Республика Мордовия – сравнительно небольшой субъект РоссийскойФедерации. По территории (26,2 тыс. кв. км) и численности населения (950 тыс.чел.) она находится в последнем десятке российских регионов, однако плотностьнаселения (34,5 чел. на 1 кв. км) здесь одна их самых высоких в России.Мордовия – республика многонациональная (основные этносы: русские, мордва—эрзяи мокша, татары).
Конфликтов на национальной почве нет.
Республика расположена в основании треугольникаМосква – Нижний Новгород – Самара, наиболее экономически развитых регионов исамых крупных индустриальных центров страны. С ними она связанажелезнодорожным, автомобильным и воздушным сообщением. Кроме того, республикаимеет железнодорожные выходы к западным, северо-западным, северо-восточным,восточным и южным регионам РФ. На ее территории находятся две железнодорожныеразвязки (узлы).
Развитие производительных сил Республики Мордовия сдерживается рядомфакторов. Во-первых, напряженностью топливно-энергетического баланса, высокойзависимостью от завоза топлива и получения электроэнергии со стороны (потопливу – 90%, по электроэнергии – 65%).
Во-вторых, ее крупная многоотраслеваяпромышленность, в первую очередь отрасли машиностроения (электротехника, светотехника,приборостроение, производство экскаваторов и автосамосвалов, литья и т.д.), атакже химической промышленности (резинотехника), формировалась и развивалась,ориентируясь на всесоюзный и российские рынки поставки сырья (металла,пластмасс и т.д.) и сбыта продукции, на кооперацию в рамках единогонародно-хозяйственного комплекса страны, и полностью зависела от его состояния.В-третьих, республика исторически была крупным производителемсельскохозяйственной продукции, ее возможности в аграрной сфере и ранее (когдачисленность населения достигала 1,4 млн. чел.), и в годы, предшествовавшиереформе (конец 80-х – начало 90-х гг.), по производству превышали нуждыместного потребления, ряд видов сельскохозяйственной продукции вывозился запределы республики.
За десятилетия, предшествовавшие реформе, вРеспублике Мордовия был создан уникальный научно-технический и кадровыйпотенциал, способный решать задачи на самом высоком уровне (и по важнейшимнаправлениям современной науки и техники).
В настоящее время он оказалсяневостребованным.
В Программе Правительства Российской Федерации (“Реформы и развитиероссийской экономики в 1995 – 1997 гг.”) республика была отнесена к числупроблемных регионов, которые выделялись в зависимости от уровня развития,глубины кризисных процессов, значения в решении общегосударственныхсоциально-экономических задач.
Экономическое и политическое развитие Республики Мордовия в 90-х.годах
... республики появилась "малая" металлургия. Продукция завода используется в производстве автомобилей в крупных российских промышленных центрах - Москве, Н.Новороде, Ульяновске. Одна из самых молодых отраслей промышленности Мордовии, ... Чамзинском, Большеберезниковском районах. Проблемы обеспечения энергией стоят перед экономикой республики очень остро. Собственные мощности позволяют покрыть потребность ...
1. Экспертная оценка общего рейтинга республики Мордовия в составе
социально-экономического пространства Российской Федерации
В современной ситуации Мордовия может быть одновременноотнесена к трем типам проблемных регионов: отстающим, депрессивным и кризисным(хотя и в разной степени).
По такому важнейшему показателю, как уровень жизни(доходы на душу населения и, особенно, по средней заработной плате),республика, несомненно, является отстающей (так было и ранее, на нынешнем этаперазрыв продолжает увеличиваться).
По уровню доходов населения Мордовиянаходится среди отстающих регионов России и Волго-Вятского экономическогорайона. По уровню реальной заработной платы она стоит на 73-м месте в России ина последнем (5-м) в экономическом районе (отставая от средне российского исредне районного показателей соответственно на 41 и 18%).
По величинепрожиточного минимума республика находится, соответственно, на 29-м и 2-м местах.В целом по достигнутому уровню социально-экономического развития республиказанимает 69-е место в Российской Федерации и 4-е — в районе (по уровнюсоциального развития соответственно 72-е и 4-е места).
По глубине кризиса и спаду производства Мордовияотносится к числу депрессивных и кризисных регионов. В 1996 г. среднедушевыеобъемы промышленного производства были на 49,2 % ниже средне российскогозначения (52-е место) и на 31,4 % ниже средней величины данного показателя поВолго-Вятскому району (4-е место).
По состоянию сельского хозяйства Мордовия,даже с учетом значительного спада, сумела сохранить в основном свои позиции и вРоссии, и в экономическом районе.
Признаки кризиса и депрессивности, наблюдаемые вовсех сферах жизнедеятельности, вызваны преимущественно известными всем“внешними” причинами, не зависящими от республики.
