Конспект по географии «Население мира» 10 класс

Эссе

Завьялова Татьяна Ивановна


Учитель МКОУ СОШ с. Накоряково


Нижнесергинский МР

Предмет: география

«Население мира»

Класс: 10 класс


Знания – это только тогда знания, когда они приобретены


Усилиями своего мозга, а не твоей памятью.


Л. Н. Толстой


Задачи:


Повторить, закрепить и проверить знания уч-ся по основным темам раздела: «География населения мира»;


Проверить знание основных терминов, умения работать с картами;


Продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, систематизация знаний, оформление выводов), учить выступать публично;


Развивать интерес к предмету;


Способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как успешной характеристики современного человека;


Формирование ответственности, самостоятельности, умения работать в группе, способствовать формированию коллективного решения.

Оборудование:


Деревянный бочонок, грамоты

Форма организации


Жюри
(2 чел.) – каждый правильный ответ оценивается одним баллом

Ход урока:

Вступительное слово учителя. Представление команд.


На протяжении нескольких уроков мы изучали материал и важный раздел курса 10 кл. – население мира. Еще в 40-е годы Н. Н. Баранский резко критиковал авторов географических книг за недооценку вопросов, связанных с населением. «Человека забыли!» — писал он. Теперь география населения мира стала одной из главных ветвей экономической и социальной географии, получившей очень большое развитие.


На протяжении нескольких уроков мы изучали материал этого важного раздела курса, и сегодня мы проверим прочность ваших знаний.

Конкурсная программа с использованием
Презентации:

I конкурс: Разминка – «БЛИЦ — ВОПРОС» — население в цифрах


Задача команд объяснить, что обозначают эти цифры.

4-5 тыс.

45 ч/км²

47,5%

6,6 млрд. чел

15-20 млн.

1,344 млрд. чел.


Ответы:


Кол-во городов – миллионеров


Кол-во этносов


Ср. плотность населения


Коэффициент урбанизации в мире


Ответы:


Численность населения, 2008 г.


Кол-во сельских населенных пунктов


Кол-во городов в начале 21 века


Численность населения Китая, 2006 г.

II конкурс: «ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ?» — прокомментируйте содержание понятий

Демографический взрыв

Демографическая политика

III конкурс: «НАЗОВИ СТРАНУ»

Страна – гигант по численности населения.

Страна – карлик по численности населения.

Самая многонациональная страна.

Страна – город, где 100% городского населения.

Страна с наибольшей ожидаемой продолжительностью жизни в 21 веке

Страна – лидер по плотности населения (кроме стран-карликов)

Двунациональные страны.

Страна, девиз дем. политики которой: «Нас двое – нам двоих».

Страна, девиз дем. политики которой: «Одна семья – один ребенок».

Эта страна попала в книгу рекордов Гиннеса в номинации «Дефицит женщин».

Самая низкая доля детей (14%)

Самая высокая доля детей (50%)

Канада, Бельгия

IV конкурс: Геотест – «В ДЕБРЯХ КОВАРНЫХ ВОПРОСОВ»

Какое из перечисленных государств возглавляет королева Великобритании?

а) Ямайка б) Коста-Рика в) Гана г) Шри-Ланка (а)

Кто является главой государства Н. Зеландия?

а) президент США б) король Испании

в) император Японии г) королева Великобритании (г)

Исторически первым городом – «миллионером» был:

а) Токио б) Рим в) Рио-де-Жанейро г) Лондон (б)

Какого статуса домов сумели добиться от властей англичане?

а) цитадель б) крепость в) бункер г) блиндаж (б)

В какой стране национальная одежда кимоно?

а) Китай б) Корея в) Япония г) Индия (в)

Когда национальные границы совпадают с политическими, образуются государства:

а) многонациональные б) двунациональные

в) однонациональные г) самостоятельные (в)

Женщины какой страны носят сари?

а) Япония б) Греция в) Индия г) Монголия (в)

Как почтительно обращаются к мужчинам в Польше?

а) мсье б) пан в) сэр г) дон (б)

И житель Сеула, и житель Пхеньяна – это:

а) кореец б) китаец в) вьетнамец г) монгол (а)

Какая из этих достопримечательностей находится в Индии?

а) Фудзияма б) Колизей в) Тадж — Махал г) Тауэр (в)

Какой город удостоен титула «вечный город»?

а) Киев б) Каир в) Стамбул г) Рим (г)

Какому из этих слов «дал жизнь» немецкий город Кельн?

а) кулон б) одеколон в) колье г) колония (б)

Перемещение иностранных ученых, инженеров, врачей, спортсменов и других специалистов высокой квалификации:

а) «утечка мускулов» б) «утечка денег»

в) «утечка знаний» г) «утечка мозгов» (г)

Какой город является центром трех мировых религий?

а) Иерусалим б) Москва в) Рим г) Стамбул (а)

V конкурс: «СТОЛИЦЫ — АНАГРАММЫ»


С помощью подсказок отгадайте исходное слово. Далее переставляйте в нем буквы так, чтобы получилась столица государства. В этом вам тоже помогут подсказки.


Учитель раздает карточки с заданием для каждой команды.

