядке выпускать займы, лотереи на инвестиционные цели на соответствующих территориях.

Контроль за исполнением бюджета

Контроль за правильностью использования предприятиями, учреждениями и организациями выделенных им из бюджета ассигнований обязаны осуществлять администрация области и исполнительные органы местного самоуправления.

В случае нецелевого использования средств, выделенных из областного бюджета, по решению администрации, согласованному с областной Думой, субсидирование прекращается, а выделенные средства подлежат возврату в областной бюджет.

Исполнительные органы государственной власти области и местного самоуправления составляют и представляют отчеты об исполнении соответствующих бюджетов представительным (законодательным) органам государственной власти области и местного самоуправления по итогам финансового года.

36 стр., 17943 слов

Социально-экономическое развитие Волгоградской области

... году млн. руб. % к предыдущему году Волгоградская область 49751 103,5 66013 104,5 77624 104,5 ИНФОРМАЦИЯ о социально-экономическом развитии Волгоградской области за январь - сентябрь 2000 года Социально-экономическая ситуация в Волгоградской области ... уплаты налогов во все уровни бюджетов, взаимодействия органов местного самоуправления с федеральными и областными службами. В материалах проверок ...

Представительные органы по результатам рассмотрения отчетов об исполнении соответствующих бюджетов за финансовый год принимают решение об их утверждении либо неутверждении.

Определение основных направлений бюджетно-финансовой политики

Администрация области на основе анализа социально-экономической ситуации в области с учетом данных об исполнении консолидированного и областного бюджетов разрабатывает прогноз экономического и социального развития области и целевые программы.

Предприятия, организации и учреждения всех форм собственности, расположенные на территории области, включая финансовые органы, налоговые службы и органы статистики, в порядке, установленном законодательством, обязаны предоставить сведения, необходимые для составления прогноза экономического и социального развития области, сводного финансового баланса и целевых программ.

Основные направления бюджетно-финансовой политики определяются администрацией области на основе экономической политики Российской Федерации и Тульской области и включают в себя вопросы цен, налогов, кредитов и денежного обращения.

Бюджетно-финансовая политика в области проводится согласованно с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В части доходов бюджетно-финансовая политика области выражается:

  • в определении темпов роста доходов бюджета области;
  • в расчете соотношений между отдельными видами доходов;
  • в установлении категорий налогоплательщиков, налогообложение которых может быть ослаблено или усилено;
  • в обосновании налоговых ставок по федеральным и областным налогам.

В части расходов бюджетно-финансовая политика области

выражается:

  • в определении темпов роста бюджетных расходов как в целом, так и по отдельным отраслям;
  • в установлении приоритетов в расходовании средств и составе защищенных статей бюджета;
  • в расчете соотношения текущих расходов и расходов развития;
  • в выработке механизма поддержки местных бюджетов;
  • в обосновании выделения бюджетных ассигнований на областные программы.

Работу по составлению проекта областного бюджета и бюджета области осуществляет администрация области. Комитеты областной Думы рассматривают проект закона «Об областном бюджете» и готовят свои заключения с замечаниями и предложениями.

Областная Дума при принятии закона вправе внести в него изменения при условии согласования их с администрацией области.

Принятый закон «Об областном бюджете» является основанием для выделения ассигнований из областного бюджета. Администрация области организует исполнение областного бюджета, обеспечивает поступление доходов и осуществляет контроль за правильностью использования предприятиями, учреждениями и организациями выделенных им из областного бюджета ассигнований.

Контроль за исполнением областного бюджета осуществляется контрольной комиссией областной Думы путем проверки текущей бюджетной отчетности и в процессе рассмотрения годового отчета об исполнении областного бюджета. Информация об исполнении областного бюджета представляется областным финансовым управлением ежемесячно нарастающим итогом с начала года.

Контрольная комиссия представляет материалы проверок в комитет по бюджету, финансово-экономическому и налоговому законодательству областной Думы.

Взаимоотношения Тульской области

с федеральным бюджетом

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и со статьей 20 Закона Тульской области «О бюджетном процессе в Тульской области» Областная Дума принимает участие в рассмотрении и обсуждении проектов федеральных законов по вопросам экономической политики, бюджету, финансам и налогам.

Администрация области подготавливает необходимые расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов в бюджет области, подлежащих передаче из федерального бюджета, и данные об изменении составов объектов, финансируемых из федерального бюджета, а также представляет отчет об исполнении консолидированного бюджета области в Министерство финансов и Государственный Комитет по статистике Российской Федерации в установленные сроки.

Постановления, принимаемые областной Думой об утверждении закона об областном бюджете, отчета о его исполнении, а также иных вопросов, касающихся формирования бюджета подлежат опубликованию в средствах массовой информации области.

Бюджет субъекта РФ

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.

Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России (а к таким регионам относится и Тульская область), и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований (подробнее об этом — в разделе 2.5 настоящей работы).

В отчете о ходе исполнения областного бюджета за первое полугодие 2000 года (представленном в постановлении губернатора Тульской области от 31.08.2000 года) отмечается, что в первом полугодии 2000 года отмечалась устойчивая тенденция увеличения объема производства и выпуска продукции промышленными предприятиями области, роста количества прибыльных предприятий и объема прибыли.

