«Семья как социальный институт»

Курсовая работа

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов. Проблемным на сегодняшний день является взаимоотношения в семье и обществе.

Преобразования в социально-экономической сфере отражаются на семье, т.к. одним из ключевых институтов общества является семья. Этот институт стабилизирует всю систему общественных отношений.

Одним из перспективных и актуальных направлений современной социологии является исследование проблем семьи и происходящих в ней изменений. Интерес исследователей к данной проблематике обусловлен проявлением кризисных тенденций в функционировании современной семьи, затрагивающих все сферы ее жизнедеятельности. Под этим кризисом подразумевается неспособность института семьи выполнять свои основные функции, с которыми она успешно справлялась раньше. Однако, эти процессы не свидетельствуют о его упадке, как считают некоторые исследователи, это скорее трансформации образцов семейной жизни, требующие серьезного осмысления, как на теоретическом, так и эмпирическом уровнях.

Концепции, объясняющие специфику семьи как социального института, были разработаны в трудах Э. Берджесса, Э. Вестермарка, Э. Дюркгейма, Дж. Мэдока, У. Огборна. В научных трудах данных авторов большое внимание уделяется анализу социокультурных функций семьи, их исторического перехода к другим социальным институтам, сужения круга функций, осуществляемых самой семьей.

В XIX веке возникло также прикладное или эмпирическое изучение семьи как малой первичной группы, имеющей свою особую историю возникновения, функционирования и распада. Основоположником этой социологической традиции является Ф. Ле Пле, идеи которого предвосхитили концепцию жизненного цикла семьи как малой группы.

Семью как социально-психологическую группу начали исследовать У. Джемс, Ф. Знанецкий, Ч. Кули, Ж. Пиаже, У. Томас, З. Фрейд. Взаимосвязь личности и общества рассматривались ими на уровне первичных, межличностных отношений.

Объектом исследования в данной работе является семья как социальный институт.

Предмет исследования – особенности формирования исследования семьи как социального института.

Целью исследования является определение понятия и сущности семьи, а также рассмотрения методологической основы разработки исследования.

Задачи курсовой работы:

  1. Рассмотреть понятие, сущность и виды семьи.
  2. Определить особенности реализации системного подхода в исследовании семьи.
  3. Выявить взаимодействие условий и объекта исследования в микросоциологии семьи при опросе, наблюдении и контент-анализе.
  4. Выяснить специфику изучения формирования и выражения мнений при использовании опроса в области семейного поведения.

Глава 1. Понятие и сущность семьи

3 стр., 1182 слов

Маркетинговые исследования в современной экономике

... Маркетинговые исследования - это систематическое определение, анализ и сбор круга данных, необходимых фирме, которые фокусируются на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей в диктуемой рынком экономике. Необходимость в ... рынками продукции; охват всей основной группы факторов внутреннего (по отношению к данному рынку) характера, оказывающих на него воздействие. Систематичность ...

1.1. Понятие семьи

Социальный институт — это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи[1].

Социальный институт представляет собой совокупность людей, учреждений, материальных средств, обеспечивающих устойчивость социальных связей и отношений в обществе.

Социальные институты обеспечивают реализацию основополагающих потребностей общества, связанных с его материальным обеспечением, интеграцией социальных групп, воспроизводством и сохранением духовных ценностей и т. д. Благодаря их наличию обеспечивается воспроизводство населения, материальных и духовных благ, социализация человеческих индивидов, преемственность поколений и многое другое. Социальные институты функционируют лишь при наличии соответствующих общественных потребностей. При исчезновении таких потребностей их функционирование постепенно прекращается и они отмирают.

Общими признаками, которые характеризуют все социальные институты, являются следующие: цель; набор установок и образцов поведения, социальных статусов и ролей; система санкций, обеспечивающая стимулирование желаемого и подавление отклоняющегося поведения; культурные символы. Состав социальных институтов весьма разнообразен. Важнейшими социальными институтами являются (рис. 1.1):

Социальные институты

экономические

политические

социокультурные и воспитательные

Рис. 1.1. Социальные институты

а) экономические (собственность, деньги, банки);

  • б) политические (государство, партии, союзы);
  • в) социокультурные и воспитательные (наука, образование) и другие.

Социальные институты выполняют разнообразные функции, важнейшими из которых являются интеграционная, регулятивная, коммуникативная, транслирующая, функция закрепления и воспроизводства общественных отношений и многие другие.

Социальные институты образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений конкретных индивидов, социальных групп, слоев и иных общностей. Они носят индивидуальный характер, обладают собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть охарактеризованы как организованные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов, определенной изменчивостью их функций.

Итак, имея специфические особенности и отличаясь друг от друга, социальные институты вместе с тем функционируют в тесной связи друг с другом и дополняют друг друга.

Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога Абрахема Маслоу, делится на:

1) физиологические и сексуальные потребности;

2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования;

3) социальные потребности в общении;

4) престижные потребности в признании;

5) духовные потребности в самореализации.

В социологии институту семьи выделено особое место. В нашей стране множество ученых занимается этой темой.

Семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав США).

