Представительство России на мировом рынке как независимого государства, ориентированного на рыночные отношения и стремящегося к интеграции в мировое хозяйство, существенно изменило подход к сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и процессам ее регулирования. Усилия последних лет свелись к либерализации внешнеэкономической деятельности, с необходимостью сохранения государственного влияния и попытками сформировать регулирующий механизм с преимущественным использованием экономических инструментов.
Либерализация внешнеэкономической деятельности в среднесрочной перспективе — одно из ключевых направлений российской экономической политики, способствующее выходу из кризиса, улучшению ситуации с международным разделением труда и расширению рынков сбыта российской продукции. В сложный для России период проведения экономических реформ ВЭД может обеспечить поддержание национальной экономики и стабилизацию промышленного экспорта за счет поставок продукции на внешние рынки, размер которых до середины 1998 г. достигал 20% от ВВП. очевидно, что без динамичного изменения объемов, структуры и качественных характеристик российского экспорта дальнейшие усилия по преодолению экономического кризиса могут оказаться неоправданными.
В то же время в России до сих пор отсутствует четкая внешнеторговая политика с учетом национальных интересов и потенциальных возможностей страны, опирающаяся на приоритеты в экспортной стратегии и стабильные, стимулирующие экономико-правовые условия для российских участников ВЭД, без которых работа на зарубежных рынках практически невозможна.
Одновременно с этим членство России во Всемирной торговой организации (ВТО) позволит избежать дискриминационных действий в отношении доступа российской конкурентоспособной продукции на зарубежные рынки, из-за чего прямые экспортные потери и упущенные выгоды для российских экспортеров достигают в последнее время 1—1,5 млрд долл. в год.
Однако для скорейшей реализации проекта вступления в ВТО России необходимо не только расширить рамки процессов либерализации ВЭД, но, кроме того, выполнить ряд обязательств по правовой гармонизации для обеспечения ее совместимости с международным законодательством, адаптации к утвердившимся на мировых товарных и финансовых рынках правилам рыночной экономики, отмены национальных мер регламентирования, которые противоречат общепринятым мировым стандартам, нормам и торговой стратегии, утвердившимся на протяжении полувека в практике ГАТТ и теперь ВТО.
По Товарной Номенклатуре Внешнеэкономической Деятельности Российской Федерации q
... статистики внешней торговли Российской Федерации. 6. ТН ВЭД как основа статистики внешней торговли? ТН ВЭД России предназначена для сбора статистических данных о внешнеэкономической деятельности и решения задач государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, к числу которых ...
Как правило, наиболее серьезным препятствием для современной международной торговли является несоответствие принципов работы национальных систем регулирования внешней торговли. Однако для большинства стран внешняя торговля имеет решающее значение: за последнее десятилетие экспорт товаров и услуг увеличился с 17% до 24% от общего объема производства. Этот рост в основном связан с либерализацией международного рынка.
Это обстоятельство усиливает необходимость углубления понимания теоретических, методологических и организационно-практических вопросов, связанных с анализом мировой практики, делая их актуальными для продвижения России к равноправной интеграции в мировую экономику.
1. Содержание внешнеэкономической деятельности, Внешнеэкономическая деятельность
ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами.
Внешнеэкономическая деятельность относится к сфере рынка, основана на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой и экономической автономией, а также юридической независимостью от ведомственной защиты отрасли.
Исходным принципом внешнеэкономической деятельности предприятий является коммерческий расчет, основанный на экономической и финансовой независимости и самодостаточности с учетом собственных денежных, финансовых, материально-технических возможностей.
Особое значение имеет принцип валютной самодостаточности, который обеспечивается валютной выручкой от экспортных продаж на внешний рынок. Сосредоточенные на текущем валютном счете, они образуют валютный фонд участника ВЭД.
Участник внешнеэкономической деятельности, как и любой хозяйствующий субъект на российском рынке, может открыть валютный счет в любой иностранной валюте или одновременно в нескольких валютах, так называемый мультивалютный счет и конверсионный счет. Открытие счета в иностранной валюте в разных типах валют позволяет избежать конвертации одной валюты в другую и дополнительных финансовых затрат, которые сопровождают процесс операций с иностранной валютой. Курсовые разницы, связанные с пересчетом валют (в случае конверсии), также относятся на валютный счет предприятия.
Средства в иностранной валюте также могут храниться на депозитных счетах, что требует заключения специального соглашения между банком и компанией. По вкладам на депозитных счетах проценты начисляются за счет увеличения суммы средств в иностранной валюте, и, кроме того, есть преимущества использования банковских кредитов и инновационного финансирования. Размер комиссии (начисления процента) принимается либо на основе договора между уполномоченным банком и его клиентом, либо базируется на ставках соответствующего периода, действующих на дату принятия валютных средств, на международном межбанковском рынке по типам валют.
Понятие, сущность, виды финансовых рынков
... продана иностранная валюта и которые называются валютными рынками . 4. Рынок драгоценных металлов С функциональной точки зрения рынок драгоценных металлов и драгоценных камней представляет собой торгово-финансовый центр, в котором сосредоточена торговля ими и другие коммерческие и ...
При открытии счета в иностранной валюте потенциальным участником внешнеторговой деятельности одновременно открываются два типа счетов — транзитный и текущий, которые ведутся параллельно. Валютная выручка, поступающая от экспорта товаров (работ, услуг), зачисляется сначала на транзитный счет, а затем, после обязательной продажи на внутреннем валютном рынке, остаток ее перечисляется на текущий валютный счет участника ВЭД. Валюта, полученная от внутренних валютных операций, зачисляется непосредственно на текущий счет в иностранной валюте.
Источниками валютных поступлений на внутреннем валютном рынке России являются валютная выручка, полученная от продажи товаров (работ, услуг) по безналичному расчету или за наличную валюту, а также по чекам, кредитным и дебетным карточкам; валюта, купленная на валютной бирже и в банке; валютные пожертвования и др.
На текущие валютные счета участников ВЭД в уполномоченных банках без ограничений могут зачисляться поступления в наличной валюте в виде неиспользованного остатка наличной валюты, ранее полученной ими в соответствующем уполномоченном банке для оплаты наличной валютой расходов, связанных с выездом и пребыванием за границей командированных работников, и другие составляющие в рамках, допустимых Центральным банком России.
Что касается транзитного счета, то на находящиеся на нем средства в иностранной валюте проценты не начисляются. По средствам в иностранной валюте, хранящимся на текущих счетах в иностранной валюте, банки начисляют и выплачивают проценты только за те валюты, в которых у них есть поступления от их размещения на международном валютном рынке.
Ответственность за результаты внешнеэкономической деятельности лежит на самом предприятии не только в части экспортных поставок, но и импортных закупок для развития экспортного производства и импортозамещения, технической реконструкции.
Виды ВЭД
виды ВЭД:
- внешнеторговая деятельность;
- производственная кооперация;
- международное инвестиционное сотрудничество;
- валютные и финансово-кредитные операции.
В российской практике ВЭД реализуется преимущественно через внешнеторговую деятельность (ВТД).
Внешнеторговая деятельность —, Международное инвестиционное сотрудничество, Производственная кооперация
Промышленная кооперация типична для однородных сфер производства и обращения, для научно-технической сферы, инвестиций и услуг, например, для обрабатывающей промышленности.
