Экономические последствия монополизма

Курсовая работа

В настоящее время проблема экономических последствий монополии приобрела большое значение в Российской Федерации и во всем мире.

По мнению экспертов, одной из основных первопричин мировой депрессии, первопричин экономического кризиса является распад глобальных монополий.

Монополизация всех сторон жизни была неизменным атрибутом России с дореволюционных времен. В сфере политики это выражается в неоспоримости существующей власти, в нетерпимости оппозиции. Экономическая монополия превращается в непомерную концентрацию товаров и затрудняет выход на рынок «новичков». Если в 2000 году 500 крупнейших компаний РФ обеспечивали примерно 56 % ВВП, то в 2007 году – 81 %. Сегодня больше 50 % предприятий не имеют внутренней конкуренции. И общий результат политической и экономической монополизации России — низкое качество жизни «неэлитного» гражданина, по сути, почти нищета в почти богатой стране.

Вышеперечисленные обстоятельства указывают на высокую степень актуальности темы данной работы.

Объектом данной работы является экономическая природа монополистических рынков (чистая монополия, олигополия), а также противоправной монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и ограничивающих конкуренцию актов, действий (бездействия), соглашений, согласованных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления.

1. Понятие, виды монополизма и его экономическая природа.

Монополистические рынки как проявление монополизма.

Одним из значений термина «монополизм» в настоящее время является господство на рынке товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой группы производителей, продавцов, объединившихся в целях захвата рынка, вытеснения конкурентов, продающих данный или аналогичный товар, контроля цен.

Употребляя понятие «монополизм» в первом значении мы говорим о таких разновидностях монополистических рынков как:

  • чистая монополия;
  • олигополия.

Фирма считается чистой (абсолютной) монополией тогда, когда она является единственным поставщиком однородного товара, так что границы фирмы расширяются до масштабов отрасли. Следовательно, производство монопольной фирмы следует сравнивать с производством отрасли в условиях совершенной конкуренции.

Признаки чистой (абсолютной) монополии:

  • один продавец на рынке;
  • отсутствуют близкие заменители товара;
  • существуют непреодолимые барьеры входа на рынок;
  • продавец способен влиять на цену.

Чистая монополия возникает там, где есть только один продавец и нет реальных альтернатив — нет товаров-заменителей, а произведенный продукт однороден и уникален.

2 стр., 608 слов

Экономическая конкуренция

... определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. На основании этого выделяют следующие виды конкуренции: Совершенная конкуренция – это когда ...

В этом случае фирма приобретает реальную власть с точки зрения продажи продукта: в определенной степени она контролирует цену и влияет на нее, изменяя ее количество.

Чистая (абсолютная) монополия появляется на рынке тогда, когда при вступлении в отрасль или ухода из неё существуют входные и выходные барьеры.

Характер барьеров может быть разным. Они могут быть обусловлены высоким уровнем капиталоёмкости, вследствие чего фирма экономит на масштабах производства (автомобильная промышленность), тарифными скидками (воздушные перевозки), территориальным размещением магазинов (розничная торговля), естественной монополией (производство и передача электроэнергии).

Барьеры подобного рода называются входными.

Выходные барьеры также обуславливают сохранение монополий, так как принуждают хозяйственные единицы продолжать функционировать в отраслях, где низкая рентабельность или отсутствуют доходы на капитал (судостроение, сталелитейная промышленность).

Примерами выходных барьеров могут служить: необходимость списания крупных инвестиций; нежелание утратить свой имидж; честолюбие менеджера; вмешательство правительства; большие затраты на ликвидацию предприятия; профсоюзная оппозиция; протесты поставщиков, клиентуры и дилеров.

Поскольку чистый монополист является единственным поставщиком товара или услуги, он эффективно представляет отрасль и имеет дело с линией спроса на рынке. Эта линия показывает цены, по которым чистый монополист может продавать свои товары для разных объемов производства. Задача поставщика — выбрать для него выгодный объем продаж и установить цену на основе линии спроса. Поставщик изучает, как много потребители согласны платить за его товар при том или ином объёме выпуска, затем определяет объём при котором предельные издержки равны предельному доходу, и назначает ту цену, которую при выбранном объёме потребители готовы платить.

Своеобразная монополия — это абсолютная монополия, которая в отсутствие конкурентов полностью контролирует закупку продукции многих производителей по установленной ею цене.

