Разработка географии в 9 классе «Дальневосточный экономический район» план-конспект по географии (9 класс)

Конспект

МКОУ «Маховоколодезская основная общеобразовательная школа»

География России, 9 класс. Учитель Кононов Николай Петрович.

План-конспект урока.

Тема урока: Дальневосточный экономический район.

Цели урока: Определить состав района; рассмотреть особенности экономико-географического положения; дать оценку природных условий и природных ресурсов; изучить проблемы и перспективы развития;

Закрепить понятие «свободная экономическая зона»; закрепить умение самостоятельно определять особенности ЭГП, проблемы, специализацию Дальнего Востока.

Формировать осознание целостности природы, населения и хозяйства России, воспитывать патриотизм, любовь к своей родине.

Тип урока : изучение новых знаний

Оборудование: Физическая и политико — административная карты России или Дальнего Востока, атласы, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация «Дальневосточный экономический район».

Ход урока.

1.Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель: Это край контрастов. Северная часть этой удивительной земли находится за полярным кругом. Здесь почти круглый год лежит снег . Омывающие побережья моря даже летом не полностью освобождаются ото льда. На многие сотни километров тянется тундра. Южная часть края лежит на широте Италии. Здесь лианы и бархатное дерево растут по соседству с северными елями и лиственницами. Здесь очень много эндемиков: женьшень, амурский бархат, маньчжурский орех, амурский виноград, лимонник, корейские кедры, березы — белая, черная, желтая, железная. В лесу — тигры и бурые медведи. На островах и полуостровах – горячие источники, гейзеры, потухшие и действующие вулканы, часты землятрясения. Как называется эта территория?

46 стр., 22775 слов

Место и роль России и Китая в современной мировой политике

... К. Пелевина. Перспективы Китая на рынке энергоресурсов. Проблемы Дальнего Восток' №5,2010, С. 32-42.. Также энергетика, бесспорно, является важной составной частью экономики, энергетическая безопасность оказывает ... материала монографии оказали определенную помощь для написания дипломной работы. Среди авторских работ российских историков особенно следует выделить публикацию М.Л. Титаренко «Россия: ...

а) Обьявление темы урока; б) Целеполагание;

2.Постановка задач.

Учитель : «Изучение темы проведем по такому варианту: работа будет проводиться фронтально, но будет идти в индивидуальном темпе. (На столах обучающихся лежат карточки с заданиями и программы изучения Дальнего Востока).

Изучение нового материала . Учитель: Сегодня вы готовы самостоятельно познакомиться с уникальной территорией России. Не будем нарушать последовательность знакомства с новым экономическим районом, давайте вспомним план изучения района.

(Обучающие называют пункты плана, затем показать слайд 4.)

3.Работа в группах.

4.Представление результата работы групп.

Задание 1.

Определите состав Дальнего Востока , для этого вы можете обратиться к учебнику стр.262, карте атласа стр.44-45 и политико-административной карте России. Запишите в тетрадь, какие края, области, автономный округ, республика, автономная область входят в состав Дальнего Востока. Какая область находится на островах?

Задание 2.

Оцените ЭГП Дальнего Востока (по политико-административной карте России).

1.Дальний Восток наиболее …район от…России.

2.Связи Дальнего Востока с Центром…

3.Дальний Восток имеет обширный, открытый выход к…океану и к странам…Азии.

4.Дальний Восток граничит со странами…и…, граница проходит по реке…и ее притоку…

5.Какие виды транспорта играют важную роль в жизни населения Дальнего Востока?

6.Сделайте вывод об особенности ЭГП Дальнего Востока. ( После вывода показать слайд об особенностях ЭГП)

Задание 3.

Познакомьтесь с природными условиями и ресурсами Дальнего Востока и дайте их хозяйственную оценку. Для этого используйте текст учебника (стр. 260, карты атласа).

Работу проведите в паре и сделайте общий вывод. 1-й обучающийся. Дайте оценку природных условий на севере и юге Дальнего Востока:

а) климат на севере и на юге; б) рельеф на севере и на юге; в) природные зоны на севере и на юге.

