Государственная собственность как объект экономических отношений

Курсовая работа
  • В Российской Федерации государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы и правомочий других собственников, исключение частной собственности как таковой не дало положительных результатов.
  • В настоящее время законодательством закреплено равенство всех участников гражданских правоотношений, включая и государство. [2] Условиями, обеспечивающими равенство субъектов в отношениях собственности, явилось лишение государства ряда преимуществ (отказ от нераспространения исковой давности на требования о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения и некоторых других льгот) и закрепление за всеми собственниками равного права на защиту их собственности. [2]
  • Действующее законодательство рассматривает государственную и частную собственность не как противостоящие друг другу формы собственности, а как две составляющие экономических отношений собственности, не имеющие политической окраски.
  • В сложной системе экономических отношений государственная собственность представляет собой форму собственности, имеющую целью общенародное присвоение имущества, обособленного от имущества других организаций и граждан.

    Совпадение общенародных и государственных интересов в сфере присвоения материальных благ основывается на конституционном положении, согласно которому носителем и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. [1]

  • Актуальность выбранной темы заключается в том, что постоянно идет реформирование и разделение прав владения на объекты федеральной собственности.

В отечественной экономической литературе категория собственности широко исследовалась, разрабатывались теоретико-методологические подходы к ее определению. Этой проблеме посвящены работы А.Н. Бойко, М.К. Васюнина, Г.А. Канапухина, М.В. Колганова, Н.Д. Колесова, Я.А. Кронрода, О.И. Ожерельева, К.В. Островитянова, А.К. Покрытана, А.Я. Рябченко, В.Я. Суханова, Ю.И. Хаустова, К.А. Хуббиева, Н.А. Цаголова, В.Н. Черковца, Й.Й. Чичинскаса, В.П. Шкредова. Авторы использовали различные подходы к исследованию категории собственности, определению ее в системе производственных отношений, соотношению в ней правового и экономического.

В зарубежной литературе большой вклад в развитие правовой концепции собственности внесли Р. Коуз, Д. Норт, А. Оноре, Д. Шмидхен, Т. Эггертссон.

12 стр., 5726 слов

Собственность в системе экономических отношений

... Целью данной работы является исследование сущности и проблем существования собственности в экономической системе. 1.ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННОСТИ В СВЕТЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ. 1.1.Собственность как экономическое отношение формируется еще на заре ста­новления человеческого общества. ...

Методологические основы теории государственного сектора содержатся в работах Э.Б. Аткинсона, Дж.Ю. Стиглица, М. Хайкина, Л.И. Якобсона.

Цель курсовой работы: рассмотреть объекты государственной собственности и правомерности применяемых принципов и методов управления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить понятие и сущность государственной собственности;
  • охарактеризовать субъекты и объекты собственности государства;
  • рассмотреть специфику к подходу управления государственной собственности;
  • изучить цели и задачи управления государственной собственности;
  • рассмотреть способы управления государственной собственностью;
  • провести анализ тенденций в размере государственного сектора в российской экономике;
  • оценить преимущества и недостатки государственной собственности.

Объектом исследования в данной работе является вся государственная собственность, принадлежащая РФ.

Предмет исследования — государственные мероприятия по оперативному управлению федеральной собственностью, с целью минимизации затрат на ее содержание, а также максимизации прибыли от ее использования, а также для привлечения иностранного капитала.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных специалистов в области отношений собственности.

В ходе исследований в рамках курсовой работы применялись различные методы: системный подход, логические методы и правила и другие.

Теоретическая значимость исследования. Полученные в работе результаты развивают недостаточно разработанное с теоретической точки зрения актуальное направление в исследовании отношений собственности, дополняют ряд положений теории государственной собственности в части уточнения категориального аппарата, обоснования целесообразных границ ее функционирования.

Практическая значимость исследования. Исследование направлено на повышение эффективности экономической системы в целом в результате оптимизации роли государственной собственности и повышения эффективности управления ею.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

В первой главе курсовой работы изучаются теоретические основы государственной собственности, а именно: понятие, субъект и объект государственной собственности.

Во второй главе рассматривается специфика управления государственной собственностью, цели и задачи управления, а также способы управления.