Олигополия — это рынок, на котором работает всего несколько фирм, и поэтому каждая фирма своими действиями может оказывать значительное влияние на условия труда работников других участников рынка. Примеры олигополии включают рынки стали, автомобилей и самолетов.

Поскольку в рамках олигополии мало компаний, участники хорошо знают друг друга, и каждый участник должен действовать с учетом возможной реакции других компаний. Позиция каждой фирмы в отрасли более или менее определена, каждая знает свою долю на рынке, поэтому поведение фирм диктуется двумя основными мотивами: получение максимальной прибыли для отрасли и получение максимальной собственной прибыли. Выход на рынок новой компании в режиме олигополии затруднен, есть препятствия, но их легче преодолеть, чем в условиях чистой монополии.

Олигополисты могут образовывать картель и вместе действовать на рынке как чистый монополист. Объединив усилия, компании могут ограничить производство, поднять цены и максимизировать прибыль.

Монополия как противоправное поведение государственных органов и органов.

Второе значение термина «монополия» — это деятельность коммерческих организаций и государственных органов, направленная на устранение конкуренции, установление доминирующего положения оператора рынка посредством недобросовестной конкуренции и вытеснения других участников.

9 стр., 4387 слов

Методы государственного регулирования естественных монополий

... деятельности естественной монополии в России Предметом исследования это экономические отношения, возникающие между предприятиями и организациями в условиях естественной монополии. 1. Сущность естественной монополии 1.1 Понятие и виды естественной монополии Естественная монополия это такая ситуация на рынке, ...

Понятие «монополизм» в данном значении в полной мере раскрывается Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Федеральный закон №135-ФЗ).

Федеральный закон №135-ФЗ выделяет следующие разновидности монополизма:

  • монополистическая деятельность, недобросовестная конкуренция;
  • ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), соглашения, согласованные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Действия (бездействие), являющиеся монополистической деятельностью, недобросовестной конкуренцией, определены статьями 10, 11, 14 главы 2 Федерального закон №135-ФЗ.

Согласно статье 10 Федерального закона №135-ФЗ, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

26 стр., 12858 слов

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

... области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2014 году подготовлен Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации при участии ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда» Минтруда России. При подготовке доклада использованы материалы общероссийского мониторинга условий и охраны труда по ...

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии со статьёй 11 Федерального закона №135-ФЗ, запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

  • (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ)

5) навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

7) сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

8) созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

9) установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

20 стр., 9650 слов

Развитие государственного аудита в Российской Федерации

... по моему мнению, дано председателем Счетной палаты Российской Федерации Степашиным С.В. в своей монографии «Конституционный аудит»: «Государственный аудит - конституционно ... нормативных правовых актов: Теоретическую основу исследования составили федеральные законы, Указы и распоряжения Президента РФ, распоряжения и постановления Правительства РФ, Счетной палаты РФ, Министерства экономического ...

Статьёй 14 Федерального закона №135-ФЗ установлен запрет недобросовестной конкуренции, в том числе:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Кроме того, данная статья запрещает недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства идентификации юридического лица, средства идентификации продуктов, работ или услуг.

Ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), соглашения, согласованные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления определены статьями 15, 16 Федерального закона №135-ФЗ.

Согласно статьи 15 Федерального закона №135-ФЗ, органам государственной власти, местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

  • (п. 6 введен Федеральным законом от 17.07.2009 N 164-ФЗ)

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Федерального закона №135-ФЗ.

В соответствии со статьёй 16 Федерального закона №135-ФЗ, запрещаются соглашения между органам государственной власти, местного самоуправления или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

13 стр., 6009 слов

Место и роль современного менеджмента в российской экономике

... конкуренция, сознательное соблюдение закона. Объект – место и роль современного менеджмента в российской экономике. Предмет – современный менеджмент в российской экономике. Цель исследования - проанализировать место и роль современного менеджмента. Задачи – рассмотрение основных этаповразвития менеджмента в России, основных характеристик и функций менеджмента. ... В первые годы Советской власти ...

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

2. Влияние монополизма на экономику.

Критика Монополизма.

Монополии как участники рыночных сделок – в отличие от мелких товаровладельцев (способных изменять только свои индивидуальные цены) – могут сами устанавливать рыночные цены. В то же время они очень специфическим образом используют закон цен для массового спроса и закон цен для массового предложения.

