Конспект «Центральная Россия » (9класс)

Раздаточный материал

Урок географии 9 класс Центральная Россия


Цель:

Дать комплексную характеристику Центральной России.


Задачи:

  1. Представить презентации экономических районов ЦР;

  2. Обобщить в монологических высказываниях результаты самостоятельной работы в группах;

  3. Проверить уровень усвоения знаний по теме ЦР.

Оборудование:, Образовательные ресурсы:, Структура урока:

основные этапы

приемы

формы организации совместной деятельности

формирование компетенций

побудительно-мотивацион-

ный

1.представление презентаций по экономическим районам Центральной России

домашняя групповая работа


предметные компетенции

:

формирование умения строить текст научного стиля (презентация)


коммуникативные компетенции:

формирование умения работы в группах

2.

операционально-познаватель-

ный этап (создание условий для обобщения учебного материала )

  1. обобщение с использованием опорных карточек — программ состава ЦР;

  2. обобщение с использованием опорных карточек — программ состава населения;

  3. обобщение с использованием опорных карточек — программ факторов экономики;

групповая работа с карточками-програм

мами


предметные компетенции

:

повторение понятий «специализация», «трудовые ресурсы»,


коммуникативные компетенции:

формирование умения работы в группах

3.

рефлексивно-оценочный

  1. тестирование

индивидуальная работа


предметные компетенции

:

знания в пределах темы ЦР

Ход урока:

Здравствуйте. Тема нашего урока «Центральная Россия». И сегодня на уроке мы постараемся обобщить и закрепить, а так же проверить уровень усвоения знаний по теме «Центральная Россия».

11 стр., 5276 слов

Выпускная квалификационная работа: Формирование информационной компетентности школьников на х технологии

... использования средств ИКТ для формирования ИКТ-компетентности на уроках технологии5) Составить методические рекомендации учителю по формированию ИКТ-компетенции у школьников на уроках ... ее более приспособленной к изменениям, происходящим в экономике, социальной жизни страны, интегрированной в мировую ... в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов ...

В течение урока мы будем работать с оценочными листами, в которых мы должны оценить работу каждой группы и работу каждого ученика в своей группе по 5 балльной системе. При подведении итогов будет выставлена оценка всей группе и каждому ученику. Высшую оценку получит группа, набравшая большее количество баллов.

Оценочные листы

Максимальная оценка 5 баллов, минимальная — 0

презента

ция

работа по карточкам — программам

дополнения по работе с карточками-программами

выполнение теста

итого

оценки

группа 1

группа 2

группа 3

группа 4

У вас было домашнее задание по группам приготовить презентацию экономического района Центральной России. Начнем с Центрального экономического района….

Следующий — экономический район Волго-Вятский…

3 группа Центрально-Чернозёмный экономический район…

И последняя презентация Северо-Западный район…

Следующий этап нашего урока – это работа по карточкам – программам. На работу отводится не более 7 минут. По окончании работы один из группы представляет результат работы в виде сообщения.

Карточка-программа для группы №1.

Центральная Россия.

  1. В состав Центральной России входят: Ц_____________, _____________________, Волго-Вятский и С_________-З__________ районы.

  2. Здесь находятся бывшая и настоящая ___________ России, соединенные _________________________.

  3. ЭГП – Центральной России.

  1. ЦР – на водоразделах и в долинах рек _________,__________,_____________

  2. Реки служили ______________________________

  3. Столичное положение повлияло на _____________________________________________

  4. «Путь из _____________ в ________________».

  5. Транспортное положение (железные, речные пути) соединили ______________.

После распада СССР геополитическое положение ______________. Центральная Россия «вышла» к ______________, длина которой более _____________км.

2. Природными ресурсами Центральная Россия ________.

1) важное богатство составляет – КМА, благодаря которой была создана _____________________ база;

2) значительные водные ресурсы расположены на _____________;

5 стр., 2495 слов

Практическая работа: Центральная Россия (обобщающий урок) — РАЙОНЫ РОССИИ

... вариант Группы работают по карточкам-программам. Группа № 1. Центральная Россия. Группа № 2. Население и трудовые ресурсы. Группа № 4. Москва. Группа № 5. Узловые районы Центральной России (Нижний Новгород, Воронеж, КМА). Группа № 6. Северо-Западная Россия. Карточка-программа для группы № 1 Центральная Россия 1. В состав Центральной России ...

