-
Крестьянские восстания 1920 года.
а) «Антоновщина»;
б) подавление крестьянских выступлений
2. Недовольство рабочих.
3. Кронштадское восстание.
4. Уроки кризиса. Х съезд РКП(б), март 1921.
5. Переход к новой экономической политике., Задание на дом: §17, п1-2, §18, п1-2, Давайте подумаем:
-
Почему победу в гражданской войне одержали большевики?
-
Что не устроило большинство российского народа в программах белых вождей?
-
Одинаково ли видели будущее крестьянства большевистские руководители и само крестьянство?
Крестьянские восстания 1920 года.
Слайд 5
Вопрос:
С какими «результатами» страна входила в 20-е годы?
-
Революция
-
Гражданская война
-
Интервенция
-
Политика «военного коммунизма»
Учитель приводит факты, которые дополняются учащимися из материала
-
сократились посевные площади
-
понизились урожаи
-
нарушены связи между городом и деревней
-
объем промышленного производства – 12% от довоенного уровня
-
производительность труда упала на 80 %
-
топливный и энергетический кризис
-
80% поступлений в казну шло за счет продразверстки, план которой выполнять было все сложнее.
Вопрос:
Были ли основания к недовольству в крестьянской среде?
Слайд 6
Антонов Александр Степанович
(1888-1922)
Член партии эсеров с 1906г. С октября 1917 – начальник милиции Кирсановского уезда Тамбовской губернии. С начала 1918 года ведёт с товарищами агитационную работу против власти большевиков.
Международная организация труда — создание, структура, ...
... экономики в очередной раз поставили МОТ перед необходимостью пересмотреть свои задачи, программы и методы работы. Рожденная из хаоса мировой войны и закаленная испытаниями почти целого столетия, Международная организация труда ... ими Конвенций и представляет каждый год Конференции собственный доклад. Его мандат был затем расширен, так что теперь Комитет рассматривает и доклады о соблюдении ...
Союз трудового крестьянства
Работа с документом Программа «Союз трудового крестьянства»
Ученики разбиваются на 3 группы и выделяют соответственно 1) социально-политические 2) общегражданские 3)социально-экономические требования, содержащиеся в Программе.
-
свержение власти большевиков;
-
политическое равенство всех граждан за исключением дома Романовых;
-
созыв Учредительного собрания;
-
установление выборной власти до созыва Учредительного собрания на местах и в центре, причём власть избирается партиями, участвующими в борьбе с коммунистами;
-
свобода слова, союзов и собраний;
-
удовлетворение всех граждан продовольствием и прочими предметами через кооперативы;
-
свобода всех классов;
-
частичная денационализация фабрик и заводов;
-
допущение русского и иностранного капитала для восстановления экономики страны;
-
свободное самоопределение народностей
Слайд 7
Вопрос:
Почему основная масса тамбовских крестьян пошла за Антоновым?, Учащиеся дают следующие примерные ответы:
- продразвёрстка
- отсутствие промышленных товаров
- нарушение законности
- частые мобилизации
Слайд 8
-
Михаи́л Никола́евич Тухаче́вский (16 февраля 1893 — 12 июня 1937) — советский военный деятель, внёсший — по мнению многих историков — значительный вклад в организацию Красной армии. Маршал Советского Союза (1935).
Репрессирован в 1937 по «делу военных», реабилитирован в 1957.
-
Расценивая Тамбовское восстание как серьёзную опасность, Политбюро ЦК в начале мая 1921 г. назначает Тухачевского командующим войсками Тамбовского округа с задачей полностью ликвидировать восстание в кратчайшие сроки. Согласно разработанному Тухачевским плану, восстание было в основном подавлено к концу июля 1921 г. При этом применялись жестокие военные и карательные меры как против восставших, так и против местного населения, в том числе взятие и расстрел заложников из числа мирного населения, а также использование против повстанцев боевых отравляющих газов.
Работа с документом
(учебник, с.126-127)
Рабочая программа дисциплины " История"
... силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3); - способен анализировать ... по соответствующей дисциплине. С учетом изложенных критериев и специфики конкретных дисциплин устанавливаются требования к оценке знаний на экзаменах. 4. Содержание дисциплины , 4. Содержание дисциплины ...