Монополии, продающие товары оптом, используют закон цены предложения в своих интересах. Они намеренно уменьшают продажу своих товаров (снижают объём предложения), чтобы создать искусственный дефицит продуктов. Нехватка рыночных благ ведёт к росту монопольно высокой цены. Поэтому в последние годы в России и других странах нередки случаи, когда компании-монополисты, производящие и продающие бензин, резко сокращают продажу моторного топлива, чтобы поднять цену предложения в связи с увеличением спроса.

Монопсония, которая покупает большие объемы товаров у мелких производителей, особым образом использует закон цены как функции спроса. Например, закупая заранее сельскохозяйственные товары по низким ценам и создавая их большие запасы, монопсония в период сбора урожая устанавливает низкую монопольную цену на закупаемую продукцию. Такая цена дает монопсонии желаемую выгоду. Его прибыль увеличивается с каждым новым снижением закупочных цен, что является результатом сознательного создания зоны излишков продукта.

Наконец, фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией удваивает свой доход по средствам так называемых ножниц цен. Это высокие монопольные цены и низкие монопольные цены, уровни которых расходятся друг от друга, как расходящиеся лезвия ножниц. Это движение цен основано на расширении областей избытка и дефицита товаров. это типично для многих производственных фирм, которые — особенно в условиях инфляции — устанавливают цены на свою готовую продукцию в несколько раз выше, чем рост цен в добывающих отраслях. В нашей стране ценовые ножницы особенно широко использовались в период индустриализации народного хозяйства. Государство, играя роль монополиста и монополиста, устанавливало относительно высокие цены на промышленную продукцию и очень низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, что нанесло серьезный ущерб сельской экономике. До последнего времени такого рода ножницы не устранены.

12 стр., 5968 слов

Характеристика Государственного архива Российской Федерации

... архивах Российской Федерации занимает Государственный архив. Государственный архив Российской Федерации - архив России, куда поступают на хранение документы высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации; крупнейший федеральный архив ... достояния народов России. Цель работы Государственного архива Российской Федерации - обеспечить вечное хранение уникальных ...

Так, за период с июля 2007 г по июль 2008 г цена ржаного хлеба в магазинах столицы выросла на 80-90%. При этом рост цен на продовольственную рожь, по данным аналитического центра «СовЭкон», составил всего 10%: год назад тонна стоила 5 тыс. руб., сейчас – 5,5 тыс. С молоком ситуация еще более странная. Закупочные цены снижаются с начала года: если в январе, по данным Минсельхоза, производитель получал за литр сырого молока 11,3 руб., то в июне – лишь 7,9. В рознице картина обратная: в январе литровый пакет продукта стоил в среднем по стране 21,2 руб., в июне – 24,2.

Представители Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) уверены, что причина этого необъяснимого с точки зрения нормальной экономики безобразия – монополизм поставщиков. «На оптовом рынке продовольствия очень высокий уровень консолидации, игроков немного, и конкуренция низкая. Доли многих поставщиков превышают 35% и доходят до 80%. В основном это касается поставок хлеба, молочных продуктов, мяса и птицы. Если будет устранено злоупотребление посредниками, розничные цены упадут на 10-15% », — говорит председатель президиума АКОРТ Лев Хасис. В Торгово-промышленной палате РФ сверхвысокие цены на молоко в Москве (около 35 руб. за литр) объяснили тем же – монополизмом в оптовой сфере. По словам экспертов ТПП, на всю столицу работают всего 3 поставщика, что крайне негативно сказывается на росте цен.

В результате по состоянию на 2008 год при росте физических объемов потребления продуктов питания более чем на 10% в год темпы роста сельскохозяйственного производства были неприлично низкими — 2-3%.

Такая ситуация автоматически означает рост зависимости России от импорта продовольствия, что означает дальнейшие инфляционные риски.

Похожая ситуация – на рынке нефтепродуктов.

Рост цен на автобензины по итогам первых четырех месяцев 2008 года составил 7,8%.

Принято объяснять его взаимосвязью с мировыми ценами на нефть.

Однако торговля российскими нефтепродуктами на международных рынках ограничена, на них нет спроса в Европе, их обычно привозят на переработку, но мощности европейских НПЗ для этого невелики. Внутренний рынок нефтепродуктов в значительной степени заперт. При этом эффективная оптовая цена нефтепродуктов, отражающая затраты на добычу, транспортировку и переработку нефти, ровно вдвое превышает розничную цену. Например, в Москве в мае 2008 года литр 92-го бензина в розницу стоил 21 рубль, а отпускная цена завода — 10 руб.

