I Организационный момент II Коррекция знаний Коррекция знаний проводится по ранее изученным районам: Европейский Север, Поволжье, Северный Кавказ. 1) Оценить экономико-географическое положение районов, выявить преимущества и недостатки. Ответ учащегося у доски. 2) Определить состав районов: I ряд – Европейский Север II ряд — Северный Кавказ III ряд — Поволжье Через некоторое время правильные ответы появляются на доске, учащиеся проверяют самостоятельно. 3) Оценить природные ресурсы районов. Учащимся предлагается заполнить таблицу (раздаточный материал):
+ полная обеспеченность ресурсами района +- частичная обеспеченность ресурсами района — недостаточная обеспеченность ресурсами района Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга. 4) Какие районы считаются многонациональными районами России? Перечислите народы, населяющие эти районы. 5) Учащимся предлагается установить соответствие между районами и отраслями специализации: Отрасли промышленности: Районы:
Ответы: А) 2,3 Б) 1,4 В) 1,4 Один учащийся выходит к доске и с помощью стрелок устанавливает соответствие на доске, класс проверяет. Контрольно-проверочная работа в форме теста (раздаточный материал): I вариант 1) Центрами автомобилестроения Поволжья являются ( 2 ответа): А) Казань В) Набережные Челны Б) Самара Г) Тольятти 2) Северный Кавказ богат природными ресурсами ( 2 ответа): А) минеральными В) рекреационными Б) земельными Г) водными 3)Особенностями экономико- географического положения Северного района являются (2 ответа): А) располагает крупными запасами топливно- энергетических ресурсов Б) центральное положение В) пограничное положение Г) имеет густую железнодорожную сеть 4) С какими регионами граничит Поволжье ( 3 ответа): А) Северный Кавказ Г) Урал Б) Центрально-Чернозёмный район Д) Азербайджан В) Европейский Север Е) Северо — Западный район 5) К народам Северного Кавказа относятся (1 ответ): А) чеченцы, ингуши, адыгейцы В) чуваши, коми, дагестанцы Б) карачаевцы, карелы, татары Г) осетины, калмыки, аварцы 6) В состав Европейского Севера входят ( 4 ответа): А) Вологодская область Г) Архангельская область Б) Псковская область Д) Новгородская область В) Ненецкий автономный округ Е) республика Коми 7) Отраслями специализации Поволжья являются ( 3 ответа): А) лесная Г) угольная Б) машиностроение Д) пищевая В) химическая Е) металлургия 8) Климат Северного Кавказа определяется ( 1 ответ): А) влажными воздушными массами с Атлантического океана Б) сухим и жарким воздухом из Средиземного моря В) сухими воздушными массами с востока 9) Медно- никелевая промышленность Северного района ориентируется на: А) сырьё и потребителя Б) на дешёвую электроэнергию В) сырьё и транспортные пути 10) Поволжье имеет благоприятные природные условия ( 2 ответа): А) равнинный рельеф В) достаточное увлажнение Б) арктический климат Г) плодородные почвы II вариант 1)Выберите правильные утверждения для Поволжья (2 ответа): А) в районе сосредоточены большие запасы нефти и газа Б) запасы углей обеспечивают на севере района потребности чёрной металлургии В) на реке Волге построены каскады ГЭС Г) район богат лесными ресурсами 2) С какими регионами граничит Северный Кавказ (4 ответа): А) Грузия Г) Азовское море Б) Урал Д) Центрально- Чернозёмный район В) Поволжье Е) Волго – Вятский район 3) К народам Европейского Севера относятся (1 ответ): А) башкиры, татары, ненцы В) ингуши, адыгейцы, чеченцы Б) ненцы, карелы, коми Г) удмурты, коми-пермяки, башкиры 4) В состав Поволжья входят (3 ответа): А) Ростовская область Г) Воронежская область Б) Саратовская область Д) республика Калмыкия В) Пензенская область Е) Кировская область 5) Отраслями специализации Северного Кавказа являются ( 3 ответа): А) пищевая Г) угольная Б) химическая Д) лесная В) машиностроение Е) металлургия 6) Европейский Север богат природными ресурсами (2 ответа): А) минеральными В) лесными Б) земельными Г) рекреационными 7) Машиностроение Поволжья является: А) трудоёмким Б) наукоёмким В) металлоёмким 8) Особенностями экономико- географического положения Северного Кавказа являются (2 ответа): А) приморское положение В) пограничное положение Б) центральное положение Г) имеет густую железнодорожную сеть 9) Медно- никелевая промышленность Европейского Севера ориентируется на: А) сырьё и потребителя Б) на дешёвую электроэнергию В) сырьё и транспортные пути 10) Поволжье занимает 1 место в стране по производству: ( 2 ответа): А) мяса В) поваренной соли Б) молока Г) минеральных удобрений Ответы: I вариант 1) в,г 2) а,в 3) а,в 4) а,б,г 5) а 6) а,в,г,е 7) б,в,д 8) а 9) в 10) а,г II ) вариант 1) а,в 2) а,в,г,д 3) б 4) б,в,д 5) а,б,в 6) а,в 7) б 8) а,в 9) в 10) а,в III Изучение нового материала IV Мотивация Вступительное слово учителя. Название «Урал», знакомо почти каждому. И это неудивительно. Вот уже почти три столетия он играет выдающуюся роль в судьбах России. На разных этапах её развития он поставлял стране важнейшую продукцию: пушнину, соль, разнообразные металлы, оружие и т.д. Трудно найти человека, который бы не слышал об Урале. Но также нелегко получить однозначный ответ на вопрос: «Что такое Урал?» С точки зрения геолога, Урал- это область складчатости. Физико-географ скажет, что Урал это сравнительно невысокие, сильно разрушенные горы. С позиции социально – экономической географии Урал – это Уральский экономический район, занимающий южную часть Уральских гор. В древности Уральские горы именовали «поясом». Действительно, Уральские горы перепоясывают могучее «тело» России, деля её на две неравные и совершенно несхожие части. Это пограничная, « поясная» роль Урала – важнейшая особенность его географического положения. Урал-это место смыкания:
