Кафедра социально-экономических теорий

Курсовая работа

введение

Налогообложение – это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общество в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности. Причём, всех она касается с весьма болезненной точки зрения.

Для государства налоги – это вопрос существования. Они являются основным доходом источником его, обеспечивая финансирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства.

Государственная власть любого государства, в том числе России, на протяжении всей истории своего существования нуждалась, нуждается и будит нуждаться в дешёвых средствах, необходимых для выполнения присущих ей функции перед обществом. Одним из таких дешёвых средств являются налоги.

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих «подданных» в виде физических и юридических лиц.

Изъятие налогов у организаций и граждан как налогоплательщиков не требует практически никаких вложений со стороны государства. Для изъятия налогов требуется только армия чиновников и служащих, на содержание которых хотя и требуются средства, но они же и покрываются за счёт изъятых средств.

Принудительное изъятие части дохода у налогоплательщиков порождает негативное отношение общества к власти. С целью разрешения данного противоречия власть изыскивает различные механизмы его смягчения путём регулирования налогового законодательства и реформирования налоговых органов.

Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:

а) гасить возникающие “сбои” в системе распределения;

б) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

4 стр., 1515 слов

Важнейшие цели социальной политики социального государства

... задач для наиболее полного раскрытия тематики реферата: —исследование функций и деталей социальной политики; —анализ основных целей социальной политики государства; —обзор и ознакомление с современной социальной политикой России. В связи с тем, что ...

Подытоживая все вышесказанное, не остается сомнений в интересе данной темы и безусловной полезности этих данных для будущих специалистов.

При написании данной курсовой работы я ставила перед собой цель систематизировать и обобщить знания в области налогообложения.

1.Возникновение в России налогообложения. Зарождение науки о налогообложения началось в первой половине ХVI века. Многое по созданию налогообложения в России было сделано в начале ХVIII века. В частности, были изданы указы о сборе налогов в годы царствования императора Петра I. декабря 1706 г. — «Об учреждении губерний с предписанием начальникам, в тех губерниях о денежных сборах и всяких делах присматриваться, и для подношения Ему, Великому государю, в тех губерниях готовым быть:». февраля 1711 г. — «Об учреждении Правительствующего Сената и по два комиссара из губернии «для спросу» и денежных сборах и дела финансового управления». Эти указы стали эффективно работать: Необходимо отметить, что в эпоху Петра I налогообложение была достаточно сложной и включала такие налоги, как на топоры, бороды и даже на дубовые гробы. В годы царствования императрицы Екатерины были изданы следующие указы о сборе налогов: 7 ноября 1775 г. — «Об учреждении губерний Всероссийской Империи и передаче дел по финансовому управлению Казенным палатам в главе с Губернскими стряпчими Казенных дел». октября 1780 г. — «Об учреждении Экспедиции о государственных доходах, контроле и ревизии счетов, взыскании недоимок, недоборов и начетов».

Отмечается, что в эпоху императрицы Екатерины налогообложение несколько упростилась. В дальнейшем в истории России продолжалось совершенствование налогообложения. В годы царствования Павла I были изданы следующие указы о сборе налогов: ноября 1796 г. — «О восстановлении деятельности Петровских Коллегий в сфере финансового управления Империей». 4 декабря 1796 г. — «Об учреждении должности Государственного Казначея». декабря 1796 г. — «Замена подушной подати, в виде хлебных сборов, денежными платежами». Начало XIX века знаменательно тем, что доходы бюджета России формировались главным образом за счет налогов крепостного крестьянства. Основные поступления в бюджет: подушная подать, оборочный сбор, «питейный доход» и всего около 2/3 поступлений. За счет «питейного дохода» в 60-х гг. ХIX века формировалось до 40% всех бюджетных поступлений. В 1812 г. были введены процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, акцизы на предметы массового потребления: 1839 г. — табак; 1848 г. — сахар; 1862 г.- соль; 1872 г. — керосин; 1866 г. — дрожжи; осветительные нефтяные масла — 1887 г.; спички — 1888 г.

