Конспект по географии Мировое хозяйство (10 класс)

Практическая работа

УРОК 21

ТЕМА: МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7 «АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА В МИРЕ»

ЦЕЛИ:

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Создать условия для формирования понятий «мировое хозяйство», «МГРТ», «отрасли международной специализации», «международная географическая интеграция», «глобализация», ознакомить с причинами специализации стран мира, с ролью ТНК в экономике разных стран;
  • дать представление о роли международного географического разделения труда в формировании мирового хозяйства.

РАЗВИВАЮЩИЕ: обеспечить условия для развития навыков работы с видеоматериалом, умения делать выводы, обобщать информацию, способствовать развитию интеллектуальных познавательных способностей;

  • на примере международной экономической интеграции показать усиление роли внешних связей и проведение странами согласованной межгосударственной политики;
  • развивать практическую направленность знаний и умений;
  • показать связь с другими курсами и предметами: история (8 класс), география (7 класс).

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: способствовать формированию толерантной личности, готовой интегрироваться в мировое сообщество; воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопричастности общему делу, умения работать коллективно.

ОБОРУДОВАНИЕ: карта, ноутбук, проектор, экран, флешь-носитель (А – 3 –Г – 10 – 16).ХОД УРОКА

I ОРГ. МОМЕНТ

II Д/З стр. 106 – 129

III АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Что такое НТР?

Чем НТР отличается от НТП? Охарактеризовать черты НТР.

Рассказать о наукоемкости, технике и технологии.

О направлениях производства.

Почему появились геоинформационные системы?

IV МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время невозможно представить себе ситуацию, чтобы страны жили изолировано друг от друга. Государства между собой тесно взаимосвязаны.

  • В чем это проявляется?

Сегодня мы изучаем Мировое хозяйство.

V ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Мы знаем, чем выделяется каждая страна на мировом рынке. Приведем примеры:

Индия – чай

Китай — ?Франция — ?Кофе — ?Саудовская Аравия — ?Италия — ?Ваши примеры.

Как можно назвать такую специализацию стран на выпуске определенного продукта? (разделение труда)

16 стр., 7879 слов

Учебный проект как средство развития исследовательских умений ...

... рекомендаций по развитию исследовательских умений на уроках информатики и ИКТ. В зависимости от конкретных задач применялись следующие методы исследования: ... решение проблемы, анализировать результат. В структуре исследовательских умений можно выделить следующие компоненты: · мотивационный, проявляющийся в виде познавательного интереса; · содержательный, включающий систему исследовательских знаний; ...

Работа с видеороликом.

Стр. 107 выписать определение разделения труда.

Н.Н. Баранский изучал, давайте попробуем сами объяснить причины разделения труда.

Различия территорий в ГП.

Различия в природных условиях и ресурсах

В социально-экономических условиях (уровне развития, структуре хозяйства, трудовых ресурсах, традициях).

В итоге разные виды промышленности и с/х прикрепляются к определенным территориям.

Что необходимо, чтобы отправлять на экспорт какой-либо товар?

(Чтобы товар был конкурентоспособным, чтобы производство значительно превышало собственные потребности, сырья должно хватить на длительный срок.)

Причины образования Мирового хозяйства.

Обмен продуктами велся с древности. В результате Великих географических открытий образовался мировой рынок. Его расширению способствовало развитие транспорта (морской, ж/д).

Главная роль в формировании Мирового хозяйства принадлежала крупной машинной индустрии, которая появилась в конце 19 – начале 20 в.

Этапы формирования МХ

1-й – XV – XVII вв. – в результате великих географических открытий и появления колониальной системы, международная торговля вслед за Европой и Азией охватила другие регионы земного шара. Обмен продуктами между ними привёл к зарождению мирового рынка;

2-й – XVIII – XIX вв. – происходило формирование рынка и дальнейшему расширению этого рынка способствовало развитие транспорта. Морской транспорт связал между собой все материки. Также быстро росла протяжённость железных дорог, которые соединили внутренние части континентов.

Но главную роль в формировании мирового хозяйства принадлежала крупной машинной индустрии, которая возникла в этот период в ряде стран Западной Европы и США, после происшедших в них промышленных переворотов.

3-й – конец XIX в. – первая половина ХХ в. – общемировое разделение труда и сформировавшееся на этой основе мировое хозяйство в результате развития машинной индустрии, транспорта и мирового рынка;

4-й – вторая половина ХХ в. – влияние Научно-технической революции и широкая интернационализация.

Работа с учебником, стр. 106, Выписать определение «Мировое хозяйство»

Для х-ки динамики используют ВМП (валовой мировой продукт).

Стр. 109, выписать, что представляет собой международная экономическая интеграция.

ЕС – 28 стран. Экономический, политический и военный союз, законодательный орган – Европарламент (Страсбург).

Имеет гимн, флаг, герб, паспорт.

АСЕАН — 10 стран Юго-Восточной Азии.

НАФТА

Евразийское Экономическое Сообщество (Россия, Казахстан, Белоруссия), присоединилась Армения, образовался Таможенный Союз.

ОПЕК Отраслевая организация, 12 стран).- Многим знакомо слово Глобализация. Как вы его понимаете?

Стр. 110 выписать определение глобализации.

8 стр., 3853 слов

Мировое хозяйство

... литературе, можно выделить следующие: 1. рассмотрение мирового хозяйства как совокупности национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, ... стран, хозяйственных единиц за пределами своих стран. 6. Глобализация мирового хозяйства, которая включает в себя: o вовлечение в мирохозяйственные процессы практически всех стран мира; o создание всеохватывающих рынков ...

Главная движущая сила глобализации — Транснациональные корпорации – м/ународные компании, объединяющие предприятия одной или нескольких отраслей в разных странах мира.

Глобальные ТНК, глобальные города (Токио, Лондон, Париж, Нью-Йорк).

Вопрос. Вспомните крупнейшие ТНК мира и их продукцию?

«Самсунг» — Южная Корея (телевизоры, магнитофоны и др.).

«Мицубиси», «Тойота» — Япония (автомобили).

«Дженерал моторе» «Форд моторс» — США (автомобили).

«Филипс» — Нидерланды (электроника, электротехника).

Человеческое общество в своем развитии проходит 3 последовательные стадии:

Аграрная структура ВВП с/х до 50%

Индустриальная структура ВВП промышленности до 50%

Постиндустриальная.

Переход от производства товаров к производству услуг;

  • Преобладание работников умственного труда;
  • В науке – фундаментальные и прикладные исследования, обеспечивающие развитие наукоемких производств;
  • В управлении – принятие решений на основе новейших технологий;
  • В экологии – надежный контроль за вмешательством человека в окр. среду.

Читаем стр. 112 (на зеленом фоне)

В итоге – с/х – 6%, пром. – 31%, сфера услуг – 64%.

Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства: промышленность (снижение доли добывающей, авангардная тройка), с/х (стойловое животноводство), транспорт.

Работа в группах:

Пространственные модели мирового хозяйства стр. 114 – 115.

Территориальная структура Мирового хозяйства стр. 115 – 117.

Региональная политика стр. 117 – 118.

Обсуждение материала

VI ЗАКРЕПЛЕНИЕ

VII РЕФЛЕКСИЯ

VIII ИТОГИ УРОКА