Учебно-методический комплекс «Основы экономики» (стр. 3 )

Эссе

1. , Серёгина : учеб./ , ёгина – 9-е изд., дополненное. – М.: Маркет ДС, 2009. Глава 13-16.

2. Курс : Учебник / Под общ. ред. , . Киров, 2008. Гл. 24, 25..

3. Национальная . Вызовы XXI века: Монография / , , и др. – М.: Профиздат, 2009.

ЗАЧЁТ

3.2. Рекомендации и требования к выполнению эссе

и рефератов на экономическую тему

При выполнении самостоятельной работы по темам дисциплины в целях освоения компетенций, студентам предлагается написание экономических эссе и рефератов. В течение семестра требуется написать экономическое эссе или реферат по самостоятельно выбранной теме (примерный список тем прилагается).

Рекомендации по написанию экономического эссе

Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.

В содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора — его мировоззрение, мысли и чувства.

Данный жанр стал популярным в последние годы. Создателем жанра эссе считается М. Монтень («Опыты», 1580 г.).

Сегодня эссе предлагается в качестве задания достаточно часто. Оно является одним из основных компонентов пакета документов (при поступлении в учебное заведение или трудоустройстве).

Конкурс эссе помогает из многообразия лучших выбрать самых лучших!

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

· мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).

13 стр., 6076 слов

Урок написания по обществознанию

... согласиться с автором высказывания... Алгоритм написания эссе: внимательно прочитайте все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе; выберите ту, ... Вступление Основная часть Заключение Для меня эта фраза является ключом к пониманию... Во-первых, ... Во-вторых, ... из-за того, что в момент написания эссе приходят одни мысли, а в момент переписывания – другие, ... Рекомендации по написанию эссе: ...

· мысль должна быть подкреплена доказательствами — поэтому за тезисом следуют аргументы (А).

Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

ü вступление

ü тезис, аргументы

ü тезис, аргументы

ü тезис, аргументы

ü заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении — резюмируется мнение автора).

Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование «самого современного» знака препинания — тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Примерные темы экономических эссе:

1. Человек «экономический» – это человек, стремящийся к удовлетворению своих разумных потребностей» (Аристотель).

2. Человек богат, когда его потребности удовлетворены, следовательно чем скромнее у человека потребности, тем ему легче стать богатым.

3. Пирамида потребностей Абрахама Маслоу – путь от животного к сверхчеловеку.

4. Социально-экономические проблемы трансформационной экономики.

5. Вектора социльно-ориентированной экономики зависят от неэкономических особенностей страны.

6. Культура, знание, идея – основные ресурсы экономики будущего.

7. Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» (Бернард Шоу).

8. «Экономическая теория – это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь иное употребление» (Роббинс).

9. В каком направлении трансформируется экономика современной России?

10. «Деньги – тлен, душа бессмертна» ().

11. Заинтересовано ли общество в стремлении фирм к увеличению своих размеров.

12. Ценность любой теории заключается в её предсказательной силе.

13. Может ли отсутствие прав собственности способствовать возникновению «провалов» рынка.

14. Экономика России во времена Петра 1: традиционная или командная.

15. Ограниченность каких ресурсов в большей степени влияет на экономический рост России.

16. Культура и знания – основной ресурс экономики Нейромира (постиндустриальной или информационной экономики).

4 стр., 1808 слов

Проверочная работа по обществознанию для 7 класса Экономика. ...

... его. 2) Как автор определяет значение земли для жизни человека? ОТВЕТЫ — Проверочная работа по обществознанию для 7 класса Экономика. Человек и производство Часть 1 1-4 2-3 3-1 4 ... -3 5-3 6-1 7-2 8-3 9-1 ...

17. Рынок как инструмент современной экономики.

18. Проблемы эластичности спроса на российские товары.

19. Свобода конкуренции в современном мире: миф или реальность?

20. Человек всегда стремиться поступать рационально, то есть максимизируя полезность.

21. Максимизация прибыль – цель любого предприятия и в любых условиях.

22. Свобода : правда, иллюзия или привилегия избранных.

23. «Экспансия усиливается процессом , венчающим процесс развёртывания мультипликатора » ( Экономические циклы и национальный доход ).

24. Финансовый рынок и реальный сектор экономики: содружество или унизительное подчинение.

25. Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе.

26. «Главной заботой министерства финансов было и остаётся одно: собрать как можно больше налогов при минимальном сопротивлении налогоплательщиков» ( Ф. Хайек)

27. «В том народном хозяйстве, где ничего не производиться, не может быть никаких доходов» (Людвиг Эрхард Благосостояние для всех).

