Урок географии 9 класс Центральная Россия
Цель: Дать комплексную характеристику Центральной России.
Задачи:
-
Представить презентации экономических районов ЦР;
-
Обобщить в монологических высказываниях результаты самостоятельной работы в группах;
-
Проверить уровень усвоения знаний по теме ЦР.
Оборудование:, Образовательные ресурсы:, Структура урока:
побудительно-мотивацион-
ный
1.представление презентаций по экономическим районам Центральной России
домашняя групповая работа
предметные компетенции
формирование умения строить текст научного стиля (презентация)
коммуникативные компетенции:
формирование умения работы в группах
2.
операционально-познаватель-
ный этап (создание условий для обобщения учебного материала )
-
обобщение с использованием опорных карточек — программ состава ЦР;
-
обобщение с использованием опорных карточек — программ состава населения;
-
обобщение с использованием опорных карточек — программ факторов экономики;
-
обобщение с использованием опорных карточек — программ размещения хозяйства
групповая работа с карточками-програм
мами
предметные компетенции
повторение понятий «специализация», «трудовые ресурсы»,
коммуникативные компетенции:
формирование умения работы в группах
3.
рефлексивно-оценочный
-
тестирование
12 стр., 5695 словЭкономические ресурсы Республики Беларусь и эффективность их использования
... эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека" [Цит. по: 5, с.42]. 1.2 Виды экономических ресурсов и их характеристика 1. Трудовые ресурсы. Трудовые ресурсы ...
индивидуальная работа
предметные компетенции
знания в пределах темы ЦР
Ход урока:
Здравствуйте. Тема нашего урока «Центральная Россия». И сегодня на уроке мы постараемся обобщить и закрепить, а так же проверить уровень усвоения знаний по теме «Центральная Россия».
В течение урока мы будем работать с оценочными листами, в которых мы должны оценить работу каждой группы и работу каждого ученика в своей группе по 5 балльной системе. При подведении итогов будет выставлена оценка всей группе и каждому ученику. Высшую оценку получит группа, набравшая большее количество баллов.
Оценочные листы, Максимальная оценка 5 баллов, минимальная — 0
презента
ция
работа по карточкам — программам
дополнения по работе с карточками-программами
выполнение теста
итого
оценки
группа 1
группа 2
группа 3
группа 4
У вас было домашнее задание по группам приготовить презентацию экономического района Центральной России. Начнем с Центрального экономического района….
Следующий — экономический район Волго-Вятский…
3 группа Центрально-Чернозёмный экономический район…
И последняя презентация Северо-Западный район…
Следующий этап нашего урока – это работа по карточкам – программам. На работу отводится не более 7 минут. По окончании работы один из группы представляет результат работы в виде сообщения.
Карточка-программа для группы №1., Центральная Россия.
-
В состав Центральной России входят: Ц_____________, _____________________, Волго-Вятский и С_________-З__________ районы.
-
Здесь находятся бывшая и настоящая ___________ России, соединенные _________________________.
-
ЭГП – Центральной России.
-
ЦР – на водоразделах и в долинах рек _________,__________,_____________
-
Реки служили ______________________________
-
Столичное положение повлияло на _____________________________________________
-
«Путь из _____________ в ________________».
-
Транспортное положение (железные, речные пути) соединили ______________.
После распада СССР геополитическое положение ______________. Центральная Россия «вышла» к ______________, длина которой более _____________км.
2. Природными ресурсами Центральная Россия ________.
1) важное богатство составляет – КМА, благодаря которой была создана _____________________ база;
2) значительные водные ресурсы расположены на _____________;
Центрально-Черноземный район
... 8) По карте «Центральная Россия» определите, имеются ли на территории района свои полезные ископаемые? На сколько названные полезные ископаемые важны для развития экономического района и страны? 9) По карте определите, ...
3) леса сохранились только на __________ и _____;
4) рельеф удобен для ___________________;
5) климат у________-к___________, с ____________ увлажнением;
6) плодородные почвы – богатство _________________ района.
Карточка–программа для группы №2., Население и трудовые ресурсы.
-
На территории Центральной России сформировался _________ народ. На востоке живут ______, ______, _______. Преобладает ( городское, сельское ) население.
-
Сформированы крупные агломерации вокруг ________,________,__________. Более 40 древних городов _____,_______,________,_______. В 1703 был основан _______________.
-
Из бывших фабричных поселков возникли города _______, _________. В советское время возникли _______,_________,________ — центры промышленности. Города науки — _________,___________,___________.
-
Естественный прирост _____________. Миграции из _________ и ______________ в Москву и другие города. Небольшие селения на _________ Центральной России, а на ____ — крупные села.
-
Трудовые ресурсы ___________ качества.
-
НИИ АН находятся в __________ положении. Наблюдается __________ научных работников.
Карточка-программа для группы №3., Экономика.
-
До революции основная доля обрабатывающей промышленности была сосредоточена в ________ и ___________.
-
Главные черты хозяйства Центральной России сложились под влиянием следующих факторов:
-
Центральная Россия стала главной научной базой.
-
В экономике преобладали _____________________отрасли.
-
_______________ кадры.
-
ЭГП — _____________
-
Транспортные связи — ______________________
-
Сырье и топливо -_______________
-
На базе КМА сформировалась __________________
-
Мощная ______________ промышленность.
-
Быстрое формирование в 90-х гг. ХХ в. _____________ сферы, и предприятий __________ и _________ бизнеса.