В третьей главе представлен анализ тенденций в размере государственного сектора в российской экономике.

В заключении делаются выводы, подводятся итоги всего исследования.

В написании курсовой работы используются нормативные документы, труды отечественных и зарубежных авторов, статьи из периодических изданий, статистическая информация и материалы WEB-сайтов соответствующей тематики.

Курсовая работа содержит 8 таблиц, 3 рисунка, 22 наименования используемой литературы. Работа изложена на 42 листах машинописного текста.

Таким образом, государственная собственность является неотъемлемым элементом экономических систем промышленно развитых стран и кардинально отличается целью, функциями и ролью от всех других форм. Её можно определить как предельный случай ограничения частной собственности, не позволяющий её владельцам осуществить ни одно из полномочий, составляющих институт частной собственности. При этом, среди всех возможных субъектов отношений собственности только Российская Федерация не имеет ограничений на возможные объекты собственности.

8 стр., 3956 слов

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

... фазы его становления, воспроизводства или трансформации. В любом случае методы государственного управления подвергаются пересмотру, модернизируются, изменяются. Усложнение социально-экономических и политических отношений в период проведения в стране кардинальных ...

  • необходимое для выполнения основных функций и задач данного уровня государственной власти (объекты сферы культуры, здравоохранения, детские дома, имущество государственных учреждений и т.д.);
  • средства бюджета субъекта федерации;
  • транспортная и иная инфраструктура, имеющая общее региональное значение;
  • земельные ресурсы под объектами государственной собственности субъекта федерации и т.д. [12]

Субъектом государственной собственности в соответствии с российским законодательством признается Российская Федерация как государство. Процесс управления объектами государственной собственности возложен на органы государственной власти. На уровне Российской Федерации полномочия по управлению государственной собственностью осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в структуре Министерства экономического развития и торговли. Субъекты Российской Федерации вправе сами создавать структурные единицы по управлению своим имуществом.

В том и ином случае любое управленческое решение принимается путем издания нормативно-правового акта законодательным органом власти, его утверждением главой Российской Федерации или субъекта федерации. Органы исполнительной власти осуществляют процесс управления на местах, реализуя комплекс мероприятий в рамках установленных законом полномочий.

Первая группа. Объекты, предназначенные для выполнения общегосударственных задач.

К их числу относятся объекты, прямо связанные с:

  • обеспечением обороны и безопасности;
  • защитой государственных границ, территориального моря и воздушного пространства;
  • проведением внешней политики и поддержанием международных отношений;
  • управлением государственными экономическими службами, включая Центральный банк Российской Федерации;
  • функционированием органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной);
  • проведением фундаментальных научных исследований;
  • контролем за природопользованием и охраной окружающей среды;
  • охраной памятников истории и культуры;
  • хранением государственных запасов и резервов;
  • эксплуатацией и обслуживанием крупных транспортных магистралей.

В эту группу должна быть включена большая часть природных ресурсов — недра, земля, лесной фонд, водные ресурсы, воздушное пространство.

На данную группу должно распространяться исключительное право государственной собственности, позволяющее прямо и оперативно применять все возможные методы управления, формулируемые исходя из меняющейся политической ситуации и оптимизируемые по критериям эффективности.

Вторая группа. Объекты, обеспечивающие поддержание и развитие экономического потенциала страны.

В их состав могут быть включены предприятия:

  • базовых отраслей экономики (электроэнергетика, предприятия связи и почтовая служба, нефте- и газодобыча, транспортная инфраструктура);
  • по добыче и переработке драгоценных металлов и камней, радиоактивных и редкоземельных элементов;
  • предприятия наукоемкого (стратегического) машиностроения (авиакосмической техники, атомного машиностроения, военно-промышленных изделий).
    12 стр., 5968 слов

    Характеристика Государственного архива Российской Федерации

    ... архивах Российской Федерации занимает Государственный архив. Государственный архив Российской Федерации - архив России, куда поступают на хранение документы высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации; крупнейший федеральный архив ... Центральное архивное управление РСФСР и восемь государственных архивов, в том числе Центральный архив Октябрьской революции, ...