Но на место разрушенных браков вновь и вновь создаются новые. Ежегодно в нашей стране заключается около 2 млн. браков. Сегодня мы рассмотрим, по какой причине люди женятся и выходят замуж, и для этого рассмотрим семью как социальный институт, социальную общность и малую группу.

1.2. Функции семьи

Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи.

Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе — удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Эмиля Дюркгейма, — это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство[1].

Функции женщины и функции мужчины настолько специализировались, что женщины стали вести существование совершенно отличное от мужчины. Мужчина олицетворял могущество, силу, интеллект, а женщина — женственность, слабость, мягкость, эмоциональность. Функциональные различия постепенно видоизменили и физиологические признаки: рост, вес, общие формы, строение черепа мужчины и женщины существенно различаются. Изолированные друг от друга мужчина и женщин — суть, различные части одного и того же конкретного целого, которое они, соединяясь, восстанавливают.

По мере того, как росла дифференциация полов, развивался и укреплялся брачный союз, формировался долг супружеской верности.

В природе, в животном мире социальные объединения животных являются результатом бессознательного (инстинктивного) приспособления к жизненным условиям, результатом естественного отбора, физиологической и психологической деятельности особей. Человеческие семейные группы приспосабливаются не только к физическим условиям, но также и к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе.

Семья возникает из стремления удовлетворить сугубо личные потребности и интересы индивидов. Являясь малой группой, она соединяет их с общественными интересами. В семье личные потребности окультуриваются, упорядочиваются, организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций. В этом, прежде всего, состоит принципиальное отличие человеческой семьи от семьи животных. В итоге естественно-биологические потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери — все это трансформируется в социально-биологическую функцию семьи.

Особенностью семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться «изнутри». Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства.

  1. Важнейшая функция семьи — социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.

Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности.

Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей.

Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители — дети.

  1. Следующая важнейшая функция семьи — функция социальной и эмоциональной защиты своих членов.

В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека — маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей.

  1. Следующая важнейшая функция семьи — экономическая и хозяйственно-бытовая. Суть заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества и в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.
  2. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как семья передает определенный социальный статус своим членам.
  3. Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.
  4. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении свободного времени.
  5. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
  6. Фелицитологическая функция представляет в этом перечне особый интерес. Именно сейчас любовь и счастье стали основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других исторических периодов.

1.3. Виды семьи

Сила и притягательность семьи, ее сущность заключаются в той целостности, которая присуща семье и как социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.

Семья создается для удовлетворения не одной — двух, а целого комплекса жизненно важных потребностей человека.

Однако семьи бывают различными. Например, семьи различаются в зависимости от формы брака[5].

Брак — это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их взаимные права и обязанности. В этой связи различают семьи полигамные и моногамные.

Полигамный (групповой) брак — самая распространенная в мире форма брака, встречается в 5 раз чаще, чем моногамный брак (брак одного мужчины с одной женщиной).

Полигамия бывает двух видов: полиандрия и полигиния.

Полиандрия — это семья, в которой женщина имеет нескольких супругов. Имеет место во многих частях света: юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова.

Полигиния (нам знакома как гарем) — брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от способности супруга содержать большую семью и является более характерным для зажиточных классов. Имеет место в Китае, Турции, Иране, странах Ближнего и Среднего Востока.

Кроме того, каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В нашем обществе это ограничение применяется во избежание кровосмесительных связей (явление инцеста).

Так, нравственные нормы запрещают нам жениться на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близких родственниках. Во многих обществах запрещено выбирать супруга внутри своего клана, деревни, а иногда даже племени.

На практике встречаются также противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы, Такой культурный образец называется эндогамией. Клановая, деревенская или племенная эндогамия очень часто встречается в примитивных обществах. В современных обществах широко распространена расовая эндогамия или эндогамия сословная (когда запрещается выбирать партнера из низших слоев общества).

Эндогамия в чистом виде характерна для закрытых групп типа каст, где путем эндогамных браков поддерживается их закрытость. Наиболее яркий пример эндогамии можно встретить в Индии, где люди различных каст не могут сочетаться браком.

В зависимости от состава различают семьи нуклеарные, сложные и большие.

Нуклеарная (простая) семья может быть как полной, так и неполной. Полной нуклеарной семьей считается семья, в которой есть муж, жена и дети. Неполной — семья с ребенком без одного из супругов.

Сложная семья характеризуется тем, что состоит из представителей нескольких поколений.

Семьи различаются

по стажу семейной жизни

по количеству имеющихся детей

по стажу семейной жизни

по географическому признаку

по типу главенства в семье

Рис. 1.2. Различие семей

Семьи различаются[1]:

  • по количеству имеющихся в них детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные (3 и более ребенка);
  • по стажу семейной жизни: молодожены, молодая семья, семья среднего супружеского возраста, пожилая супружеская пара;
  • по географическому признаку: сельская и городская семья;
  • по типу главенства в семье: авторитарная и эгалитарная.