1883 г. — в городах и поселках вводится государственный квартирный налог. В начале ХХ века наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были винная монополия — 21-25%, акцизные и таможенные сборы — 20%, поступления от эксплуатации железных дорог — 18-23% государственных доходов. С 1863 г. и до конца 20-х гг. ХХ века осуществлялась публикация для всеобщего сведения государственной росписи доходов и расходов. В царствование императора Николая I налогообложение несколько претерпела изменения. Были изданы следующие указы: августа 1826 г. — «В силу Манифеста о короновании Николая I прощены недоимки подушной подати за три года». 9 ноября 1839 г. — «О переложении подушного оклада на серебро и определении размера подати в сумме копеек серебром на душу». июня 1851 г. — «Об утверждении Устава и правил о земских повинностях (дорожной, почтовой, квартирной и др.) с возложением контроля на комитет о земских повинностях». февраля 1861 г. — император Александр подписал «Манифест об отмене крепостного права» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Определение порядка взимания выкупных платежей (существовали до 1905 г.), казенных земских и мирских повинностях», а 1 января 1863 г. — указ «Об отмене винного откупа и введении питейного акциза».

2 стр., 792 слов

«Налогообложение» Глава девятая - 1 (Что такое налог и налогообложение)

... не включаются в налогообложение. Взиманию налога подвергаются следующие действия: совершение оборота по реализации товара, работы, услуги; ввоз товара на территорию России; владение имуществом; совершение ... актами о налогах и сборах приме­нительно к каждому налогу (сбору). Срок уплаты налога определяется: календарной датой; истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, ...

И наконец, последний император России Николай издает три указа о сборе налогов: 6 мая 1896 г. — «О преобразовании Департамента неокладных сборов (косвенных налогов) в Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей (спиртных напитков)». мая 1896 г. — «Высочайший Манифест о понижении на десять лет Государственного поземельного налога с ежегодным уменьшением налогового бремени по Европейской России на 7,5 млн. рублей». Этапы эволюции налоговой системы в послеоктябрьский период 1918-1921 гг. Налоговая система практически ликвидируется. После революции основная тяжесть налогов была переложена на имущие классы. В годы гражданской войны главную роль играли не налоговые поступления, а прямая экспроприация «буржуазии». Применялась контрибуция с богатых — высокие «чрезвычайные революционные разверстки», за счет которых государственная казна пополнялась на 80%. В феврале 1921 г. Наркомфин приостановил взимание всех денежных налогов. Был полностью расформирован налоговый аппарат. В первые годы советской власти местные Советы вводили ряд хаотичных налогов: на граммофоны, на бобровые шапки и воротники, на выездных лошадей и т.п.

В годы гражданской войны национализация, натурализация заработной платы и другие меры, по существу, ликвидировали все местные доходы. Первые декреты о взимании налогов, утвержденные в годы советской власти, были следующие: ноября (7 декабря) 1917 г. — «О взимании прямых налогов, об уплате подоходного налога по окладам; штрафных и административных санкций за нарушение сроков внесения налогов (вплоть до конфискации имущества и тюремного заключения) и принуждении к исполнению предписаний Декрета силами Красной гвардии и милиции». октября 1918 г. — «О введении чрезвычайного революционного налога на сельских хозяев». июня 1921 г. — «О введении первого государственного промыслового налога». 1921-1930 гг. Период НЭПа, восстановление и развитие налогообложения В 1921-1923 гг. преобладающее значение получили косвенные налоги. В 1921-1923 гг. были введены акцизы на широкий ряд товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку. Прямые налоги составляют основу налоговой системы. Государственные предприятия были свободны от поимущественного обложения, но платили подоходный налог в размере 8%. Основным налогом, взимаемым с сельского населения, являлся сельскохозяйственный налог.