Перечень объектов этой группы с течением времени может меняться. По мере развития рыночного хозяйства и улучшения общей экономической ситуации в стране число таких объектов в составе государственной собственности может сокращаться за счет их перехода в негосударственные формы, причем передача должна осуществляться только на основании критериев государственной эффективности.

Для объектов второй группы наряду с государственной допустимо существование совместной собственности. Однако в условиях переходной экономики государство должно обладать большим объемом функций по управлению подобными объектами, например, через закрепление за собой контрольных пакетов акций или специального права, предоставляемого блокирующим пакетом акций.

Третья группа. Объекты, через которые государство реализует экономическую политику и социальную защиту населения.

В их числе могут быть:

  • учреждения и организации здравоохранения;
  • высшие учебные заведения;
  • учреждения культуры и искусства;
  • федеральные органы социального страхования и социального обеспечения и др. [11]

Из вышеперечисленного можно отметить, что государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ ст. 294, 296. [2]

Итак, государственная собственность представляет одну из форм общественной собственности. В соответствии с российским законодательством под государственной собственностью можно понимать имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации и субъектам Российской Федерации. Таким образом, в Росси, как и в других федеративных государствах, государственная собственность делится на два уровня.

  • передача в аренду;
  • создание на базе объектов собственности государственных унитарных предприятий;
  • внесение объекта собственности в качестве доли в уставной капитал акционерных обществ;
  • развитие объекта собственности путем инвестирования. [20]

Продажа . В результате реализации данного способа предполагается полных переход прав владения, распоряжения и использования к покупателю. Преимуществами данного способа управления являются:

  • сравнительно быстрое, практически единовременное, получения относительно крупных сумм денежных средств (данное обстоятельство обусловило факт доминирование продажи как способа управления государственной собственностью в 1990-х годах);
  • возможность получения в будущем дохода в виде налоговых поступлений в результате функционирования и использования объекта собственности;
  • расширение в экономике класса частных собственников.

Стимулированием развития данного способа управления на практике является действие Федерального закона № 131-ФЗ.

26 стр., 12745 слов

Управление персоналом предприятия

... система управления персоналом предприятия, а объектом исследования является непосредственно процесс управления персоналом в ООО «ОлТаМар». Теоретической основой для написания курсовой работы является ТК РФ и другие нормативные документы, учебная и научная литература по управлению персоналом, ...

Недостатками данного подхода к управлению объектами государственной собственности являются:

  • потеря возможности использовать и получать доход от объекта собственности в будущем. Важно понимать, что, продавая объект в частную собственность, органы государственной власти теряют его навсегда, поскольку право собственности является бессрочным;
  • сокращение возможности выполнения социальных функций. Частный бизнес всегда будет преследовать только одну цель — максимизация дохода, что вступает в противоречие с социальной деятельностью;
  • трудности в поиске покупателей, обладающих достаточным капиталом для полного выкупа объекта собственности по рыночной цене;
  • снижение степени участия в экономических процессах и влияния на них.

Передача в аренду

Преимущества данного вида использования заключаются в следующем:

  • появление стабильного источника дохода во времени. В отличие от продажи аренда представляет практически не иссекаемый источник дохода, что весьма актуально в вопросе стратегического планирования;
  • сохранение контроля над судьбой объекта собственности. Договора аренды могут предусматривать целевое использование объектов собственности или вводить ограничения;
  • возможность использования объектов собственности в будущем.

В качестве недостатков данного способа управления можно назвать такие, как:

  • потеря ряда возможных налоговых поступлений (налог на имущество);
  • отсутствие стимула у арендатора к инвестированию средств в развитие объекта собственности. Данный недостаток является одним из основных факторов, сдерживающих процесс развития государственной собственности, переданной в аренду;
  • ограниченность владения инструментом арендной ставки по договору может привести к потере определенной части дохода в результате инфляции и т.п.

Создание государственного предприятия

Права органов государственной власти в отношении государственных предприятий, учреждений и других организаций, определены федеральным законодательством. [1] К ним относятся:

  • определение целей, условий и порядка деятельности;
  • регулирование цен и тарифов;
  • утверждение уставов;
  • назначение и увольнение руководителей, отношения с которыми строятся на контрактной основе;
  • контроль за деятельностью.

