УРОК 21
ТЕМА: МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7 «АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА В МИРЕ»
ЦЕЛИ:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Создать условия для формирования понятий «мировое хозяйство», «МГРТ», «отрасли международной специализации», «международная географическая интеграция», «глобализация», ознакомить с причинами специализации стран мира, с ролью ТНК в экономике разных стран;
- дать представление о роли международного географического разделения труда в формировании мирового хозяйства.
РАЗВИВАЮЩИЕ: обеспечить условия для развития навыков работы с видеоматериалом, умения делать выводы, обобщать информацию, способствовать развитию интеллектуальных познавательных способностей;
- на примере международной экономической интеграции показать усиление роли внешних связей и проведение странами согласованной межгосударственной политики;
- развивать практическую направленность знаний и умений;
- показать связь с другими курсами и предметами: история (8 класс), география (7 класс).
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: способствовать формированию толерантной личности, готовой интегрироваться в мировое сообщество; воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопричастности общему делу, умения работать коллективно.
ОБОРУДОВАНИЕ: карта, ноутбук, проектор, экран, флешь-носитель (А – 3 –Г – 10 – 16).ХОД УРОКА
I ОРГ. МОМЕНТ
II Д/З стр. 106 – 129
III АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Что такое НТР?
Чем НТР отличается от НТП? Охарактеризовать черты НТР.
Рассказать о наукоемкости, технике и технологии.
О направлениях производства.
Почему появились геоинформационные системы?
IV МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящее время невозможно представить себе ситуацию, чтобы страны жили изолировано друг от друга. Государства между собой тесно взаимосвязаны.
- В чем это проявляется?
Сегодня мы изучаем Мировое хозяйство.
V ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Мы знаем, чем выделяется каждая страна на мировом рынке. Приведем примеры:
Индия – чай
Китай — ?Франция — ?Кофе — ?Саудовская Аравия — ?Италия — ?Ваши примеры.
Как можно назвать такую специализацию стран на выпуске определенного продукта? (разделение труда)
Учебный проект как средство развития исследовательских умений ...
... по развитию исследовательских умений на уроках информатики и ИКТ. В зависимости от конкретных задач применялись следующие методы ... экономических условий современной России предъявляет повышенные требования к качеству фундаментальной профессиональной подготовки школьников. Это предполагает формирование прочных системных знаний выпускников, овладение технологиями исследования, развитие умений ...
Работа с видеороликом.
Стр. 107 выписать определение разделения труда.
Н.Н. Баранский изучал, давайте попробуем сами объяснить причины разделения труда.
Различия территорий в ГП.
Различия в природных условиях и ресурсах
В социально-экономических условиях (уровне развития, структуре хозяйства, трудовых ресурсах, традициях).
В итоге разные виды промышленности и с/х прикрепляются к определенным территориям.
Что необходимо, чтобы отправлять на экспорт какой-либо товар?
(Чтобы товар был конкурентоспособным, чтобы производство значительно превышало собственные потребности, сырья должно хватить на длительный срок.)
Причины образования Мирового хозяйства.
Обмен продуктами велся с древности. В результате Великих географических открытий образовался мировой рынок. Его расширению способствовало развитие транспорта (морской, ж/д).
Главная роль в формировании Мирового хозяйства принадлежала крупной машинной индустрии, которая появилась в конце 19 – начале 20 в.
Этапы формирования МХ
1-й – XV – XVII вв. – в результате великих географических открытий и появления колониальной системы, международная торговля вслед за Европой и Азией охватила другие регионы земного шара. Обмен продуктами между ними привёл к зарождению мирового рынка;
2-й – XVIII – XIX вв. – происходило формирование рынка и дальнейшему расширению этого рынка способствовало развитие транспорта. Морской транспорт связал между собой все материки. Также быстро росла протяжённость железных дорог, которые соединили внутренние части континентов.
Но главную роль в формировании мирового хозяйства принадлежала крупной машинной индустрии, которая возникла в этот период в ряде стран Западной Европы и США, после происшедших в них промышленных переворотов.
3-й – конец XIX в. – первая половина ХХ в. – общемировое разделение труда и сформировавшееся на этой основе мировое хозяйство в результате развития машинной индустрии, транспорта и мирового рынка;
4-й – вторая половина ХХ в. – влияние Научно-технической революции и широкая интернационализация.
Работа с учебником, стр. 106, Выписать определение «Мировое хозяйство»
Для х-ки динамики используют ВМП (валовой мировой продукт).
Стр. 109, выписать, что представляет собой международная экономическая интеграция.
ЕС – 28 стран. Экономический, политический и военный союз, законодательный орган – Европарламент (Страсбург).
Имеет гимн, флаг, герб, паспорт.
АСЕАН — 10 стран Юго-Восточной Азии.
НАФТА
Евразийское Экономическое Сообщество (Россия, Казахстан, Белоруссия), присоединилась Армения, образовался Таможенный Союз.
ОПЕК Отраслевая организация, 12 стран).- Многим знакомо слово Глобализация. Как вы его понимаете?
Стр. 110 выписать определение глобализации.
Мировое хозяйство и национальная экономика
... разделении труда. Мировое хозяйство по уровню развития стран делится на: Центр – страны имеют гибкий экономический механизм позволяющий приспосабливаться к изменениям на мировых рынках, и социально-ориентированную национальную экономику. Периферия мирового хозяйства – развивающиеся страны, имеющие многоукладную экономику ...
Главная движущая сила глобализации — Транснациональные корпорации – м/ународные компании, объединяющие предприятия одной или нескольких отраслей в разных странах мира.
Глобальные ТНК, глобальные города (Токио, Лондон, Париж, Нью-Йорк).
Вопрос. Вспомните крупнейшие ТНК мира и их продукцию?
«Самсунг» — Южная Корея (телевизоры, магнитофоны и др.).
«Мицубиси», «Тойота» — Япония (автомобили).
«Дженерал моторе» «Форд моторс» — США (автомобили).
«Филипс» — Нидерланды (электроника, электротехника).
Человеческое общество в своем развитии проходит 3 последовательные стадии:
Аграрная структура ВВП с/х до 50%
Индустриальная структура ВВП промышленности до 50%
Постиндустриальная.
Переход от производства товаров к производству услуг;
- Преобладание работников умственного труда;
- В науке – фундаментальные и прикладные исследования, обеспечивающие развитие наукоемких производств;
- В управлении – принятие решений на основе новейших технологий;
- В экологии – надежный контроль за вмешательством человека в окр. среду.
Читаем стр. 112 (на зеленом фоне)
В итоге – с/х – 6%, пром. – 31%, сфера услуг – 64%.
Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства: промышленность (снижение доли добывающей, авангардная тройка), с/х (стойловое животноводство), транспорт.
Работа в группах:
Пространственные модели мирового хозяйства стр. 114 – 115.
Территориальная структура Мирового хозяйства стр. 115 – 117.
Региональная политика стр. 117 – 118.
Обсуждение материала
VI ЗАКРЕПЛЕНИЕ
VII РЕФЛЕКСИЯ
VIII ИТОГИ УРОКА