Практически нигде в мире нет такой множественной разницы между оптовыми и розничными ценами на нефтепродукты, и это объясняется одним: местной монополией региональных картелей поставщиков топлива.

Еще одна причина для критики монополии может заключаться в том, что из-за отсутствия конкуренции качество ее товаров и услуг может снизиться, и потребитель не сможет сменить поставщиков. При этом «монополист» может организовать себе легкую жизнь и допустить, чтобы издержки производства были выше, чем необходимо.

Особо остановлюсь на следующих проявлениях негативной монополии.

В настоящее время серьезную угрозу стратегической стабильности и экономической безопасности субъектов Российской Федерации представляет слияние коррупции с крупными хозяйствующими субъектами региона и фактическое возникновение на этой основе своеобразной государственной монополии.

15 стр., 7115 слов

Конкуренция и монополия

... рыночной экономики требует внимания. Чтобы осознанно и грамотно подойти к решению проблемы необходимо чётко понимать сущность и задачи явления. Целью курсовой работы является рассмотрение сущности конкуренции и монополии в ... конкурентов. 4. Экономические возможности и торговые способности Поставщиков. 5. Экономические возможности и торговые способности Модель пяти сил конкуренции М. Е. Портера ...

Одной из современных особенностей проявления коррупции, и прежде всего в субъектах РФ, является создание крупных коммерческих структур при органах региональной власти, фактически представляющих собой региональные монопольные бизнес-образования, которые подавляют всякую конкуренцию в сфере своей деятельности. Сам по себе монополизм, когда он складывается по естественным законам рынка и является следствием концентрации и централизации капитала, хоть и несет в себе угрозы ограничения конкуренции, все-таки является объектом антимонопольного регулирования и в принципе находится под контролем соответствующих антимонопольных органов государства.

Вместе с тем там, где монополизм возникает как государственная монополия, хозяйственные структуры, осуществляющие свою деятельность при органах исполнительной власти, что особенно характерно для региональных и муниципальных органов власти, там всегда есть место для монопольных злоупотреблений и произрастания коррупции.

В последние годы участились случаи появления крупных хозяйственных структур в сфере региональных систем жизнеобеспечения, городского транспорта, ЖКХ и др., как правило, ведущих свою хозяйственную деятельность при органах исполнительной власти, а зачастую наделенных функциями органов государственной власти. Такие коммерческие организации наделяются эксклюзивными правами по производству, распределению товара в определенной сфере (работы, услуги) и/или доступа к ограниченному ресурсу. Эта деятельность при полной поддержке исполнительной власти не может контролироваться соответствующими антимонопольными органами, хотя однозначно считается, что она ограничивает конкуренцию на товарных рынках. Региональная коррупция обеспечивает административную поддержку и поддержку монопольным фирмам, созданным под эгидой властей, и в результате получает часть выгод от сверхприбылей, получаемых монополией.

Зачастую экономические монополисты стремятся к сращиванию любой ценой с монополистами политическими, в каждой сколько-нибудь крупной корпорации активно действуют департаменты по работе с госорганами и соответствующие специалисты (GR-менеджер (от англ. government relations manager- «менеджер по связям с органами власти»).

Масштабы такой деятельности и расходы на нее поражают воображение. На смену рыночной конкуренции, интересу к производительности труда и инновациям в российских условиях приходит гораздо более плодотворная конкуренция «кто с кем быстрее будет расти». Зачем тратить много сил и денег на конкуренцию по открытым законам, если гораздо дешевле тайно избавиться от конкурента или, по крайней мере, серьезно подорвать его репутацию, «спровоцировав» налоги, таможню или сами антимонопольные органы.

3. Антимонопольная государственная политика РФ.

19 мая 2009 года Председатель Правительства РФ Владимир Путин распоряжением N691-р утвердил Программу развития конкуренции в РФ и План мероприятий по реализации программы развития конкуренции в РФ на 2009-2012 гг.

Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах.

13 стр., 6353 слов

Естественные монополии и их роль в экономике России

... стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий. Следовательно, необходимо правильно регулировать действия этих экономических субъектов. Предметом исследования является отрасль естественных монополий и их роль в экономике России. Объектом исследования является естественная монополия в частности ...