28. «Нестабильность – симптом нестабильности соответствующей экономической структуры (Милтон Фридмен Капитализм и свобода).

29. «Экспорт зарабатывает валюту, которую страна может использовать для финансирования импорта» (Сакс Джеффи Рыночная экономика в России)

30. «Чтобы жить на Земле, которая является нашим домом, мы должны жить в согласии с экологическими законами» ( Технология прибыли).

Рекомендации по подготовке рефератов .

Пункты плана должны быть сформулированы четко и кратко, отображать суть того, что излагается. Их ставят в такой последовательности, чтобы избежать повторений, логично переходить от одного вопроса к другому и тем самым добиться стройности и взаимосвязанности всего текста реферата. Реферат после титульного листа начинается с «Содержания», которое представляет собой разработанный ранее план, разбитый на отдельные вопросы (а может и главы и параграфы).

К реферату предъявляются следующие требования по структуре содержания: он может состоять из: введения, 3-5 основных вопросов, заключения, списка, приложений.

Во введении, Содержание основных вопросов реферата.

Для написания теоретической части реферата в основном используются учебные издания, пособия, монографии, труды известных экономистов, различный теоретический материал общего аналитического характера.

В заключительной части, Заключение реферата

Материалы, найденные в Интернете, фиксируются в конце библиографического списка перечнем использованных сайтов и Web-страниц, названия материалов, фамилий и инициалов их авторов. Термины, определения и цитаты должны иметь ссылки на источники, подтверждающие самостоятельность студента в проработке теории вопроса и современном состоянии проблемы. После заключительной части приводится Библиографический список, который имеет четкие правила оформления. См.: ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

В Библиографический список может входить от 5 до 10 источников. Объем рефератастр. (Шрифт – 14 пт., полуторный межстрочный интервал, поля страницы: вверху и внизу по 2 см, слева – 3 см, справа –1,5 см. Таблицы допускается печатать шрифтом не менее 11 пт.).

Примерные темы рефератов:

1. Сравнительный анализ методологии и основного предмета исследования классической политической экономии и современной экономической науки — экономикс.

6 стр., 2822 слов

Эконом отрасли. Контрольная работа Экономика отраслевых рынков

... покупателей на группы с различными функциями спроса (сегментация рынка). В этом случае задача монополиста – установить ... цене РA , на рынке В – QB единиц товара по цене РB . При таком решении окажется, что МRA = ... такие цены для каждой группы покупателей, которые максимизируют общую прибыль. Примером ценовой дискриминации третьей степени может служить то, что в России ...

2. Развитие методов в современном информационном пространстве, проблема постановки целей и задач экономического исследования.

3. Ограниченность экономических ресурсов и безграничность человеческих потребностей: содержание и подходы к решению их противоречия.

4. Теории стоимости (ценности) товара.

5. Экономические , роль общества и государства в экономической системе.

6. Экономическая стратегия и политика: теория и практика определения целей и средств.

7. Различные подходы к классификации экономического и человечества.

8. Сравнительная характеристика современных смешанных экономических систем.

9. Достоинства и недостатки командно-административной экономической системы.

10. Достоинства и недостатки рыночной модели экономики (современного капитализма).

11. Плановая и рыночная экономические системы: оценка их природы и отсутствия внутренних противоречий.

12. Характерные особенности общественной, государственной и различных видов частной собственности.

13. Институциональная теория прав собственности и проблемы применения теоремы Коуза.

14. Различные модели равновесия спроса и предложения.

15. Содержание и проблемы применения Содетеории потребительского поведения.

16. Теория ресурсов Дж. Б.Кларка.

17. Бухгалтерские и экономические издержки и прибыль, а также проблема оценки в современном информационном пространстве.

18. Долгосрочный период деятельности фирмы, изменения в отдаче от масштаба производства.

19. Влияние эластичности спроса и предложения товара на поведение производителя в условиях монополистической конкуренции.

20. Социально-экономические потери от нарушения совершенной конкуренции.

21. Ценообразование и конкурентная борьба на рынке олигополии, характеристика отдельных моделей.

22. Характеристика олигополистического сырьевого рынка России.

23. Характеристика и экономические деятельностью естественных монополий .

24. Основы, эволюция и примеры применения в современных экономических системах.

25. Факторы спроса и предложения на рынке .

26. Дисконтированная стоимость при оценке инвестиционного проекта.

27. Особенности рынка труда: теория и проблемы современности.

28. Содержание и оценка человеческого капитала, его роль в постиндустриальном обществе.