Финансовый результат деятельности крупных и средних предприятий области за январь-сентябрь 2000 года сложился в размере 3505.1 млн. рублей. При этом 618 (64.7%) предприятий получили прибыль на сумму 4255.9 млн. рублей. По сравнению с январем-сентябрем 1999 года доля прибыльных предприятий возросла на 4.9 процентных пункта (сумма прибыли – на 16.7%).

Таким образом, для успешного исполнения бюджета в первом полугодии имеются объективные предпосылки.

О доходах областного бюджета , Доходы бюджета

Позитивныетенденциивбюджетной сфере проявились в увеличении налоговых поступлений, превышении доходов бюджета над его расходами.

В консолидированный бюджет Тульской области за первое полугодие 2000 года поступило 2543,8 млн.руб., или 119,7 % от объема запланированных доходов. По сравнению с аналогичным периодом 1999 года доходы консолидированного бюджета увеличились на 89,7 %. (Индекс физического объема произведенной продукции по сравнению с тем же периодом 1999 года составил 117.8 процента).

Собственные доходы поступили в объеме 1988,9 млн.руб., что составляет 123,9 % к полугодовому плану.

Недоимка по платежам в территориальный бюджет на 1 июля 2000 года составила 1319,4 млн.руб., за текущий год недоимка увеличилась на 204,6 млн.руб., или на 18,4 %. (Для справки: по сравнению с январем-сентябрем 1999 года доля прибыльных предприятий возросла на 4.9 процентных пункта (сумма прибыли – на 16.7%).

С убытком сработали 337 (35.3%) предприятия. Сумма убытка – 750.8 млн. рублей).

Расходы консолидированного бюджета области исполнены в сумме 2687,9 млн.руб., или на 96,4 % к плану полугодия.

В отчете отмечено, что увеличена собираемость налогов. В результате регулярно осуществлялась выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, была ликвидирована задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы и отпускных работникам образования.

За первое полугодие 2000 года в областной бюджет поступило доходов в сумме 995,0 млн.руб., что составляет 119,6 % к плану отчетного периода. Собственные доходы поступили в объеме 737,7млн.руб., или 102,7 % к плану полугодия. Дополнительно привлечено 19,6 млн.руб. Не обеспечено выполнение заданий по основным налоговым источникам: налогу на прибыль — на 3,9 млн.руб. (с учетом платежей, переданных «Муниципальному образованию город Тула Тульской области»), акцизам — на 15,9 млн.руб., единому налогу на вмененный доход — на 9,0 млн.руб., налогу на имущество предприятий — на 12,3 млн.руб., платежам за пользование природными ресурсами — на 1,1 млн.руб., прочим налогам, пошлинам и сборам — на 1,2 млн.руб.

Поступление доходов в областной бюджет в полном объеме обеспечено денежными средствами.

Попробуем проанализировать некоторые цифры, приведенные в Приложении 1 («Отчет об исполнении областного бюджета за первое полугодие 2000 года»).

Основная часть дохода бюджета (85,19%) составляют налоговые доходы. Из них почти половина – налог на прибыль. Подоходный налог с физических лиц составляет 12,36%. Следует отметить, что процент исполнения данного вида налога один из самых высоких (155,9%).

Самый высокий процент исполнения имеет статья дохода «Налог на игорный бизнес»: его сбор оказался 4,3 раза выше, чем планировалось. Гораздо выше предполагаемого оказался сбор налога на покупку иностранных денежных знаков (176,7%).

Почти в 2,5 раз выше оказался сбор налога с продаж.

Учитывая темпы инфляции, можно сделать вывод о небольшом, но имеющем место росте жизненного уровня населения.

Вместе с тем гораздо ниже ожидаемого оказался сбор налога на вмененный доход (56,8%).

Чрезвычайно высоким оказался сбор налога на доходы от областного имущества (660%), причем наиболее высоки оказался дохода от сдачи имущества в аренду (2809%).

Это свидетельствует о повышении качества управления госимуществом. В противовес этому, сбор дивидендов по акциям, принадлежащим государству, оказался в 2 раза ниже.

О расходах бюджета , Расходы бюджета

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов).

Формы расходов бюджетов:

  • ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
  • оплата по государственным (муниципальным) контрактам;
  • трансферты населению;
  • ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;
  • бюджетные кредиты юридическим лицам;
  • субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;
  • инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
  • бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;
  • кредиты иностранным государствам;
  • средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования.

Расходы областного бюджета исполнены в сумме 967,8 млн.руб., или на 101,3 % к плану отчетного периода.

Приоритет в финансировании расходов областного бюджета отдавался защищенным статьям расходов и отраслям, обеспечивающим жизнедеятельность области. В объеме необходимой потребности профинансированы заработная плата и отпускные работникам бюджетной сферы, мероприятия по организации летнего оздоровительного отдыха детей и подростков. Подготовка предприятий жилищно-коммунального хозяйства к работе в зимних условиях, автотранспорт, сезонные работы по проведению посевной кампании финансировались в пределах бюджетных назначений.