5 стр., 2314 слов

Налоги и налоговая система России

... власти и интересами субъектов рыночной экономики, зависят не только текущие финансовые возможности государства, но и инвестиционный потенциал, ёмкость потребительского рынка и рост экономики в целом. Целью данной работы является изучение налогов и налоговой системы России. Для ...

Он заменил существовавший до весны 1923 г. продналог. В 1923-1927 гг. сельхозналог дал около половины всех налоговых поступлений, или почти 25% всех средств, мобилизуемых в бюджет. В период НЭПа действовало видов платежей в бюджет. 8 декабря 1922 г. вышел «Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров об утверждении Положения о государственном поимущественном налоге с текстом шестнадцати обязательных статей». 1931-1941 гг. Ликвидация созданной во время НЭПа системы Налоговая реформа 1930-1932 гг. положила конец налоговой системе периода НЭПа. Для государственных предприятий были установлены два крупных платежа — налог с оборота и отчисления от прибыли. Была полностью упразднена система акцизов. Налоговая система стала еще сложнее, это выразилось в множественности налоговых ставок (в середине 1933 г. — свыше 400 ставок, в 1937 г. их стало 1109, а с учетом поясов по продовольственным товарам и хлебопродуктам — 2444).

В 1935 г. государство изъяло у села более 45% всей сельхозпродукции, или в три раза больше, чем в 1928 г. В государственный бюджет поступали также таможенные доходы — таможенные пошлины и сборы, налог со зрелищ, лесной доход и другие. Среди налогов, взимаемых с граждан, наибольшее значение имел подоходный налог с населения. После налоговой реформы 1930-1932 гг. официальный общесоюзный перечень местных налогов включал налог со строений и земельную ренту. 1941-1960 гг. В 1941-1960 гг. происходит частичное восстановление налоговой системы, что было связано с необходимостью мобилизации ресурсов во время Великой Отечественной войны и в период восстановления народного хозяйства. В 1941 г. с началом Великой Отечественной войны была установлена стопроцентная ставка к подоходному и сельскохозяйственному налогам. С 1942 г. эта надбавка заменяется специальным военным налогом, который был отменен в 1946 г. В ноябре 1941 г. вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. В 1942 г. были установлены сбор с владельцев транспортных средств, разовый сбор на колхозных рынках, сбор с владельцев скота. В 50-е годы налоги с предприятий и организаций составляли лишь 2% доходов бюджета.

1960-1964 гг. В 1960-1964 гг. происходит частичная ликвидация налоговой системы, созданной на предыдущем этапе. В 60-е годы вносятся существенные изменения в формы и методы аккумуляции централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов. Основной доход государственного бюджета стали составлять денежные накопления, поступающие от государственных предприятий и общественных организаций. В 1960 г. была предпринята попытка постепенного снижения, вплоть до отмены, налогов с заработной платы рабочих и служащих. 1965-1989 гг. Реформирование налоговой системы В 1965 г. был установлен обязательный платеж государственных предприятий, получивший название «плата за основные фонды и оборотные средства». Вводится подоходный налог с колхозов. В 1966 г. — вводятся рентные платежи и затем платы за фонды. В 1971-1975 гг. проведено снижение налогов с населения. Отменены налоги с заработной платы рабочих и служащих, получающих до рублей в месяц. В 80-е гг. действовали местные налоги: с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств. с 1990 г. Начало полномасштабного восстановления налоговой системы Апрель 1990 г. — принятие Закона «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства».

74 стр., 36773 слов

ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

... классификацию налогов и сборов: все налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, делятся на федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. НК РФ). Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК и обязательные к уплате на всей ...

