Разработка географии в 9 классе «Дальневосточный экономический район»

Конспект

Цели урока:  Определить состав района; рассмотреть особенности экономико-географического положения; дать оценку природных условий и природных ресурсов; изучить проблемы и перспективы развития;

Закрепить понятие «свободная экономическая зона»; закрепить умение самостоятельно определять особенности ЭГП, проблемы, специализацию Дальнего Востока.

Формировать осознание целостности природы, населения и хозяйства России, воспитывать патриотизм, любовь к своей  родине.

Тип урока :  изучение новых знаний

Оборудование:  Физическая и политико — административная карты России или Дальнего Востока, атласы, ноутбук,  мультимедийный  проектор, экран, презентация «Дальневосточный экономический район».

Ход урока.

1.Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель:  Это край контрастов. Северная часть этой удивительной земли находится за полярным кругом. Здесь почти круглый год лежит снег .  Омывающие побережья моря даже летом не полностью освобождаются ото льда. На многие сотни километров тянется тундра. Южная часть края лежит на широте Италии. Здесь лианы и бархатное дерево растут по соседству с северными елями и лиственницами. Здесь очень много эндемиков: женьшень, амурский бархат, маньчжурский орех, амурский виноград, лимонник,  корейские кедры, березы — белая, черная, желтая, железная. В лесу — тигры и бурые медведи. На островах и полуостровах – горячие источники, гейзеры, потухшие и действующие вулканы, часты землятрясения.  Как называется эта территория?

а) Обьявление темы урока; б) Целеполагание;

2.Постановка задач.

Учитель :    «Изучение темы проведем по такому варианту: работа будет проводиться фронтально, но будет идти в индивидуальном темпе. (На столах обучающихся лежат  карточки с заданиями и  программы изучения Дальнего Востока).

Изучение нового материала . Учитель: Сегодня вы готовы самостоятельно познакомиться с уникальной территорией России. Не будем нарушать последовательность знакомства с новым экономическим  районом, давайте вспомним план изучения района.

(Обучающие называют пункты плана, затем показать слайд 4.)

3.Работа в группах.

4.Представление результата работы групп.

Задание 1.

Определите состав Дальнего Востока , для этого вы можете обратиться к учебнику стр.262, карте атласа стр.44-45 и политико-административной карте России. Запишите в тетрадь, какие края, области, автономный округ, республика, автономная область входят в состав Дальнего Востока. Какая область находится на островах?

5 стр., 2075 слов

Самостоятельная работа: Урок : «Россия на рубеже XVII-XVIII вв.»

... состоянии России перед петровскими преобразованиями Россия на рубеже 17-18 веков. Наша страна была очень обширным государством. Она занимала тогда и занимает сейчас большую часть Восточно-Европейской равнины, всю Сибирь, часть Дальнего Востока ... . Нужна реформа устаревшей системы управления страной. Изучение нового материала. Объяснение учителя в сочетании с самостоятельной работой учащихся с ...

Задание 2.

Оцените ЭГП Дальнего Востока (по политико-административной карте России).

1.Дальний Восток наиболее …район от…России.

2.Связи Дальнего Востока с Центром…

3.Дальний Восток имеет обширный, открытый выход к…океану и к странам…Азии.

4.Дальний Восток граничит со странами…и…, граница  проходит по реке…и ее притоку…

5.Какие виды транспорта играют важную роль в жизни населения Дальнего Востока?

6.Сделайте вывод об особенности ЭГП Дальнего Востока.                                         ( После вывода показать слайд об особенностях ЭГП)

Задание 3.

Познакомьтесь с природными условиями и ресурсами  Дальнего Востока и дайте их хозяйственную оценку. Для этого используйте текст учебника (стр. 260, карты атласа).

Работу проведите в паре и сделайте общий вывод.                                                                                                                               1-й обучающийся.  Дайте оценку природных условий на севере и юге Дальнего Востока:

а) климат на севере и на юге;                                                                                                                             б) рельеф на севере и на юге;                                                                                                                         в) природные зоны на севере и на юге.