Кроме того, в качестве собственника органы государственной власти вправе получать в доход бюджета часть прибыли муниципальных предприятий. [5]

Гражданским кодексом предусмотрено создание государственных предприятий в форме унитарных предприятий, которые не наделены правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. [2]

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Унитарные предприятия могут основываться на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Но на праве оперативного управления создаются только федеральные казенные предприятия, поэтому муниципальные унитарные предприятия могут быть основаны на праве хозяйственного ведения.

Владение, пользование и распоряжение имуществом, принадлежащим на праве хозяйственного ведения, ограничено правом контроля со стороны собственника (государства образования в лице органов государственной власти) за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, правом собственника на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении созданного им предприятия, а также запретом на распоряжение имуществом без согласия собственника.

Органы государственной власти вправе также создавать государственные учреждения и закреплять за ними имущество, находящееся в государственной собственности. Особенности правового положения имущества, закрепленного за государственными учреждениями, состоят в следующем. При наступлении ответственности учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Но и собственник в лице органов местного самоуправления при недостаточности денежных средств у учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. Имущество принадлежит учреждению на праве оперативного управления. В связи с этим собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. В том случае, когда собственником учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе, но могут использоваться только на цели, предусмотренные уставом учреждения.

Гражданский кодекс Российской Федерации, определяя ответственность по обязательствам государственных образований, устанавливает также некоторые отношения по поводу государственной собственности между государством образованиями и созданными ими юридическими лицами при наступлении ответственности. [2] Государство отвечает по своим обязательствам только тем имуществом, которое не закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также не отвечают по обязательствам созданных юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом. В свою очередь, юридические лица, созданные государством образованиями, не отвечают по их обязательствам.

Сущность управления государственными унитарными предприятиями состоит в реализации цикла управления для достижения максимальной эффективности их функционирования. [19]

Для осуществления управления, уполномоченный орган государственного управления должен определить и согласовать с подчиненным предприятием перечень, структуру и объем информации о функционировании.

Перечень должен содержать достаточное количество информации для получения полной и достоверной картины о ситуации на предприятии, и в то же время быть кратким.

Одним из рычагов воздействия на руководителя подчиненного предприятия может быть процедура перераспределения прибыли от предприятия в пользу государства. Другим рычагом может быть делегирование конкретных полномочий от предприятия к уполномоченному органу, оговоренное в Уставе государственного унитарного предприятия.

Управление государственным предприятием со стороны органа федеральной, региональной или местной власти может быть построено по следующему принципу. Орган федеральной, региональной или местной власти определяет стратегию развития предприятия, а руководители предприятия порядок деятельности своих предприятий в соответствии с интересами государства. Поскольку каждое предприятие имеет определенные цели функционирования, процесс управления должен вестись в соответствии с этими целями. [22]

Контроль деятельности государственного унитарного предприятия — это неотъемлемый этап процесса управления, который состоит из нескольких последовательных шагов, включающих анализ финансовой отчетности и факторный анализ предприятия.

К преимуществам данного способа управления можно отнести:

  • возможность получения дохода (экономии бюджетных средств на покупку данных товаров и услуг по рыночным ценам) в долгосрочном периоде в виде отчислений от прибыли и платы за пользование муниципальной собственностью;
  • расширение возможности решения задач социально-экономического развития.

Недостатками в данном случае будут:

  • отсутствие денежных поступлений в краткосрочном периоде;
  • возможна искусственная поддержка нерентабельных предприятий на рынки и нарушение рыночных начал.

Внесение доли в уставной капитал акционерных обществ.

Данный способ управления отличается от предыдущего тем, что здесь органы государственной власти выступают соучредителями на ряду с частными лицами.

Преимуществами данного способа управления являются:

  • получение дохода в долгосрочном периоде в виде дивидендов;
  • повышение эффективности использования объектов собственности;
  • возможность последующей продажи акции по более выгодному курсу;
  • сохранение контроля над предприятиями экономически и социально значимыми для государства или отдельного региона, территории. Недостатки:
  • отсутствие денежных поступлений в краткосрочном периоде;
  • возможна искусственная поддержка нерентабельных предприятий на рынки и нарушение рыночных начал (распределение государственного и муниципального заказов).

Инвестирование, развитие объекта собственности.