Следует заметить, что за годы экономической реформыразличия в уровне социально-экономического развития между отдельными субъектамиРоссийской Федерации существенно возросли. Если в 1990 г. среднедушевоепроизводство промышленной продукции в Республике Мордовия отставало отсоответствующего показателя наиболее развитых регионов примерно в 1,3 раза, тов 1995 г. – уже в 4,5 раза, т.е. разрыв увеличился более чем в 3 раза. Такимобразом, оценивая состояние экономики Мордовии, особенно промышленности(республика была индустриально-аграрной, теперь считается аграрной), следуеториентироваться на точки наибольшей депрессии. Поэтому оценка депрессивноститерритории только с позиций спада производства или сокращения количестварабочих мест в условиях нынешнего общего кризиса уже недостаточна.
Власти Республики Мордовия, после нескольких лет политическогопротивостояния субъекта Федерации и федерального центра, в последнее времяналадили деловые и партнерские отношения в рамках Конституции РФ (договор оразграничении полномочий не заключался).
Республика последовательно выступаетза единство Российской Федерации, против сепаратистских тенденций.
В республике сохраняются существенные различия в уровнесоциально-экономического развития Западной зоны (Примокшанье), и Восточной зоны(Присурье) Сложившиеся диспропорции, усугубленные экономическим кризисом,связаны с неравномерным размещением промышленности, особенно крупной,гипертрофированными масштабами ее развития и концентрацией в Восточной зоне. Вней находятся города Саранск и Рузаевка, а также п.г.т. Чамзинка (Комсомольскаяпромышленная зона), к которой примыкают Ромодановский, Атяшевский иТургеневский (Ардатовский район) промышленные узлы.
Развитие торговых отношений между Республикой Беларусь и Российской ...
... экономического потенциала Республики Беларусь. В рамках данной курсовой работы в более узком формате, чем сотрудничество в рамках Единого экономического пространства, будет рассмотрена двусторонняя работа таких торгово-экономических партнёров как Республика ... Едином экономическом пространстве (Москва, февраля 1999). [10, c.31] Основными целями формирования Единого экономического пространства ...
На долю Восточной зоны в 1990 г. приходилось 81,5%всей производимой в республике промышленной продукции, а в 1995 г. — 91,7%.Даже без учета городов республиканского подчинения (Саранск и Рузаевка — вВосточной зоне и Ковылкино — в Западной), соотношение между сельскими районамипо уровню развития в них промышленности (долям в выпуске продукции) составляет13,8% и 8,0% (1995 г.).
При этом следует учесть, что кризис (спад промышленногопроизводства) поразил Западную зону сильнее, чем Восточную.
В свое время возникновение и развитие крупной промышленности влекло засобой (хотя и не в такой же степени: в силу остаточного принципафинансирования) формирование и развитие социально-бытовой исоциально-культурной инфраструктуры. В Западной зоне, кроме Ковылкинского,Торбеевского, отчасти Инсарского и Краснослободского промышленных узлов,индустрия не получила какого-либо значимого развития, что не могло не сказатьсяна состоянии социальной сферы административных районов этой зоны, в том числерайцентров, а также трех из четырех имеющихся в республике исторических малыхгородов (Инсар, Краснослободск, Темников).
Социальная инфраструктура на селе впоследние годы находится на грани выживания.
Тяжелая обстановка сложилась в ряде районов Западнойзоны, где есть явно депрессивные и кризисные районы. Атюрьевский,Зубово-Полянский, Темниковский районы практически по всем показателям на 10—20%уступают как среднереспубликанскому, так и среднезональному уровню. Поотдельным показателям эти и другие районы зоны достигли критической точки, вчастности, по безработице — Инсарский (8,1%), Зубово-Полянский (6,1%),Ковылкинский (6,7%); по доходам на душу населения — Атюрьевский,Зубово-Полянский, Темниковский, Теньгушевский; по спаду промышленногопроизводства — Зубово-Полянский, Темниковский, Инсарский и Торбеевский районы.Очевидно, ряд районов Западной зоны республики следует отнести к кризисным,нуждающимся в государственной поддержке.
2. Финансовые ресурсы региона
Развитие производственного потенциала Республики Мордовия всецело связанос состоянием основных фондов предприятий. Доминирующей тенденцией являетсясокращение их реальной стоимости.
Изменения в распределении основных фондов поотраслям экономики и формам собственности происходят в условиях кризисаэкономики, тяжелые последствия которого особенно видны в сельском хозяйстве.Отрасли же с малыми объемами основных средств, например, связь, более гибки идаже имеют возможность для наращивания основных фондов. В то же времяпрослеживается убывание доли государственной собственности в производственномобороте и, наоборот, устойчиво положение частной собственности и перспективноразвитие предприятий со смешанной собственностью.
Для цикла воспроизводства основных фондов на современном этапе характернопреобладание их выбытия над их обновлением, одновременно коэффициентыобновления и выбытия остаются низкими, что означает старение и изнашиваниеоборудования. При этом следует учитывать, что часть оборудования, срок износакоторого еще не наступил, не отвечает современным производственным требованиям,что еще более усугубляет сложившуюся ситуацию.
Основные направления развития институциональной экономики в современной России
... Н. Шумский и др.). Региональная экономика выступает объектом институционального и эволюционного анализа в работах ... актуальным и необходимым является исследование основных направлений ее развития с позиций системно-эволюционного подхода. ... по преодолению нечеткости институтов и их нецелевого использования, доминирования неформальных практик и криминальных отношений, закрепления в институциональной ...
