Урок 4 ТЕМА:
Цели: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
- Научить строить производственные кривые;
- Научить анализировать точки на кривой, внутри и вне её;
- Систематизировать знания по теме «Проблема производственных возможностей и эффективности экономики»;
- Способствовать отработке навыков построения кривых возможностей.
РАЗВИВАЮЩАЯ:
- продолжить формирование навыков групповой работы;
- развитие мыслительной деятельности (анализ, обобщение, выводы).
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
- развитие коммуникативных навыков;
- воспитывать любовь к выбранной профессии, чувство ответственности, деловитость, предприимчивость;
- воспитание информационной культуры.
ТИП УРОКА
ВИД УРОКА
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний
1. Что такое ограниченность ресурсов?
2. В чем заключается главная проблема экономики?
3. Почему общество должно делать выбор?
Великий индийский гуманист Махатма Ганди утверждал: «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность».
1) Какую общую экономическую проблему можно соотнести с высказыванием М. Ганди?
2) Объясните, почему «человеческая жадность» (ее можно трактовать как стремление человека как можно полнее удовлетворить свои материальные потребности) приводит к проблемам с использованием имеющихся ресурсов.
3) есть потребности, удовлетворение которых не предусматривает исчерпание ресурсов?
Словарь: Альтернати́ва
Альтернативная стоимость
Альтернативная стоимость может выражаться как натурально (в товарах, от производства или потребления которых пришлось отказаться), так и в денежном эквиваленте этих альтернатив. Также альтернативную стоимость можно выразить в часах времени (упущенного времени с точки зрения его альтернативного использования).
Альтернативная стоимость не является предметом
Кривая производственных возможностей показывает комбинации максимальных объемов получаемых благ
Альтернативная стоимость
... по созданию Школьной Компании и созданию личного финансового плана. Содержание программы Тема 1 Альтернативная стоимость (4 часа) Ограниченность. Альтернативная стоимость и проблема выбора. Рациональные решения. Кривая производственных возможностей. ... асоциального поведения. Настоящая программа «Практическая экономика» предназначена для профильного обучения учащихся 10-11-х классов и рассчитана на 70 ...
Классификация точек на КПВ
A — все ресурсы направлены для производства блага Y;
B — эффективное производство, все ресурсы используются полностью;
C — эффективное производство, все ресурсы используются полностью;
D — все ресурсы направлены для производства блага X;
F — не эффективное производство, не рациональное использование ресурсов. Увеличение одного блага может происходить при увеличении другого, производственные мощности экономической системы не загружены;
E — недосягаемая для данной экономической системы.
Пути достижения до точки E: 1) интенсивный путь развития (НТП, повышение производительности); 2) экстенсивный путь развития (вовлечение дополнительных ресурсов);
- Изучение нового материала — рассказ учителя
Классификация кривых производственных возможностей
нелинейная: выпуклая форма КПВ — закон возрастающих альтернативных издержек (увеличение производства предметов потребления на каждую следующую единицу требует сокращения средств производства на все большую величину).
линейная : увеличение на одну единицу одного блага требует уменьшения на такую же одну единицу второго блага. Полная взаимозаменяемости двух благ.
- Построение кривой производственных возможностей
- Закон возрастающих альтернативных издержек
Закон возрастающих альтернативных издержек
— это количество одного блага, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого блага.
Альтернативные издержки
Движение от точки к точке на КПВ: B => C. Потребление блага X на dX , но теряем потребление
- Практическая работа № 11. Построение кривой производственных возможностей
Варианты построения кривой производственных возможностей.
На рынке присутствует один экономический агент (фермер, строитель и т.п.).
Для построения КПВ откладываем на соответствующих осях используемые ресурсы. Проводим прямую линию.
На рынке присутствуют два экономических агента (фермер, строитель и т.п.) .Фермер №1 использует свою пашню для свеклы (20 ц) и моркови (60 ц).
Фермер №2 использует свою пашню для свеклы (40 ц) и моркови (30 ц).
3.Строим индивидуальные линии КВП в одних осях координат
Находим максимальные значения для свеклы (60 = 20 + 40) и моркови (90 = 30 + 60).
Наносим на график точки (0,90), (40,60), (60,0).
Соединяем данные точки.
Производственные ресурсы предприятия и показатели их использования
... с людьми, которые работают на предприятии (фирме). Правильные принципы организации производства, оптимальные системы и процедуры играют, конечно же, важную роль, но производственный ... экономии материальных ресурсов и разработка конкретных мероприятий по их использованию. Трудовые ресурсы предприятия Создание производства всегда связано ...
- Задачи для самостоятельного решения
Задача 1., Задача 2., Задача 3.
государство обязалось компенсировать его учебу в размере 50%;
Павлов одновременно подрабатывает в кафе и получает 200 тыс. руб. в месяц;
одновременно с учебой он вынужден ходить на трехмесячные курсы с оплатой обучения 50 тыс. руб. в месяц.
Решения рассматривать отдельно друг от друга.
Задача 4.
- Презентация по данной теме.
- Домашнее задание: закончить оформление практической работы; по учебнику выучить текст на стр……………..
Внимание! Как построить кривую производственных возможностей — алгоритм
возможностей
1
- Внимательно изучите условие задания. Оно может быть разным. Постарайтесь выяснить, что именно от вас требует автор задачи. В задании может требоваться просто нарисовать примерный график кривой производственных возможностей или построить точный график и по нему найти какие-либо значения в заданной точке. Во всех случаях необходимо сначала построить сам график.
- График выполняют в декартовой плоскости. Это значит, на графике будет два луча — горизонтальный и вертикальный, выходящих из начала координат. Отметьте нулевую точку, обозначив ее буквой О. Из нее проведите два луча. На одном будет отмечаться количество одного блага, а на втором другого. На концах лучей подпишите, какое именно благо на нем будет отмечаться.
- Выберите масштаб для чертежа. Намного проще чертить рисунок на клетчатой бумаге, так как каждые два квадратика — это один сантиметр. Для наглядности можно цифры написать ручкой красного цвета. Сам график лучше всего чертить простым карандашом, чтобы в случае ошибки можно было легко стереть и исправить. Теперь обратитесь к тексту задачи и найдите, в каком виде дана кривая производственных возможностей . Она может быть дана в виде линейного уравнения. Тогда необходимо начертить маленькую табличку, в которой внести все данные функции при заданном значении аргумента. После этого по данным таблице постройте график.
4
В задаче могут быть просто даны значения. Тогда нужно просто нанести их на график точками и построить график. Также можно сначала получить уравнение и по нему построить график.