Государственное регулирование экономики

Курсовая работа

Введение


Актуальность темы

— роль государства в экономическом развитии – исключительно дискуссионная и одновременно важная область для изучения. От качества выполнения государством экономических функций зависит экономический рост и благосостояние граждан. В рыночной экономике государство должно сглаживать несовершенства (провалы) рынка, дополнять его, чтобы обеспечивать максимизацию общественного благосостояния.


Объект исследования

— государственное управление процессами новой экономики.


Цель работы

— раскрытие сущности, новых задач и функций государственного управления процессами, связанными с экономикой.


Ме­тод исследования

— сравнительный, описательный анализ.


Значимость полученных результатов

— проведенное исследование экономической политики государства в условиях экономики позволило получить результаты, научная новизна и значимость которых заключается в следующем: раскрыта сущность изменений в государственном управлении под влиянием новой экономики, выявлены стратегические направления повышения эффективности государства, проанализированы инновации в сфере государственного управления как средство выполнения государством своих экономических функций. [9]

В условиях перехода к экономике рыночного типа одной из главных задач успешного проведения реформ является государственное регулирование всех социально-экономических процессов в отраслях производства, в социальной сфере и в регионах.

Регулирование экономики является важнейшей функцией государства в условиях рыночного хозяйствования.

Государственное регулирование используется в интересах всего общества для активизации всех форм деятельности и ограничения негативных процессов в экономике. Оно затрагивает интересы всей хозяйственной и социальной сферы, всех регионов страны, оказывает на их развитие огромное влияние.

В основе государственного регулирования — использование рычагов и методов, прямых и косвенных регуляторов экономических процессов. Различные аспекты экономической деятельности государство регулирует через бюджетную, банковскую систему, государственные заказы, таможенную службу. Широко используются планирование, экономическое прогнозирование, контроль и другие функции управления.

7 стр., 3003 слов

Экономика и экономическая теория : Эффективность экономических ...

... развития современной мировой экономики отмечается еще одна особенность влияния ТНК на общемировые экономические процессы. Образуется новый ... и монетаристские методы оказываются бесполезными. Роль национальных государств отходит на второй план, транснациональный капитал находится ... глобализация в мировой экономике, особенно в финансовой сфере, диктует свои условия при принятии экономических решений и ...

Государственное регулирование устанавливает правила и порядок экономической деятельности, ответственность за соблюдение этих правил. В то же время государственное регулирование обеспечивает самостоятельную деятельность всех экономических структур.

Особенно возросло значение государственного регулирования

экономики в настоящее время в связи с радикальными изменениями

в экономическом районировании России — учреждением семи федеральных

округов, главной целью деятельности которых является укрепление вертикали государственной власти, предотвращение распада страны, ограничение чрезмерной суверенизации регионов. Эта цель может быть достигнута за счет значительного усиления процессов регулирования всех аспектов экономического и социального развития, укрепления единого народно-хозяйственного комплекса страны и координации деятельности центральных органов управления с органами управления в округах и субъектах Федерации.

[7,-C.3]

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.

Сегодня необходимость государственного регулирования рыночной эко­номики признается всеми, хотя мера и методы вмешательства государства в хозяйственную деятельность предпринимателей понимаются по-разному.

В современной рыночной экономике существует много причин, которые вызывают объективную необходимость государственного вмешательства для предотвращения или смягчения негативного воздействия рынка. Все эти причины, как можно заключить из их краткого перечисления, связаны с самой сутью рыночной экономики и ее несовершенством.

Государство в рыночной экономике выступает по существу единственным субъектом, призванным обеспечить экономическую безопасность страны и способствовать реализации национального экономического интереса.

Не подвергается сомнению сосредоточение государственной власти в экономике страны в период экстремальных ситуаций — войн, послевоенного восстановления национального хозяйства, естественных катастроф.

В связи с новыми тенденциями социально-экономического разви­тия мировой экономики национальные государства, наряду с традиционно выполняемыми функциями (перераспределение доходов с помощью налогов и трансфертов, поддержание устойчивости денежно-кредитной системы страны, снижение инфляции и безработицы и т.д.) , призваны увеличить ин­вестиции и усилить свое влияние на развитие фундаментальных исследова­ний, инфраструктуры и образования (особенно высшего и наивысшего).