Процесс воспроизводства основных фондов не соответствует долгосрочнымтенденциям и требованиям научно-технической политики. При высоком общемкоэффициенте износа основных фондов (св. 37%) коэффициент их обновления лишь нанемногих предприятиях превышает 3%, что является недостаточным и неспособствует выводу предприятий из кризиса, а лишь фиксирует их положение награни деградации промышленного потенциала. Предприятия республики достигли тогопредела, за которым откладывание обновления основных фондов угрожает ихдальнейшему существованию.
Потребность в бюджетных ресурсах определялась по трем крупнымнаправлениям:
- на создание условий функционирования и развитиясоциально-культурной сферы;
- финансирование приоритетных направлений развития экономикиМордовии;
- осуществление инвестиционных проектов.
Основными источниками консолидированного бюджетареспублики являются налоговые сборы и федеральный трансферт. Естественно, чтобазой наращивания налоговых сборов может быть, прежде всего, развивающеесяпроизводство.
Одним из реальных направлений формирования финансовых ресурсов регионамогут стать отрасли с коротким технологическим циклом и достаточно несложнойтехнологией. Это прежде всего предприятия, перерабатывающиесельскохозяйственное сырье, а также предприятия легкой промышленности.Традиционно в рыночной экономике именно эти отрасли обеспечивали накоплениефинансовых средств для пополнения бюджета и инвестиций. В настоящее время ихмощности сильно недоиспользуются.
Есть основание ориентироваться на восстановление в прежних объемахпроизводства продукции светотехнической, полупроводниковой, кабельной,приборостроительной, цементной и некоторых других отраслей за счет пополненияих оборотных средств.
Не исчерпан потенциал внебюджетных фондов дляфинансирования, прежде всего, социальных программ и социальной защиты населения(пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социальногострахования).
Набирает силу фонд развития сельского жилищного строительства,газификации и технического перевооружения.
Важным источником финансовых ресурсов республики становятся привлеченныесредства, получение инвестиционных ресурсов через систему государственныхгарантий, использование государственных и банковских кредитов.
Однако создание макроэкономических условий экономического роста само посебе не способно переломить негативные тенденции в преодолениипроизводственного и финансового кризиса. Целью нового этапа реформы предприятийявляется содействие их реструктуризации, необходимой для успешной работы вусловиях рыночной экономики, улучшение управления предприятиями, стимулированиеих деятельности по повышению эффективности производства, конкурентоспособностивыпускаемой продукции, производительности труда, улучшениюфинансово-экономических результатов деятельности.
3 Оценка ходареализации экономических реформ
Основной путьвыхода промышленности республики из кризисного состояния — наращивание объемовпромышленного производства. Есть две возможности обеспечить экономический рост:
«Аренда предприятия: понятие, сущность, роль в развитии ...
... понятие, сущность аренды; - рассмотреть виды аренды; -определить роль в развитии экономики. Вторая глава практическая. Объектом исследования является В процессе написание курсовой работы были ... аренду имущество изымается из процесса производства, и арендодатель относит амортизационные отчисления не на затраты, а на финансовые результаты в уменьшение доходов от аренды. Договор аренды заключается на ...
1. за счёт более полной эксплуатации имеющихся производственных мощностей,которые в настоящее время используются на 20—40%. Однако сегодня реализовать еене представляется возможным из-за ограниченности платежеспособного спроса (сучетом сложившегося уровня издержек).
2. возможность — перевооружение, реконструкция имеющихся производств исоздание новых производственных мощностей. Решение этой задачи возможно толькопри условии развертывания и финансового обеспечения инвестиционных программ иповышения инвестиционной активности.
Потенциал реформирования экономики РеспубликиМордовия, опиравшийся до последнего времени на использование определеннойсистемы льгот и дотаций, в основном исчерпал свои возможности. Перед республикойстоит принципиальная задача максимально повысить эффективность рыночнойсоставляющей развития экономики.
На этапе реформ, ориентированных прежде всего наструктурную перестройку экономики, особое значение приобретаютинституциональные преобразования, призванные создать необходимые предпосылкидля перехода к стадии экономического роста, к повышению отдачи от инвестиций.Основная задача в области институциональных преобразований и развития рыночнойинфраструктуры на ближайшую перспективу видится в стабилизации уже созданныхрыночных институтов и развитии тех из них, в становлении которых республикаотстает от других регионов.
В первую очередь это создание условий для укрепления банковской системы вреспублике, с тем чтобы банки начали активно наращивать свое присутствие вжизнеобеспечивающих отраслях экономики и стимулировать оживление экономическихпреобразований. Необходимо активизировать реализацию мер по созданиюфинансово-промышленных групп, трастового управления, страхованию инвестиций отнекоммерческих рисков, развитию лизинга в инвестиционной деятельности. Еслимакроэкономические условия создадут в ближайшие годы возможность длявозобновления экономического роста, то институциональные преобразованияпризваны прежде всего сформировать и совершенствовать институты, обеспечивающиерост экономики.