Вопрос:
О чём свидетельствует появление данного приказа?, Примерные ответы учащихся:
- необыкновенная жестокость мер;
- сильное вооружение правительственных войск;
- боязнь массовости повстанческого движения.
Недовольство рабочих.
Слайд 9
В.И.Ленин:
«В 1921 году мы наткнулись на большой, я полагаю на самый большой, — внутренний политический кризис Советской России. Этот внутренний кризис обнаружил недовольство не только значительной части крестьянства, но и рабочих.» (соч. т.45, с.282)
Вопрос:
Какие основания для недовольства имелись у российских рабочих?
-
Нехватка продовольствия, топлива, сырья
-
Безработица (в Петрограде из 243 предприятий закрылись 93)
-
Гиперинфляция, дороговизна ( зарплата рабочего в 1917 – 18 руб., в 1920 – 50 коп., в 1921 – 16-21 коп.) (стоимость фунта хлеба: сент.1920 – 370 руб., март 1921 – 2675 руб.)
-
6 лет лишений, тревог и надежд
Кронштадское восстание
Слайд 10
(учебник с.127-128)
Требования:
-
перевыборы Советов
-
Свобода слова и печати
-
Свобода собраний и профессиональных союзов
-
освобождение всех политических заключённых, мятежных рабочих и крестьян
-
упразднение политотделов и привилегий одной партии
-
полное право крестьянам над всей землёй
-
разрешить свободное кустарное производство
Вопросы:
-
Каковы политические и экономические требования кронштадцев?
-
Можно ли считать это выступление антисоветским?
-
Можно ли считать это выступление антибольшевистским?
-
Есть ли сходство в требованиях с тамбовским восстанием?
Примерные ответы:
-
политические и экономические требования тесно переплетены;
-
антисоветским оно не было;
-
имело ярко выраженную антибольшевистскую направленность
-
почти все требования «антоновщины» и Кронштадта идентичны
Слайд12
Петриченко,Соловьянов,Козловский — руководители Кронштадтского восстания.
В.И.Ленин:
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ . «НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ»
... 27. Экономические кризисы и их влияние на развитие национальной экономики. 28. Переход Беларуси на инновационный путь развития. 29. Отраслевая структура национальной экономики в системе ... национальной экономики: понятие, факторы и показатели. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ» БОГДАН НИНА ИВАНОВНА 1. Предмет курса «Национальная экономика Беларуси» ...
«Экономика весны 1921 года превратилась в политику: «Кронштадт».
Вопросы:
— Что могло означать это высказывание вождя революции применительно ко внутриполитической ситуации в стране?
- какой путь могла предпочесть власть?
- на какие действия были готовы антибольшевистски настроенные силы?
- к каким последствиям для власти могли привести различные варианты её
действия или бездействия?
Пути выхода из кризиса
продолжение «военного полное удовлетворение тактический маневр, при кото
коммунизма», т.е. террор, требований мятежников ром, с одной стороны, коман
насилие, репрессии дные высоты сохраняются за
большевиками, а с другой –
делается временная уступка
небольшевистским силам
ещё большее вооружен оставление большевиками
ное сопротивление со командных высот в эконо
стороны населения мике, политике, идеологии
Уроки кризиса. Х съезд РКП(б), март 1921.
«Крестьянская контрреволюция — опаснее чем Деникин и Колчак вместе взятые». В. И. Ленин.
Ученик выступает с кратким рассказом о Х съезде ВКП (б), его решениях и значении.
вопросы к учащимся
а) Перечислите основные вопросы, которые обсуждались на съезде. Какие точки зрения выдвигались по решению этих вопросов?
б) Решения Х съезда ВКП (б), их значение.
Выступления крестьян, волнения рабочих, восстание кронштадтских моряков показали, что необходимо пересмотреть методы руководства обществом, сложившиеся в годы Гражданской войны.
Пути выхода из кризиса должен был найти, На нем решалось много вопросов, но главными были три:
-
о профсоюзах;
-
о единстве партии;
-
о замене продразверстки продналогом.
На Х съезде был провозглашен курс на переход от политики военного коммунизма к Новой Экономической политике.
Основные черты НЭПа
-
Замена продразвёрстки продналогом.