Июнь 1990 г. — принят Закон «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Вопросы о принципах налогообложения решаются на основе Закона Российской Федерации от декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы». Отдельные изменения в налоговую политику были внесены Указом Президента Российской Федерации от декабря 1993 г. № 2268 «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с субъектами Российской Федерации с 1994 г.» Этим Указом был осуществлен переход от принципа единства налоговой политики к налоговой децентрализации. В дополнение к налогам, установленным федеральным законодательством, органы власти субъектов Федерации и местные органы власти могут устанавливать и вводить в действие любые налоги без ограничения их размера. ноября 1991 г. — Указом Президента Российской Федерации № 218 образована самостоятельная Государственная налоговая служба Российской Федерации (ранее она была в составе Министерства финансов).

декабря 1991 г. — принят Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». декабря 1991 г. — утверждено «Положение о налоговой службе Российской Федерации». Действующая ныне налоговая система России практически введена с 1992 г. и основывается на более чем законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения новая налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике ранее. с 1998 г. Завершающий этап формирования налоговой системы в Российской Федерации июля 1998 г. — принята первая часть Налогового кодекса Российской Федерации № 146-ФЗ: Принят Государственной Думой июля 1998 года Одобрен Советом Федерации июля 1998 года Введен в действие с 1 января 1999 года. Принятие Налогового кодекса позволяет систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, приводит в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему, устраняет такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений. декабря 1998 г. — Указом Президента Российской Федерации № 1635 «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

2. Принципы налогообложения, 2. Принципы налогообложения.

Принципы налогообложения были сформулированы ещё в 1776г. А. Смитом в книге “Исследование о природе и причинах богатств народов”*. К ним относится принцип всеобщности, справедливости, определённости и удобности.

Современная теория и практика налогообложения рассматривает принципы, на которых строится налоговая система в государстве, с двух позиций. С одной стороны – это принципы, лежащие в основе теории налогов, с другой – принципы построения налогового механизма.

13 стр., 6463 слов

Валютный контроль в Российской Федерации за экспортными и импортными ...

... контроля будет заключаться в оптимальном соотношении указанных методов. В дипломной работе ... является Закон Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности". Он был ... дипломной работе рассматривается только продажа иностранному контрагенту товара с вывозом его за границу - экспортная сделка, ... политики - таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов. Используя ...

В основу теории налогов положены фундаментальные, или всеобщие, принципы, используемые в налоговых системах всех стран, которые можно сгруппировать следующим образом:

Финансовые принципы:

  • нейтральность;
  • достаточность;
  • эластичность;

Принципы справедливости:

  • всеобщность;
  • равномерность;

Принцип налогового управления:

  • определённость;
  • экономность;
  • контролируемость;
  • удобность.

Принципы построения конкретной налоговой системой служат основой для принятие налогового закона в стране. Они включают в себя три группы принципов, а именно:

*

Организационные:

  • единство налоговой политике;
  • единство системы налогов;
  • разграничение полномочий;

Юридические:

  • законность,
  • ясность налогового законодательства и толкование его в пользу налогоплательщика,
  • приоритет норм налогового законодательства,
  • приоритет международных норм,

Экономические:

  • всеобщность налогообложения,
  • экономическая обоснованность налогообложения,
  • недопущение дискриминации налогоплательщиков,
  • равное налоговое бремя исходя из фактической способности к уплате налогов.

Основные принципы налогообложения, как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:

  1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов (принцип равно напряженности).
  2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации (принцип однократности уплаты налога).

3.Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа (принцип обязательности).

4.Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги (принцип подвижности).

7 стр., 3129 слов

НАЛОГИ: ИХ СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ

... разделение налогов по уровням государственного управле­ния: федеральные центральные ), республиканские ( включая налоги краев, областей, автономных образований ) и местные. 4.ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ. В результате реформы налоговая ... так и получаемые ими доходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками ...

5.Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям (принцип эффективности).

6.Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

По принципу получаемых благфизические и юридические лица должны уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Наиболее характерным примером его применения является налог на бензин, уплачиваемый автовладельцами, средства от которого идут на поддержание дорог в хорошем состоянии.