Негосударственный сектор в промышленности республики стал доминирующим.Созданы условия для развития рыночной инфраструктуры, в первую очередьинфраструктуры товаропродвижения, состоящей из товаропроизводителей,посредников и потребителей (предпринимательского сектора, системы биржевой ивнебиржевой торговли, обществ потребителей и т.д.).
На современном этапе экономических реформзначительно возросло значение внешнеэкономической деятельности РеспубликиМордовия. Она находится в стадии становления, хотя уже сегодня наблюдаетсяустойчивость ее развития. В настоящее время республика имеет экономические ипроизводственные связи с 14 государствами дальнего зарубежья и почти со всемистранами СНГ.
Все большее значение приобретает сотрудничество сэкономически развитыми странами Европы. В то же время сокращаются связи состранами ближнего зарубежья, главным образом в связи с уменьшением импортныхпоставок. Вместе с тем восстановление производственных связей со странами СНГ,на которые и была ориентирована промышленность республики, должно стать однимиз главных направлений приложения усилий по развитию внешнеэкономическойдеятельности.
Экономика производства картофеля
... неодинаковый, что необходимо учитывать в мерах государственной поддержки сельского хозяйства. Предметом курсовой работы является экономика производства картофеля. , Объектом курсовой работы является ООО «Хакасский молочный завод». ...
В целях развитиявнешнеэкономического потенциала республики Комитет по внешнеэкономическимсвязям был преобразован в министерство и был принят республиканский Закон “Обиностранных инвестициях”, который позволит укрепить сотрудничество синостранными партнерами.
Анализ основных показателей внешнеэкономическойдеятельности позволяет сделать вывод, что экспорт мордовской продукциихарактеризуется относительно постоянными величинами, за исключением 1996 г.,когда наблюдался некоторый спад. Усилия, предпринимаемые по увеличениюэкспортных поставок, позволяют сделать благоприятный прогноз. Мордовия имеетреальные возможности выхода на международные рынки не только с сырьем, но и свысокотехнологичной продукцией, для этого требуется реализовать проекты попроизводству новых видов конкурентоспособной продукции. Относительнопостоянными являются и показатели экспорта в страны СНГ.
К числу важнейшихнаправлений экономической деятельности Республики Мордовия относитсяпривлечение в народное хозяйство иностранного капитала в форме кредитов иинвестиций. Их эффективное использование должно способствовать модернизацииэкономики и ее инфраструктуры, внедрению новых технологий, развитию экспортноориентированных и импортозамещающих производств. Прогнозируется значительноеувеличение привлекаемых в республику иностранных инвестиций.
Прогнозсоциально-экономического развития региона
В ближайшие годы преодолеть кризисное состояние экономики практическиневозможно, поэтому главной задачей на прогнозируемый период (2001—2005 гг.)следует считать ее стабилизацию и улучшение относительного положения республикив Российской Федерации. Руководство республики осознает это и придерживаетсяреалистичных позиций. В частности, в агропромышленном комплексе прогнозируется“догоняющий” вариант развития, направленный на производство высококачественных(в перспективе — экологически чистых) продуктов питания.
Ситуацию, сложившуюся в промышленности Мордовии, повсеместно осложняетто, что республика относится к энергодефицитным регионам (см. выше).
В этойситуации единственный выход — ввод в эксплуатацию собственных генерирующихмощностей. С этой целью в Республике Мордовия запланировано расширение IVочереди Саранской ТЭЦ-2 (стоимостью 206,1 млрд руб.).
Антикризисные меры предусматривают снижение зависимости от поставоксырья, комплектующих, энергии, восстановление экономических связей, сохранениенаучно-технического потенциала, развитие инфраструктуры. Выход из кризисапредприятий химической, нефтехимической и медико-биологической промышленностиможет быть ускорен за счет диверсификации производства, повышениярентабельности изделий. На период до 2005 г. по предприятиям этих отраслейпланируется повысить производительность труда по сравнению с 1994 г. на 62%(доля прироста продукции за счет роста производительности труда составит 27%).Согласно прогнозу рентабельность до 17,6%. Одновременно должно произойтиснижение материалоемкости, энерго- и электроемкости на 6%. Влесоперерабатывающей промышленности и промышленности стройматериалов внастоящее время ситуации улучшается, уже к 2000—2005 гг. они станут новымиотраслями специализации экономики Мордовии.
Систематические исследования инвестиционной деятельности и ее перспективв Республике Мордовия проводятся начиная с 1995 г. (по методикам испециалистами СОПС и ЭС, ИЭ РАН, Экспертного института Российского союзапромышленников и предпринимателей и Лаборатории регионального анализа иполитической географии Московского госуниверситета при участии Московскогонационального банка, Института экономики Мордовского госуниверситета).Результаты исследований 1995—1997 гг. показывают, что интегральные значениятекущей инвестиционной привлекательности Мордовии соответствуют группе с оченьнизкой привлекательностью (в нее входят 18% регионов Российской Федерации, втом числе большинство ближайших соседей Мордовии).
Рыбное хозяйство Республики Беларусь: характеристика, проблемы, ...