-
Разрешено открывать средние и мелкие частные предприятия.
-
Переход к денежной оплате труда рабочих. Отказ от уравниловки.
-
Возобновление рыночной торговли.
-
Денежная реформа. Введение золотого червонца.
-
Введение концессий для отечественного и иностранного частного бизнеса.
ЗАДАНИЕ УЧАЩИМСЯ:
А) Каковы итоги новой экономической политики?
Экономика предприятий (организаций). Ответы на вопросы к экзамену
... по количеству и качеству должны быть организованны таким образом, чтобы обеспечить прибыль и рентабельность). 6.Типы предприятий в рыночной экономике ... торговли ... экономики на отрасли,(качественно однородные группы хоз-ых единиц, выполняющие в процессе общесчтвенного производства одинаковые по соц.экономическому содержанию функции. В отраслевой стр-ре выделяют крупные, н/х отрасли:-промышленность, ...
Б) Заполните таблицу “Итоги нэпа” (положительные и отрицательные), ДОСТИЖЕНИЯ НЭПа
-
во-первых, посевная площадь достигла довоенного уровня, в 1925 г. валовой сбор зерновых на 20% превысил среднегодовой сборе 1909—1913 гг., через год на уровень тех лет вышло животноводство;
-
во-вторых, к 1925 г. удалось достичь 75% выпуска продукции тяжелой промышленности; в 1,5 раза выросла производительность труда; начался выпуск новой техники; было построено 200 электростанций; резко поднялась мелкая и кустарная промышленность;
-
в-третьих, конвертируемый рубль получил международное признание;
-
в-четвертых, плодотворно развивалась культура.
ПРОБЛЕМЫ НЭПа
-
разные темпы развития промышленности и сельского хозяйства породили “ножницы цен” между городом и деревней 3 к 1. Сложился кризис перепроизводства сельскохозяйственных товаров в условиях дефицита товаров промышленности. В результата – кризисы НЭПа
Итоговое тестирование. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Областное государственное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
кафедра истории и социально-политического образования
Выпускная работа, Урок истории России. 9 класс., Экономический и политический кризис начала 20-х годов., Переход к новой экономической политике.
Выполнил:
слушатель группы И-1
учитель истории и обществознания
МОУ Бекетовская с.о.ш. Вешкаймского р-на
Болотов Сергей Юрьевич
Научный руководитель
Качкина Татьяна Борисовна
Ульяновск 2011, Тест-вопросы, Политика нэпа предполагала:
а) сохранение власти большевиков;
б) постепенный переход к буржуазному государству;
в) отказ большевиков от власти.
Найдите черты нэпа (группа А) и черты «военного коммунизма (группа Б):
а) продразвёрстка;
б) отмена платы за коммунальные услуги;
в) свобода торговли;
г) всеобщая трудовая повинность;
Экономические основы функционирования предприятия
... общей цели; 4) концерн — уставное объединение предприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и др. на основе полной зависимости от одного или группы предпринимателей. ... производства. 1.2 Виды предприятий. Малые предприятия и их роль в экономическом прогрессе. В Украине в процессе разгосударствления экономики самой важной социально-экономической целью является передача ...
д) национализация промышленности;
е) денационализация части промышленных предприятий;
ж) введение хозрасчёта;
з) замена продразвёрстки продналогом;
и) создание концессий
3. Твёрдый натуральный налог с крестьянского хозяйства, установленный государством и объявляемый перед посевной кампанией, называется:
а) продразвёрстка;
б) продналог,
в) сельскохозяйственная аренда.
Денационализация – это:
а) процесс передачи частной собственности государству;
б) процесс передачи ранее национализированных предприятий в частную собственность;
в) процесс постепенного введения свободы торговли.
Переход государственных предприятий на самоокупаемость и самофинансирование – это:
а) хозрасчёт;
б) кооперация;
в) главк.
6. Найдите лишнюю среди характерных черт нэпа:
а) отмена трудовой повинности;
б) развитие кооперации;
в) введение хозрасчёта;
г) создание продотрядов;
д) свобода торговли;
е) создание концессий.
Ответы: 1. а
2. А в,е,ж,з,и
Б а,б,г,д
3. б
4. б
5. а
6. г