Согласованность действий партнеров в рамках производственной кооперации достигается путем:
- взаимного планирования экспортной и импортозамещающей продукции;
- прогнозирования и совместного ведения научных разработок, обеспечения их необходимой аппаратурой, приборами и материалами, испытательными стендами и научно-технической информацией;
- организации процесса подготовки кадров.
При этом собственность кооператоров не изолирована, а сотрудничество осуществляется на возвратной основе и основывается на принципе прямых связей между производителями однородной продукции.
Валютные и финансово-кредитные операции
Однако как валютные, так и финансово-кредитные операции можно рассматривать как отдельные самостоятельные виды внешнеэкономической деятельности в финансово-банковском секторе, обслуживающие внутренний валютный рынок и внешнеторговые платежи в международной системе расчетов.
Оценка эффективности деятельности государственного бюджетного ...
... государственные органы, регулирующие отдельные аспекты деятельности различных отраслей. Особенности развития образовательных учреждений системы среднего профессионального образования определяются перспективами социально-экономического ... предоставляемых образовательных услуг наличным и перспективным потребностям регионального рынка труда. Объектом исследования образовательная деятельность учреждений ...
предпринимательскими договорами,
Элементы ВЭД
Внешнеторговая деятельность сопровождается значительным числом сопутствующих операций по обеспечению продвижения товара от продавца к покупателю; по своевременному предоставлению различного рода внешнеторговых услуг (транспортных, экспедиторских, страховых, банковских); по осуществлению платежно-расчетных операций; по прохождению таможенных процедур, а также изучением коммерческой информации о конъюнктуре внешних товарных и валютно-финансовых рынков.
первой группы
Предусмотрена динамика внутренних производственных ресурсов, обозначены переменные составляющие в источниках их предложения, внешние условия деятельности экспортеров, степень их коммерческой активности. Прогноз будущего состояния внешнеэкономических условий основан на оценке предстоящих изменений экономической ситуации на рынках сбыта, а также на соответствующих рынках материалов, компонентов, транспорта, страхования, финансовых услуг и т.д.
Далее происходит выбор товарных позиций и определяется ассортиментная структура в соответствии с кодом товарной номенклатуры ВЭД. Производится оценка конкурентоспособности товара, т.е. расчет комплексного показателя, предусматривающего многоступенчатость оценок критериев характеристики товара в зависимости от возможностей экспортера адаптироваться к условиям рынка.
Наиболее значимыми моментами этого процесса являются формирование требований к экспортной продукции, выбор параметров продукции, расчет единичных и групповых показателей цены предложения, нормативов и технико-экономических требований.
Выполнение этих анализов и расчетов позволяет разработать решения для обеспечения конкурентоспособности товаров и оценить затраты. Основой для анализа является работа по сбору информации о зарубежных товарных рынках, потенциальных покупателях и конкурентах.
Фундаментальной основой внешнеэкономической деятельности предприятий, объединений и организаций является производство экспортной продукции. Дальнейшее продвижение экспортной продукции на внешний рынок осуществляется в рамках внешнеэкономической деятельности как самой компанией-экспортером, так и посредником.
Вторая группа
Выбор форм и методов работы на внешних рынках осуществляется в рамках избранной экспортной стратегии предприятия, существующих возможных видов ВЭД, организационных форм международной торговли в зависимости от специфического характера товаров и утвердившихся традиций в мировой практике.
Технологический процесс выхода на внешний рынок, входящий в состав организационно-экономических функций, — это вся совокупность действий, совершаемых участниками ВЭД по собственной инициативе с целью реализации экспортной продукции иностранному партнеру, но в рамках установленной государством регламентации.
Он включает определенную последовательность прохождения процедур внутри страны до момента непосредственной реализации внешнеторговой сделки:
- ознакомление с механизмом государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России через нормативно-техническую документацию и законодательные акты;
- открытие валютного счета в уполномоченном банке;
- изучение системы федеральных органов и организаций, занимающихся рассмотрением и оформлением документов, необходимых для прохождения процедур нетарифных ограничений вывоза и ввоза продукции;
- маркетинговую оценку конъюнктуры внешнего рынка и подготовку конкурентного листа;
- расчет экспортной цены и поиск необходимой для этого информации;
- поиск иностранного партнера и проведение переговоров;
- подготовку проекта контракта и согласование его коммерческих и валютно-финансовых условий.
Планирование внешнеторговой операции также основывается на результатах маркетинговых оценок внешнего рынка, изучении цен, аспектов деятельности его будущего партнера, оценке его финансовой состоятельности и репутации на рынке. Кроме того, данный процесс требует знания всех этапов подготовки и совершения типовой международной коммерческой сделки, сопровождающихся подготовкой и оформлением стандартных проформ и документов: товарных, транспортных, страховых, финансовых и т.п.
Государственное регулирование ценообразования в сфере строительства, ...
... важным фактором успешного осуществления строительной деятельности является совершенствование регулирования качества строительной продукции. Последнее предопределяется "смещением" акцентов в пользу потребителя, а также формированием ... "О защите конкуренции" предусматривает комплекс профилактических мер. Их суть сводится к обязанию соответствующей коммерческой организации получить предварительное ...
Третья группа
2. Международная практика государственного регулирования.
механизм государственного регулирования,
Целевое значение государственного регулирования
Кmax + Mmin = Эopt
где Кmax — максимальный уровень конкуренции на рынке;
- Mmin минимальная степень влияния на состояние активности рынка;
Эopt — оптимальное соотношение и сочетание конкурентного и организующего фактора в рыночном механизме.
предпосылкой становления
Главной причиной развития средств производства (автоматизация технологических процессов, роботизация, использование биотехнологии) и качественных изменений в квалификации рабочей силы (квалификационное усложнение и повышение роли научного интеллектуального труда) становится демонополизация системы экономических отношений с ее инструментами и институтами.
Получила повсеместное распространение акционерная форма взаимоотношений множества самостоятельных, независимых товаропроизводителей, изменившая многие процессы развитие организационных форм собственности и производственной системы, долгосрочных кооперационных связей, управление крупными комплексами и т.д. Однако их конкурентное поведение характеризуется суверенными, изолированными, часто несогласованными, во многом непредсказуемыми действиями, направленными на защиту своих интересов. именно здесь возникла необходимость и роль государственного регулирования всей совокупности экономических функций для упорядочения поведения и определенного единообразия действий на рынке.
Государственное регулирование в международной практике, Способы государственного регулирования
способов государственного регулирования —
Долгосрочное
Использование долгосрочных методов регулирования типично для многих стран с развитой экономикой. Его достижения сосредоточены в экономической политике государства, которая позволяет в относительно короткие сроки достичь высокой степени развития и завоевать прочные позиции на мировом рынке в качестве основных экспортеров многих основных товаров. Таким образом, объем экспорта основных мировых торговых лидеров составляет: США — 14,5%, Германия — 11%, Япония — 8% мирового товарооборота. За последнее десятилетие доля промышленно развитых стран в объеме мирового экспорта приблизилась к 70%, а среднегодовой рост составил 9%. Причем объем продаж на мировом рынке отдельных видов машинотехнической продукции у основных стран-продуцентов превышает 40% (США) — 65% (Япония).