... перспективы развития рыбного хозяйства в Республике Беларусь. Глава 1. Обзор литературы 1.1 Характеристика и направления рыбного хозяйства, системы рыбоводства Рыбное хозяйство является уникальным видом производства в экономике страны. Одной из главных задач Министерства сельского хозяйства и ...
В таких регионах требуется, по мнению экспертов, значительноефинансирование инвестиций из федерального бюджета и страхование инвестиционныхнекоммерческих рисков имуществом из федеральной собственности, ввиду того чторегионы не располагают достаточным собственным имуществом для залога.Управление инвестиционной деятельностью должно способствовать облегчениюмежрегионального перелива капиталов и участию субъектов РФ своими бюджетами ипривлеченными средствами в конкурсах инвестиционных проектов с долевымгосударственным финансированием.
Вследствие низкого уровня развития реальных рыночных отношений в регионахуказанной группы, многие из которых по уровню социально-экономического развитияотносятся к так называемым депрессивным регионам, инвестиционная активность вних слабо чувствительна к экономическим методам активизации инвестиционногопроцесса. Проведенный анализ показывает, что существует настоятельнаяпотребность в повышении инвестиционной привлекательности республики исовершенствовании ее инвестиционной сферы в целях раскрытия недоиспользуемого внастоящее время потенциала. Укрупненный анализ изменения ситуации в 1998 г.свидетельствует, что в быстро меняющихся условиях регионального развития,особенно во второй половине года, с началом структурного финансового кризисапрогнозные оценки, в частности использование количественных показателейинвестиционного климата, теряют, по мнению ведущих социологов и специалистов впрогнозировании, практический смысл. Тем не менее следует подчеркнуть, что:
- в первой половине 1998 г. экономика Мордовии развивалась заметнолучше, чем в 1997 г.;
- существенно расширились межрегиональные и внешнеторговыедоговорные связи республики;
- Мордовия имеет существенное (хотя и неполное) бюджетноефинансирование по федеральным программам развития;
- наиболее ощутимо развитие межрегиональных связей проявляется впрограммах и договорных отношениях 11 субъектов — членов Ассоциации«Большая Волга», председателем которой с 1998 г. стал ГлаваРеспублики Мордовия;
- развивается правовая основа экономического развития республики,основной упор сделан на оптимизацию государственного регулирования социальных иэкономических процессов;
— активизировались многие формы информационного и организационногообеспечения инвесторов — в каталоге инвестиционного паспорта Республики Мордовия(подготовлен Республиканской торгово-промышленной палатой, 1998 г.)представлено 76 инвестиционных проектов 46 мордовских предприятий.
Все это вполне отвечает условиям улучшения инвестиционнойпривлекательности Мордовии, повышает рейтинг ее инвестиционного климата, атакже вероятность достижения приведенных ниже финансовых показателей инвестицийв хозяйство Мордовии.
Следовательно, одна из основных задач в сфере экономики республики —стабилизация и постепенное преодоление деформаций в структуре народногохозяйства и размещении производительных сил, выравнивание экономическогопотенциала ее районов.
Анализ производства продукции животноводства
... по учёту поступления продукции и движения животных. Анализ результатов работы за месяц проводится на основании производственных отчётов, данных бухгалтерского учёта. Основными источниками данных для анализа производства продукции ... призван играть экономический анализ. Основными задачами экономического анализа производства продукции животноводства являются: обеспечение экономической обоснованности ...
Агропромышленная направленность большинства районов как Западной, так иВосточной зоны, в свое время считавшаяся негативным моментом, в условияхформирующихся рыночных отношений приобретает позитивное значение и становитсяих потенциалом, который позволяет развивать на современной технической основепромышленное производство по переработке сельскохозяйственного сырья,транспортировке, хранению и реализации продукции, пользующейся спросом нарынке.
Можно ожидать, что доходообразующими и экспортными (вывоз за пределыреспублики) отраслями в промышленности Мордовии станут именно отраслиагропромышленного комплекса. Процесс развития этих отраслей в максимальнойстепени приближает их к местам производства сырья и исходных материалов, т.е. ксельским районам республики, индустриально слаборазвитым. Это, прежде всего,трудоизбыточные западные (Ковылкинский, Зубово-Полянский, Теньгушевский,Темниковский) и некоторые восточные (Кочкуровский, Большеберезниковский,Атяшевский) районы.
4. По пути интеграциинауки и производства
Основной целью научно-инновационной политики Республики Мордовия являетсяповышение технологического уровня и конкурентоспособности производства,обеспечение выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки,замещение импортной продукции на внутреннем рынке и перевод на этой основепромышленного производства в стадию устойчивого экономического роста.
Состав республиканского комплекса, его компактность, наработанный врамках учебного округа опыт межведомственной интеграции позволяют использоватьинтеллектуальный потенциал ученых Мордовии в качестве основного компонента приразработке и осуществлении экономических, правовых и организационныхмеханизмов, эффективного взаимодействия науки, образования и производства всовременных условиях.
