Тема: Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука., Форма обучения, Форма организации обучения
Тип урока : сообщение новых знаний с применением информационных технологий
— по способу передачи и восприятия – лекция с элементами беседы
— по способу познавательной деятельности учащихся – восприятие и осмысление новых знаний
Средства обучения:
Взаимное приветствие учителя и учеников. Проверка внешнего состояния кабинета. Проверка готовности к уроку: наличие тетрадей, учебников, письменных принадлежностей. Проверка посещаемости по журналу. Проверка рабочей позы и внешнего вида учеников.
Учащиеся получают информацию об изучении новой темы. Записывается тема урока. Для усвоения материала необходимо знать, что такое экономика, главные вопросы экономики, потребности, выбор и альтернативная стоимость, ограниченность ресурсов.
Записывается план урока на доске и в тетрадях:
В тетрадях учащиеся записывают конспект по вопросам, обозначенным в лекции. Примерная информация, которая должна быть отражена в конспектах:
Вопрос 1. «Экономика как наука и хозяйство»
Экономика (от гр. oikos — домашнее хозяйство и nomos — правила) — это наука о ведении домашнего хозяйства.
Экономика
Система хозяйствования
Наука , которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности
(учащиеся записывают определение в тетради)
Субъект экономики –, Объект экономики –, Экономика как система хозяйствования (общественного производства):, Экономическая деятельность
-
производство (процесс создания экономических благ и услуг);
-
распределение (разделение продукта или дохода между участвующими в его производстве);
4 стр., 1673 словВыявление сущности экономики как науки и как экономической деятельности. ...
... 2. Предоставить отчёт о выполненной работе, содержащей: порядковый номер и наименование практической работы; цель практической работы; ход выполнения работы; ответы на контрольные вопросы; вывод о ... хозяйства (мировая экономика); ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦.. Науками, изучающими отдельные стороны экономической сферы общества, являются: история экономики; ………………………… финансы и кредит и ...
-
обмен (процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой продукт);
-
потребление (стадия использования (предметы длительного пользования) или уничтожения (продовольствие) продукта).
Производство
-
Материальное производство (производство материальных благ и материальных услуг (транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание))
-
Нематериальное производство (производство нематериальных благ и нематериальных услуг (образование, здравоохранение и т. д.)
Экономика как наука
-
основные задачи (поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей);
-
предмет исследования (экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг);
В современной экономической теории используются два уровня анализа: микроэкономический и макроэкономически й.
-
Микроэкономика (гр. mikros — малый) – наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях. Рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, выбора, альтернативной стоимости, цены, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т.д. Основные субъекты: фирма и домохозяйство
-
Макроэкономика (гр. mak-ros — длинный, большой) – наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира. Рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, экономического роста, преодоления инфляции и т.д. Основные субъекты: фирма, домохозяйство и государство
Экономика лежит в основе жизнедеятельности общества, каждого его члена и тесно связана с другими науками: социологией, культурологией, политологией, историей, правоведением.
Вопрос 2. «Потребности и ресурсы»
Конечной целью функционирования любой экономики является удовлетворение потребностей общества и индивида. Производство благ, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей, происходит в условиях ограниченности ресурсов, что порождает проблему выбора в экономике. Поэтому в экономической науке такие понятия, как экономические потребности, ресурсы, выбор являются базовыми экономическими понятиями.
Экономика производства картофеля
... необходимо учитывать в мерах государственной поддержки сельского хозяйства. Предметом курсовой работы является экономика производства картофеля. , Объектом курсовой работы является ООО «Хакасский молочный завод». ... США перерабатывается более 60% картофеля. Задача сырьевых зон - обеспечить дешевым и высококачественным картофелем потребности перерабатывающей промышленности. Здесь особые ...
потребности
Потребности –
Потребности подразделяются на первичные , удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.), и вторичные , к которым относятся все остальные потребности (потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.).
Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные – могут.
Индивидуальное Д/З:
Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами (учащиеся записывают определение в тетради).
экономическими благами
Экономические блага делятся на:
-
долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т.д.);
-
взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементы).
К субститутам относят многие потребительские товары и производственные ресурсы, услуги транспорта (поезд – самолет – автомобиль), сферы досуга (кино-театр-цирк);
-
настоящие и будущие;
-
прямые (потребительские) и косвенные (производственные).
Вопрос: «Если бы Старик Хоттабыч, например, исполнил все ваши желания в 12.30, были ли бы вы абсолютно счастливы в 13.00? Почему?» (выслушиваются ответы учащихся).
Человек как биосоциальное существо находится в постоянном развитии и в ходе общения у него формируются новые желания.
В экономическом смысле человек обладает неограниченными потребностями в материальных благах и услугах.
Основная проблема экономики
Вопрос 3. «Главные вопросы экономики, выбор и альтернативная стоимость»
экономического выбора
( Пример : вам необходимо уехать в Москву. Вы можете поехать поездом 8 часов за 200 рублей, либо самолетом 2 часа за 350 рублей. В зависимости от того сколько денежных средств у вас имеется и как быстро вам необходимо оказаться в Москве, вы выберете лучший для вас вариант).
Три основных вопроса экономики
1. Что должно производиться
2. Как будут производиться товары
3 . Для кого предназначаются товары , т.е. кто должен потреблять товары и извлекать из них пользу.