Совершенная конкуренция
... регулирование рынка, а условиям свободного рынка совершенной конкуренции не отвечает никакая государственность. 2.Преимущества и недостатки рыночной структуры совершенной конкуренции. а)Преимущества совершенной конкуренции: ... Недостатки совершенной конкуренции: Совершенная конкуренция, как и рыночная экономика в целом, обладает рядом недостатков. Говоря о том, что совершенная конкуренция обеспечивает ...
Эволюцию государственного механизма регулирования и этапы его становления можно проследить на примерах отдельных государств.
Например, во Франции, где можно проследить три фазы развития регуляторных процессов, фундаментальную роль сыграли долгосрочные прогнозы экономики, изменение целей которых отражало общие направления изменений экономической стратегии страны состояние.
Идея прогноза заключалась в выборе приоритетных направлений развития: определение базового сектора экономики, технологий производства и рынков сбыта.
дирижизма,
Превратившись с помощью национализации наиболее крупных банков в основного банкира, государство изыскивало также и другие возможности накопления, аккумулируя в своих руках средства населения путем создания крупных фондов сбережений (депозитно-сберегательные кассы, кассы взаимопомощи и др.) для выборочного финансирования капиталовложений, обеспечения «нерентабельных» инфраструктурных инвестиций, содействия обновлению основного капитала.
К середине 50-х гг. Франция отказалась от дирижизма и перешла к индикативному планированию. Последнее получило широкое развитие и в других странах.
Среднесрочное, Индикативный план
Индикативный принцип регулирования экономики сохраняется: в 1993 г. закончился очередной этап реализации десятой (после «плана Моне») государственной индикативной программы. Современный этап государственного регулирования во Франции — это в первую очередь общеевропейское стратегическое планирование, в первую очередь направленное на региональное развитие.
Краткосрочное, Экономические
административное
Помимо этого в отдельно взятых странах (с переходной экономикой) имеет место регулирование, основанное на командно-административной распределительной системе хозяйствования. Он основан на использовании контрольных цифр и заданий, госзаказа, ограничении кредитов и депозитов, системе государственного кредитования, в том числе в иностранной валюте, использовании льгот и фиксированных цен на сырье и продукты питания. Легитимность действий определяется указами, решениями и административными распоряжениями.
Антимонопольное регулирование
организационно-правовые
Механизм антимонопольного регулирования
Кроме того, антимонопольное законодательство позволяет не только предотвращать недобросовестную конкуренцию на национальном рынке, но и влиять на экономические процессы других стран.
Принятие первых антимонопольных законов датируется прошлым веком: в Канаде — 1889 год., в США— 1890г. (Закон Шермана).
На сегодняшний день система демонополизации рыночной конкуренции благодаря обновлению законов о конкуренции создана в Великобритании, Франции, Дании, Швеции, Финляндии, Италии, Канаде и других странах. Отличительной ее чертой стал универсальный характер всех видов ограничительной деловой практики, а также тенденция к распространению конкуренции на те сферы деятельности, которые ранее подпадали под государственное регулирование (энергетика, транспорт и др.).
Кредит в международных экономических отношениях
... в целях стимулирования экспорта страны-кредитора. Принципы международного кредита выражают его связь с экономическими законами рынка и используются для достижения текущих и стратегических задач субъектов рынка и государства. Функции международного кредита ... валютного оборота международными кредитными операциями. На базе международного кредита возникли кредитные средства международных расчетов – ...
Также следует отметить, что ограничительный механизм монополии может быть основан на одном из двух принципов: американском и европейском. Характерной чертой первого является запрет определенных видов монопольной практики, который вытекает из Закона Шермана и используется в Канаде, Аргентине, Германии и многих других государствах, в том числе развивающихся.
Антимонопольное законодательство других стран-членов ЕС и Японии основывается на принципе контроля и регулирования, который не исключает возможности создания монополий и договоров о монополиях, если они не нарушают свободу конкуренции. В этом случае механизм антимонопольного регулирования предусматривает критерии признания экономической практики монопольным и критерии ее запрещения компетентными государственными органами. Одним из критериев считается (во Франции, Германии, Японии, Великобритании) чрезмерный объем (сверх допустимого) реализации товаров и услуг конкретным объединением.
В Римском договоре (п. 1, ст. 85), регулирующем свободу конкуренции внутри ЕС, такими критериями являются: «установление прямо или косвенно покупных или продажных цен или других, относящихся к сделке условий; ограничение или контроль над производством, сбытом, технологическим развитием или капиталовложениями; распределение рынков или источников снабжения; применение к торговым партнерам неравного подхода при равных условиях, ставящего их тем самым в неблагоприятное положение при конкуренции».
Таким образом, антимонопольное регулирование влияет не только на национальные рынки, но и на зарубежные. это средство борьбы со злоупотреблением иностранным капиталом на рынках других стран. Таким образом, Закон Шермана применяется к участникам экспортных операций в случае недобросовестной конкуренции и их последствий для внутренних и зарубежных деловых операций. Например, Германия приняла закон об ограничении конкуренции, который запрещает экспортные картели, если они нарушают международные обязательства государства или способствуют ограничению конкуренции на внутреннем рынке.
3. Экспорт и импорт.
методам стимулирования национальных экспортеров,
Отличительной особенностью
Мероприятия по стимулированию промышленного экспорта в России впервые были обозначены в государственной программе развития ВЭД на ближайшую перспективу, принятой в мае 1992 г. К сожалению, сырьевая направленность российского экспорта не только сохраняется, но и продолжает усиливаться, несмотря на то, что экспорт машинотехнической продукции (кроме вооружения) сегодня практически не ограничивается ни квотированием, ни лицензированием, ни экспортными пошлинами.
Видимо, этих мер недостаточно для улучшения структуры внешней торговли. Мировой опыт показывает, что ключевым направлением политики структурных изменений в экономике является поддержка тех сфер национальной экономики, которые могут стать основой экспортно-ориентированного экономического роста.
В немалой степени этому способствует система поддержки со стороны государства, а также такая форма организации промышленного производства, которая позволяет концентрировать ресурсы (материальные, финансовые, технологические) в точках его роста.
По Деньги. Кредит. Банки
... роль выполняют деньги в экономических взаимоотношениях с другими странами. Деньги используются для оценки и определения выгодности операций по экспорту и импорту товаров, а также для денежных расчетов по таким операциям. ...
Продолжение тенденции к снижению экспорта продукции машиностроения в настоящее время в основном связано с факторами долгосрочного характера.
Во-первых, изменившаяся в мире расстановка сил отразилась на географии распределения экспорта в пользу развитых государств, переориентация на рынки которых, однако, пока не может компенсировать сокращения объема поставок России на прежние восточно-европейские рынки машин и оборудования.
Кроме того, отказ России от технико-экономического содействия другим странам, как одного из способов продвижения машинотехнической продукции на зарубежные рынки, на долю которого приходилось около одной трети всего объема экспорта данной группы, привел не только к снижению (более чем на 58%) объемов поставок, но и сокращению финансирования в счет государственных кредитов.
Наконец, либерализация цен и внешнеэкономической деятельности в России значительно повысила интерес к экспорту сырья, не требующему особых затрат, профессионального знания зарубежных рынков, маркетинговых исследований и других параметров.