Примеры, показывающие, что интеграция науки и производства на современномэтапе является единственным путем выживания в рыночных условиях, в республике есть.Это работа открытых акционерных обществ “Сарансккабель”, “Электровыпрямитель”,“Лисма”, “Орбита”, “Биохимик”, “Сарэкс”, “Мордовспирт”, “Ламзурь” и других,которые периодически и последовательно модернизирует производство для выпускаконкурентной наукоемкой продукции, причем сертифицированной по международнымстандартам. Поэтому изделия данных предприятий пользуются устойчивымплатежеспособным спросом.
Огромным инновационным потенциалом обладают предприятия стройиндустрии.Понимание того, что только на базе современных технологий можно исправитьситуацию, показательно и в аграрном секторе. В частности, формирование местногобюджета на принципиально новой, инновационной основе показывает хорошийобнадеживающий результат, говорящий о том, что сельская община может содержатьсебя и развиваться. В этом году уже более 90 сельских сообществ, ставших наэтот путь, полностью обеспечивают себя. Грамотный, научнообоснованный подход вземледелии и животноводстве, использовании техники позволили Октябрьской, Атемарскойптицефабрикам, многим сельхозкооперативам устойчиво и прибыльно работать.
Организация производства продукции птицеводства
... материальные и земельные ресурсы необходимые для осуществления производства продукции. Материальные ресурсы включают в себя производственные ... общем "объеме производства мяса на долю птичьего приходилось 11,4%. В Республике Беларусь производство яиц и мяса ... в продуктах птицеводства по научно обоснованным нормам республиканской комплексной программой "Мясо" предусмотрено увеличить производство мяса ...
Учитывая названные обстоятельства, направление на широкое привлечениенауки, новых технологий в производство всемерно поощрялось руководствомреспублики, и за последние три года немало сделано для переводанародно-хозяйственного комплекса республики на инновационный путь развития,поддержания и развития научно-инновационного потенциала республики.
Формируется инфраструктура научно-инновационной деятельности,изыскиваются дополнительные резервы для финансирования научных иэкспериментальных разработок, проводятся республиканские конкурсы НИОКР,инновационных проектов. В республиканском бюджете уже третий год подрядпредусмотрены средства на проведение НИОКР силами ученых Мордовии и внедрениеих результатов в производство. Причем если в республиканских бюджетах 1999-2000годов на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских ивнедренческих работ было предусмотрено по 5 млн рублей, то в бюджете 2001 г. наэти цели заложено уже 10 млн рублей.
С поддержкой республиканского бюджета Республики Мордовия реализуется рядкрупных инновационных проектов, предполагающих разработку и освоениепроизводства новой продукции и технологий, отличных по своим характеристикам отприменявшихся ранее и принципиально новых для Республики Мордовия.
Так, ОАО “Авторемонтный завод “Саранский” заканчивает разработкууниверсальной сеялки точного высева; ОАО “Сарэкс” проводит работы по освоениюсерийного производства комплекса сельскохозяйственных машин для предпосевнойобработки почвы, которые в настоящее время проходят доработку по результатамполевых испытаний; ОАО “Орбита” разрабатывает выпрямительно-ограничительныеблоки для мощных автомобильных генераторов, электронные монокристальные регуляторынапряжения бортовой сети автомобилей, электронный блок управления экономайзерапринудительного холостого хода автомобилей; ОАО “Электровыпрямитель” проводитработы по разработке нового поколения полупроводниковых приборов для силовойимпульсной техники.
Реализация названных и многих других проектов уже принесла ощутимыерезультаты. Разрабатываемые и уже освоенные производством изделия обладаютвысокой конкурентоспособностью. При этом ожидаемые конечные продукты имеютхорошие перспективы для тиражирования не только в масштабах республики, но и вмасштабах России в целом.
Проводимые республиканские конкурсы также приносят определенные плоды.Закончены работы по разработке и освоению производства нового поколениясельхозтехники, остро необходимой народному хозяйству республики;высокоэффективных источников света для медицины, осветительной техники,сельского хозяйства и некоторые другие проекты.
В республике ведется масштабная работа по закупкесовременной техники и технологий, в том числе за рубежом, в целях повышенияконкурентоспособности продукции предприятий республики как на местном рынке,так и за его пределами. В настоящее время в стадии реализации находятся порядка20 крупных инвестиционных проектов, таких как организация производствамолибденовой проволоки на ОАО “Лисма”, создание новой элементной базы силовыхполупроводниковых приборов на ОАО “Электровыпрямитель” и многие другие.
Проводится работа по созданию в Мордовии федерального центра науки ивысоких технологий в области светотехники. Создание такого центра на базесветотехнического комплекса Мордовии оправдано как с экономической, так и стехнической точек зрения, и позволит в короткие сроки и с минимальнымизатратами создать эффективно действующую структуру в реальном сектореэкономики. Территориальная близость предприятий позволит наиболее полно иэффективно обеспечить связь науки с производством, рационально использоватьнаучную и производственную базу, повысить уровень подготовки кадровсветотехников, ускорить внедрение научных разработок в производство, привлечь вреспублику дополнительные бюджетные и внебюджетные инвестиции внаучно-техническую и инновационную сферу, в значительной мере повыситэффективность использования бюджетных средств, выделяемых на научныеисследования, обеспечит их возврат.
