В современных условиях в связи с необходимостью повышения конкурентоспособности российской экономики и улучшения качества жизни в стране, решения важнейших социальных задач, имеет все большую актуальность повышение результативности бюджетных расходов государственного бюджета ориентированного на результат.
Важнейшую роль государственный бюджет играет в решении социальных проблем. За счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан признано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы. Не стоит забывать и о том, что средства бюджета являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на качественно новый, более высокий уровень социального обслуживания населения.
В условиях мирового финансового кризиса в конце 2008 – 2009 гг., роль государственного бюджета возрастает. Помощи со стороны государства ожидает одна треть населения, которые нуждаются в дополнительных средствах, выделяемых из бюджета.
Население многих стран, в том числе и нашей оказывает все более заметное влияние на разработку, принятие и реализацию социально -экономических программ, финансируемых из государственного бюджета.
Таким образом, государственный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие социальной сферы. С его помощью на основе бюджетного механизма государство, обеспечивая перераспределение национального дохода, изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования.
Совершенно очевидно, что будущая стратегия экономического развития может быть принята лишь при условии притягательности ее социальной составляющей.
Степень научной разработанности проблемы. Бюджетное обеспечение социальной сферы, изучение государственного бюджета, целесообразность направляемых средств из бюджета на социальную политику являются предметом научных исследований в различных областях знания. Существенный вклад в разработку исследуемых проблем внесли как российские авторы, так и зарубежные.
В последние годы в связи с активизацией расходования бюджетных средств не по назначению российские авторы стали уделять этой теме особое внимание.
ЗОЛОТАЯ ОРДА: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ, НАСЕЛЕНИЕ, ЭКОНОМИКА, КУЛЬТУРА ...
... объявлен государственной религией Золотой Орды. Это значило, что все народы, входившие в её состав, должны были принять мусульманство. Однако это требование не касалось русских! Слайд 12 4. Экономика Орды ... они слились с местным тюркским населением. С конца XIV — начала XV в. кочевое население всей Золотой Орды стали называть татарами. Сама же Золотая Орда на европейских картах значилась как ...
Общие теоретико-методологические основы значения государственного бюджета в социальной сфере рассматриваются в научных трудах ряда известных российских ученых: С.В. Шишкина 1 , Г. Б. Поляка2 , В.Д. Ронга3 , Т.В.Сорокиной4 , И. М. Александрова5 , О.В. Врублевской6 , В.М. Познера7 , С.Н. Смирнова 8 , А.М. Бабича9 , В.Н. Лексина10 .
В то же время большинство работ по рассмотрению роли бюджета в решении социальных задач российских авторов являются методическими пособиями и учебниками, знакомящими с базовыми понятиями, касающимися начального этапа изучения данных вопросов. В научной литературе главным образом рассматриваются теоретические аспекты роли государственного бюджета в социальной сфере, и лишь немногие работы посвящены рассмотрению практических аспектов этих процессов.
Цель исследования состоит в выявлении роли государственного бюджета в решении социальных задач. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- рассмотреть понятие и сущность государственного бюджета;
- изучить историю развития бюджетной системы в Российской Федерации;
- выявить основные источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета;
- проанализировать федеральный и региональный бюджет за 2007 – 2010 г.;
- выявить наиболее важные социальные задачи, решаемые федеральным бюджетом;
- рассмотреть структуру государственных расходов, в том числе и в социальной сфере;
- исследовать эффективность решения социальных задач федерального бюджета на 2012 и плановый период 2013 и 2014 гг.
Объектом исследования является государственный бюджет Российской Федерации.
Предметом исследования служит значение и роль государственного бюджета в решении социальных задач.
Методология и методы исследования. Для решения поставленных в работе задач в качестве инструментария применялись такие общенаучные методы познания и специальные методы, как сравнительный, экономико-статистических группировок данных, табличный методы экономического анализа, графический метод.