Расчеты областного бюджета с бюджетами муниципальных образований в первом полугодии 2000 года были направлены на обеспечение выплаты текущей заработной платы и отпускных работникам бюджетной сферы, расчетам за потребленный газ и топливо.

Из статей расхода одной из значительных является «Сельское хозяйство и рыболовство» (23,3%), хотя доля дохода от сельскохозяйственной деятельности оставляет желать лучшего (Тульская область все же остается промышленным регионом).

В этом году вырос лизинговый фонд, предназначенный для закупки сельхозтехники и оборудования (за первое полугодие он составил 19594 тыс. руб).

На развитие транспорта и связи из бюджета было затрачено 135,2 млн. руб (13,69%).

На погашение ранее полученных ссуд и кредитов ушло 136 млн. руб (14,05%).

Капитальные вложения составили 95,4 млн. руб (9,86%).

Одна из программ федеральная – «Государственные жилищные сертификаты» (10 млн.руб) (в 2000 г приостановлено финансирование региональной программы «Комплексная программы развития жилищно-коммунального хозяйства Тульской области на 1995-2000 годы»).

Осуществление президентской программы, возможно, позволит сдвинуть с «мертвой точки» строительство жилья в области в будущем.

В соответствии с законом Тульской области «Об областном бюджете на 2000 год» в составе областного бюджета на 2000 год образован фонд регионального развития на 2000 год. Источником образования фонда регионального развития является недоимка платежей в областной бюджет по налогу на прибыль (доход) предприятий и организаций, налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество, образовавшаяся на 1 января 1999 года в сумме 130000 тыс. руб. . Средства фонда регионального развития на 2000 год направляются на финансирование региональных программ и на дополнительное финансирование жизнеобеспечивающих отраслей экономики области.

Дополнительные доходы, поступившие в областной бюджет сверх сумм, установленных статьей 5 Закона, направляются на дополнительное финансирование здравоохранения в сумме, сельскохозяйственного производства — на расходы по ценовому регулированию на продукцию сельского хозяйства, автомобильного транспорта, руб., жилищно-коммунального хозяйства, на сокращение кредиторской задолженности при условии полного финансирования объемов расходов, предусмотренных в статье 11.

дефиците бюджета

По итогам первого полугодия 2000 года достигнут положительный баланс в размере 46,9 тыс. руб. На фоне постоянного дефицита бюджета прошлых лет этот показатель свидетельствует о положительном сдвиге в бюджетном процессе области. По предварительным итогам положительная тенденция сохранилась и в последующие месяцы 2000 года.

Областной бюджет Тульской области, являясь основным финансовым планом региона, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает областной власти реальную возможность осуществления властных полномочий: реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию — фиксирует избранный стиль осуществления управления областью. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития региона и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых руководству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики администрации.

Через бюджет происходит перераспределение дохода. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, кредит, расходы), является ведущим звеном финансовой системы .

  1. Бюджетный кодекс Российской федерации (принят 17 июля 1998 года).

  2. «Бюджетном послании Президента РФ» в Федеральное Собрание 2000 года.
  3. Закон Тульской области «Об областном бюджете на 2000 г» (принят 9 декабря 1999).

  4. Постановление губернатора Тульской области 31.08.200 №318 «Об исполнении областного бюджета за первое полугодие 2000 года».
  5. Закон Тульской области «О бюджетном финансировании в Тульской области» от 02.03.95
  6. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 1997, № 11
  7. Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ. // Вопросы экономики, 1998, № 3.
  8. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. — Киров.: Издательство «АСА», 1997.
  9. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 1998, № 5.
  10. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы, 1998, № 6.
  11. О единстве бюджетной системы. // Финансы, 1997, № 5.
  12. Петров В.А. Основные направления бюджетной политики до 2001 года // Финансы, 1998, № 5.
  13. Хурсевич С.Н. Перспективы денежного и неденежного исполнения бюджетов в России // Финансы, 1998, №№ 5,6.

Приложение 1ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2000 ГОДА

Наименование показателей Уточненныйплан на2000 год

(тыс.руб.)

Уточненныйплан на 1полугодие(тыс.руб.) Исполненона01.07.2000(тыс.руб.) %испол-ненияк году %испол-нения к 1полугодию
1 2 3 4 5 6 7
Д О Х О Д Ы
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ — всего 1759988.0 697491.6 701810.0 39.9 100.6
в том числе:
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ (ДОХОД), ПРИРОСТ КАПИТАЛА 873561.0 364472.2 390327.0 44.7 107.1
Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций 604579.9 273710.8 251724.0 41.6 92.0
Налог на прибыль бирж, брокерских контор, кредитных и страховых организаций, от посреднических операций и сделок 12251.7 6799.7 7131.0 58.2 104.9
Подоходный налог с физических лиц 255387.0 83764.3 130619.0 51.1 155.9
Налог на игорный бизнес 1342.4 197.4 853.0 63.5 432.1
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ, ЛИЦЕНЗИОННЫЕ И РЕГИСТРАЦИОННЫЕ СБОРЫ
564571.0 199309.2 201320.0 35.7 101.0