В то же время в научно-инновационной сфере республики существуют идостаточно серьезные проблемы, которые в некотором приближении характерны и длявсех регионов Ассоциации “Большая Волга”: дефицит денежных ресурсов,неразвитость инновационной инфраструктуры, нехватка высококвалифицированныхкадров, в том числе специалистов в области управления инновационными проектами,несовершенство действующего законодательства в области научно-инновационнойдеятельности, неразвитость сферы малого инновационного предпринимательства.
Данные проблемы, несмотря на всю их сложность разрешимы. И первым шагомна пути к их решению в Республике Мордовия должна стать Программаинновационного развития хозяйственного комплекса Республики Мордовия наперспективу.
Другим немаловажным фактором решения поставленных задач являетсяналаживание эффективного информационного обмена между субъектаминаучно-инновационной деятельности. В немалой степени этому способствуеторганизация выставочно-ярмарочной деятельности, проведение научно-практическихконференций и семинаров.
Также предполагается участие предприятий и организаций, способных статьзаказчиками инновационных проектов или внедрить инновационные разработки ученыхи практиков республики в производство.
5. «ДеловаяМордовия-99»
30 сентября, на территории «Мордовэкспоцентрасостоялась выставка-ярмарка „Деловая Мордовия-99“. Второй год подрядвыставка имела статус международной. В ее работе приняли участие представителиГермании, Италии, Индии, Венгрии, Болгарии, Швеции, Франции, Турции, Югославии,Румынии, Украины, Белоруссии и Азербайджана.
По словам министра внешнеэкономических связей Мордовии Николая Калиниченко, «сегодня имеются неплохие перспективы для сотрудничества сфирмами и организациями этих стран. Мордовия уже осуществляла поставки цементав Азербайджан, теперь заинтересована в реализации на перспективномвосточно-кавказском рынке продукции „Рузхиммаша“, „Лисмы“ и»Электровыпрямителя». Почти на 200 тысяч рублей были осуществлены вэтом году болгарскими фирмами закупки грибов и ягод. На стадии детальнойпроработки находится проект розлива в Мордовии знаменитых болгарских вин иконьяка «Солнечный берег».
По мнению министра, выставка должна была не только способствовать лучшемузнакомству иностранцев с Мордовией, но и реальному продвижению перспективныхпроектов. В этой связи большое значение для использования новых технологийизготовления мебели будут иметь контакты с румынскими бизнесменами. Проявлялиинтерес к картонажному производству и деревообработке немецкие фирмы. Поставкумедикаментов и продуктов питания, в том числе в счет государственного долгасвоей страны, готовы обсудить индийцы. Не охладели к производству велосипедов идетских машин на Саранском механическом заводе итальянцы. Сборкой бытовойтехники, Телевизионным заводом и «Электровыпрямителем» интересуютсякитайские предприятия. Важным для себя считают знакомство с Мордовией деловыекруги Франции, Югославии, а также шведская фирма «Электролюкс»,задумавшая начать выпуск своей продукции в России.
Кроме зарубежных гостей, на выставку приедут представители регионовРоссии, с которыми у Мордовии имеются двусторонние соглашения. Большое желаниепобывать на «Деловой Мордовии» проявили крупнейшиевнешнеэкономические объединения страны (Тяжпромэкспорт, Машиноэкспорт,Техпромэкспорт), реализующие за рубежом масштабные проекты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ключевой задачей, требующей неотложного решениятекущего этапа рыночных преобразований в России, является концентрация всехусилий, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста в реальномсекторе экономики. Резкий спад объемов промышленного производства (по даннымГоскомстата РФ практически вдвое), произошедший в последнее десятилетие, вывелпроблемы промышленной политики в число государственных приоритетов. Ситуацию вэтой области в 1999-2000 годах можно охарактеризовать как «медленныйподъем». Положительные экономические показатели последних годов носятпреимущественно конъюнктурный характер и обусловлены факторами, практически неимеющими прямого отношения к подъему и развитию производственно-технологическойбазы России.
Для выхода на траекторию устойчивого роста, преждевсего, требуется экономическая политика, которая была бы ориентирована наусиление инновационной активности, на концентрацию ресурсов на приоритетныхнаправлениях научно-технического развития, формирование инновационно — активныххозяйственных структур, которые способны успешно конкурировать на международномрынке. Решение этой проблемы лежит в двух взаимосвязанных плоскостях, обусловленных,во-первых, необходимостью создания внешних условий, благоприятствующихинновационному развитию, и во-вторых, разработка механизма формированияхозяйственных структур инновационного типа с учетом имеющегося промышленного инаучно-технического потенциала.
Ситуация в Республике Мордовия также, как и в целом по Российской Федерациихарактеризуется медленным поступательным ростом объемов промышленногопроизводства. К 2001 году, наибольших темпов роста объемов производства посравнению с 1991 годом достигли следующие предприятия: ОАО «Лисма»,ОАО «Биохимик», ОАО » Завод «Сарансккабель», ОАО«Рузхиммаш», ОАО «Ардатовский светотехнический завод», ОАО«Кадошкинский электротехнический завод», ОАО «Саранскийприборостроительный завод», ОАО «Станкостроитель» и ГП«Саранский тепловозоремонтный завод». Этот рост, прежде всего, связанс эффективными продуктовыми и технологическими новациями, осуществляемымисамими предприятиями с финансовой поддержкой государства.
