1. , Серёгина : учеб./ , ёгина – 9-е изд., дополненное. – М.: Маркет ДС, 2009. Глава 13-16.
2. Курс : Учебник / Под общ. ред. , . Киров, 2008. Гл. 24, 25..
3. Национальная . Вызовы XXI века: Монография / , , и др. – М.: Профиздат, 2009.
ЗАЧЁТ
3.2. Рекомендации и требования к выполнению эссе
и рефератов на экономическую тему
При выполнении самостоятельной работы по темам дисциплины в целях освоения компетенций, студентам предлагается написание экономических эссе и рефератов. В течение семестра требуется написать экономическое эссе или реферат по самостоятельно выбранной теме (примерный список тем прилагается).
Рекомендации по написанию экономического эссе
Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.
В содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора — его мировоззрение, мысли и чувства.
Данный жанр стал популярным в последние годы. Создателем жанра эссе считается М. Монтень («Опыты», 1580 г.).
Сегодня эссе предлагается в качестве задания достаточно часто. Оно является одним из основных компонентов пакета документов (при поступлении в учебное заведение или трудоустройстве).
Конкурс эссе помогает из многообразия лучших выбрать самых лучших!
Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.
Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.
Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:
· мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).
Урок написания по обществознанию
... согласиться с автором высказывания... Алгоритм написания эссе: внимательно прочитайте все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе; выберите ту, ... Вступление Основная часть Заключение Для меня эта фраза является ключом к пониманию... Во-первых, ... Во-вторых, ... из-за того, что в момент написания эссе приходят одни мысли, а в момент переписывания – другие, ... Рекомендации по написанию эссе: ...
· мысль должна быть подкреплена доказательствами — поэтому за тезисом следуют аргументы (А).
Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
ü вступление
ü тезис, аргументы
ü тезис, аргументы
ü тезис, аргументы
ü заключение.
При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:
Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении — резюмируется мнение автора).
Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование «самого современного» знака препинания — тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.
Примерные темы экономических эссе:
1. Человек «экономический» – это человек, стремящийся к удовлетворению своих разумных потребностей» (Аристотель).
2. Человек богат, когда его потребности удовлетворены, следовательно чем скромнее у человека потребности, тем ему легче стать богатым.
3. Пирамида потребностей Абрахама Маслоу – путь от животного к сверхчеловеку.
4. Социально-экономические проблемы трансформационной экономики.
5. Вектора социльно-ориентированной экономики зависят от неэкономических особенностей страны.
6. Культура, знание, идея – основные ресурсы экономики будущего.
7. Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» (Бернард Шоу).
8. «Экономическая теория – это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь иное употребление» (Роббинс).
9. В каком направлении трансформируется экономика современной России?
10. «Деньги – тлен, душа бессмертна» ().
11. Заинтересовано ли общество в стремлении фирм к увеличению своих размеров.
12. Ценность любой теории заключается в её предсказательной силе.
13. Может ли отсутствие прав собственности способствовать возникновению «провалов» рынка.
14. Экономика России во времена Петра 1: традиционная или командная.
15. Ограниченность каких ресурсов в большей степени влияет на экономический рост России.
16. Культура и знания – основной ресурс экономики Нейромира (постиндустриальной или информационной экономики).
Проверочная работа по обществознанию для 7 класса Экономика. ...
... его. 2) Как автор определяет значение земли для жизни человека? ОТВЕТЫ — Проверочная работа по обществознанию для 7 класса Экономика. Человек и производство Часть 1 1-4 2-3 3-1 4 ... -3 5-3 6-1 7-2 8-3 9-1 ...
17. Рынок как инструмент современной экономики.
18. Проблемы эластичности спроса на российские товары.
19. Свобода конкуренции в современном мире: миф или реальность?
20. Человек всегда стремиться поступать рационально, то есть максимизируя полезность.
21. Максимизация прибыль – цель любого предприятия и в любых условиях.
22. Свобода : правда, иллюзия или привилегия избранных.
23. «Экспансия усиливается процессом , венчающим процесс развёртывания мультипликатора » ( Экономические циклы и национальный доход ).
24. Финансовый рынок и реальный сектор экономики: содружество или унизительное подчинение.
25. Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе.
26. «Главной заботой министерства финансов было и остаётся одно: собрать как можно больше налогов при минимальном сопротивлении налогоплательщиков» ( Ф. Хайек)
27. «В том народном хозяйстве, где ничего не производиться, не может быть никаких доходов» (Людвиг Эрхард Благосостояние для всех).
28. «Нестабильность – симптом нестабильности соответствующей экономической структуры (Милтон Фридмен Капитализм и свобода).