Принцип платежеспособностипредусматривает, что тяжесть налогового бремени должна зависеть от размера получаемого дохода, причем владелец дохода должен платить не только абсолютно, но и относительно более высокие налоги. В основе этого принципа лежит анализ предельной полезности каждой дополнительной единицы получаемого дохода. Такой подход приводит к выводу, что дополнительный рубль дохода менее обеспеченного лица приносит ему большую полезность, чем дополнительный рубль дохода более обеспеченного.
1

3.Механизм налогообложения в Российской Федерации, 3.Механизм налогообложения в Российской Федерации.

Налоговый механизм – это комплекс трёх взаимодействующих финансово- бюджетных сфер деятельности, регламентированный особыми правовыми нормами всего арсенала законодательных актов государства, определяющий установление, оценку плановых, фактически исполненных и прогнозных налоговых обязательств субъектов налоговых правоотношений (налоговое планирование), принятие научно обоснованных мер текущего вмешательства в ход исполнения бюджетов страны как стимулирующего характера (налоговое регулирование), и санкционных мер воздействия при нарушении норм налогового законодательства (налоговый контроль).


Налоговый контроль

.

Одной из важных составляющих в механизме налогообложения РФ является контроль со стороны органов государственной власти за своевременностью уплаты налоговых платежей со стороны налогоплательщиков. Особенно это актуально в условиях переходного периода формирования национальной экономики и установления правовых отношений между налогоплательщиками и контролирующими органами государства, распределения полномочий между ними.

Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля.

Государственный финансовый контроль является существенным элементом управления финансами всех уровней и является обязательным условием эффективного функционирования налоговой системы и экономики страны. Целью контроля является содействие реализации финансовой (налоговой) политики государства в процессе формирования и использования фондов в ходе выполнения государством своих задач перед обществом.

Основными составляющими системы государственных финансов являются две составляющие – доходы и расходы. Поэтому финансовый контроль направлен, прежде всего, на проверку своевременности и полноты поступлений доходов, правомерности и целесообразности расходования средств.

Налоговые поступления являются основным источником доходов, формирующих бюджеты всех уровней. Значимость налогов в формировании бюджетов: свыше 80% общего объёма доходов консолидированного бюджета РФ формируется за счёт налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц. Это положение и определят значимость государственного финансового контроля в масштабе государства.

11 стр., 5412 слов

Современная налоговая система РФ: развитие и перспективы

... - налоговая система. Цель работы состоит в том, чтобы охарактеризовать налоговую систему России, выявить основные проблемы в ее развитии и пути их решения. Задачи работы: охарактеризовать начальный этап становления современной налоговой системы; рассмотреть структуру современной налоговой системы: виды налогов, ...

Налоговый контроль является элементом управления налогообложением и необходимым условием существования эффективной налоговой системы. Он обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти. Налоговый контроль по своей сути – это завершающая фаза управления налогообложения и один из элементов методики планирования поступлений доходов от налогов в бюджет.

С одной стороны, налоговый контроль выступает в форме контролирующего органа налоговой системы, с другой стороны – при принудительном изъятии части доходов налогоплательщиков налоговый контроль является объективной необходимостью для формирования бюджета за счёт налоговых изъятий (поступлений).

Функции государственного налогового контроля:

  • обеспечение поступлений в бюджеты разных уровней за счет налоговых платежей;
  • воспрепятствование посредством проверки исполнения налогового законодательства уходу от налогов со стороны налогоплательщиков;
  • соблюдение налогоплательщиками налоговой дисциплины и налогового законодательства, полноты и своевременности уплаты налоговых платежей;
  • выявление резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет всех уровней.

Основными видами государственного налогового контроля являются:

  • контроль органов законодательной (представительной) власти;
  • контроль органов исполнительной власти;
  • контроль органов судебной власти;
  • президентский контроль.