Для выявления особенностей района учащиеся делятся на группы и рассматривают Урал, придерживаясь плана. План характеристики экономического района: 1) Экономико-географическое положение. 2) Состав района. 3) Природные условия и ресурсы. 4) Население. Крупные города. 5) Хозяйство района. 6) Транспорт. 7) Проблемы района и перспективы развития. По мере изучения района, учащимся кратко предлагается заполнить таблицу (приложение 1). Некоторым учащимся были даны доклады, которые рассматриваются по мере изучения района. Доклады:
Класс делится на группы, каждой группе выдаётся карточка с заданием. Используя карты атласа, текст учебника, мультимедиа презентации, учащиеся выполняют задания. 1 группа. Экономико-географическое положение и состав района . ( политико- административная карта России, карты – « Транспорт», «Урал»). 1) Положение района на территории государства (окраинное, пограничное, центральное) 2) Соседние районы, государства. 3) Транспортное положение. 4) Выявите преимущества и недостатки экономико- географического положения района. 5) Вывод о влиянии экономико- географического положения района на развитие его экономики. 6)Перечислите республики, области, края, автономные округа, входящие в состав района. 2 группа. Природные условия. (физическая карта, климатическая карта, почвенная карта, карты: «Природные зоны», «Урал») 1) Рельеф. 2) Климат. 3) Воды. 4) Почвы. 5) Природные зоны. 6) Вывод о влиянии природных условий на развитие хозяйства и жизнь людей. 3 группа. Природные ресурсы . ( карты: минеральные ресурсы, земельные ресурсы, водные ресурсы, лесные ресурсы, гидроэнергетические ресурсы, экономическая карта Урала) 1) Перечислите виды природных ресурсов. 2) Определите, какими ресурсами богат район. 3) Оцените основные ресурсы района. 4) Определите районы их размещения. 5) Какие ресурсы явились базой для развития промышленности? 6) Вывод о ресурсной базе района. 4 группа. Население. Крупные города. ( карты «Население», «Народы») 1) Численность населения. Доля городского и сельского населения. 2) Плотность населения. 3) Национальный состав. Религиозный состав. 4) Размещение населения. Миграции. 5) Крупные города. Доклады учащихся. 6) Вывод об особенностях населения района. 5 группа. Отрасли специализации промышленности. (карта «Урал», учебник).
6 группа. Сельское хозяйство. Транспорт. (карты: «Урал», « Транспорт») 1) Перечислите сельскохозяйственные районы. 2) Какие факторы повлияли на их формирование? 3) Перечислите основные сельскохозяйственные культуры и районы их размещения. 4) Оцените положение района по отношению к транспортным магистралям (железным дорогам, автомагистралям, трубопроводам, выход к морским путям) 5) Вывод о развитии сельского хозяйства и транспорта на территории района. На обсуждение группам даётся 10-15 минут. Главный консультант в течение этого времени распределяет вопросы между членами группы. Через 8-10 минут внутри групп начинается работа по подведению итогов изучения задания. Далее предоставляется слово группам. Придерживаясь плана урока, учащиеся дают отчёт о проделанной работе. Остальные учащиеся слушают и кратко конспектируют. При изучении крупных городов Урала учащиеся заслушивают доклады и заполняют таблицу (приложение 2). Затем учащимся предлагается проверить таблицу. На основе прослушанной информации, учащимся предлагается ответить на вопрос: « Что нового вы узнали об Уральском экономическом районе?» Вывод по всей теме : Уральский район- это « индустриальная держава», где « парадом командуют» города, каждый со своим лицом, историческим прошлым, ролью в хозяйственной жизни региона. Большое число городов, их концентрация, хозяйственная мощь, особенности хозяйственной специализации породили цепь экономических, социальных и экологических проблем. Для того, чтобы преодолеть проблемы своего развития, региону придётся одновременно решать вопросы перестройки сложившейся структуры народного хозяйства, ресурсной базы в условиях сложной социальной и экологической обстановки, и он располагает возможностями для решения этих вопросов. V Первичное закрепление изученного материала Практическая работа «Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем» Задания учащимся:
VI Рефлексия
VII Оценки Учитель объявляет оценки |
План-конспект для 9 класса : «Уральский экономический район»
Конспект
Содержание
скрыть