«Экономика и ее основные участники» открытый урок по обществознанию в 7 классе

Пояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ «Экономика и ее основные участники»»


 


Предмет:

обществознание


Тема:

Экономика и ее основные участники


Класс:

7


Программа курса:

Обществознание, 7 класс

Боголюбов Л.Н.


Тип урока:

урок формирования новых знаний


Форма урока

: сочетание элементов лекции, эвристической беседы и самостоятельной работы учащихся.


Цель урока:

сформировать у учащихся представление о понятии «экономика», об участниках экономического процесса и побудить к осмыслению необходимости экономических знаний


Задачи урока:


Образовательные:

  • Сформировать представление об экономике как сфере жизни общества, ее основных проявлениях и участниках;
  • Раскрыть роль и значение экономики в обеспечении важнейших потребностей в жизни людей;
  • Помочь учащимся   усвоить достоинства и недостатки различных форм хозяйствования (натуральное и товарное хозяйство);
  • Способствовать успешному освоению учащимися рациональной модели поведения в экономической сфере жизни и деятельности


Развивающие:

  • Развитие внимания, памяти, логического мышления, познавательной деятельности и творческих способностей обучающихся
  • Совершенствовать мыслительные операции: абстрагирование, классификацию, обобщение;
  • Развивать самостоятельность, инициативность, умение высказывать оценочные суждения


Воспитательные:

  • Воспитание интереса к предмету
  • Воспитание культуры   поведения на уроке, самостоятельности, терпения друг к другу


 


 


 


 


 

23 стр., 11355 слов

Курсовая работа: Основы экономики инновационной деятельности

... информационные сайты о боулинге и т.п. Глава 1. Теоретические основы экономики инновационной деятельности, 1.1 Содержание национальной инновационной системы Национальная инновационная система представляет ... , О. Водачкова и другие. В данной курсовой работе пойдет речь об основных экономических моментах инновационной деятельности, даны рекомендации по улучшению состояния и конкурентоспособности ...


Характеристика урока:


Ключевые понятия:

 
экономика,   производство, обмен, потребление, распределение, натуральное хозяйство, товарное хозяйство, потребитель, производитель


Требования к уровню освоения учебного материала:

  • Знать и объяснять понятия
  • Уметь устанавливать причинно-следственные связи
  • Аргументировать свою точку зрения, анализировать информацию, решать проблемные и творческие задания


План урока:

  1. Что такое экономика
  2. Зачем нужна экономика
  3. Основные участники экономики

 


ХОД УРОКА:

На сегодняшнем уроке вы много будете работать самостоятельно. Я думаю, что вы тоже сможете меня многому научить. Но для того, чтобы наша работа была продуктивной, давайте договоримся соблюдать некоторые правила:


  • Плохих идей не бывает.

  • Мыслите творчески.

  • Рискуйте.

  • Не критикуйте.

Договорились?

 
Слайд:

 

Мультипликация

  

Наука

. Какой вопрос у многих из вас возник? Что общего между этими понятиями? ( Подсказка, разбор слова по составу

  Мозговой штурм: выписываем на доске . Я думаю, что к концу урока мы с вами выясним, кто же из вас прав.)

 


Слайд: Я экономить буду!!!

 

Что собирается делать Матроскин? Что значит экономить? (рационально расходовать ресурсы).

А какая наука учит   нас рационально расходовать   имеющиеся ресурсы?

 

 

 


(На доске)


Какие слова ассоцицируются у вас со словом экономика?

(производство, распределение, потребление, обмен).

Посмотрим насколько хорошо вы уяснили себе эти понятия.


Слайды

с отрывками из мультфильма « Трое из Простоквашино» . Учащиеся называют понятия, о которых идет речь в отрывках (производство, распределение, потребление, обмен ,)


Слайд

: натуральное хозяйство


 


Если твоя семья использует выращенные на даче продукты, можно

 

ли утверждать, что у вас – натуральное хозяйство?

4 стр., 1960 слов

Реферат: РАЗРАБОТКА ЭЛЕМЕНТОВ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ Специальность 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность)» АВТО диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Челябинск –

... . Соответствие содержания диссертации заявленной специальности. Работа выполнена в соответствии с пунктами паспорта специальности ВАК 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: область исследования «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами ...