Для наращивания выпуска отечественной конкурентоспособной продукции с высокой степенью переработки прежде всего необходимо финансирование производства путем кредитования выпуска экспортного оборудования.
Кроме того, важно пробудить материальный интерес экспортера-производителя путем ускорения процедуры возврата НДС и рублевого эквивалента за принудительно обмененную часть валютной выручки.
Подобная задержка означает применение дополнительного скрытого налога на экспорт в условиях постоянного роста инфляции. В современных условиях крайне необходимо ускорить создание информационной инфраструктуры в сфере ВЭД.
Помимо отсутствия у большинства российских экспортеров опыта оценки своих конкурентных преимуществ, они лишены полноценной информации о внешних рынках сбыта, финансовых, таможенных нормах и правилах, мерах нетарифного ограничения, действующих в странах потенциальных партнеров.
Поддержка развития промышленного экспорта в России со стороны государства предполагает прежде всего создание системы кредитования и страхования экспорта с одновременным восстановлением государственного кредитования экспортных проектов, в первую очередь в инвестиционной сфере. В связи с этим образованы Межведомственная комиссия по стимулированию экспорта и Российский экспортно-импортный банк.
В числе организационных форм стимулирования экспорта значатся такие, как поддержка кооперации технологически связанных производств по выпуску конкурентоспособной экспортной продукции путем акционирования предприятий, создания специализированных трастовых компаний с передачей им контрольных пакетов акций конкурентоспособных производственных комплексов через Фонд госимущества в доверительное управление, содействие в акционировании конкурентоспособных производителей-экспортеров и специализированных ВО МТ РФ.
Особо важна организация финансово-промышленных групп технологически связанных конкурентоспособных производств, научно-исследовательских организаций, специализированных торговых фирм, банков и инвестиционных фондов с привлечением иностранного капитала с целью обеспечения устойчивости экспортного воспроизводства технологических комплексов по выпуску технически сложной конечной продукции.
Необходимо также усилить поддержку лизинговой деятельности специализированных компаний за рубежом, то есть деятельности по внешнеторговым арендным операциям с оборудованием и техникой и связанного с ней стимулирования экспорта услуг по модернизации эксплуатируемого оборудования, информационных услуг, а также услуг банковско-страхового характера.
Кредитование банками внешнеэкономической деятельности предприятия
... векселей — это продажа их держателем банку. Посредством учета векселя экспортер может получить от банка расчет за поставку товаров на экспорт. Важное условие — чтобы вексель был ... товарных, финансовых, расчетных документов или товара. Тратта — переводной вексель. Инкассо — операции банков с финансовыми или коммерческими документами для получения акцепта или платежа Litrus.net [Электронный ресурс ...
Средства поощрения экспорта, Основными средствами поощрения экспорта
финансовое содействие
Одним из способов субсидирования экспорта национальных товаров является поддержание заниженного курса национальной валюты, которым периодически успешно пользуется Япония для завоевания зарубежных рынков. Точно так же многие страны уходят от прямого субсидирования экспортных поставок и переносят стимулирование в сферу производства с высокой экспортной ориентацией, обеспечивая развитие научных исследований и их использование в промышленных отраслях.
Широко распространено государственное субсидирование устройства и проведения экспозиций путем обеспечения экспортеров выставочными средствами и площадями, организации постоянно действующих торговых центров за границей.
Формы государственного кредитования
формы государственного кредитования,
Страхование экспорта
страхование,
В большинстве стран страхованием занимаются государственные и полугосударственные организации (страховые общества).
Несмотря на увеличение определенной части страховых рисков (например, политических) и связанных с ними убытков (ввиду указанных выше причин), страховые общества большинства развитых стран не идут на повышение страховых премий. Это обусловлено опасениями государственных органов, что данная мера отрицательно повлияет на развитие национального экспорта, а кроме того, возрастанием общего объема страховых операций. Поэтому основной путь, по которому идут страховые организации США, Японии и Западной Европы, расширение объемов и видов страхования, совершенствование системы определения платежеспособности покупателей и т.п.
Налоговые и иные льготы
налоговые льготы.
метод финансовых льгот,
правительственных программ помощи развивающимся странам,
В центре внимания развитых государств в последнее десятилетие находится вопрос о поддержке притока производственных мощностей из-за рубежа. Развитые страны, сами являясь активными экспортерами капитала, принимают меры по стимулированию притока иностранных инвестиций.
Чаще всего это относится к производствам, нацеленным не только на удовлетворение внутреннего спроса, но и на экспорт большей части продукции. Например, в Великобритании наиболее значимую поддержку получают иностранные фирмы, работающие в области робототехники, биотехнологии, волоконной оптики, микроэлектроники, программного обеспечения ЭВМ.
Для дальнейшего привлечения технологий и иностранных инвестиций с целью увеличения экспортного потенциала в этих государствах создаются беспошлинные таможенные территории, которых в мире сейчас более пятисот.
Даже Япония, внешнеторговая политика которой до 1980 г. отличалась оборонительным характером по отношению к иностранным инвестициям, принятием Закона о контроле над валютным обменом и внешней торговлей перешла «от запрещения с разрешением как исключение» к «разрешению с запрещением как исключение» по отношению к иностранным инвестициям.
Организационно-техническое содействие
организационно-технического содействия государства
Стремясь обеспечить решение задачи поддержания и стимулирования экспорта, зарубежные страны активно вовлекают в этот процесс государственные органы и госаппарат на всех уровнях управления. В процессе выявления новых приоритетов в области внешнеторговой деятельности создаются специальные органы, способные обеспечить и реализовать меры по финансированию, страхованию, кредитованию экспортеров-производителей.
Импортная политика
конкретную импортную стратегию
Позиции отдельных государств в отношении импорта существенно отличаются друг от друга, что зависит от ряда условий: уровня конкурентоспособности национальных товаров на мировом и внутреннем рынках; соотношения между объемом экспорта и импорта, т.е. структуры внешнеторгового оборота; участия в региональных экономических блоках и международных организациях.
западных государств в отношении импорта направлена на то, чтобы, во-первых, обеспечить защиту национальных отраслей промышленности от иностранной конкуренции, во-вторых, создать предпочтительный режим для импорта конкретного круга товаров из отдельных стран и регионов и, наконец, противодействовать дискриминационным мерам других государств. В связи с этим определяется базовая основа формирования структуры пошлин и их размеров.
Главным проводником политики наибольшей либерализации в послевоенное десятилетие выступали США, стремясь как можно шире открыть рынки стран — довоенных конкурентов, которые значительно ослабили свои позиции: Германии, Англии, Японии. Однако в начале 70-х гг. лидерство в снижении тарифных и нетарифных барьеров захватили страны ЕС. Хотя для третьих стран эти барьеры сохраняются на прежнем уровне. Снижение ограничений и пошлин наблюдается в последнее десятилетие в Японии.