2-й обучающийся. Дайте оценку природных ресурсов по плану: а) минеральные ресурсы б ) биологические ресурсы: рыбные ( вспомните, какие виды рыб водятся в Тихом океане); лесные ( какие деревья и другие растения произрастают) в) гидроэнергетические — это ресурсы рек ( каких?) Какие отрасли хозяйства могут развиваться благодаря природным ресурсам?

8 стр., 3602 слов

Контрольная работа: Восток, Запад, Россия в диалоге культур: ...

... в рамках одного миро­воззрения, с которых рассматривается культура. Здесь уже начи­нается область философии. Культура интересует философию не в ... взаимодействие, диалог, взаимо­понимание различных культур, в том числе отношения совре­менной западной культуры и традиционных культур развиваю­ ... или говорит на нем несколько иначе. По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов: 1. Понятия ...

Проверьте свой вывод по слайдам (слайды 8, 9,10,11,12,13, 14 )

Задание 4.

Найдите в тексте учебника и прочитайте о населении Дальнего Востока (стр.262-263).

Ответьте на вопросы: 1) Что произошло с численностью населения на Дальнем Востоке за последние 30 лет? 2) В какой части района наблюдается самый высокий в стране отток населения? Куда направлены миграции населения? 3)Какое, сельское или городское население преобладает в районе? В какой части района расположены крупные города? 4) Определите плотность населения и сделайте выводы.

Проверьте свои выводы по слайду (показать 15 слайд)

Задание 5.

Определите отрасли специализации Дальнего Востока. Для этого используйте круговые диаграммы учебника на стр.261 доли Дальнего Востока в России по населению и по отраслям хозяйства и таблицу 3 Приложения стр.276. Уточните свои результаты по 2 абзацу стр.264 учебника . Что вывозит Дальний Восток в Центр России? За рубеж? Какую продукцию Дальний Восток получает из Центра России?

( Для проверки показать слайд 16).

Задание 6.

На основе рассмотренного материала попробуйте назвать проблемы Дальнего Востока и возможные перспективы его развития.

(Обучающиеся работают в парах, вырабатывая единое мнение и потом представляют его классу)

— Сравните результат своей работы. ( Показать слайд 17).

Задание 7.

Вспомните, что такое свободная экономическая зона ? Сформулируйте, чем вызвано создание свободной экономической зоны в районе Находки. Каковы перспективы ее развития?

Предполагаемый ответ: СЭЗ — это территория, имеющая выгодное ЭГП, с льготным налоговым и таможенным режимом, что делает ее привлекательной для инвестиций иностранных фирм. Здесь возможно создание совместных производств иностранных компаний с российскими. СЭЗ Находка имеет приморское положение. Это крупный незамерзающий морской порт Японского моря. Через него осуществляются экспортно- импортные поставки грузов из стран Юго-Восточной Азии (Япония, Южная Корея, Китай, Вьетнам, Тайвань, Индонезия и др. ) Территория Приморского края богата минеральными, лесными, рекреационными ресурсами. Находка, скорее всего, получит развитие портового хозяйства, наукоемких отраслей, туризма.

37 стр., 18461 слов

Наращивание потенциала торгово-экономического сотрудничества ...

... немало научных работ, посвященных проблемам развития Дальнего Востока России и экономик, входящих в состав АТЭС. Однако в ... на совещании министров иностранных дел и финансов стран Азиатско - Тихоокеанского региона. Сегодня АТЭС объединяет экономику, в том числе Россию ... вышесказанное определяет степень актуальности выбранной темы. Степень научной разработанности темы дипломной работы. В качестве ...

Если останется время, рассмотреть вопрос об истории отношений России с Японией и перспективах отношений двух стран (политических, экономических, культурных и т.д.)

5. Домашнее задание: 1).

Повторить экономические районы России. 2).

Подготовьте сообщение на тему: «Я хотел бы (не хотел бы) жить на Дальнем Востоке, потому что…»

6. Проверка усвоения материала урока проводится с помощью теста.

Выставление оценок.

7. Рефлексия урока.

Что понравилось/нет? Какие задания оказались трудными/легкими? Почему? Что тебе помешало справиться с заданием? Почему я предложил такую работу на уроке, а не иную? Почему работали в парах? Что тебе это дало? Чему ты научился? В чем разобрался? Чем бы хотели заниматься на следующем уроке? Какова, по логике, тема следующего урока?