Зачастую в нашей стране государственная собственность продавалась в запущенном или изношенном состоянии, делающем непригодной ее для эксплуатации (объекты недвижимости, предприятия и т.п.).

После продажи объектов собственности, их развития новыми собственниками, последние выставляют их на торги по более высокой стоимости. Данный подход предполагает участие государства непосредственно в развитии объекта собственности и дальнейшего его использования по назначению или продажи.

Преимущества:

  • расширение возможности решения ряда социально-экономических задач развития;
  • увеличение налогооблагаемой базы;
  • возможность получения дополнительного дохода в будущем от использования или продажи.

Недостатки:

  • необходимость больших единовременных затрат на реализацию инвестиционных программ (данный недостаток существенно ограничивает реализацию представленного способа управления объектами государственной собственности на практике).

Итак, государственная собственность — это система организационно- экономических отношений между различными субъектами (субъектами и менеджерами) по поводу организации воспроизводства и использования объектов государственной собственности посредством организационно-экономических функций, форм и методов с целью обеспечения реализации основополагающих социальных и экономических интересов общества, муниципалитета и государства.

Разработка системы управления госсобственностью должна основываться на предварительной ее структуризации с целью выделения однотипных групп объектов и описании задач, целей и методов управления ими.

Государственная политика преследует следующие цели:

1. Увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;

2. Оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

3. Вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;

4. Использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

5. Повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово — экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.

Для реализации указанных целей федеральным органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи в виде:

1) Полной инвентаризации объектов государственной собственности, разработки и реализации системы учета этих объектов и оформление прав на них;

2) Повышения эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальной правовой регламентации процессов управления;

3) Классификации объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;

4) Оптимизации количества объектов управления и перехода к по объектному управлению;

5) Определения цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);

6) Обеспечения прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;

7) Обеспечения контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих, где под управляющими понимаются руководители унитарных предприятий, учреждений, представители государства в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компании;

8) Обеспечения поступления дополнительных доходов в федеральный бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.

Таким образом, в качестве способов управления существует пять основных, которые чаще всего встречаются на практике. К таким способам управления относятся: продажа объектов государственной собственности; передача в аренду; создание на базе объектов собственности государственных унитарных предприятий; внесение объекта собственности в качестве доли в уставной капитал акционерных обществ; развитие объекта собственности путем инвестирования.

Изначально в таблице рассмотрим долю государственных предприятий в общем числе зарегистрированных фирм и организаций в России. Информация основана на данных об официальной регистрации юридических лиц. Фирмы и организации включают крупные и малые коммерческие фирмы за исключением индивидуальных предпринимателей, некоммерческих организаций, а также государственных учреждений, если они зарегистрированы как отдельные юридические лица.

Таблица 1 Распределение предприятий и организаций по формам собственности (на начало года)

2013

2014

2015

Число предприятий (организаций), единиц

Всего

32626

50532

53445

в том числе по формам собственности:

государственная

муниципальная

частная

1854

3360

27412

1655

3156

45721

1708

2631

49106

В процентах к итогу

Всего

100.0

100.0

100.0

в том числе по формам собственности:

государственная

муниципальная

частная

5.6

10.3

84.1

3.3

6.2

90.5

3.2

4.9

91.9

Таким образом, прослеживается отрицательная тенденция уменьшения количества предприятий, находящихся в государственной и муниципальной собственности в период с 2013-2015 гг. Доля фирм и организаций среди собственников которых было государство (т.е. сумма государственной и муниципальной собственности) составляла 15,9 процентов в 2013 году и с тех пор существенное снизилась. Глядя на долю частных внутренних фирм и организаций в Таблице 1, можно отметить рост частной собственности с 2013 года.

Следующая таблица 2 демонстрирует данные о числе федеральных унитарных предприятий и ОАО с государственным участием, а также о размере государственного пакета в этих ОАО. Таблица также включает число фирм, относительно которых у государства есть специальное право, называемое золотой акцией. Оно позволяет правительству назначить представителя в совет директоров даже в тех случаях, когда оно не владеет обыкновенными акциями, а также даёт право накладывать вето на некоторые решения совета директоров. Золотые акции часто создавались в процессе приватизации на предприятиях стратегического значения.