Выход Японии с высококонкурентной продукцией вынуждает США менять импортную стратегию для преодоления складывающихся сегодня неблагоприятных для нее тенденций во внешней торговле. Это связано с ухудшением для США общих условий экспорта высокотехнологических товаров, сельскохозяйственной продукции и услуг, потенциальная возможность вывоза которых на мировой рынок оценивается в 600 млрд долл. в год, а также со снижением конкурентоспособности традиционных отраслей американского экспорта — автомобильной, текстильной, металлургической и др. К примеру, японские автомобили занимают более 30% американского рынка, в то время как американские на японском рынке — сотые доли процента.
По сравнению с американской и японской импортной политикой западноевропейская отличается сравнительно большей протекционистской направленностью в силу меньшей конкурентоспособности ее товаров и нежеланием потерять преимущества, которые дает объединение в экономический союз.
Одновременно на международном уровне страны ЕС выступают против введения новых протекционистских ограничений, за снижение уровня чрезмерно высоких тарифов, за уступки развивающимся странам со стороны высокоразвитых.
В свою очередь, импортная политика развивающихся государств направлена против эскалации Запада, т.е. на повышение пошлин на ввоз их продукции в зависимости от степени переработки, сокращение нетарифных ограничений в виде глобальных и индивидуальных квот, мер «добровольного ограничения» импорта, ослабления санитарно-технических норм и прочих условий.
В этом разнообразии внешнеэкономических ориентации главным направлением в мировой торговле остается либерализация импорта за счет снижения таможенных тарифов. Между тем средний размер импортных пошлин развитых государств достиг такого низкого уровня, при котором дальнейшее существенное уменьшение таможенных тарифов связано с полной их ликвидацией.
Тем не менее Япония выступает за еще большую либерализацию внешней торговли, предполагая полностью отменить в наиболее развитых государствах пошлины на промышленную продукцию, а на другие товары — снизить. Она требует также пересмотреть условия импорта услуг.
В самой Японии средний уровень импортных пошлин составил (к середине 90-х гг.) 2,5%, при том, что в ЕС по отношению к третьим странам они составляли в среднем 2,7%, у США — 3,5%, у большинства других стран 8-11%.
Однако уровень пошлин дифференцируется и в этих государствах в зависимости от степени обработки продукции, повышаясь в отношении готовых изделий до 10% и более. Непомерно высок уровень пошлин в России — до 40% (транспортные средства) и более.
Обеспечением законодательной базы регламентирования внешнеэкономической сферы
В Японии внешнеторговым регулированием занимается Министерство внешней торговли и промышленности, которое принимает все решения по текущим вопросам внешнеэкономической политики, и Министерство финансов.
В Германии эту роль выполняет федеральное правительство, Министерство экономики и финансов, а также МИД в лице отделов внешнеэкономической политики, отношений с развивающимися странами, европейской интеграции.
Однако у всех правительственных ведомств западных государств есть общие тенденции в организации государственного регулирования внешнеэкономической сферы. Это прежде всего централизация данных функций и включение в процесс регулирования судебных органов. Особенно активен этот процесс в США, где создан специально Суд по делам международной торговли.
4. Принципы международных расчетов., Понятие международных расчетов, Международные расчеты включают
Принципиальным отличием международных расчетов от внутренних является то, что они связаны с обменом национальных валют через валютные операции. Поскольку национальная валюта, являясь платежным средством внутри страны, утрачивает эти функции за ее пределами, при заключении внешнеторговых сделок между контрагентами возникает необходимость согласовать вопрос о выборе валюты, в которой будет производиться платеж.
Особенностью международных расчетов является то, что в платежном обороте иностранная валюта выступает не в качестве наличных денежных знаков, а в виде банковских и кредитных платежных средств, таких, как телеграфные и почтовые переводы, чеки и векселя.
Платежные средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов, получили название девизы.
Они реализуются в форме расчетно-платежных документов, которые обращаются между банками-корреспондентами экспортеров и импортеров. В международном платежном обороте используются и наличные денежные знаки, например туристами или командированными за границу. Но и в этом случае преимущество отдается таким средствам расчетов, как специальные дорожные или туристические чеки, денежные аккредитивы и т.п.
Необходимость обмена валют в международных расчетах вызвана объективными условиями отсутствием единой валюты, которая могла бы выступать законным и общепризнанным всеми государствами платежным средством. В то же время условия современного состояния углубления и расширения процессов технологического разделения труда и интернационализации мирового хозяйственного развития вызывают необходимость сравнения национальных стоимостей и единого денежного эквивалентного обмена. Эта необходимость возрастает, так как валютные операции переросли рамки ограниченной банковской сферы деятельности, превратившись в масштабную банковскую индустрию по отслеживанию и фиксации изменений валютных курсов основных развитых государств, национальная валюта которых признана свободно конвертируемой (СКВ).
К разряду СКВ Международный валютный фонд (со второй половины 80-х гг.) относит доллар США, фунт стерлингов Великобритании, марку Германии, французский франк, японскую иену, т.е. валюту государств, отменивших валютные ограничения по текущим операциям (поступления и платежи по внешнеторговым и транспортным операциям, а также другие виды разовых платежей).
Основные валютно-финансовые проблемы, по которым пытаются найти согласованные решения правительственно-финансовые круги групп стран «семи», «пяти» и «трех» (включая их различные сочетания: США, Япония, ФРГ, Канада, Великобритания, Франция, Италия), — это координация и недопущение резких отклонений от нормы таких экономических критериев, как бюджетный дефицит, уровень инфляционных и процентных ставок и состояние внешнеторгового баланса в развитых странах. Учитывается, что именно они оказывают нежелательные воздействия на международную валютно-финансовую сферу.
Механизм международных расчетов
Значительная доля в сфере международных расчетов приходится на внешнеторговые платежи по поводу поставок товаров, предоставлению услуг и выполнению работ; погашению коммерческих кредитов и исполнению гарантий.
механизм расчетов по внешнеторговым операциям
Суть его состоит в том, что импортеры, получив товарные документы от экспортеров, направляют последним платежные документы, подлежащие оплате в иностранной валюте, которые они обычно продают своим национальным банкам в обмен на валюту, необходимую для продолжения или завершения операций.
В свою очередь, банки пересылают своим банкам-корреспондентам за границей эти платежные средства, по которым взыскиваются суммы с должников и зачисляются на корреспондентские счета банков, направивших ранее платежные средства. С учетом того, что счета банков-корреспондентов обеспечены иностранной валютой, уполномоченные банки экспортера могут осуществлять продажу платежных средств в различных валютах юридическим и физическим лицам для оплаты денежных обязательств за границей:
импорта товаров, транспортных, страховых расходов, погашения кредита и уплаты процента за него.
Расчетная операция
документарный
При этом клиенты банков обязаны обеспечить правильность и достоверность оформления товарно-транспортных документов, представляемых банку по экспортным поставкам, а также тщательную проверку платежных документов, выставляемых, в свою очередь, иностранным контрагентам по импорту.
Участниками
Выбор конкретных условий расчетов между экспортером и импортером достигается в процессе согласования и с учетом обеспечения гарантий для каждой из сторон и фиксируется в контракте.
Например, для экспортеров (при прочих равных условиях) наиболее выгодной формой расчетов представляется прежде всего авансовый перевод, затем аккредитив, когда плата за товар поступает до или в момент его отгрузки в адрес покупателя.