В зависимости от субъекта налогового контроля можно выделить следующие виды:

  • государственный налоговый контроль;
  • муниципальный налоговый контроль;
  • независимый (аудиторский) налоговый контроль;
  • общественный налоговый контроль;

Независимый (аудиторский) контроль проводится специализированными фирмами, внутренний — осуществляется службами самого учреждения (комиссиями).

Муниципальный контроль занимает промежуточное положение между государственным налоговым контролем законодательных (представительных) органов власти и общественным налоговым контролем.

Общественный налоговый контроль осуществляется гражданами, трудовыми коллективами, политическими партиями, общественными организациями в соответствии с положением об общественном контроле.


Налоговое планирование

.

В интересах налогового планирования важными элементами являются удельный вес каждого из налогов в системе доходов в бюджет разных уровней, структура налогов и порядок их исчисления и взимания, организация контроля за полнотой и своевременностью перечисления налогов налогоплательщиками в соответствующие бюджеты и в целом та политика, которую проводит государство в налоговой сфере.

20 стр., 9859 слов

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НАЛОГОВЫЙ АСПЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ...

... экономике. Множество компаний не уделяют должного внимания налоговому аспекту экономической безопасности, пренебрегая необходимость проводить анализ налоговой составляющей экономики предприятия. Целью данной работы является исследование налогового аспекта экономической безопасности предприятия находящегося на общем режиме налогообложения и ...

В системе налогового планирования следует различать уровни хозяйствующего субъекта. В зависимости от уровня хозяйствующего субъекта налоговое планирование подразделяют на два уровня:

  • налоговое планирование на макроуровне;
  • налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта или предприятия.

Налоговое планирование на макроуровне.

Планирование на макроуровне охватывает сферу налогового планирования в масштабе федерального, регионального и местного бюджетов. Анализ налоговых поступлений свидетельствует, что в результате мобилизации налоговых поступлений доля федерального бюджета составляет около 80%. Территориальные бюджеты (бюджет субъектов РФ) формируется также за счёт налоговых поступлений, доля которых составляет более 50%, а налоговые доходы формируют его на 8 – 12%. Остальная часть территориальных бюджетов формируется за счёт федерального бюджета.

Основными налогами, определяющими особенности структуры доходов бюджета субъекта РФ, являются: налог на прибыль (доход) предприятий подоходный налог с физических лиц, налог с продаж, НДС и акцизы.

В целом налоговое планирование представляет собой, особенно на федеральном уровне, комплексный и многофакторный процесс определения общей суммы и структуры налоговых доходов в бюджет. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта.

Понятие «налоговое планирование» на предприятии, в фирме и других хозяйствующих субъектах подразумевает под собой усилия, направленные на достижение оптимального уровня налогообложения посредством уменьшения размеров объёма налоговых платежей.

Налоговое планирование является важной составной частью финансовой деятельности предприятия.

При налоговом планировании важно знать и учитывать следующие налоговые льготы:

  • необлагаемый минимум объекта налога;
  • изъятие из обложения отдельных частей объёма налога;
  • освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
  • освобождение от уплаты налогов на отдельные виды товаров (работ, услуг);
  • понижение налоговых ставок;
  • вычеты из налоговых окладов или налоговых платежей;
  • условия предоставления отсрочек или рассрочек и налоговых кредитов;
  • условие уплаты налогов в свободных экономических и офшорных зонах.

В целом налоговое планирование на предприятии представляет собой систему воздействия со стороны хозяйствующего субъекта на элементы налогов.


Налоговое регулирование.

Налоговое регулирование — это один из наиболее динамичных и мобильных элементов налогового механизма и сферы государственного налогового менеджмента. Его основу составляет система экономических мер оперативного вмешательства в ход выполнения налоговых обязательств.

Методы налогового регулирования входят составной частью в научно обоснованную концепцию, а принципиальные подходы к регулированию налоговых отношений во многих странах определены основным законодательным документом – Налоговым кодексом, регулирующим правовые отношения имущественного характера, внешнеэкономическую деятельность и торговлю. Налоговое регулирование – одна из самых сложных проблем и конструкций, где сталкиваются экономические интересы территорий, субъектов хозяйствования, социальных групп населения, прогнозировать которые очень трудно. Одна из областей противоречий – установление пропорций распределения и закрепления налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы, а также бюджетно-налоговых полномочий республиканских и местных органов власти.

Исходя из отмеченного, можно сделать вывод о том, что налоговый механизм неправомерно рассматривать лишь с позиций оперативного вмешательства государства в вход сбора налогов.

При таком подходе налоговый механизм теряет свой объективный характер и превращается в рычаг субъективного перераспределения денежных ресурсов. Два начала в налоговом механизме – объективное и субъективное – составляют органичное целое, и их равновесие нарушать нельзя.

Заключение, Заключение

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие).

Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Список использованной литературы:

1.Юткина Т.Ю. Налоги и налогообложение: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 1998.- 428 с.

2.Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 348 с.

3. Налоги и налогообложение: Учебн. Пособие для вузов/ И.Г.Русакова, В.А.Кашин, А.В.Толкушкин и др.; Под ред. И.Г.Русаковой, В.А. Кашина. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 495 с.

4. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Курс лекции: Учеб. пособие. Издание 2-е, доп. и испр. – М.: Омега-Л, 2003. – 296 с.

5.Экономическая теория. Курс лекции: Учебное пособие / Отв. ред. проф. К.И. Вахитов, доц. Т.С. Ванеркина. – Чебоксары: Руссика, 2000. – 353 с.

6.Толкушкин А.В. История налогов в России. – М.: Юристъ, 2001. – 431 с.

7.Шишкин А.Ф. Экономическая теория: учеб. В 2 кн. Кн 2-е издание – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 1996 г.

8.Налоги и налогообложение в схемах и таблицах: Ччеб. пособие для вузов / Н.Г. Иванова, Е.А. Вайс, И.А. Кацюба, Р.А. Петухова. – СПб.: Питер и др., 2001. – 302 с.

9.Черник Д.Г. Основы налоговой системы: Учебник для вузов / Д.Г. Черник, А.П. Починок, В.П. Морозов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНТИ – ДАННА, 2000.- 511 с.

10. Грисимова Е.С. Налогообложение. Учеб. пособие д/я экон. спец. вузов. – СПб.: Издательств С. – Петербург: ун-та, 2000. – 264 с.

11.Масляникова А.А. История налогообложения в России История государства и права. – 2000. – N2. – С. 37- 38.

12.Караева И. В. Налоговое регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 215 с.

13. Экономика налоговой политики: Пер. с англ. / Под ред. Майкла.П. Девере. – М.: Филинъ, 2002. – 323 с.

14. Финансы, налоги и кредит. Учебник/ Рос. акад. гос. Службы; Под общ. ред. А.Н. Емельянова и др. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – 545 с.

15.Коваль Л.С. Налогообложение коммерческих организаций: Учеб. пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2001. – 304 с.

16. Практика налогообложения: вопросы и ответы. – М.: ФБК — ПРЕСС, 2001. – 140 с.

17.Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учеб. для вузов. – М.: БЕК, 2001. – 366 с.

18.Евстигнеев Е.Г. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 255 с. — (Высшее образование).

19. Вылкова Е.С. Налогообложение организаций и физических лиц: Учеб. – практ. пособие. – СПб.: Издат. дом “Сентябрь”, 2001. – 216 с.

20.Цыганков Э.М. Вопросы налогообложения в соотношении с конституционным, гражданским и административным законодательством: Теория, практ., коммент.- Тверь:GM, 2001. – 188 с.

21.Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Издательско- торговая корпорация « Дашков и Ко», 2004. – 296 с.

  1. 1Шишкин А.Ф., Экономическая теория: учеб. В 2 кн. Кн 1 – 2-е издание – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 1996 г.