3) леса сохранились только на __________ и _____;

4) рельеф удобен для ___________________;

5) климат у________-к___________, с ____________ увлажнением;

6) плодородные почвы – богатство _________________ района.

Карточка–программа для группы №2.

Население и трудовые ресурсы.

  1. На территории Центральной России сформировался _________ народ. На востоке живут ______, ______, _______. Преобладает (
    городское, сельское

    ) население.

  2. Сформированы крупные агломерации вокруг ________,________,__________. Более 40 древних городов _____,_______,________,_______. В 1703 был основан _______________.

  3. Из бывших фабричных поселков возникли города _______, _________. В советское время возникли _______,_________,________ — центры промышленности. Города науки — _________,___________,___________.

  4. Естественный прирост _____________. Миграции из _________ и ______________ в Москву и другие города. Небольшие селения на _________ Центральной России, а на ____ — крупные села.

  5. Трудовые ресурсы ___________ качества.

  6. НИИ АН находятся в __________ положении. Наблюдается __________ научных работников.

Карточка-программа для группы №3.

Экономика.

  1. До революции основная доля обрабатывающей промышленности была сосредоточена в ________ и ___________.

  2. Главные черты хозяйства Центральной России сложились под влиянием следующих факторов:

  1. Центральная Россия стала главной научной базой.

  2. В экономике преобладали _____________________отрасли.

  3. _______________ кадры.

  4. ЭГП — _____________

  5. Транспортные связи — ______________________

  6. Сырье и топливо -_______________

  7. На базе КМА сформировалась __________________

  8. Мощная ______________ промышленность.

  9. Быстрое формирование в 90-х гг. ХХ в. _____________ сферы, и предприятий __________ и _________ бизнеса.

  10. На базе предприятий ВПК формирование ________

Карточка – программа для группы №4.

Эти факторы повлияли на специализацию Центральной России, которая представлена:

  1. (
    тяжелым, наукоемким

    ) машиностроением;

  2. Непроизводственная сфера ________,____________,__________

  3. Особое значение приобретают отрасли: ______, __________, __________.

В Центральной России крупными центрами наукоемкого машиностроения являются: __________,_________,_______,________,_____________.

8 стр., 3789 слов

Реферат: Северный экономический район

... топливно-энергетической базы европейской части страны. АНАЛИЗ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА. Северный экономический район охватывает обширное пространство европейской части страны площадью 1466 тыс.км квадратных ... переработки и отгрузки лесопродукции в лесодефицитные районы европейской части России, а также на экспорт. На территории района, и прежде всего на Кольском ...

70% энергетического оборудования производится в (
Санкт-Петербург, Тула).

. Автомобилестроение развито в (Москва, Смоленск, Нижний Новгород)
. Самолеты производятся в (Москва, Воронеж, Смоленск, Тверь, Нижний Новгород, Липецк)
Морские суда создаются в (Санкт-Петербург, Иваново
), речные (Липецк, Нижний Новгород).
. Локомотивы, вагоны производятся в (Коломна, Тверь, Москва, Калининград, Тула, Мытищи).

Металлургические заводы в
(Новгород, Старый Оскол, Ярославль, Липецк, Тула)

работают на собственных ресурсах ___.

Химическая промышленность производит __________________________. Текстильная промышленность Центральной России выпускала (35, 90)% тканей. Сейчас она переживает ____________.

Построены АЭС: Нововоронежская, Обнинская, _______________________

АПК играет важную роль в ____________районе, где выращивают 10% (
подсолнечника; сахарной свеклы; зерна и картофеля)

, 20% (подсолнечника; сахарной свеклы; зерна и картофеля)
, 50% (подсолнечника; сахарной свеклы; зерна и картофеля)
.

В окрестностях городов сложилось _____________ сельское хозяйство.