2-й обучающийся. Дайте оценку природных ресурсов по плану:                                                           а)  минеральные  ресурсы                                                                                                                                   б ) биологические ресурсы:  рыбные  ( вспомните, какие виды рыб водятся в Тихом океане); лесные  ( какие деревья и другие растения произрастают)                                             в) гидроэнергетические  — это ресурсы рек ( каких?)                                                                            Какие отрасли хозяйства могут развиваться благодаря природным ресурсам?

Проверьте свой вывод по слайдам (слайды 8, 9,10,11,12,13, 14 )

Задание 4.

Найдите в тексте учебника и прочитайте о населении Дальнего Востока (стр.262-263).

Ответьте на вопросы:                                                                                 1) Что произошло с численностью населения на Дальнем Востоке за последние 30 лет?                                                                                                                                                               2) В какой части района наблюдается самый высокий в стране отток населения? Куда направлены миграции населения?                                                                               3)Какое,  сельское или городское население преобладает в районе? В какой части района расположены крупные города?                                                                                4) Определите плотность населения и сделайте  выводы.

23 стр., 11242 слов

Реферат: «РАЗВИТИЕ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ И СУДОРЕМОНТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ В 1965 – 1985 ГГ. …»

... России В. В. Путин отмечал: «Сделан принципиальный вывод – судостроительную промышленность на Дальнем Востоке нужно сохранять и развивать. Мы добьемся развития своего судостроения ... Иркутск, ул. Карла Маркса, 1. С диссертацией можно ознакомиться в региональной научной библиотеке ФГБОУ ... высшего профессионального образования «Байкальский государственный университет экономики и права», г. Иркутск; доцент ...

Проверьте свои выводы по слайду (показать 15 слайд)

Задание 5.

Определите отрасли специализации  Дальнего Востока. Для этого используйте круговые диаграммы учебника на стр.261 доли Дальнего Востока в России по населению и по отраслям хозяйства  и  таблицу 3 Приложения стр.276. Уточните свои результаты по 2 абзацу стр.264 учебника . Что вывозит Дальний Восток в Центр России?  За рубеж?                                                                        Какую продукцию Дальний Восток получает из Центра России?

( Для проверки показать слайд 16).

Задание 6.

На основе рассмотренного материала попробуйте назвать  проблемы  Дальнего Востока и возможные перспективы его развития.

(Обучающиеся работают в парах, вырабатывая единое мнение и потом представляют его классу)

— Сравните  результат своей работы. ( Показать слайд 17).

Задание 7.

Вспомните, что такое свободная экономическая зона ? Сформулируйте, чем вызвано создание свободной экономической зоны в районе  Находки. Каковы перспективы ее развития?

Предполагаемый ответ:  СЭЗ — это территория, имеющая выгодное ЭГП, с льготным налоговым и таможенным режимом, что делает ее привлекательной для инвестиций иностранных фирм. Здесь возможно создание совместных производств иностранных компаний с российскими. СЭЗ  Находка имеет приморское положение. Это крупный незамерзающий морской порт Японского моря. Через него осуществляются экспортно- импортные поставки грузов из стран Юго-Восточной Азии (Япония, Южная Корея, Китай, Вьетнам, Тайвань, Индонезия и др. )                                                                                                                     Территория Приморского края богата минеральными, лесными, рекреационными ресурсами.                                                                                                       Находка, скорее всего, получит развитие портового хозяйства, наукоемких отраслей, туризма.

Если останется время, рассмотреть вопрос об истории отношений   России с Японией  и перспективах отношений  двух стран (политических, экономических, культурных и т.д.)

5. Домашнее задание: 1).

Повторить экономические районы России.                                                                                         2).

Подготовьте сообщение на тему: «Я хотел бы (не хотел бы) жить на Дальнем Востоке, потому что…»

6. Проверка усвоения материала урока проводится с помощью теста.

Выставление оценок.

7. Рефлексия урока.

Что понравилось/нет? Какие задания оказались трудными/легкими? Почему? Что тебе помешало справиться с заданием? Почему я предложил такую работу на уроке, а не иную? Почему работали в парах? Что тебе это дало? Чему ты научился? В чем разобрался? Чем бы хотели заниматься на следующем уроке? Какова, по логике, тема следующего урока?