Антоним ссоры — …. (на реке Тибр, «вечный город») мир – Рим

Питерская водная артерия — …. ( на Дунае, «столица вальсов») Нева – Вена

Пешеходная улица Москвы — …. (в Африке, «апельсиновая столица») Арбат – Рабат

Сахарный остров — …. (в Закавказье, на Каспийском море) Куба – Баку

Планета – богиня — … (столица Армении в Закавказье) Венера – Ереван

Медвежья ягода — …. (в Ю-В Азии, столица ) Малина – Манила

Основное занятие детей и актеров — …( на реке Даугава, в Прибалтике) игра – Рига

Очень приличная леди на английский манер — …. (столица Индии, в Азии) леди – Дели

Главные шторки — .. (на р. Днепр столица, в Вост. Европе) веки – Киев

Бывает красная, черная, кабачковая, баклажанная — ..(на р. Нил, С-В Африки) икра – Каир

VI конкурс: «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»


(участники команд вытаскивают из бочонка карточки с вопросами).

В Нью-Йорке больше ирландцев, чем в Дублине, больше евреев, чем в Тель-Авиве,

есть своя «Малая Италия». Чем вы объясните современную многонациональную структур США?


(коренное население США было практически истреблено, а современнее


Жители США являются потомками мигрантов из различных стран мира)

Люди в этих населенных пунктах живут очень уединенно. Связь с внешним миром осуществляется преимущественно с помощью телефона и радио. О какой форме расселения идет речь? В каких странах она распространена?


(жизнь на ферме, сельская рассеянная форма расселения; Канада, США, Австралия)

Влияет ли религия на тип воспроизводства? Ответ обоснуйте.


( мусульманство поощряет ранние и обязательные браки, многодетность,


Многоженство, отрицательно относится к демографической политике;


Это способствует высокому Еп, большой доле молодых возрастов


В возрастной структуре населения и как следствие 1-му типу воспроизводства населения)

Древнегреческий математик и философ Пифагор, рассматривавший человеческую жизнь в аспекте времен года, предлагал различать в ней четыре сезона: весну (детство), лето (молодость), осень (зрелость), зиму (старость).

Руководствуясь какими критериями можно отнести население страны к тому или иному времени года?


(эти критерии – показатели Р, С, Еп)

Какие критерии лежат в основе разделения человечества на государства? Какие государства по преобладающей нации существуют?
(национальные критерии; однонациональные, двунациональные, многонациональные)

Какие крупные скопления населения существуют в современном мире?


(Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Европа, побережье Атлантического океана — С-В США)

Что такое субурбанизация? какой вид внутренних миграций характерен для этого процесса? Как связаны между собой субурбанизация и развитие агломераций?


(С. – процесс роста пригородных зон городов и городов – спутников, что приводит к постоянной маятниковой миграции между пригородом и центром города, С. – способствует «расползанию агломераций»)

В какой стране на португальском говорят в 14 раз больше людей, чем в Португалии?
(Бразилии)

II конкурс: «ВЕРИШЬ – НЕ ВЕРИШЬ» (правильны ли утверждения?)

Урбанизация – это слияние городов

Буддизм распространен в Новой Зеландии

Высокий уровень рождаемости характерен для Кении.

70% населения проживает на 7% суши.

Плотно заселены тропические пустыни, тайга, тундра.

Турция, Пакистан, Индия – страны иммиграции.

90% прироста населения приходится на РС.

В начале 21 века в пятерку крупнейших агломераций будут входить агломерации таких городов как Токио, Мехико, Сан-Паулу.


+


+


+


+

Деревенская форма расселения характерна для России, З. Европы.

Лучшими городами по качеству жизни признаны – Берн, Ванкувер, Вена, Цюрих.

Китайцы, хиндустанцы, американцы – крупнейшие народы мира.

В мире количество женщин превышает количество мужчин.

Синтоизм – мировая религия.

Более половины населения З. сосредоточена в 5- км полосе вдоль побережья.

Второй тип воспроизводства характерен для ЭРС.

Арабское население З. исповедует ислам.


+


+


+


+


+

VII конкурс: «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ» (сценки) –


Команды показывают друг другу сценки и задают вопросы.


1.

Диалог между мужем и женой.

Муж: Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.

Жена: Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, о планах, которые меня сейчас волнуют.

Муж: Ой, господи, ну чего тебе не хватает дорогая? У нас есть все: у каждого – велосипед, в каждой комнате – телевизор, есть видео. Скоро сложим все наши зарплаты и доплаты и купим мини сауну и видеокамеру.

Жена: Нет, нет, я не хочу этого … Я хочу … ребенка!

Муж: Да ты с ума сошла!


2.

Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.

1-й: Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен», и костюм за тысячу долларов.

2-й: А у тебя все тот же старенький «Пежо».

1-й: Да … Да … Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом в пригороде. В общем богатеешь! …

2-й: Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого!

Вопросы:

В каких странах могут происходить данные сцены?

К какому типу воспроизводства можно отнести эти сценки?

Что называется демографической политикой?

Куда направлена дем. политика стран, отображенных в данных сценках?

Жюри подводит итоги игры.

Награждение команд (сладкие призы, грамоты)

Литература:

Агеева И. Д. – Веселая география на уроках и праздниках: Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2004, 240 с.

Морозова Л. П. – Олимпиады по географии. 10 класс. – Волгоград: ИТД Корифей, 2006, 128 с.

Романова А. Ф. – Экономическая и социальная география мира в вопросах и ответах – Волгоград: Учитель, 2007, 158 с.