(Возможные варианты ответа:

 
Нет, ведь нам приходится покупать много других продуктов: хлеб, макароны, рис, греча, не говоря об одежде и обуви).


Чтение, учебник, стр. 91-92:

 
В чём недостатки натурального хозяйства?


(Возможные варианты ответа: низкая производительность труда, низкий уровень жизни людей и
 
экономики в целом)


 


Слайд

:Товарное

 

хозяйство ( в чем достоинства товарного хозяйства)


 

Мы выяснили, что экономика это хозяйство. И как у любого хозяйства у экономики есть главные действующие лица.


Как мы назовем главных действующих лиц экономики

?

Да, действительно, это
производитель и потребитель

А теперь попробуем сформулировать определения «потребитель» и «производитель». Посмотрим, насколько вы оказались точны (
Слайд

)        

Записываем определения в тетрадь:                                                                         

Кроме нас с вами, граждан, кто еще может являться производителем и потребителем в экономике? (пример, строитель Андрей и он же вечером отдыхающий)

Кто является производителем в данном случае? Может ли быть производителем только 1 человек, группа людей?

Представьте, что Андрей не с друзьями создал фирму, а работает на   государственном заводе, значит производитель кто? (
государство

)

Может ли один и тот же участник экономики выполнять обе роли?

Учащиеся приводят примеры.
(

Возможные
 
варианты ответа: Да. Например, на работе портной шьёт одежду
 
— он производитель,
 
но он нуждается в других товарах и услугах,
 
приобретая которые он становится потребителем).

 

Мы можем участвовать в экономике общества в качестве:

производителя —   того, кто участвует в создании товаров или оказании услуг;

потребителя – того, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей.

Итак, чтобы участвовать в процессе экономики по большому счету нужны два участника: тот, кто производит товар и тот, кто его потребляет.

23 стр., 11186 слов

Курсовой проект: Расчет потребности в трудовых ресурсах и средствах на оплату труда

... производство в нашей стране прибыльное. 1 Обоснование состава и содержания технико–экономического обоснования решения по созданию нового производства ... Трудовые ресурсы Оценивается предполагаемая потребность в трудовых ресурсах ... экономику). Таким образом, раздел содержит расчет комплекса обобщающих технико-экономических ... и потенциальных производителей, в ... вариантам проекта. Организация предприятия и ...

Является ли герой сказки потребителем?

  1. Муха-цокотуха, когда пошла на базар и купила самовар? (Да
    )
  2. Старик по отношению к золотой рыбке. ( Нет, так как старик не платит рыбке за услуги.)
  3. Робинзон Крузо на острове? (Нет
    )


 


Назовите, что общего между производителем и потребителем.

 

В

 

чём различия?


(Возможные

 
варианты ответа:


Производитель заинтересован организовать свою деятельность таким образом, чтобы получить планируемый результат при наименьших затратах всех средств, необходимых для производства товаров и оказания услуг


Потребитель, в свою очередь, стремится извлечь как можно большую пользу от потребления товаров и услуг,

 
при этом удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами
)

 

Остановимся на государстве. Государство является не только производителем, оно выполняет еще одну функцию. Как вы думаете, государство должно защищать производителей, потребителей и других участников экономики или нет? (
Да

)

Каким способом можно защитить потребителя или производителя? (
создать Законы

)

Как называется главный закон страны? (
Конституция

)


5.Поисковая деятельность.

Практическая работа в группах по 2 человека с Конституцией. – глава 2.
Найдите пожалуйста статьи, об экономике

. (ст. 34. ст.35, ст.36, ст.37)
Слайд

Зачитываем вслух. Проверяем по слайду.

Кроме Конституции, в РФ есть еще много документов, регламентирующих деятельность участников экономического процесса. Например, «Закон о защите прав потребителей», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс» и другие.
Запишите их в тетрадь


Слайд


Информация

Вернемся к понятию Потребитель. Кто   это?  
Это тот,


 


кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей

А какие потребности человека вы можете назвать? (проходили в 6 классе –
биологические, социальные, духовные – еда, вода, сон, общение, слушать музыку, читать и т.д

.)


Вопрос:

потребности человека ограничены? ( Нет
)

Почему?

Если бы Старик Хоттабыч, например, исполнил все ваши желания в 12.30, были ли бы вы абсолютно счастливы в 13.00? Почему?