-
На базе предприятий ВПК формирование ________
Карточка – программа для группы №4., Эти факторы повлияли на специализацию Центральной России, которая представлена:
-
( тяжелым, наукоемким ) машиностроением;
-
Непроизводственная сфера ________,____________,__________
-
Особое значение приобретают отрасли: ______, __________, __________.
В Центральной России крупными центрами наукоемкого машиностроения являются: __________,_________,_______,________,_____________.
Центральная Россия (обобщающий урок) — РАЙОНЫ РОССИИ
... Группы работают по карточкам-программам. Группа № 1. Центральная Россия. Группа № 2. Население и трудовые ресурсы. Группа № 4. Москва. Группа № 5. Узловые районы Центральной России (Нижний Новгород, Воронеж, КМА). Группа № 6. Северо-Западная Россия. Карточка-программа для группы № 1 Центральная Россия ... ... (металлургическая база). 8) Мощная ... промышленность. 9) Быстрое формирование в 90-х гг. XX ...
Санкт-Петербург, Тула).
(Новгород, Старый Оскол, Ярославль, Липецк, Тула)
Химическая промышленность производит __________________________. Текстильная промышленность Центральной России выпускала (35, 90)% тканей. Сейчас она переживает ____________.
Построены АЭС: Нововоронежская, Обнинская, _______________________
подсолнечника; сахарной свеклы; зерна и картофеля)
В окрестностях городов сложилось _____________ сельское хозяйство., Презентация урока «Золотое кольцо России — Всемирное культурное наследие»
(ссылка на электронный носитель)
И последний этап урока – это выполнение тестов: группа должна выбрать одного ученика, который будет тестироваться у компьютера использование диска «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» ЕГЭ по географии), остальные два по вариантам печатного теста – выполнение теста оценивает учитель и выставляет оценки в оценочный лист.
Вариант -1.
1. Какой из перечисленных регионов России отделен от основной территории нашего государства территориями других стран?
А) Калининградская область, В) Ленинградская область, Б) Амурская область, Г) Чувашия.
2. Городами федерального подчинения являются: А) Москва и Санкт-Петербург, В) Екатеринбург и Тула, Б) Новосибирск и Казань, Г) Липецк и Калининград.
3. Центром черной металлургии полного цикла в России является:, А) Самара, Б) Волхов, В) Липецк, Г) Казань.
4. Центральная Россия имеет … положение А) периферийное, Б) столичное, В) приграничное.
5. В Центральной России есть крупное месторождение:, А) бурого угля, Б) торфа, В) фосфоритов, Г) железной руды.
6. Какой народ преобладает в Центральной России? А) чуваши, Б) мордва, В) русские, Г) марийцы.
7. В состав, какого района входят республики: А) Центрального, Б) волго-Вятского, В) Центрально-Черноземного, Г) Северо-Западного.
8. В г. Ростове Ярославской области изготовляют: А) финифть, Б) деревянные игрушки, В) лаковые миниатюры, Г) глиняные игрушки.
9. Отраслями специализации Центральной России являются: А) рыболовство, Б) наукоемкое машиностроение, В) добыча нефти, Г) целлюлозно-бумажная.
Вариант -2.
-
В состав Центрального района входит область: 1) Ярославская, 2) Ленинградская, 3) Мурманская, 4) Нижегородская.
-
Ведущим фактором развития Центрального района является: 1) географическое положение, 2) наличие минеральных ресурсов, 3) благоприятный климат, 4) наличие лесных ресурсов.
-
В структуре Центрального района ведущей отраслью является: 1) машиностроение, 2) деревообработка, 3) добыча топлива, 4) металлургия.
-
Общей отраслью специализации Волго-Вятского и Центрального районов является: 1) машиностроение, 2) животноводство, 3) производство бумаги, 4) легкая промышленность.
-
АПК Центрального и Северо-Западного района схожи в 1) развитии пригородного хозяйства, 2) развитии зернового хозяйства, 3) выращивании крупяных культур.
8 стр., 3648 словЭкономико-географическая характеристика Нижегородской области
... 54,1. Местоположение Нижегородская область занимает выгодное географическое положение, находясь на пересечении Волги, главной реки Европейской части России, с широтными магистралями, связывающими Центральную Россию с восточными ... Лесные массивы сосредоточены в северных и центральных районах области, где лесами занято более 80% площади. На юге области преобладают луга, по местоположению - ...
-
Самая высокая доля горожан в 1) Центральном, 2) Волго-Вятском, 3) Северо-Западном, 4) Центрально-Черноземном районе.
-
Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются 1) Молдавия, 2) Грузия, 3) Украина, 4) Эстония.
-
Соотнеси промыслы и центры:
А) хохлома 1) г.Ростов Ярославской обл., Б) палехские лаковые миниатюры 2) с.Богородское, В) резьба по дереву 3) Хохлома, Г) финифть 4) с.Палех Ивановской обл.
9. Соотнеси промышленность и центр:, А) легкая 1)Калининград, Б) морские суда 2) Москва, В) локомотивы, вагоны 3) Воронеж, Г) самолеты 4) Иваново, Подведение итогов: на доске
-
после презентации, во время групповой работы и объявление перед тестами
1 группа –
2 группа –
3 группа –
4 группа —
-
после групповой работы, во время выполнения тестов
1 группа –
2 группа –
3 группа –
4 группа —
-
по итогам двух этапов
1 группа –
2 группа –
3 группа –
4 группа —
3. оценки за тест и индивидуальные оценки вы узнаете на следующем уроке.
Во время урока заставки:
-
Центральная Россия
-
2. работа по карточкам – программам
-
тест
4. Домашнее задание: опережающее задание: «Москва – административный, культурный и научный центр России» — сообщения.