К примеру, с реализацией проекта «Электрокабель» Федеральнойпрограммы экономического и социального развития Республики Мордовия быловведено в эксплуатацию оборудование и новая технология производстваволоконно-оптического кабеля с выпуском продукции 5 тысяч километров в год, чтопозволило увеличить объем товарной продукции практически в 2 раза. Изфедерального и республиканского бюджетов направлено на реализацию проекта 280млн. руб., что составило 10 процентов от общей стоимости проекта, остальнаясумма была покрыта за счет банковских кредитов и собственных средствпредприятия.
Проектом «Российский свет» с участием ОАО «Лисма» иОАО «Лисма-ВНИИИС им. А.Н. Лодыгина» предусмотрено проведение работ,направленных на расширение номенклатуры энергоэкономичных источников света, насоздание нового высоко производительного оборудования, предназначенного дляпроизводства ламп накаливания, газоразрядных источников света, светильниковбытового и промышленного назначения. На реализацию проекта было направлено 140млн. руб. бюджетных средств, что составило 60 процентов от общего объемафинансирования проекта. Осуществление инновационной деятельности оказалозначительное влияние на увеличение объемов производства в 1998-1999 годахпрактически в два раза, 1999-2000 годах — еще на 25 процентов.
На ОАО «Ардатовский светотехнический завод» была введена новаятехнологическая линия фирмы «IDE» по производству рассеивателей, чтопозволило увеличить объемы производства на предприятии на 20 процентов.
Поддержан также проект ОАО «Биохимик», направленный на создание производстваготовых лекарственных форм, ампульное и таблеточное производство. На реализациюпроекта направлено 40,7 млн. руб. бюджетных средств. Кроме того, перспективныйплан развития ОАО «Биохимик» предусматривает реализацию проекта«Пенициллин-25», направленный на производство конкурентоспособногопенициллина и 6-АПК на его основе, освоение технологии получения антибиотиковпри помощи пенообразующих смол, который во многом обусловил рост объемовпроизводства на предприятии. Эти примеры можно продолжать и дальше.
Отрадно, что руководители многих предприятий сталипонимать, как важно в современных условиях рыночной экономики настойчивоработать по освоению и выпуску новой продукции, осваивать новые технологиипроизводства. В настоящее время практически пятая часть всех предприятий,закрепленных за Министерством промышленности, транспорта и связи РеспубликиМордовия, осуществляют инновационную деятельность, доля этих предприятийдостигает в общем объеме производства Республики Мордовия 75 процентов. К наиболееинновационно активным предприятиям, кроме выше перечисленных, можно отнести ОАО«Электровыпрямитель» (разработки в области силовых полупроводниковыхприборов и энергосберегающих технологий), ОАО «Сарэкс» (разработка иосвоение новой высокоэффективной сельскохозяйственной техники, экскаваторов,машины для замены шпал), ОАО «Орбита» (продукция для автомобильнойпромышленности) и др.
Важным моментом осуществления инновационныхизменений является то, что они идут «догоняющим вариантом», т.е.внедряются новые продукты и технологии, которые уже имеют аналоги как зарубежом, так и в России. Это, прежде всего, обусловлено состоянием внешней ивнутренней среды: технологическим развитием, рыночной ориентированностью идругими факторами. Особенно важно в создавшихся условиях хозяйствования перейтиот догоняющего варианта к опережающему. Основным фактором, обусловившим этотпереход, может выступить усиление государственного стимулированияинновационного развития в отраслях народного хозяйства республики.
В заключении хотелось бы отметить, что при созданииотечественной технологически ориентированной экономики рост производства ииндустриальное развитие, прежде всего, зависят от успешных инноваций,означающих, что результаты исследований и разработок эффективно коммерциализуются(переходят в стадию коммерческого выпуска продукции).
При этом доступтехнологических компаний к финансовым ресурсам становится ключевым фактором винновационном процессе. Но в то же время без высококвалифицированных кадров,без развитой системы трансферта наукоемкой продукции между государственнымсектором и промышленными предприятиями невозможно достичь желаемого результата.
В конечном итоге, все меры направленные на реализацию инновационныхпроектов окупятся укреплением экономического потенциала и доходной базы бюджетаМордовии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гуськова Н.Д., Домнина Ю.Ю. Инвестиционный рейтинг региона / Под ред. Н.П. Макаркина. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. — 117 с.
На примере Республики Мордовия.
2. Кичеджи В.Н. Управлениепроизводительностью труда в рыночных условиях хозяйствования. -М., 1998. -24 с.
3. Ставцева Т.И. Информация и информационный рынок:теория и практика формирования — Орел, 1996. -18 с.
4.Подкопалова Г.Б.Развитие потребительского рынка исамообеспеченность региона (на примере республики Мордовия).-Саранск, 1996. -16с.
5.Киселев А.Г. Государственноеуправление в регионах: новые подходы//
журнал «Менеджмент в России и за рубежом» 2000 № 7.