«Выявление сущности экономики как науки и как экономической деятельности. Сопоставление типов экономических систем. Практическая работа по обществознанию»
Практическая работа № 14.
Определение сущности экономики, как науки и экономической деятельности, сопоставление типов экономических систем, выявление влияния экономики на различные сферы общественной жизни .
Цели: Определить сущность экономики, как науки и экономической деятельности, сопоставить типы экономических систем, выявить влияния экономики на различные сферы общественной жизни.
Средства обучения
:
-
методические рекомендации к практической работе № 3
-
РМ к практической работе № 3.
-
Учебники Важенина «Обществознание» и «Практикум по обществознанию»
Виды самостоятельной работы :
-
Установить соответствие между понятиями и терминами (уровень В)
-
Составление логических схем
-
Заполнить таблицу
Ход урока
Задание 1.
Материальное производство
Изготовление вещественных благ в отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства и т. д.
Производство материальных благ
Производство материальных услуг (транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание)
Нематериальное производство
Создание духовных и нравственных ценностей
Производство нематериальных услуг (образование, здравоохранение и т. д.)
Производство нематериальных благ
Сфера услуг
Экономическая деятельность, Задание 2.
-
Потребление — это наука об основах хозяйственной жизни общества.
-
Обмен — это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.
-
Распределение — это процесс создания различного рода экономических продуктов.
-
Меркантилизм — это передача материальных благ от одних субъектов к другим.
30 стр., 14904 словИвное сообщение экономические основы деятельности фирмы. Конспект ...
... обучающего. Краткое описание. Урок экономики «Экономические основы деятельности фирмы» ориентирован на получение новых ... урока. Называет тему урока «Экономические основы деятельности фирмы». Фронтально формулируют задачи урока. Фронтально формулируют и записывают тему урока. ... снашиванию, поэтому срок их жизни ограничен. Здания могут использоваться ... - это стоимость других благ, которые можно было бы ...
-
Экономика — это процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому.
-
Производство — это приобретение организациями и отдельными людьми товаров и услуг.
-
Экономическая система — это поддержка отечественного производителя за счет снижения таможенных пошлин на вывозимые товары и повышения сборов на товары, ввозимые из-за границы.
-
Протекционизм — это политика накопления денег в казне государства.
Задание 3., Термин «экономика» имеет несколько значений
……………………………………………
система мирового хозяйства (мировая экономика);
- ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦..
Науками, изучающими отдельные стороны экономической сферы общества, являются:
история экономики;
…………………………
финансы и кредит и т.д.
………………………….
- словам П.Самуэльсона, в экономике существуют три ключевые задачи
какие блага производить и в каких количествах?
………………………………….
Для кого производить блага?
Экономика анализирует хозяйственную жизнь на двух уровнях:
Макроэкономическом
…………………………….
В истории человечества выделяют три типа экономических систем:
традиционную;
…………………
……………………..
В каждой экономической системе первичную роль играют:
………………….
распределение;
- ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦.
потребление.
Задание 4.
-
Когда рассматриваются конкретные фирмы и домохозяйства, отдельные товары и ресурсы, отрасли и рынки, то это макроэкономический анализ, или макроэкономика. Когда же речь заходит об экономике в целом, то это микроэкономический анализ, или микроэкономика.
-
Отличительными особенностями современной рыночной экономики являются крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда и натурального хозяйства.
3.Характерными чертами рыночной экономики свободной конкуренции являются государственная собственность практически на все экономические ресурсы, сильная централизация и бюрократизация экономики, плановая система хозяйства.
-
Отличительными чертами административно-командной экономической системы являются частная собственность на экономические ресурсы, свободная конкуренция, наличие множества самостоятельно действующих субъектов экономической деятельности.
4.Характерными чертами традиционной экономики являются многообразие форм собственности, развитие научно-технического прогресса, усиление влияния государства на экономику в первую очередь при решении социальных вопросов
Задание 5.Основные типы экономических систем
Линии сравнения |
Традиционная |
Централизованная (командная) |
Рыночная |
1.Что производить? |
Продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства. Производится мало продуктов и услуг. Что производить, определяется обычаями и традициями, которые меняются медленно |
Определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, специалистов по компьютерам, представителями промышленности — ♦ плановиками » |
Определяют сами потребители. Производители производят то, что хотят потребители, т. е. то, что может быть куплено |
Линии сравнения |
Традиционная |
Централизованная (командная) |
Рыночная |
2. Как производить? |
Производят так и тем, как и чем производили предки |
Определяется планом |
Определяют сами производители |
3.Кто получает товары и услуги? |
Большинство людей существует на грани выживания. Добавочный продукт достается вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть распределяется согласно обычаям |
«Плановики», направляемые политическими лидерами, определяют, кто и сколько будет получать товаров и услуг |
Потребители получают столько, сколько хотят, производители — прибыль |
4. Определение |
Способ организации экономической жизни, базирующийся на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики |
Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля, практически все экономические ресурсы находятся в собственности государства |
Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц |
Смешанная экономика
Смешанная экономика характеризуется таким хозяйственным механизмом, в котором сосуществуют, взаимодействуют и влияют друг на друга конкурентно-рыночные стимулы и государственное регулирование экономики.
социальной рыночной экономики
Вывод: Экономика — это:
1.Система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здравоохранение и т. д.), обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами.
2. Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.
3.Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления.
Требования к отчёту:
1. После выполнения работы студент обязан продемонстрировать преподавателю выполненные задания.
2. Предоставить отчёт о выполненной работе, содержащей:
- порядковый номер и наименование практической работы;
- цель практической работы;
- ход выполнения работы;
- ответы на контрольные вопросы;
- вывод о выполненном задании.
Сделайте вывод о том, какие знания вы приобрели на этом занятии
6