Таблица 2. Собственность федерального правительства: унитарные предприятия, доли в АО и их размеры, золотые акции

2013

2014

2015

Число федеральных унитарных предприятий

1795

1131

1009

Число АО с долей федерального правительства, в которых размер доли составляет (в %)

2337

2113

2003

Менее 25%

30.5

24.4

21.0

От 25% до 50%

25.4

21.3

17.6

Более чем 50%, но меньше чем 100%

11.4

9.6

7.3

100%

32.6

44.6

54.1

Число фирм, в которых государство владеет золотой акцией

243

181

Хотя число федеральных государственных унитарных предприятий стабильно сокращалось с 2013 года, число ОАО с государственным участием сократилось с 2014 до 2015 года, но в данный момент находится выше уровне 2013 года. Обе тенденции объясняются продолжающимся процессом корпоратизации унитарных предприятий в ОАО со 100% долей правительства. В 2015 — 981 акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью; — 535 федеральных государственных унитарных предприятий были включены в план приватизации на 2016 г.

В некоторых случаях правительство также старалось в последние годы выкупать ранее приватизированные фирмы и, в большинстве случаев, устанавливать мажоритарный контроль над этими предприятиями. В целом, данные из Таблицы 2 отражают политику Российского правительства по приватизации миноритарных долей в фирмах из нестратегических секторов, и установлению или поддержанию контроля над стратегическими активами.

Картина доли ГП станет более полной, если мы взглянем на долю предприятий с государственным участием в общей занятости, основном капитале, инвестициях и промышленном производстве. В таблице 3 показано значение занятости с 2013 по 2015 год.

Таблица 3. Число сотрудников, 2013-2015

2013

2014

2015

Всего в экономике

67901

67813

68495

в том числе по формам собственности:

государственная, муниципальная

19029

18713

18995

частная

40988

41948

42467

собственность общественных и религиозных организаций (объединений)

297

298

290

смешанная российская

3961

3547

3493

иностранная, совместная российская и иностранная

3626

3307

3250

Всего в экономике

100

100

100

в том числе по формам собственности:

государственная, муниципальная

28,0

27,6

27,7

частная

60,4

61,9

62,0

собственность общественных и религиозных организаций (объединений)

0,4

0,4

0,4

смешанная российская

5,8

5,2

5,1

иностранная, совместная российская и иностранная

5,4

4,9

4,8

Доля людей занятых в фирмах с государственной и смешанной (внутренней) собственностью стабильно снижалась с 33,8 % в 2013 до 32,8 % в 2015. Стоит вспомнить, что категория государственных включает государственные учреждения, когда они представляют собой отдельные юридические лица, как то университеты или госпитали.

Для доли ГП в общем запасе капитала Российской экономики, росстат использует иную классификацию для ГП. Тут государственная собственность охватывает государственные учреждения, государственные унитарные предприятия а также предприятия с долей участия государства более 50% (прямой или косвенной).

Основной капитал это актив используемый для производства товаров и услуг, такой как здания, оборудование, машины и т.д.

Таблица 4 демонстрирует доли государственных и частных фирм в основном капитале российской экономики.

Таблица 4. Доли государственных и частных фирм в основном капитале российской экономики

2013

2014

2015

Инвестиции в основной капитал — всего

100

100

100

в том числе по формам собственности инвесторов (заказчиков):

российская

85,8

86,1

86,3

государственная

17,2

14,9

13,7

муниципальная

3,4

3,4

2,6

частная

53,9

56,3

59,5

общественных и религиозных организаций (объединений)

0,04

0,1

0,1

потребительской кооперации

0,02

0,03

0,01

смешанная российская

9,5

9,7

9,1

государственных корпораций

1,7

1,7

1,3

иностранная

7,7

7,0

7,3

совместная российская и иностранная

6,5

6,9

6,4

Таблица 5 показывает стабильное снижение в доле ГП в капитальных инвестициях хотя процесс и замедляется в течении последних лет. присутствие государства в российской экономике оставалось постоянным на уровне приблизительно 15%. Представленные данные должны давать наилучшее представление о государственной доле в корпоративном секторе российской экономики. Данные о капитальных инвестициях не подвержены влиянию переоценки капитальных запасов и капитальные инвестиции должны быть менее важны в государственных учреждениях, которые отвечают за значительную долю занятых.