Презентация урока «Золотое кольцо России — Всемирное культурное наследие», (ссылка на электронный носитель)

И последний этап урока – это выполнение тестов: группа должна выбрать одного ученика, который будет тестироваться у компьютера использование диска «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» ЕГЭ по географии), остальные два по вариантам печатного теста – выполнение теста оценивает учитель и выставляет оценки в оценочный лист.

Вариант -1.

1. Какой из перечисленных регионов России отделен от основной территории нашего государства территориями других стран?

А) Калининградская область, В) Ленинградская область, Б) Амурская область, Г) Чувашия.

2. Городами федерального подчинения являются: А) Москва и Санкт-Петербург, В) Екатеринбург и Тула, Б) Новосибирск и Казань, Г) Липецк и Калининград.

3. Центром черной металлургии полного цикла в России является:

А) Самара, Б) Волхов, В) Липецк, Г) Казань.

4. Центральная Россия имеет … положение А) периферийное, Б) столичное, В) приграничное.

5. В Центральной России есть крупное месторождение:

А) бурого угля, Б) торфа, В) фосфоритов, Г) железной руды.

6. Какой народ преобладает в Центральной России? А) чуваши, Б) мордва, В) русские, Г) марийцы.

7. В состав, какого района входят республики: А) Центрального, Б) волго-Вятского, В) Центрально-Черноземного, Г) Северо-Западного.

8. В г. Ростове Ярославской области изготовляют: А) финифть, Б) деревянные игрушки, В) лаковые миниатюры, Г) глиняные игрушки.

9. Отраслями специализации Центральной России являются: А) рыболовство, Б) наукоемкое машиностроение, В) добыча нефти, Г) целлюлозно-бумажная.

Вариант -2.

  1. В состав Центрального района входит область: 1) Ярославская, 2) Ленинградская, 3) Мурманская, 4) Нижегородская.

  2. Ведущим фактором развития Центрального района является: 1) географическое положение, 2) наличие минеральных ресурсов, 3) благоприятный климат, 4) наличие лесных ресурсов.

    13 стр., 6039 слов

    Реферат: Центрально-Черноземный экономический район

    ... еще поступает из ЕЭС России, но район по-прежнему дефицитен по электроэнергии, и этот фактор сдерживает развитие хозяйства Центрального Черноземья. В промышленном комплексе Центрально-Черноземного экономического района ведущее место занимает черная ...

  3. В структуре Центрального района ведущей отраслью является: 1) машиностроение, 2) деревообработка, 3) добыча топлива, 4) металлургия.

  4. Общей отраслью специализации Волго-Вятского и Центрального районов является: 1) машиностроение, 2) животноводство, 3) производство бумаги, 4) легкая промышленность.

  5. АПК Центрального и Северо-Западного района схожи в 1) развитии пригородного хозяйства, 2) развитии зернового хозяйства, 3) выращивании крупяных культур.

  6. Самая высокая доля горожан в 1) Центральном, 2) Волго-Вятском, 3) Северо-Западном, 4) Центрально-Черноземном районе.

  7. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются 1) Молдавия, 2) Грузия, 3) Украина, 4) Эстония.

  1. Соотнеси промыслы и центры:

А) хохлома 1) г.Ростов Ярославской обл.

Б) палехские лаковые миниатюры 2) с.Богородское

В) резьба по дереву 3) Хохлома

Г) финифть 4) с.Палех Ивановской обл.

9. Соотнеси промышленность и центр:

А) легкая 1)Калининград

Б) морские суда 2) Москва

В) локомотивы, вагоны 3) Воронеж

Г) самолеты 4) Иваново

Подведение итогов: на доске

  1. после презентации, во время групповой работы и объявление перед тестами

1 группа –

2 группа –

3 группа –

4 группа —

  1. после групповой работы, во время выполнения тестов

1 группа –

2 группа –

3 группа –

4 группа —

  1. по итогам двух этапов

1 группа –

2 группа –

3 группа –

4 группа —

3. оценки за тест и индивидуальные оценки вы узнаете на следующем уроке.

Во время урока заставки:

  1. Центральная Россия

  2. 2. работа по карточкам – программам

  1. тест

4. Домашнее задание: опережающее задание: «Москва – административный, культурный и научный центр России» — сообщения.