Аккредитив дает экспортеру дополнительную гарантию в форме обязательства банка. Вместе с тем такие формы расчетов, как инкассо и перевод (последующий), гораздо проще по техническому исполнению как для клиента банка, так и самого банка, но менее выгодны экспортеру.
Соответственно для импортера последующий переводи инкассо с предварительным акцептом выгоднее, чем аккредитивная форма, так как платеж следует после получения товара покупателем. Помимо того, оформление и техническое исполнение этих операций требует меньших затрат. Необходимо заметить, что банк экспортера получает комиссию по аккредитиву, но уплачивает по инкассо, в то время как для импортера это обратная процедура.
Формы расчетов и средства платежа, Финансовые условия контрактов
формы расчетов выступают самостоятельным элементом внешнеторговых •сделок
Основополагающими моментами выбора финансовых условий
Выбор конкретных финансовых условий для внешнеторговой сделки столь же важен, как и выбор партнера. Варианты их модификаций формируют различные методы расчетов.
Аккредитивная форма расчетов
Для экспортеров наиболее удобна аккредитивная форма расчетов, обеспечивающая большие гарантии оплаты за счет активного участия банков в осуществлении платежа. В то же время она невыгодна для импортера из-за изъятия средств на весь срок открытия аккредитива, а также дополнительных расходов по банковской операции — ставки банковской комиссии.
Аккредитивная форма расчетов
Свои отношения с банком приказодатель (импортер) оформляет с помощью заявления об открытии аккредитива, где содержатся основные условия, предусмотренные контрактом.
Если условия аккредитива не соблюдены экспортером, банк не выплачивает ему предназначенной суммы. Последовательность платежа с использованием аккредитива такова:
После заключения контракта импортер дает указание банку-эмитенту открыть аккредитив на сумму контракта в пользу экспортера. Об открытии аккредитива извещается банк экспортера и сам экспортер, после чего отгружается товар и передаются товаросопроводительные документы перевозчику, который дополняет пакет документов транспортными и направляет его в банк экспортера. Банк экспортера пересылает их в банк-эмитент, который осуществляет проверку на соответствие условиям контракта и переводит сумму платежа в адрес экспортера, уведомив его через кредит-авизо, и одновременно передает товарораспорядительные документы вместе с оплаченным платежным поручением импортеру для получения товара в порту выгрузки. По мере поступления платежа банк экспортера уведомляет своего клиента.
Фактически процесс передачи товаросопроводительных документов импортеру совпадает с процессом платежа. То есть передача права на товар происходит только после осуществления платежа. Таким образом, аккредитив может трактоваться как обязательство покупателя оплатить товар до момента получения прав на него.
Порядок, осуществления расчетов с, Аккредитив, Сумма аккредитива, Использование аккредитива
В операции с аккредитивами все заинтересованные стороны имеют дело только с документами, но не с товарами. В зависимости от состава документов, сопровождающих расчеты, различают два вида аккредитива:
денежные (циркулярные),
документарные (товарные),
Аккредитив в практике ВЭД в России
Использование аккредитивных расчетов российскими участниками ВЭД активно ведется по линии финансирования импортных операций.
Финансирование импортных операций
В чистом виде аккредитив представляет собой одну из форм расчетов по импортным контрактам, обеспечивающую своевременный и полный платеж. Предоставляя аккредитив, банк импортера берет на себя обязательство выплатить продавцу определенную договором сумму после своевременного предоставления последним в свой банк заранее оговоренных документов. В случае, если контрактом между импортером и продавцом предусмотрена отсрочка платежа, аккредитив выступает в качестве кредитного
Пользование таким кредитом для клиентов банков-участников ВЭД возможно удешевить, что, например, позволяют сделать разработанные Столичным Банком Сбережений (СБС) финансовые схемы. В частности, в рамках программы Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) по развитию ВЭД в России аккредитивы СБС подтверждаются первоклассными западными коммерческими банками —Bank of New York, Deutsche Bank, Commerzbank.Иностранные банки не требуют предварительного покрытия раскрываемых ими аккредитивов и предоставляют кредитную линию на сумму аккредитива.
Преимущества аккредитивной формы расчетов для российских импортеров заключаются в том, что аккредитив оказывается гораздо дешевле часто требуемой стопроцентной предоплаты. Значительно снижаются стоимость его выставления и подтверждения первоклассным банком.
Созданные в системе коммерческих банков России специальные программы финансирования внешнеторговых сделок предоставляют льготные условия при импорте либо определенного товара, либо при ввозе продукции из конкретной страны-производителя, а также ориентированы на конкретного заемщика. Как правило, такие программы поддерживаются правительствами заинтересованных стран или международными финансовыми организациями. Для того, чтобы воспользоваться ими, российскому импортеру достаточно договориться со своим поставщиком об использовании аккредитива с отсроченным платежом. Банки, являясь уполномоченными по такого рода специальным программам, обеспечивают своим клиентам наиболее благоприятные условия получения кредита, процентных ставок, сроков возврата и обеспечения.
Аккредитивная форма финансирования импорта позволяет снизить риск операции кредитования. Во-первых, оплата производится после получения товаротранспортных документов, т.е. после фактического прибытия товара оговоренного качества в предусмотренные договором сроки. Во-вторых, сводится к минимуму возможность нецелевого использования средств — сумма предоставляемого кредита не выдается импортеру непосредственно, а служит гарантией платежеспособности покупателя и своевременного платежа. В-третьих, низкий уровень процентных ставок повышает способность заемщика реализовать товар в короткие сроки и расплатиться с банком, что также позволяет минимизировать риск невозврата кредита. Кроме того, банк поставщика в качестве обеспечения аккредитивов, которое должен предоставить импортер, принимает, например, векселя СБС или средства на депозите в основных мировых валютах, а это позволяет импортеру получать дополнительный доход.
Инкассовая форма расчетов, Инкассовая форма расчетов
Инкассо означает операции, совершаемые банками с документами на основании полученных инструкций от своего клиента в целях: получения платежа и/или акцепта, или выдачи коммерческих документов против платежа (и/или против акцепта).
Чистое инкассо (инкассо финансовых документов) не требует коммерческих документов, в то время как документарное требует приложения счетов, страховых и других сопровождающих процесс поставки товаров документов либо предполагает инкассо только коммерческих документов. Финансовые документы, принимаемые на инкассо, это чеки, векселя, долговые обязательства и другие ценные бумаги.
Инкассовые операции
В свою очередь последний извещает покупателя и передает ему документы либо против уплаты суммы валюты (при наличных расчетах), либо против акцепта срочной тратты (при условии кредита и вексельного обращения).
Последовательность расчета инкассо:
После подписания контракта импортер дает указание банку-плательщику выдать экспортеру банковскую гарантию платежа. Гарантия пересылается в инкассирующий банк, который уведомляет экспортера о ее получении. Экспортер передает товар и необходимые сопроводительные документы перевозчику, который дополняет их соответствующими документами, и весь пакет документов передается в инкассирующий банк, а затем пересылается в банк-плательщик.
Копии этих документов направляются импортеру для проверки на соответствие условиям контракта. Если соответствие подтвердится, то импортер акцептует их, выражая тем самым согласие на оплату, и передает акцептованные копии в банк-плательщик, который переводит сумму платежа на счет экспортера, уведомив об этом через кредит-авизо. Сообщение о поступлении платежа на счет передается экспортеру. В свою очередь банк-плательщик передает подлинники сопроводительных документов с приложением платежного документа, подтверждающего оплату товара, импортеру для получения товара в порту выгрузки.