Вместе с тем, несмотря на общее признание необходимости государственного вмешательства в современную рыночную экономику, исторически пер­вая концепция, отрицающая необходимость государственного регулирования рыночной экономики, до сих пор находит своих сторонников. Более того, но­вейшая российская история свидетельствует о наличии практических попыток устранения государства из экономики. Реализация программы «шокового уда­ра», или «шоковой терапии» есть ни что иное, как попытка создания в России свободного классического рынка, хозяйствующие субъекты которого могли бы без опоры на государственные институты поднять экономику России. Жизнеспособность первой концепции объясняется тем, что государственное вмешательство в развитие рыночной экономики может носить (и часто прак­тически носит) негативный характер. Это объясняется чрезвычайной сложно­стью макроэкономического регулирования в условиях рынка.

4 стр., 1757 слов

Биржа труда и ее роль в регулировании рыночной экономики

... рыночного и государственного механизма может оказать положительное влияние на развития экономики страны. Связи с этим проблематика изучения центров занятости населения и развития биржи труда ... на рынке труда; проанализировать деятельность центров занятости населения; разработать рекомендации по совершенствованию деятельности центров. Объект исследования – роль биржи труда в экономике страны. Предмет ...

Рост численности чиновников приводит к усилению процесса бюрократизации в государственном управлении, в негативном его понимании — преднамеренным созданием затруднений в решении самых элементарных вопросов хозяйственной жизни. Стремление к получению «должностной ренты» является общей тенденцией в любой структуре государственной власти. Высокая степень административных препятствий в решении социально — экономических вопросов вызывает рост коррупции в стране.

В экономической теории –
коррупция

это извлечение личной экономической выгоды от использования служебных обязанностей должностным лицом.

Криминология, как раздел уголовного кодекса, определяет коррупцию как «использование лицами, уполномоченными на выполнение государст­венных функций или приравненных к ним, своего статуса и связанных с ним возможностей для непредусмотренного законами получения материальных, иных благ и преимуществ, а также противоправное предоставление ими этих благ и преимуществ физическим и юридическим лицам.

Главное негативное последствие коррупции состоит в разрушении систе­мы экономических интересов в обществе, следовательно, процесса воспроизводства в целом, снижении темпов экономического роста и эффективности производства. [17]

Государственное регулирование экономики опирается на объективные

экономические законы общественного развития. В условиях рыночных отношений — это прежде всего закон спроса и предложения, закон стоимости и др. Целью государственного регулирования является обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы, установление законных и эффективных взаимоотношений между производителями и поставщиками и потребителями продукции. Государственное регулирование выступает главным регулятором поведения цивилизованного бизнеса и создает условия для относительного нивелирования социального неравенства населения страны.

Задачи и содержание государственного регулирования в переходный

период определяются сущностью рыночной экономики. Современная экономическая наука о рынке ушла далеко от традиционного понимания рынка, т.е. от рассмотрения рынка исключительно как сферы товарного обращения. Однако такой подход и в настоящее время широко используется и имеет свои основания.

Переход к рынку является сложным процессом и характеризуется спадом производства, разрушением многих хозяйственных связей, расстройством денежного обращения и потребительского рынка, ростом цен, инфляцией, стагнацией производства. [7,-C.6]

Государственное регулирование экономики осуществлялось и осуществляется в настоящее время во всех странах мира, в том числе и в развитых странах. Не может быть создана эффективная рыночная экономика без активной регулирующей роли государства.

9 стр., 4075 слов

Современные проблемы социально-экономического развития Российской Федерации

... к достаточно серьезным экономическим последствиям. Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, ... экономике, сопровождающимися научно-техническим прогрессом, в отличие от Российской Федерации, так как «российская» безработица имеет совершенно иные причины появления и не связана с развитием научной ...

В нашей стране опыт последнего десятилетия показал, что почти полный отказ от регулирования государством процесса социально-экономического развития, предоставление стихии рынка неограниченной свободы привели к глубочайшему кризису, и доказал, что нерегулируемый рынок не способен решить проблемы развития экономики и социальной сферы, в том числе создание и поддержание объектов инфраструктуры.