29. «Экспорт зарабатывает валюту, которую страна может использовать для финансирования импорта» (Сакс Джеффи Рыночная экономика в России)
30. «Чтобы жить на Земле, которая является нашим домом, мы должны жить в согласии с экологическими законами» ( Технология прибыли).
Рекомендации по подготовке рефератов .
Пункты плана должны быть сформулированы четко и кратко, отображать суть того, что излагается. Их ставят в такой последовательности, чтобы избежать повторений, логично переходить от одного вопроса к другому и тем самым добиться стройности и взаимосвязанности всего текста реферата. Реферат после титульного листа начинается с «Содержания», которое представляет собой разработанный ранее план, разбитый на отдельные вопросы (а может и главы и параграфы).
К реферату предъявляются следующие требования по структуре содержания: он может состоять из: введения, 3-5 основных вопросов, заключения, списка, приложений.
Во введении, Содержание основных вопросов реферата.
Для написания теоретической части реферата в основном используются учебные издания, пособия, монографии, труды известных экономистов, различный теоретический материал общего аналитического характера.
В заключительной части, Заключение реферата
Материалы, найденные в Интернете, фиксируются в конце библиографического списка перечнем использованных сайтов и Web-страниц, названия материалов, фамилий и инициалов их авторов. Термины, определения и цитаты должны иметь ссылки на источники, подтверждающие самостоятельность студента в проработке теории вопроса и современном состоянии проблемы. После заключительной части приводится Библиографический список, который имеет четкие правила оформления. См.: ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.
В Библиографический список может входить от 5 до 10 источников. Объем рефератастр. (Шрифт – 14 пт., полуторный межстрочный интервал, поля страницы: вверху и внизу по 2 см, слева – 3 см, справа –1,5 см. Таблицы допускается печатать шрифтом не менее 11 пт.).
Примерные темы рефератов:
1. Сравнительный анализ методологии и основного предмета исследования классической политической экономии и современной экономической науки — экономикс.
Эконом отрасли. Контрольная работа Экономика отраслевых рынков
... покупателей на группы с различными функциями спроса (сегментация рынка). В этом случае задача монополиста – установить ... цене РA , на рынке В – QB единиц товара по цене РB . При таком решении окажется, что МRA = ... такие цены для каждой группы покупателей, которые максимизируют общую прибыль. Примером ценовой дискриминации третьей степени может служить то, что в России ...
2. Развитие методов в современном информационном пространстве, проблема постановки целей и задач экономического исследования.
3. Ограниченность экономических ресурсов и безграничность человеческих потребностей: содержание и подходы к решению их противоречия.
4. Теории стоимости (ценности) товара.
5. Экономические , роль общества и государства в экономической системе.
6. Экономическая стратегия и политика: теория и практика определения целей и средств.
7. Различные подходы к классификации экономического и человечества.
8. Сравнительная характеристика современных смешанных экономических систем.
9. Достоинства и недостатки командно-административной экономической системы.
10. Достоинства и недостатки рыночной модели экономики (современного капитализма).
11. Плановая и рыночная экономические системы: оценка их природы и отсутствия внутренних противоречий.
12. Характерные особенности общественной, государственной и различных видов частной собственности.
13. Институциональная теория прав собственности и проблемы применения теоремы Коуза.
14. Различные модели равновесия спроса и предложения.
15. Содержание и проблемы применения Содетеории потребительского поведения.
16. Теория ресурсов Дж. Б.Кларка.
17. Бухгалтерские и экономические издержки и прибыль, а также проблема оценки в современном информационном пространстве.
18. Долгосрочный период деятельности фирмы, изменения в отдаче от масштаба производства.
19. Влияние эластичности спроса и предложения товара на поведение производителя в условиях монополистической конкуренции.
20. Социально-экономические потери от нарушения совершенной конкуренции.
21. Ценообразование и конкурентная борьба на рынке олигополии, характеристика отдельных моделей.
22. Характеристика олигополистического сырьевого рынка России.
23. Характеристика и экономические деятельностью естественных монополий .
24. Основы, эволюция и примеры применения в современных экономических системах.
25. Факторы спроса и предложения на рынке .
26. Дисконтированная стоимость при оценке инвестиционного проекта.
27. Особенности рынка труда: теория и проблемы современности.
28. Содержание и оценка человеческого капитала, его роль в постиндустриальном обществе.
29. Роль профсоюзов и общественных организаций на рынке труда.
30. Перспективы молодёжного рынка труда на территории России.
31. Дифференциация ставок и распределение доходов.
32. История развития теории .