Информационная база исследования. При написании использовались законодательные акты РФ, постановления правительства РФ, данные Министерства финансов Российской Федерации о формировании и исполнении бюджета Российской Федерации, годовые отчеты Управления Федерального казначейства, данные Министерства финансов Республики Башкортостан. В работе использовались брошюры, статьи в сборниках и периодической печати по вопросам, рассматриваемым в работе.
Теоретическая значимость работы состоит в разработке основных направлений для изучения эффективности и своевременного выполнения государственным бюджетом своих обязательств по решению социальных задач. Исследование позволило углубить теоретические представления в области изучения государственного бюджета и ее социальных функций.
В помощь преподавателю. Решение задач «Экономика отрасли»
... продажная цена на 20%. Определим рост производительности труда по бюджету, если в прошлом бюджете она была равна 32 000 руб. Решение. Рост = (100% + Ц) : (100% + ∆ t ) * П = (100% ... количестве 800 стыков. Определить сдельную зарплату работников. Расценку принять с повышающим коэффициентом к=20. Решение. Оформленный бланк наряда прилагается. Задача № 10 Бригада сварщиков в составе Бондаренко К.М.- 5 ...
Практическая значимость исследования работы заключается в выводах и предложениях, которые помогут государству направлять свои бюджетные средства на социальную сферу в той степени, насколько нужны будут при решении социальных проблем. Результаты исследования могут найти применение в преподавании дисциплин «Финансы», «Государственные и муниципальные финансы», «Финансы и кредит».
Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы (26 источников).
В первой главе рассматривается сущность, история возникновения и функции бюджета, распределение бюджетных средств и формирование. Вторая глава направлена на изучение расходования бюджетных средств разных уровней на социальную сферу, выявления наиболее важных социальных задач, а также направления решения поставленных социальных проблем. В заключении сформулированы основные результаты курсового исследования.
- Теоретико-исторические основы исследования государственного бюджета
Целенаправленное социально-эко номическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и прежде всего общегосударственного фонда денежных средств — бюджета. Бюджет — ведущее звено финансовой системы страны.
Общее понятие бюджета приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. «Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» 11 .
В связи с тем, что Россия по Конституции (1993 г.) является федеративным правовым государством, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет), бюджеты субъектов Российской Федерации.
С развитием общества существенно меняется и социально- экономическая роль бюджета. В условиях планово-директивной экономики бюджет государства был единственным источником финансового обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная экономика изменила соотношение между централизованными (прежде всего – бюджетными) и децентрализованными денежными фондами в пользу последних. Бюджетные средства все в большей степени сосредоточиваются на решении глобальных, общенациональных задач – структурной перестройке, научно – техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и т.п. Усиливается социальная направленность бюджета, ориентация его на осуществлении программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений.
Бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств 12 .
Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением – с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.
Маркетинговые исследования в современной экономике
... Маркетинговые исследования - это систематическое определение, анализ и сбор круга данных, необходимых фирме, которые фокусируются на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей в диктуемой рынком экономике. Необходимость в ... могут оказаться устаревшими, неточными, неполными. В этом случае исследователю придется с гораздо большими затратами средств и времени собирать первичные данные, ...
В ряде исследований под термином «бюджет» понимается совокупность доходов и расходов, приведенная в определенную систему и приуроченная к определенному периоду времени. Так, известный финансист дореволюционной России Л.В.Ходский писал: «Под государственным бюджетом…разумеют бюджетную роспись, т.е. роспись государственных расходов и предполагаемых для покрытия их доходов на определенный период времени, составленную (как проект) финансовым управлением, рассмотренную в законодательном учреждении и скрепленную представителем верховной власти». Этот подход характеризует бюджет как финансовый план страны, который формируется и исполняется в установленном порядке, представляет собой юридически оформленный документ, где в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных средств 13 .
Бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции — распределительная (перераспределительная) и контрольная.
С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.
Межотраслевое и территориальное распределение национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей.
Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).