Огромную роль в государственном воздействии на социально-экономическое развитие играют законы, позволяющие регламентировать поведение хозяйствующих субъектов. Именно законодательная база, созданнаяна начальном этапе перехода к рыночным отношениям, позволила сгладить в какой-то мере многие отрицательные последствия современного рынка.

Суть государственного регулирования на современном этапе переходного периода заключается не в полном демонтаже старой системы, а в создании более эффективной системы регулирования экономики с учетом накопленного позитивного опыта.

Прежде всего для создания такой эффективной системы регулирования необходимо проведение ряда мероприятий.

;

  • Оздоровление финансовой системы, переход к индикативным методам, использованию финансовых рычагов.
  • ;

  • Создание условий приспособления и последующего развития для убыточных и низкорентабельных предприятий, ликвидировать, которые сразу просто нельзя.

Им нужно обеспечить временную поддержку с помощью льгот и дотаций для приспособления к работе в условиях рынка. На следующем этапе — разгосударствление, приватизация собственности на выгодных для государства условиях.

;

  • Осуществление структурной перестройки всего хозяйственного комплекса страны, внедрение новейших достижений техники, новых технологий, развитие ресурсосбережения. Структурная перестройка обычными методами через рассеяние капиталов и создание через них необходимых накоплений — это слишком длительный и тяжелый путь. Эффективное регулирование в сочетании с целенаправленным планированием и программированием, а также стимулирование структурной перестройки прямыми и косвенными методами со стороны государства значительно облегчат и ускорят этот процесс.

;

  • Проведение активной социальной политики, призванной облегчить
  • для населения отрицательные последствия перехода к рынку, обеспечение социальной защиты, осуществление комплекса мер повышения уровня занятости населения.

    ;

  • Проведение четкой антимонопольной политики, повышение государственного контроля за деятельностью монополий, увеличение доли государства при акционировании собственности крупных монополий.

Главными рычагами регулирования должны стать стоимостные пропорции, с помощью которых можно формировать пропорции развития и воспроизводства в сферах экономики. Цены, налоги, льготы по ним, выделение финансовых ресурсов, кредитные ставки, рентные платежи, ставки оплаты труда, пенсий, пособий — все это составляет совокупность экономических рычагов, с помощью которых можно осуществлять воздействие на экономические интересы производств, регионов. Одним из важнейших элементов государственного регулирования является контроль над ценами. Безусловно, в условиях рынка невозможно установить контроль за ценами на все виды продукции. Но контроль за ценами на сырье необходим, так как они служат исходной позицией для формирования всей цепочки и масштабов цен, и государство

20 стр., 9650 слов

Развитие государственного аудита в Российской Федерации

... регионов, так и некоторых отраслей экономики. Наиболее точное определение государственному аудиту, по моему мнению, дано председателем Счетной палаты Российской Федерации Степашиным С.В. в своей монографии «Конституционный аудит»: «Государственный аудит - конституционно установленная система ...

должно их регулировать. Необходимо также государственное регулирование

цен на основные социально значимые товары, некоторые продукты питания, в первую очередь хлеб. Так, например, в Германии в настоящее время государство контролирует пятьдесят процентов всех цен, помогает субсидиями селу, финансирует жилищное строительство. И это происходит в стране с давно сложившейся и эффективно развивающейся рыночной экономикой.

Государственное регулирование — это не просто организационно-

управленческая или экономическая, но и социальная проблема. Являясь важнейшим звеном экономических знаний, государственное регулирование тесно связано с другими научными дисциплинами, и прежде всего с системой государственного управления. Тесно связано государственное регулирование с экономической географией, регионоведением, муниципальным менеджментом,

экономической историей, статистикой, отраслевыми экономиками и др.