33. Виды земельной ренты и факторы, влияющие на цену земли.
34. Особенности рынка земли сельскохозяйственного назначения в России.
35. Инвестиции и факторы, влияющие на их динамику и направление использования.
36. Глобальный финансовый капитализм: кризис и прогнозы преобразования.
37. Информационная экономика и новый мировой технологический уклад.
38. Каковы ресурсы новой индустриализации экономики России
39. Эволюция мировой .
40. Современное предпринимательство в России.
41. Безработица: причины, формы, измерение и способы сокращения.
42. Макроэкономические показатели, цели и инструменты регулирования экономики.
43. Инфляция: причины, виды, измерение и способы борьбы.
44. Модель экономического кругооборота , финансовые «утечки» и « инъекции ».
45. Роль в экономике.
46. Структура и основные игроки финансового рынка.
47. Роль рынка в экономике.
48. Условия стимулирования инвестиционной активности во внутреннюю экономику страны.
49. Человеческий капитал: содержание понятия, необходимость и условия его накопления.
50. Экономический рост и бедность.
51. Макроэкономические показатели российской экономики.
52. Уровень жизни населения и показатели его измерения.
Список тем рефератов может пополняться и меняться в течение обучения.
По желанию и согласованию с преподавателем студент может самостоятельно предложить тему реферата, входящую в круг изучаемых по дисциплине вопросов.
3.3. Примерные тесты
Для текущего контроля по каждой теме предусмотрено тестирование в рамках подготавливаемого учебно-методическое обеспечение дисциплины в системе электронного обучения webCT.
1. Какая из перечисленных экономических школ получила свое рождение и развитие в ХХ веке:
2. Для студентов альтернативную ценность обучения в вузе отражает:
· размер стипендии;
· затраты государства на образование среднестатистического специалиста;
· максимальный заработок, который можно получать, отказавшись от учебы;
· затраты родителей на содержание студента.
3. Какое из следующих утверждений неверно:
4. Снижение издержек производства на товар сдвигает кривую предложения:
- влево и вверх;
- вправо и вниз;
- влево и вниз;
- вправо и вверх.
5. Если при понижении цены выручка продавцов растет, то предложение данного товара:
- эластично;
- неэластично;
- единичной эластичности;
- абсолютно эластично.
6. Укажите рынок олигополистической конкуренции:
- продуктов питания;
- хлебобулочных изделий;
- автомобилей;
- одежды.
7. Неявные издержки — это:
- издержки бухгалтерские;
- альтернативные издержки;
- экономические издержки;
- внешние издержки.
8. Средние издержки — это:
- сумма постоянных и средних переменных издержек;
- сумма переменных издержек на единицу продукции;
- постоянные издержки в расчете на единицу продукции;
- валовые издержки на единицу продукции.
9. Валовой доход — это:
- доход, полученный от реализации продукции, предназначенной для продажи;
- выручка от реализации — бухгалтерские издержки;
- стоимостное выражение всей произведенной продукции;
- выручка от реализации — экономические издержки.
10. Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву занимает 8 часов поездом и 3 часа самолетом (с учетом времени поездки в аэропорт).
Стоимость проезда поездом 1000 рублей, самолете – 3500 рублей. В путешествие отправляются трое: Иванов, Петров и Сидоров. Часовая ставка Иванова – 400 рублей, у Петрова — 500 рублей, у Сидорова – 600 рублей. Каким видом транспорта поедут эти люди?
11. Рассчитайте по таблице издержки: постоянные (FC), переменные (VC), предельные (MC), средние общие (ATC), средние постоянные (AFC), средние переменные (AVC).
Выпуск шт. |
Общие издержки ТС |
Т FC |
Т VC |
MC |
ATC |
AFC |
AVC |
0 |
30 |
||||||
1 |
50 |
||||||
2 |
60 |
||||||
3 |
75 |
||||||
4 |
120 |
12. Заполните пропуски в таблице:
Объем переменного ресурса |
Общий выпуск продукции |
Предельный продукт переменного ресурса |
Средний продукт переменного ресурса |
3 |
96 |
||
4 |
24 |
||
5 |
140 |
||
6 |
25 |
13. Определите денежную выручку, тип эластичности и ее коэффициент, заполнив таблицу:
Показатель |
Наименование товаров |
|||||
Куртки |
Автомобили |
Кассеты |
||||
Цена единицы продукции |
1200 |
1000 |
75000 |
50000 |
50 |
30 |
Количество продаж |
10 |
12 |
100 |
200 |
3000 |
4000 |
Общая выручка |
||||||
Тип эластичности |
||||||
Коэффициент эластичности |
14.Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая: