Конспект по предмету окружающий мир 3 класс УМК “Школа России” тема : “Деньги”

Конспект

– Отгадайте загадки:

1. Для всех мы в обилии рождаемся на свет.

У одних нас много, у других нас нет.

2. Маленькая, кругленькая,

Из кармана в карман скачет.

-Отгадайте кроссворд (работа в парах) ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1):

1. Один из трех китов экономики. На нем основывается добыча природных богатств, производство товаров. ( Труд)

2. Он на дорожках во дворе, Он очень нужен детворе, Он на стройке и на пляже, Он в стекле расплавлен даже. (Песок)

3. Правила, законы ведения хозяйства. (Экономика)

4. Составная часть экономики. (Отрасль)

5. Работа, выполняемая людьми для удовлетворения тех или иных потребностей других людей. (Услуги).

6. Какая промышленность выпускает конфеты, печенье, йогурт? ( Пищевая)

– Какое слово получилось в выделенном столбце?

– Деньги

– Монета

Разгадывают кроссворд с соседом по парте.

-Деньги

1. Беседа.

-Что такое деньги?

– В словаре С. И. Ожегова даётся такое определение этого слова: « Деньги – металлические или бумажные знаки (давно – особые товары), являющиеся мерой стоимости купли-продажи, средством платежей и предметом накопления».

Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотится, другие – выращивать домашних животных, третьи – заниматься земледелием, четвертые – ковать железо и т.д. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Земледельцы меняли зерно и растительное масло, гончары – кувшины и горшки, скотоводы – животных, шерсть и кожу, воины- победители – своих пленников. Но иногда обменивать товары очень сложно и порой невыгодно, т.к. ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от затраченного труда на изготовление вещи. Например, одного барана можно было купить за 2 топора или 4 кувшина.

Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Первые деньги очень отличались от современных. В разных местах деньгами служили предметы. Их называли товаро-деньгами. Например, в Древней Монголии это был прессованный чай, на Каролинских островах – камни размером с мельничный жернов (сдвинуть его могли только несколько человек).

Первыми мировыми деньгами были раковины каури (довольно редкие, тяжело обрабатывались, использовались для украшений) с Мальдивских островов ( маленькие, удобные, прочные и красивые).

Они служили деньгами во многих странах Азии, Африки и Европы.

Самыми удобными деньгами оказались металлические. Чеканили монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие. Металлическими деньгами были медные прутья – в Индокитае, серебряные кольца – в Египте, медные буковки Т – в Мексике. В Греции за денежную единицу принимали 6 четырёхгранных прутьев, сложенных вместе, которые можно было захватить в горсть (по-гречески «горсть» – драхма).

Деньги назывались – драхмами (они и сейчас называются так же).

-Какие преимущества металлических денег?

Но у металлических денег есть недостаток – они тяжёлые и занимают много места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой такой груз : куда ни спрячь, разбойники сразу его найдут. Люди придумали выход : золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились бумажные деньги.

Сегодня деньгами оплачиваются вещи продукты и услуги, в который вложен человеческий труд.

2. Работа по учебнику.

-Прочитайте в учебнике текст на стр. 66-68.

– Назовите 2 способа обмена.

– Что такое бартер?

-Приведите пример бартера.

– Что такое купля-продажа?

-Что такое цена товара?

– Что такое деньги?

-Как называются металлические деньги?

-Как называются бумажные деньги?

-Какие денежные единицы различных стран мира вы знаете?

3. Выполните задание № 3 на стр. 70 (устно).

– В качестве чего получают деньги большинство людей?

– Что покупает человек на заработанные деньги?

– Но всегда ли человек что-то покупает на деньги? Нет, он может часть денег отложить на будущее, сберечь. Как называются такие деньги?

3. Практическая работа (работа в парах. У каждого ученика на столе монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей)

– Что изображено и написано на монетах? Сравните.

-Какой стране они принадлежат?

Найдите на монетах лицевую и оборотную стороны, ребро, номинал, легенду. Поможет вам план исследования :

Рассмотрите монеты. Найдите сторону, на которой указан ее НОМИНАЛ, то есть ее достоинство – 1 рубль, 5 рублей, … Это оборотная сторона монеты – “РЕВЕРС” или “решка”.

Найдите сторону, на которой изображен герб, портрет или другой рисунок. Это лицевая сторона монеты – “АВЕРС” или “орел”.

Рассмотрите внимательно надписи на монете. Все надписи на монете называются ЛЕГЕНДА.

Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется “ГУРТ”.

– Опишите монету достоинством 1 рубль.

-Я предлагаю рассмотреть советские и зарубежные монеты и банкноты.

– У вас в руках монеты и банкноты. Они выпущены в разное время в разных странах. Расскажите о них все, что вы смогли узнать из надписей.

-Почему на советских банкнотах надписи на 15 языках?

– Рассмотрите гурт. Почему на нем насечки?

-Кто такие нумизматы?

-Старинные и современные монеты могут многое рассказать о прошлом и настоящем разных стран, знаменательных событиях и великих людях.

Ответы (предположения) учеников.

Слушают учителя.

– Не портятся, ими можно расплачиваться за любой товар.

Открывают учебники, читают текст.

– Бартер, купля-продажа.

– Прямой обмен одних товаров на другие.

Приводят пример.

– Обмен, в котором участвуют деньги.

– Стоимость одной вещи , одного предмета.

– Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

– Монеты.

– Купюры.

Ответы детей.

– В качестве заработной платы, то есть платы за работу (сокращённо – зарплата).

– Товары и услуги.

– Сбережения

Отвечают на вопрос учителя. Сравнивают.

Ответы учащихся.

Выполняют исследовательскую работу.

Описывают монету.

Рассматривают, а затем рассказывают о монетах и банкнотах.

– В то время официальными были признаны языки 15 союзных республик.

– Защита от фальшивомонетчиков.

– Люди, которые изучают и коллекционируют монеты.

Заранее подготовленный ученик выступает с устным сообщением на тему : «Русские деньги».