Эта форма расчетов выгодна импортерам, так как дает возможность затягивать момент акцепта до прихода товара в порт выгрузки.
С целью ускорения платежа экспортеры настаивают на инкассо с последующим акцептом.
В этом случае после поступления сопроводительных документов в инкассирующий банк они проверяются банком на соответствие условиям контракта, и при его наличии банк зачисляет сумму стоимости поставленных товаров на счет экспортера, извещает банк-плательщик о произведенной операции и направляет ему комплект документов. Таким образом, уже оплаченные документы передаются на акцепт импортеру, не позволяя ему затормозить процедуру с акцептом, за которым следует процедура уже оплаченного товара.
Если импортер обнаружит несоответствие представленных документов условиям контракта, он направляет банку отказ от оплаты. Банк-плательщик восстанавливает сумму на его счете и извещает об этом инкассирующий банк, который снимает спорную сумму со счета экспортера. Все последующие переговоры по выяснению взаимных претензий ведут между собой непосредственно продавец и покупатель.
Вместе с тем инкассовая форма расчетов имеет серьезные недостатки, которые резко снижают ее преимущество в расчетах по экспорту.
Во-первых, имеет место достаточно продолжительный разрыв во времени между отгрузкой товара, передачей документов в банк и получением платежа, что замедляет оборачиваемость средств экспортера.
Во-вторых, к моменту прибытия документов в банк импортера последний может отказаться от их оплаты или оказаться неплатежеспособным.
К тому же может возникнуть ситуация, когда доставка товара может опередить поступление документов в банк и получение его импортером без товаросопроводительных документов, что увеличивает риск неоплаты.
телеграфное
Возможен и другой вариант телеграфного инкассо, когда банк экспортера высылает документы иностранному банку лишь по получении от него извещения о зачислении средств, необходимых для обеспечения платежа.
Расходы в инкассовой операции покрываются в большей части за счет экспортера; они складываются из комиссии банка-ремитента по обслуживанию инкассо.
Применение инкассовой формы расчетов обеспечивается в соответствии с Унифицированными правилами по инкассо Международной торговой палаты (редакция 1995 г.) в случае, если стороны включили их в текст инкассового поручения.
Валютные рынки и состав их участников
Принципы осуществления расчетно-банковских операций, обслуживающих систему внешнеторговых расчетов, тесно связаны с состоянием внутреннего валютного рынка, представляющего совокупность организационно-экономических отношений по поводу купли-продажи платежных документов, выписанных в иностранной валюте, и самой валюты.
Различают: розничный, оптовый и срочный валютные рынки. Основными предпосылками для возникновения и функционирования розничного валютного рынка являются операции между уполномоченными банками и их клиентами, в то время как для оптового — операции уполномоченных банков между собой и между уполномоченными и центральным банком.
В коммерческой практике основную роль играет оптовый валютный рынок, где формируется курс обмена валют, который определяет обменный курс на розничном валютном рынке. На долю межбанковского (оптового) валютного рынка в западных странах в настоящее время приходится подавляющая часть мирового валютного оборота — 80—90%. Однако роль валютных рынков не ограничивается операциями по обмену валют. Эти рынки влияют также на степень покрытия валютного риска, т.е. меры защиты от изменений обменного курса и процента через срочные валютные сделки (срочные валютные рынки).
Основными участниками валютного рынка выступают коммерческие и центральные банки, их клиенты и посредники-маклеры. Ведущую роль на валютном рынке играют крупные коммерческие банки, которые не только выполняют платежные поручения своих клиентов в иностранной валюте в виде купли-продажи, но и совершают собственные операции в виде срочных и, чаще всего, арбитражных валютных сделок.
Роль центрального банка на внутреннем валютном рынке проявляется во влиянии на валютные курсы путем валютной интервенции. В число клиентов центрального банка прежде всего входят экспортеры и импортеры, желающие приобрести или продать иностранную валюту, а также защитить себя от последствий изменения валютного курса путем заключения срочных валютных, форвардных и фьючерсных сделок.
Среди других участников валютного рынка следует назвать различные финансовые учреждения, а также физических лиц, вкладывающих свои сбережения в валютные операции или приобретающие валюту с целью путешествия за границу.
Роль маклеров проявляется исключительно в выполнении посреднических функций между покупателями и продавцами, поскольку они в отличие от банков не осуществляют сделок за свой счет.
Валютные операции включают деятельность банковских и финансовых учреждений, с одной стороны, и юридических и физических лиц — с другой, не только по купле-продаже, но и по расчетам и финансированию (кредитованию) в иностранной валюте.
курсовые бюллетени
5. Агенты-посредники и агентские соглашения на мировом рынке., Торговые посредники
торговых агентов —
Торговые посредники,
Владея знаниями об особенностях рынка, его обычаях, торговые посредники, оказывая необходимые услуги поставщикам, одновременно удовлетворяют постоянно изменяющийся спрос национальных товарных рынков.
Несмотря на то, что посреднические услуги требуют дополнительных издержек, в конечном счете внешнеторговые операции с участием посредников эффективны. Это достигается за счет повышения оперативности товарооборота, снижения издержек обращения при массовых поставках однотипных товаров, использования имеющейся, как правило, у посредников собственной сбытовой сети, что освобождает поставщиков от довольно значительного объема организационной работы.
Основные требования,
Агент обязан соблюдать агентское соглашение и всегда действовать в интересах принципала. Он не имеет права принимать тайные поручения и незаконные вознаграждения. Агент обязан возместить ущерб, возникший в результате допущенных им нарушений.
Виды посредников, Простые посредники, или брокеры —
соглашений и обязательств
Поверенные, Комиссионеры
договор комиссии
Комиссионное вознаграждение
Перед третьими лицами комиссионеры выступают как продавцы, а заключаемые ими контракты содержат все основные условия:
предмет контракта, цена, срок поставки, условия платежей и т.д. Если комиссионер выступает от имени покупателя, то заключаемое между ними соглашение может считаться договором поручения.
Аукционист, Консигнатор
По мере реализации товара со склада консигнатора консигнанту производятся платежи. Не проданные к согласованному сроку товары могут быть возвращены поставщику или, с учетом конъюнктуры на рынке, стороны могут внести изменения в условия договора консигнации.
Консигнационная торговля
Фактор работает со специфическим товаром (чаще всего с продукцией сельского хозяйства или сырьем), действует в пользу принципала от своего имени, являясь владельцем продаваемых товаров или документов на право собственности.
Агент дель-кредере —
Купец, или экспортно-импортный торговец, занимается оптовой торговлей, осуществляет экспортно-импортные операции за свой счет. Будучи посредником, такой торговец может рассматриваться как агент в широком смысле этого слова.
Дистрибьюторы
действуют совершенно независимо
Экспедитор, Коммивояжеры, Вознаграждение посредников
способов вознаграждения посредников
1. Выплата посреднику разницы между ценами, сложившимися на конкретном рынке, и ценами экспортера (поставщика).
При этом имеется в виду, что цены поставщика должны быть ниже. Наиболее часто этот способ вознаграждения применяется при договорах купли-продажи и консигнации.