(учащиеся записывают основное в тетради)
Формирование стоимости компании: теоретические и методологические аспекты
... экономики, а финансовая сфера призвана обеспечивать процесс производства реальных благ финансовыми ресурсами. Поэтому вопрос формирования и оценки стоимости ... нестабильность, оторванность от реальной экономики». В этой связи потребность в фундаментальных критериях оценки ... инвестиционного блага. Определение фундаментальной стоимости компании как потенциальной выгоды, которую компания может принести в ...
В экономической теории предполагается, что хозяйствующий субъект стремится к максимизации: потребитель – удовлетворения своих потребностей, фирма – прибыли, государство – уровня народного благосостояния.
В реальной действительности люди всегда сталкиваются с альтернативными издержками. Производство одного продукта означает отказ от другого. Рациональный человек должен не только подсчитать будущие затраты, но и издержки неиспользованных производственных возможностей.
альтернативными издержками
Пример: выпускник школы выбрал учёбу в институте вместо работы. Значит, в данном случае альтернативной стоимостью будет работа. Студент платит за обучение 45$ в месяц. Если бы он пошёл на работу, то получал бы 100$ в месяц. Какова альтернативная стоимость и упущенная выгода выбора студента? (альтернативная стоимость – это величина зарплаты, которую не получит студент, т.е. 100$ в месяц; упущенная выгода равна 100 + 45 = 145$).
Вопрос 4. «Ограниченность ресурсов и производственные возможности»
неограниченном
Экономические ресурсы
Экономические ресурсы подразделяются на:
материальные ресурсы
природные ресурсы
инвестиционные ресурсы,
людские ресурсы
возможности
Производственные возможности – это возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии (учащиеся записывают определение в тетради).
кривой производственных возможностей
Кривая производственных возможностей
Нарисуем оси координат и будем откладывать по вертикали количество зерна, а по горизонтали количество ракет.
Если общество все ресурсы использует только для производства зерна, то экономика находится в точке А , т.е. максимально возможный объем производства зерна равен отрезку ОА (20 млн.т.) , а максимально возможный объем производства ракет равен нулю. Соответствующим образом, если общество использует все ресурсы только для производства ракет, то экономика находится в точке Д (это означает максимально возможное производство ракет в объеме ОД (20 шт.) и зерна в нулевом объеме).
Полученная кривая АБВГД определяет границу производственных возможностей общества имеет вид как на рисунке.
Задачи на издержки производства с решением по экономике
... Задачи на издержки производства с решением по экономике В помощь студентам и аспирантам 1 задача. Прибыль рассчитывается как разница выручки и издержек. Издержки предприятия Общие издержки ... на питание — 300 руб. Чему будут равны альтернативные издержки? B: -200-30-40-300=-570 р. Альтернативные издержки ... прирост ВНП. Прирост ВНП = сумма добавленных стоимостей = (1000-0)+(2500-1000)+(4000-2500) = 4000 ...
Каждая точка на данной кривой показывает максимально возможный объем производства обоих товаров при полном использовании всех имеющихся ресурсов.
Во всех промежуточных точках (Б, В, Г) общество производит оба товара, но при этом общество вынуждено делать выбор какой из товаров производить в большей степени, потому что дополнительное производство одного из товаров возможно только за счет сокращения производства другого товара.
В силу ограниченности ресурсов выпуск продукции в точке Ж (т.е. вне области производственных возможностей) невозможен . А выпуск в точке Е характеризует недоиспользования имеющихся ресурсов или низкую эффективностью их использования.
-
Закрепление нового материала.
Проведение устного опроса:
-
Что такое экономика, и на какие разделы она делится?
-
Какие три основных вопроса существуют в экономике?
-
Какая главная проблема экономики?
-
Альтернативная стоимость.
-
Студент получает стипендию в размере 15$ в месяц. Если бы он пошёл на работу, то получал бы 100$. Какова альтернативная стоимость и упущенная выгода выбора студента? (альтернативная стоимость = 100$; упущенная выгода равна 100 – 15 = 85$).
-
Отказавшись от работы столяром с зарплатой 300 тысяч рублей в месяц или учебы в колледже с оплатой 90 тысяч рублей в месяц, Ваня поступил работать токарем за 250 тысяч рублей в месяц. Каковы альтернативная стоимость и упущенная выгода его решения? (альтернативная стоимость равна max (-90, 300) = 300 (тыс. р.); упущенная выгода равна 300 – 250 = 50 (тыс. р.)).
-
Что показывает КВП?
-
Подведение итогов урока. Инструктаж о домашнем задании.
Таким образом, мы изучили тему «Экономика как наука и хозяйство», познакомились с главными вопросами экономики, узнали, какие бывают потребности и блага, как они влияют на выбор и альтернативную стоимость, рассмотрели понятие «ограниченность ресурсов» и выявили главную проблему экономики и способы ее решения.
Экономические ресурсы. Виды ресурсов
... функции предпринимателя. Безграничность потребностей и ограниченность экономических ресурсов как основа экономической теории Все экономические ресурсы независимо от их класса обладают общим ... мобильность и взаимозаменяемость экономических ресурсов Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой экономический ресурс, как знания, используется, когда природные ресурсы потребить более рационально на ...
Выставляются отметки за активное участие в классный журнал.
домашнее задание:
-
-
Учить основные термины и понятия по теме.
-
Найти классификацию потребностей и их представителей (классификаторов), привести примеры.
-
Подготовиться к самостоятельной работе.
-