Представляет интерес и деление семьи по иным критериям:

  • аетоцентристские семьи. В таких семьях центром всех забот, основой семейной жизни является ребенок. Повышение материальных и духовных забот о детях — явление положительное. Однако гипертрофия долга по отношению к ним приводит к неблагоприятным социальным и нравственным последствиям;

— супружеская семья. В последние десятилетия появляется новый тип семьи, который условно назван супружеским (смотрим работы Голода Сергея Исаевича).

В этой семье основная ось отношений определяется не родительством и родством, а личностными взаимоотношениями партнеров.

Семьи различаются также по особым условиям семейной жизни.

Дистантная семья. От слова дистанция, таким семьям свойственно частое отсутствие одного из супругов, связанное с особенностью профессии (моряки, военные и т.п.).

В последнее время к таким семьям стали относить семьи, где один из супругов проживает отдельно от семьи по различным мотивам (кроме случая развода).

Студенческая семья. Большое количество браков в наше время заключается среди студентов. Высокая мотивация на брак у студенческой молодежи существует уже на первом курсе. Взгляд студентов на функциональную нагрузку современной семьи отражает ориентацию на психологизацию семьи: психологическая функция занимает в ней доминирующее место.

По типам цивилизационной эволюции семьи разделяются на патриархальные и эгалитарные.

Патриархальный тип семьи — необычайно устойчивый тип семейных отношений. Семейные отношения строятся на принципах иерархизма и неравенства членов семьи, на принципах принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы отдельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи.

Эгалитарная семья — это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости. Основная функция такой семьи — удовлетворение потребности в общении, воспитание творческой индивидуальности.

Глава 2. Cостояние института семьи в современном обществе

2.1. Исходные данные для исследования

Анализ состояния института семьи в современном обществе проводился Международным центром семьи, молодежи и детей (г. Москва) по заказу Федерального агентства по делам молодежи в июне-июле 2012 года. В ходе организации аналитической работы с помощью анкетного опроса было охвачено 2000 респондентов, проживающих на территории Российской Федерации, в том числе в таких субъектах Российской Федерации, как: Москва, Ленинградская, Мурманская, Свердловская области, Республика Татарстан, Красноярский и Приморский края, Ямало-Ненецкий автономный округ. Опрос организовывали и проводили сотрудники Международного центра семьи, молодежи и детей.

При организации и проведении исследования сделан упор на то, чтобы в опросе участвовали в основном те молодые семьи, которые сравнительно долгое время проживают на конкретной территории указанных субъектов Российской Федерации, поскольку фактор местности сравнительно сильно влияет на образ жизни семьи, степень внутрисемейного взаимодействия, в том числе на супружеские и детско-родительские отношения. Однако с целью получения объективных данных к участию в опросе были привлечены представители молодых семей с разными сроками проживания в конкретном муниципальном образовании.

На объективность мнений относительно супружеских и детско-родительских отношений сказывается продолжительность брака. Именно поэтому для участия в аналитическом опросе были привлечены члены молодых семей с разным стажем совместного проживания. Среди участвующих в обследовании были и те супруги, которые состояли в браке не только впервые, но и были в нем уже неоднократно.

Для получения объективных данных, проведения их обработки и научного анализа большую роль играло вовлечение в опрос представителей разных полов. В данном исследовании могли участвовать от 30 до 70 процентов женщин и столько же мужчин. Проводя аналитическое исследование, обращено внимание на участие в опросе респондентов разных возрастов.

При проведении анкетирования особое значение имел выбор правильных вариантов ответов на вопросы анкеты. На это, бесспорно, влиял уровень образования опрашиваемых. Делая выборку, перед интервьюерами ставилась задача, чтобы в опросе участвовали супруги с разным уровнем образования. Такой подход важен, так как он в основном отражает портрет современной семьи, проживающей на территории Российской Федерации. При этом сравнительно высокий уровень образования участников опроса положительно сказался на объективности их оценок относительно проблем супружеских и детско-родительских отношений.

Для выявления объективных мнений учитывался разнообразный род деятельности членов семей — респондентов настоящего аналитического исследования. Именно поэтому для ответов на вопросы анкеты привлекались педагоги, студенты, психологи, менеджеры, медицинские работники, военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, рабочие, водители, рыбаки, государственные и муниципальные служащие, представители бизнеса, искусства, торговли, журналисты, домохозяйки, безработные и другие категории граждан, проживающих в молодых семьях Российской Федерации. Это положительно сказалось на разнообразии мнений, внесло многоликий колорит в аналитическую часть итогового материала.

Учитывая национальные особенности части населения, проживающего на территории отдельных субъектов Российской Федерации, учитывались мнения семей коренных малочисленных народов Севера. Поэтому такие семьи активно привлекались к участию в опросе.

Программа проведения анализа свидетельствует о привлечении значительного числа его участников. Правильно сделанная выборка способствовала повышению степени достоверности полученных данных и снижению возможных погрешностей. Разный половой, возрастной, образовательный уровень участников, стаж семейной жизни, а также продолжительность проживания на территории конкретного субъекта Российской Федерации положительно сказались на ходе проведения анализа, итогах исследования и формулирования предложений, направленных на укрепление супружеских и детско-родительских отношений.

2.2. Инструкция интервьюера по проведению анализа супружеских и детско-родительских отношений в молодых семьях