4 стр., 1672 слов

Конспект: План-конспект . Тема: Экономика и её основные участники

... роль экономики в жизни человека, всего общества. 2. Зачем нужна экономика Слайд 12. У человека разнообразные потребности: в пи­ще, одежде, жилье, общении, охране здоровья и др. Поче­му необходимо удовлетворять эти запросы и потребности? Для обеспечения жизни и ... Какова тема нашего урока. Ответы учащихся. Слайд 1. Тема нашего урока «Экономика и ее основные участники». Запишите тему в тетрадях. На ...


(Человек как биосоциальное существо находится в постоянном развитии и в ходе общения у него формируются новые желания.)

Русский поэт XVIII в. Михаил Матвеевич Херасков писал,

Желаний никогда своих не умеряем;


Имея, что-нибудь, мы лучшего желаем.


 

Итак, потребности человека неограниченны, их нужно постоянно   удовлетворять. Кто удовлетворяет эти потребности? (
Производитель.)

Что он делает для удовлетворения потребностей потребителя? ( Он производит товары, чтобы удовлетворить наши потребности.)

Но любой товар изготавливается из сырья, материала, с использованием   ресурсов.  
Слайд:

Хлеб – из пшеницы, которая выращена на земле, бумага – из дерева, нужны люди, которые всё это будут производить. Всё, что задействовано в процессе производства —


 


это и есть ресурсы —


в тетрадь

Слайд


Слайд с мультфильмом (ресурсы ограничены).

Какая проблема возникла у героев мультфильма?
Ограниченность ресурсов


Проведем небольшую игру-исследование, где теперь уже я вам попытаюсь доказать, что ресурсы ограничены

 
(Игра).

Раздать пластилин (всем участникам).

Лепим один продукт производства – товар (
одну вещь)

продовольственный или промышленный. Считаем. Ломаем. (если бы мы с вами производителями, то наши потребители умерли бы с голоду).

Доказываем, что ресурсы ограничены, а потребностей нужно больше удовлетворять продовольственных.

(Пока лепят – звучит музыка)


Совместный вывод.

Итак, мы подошли к главному вопросу экономики: Нужно   удовлетворить потребности человека, но как же тогда использовать ресурсы? (РАЦИОНАЛЬНО)

(обратить внимание на слово «рационально» на доске) Вспомним: потребности — какие? А ресурсы? Итак, как же будет звучать главное правило экономики?


Слайд:


Чтобы удовлетворять

неограниченные


потребности человека, нужно рационально использовать
ограниченные


ресурсы


 

Пригодится ли то, о чем мы с вами говорили, в жизни? Где? В каких ситуациях? ( в повседневной жизни, живем в рыночную экономику, может быть, станете бизнесменами, законы – чтобы защитить себя от обмана, модная профессия – менеджер – организатор – уметь мыслить, знать потребности человека)

А теперь вернемся к вопросу, который я задала в начале урока . Что общего между мультипликацией и наукой экономикой?

Ответы учащихся, сравнение с результатом мозгового штурма


 

6 стр., 2809 слов

Реферат: Труд и трудовая деятельность людей. Экономика труда

... поводу их участия в общественном труде, ипредставляют собой общественнуюформу труда. Целесообразная планомерная трудоваядеятельность людей предполагает их организацию. Под организациейтруда вобщем виде понимают установление рациональных связей и отношений участниковпроизводства, обеспечивающих достижение ...


Закрепление.

1. Как называют участников экономической деятельности
2.Какие законы защищают участников   экономического   процесса?
3.В чем состоит главный вопрос экономики?

 


Слайд

с вопросами теста:

1.Что из перечисленного нельзя охарактеризовать как природные ресурсы?

 

А. нефть
Б. природный газ
В. уголь
Г. бензин

 

2.Человек, создающий экономические продукты:

      A . покупатель

  Б. производитель

  В. потребитель

  Г. перекупщик

 

3.Вставьте пропущенные слова в тексте Закона (ст.34       Конституции РФ)

(право, имущества, экономической)

Ст.37 (свободен, способностями, профессию)


IV

Рефлексия.


Наш урок заканчивается и я хочу сказать…

  На этом уроке я узнал…

  На уроке я научился…

  Я задумался…


 

Д.З. Придумать закон о производителе, потребителе и товарах.