Как уже отмечалось, под государственным регулированием понимается

система или совокупность взаимосвязанных методов и экономических рычагов, воздействующих на все сферы социально- экономической жизни страны, в том числе и на производство, обмен, распределение и потребление производственной продукции. Однако механизм регулирования не сводится только к набору методов и рычагов управленческого воздействия на социально-

производственные процессы. Управленческое воздействие составляет лишь одну сторону механизма регулирования. Главное же содержание его определяется целевым предназначением системы, целевыми функциями каждого элемента и его взаимодействиями с другими элементами системы государственного регулирования.

Суть государственного регулирования экономики можно свести к следующему.

;

  • Задачами государственного регулирования экономики являются:
  • на начальном этапе переходного периода – осуществление мер по либерализации экономики; на втором этапе — мер по стабилизации экономики и на завершающем этапе — мер по повышению эффективности, поступательному развитию.

    ;

  • Государственное регулирование экономики должно привести к балансу взаимных интересов, т.е., с одной стороны, оно должно обеспечить эффективный ход экономических реформ, используя при этом рыночные механизмы, а с другой — добиться справедливости в распределении доходов и ресурсов.
  • ;

  • Одной из задач регулирования является умелое использование ресурсов (природных, человеческих, финансовых), которыми располагает государство, для увеличения поступлений в доходную часть бюджета, а также на инвестирование, реструктуризацию и развитие экономики.

При этом важно руководствоваться критерием сохранения рыночных свобод.

;

  • Задачей регулирования является разработка программ социально-
  • экономического развития, отраслевых, региональных, межрегиональных, а также целевых программ, инвестиционных проектов, концепций социально-экономического развития, прогнозов на ближайшую и отдаленную перспективу, в которых должна быть выражена роль государства в управлении.

    ;

  • Государственное регулирование должно быть направлено на укрепление экономической основы самостоятельного социально- экономического развития всех регионов Российской Федерации посредством четкого разграничения компетентности и ответственности между органами государственной власти РФ, субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Особенно важно такое разграничение в области использования природно-ресурсного потенциала, развития базовых отраслей экономики, военно-промышленного комплекса, транспорта, внешнеэкономической деятельности и др. При этом необходимы меры по совершенствованию правовых основ и взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти.

;

  • Среди задач государственного регулирования есть и задача укрепления финансовой самостоятельности регионов на основе принципов бюджетного федерализма.

;

  • Задачами регулирования являются сглаживание межрегиональных
  • различий, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов, а также всемерная поддержка регионов с экстремальными природно-экономическими условиями.

    ;

  • Особенно важно государственное регулирование для районов Крайнего Севера, Сибири, территорий, где проживают малочисленные народы, а также районов экологического бедствия.

;

  • Государственное регулирование является основой формирования
  • единого товарного рынка России и региональных рынков; оно призвано обеспечить принципы единства экономического пространства страны, свободу перемещения товаров, капиталов и рабочей силы по всей территории Российской Федерации.

Государственное регулирование предполагает эффективное

функционирование системы оказания финансовой помощи отдельным регионам, отраслям, производствам. При этом велика роль государственного регулирования в совершенствовании методики расчетов трансфертов. [7,-C. 12]

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Вмешательство государства в экономические процессы должно обеспечить прогрессивные сдвиги в пропорциях воспроизводства, условиях для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий. Воздействие государства на экономические процессы предполагает сочетание рыночного саморегулирования с государственными регуляторами. Рынок выполняет такие функции, как обмен

продуктами труда обособленных товаропроизводителей; стимулирование ими качества продукции, снижения издержек производства; побуждение покупателей к экономии, увеличению доходов. В развитых странах плановые инструменты играют существенную роль в определении стратегических целей развития, в выделении приоритетных проблем, решение которых требует участия всего общества, в приобщении людей к реализации общенациональных

экономических задач.


Плановые регуляторы —

это действия человека по налаживанию

конкретной экономической деятельности.


Р

ыночные регуляторы —
объективно действующие, складывающиеся как результирующая взаимодействия многих производителей и потребителей

товаров и услуг.

Плановые и рыночные регуляторы вполне совместимы. Планирование как субъективная деятельность человека по установлению определенной последовательности действий, направленных на достижение конкретной цели, должно основываться на учете реальных условий ее воплощения, включая параметры внешней среды, характер самого процесса движения к цели, обусловленные особенностями функционирования рыночной экономики.

Государство применяет регуляторы, стабилизаторы, социальные

компенсации. Для общества важной является также контрольная функция, например разработка различных стандартов. Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия,

удовлетворяет социальные потребности. Применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики.

К методам
прямого государственного воздействия

относятся:

;

  • определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
  • ;

  • государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

;

  • государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
  • ;

  • нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

;

  • правовые и административные ограничения и запреты по выпуску

определенных видов продукции и т.п.;

;

  • лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.
  • Методы
    косвенного государственного регулирования

    экономических

    процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:

    ;

  • налогообложение, уровень обложения и система налоговых льгот;

;

  • регулирование цен, их уровней и соотношений;
  • ;

  • платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;
  • ;

  • таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

[7,-C.15]

Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти. Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, ПРОГРАММИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ, ИХ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ.

Важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов.
Государственное

прогнозирование
представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций.

Государственное прогнозирование не только позволяет предвидеть перспективы развития, но и предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования. Прогнозирование придает рынку более целенаправленное развитие.

При
программно-целевом

подходе обеспечиваются концентрация

ресурсов, достижение конечных результатов, потребностей. С его помощью решаются важнейшие проблемы экономического, социального и научно-технического развития, имеющие народнохозяйственное значение и, как правило, межотраслевой или межрегиональный характер. Программирование является достаточно жестким методом воздействия на процессы воспроизводства и поэтому применяется в случаях, когда использование других методов регулирования не может принести требуемых результатов. [7,-C.17]

К числу важных методов государственного регулирования экономики

относится
планирование.

Оно представляет собой такую форму деятельности, при которой осуществляется разработка заданий по целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства. В условиях рыночной экономики планирование не может принимать форму всеобщего охвата всех сторон экономической и социальной деятельности. Однако рыночная экономика ни

в коем случае не отвергает планирование, поскольку план есть не что иное, как надлежаще оформленное управленческое решение. Являясь одной из основных функций управления, планирование обеспечивает не только целенаправленное, но и динамичное и пропорциональное развитие объекта управления. Свою конкретизацию планирование получает в соответствующих плановых показателях и нормативах.


Индикативное (от лат

indicator
— указатель) планирование — один из методов государственного регулирования в рыночной экономике
, направленный на согласование экономических интересов государственных и ры­ночных субъектов хозяйствования посредством одобренного всеми заинтересованными сторонами плана-индикатора социально-экономического развития страны с заложенными в нем приоритетами общенациональных интересов на ближайшую среднесрочную перспективу (3-6 лет).

Основной функцией индикативного планирования является координация, состоящая в разработке мер и механизма их реализации с учетом экономических интересов каждого участника и их взаимосвязи. Главный принцип дос­тижения компромисса в системе интересов — равноправное взаимодействие государственных и рыночных структур, в результате которого государству удается реализовать национальные экономические интересы, а рыночным структурам — получить прибыль, следуя выполнению совместно разрабо­танных экономических показателей индикативного плана.

Эффективность системы индикативного планирования может быть оценена по двум направлениям.
Во-первых

, путем сравнения плановых показателей с фактически полученными в стране за планируемый период. Во- вторых
, на основе сравнения основных национальных макроэкономических показателей (темпы экономического роста, уровень производительности труда, рост доходов населения и др.) своей страны с аналогичными показа­телями других стран, примерно равных по уровню экономического развития, но где индикативное планирование отсутствует.

Необходимость планирования и прогнозирования осознается правительством и экономической наукой России. Формирование рыночной экономики не оставляет иного пути государственного регулирования в России кроме индикативного планирования. [17]

Экономические нормативы определяют общие для всех хозяйственных

субъектов и дифференцированные для их групп «правила игры» — ставки налогов, таможенных пошлин, валютных курсов и т.п. Они являются инструментом регулирования и позволяют хозяйственным единицам определять планы своей деятельности с учетом региональных и федеральных интересов. [7,-C.18]

Схематически система государственного регулирования экономики изображена на рис.1 [7,- С.21]

Экономическая и социальная стабильность, рост жизненного уровня населения, утверждение международного авторитета России