Развитие международного сотрудничества Российской Федерации в области конкурентной политики является важным фактором, обеспечивающим защиту конкуренции на внутреннем рынке Российской Федерации и облегчающим доступ российских экспортеров и инвесторов на внешние рынки.

Задача развития конкуренции требует совершенствования использования всех инструментов экономического регулирования, включая налоговую политику, таможенно-тарифное регулирование, планирование, государственные закупки и тарифное регулирование естественных монополий.

Чтобы создать максимально благоприятные условия для управления малым и средним бизнесом, необходимо реализовать меры по снижению административного давления.

Важной антикризисной мерой является поддержка спроса за счет увеличения закупок для государственных нужд, а также для нужд госкорпораций и субъектов естественных монополий.

Конкурентная политика в условиях кризиса должна предусматривать реализацию следующих мер:

  • следует существенно снизить издержки входа на рынок, в том числе путем снижения административных барьеров в отраслях с ярко выраженными препятствиями входа;
  • при осуществлении контроля, в том числе антимонопольного, необходимо сместить акцент с контроля за действиями хозяйствующих субъектов в сторону более тщательного контроля за действиями органов власти;
  • нужно упростить доступ к инфраструктуре естественных монополий, ввести ускоренную процедуру рассмотрения нарушений правил недискриминационного доступа к услугам естественных монополий, установить ответственность за их нарушение в форме дисквалификации виновных должностных лиц. Необходимо утверждение правил недискриминационного доступа к системе магистральных и распределительных газопроводов;
  • должно быть сокращено количество сделок, подлежащих предварительному согласованию с ФАС России, в первую очередь необходимо исключить обязательное согласование сделок внутри группы лиц;

— требуется формирование эффективной, максимально доступной и прозрачной конкурсной системы размещения государственных заказов, заказов государственных корпораций и естественных монополий, в том числе путем расширения практики размещения заказов на электронных аукционах.

Заключение.

Подводя итоги работы, следует отметить, что поставленные ранее цели и задачи, сформулированные во введении, достигнуты. Это позволяет сделать некоторые выводы.

Во-первых, следует отметить, что основной оборотной стороной монополизации является чрезмерная власть монопольных фирм. Круг тех, кто умеет заниматься бизнесом, постоянно сужается, превращая всю экономику в монополистическую. новым предприятиям трудно или почти невозможно выйти на рынок, что разрушает саму структуру предпринимательства. Недостаточный приток новых фирм на рынок препятствует развитию здоровой конкуренции, поэтому у фирм нет стимула повышать эффективность работы. При монопольном режиме в экономике процветает паразитизм, мнение о том, что деньги можно заработать только через «особые» отношения с властью. Монополизм в экономике способствует коррупции. Все это не способствует развитию экономики в целом, тормозит появление и развитие новых конкурентоспособных предприятий. Отсутствие эффективной налоговой и правовой системы также не способствует развитию бизнеса. В результате многие компании работают с краткосрочной перспективой, привозят деньги за границу и не хотят вкладывать средства в производство. Все это негативно оказывается на экономике страны.

В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической и становится все более политической. Однако, как известно, экономика, прежде всего, не должна иметь политической принадлежности. И только тогда государство сможет полностью заменить монополии, которые формировались десятилетиями, свободным и самоорганизованным рынком. Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

Библиографический список.

1. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,2007. — 495 с.;

2. Федеральный закон от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»// «Российская газета», №162, 27.07.2006г.;

3. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008, — 544 с.;

4. Архипов А. И. Экономика: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. — 848 с.;

5. Елисеев А. С. Экономика: Бизнес-курс МВА. – М.: ИТК «Дашков и К°», 2008. – 498 с.;

6. Коррупция как системная угроза стабильности и экономической безопасности Российской Федерации: статья // «Налоги» (журнал), 2008, Специальный выпуск, Январь;

7. Журабаев Е. Демонополизация России. Чего ждать от новой Программы развития конкуренции: статья // http://www.novopol.ru/-demonopolizatsiya-rossii-text68941.html — интернет-журнал «Новая Политика»;

8. Программа развития конкуренции в РФ на 2009-2012 годы // http://www.rb.ru/inform/110927.html

9. В повышении цен на продукты виноват монополизм поставщиков: статья // http://www.optifood.ru/analytics/article/147/4808.php, 17.07.2008г.;

10. В. Милов Инфляция – дочь монополизма: статья // http://www.gazeta.ru/column/milov/2727882.shtml, 19.05.2008г..