В идеале, хотелось бы измерить долю ГП в экономике как часть ВВП которую они производят. К сожалению, эти данные не доступны в России. Официальная статистика предоставляет данные по промышленному производству, но только до 2004 года. Рисунок 1 демонстрирует разбивку промышленного производства по формам собственности. Снова наблюдается снижение в доле государства.

Рис. 1 Доля промышленного производства по формам собственности, 1994- 2004 Составлено по данным: Россия в цифрах 2016 г. // Федеральная служба государственной статистики //Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135075100641

Таблица 5 представляет распределение предприятий с собственностью федерального правительства по отраслям.

Таблица 5. Распределение по секторам ФГУП и АО с долей государственного участия, на 1 января 2015год

Число организаций

из них по формам собственности, тыс.

тыс.

в процентах к итогу

государственная и муниципальная

частная

смешанная российская

Всего

5043,6

100

322,7

4377,8

31,6

сельское хозяйство

146,8

2,9

5,4

137,3

0,7

рыболовство, рыбоводство

8,5

0,2

0,3

7,9

0,1

добыча полезных ископаемых

18,5

0,4

0,2

16,6

0,2

обрабатывающие производства

412,0

8,2

4,7

385,9

2,9

строительство

512,4

10,2

2,5

492,9

1,2

оптовая и розничная торговля;

1754,5

34,8

3,7

1686,9

2,0

гостиницы и рестораны

110,6

2,2

1,8

103,4

0,4

транспорт и связь

330,9

6,6

7,9

311,3

2,1

финансовая деятельность

102,1

2,0

1,4

86,0

3,6

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

985,3

19,5

24,3

904,8

12,9

Число федеральных ГП наивысшее в секторе операций с недвижимым имуществом. Также велико число фирм с федеральной собственностью в сельском хозяйстве, строительстве, транспорте и связи.

Росстат не предоставляет данных о распределении собственности в банковском секторе. Vernikov получает оценку доли контролируемых государством банков в общих активах в 45 процентов. Четыре крупнейших банка — Сбербанк, Внешторгбанк (ВТБ), Газпромбанк и Банк Москвы — все государственные — составляют основную часть этой доли: все вместе они владели 41 процентом общих активов. Остальное приходится на зарубежные банки (около 10 процентов), несколько крупных российских банков, таких как Альфабанк, Уралсиб, Русский Стандарт и МДМ Банк, и сотни малых банков исключительно регионального значения. Ожидается, что в ходе текущего финансового кризиса государственная доля в банковском секторе вырастет.

Что касается интернационализация государственных предприятий, то согласно данным росстата, распределение числа действующих организаций с участием иностранных организаций по видам экономической деятельности выглядит следующим образом (рисунок 2).

Рис. 2 Распределение числа действующих организаций с участием иностранных организаций по видам экономической деятельности Составлено по данным: Россия в цифрах 2016 г. // Федеральная служба государственной статистики //Режим доступа:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135075100641

Таким образом, основная доля организаций с иностранным участием приходится на розничную и оптовую торговлю, следом идут организации в секторе операции с недвижимым имуществом и обрабатывающие производства.

Подводя итог проведённому исследованию тенденций в размере государственного сектора в российской экономике можно сделать вывод, что агрегированные данные о числе фирм, занятости, основному капиталу, капитальным инвестициям и промышленному производству демонстрируют уменьшение доли государственных и частных фирм в основном капитале российской экономики, уменьшение доли людей занятых в фирмах с государственной и смешанной (внутренней) собственностью, и как следовательно снижающуюся роль государства в российской экономике.

В Костромской области признаются и равным образом защищаются все формы собственности.

По отношению к объектам федеральной собственности органы государственной власти области осуществляют контроль за эффективным размещением производственных и социальных объектов с целью рационального использования природных ресурсов, социальной защиты населения, охраны окружающей природной среды. Органы государственной власти области в соответствии с федеральным и областным законодательством и собственной компетенцией содействуют рациональному использованию и развитию муниципальной, общей, частной и иным формам собственности на территории области в интересах населения, осуществляют экологический контроль за ее использованием.