29. Роль профсоюзов и общественных организаций на рынке труда.

30. Перспективы молодёжного рынка труда на территории России.

31. Дифференциация ставок и распределение доходов.

32. История развития теории .

33. Виды земельной ренты и факторы, влияющие на цену земли.

34. Особенности рынка земли сельскохозяйственного назначения в России.

35. Инвестиции и факторы, влияющие на их динамику и направление использования.

36. Глобальный финансовый капитализм: кризис и прогнозы преобразования.

37. Информационная экономика и новый мировой технологический уклад.

38. Каковы ресурсы новой индустриализации экономики России

39. Эволюция мировой .

40. Современное предпринимательство в России.

41. Безработица: причины, формы, измерение и способы сокращения.

42. Макроэкономические показатели, цели и инструменты регулирования экономики.

43. Инфляция: причины, виды, измерение и способы борьбы.

44. Модель экономического кругооборота , финансовые «утечки» и « инъекции ».

45. Роль в экономике.

46. Структура и основные игроки финансового рынка.

47. Роль рынка в экономике.

48. Условия стимулирования инвестиционной активности во внутреннюю экономику страны.

49. Человеческий капитал: содержание понятия, необходимость и условия его накопления.

50. Экономический рост и бедность.

51. Макроэкономические показатели российской экономики.

52. Уровень жизни населения и показатели его измерения.

Список тем рефератов может пополняться и меняться в течение обучения.

По желанию и согласованию с преподавателем студент может самостоятельно предложить тему реферата, входящую в круг изучаемых по дисциплине вопросов.

3.3. Примерные тесты

Для текущего контроля по каждой теме предусмотрено тестирование в рамках подготавливаемого учебно-методическое обеспечение дисциплины в системе электронного обучения webCT.

1. Какая из перечисленных экономических школ получила свое рождение и развитие в ХХ веке:

2. Для студентов альтернативную ценность обучения в вузе отражает:

· размер стипендии;

· затраты государства на образование среднестатистического специалиста;

· максимальный заработок, который можно получать, отказавшись от учебы;

· затраты родителей на содержание студента.

3. Какое из следующих утверждений неверно:

4. Снижение издержек производства на товар сдвигает кривую предложения:

  • влево и вверх;
  • вправо и вниз;
  • влево и вниз;
  • вправо и вверх.

5. Если при понижении цены выручка продавцов растет, то предложение данного товара:

  • эластично;
  • неэластично;
  • единичной эластичности;
  • абсолютно эластично.

6. Укажите рынок олигополистической конкуренции:

  • продуктов питания;
  • хлебобулочных изделий;
  • автомобилей;
  • одежды.

7. Неявные издержки — это:

  • издержки бухгалтерские;
  • альтернативные издержки;
  • экономические издержки;
  • внешние издержки.

8. Средние издержки — это:

  • сумма постоянных и средних переменных издержек;
  • сумма переменных издержек на единицу продукции;
  • постоянные издержки в расчете на единицу продукции;
  • валовые издержки на единицу продукции.

9. Валовой доход — это:

  • доход, полученный от реализации продукции, предназначенной для продажи;
  • выручка от реализации — бухгалтерские издержки;
  • стоимостное выражение всей произведенной продукции;
  • выручка от реализации — экономические издержки.

10. Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву занимает 8 часов поездом и 3 часа самолетом (с учетом времени поездки в аэропорт).

Стоимость проезда поездом 1000 рублей, самолете – 3500 рублей. В путешествие отправляются трое: Иванов, Петров и Сидоров. Часовая ставка Иванова – 400 рублей, у Петрова — 500 рублей, у Сидорова – 600 рублей. Каким видом транспорта поедут эти люди?

11. Рассчитайте по таблице издержки: постоянные (FC), переменные (VC), предельные (MC), средние общие (ATC), средние постоянные (AFC), средние переменные (AVC).

Выпуск шт.

Общие издержки ТС

Т FC

Т VC

MC

ATC

AFC

AVC

0

30

1

50

2

60

3

75

4

120

12. Заполните пропуски в таблице:

Объем переменного ресурса

Общий выпуск продукции

Предельный продукт переменного ресурса

Средний продукт переменного ресурса

3

96

4

24

5

140

6

25

13. Определите денежную выручку, тип эластичности и ее коэффициент, заполнив таблицу:

Показатель

Наименование товаров

Куртки

Автомобили

Кассеты

Цена единицы продукции

1200

1000

75000

50000

50

30

Количество продаж

10

12

100

200

3000

4000

Общая выручка

Тип эластичности

Коэффициент эластичности

14.Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая: