Конспект по обществознанию «Роль государства в экономике» (8 класс)

Конспект
  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Изучение нового материала

  4. Подведение итогов. Рефлексия

  5. Домашнее задание.

  1. Организационный момент (1мин)

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

« Считай несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Ян Амос Каменский

  1. Проверка домашнего задания (10)

1.Работа с тестами по вариант (Взаимопроверка) – 6-7 мин.

  1. Целеполагание (3мин)

  • Ребята, к какой сфере общественной жизни относились вопросы теста?

  • А какие существуют ещё сферы общественной жизни? Какова особенность их существования в обществе?

  • Какой главный институт политической сферы?

  • Следовательно, государство не может быть изолировано от экономической жизни.

  • Вы знаете, что экономическая жизнь (система) может быть организована по -разному. От чего это зависит?

  • От того, как общество отвечает на главные вопросы экономики, складывается экономическая система.

    27 стр., 13091 слов

    Экономика предприятий (организаций). Ответы на вопросы к экзамену

    ... банке и по желанию – печать 7.Типы производственных объединений в рыночной экономике 8.Предприятие как социально-экономическая система экономике Трудовой ресурс (необходимый участник) Учитывание участия человеческого фактора, соц защита Предприятие – соц-экономическая система. 9.Акция. ...

Далее работа со схемами: «Типы экономических систем».

Выводы:

Традиционная система: здесь государство не вмешивается в экономические отношения.

Командная система: государство полностью контролирует экономику.

Рыночная система: Кто здесь отвечает на главные вопросы? (Сам рынок)

Значит ли это, что в странах с рыночной экономикой государство не вмешивается в экономику

На основании представленной информации попробуйте сформулировать, о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какова его тема? (Предположение детей)

Роль государства в экономике.

План изучения нового материала.

  1. Зачем экономике государство.

  2. Налоговая система.

III . Изучение нового материала (22мин)

1. Зачем экономике государство

Готовясь к уроку, я подобрала 2 эпиграфа, но не смогла определиться, какой из них лучше подойдет

Эпиграф:

  • Аристотель «Цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни».

  • Адам Смит «Великие народы никогда не беднеют из-за расточительности и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительности и неблагоразумия государственной власти»

  • А пока скажите, кто из них за то, чтобы государство как можно меньше вмешивалось в экономику?

  • И мне хотелось бы узнать, высказывание, какого философа вы поддерживаете.

1.Работа с учебником.

Посмотрите

1)

2)

3)

4)

  • Как вы думаете, те функции правительства, которые были определены А. Смитом в XVIII в., актуальны и сейчас?

До 19 века гос-во почти не вмешивалось в экономические процессы.

  • Эти и другие причины привели к тому, что сегодня государство в странах с рыночной экономикой выполняет гораздо больше функций, чем называл А.Смит.

2.Работа с Конституцией

  • Какие функции выполняет государство в современное время?

    15 стр., 7416 слов

    Система работы педагога дополнительного образования по выявлению ...

    ... - изучить педагогические средства, направленные на выявление признаков одаренности в системе работы педагога дополнительного образования по хореографии. Задачи: - изучить систему деятельности педагога дополнительного образования; - рассмотреть детскую одаренность, принципы и методы ее выявления; ...

  • Как защитить общество от нечестных предпринимателей, монополистов?

1.Законодательное регулирование: ст.34 Конституции РФ

Защита прав собственности, поддержка конкуренции, обеспечения права на труд

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) «О защите прав потребителей»

Защищая предпринимательство, государство осознает, что помогает только 10-30% населения. Но и оставшаяся, самая значительная часть населения-служащие, старики, малообеспеченные, дети, безработные – нуждаются в помощи государства. Их надо защищать в первую очередь.

2.Проведение социальной политики:

пенсии, пособия по безработице

Обратимся к ст.41,43 Конституции РФ

(медицинское обслуживание, образование бесплатно)

  • Почему данные институты общества должны принадлежать государству?

  • Эти институты и отрасли нельзя передавать в частные руки, т.к. главная цель предпринимателей – извлечение прибыли. В своих интересах они могут использовать школьное образование, сделать его платным и недоступным для всех учеников.

  • Могут распустить армию, ведь её надо содержать, тем самым некому будет защищать границы государства.

3.Предоставление общественных благ

Сегодня достаточно сложная экономическая ситуация в стране. (Экономический кризис)

3.Работа с дополнительными источниками, Какие последствия экономического кризиса мы, рядовые граждане, испытываем?

(Инфляция, Повышение цен, проблемы с работой)

Я попросила вас посмотреть в интернете уровень инфляции в РФ за последние 5 лет.

12,91

2014

11,36

2013

6,45

2012

6,58

2011

6,10

Состояние экономики начало резко ухудшаться уже в 2014 году, и было вызвано в основном санкциями западных стран и Америки.

Кризис в России 2014, 2015 годов был спровоцирован резким спадом цен на поставляемые в страны Европы энергоресурсы.

(государство)

4.Стабилизация экономики

(преодоление инфляции, обеспечение занятости людей)

  • Наполеон Бонапарт говорил: «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую». Какой экономической функции государства соответствует эта фраза?

    5 стр., 2292 слов

    Проверочная работа по обществознанию Роль государства в экономике 8 класс

    ... влияет на формирование государственного бюджета 8. Верны ли следующие суждения о роли государства в сфере занятости? А. Государство в рыночной экономике регулирует все вопросы, связанные с оплатой труда. Б. Государство в рыночной экономике ... 4) оба суждения неверны 2 вариант 1. Найдите в перечне функцию, которую государство не выполняет в рыночной эко­номике. 1) защита права собственности 2) ...

Теперь вернемся к эпиграфам.

Вывод: государство необходимо экономике, т.к. оно выполняет важные функции: борется с экономическими кризисами, инфляцией, безработицей, поддерживает обороноспособность страны и др .

ФИЗМИНУТКА

Учитель зачитывает высказывание на да – руки вверх, нет-полуприседание

  • Потребности – это нужда в чем-либо (да)

  • Потребности бывают только материальные (нет)

  • Чтение книг – это биологические потребности…(нет)

  • Морская вода — это Свободные блага (да)

  • Машины, оборудование –это экономические блага (да)

  • Имущество Вооруженных сил – это частная собственность (нет)

  • Чем выше цена, тем ниже спрос (да)

  • Чем выше цена, тем ниже предложение (нет)

  • Земля – это фактор производства (да)

  • Это единственный фактор (нет)

( Идет разрушение представления учащихся о знании темы.) Нам понятно, что государство преследует благие цели (вернемся к словам Аристотеля).

Но почему, если в каждой стране государство выполняет сходные функции, то уровень жизни в странах разный?.

Рейтинг стран мира по уровню жизни в 2015-2016 году:

  1. Норвегия

  2. Швейцария

  3. Канада

  4. Швеция

  5. Новая Зеландия

Итак, согласно составленному рейтингу, по уровню жизни в 2016 году Россия находится на 90 месте среди 142 стран мира, между Гватемалой и Лаосом. На первом месте в мировом рейтинге уровня жизни находится Норвегия, на последнем месте — Чад.

Важными механизмами государственного регулирования являются налогообложение и государственный бюджет;

2.Налоговая система.

1.Самостоятельная работа по учебнику п.23 п.2 стр. 195

Выяснить, что такое налоги, и какие налоги бывают? Читая, заполняем схему

23 стр., 11254 слов

Льготы по налогу на прибыль, динамика их изменений

... налога на определенный период времени, например, малых предприятий в течение первых двух лет со дня их образования по налогу на прибыль. ... элементов объекта налога. Не подлежат обложению налогом на прибыль некоторые виды прибыли, полученной от ... налога является вычет из валовой прибыли предприятия при исчислении налога на прибыль сумм положительных курсовых разниц по операциям с валютой и прибыли ...

 самостоятельная работа по учебнику п п стр  1

«Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты».

Проверяем схему.

Ситуации: (к таблице).

(Работа в парах)

  1. У мамы из зарплаты вычли подоходный налог. (прямой)

  2. Моя бабушка платила налог, когда продала свой дом в деревне.(косвенный)

  3. Фирма «Adidas» оплатила таможенные сборы при ввозе своих товаров для продажи в РФ.(косвенный)

  4. Папа вчера уплатил налог за транспортное средство.(прямой)

  5. Мой дядя предприниматель, он платит налоги государству. (прямой)

  6. При продаже спиртные напитки облагаются дополнительным налогом (косвенный)

Вывод: налогообложение является важным механизмом государственного регулирования экономики.

2.Работа с дополнительными источниками

А) Чтение текста «Сказ про то, как Лев Петрович налоги не платил»

Итак, собранные государством налоги идут на оборону, образование, медицину, пенсии, пособия, науку, охрану окружающей среды.

Б) Работа с текстом «Самые невероятные налоги» (стр.56 рабочей тетради)

-Как можно озаглавить текст?

-На примере налогов на собак объясни, как введение налога может повлиять на поведение людей?

Налог на бездетность, введенный в СССР в 1941 году, наши отцы и деды воспринимали как нечто обыденное, хотя это был единственный такой случай в мире, который тоже относится к разряду странных и курьезных. Те, кто был не женат и не имел детей, обязан был выплатить налог в размере 6 %. Платили его бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет. Этот налог существовал с 1941 года до начала 90-х годов, он шел на пособия для многодетных матерей.

Со следующим механизмом государственного регулирования экономики государственным бюджетом познакомимся на следующем уроке

IV .Подведение итогов. (5 мин)

7 стр., 3129 слов

НАЛОГИ: ИХ СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ

... целях снижена ст а вка налога на прибыль корпораций. Например в США ставка корпорационного налога уменьшена с 46 до 34%; ... ими доходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно ... По мере развития государства налоговая система стремительно развивалась, и уже в 70-80-е годы XX века в западных странах распространилась и получила ...

А . Верны ли суждения о роли государства в экономике?

А. Роль государства в современной экономике сводится к охране правопорядка.

Б. Роль государства в экономике – это компенсация потерь разорившимся предпринимателям.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

В 1. Какие из приведенных налогов являются прямыми?

  1. Акцизный сбор

  2. Таможенный сбор

  3. Подоходный налог

  4. Налог на продажу товаров

  5. Налог на имущество

Выставление оценок. Рефлексия

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Урок для меня показался

За урок я

Мое настроение

Материал урока мне был

Активно/пассивно

Доволен/не доволен

Коротким/длинным

Не устал/устал

Стало лучше/стало хуже

Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен

V . Домашнее задание: (2мин)

Для всех учащихся: параграф 23стр.193-197, в.1,4,5 .Узнайте у своих родителей, какие налоги платит ваша семья. К каким видам налогов они относятся?

Индивидуально: Зад.2 «В классе и дома» стр.200 , Дополнительный материал из рабочей тетради (стр.57)

Литература:

  • Учебник Г.Э. Королева, Т.В. Бурмистрова «Экономика» Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2013

  • Конституция РФ

  • Рабочая тетрадь «Обществознание» 8 класс, О.А. Котова, Т.Е. Лискова

  • Контрольно-измерительные материалы.Обществознание:8класс/Сост. А.В. Поздеев – М.: ВАКО,2011

    8 стр., 3528 слов

    Влияние экономики на окружающую среду

    ... Стоимость упущенных возможностей, состоит в разнице прибылей, которые мы получим при использовании окружающей среды как приемника и вместилища отходов и использования той же местности в ... ущерба, который наносится окружающей среде производственной деятельностью человека. Главный показатель экономики ВНП (Валовой национальный про ­ дукт), определяемый как совокупность товаров и услуг, произведенных ...

  • http://bs-life.ru/makroekonomika/uroven-zizny2012.html

  • http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2013/09/15/rol-gosudarstva-v-ekonomik

  • http://www.openclass.ru/node/446592

Дополнительная информация

Итак, согласно составленному рейтингу, по уровню жизни в 2016 году Россия находится на 90 месте среди 142 стран мира, между Гватемалой и Лаосом. По экономическим показателям Россия находится на 95 месте, свободе предпринимательства — 88 месте, по уровню коррупции и эффективность управления страной — 99 место, уровню безопасности на 92 месте, по качеству образования на 35 месте, и уровне свободы граждан – на 89 месте среди стран мира.

На первом месте в мировом рейтинге уровня жизни находится Норвегия, на последнем месте — Чад. По другим показателям, самой безопасной страной мира в 2016 году признана Исландия, самой развитой по экономическим показателям – Сингапур, лучшей страной для ведения предпринимательской деятельности признана Дания, самый лучший уровень образования признан за Австралией, а наиболее свободно в 2016 году чувствуют себя люди в Канаде.

Для того чтобы уменьшить свои издержки и получить прибыль, любой производитель будет стремиться на чём-то экономить. Самый очевидный для производителя способ сэкономить – это сэкономить на окружающей среде. Чаще всего бывает так, что производители не задумываются о том, как именно их предприятие может навредить природе в будущем, ведь главное – получить прибыль сегодня.

Например, предприниматель построил целлюлозно-бумажный комбинат около озера Байкал. И он не задумывается, что будет с озером потом, он жаждет получить прибыль. Судьба озера волнует только некую группу учёных-экологов и молодёжь, которая стремится защитить окружающий мир от глобализации и всемирного главенства компаний. Но крупные производители не принимают их всерьёз, они считают, что деньги первостепенны по отношению к окружающей среде. Исходя из этого, угроза экологической катастрофы становится всё более реальной.

Для того чтобы уменьшить свои издержки и получить прибыль, любой производитель будет стремиться на чём-то экономить. Самый очевидный для производителя способ сэкономить – это сэкономить на окружающей среде. Чаще всего бывает так, что производители не задумываются о том, как именно их предприятие может навредить природе в будущем, ведь главное – получить прибыль сегодня.

Например, предприниматель построил целлюлозно-бумажный комбинат около озера Байкал. И он не задумывается, что будет с озером потом, он жаждет получить прибыль. Судьба озера волнует только некую группу учёных-экологов и молодёжь, которая стремится защитить окружающий мир от глобализации и всемирного главенства компаний. Но крупные производители не принимают их всерьёз, они считают, что деньги первостепенны по отношению к окружающей среде. Исходя из этого, угроза экологической катастрофы становится всё более реальной.

4 стр., 1633 слов

Меры экономического стимулирования рационального природопользования ...

... для более рационального использования ресурсов. Переход к экономическому стимулированию производителей в виде ... экономического стимулирования природоохранной деятельности Развивать экономику и обеспечивать охрану окружающей среды можно посредством экономического стимулирования природоохранной деятельности. Экономическое стимулирование является одним из способов решения проблем охраны окружающей среды ...