2. Начисление в пользу посредника экспортером согласованного размера процента от объема проданных товаров, что стимулирует посредника к увеличению продаж и повышению цен, а следовательно, отвечает обоюдным интересам участников соглашения.
3. Смешанная форма вознаграждения, которая представляет собой сочетание первой и второй форм.
4. Выплата заранее согласованной суммы. Этот способ применяется при выполнении посредником разовых поручений экспортера — проведения рекламных мероприятий, представления его в суде и некоторых других.
5. Выплата дополнительного поощрительного вознаграждения посреднику за качественное выполнение принятых им на себя обязательств.
Помощь в поиске агентов (агентских фирм) и установлении с ними контакта на рынках конкретных стран могут оказать торгово-промышленные палаты и торгпредства.
Агентские соглашения
агентским соглашением,
Действительными
Мнимые (презюмируемые или очевидные) полномочия имеют место, когда агент предоставляет их другим — третьим лицам.
Агентский договор — это конфиденциальный документ. И прежде чем доверить агенту посредничество, экспортеру необходимо выяснить его деловую репутацию и финансовое положение. Такую информацию можно получить через банк или через экспедитора экспортера.
При заключении договора следует уделить внимание двум принципиальным моментам. Первый предусмотреть меры предосторожности при определении отдельных положений, включаемых в договор: краткий испытательный период, минимальный оборот товара и др. Второй — не заключать агентское соглашение без установления предварительных личных контактов.
Полномочия по принципу участия, которые предоставляются агенту экспортером и фиксируются в договоре, могут быть нескольких видов: агент может быть уполномочен представлять третьих лиц принципалу, оставляя за ним право принятия решения о заключении договора, или заключать договоры с третьими лицами от имени принципала.
Агентское соглашение может предусматривать три вида отношений:
- между принципалом и агентом,
- между принципалом и третьим лицом,
- между агентом и третьим лицом.
Первый из них является внутренним соглашением между принципалом и агентом и представляет агентский договор, где устанавливаются права и обязанности сторон, масштаб полномочий агента и размер его вознаграждения. Второй — договор купли-продажи, заключаемый продавцом через своего представителя. Третий вид отношений возникает лишь в исключительных обстоятельствах, о которых было сказано ранее.
В международной практике основой для заключения посреднических соглашений служат два международных акта, направленных на их унификацию: Директива ЕС в отношении независимых коммерческих агентов (1990 г.) и Конвенция о представительстве в международной купле-продаже товаров (разработана ЮНИДРУА (UNIDROIT) и принята в 1983 г).
Директива ЕС направлена на урегулирование прав и обязанностей сторон агентского соглашения, определение порядка заключения и прекращения агентских соглашений.
Конвенция ЮНИДРУА регулирует отношения между агентом и принципалом, а также агента с третьим лицом. Она применяется в случаях, если принципал и третье лицо имеют каждый свое предприятие в разных странах, и агент уполномочен принципалом заключать договоры продажи товаров.
Заключение
ВЭД выступает как особый комплекс хозяйственной деятельности, тесно связанный одновременно и с национальной, и с мировой экономикой и обладающий в силу этого специфическими тенденциями развития. Можно по-разному сегодня оценивать эту сферу, однако совершенно очевидно, что ВЭД остается ключевым направлением внутренней и внешней политики и является одним из немногих стабилизирующих факторов российской экономики.
ВЭД позволяет получать столь необходимые в настоящее время средства для структурной перестройки отечественного хозяйства, для оздоровления промышленности, для поддержания и стабилизации курса национальной валюты. Вместе с тем досадно отметить, что обслуживание реформ и оплаты внешних долгов обеспечиваются все так же за счет вывоза топливно-энергетических ресурсов и сырья, ориентированного почти полностью на дальнее зарубежье — до 77%.
В этих условиях, а также с учетом изменившихся не в пользу России условий на внешних рынках целевые стратегические ориентиры внешнеэкономического развития на настоящий момент и ближайшую перспективу требуют безотлагательного осмысления на федеральном уровне. Это необходимо обеспечить не только для подкрепления надежды на то, что правительственные усилия по изменению тяжелой экономической ситуации в стране будут реализованы. В большей степени необходимо потому, что российское государство до сих пор не имеет четкой внешнеэкономической концепции, соподчиненной процессам развития экономики в целом.
Между тем внешняя торговля как одна из ее составляющих взаимосвязана с внутренней экономикой по принципу «сообщающихся сосудов». Поэтому процессы осуществления внешнеторговой деятельности неотделимы от процессов и направлений экономического развития государства в целом на конкретных этапах, а внешнеторговая политика должна учитывать и общую экономическую стратегию.
Разработка внешнеторговой стратегии России имеет большое практическое значение еще и потому, что определяет характер участия страны в международном разделении труда, представляющийся наиболее эффективным при сложившейся в стране структуре производственных ресурсов и обеспечивающий одновременно защиту экономических интересов внутреннего рынка.
Сегодня положение России во многом отличается от названного выше периода — как на международном рынке, так и внутри страны. Либерализация ВЭД безусловно способствовала процессу открытия российской экономики мировому рынку. Новый этап, начавшийся с 1994 г., сопровождался стабилизацией и постепенным увеличением масштабов внешнеторговой деятельности благодаря также либерализации международного торгового режима, что выражалось в снятии торговых барьеров на рынках стран Запада, обеспечивая их доступность для отдельных товарных позиций российских экспортеров, а кроме того, в силу повышенного спроса на сырье и материалы на мировом рынке. Россия стала активно включаться в систему международного разделения труда (МРТ).
Несмотря на то что единственным положением, зафиксированным в «новой стратегии ВЭД» 1992 г., которое было реализовано и получило законодательную основу, можно считать построение механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности, он далек от совершенства, остается нестабильным, подвержен резким изменениям в связи с изменением позиций правительства. Это также позволяет утверждать, что и внешнеторговая политика, и регулирование внешнеторговой деятельности находятся в отрыве от процессов и программ экономического и концепции промышленного развития государства.
Дальнейшее благоприятное развитие внешнеэкономической деятельности в России во многом будет зависеть не только от уровня экономической стабилизации в стране и последовательной либерализации внешнеторговых операций, но и от приведения механизма внешнеторгового регулирования к общепринятым в мировой практике нормам и принципам с акцентом на экономические, тарифные методы и одновременным сокращением сферы административного вмешательства, количественных ограничений для экспорта и в то же время ограждением защитными мерами национальных производителей.
Постепенная адаптация российского законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности к международным правилам также невозможна без дальнейшего развития процесса присоединения России к Всемирной торговой организации, который способен также обеспечить условия для осуществления равноправного внешнеторгового партнерства с развитыми государствами.
Использованная литература:, Бабченко Т.Н.
Зыкин И. С.
Козырин А., Международная, Носкова И.Я.
6. Основы внешнеэкономических знаний: Учебник /Под. ред. И.П. Фаминского. 2-е изд. — М.: Международные отношения, 1994.
Предприятие, Прокушев Е.Ф., Пузанова Е.Н., Бодягин О. В.
10. Россия: Внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку /Под. ред. И.П. Фаминского. — М.: Международные отношения, 1993.