РЕЦЕНЗИИ НА КНИГИ С.Д. РЕЗНИКА

Рецензия

В условиях рыночных реформ и реформирования системы образования высшие учебные заведения столкнулись с необходимостью принципиально новых подходов к обеспечению собственной экономической безопасности. Это требует коренного преобразования всей системы защиты экономических интересов вуза.

Проблема экономической безопасности вуза становится актуальной по ряду причин. Среди них можно назвать: экономическую нестабильность общества; сокращение бюджетного финансирования вузов и необходимость перехода на самообеспечение; несовершенство законодательства; повышение ответственности вузов за эффективность своей деятельности; необходимость вхождения в международное образовательное пространство; отсутствие механизма страхования рисков принятия управленческих решений в сфере образования; разнонаправленность интересов традиционных структурных подразделений вуза и другие.

Несмотря на возрастающий интерес научной общественности и бизнеса к проблеме обеспечения экономической безопасности, отметим, что имеющиеся публикации в основном посвящены национальной и региональной безопасности, и в значительно меньшей степени — вопросам экономической безопасности предприятий. А высшим учебным заведениям уделено значительно меньше внимания.

Экономическая безопасность — это не абстракция, а вполне точная наука, имеющая большое значение в реальной жизни вузов.

При управлении экономической безопасностью высшее учебное заведение должно уделять внимание различным аспектам своей экономической деятельности: управлению и минимизации экономических рисков, правильности ведения бухгалтерского и налогового учета, борьбе с внешним и внутренним мошенничеством, проверке благонадежности и платежеспособности партнеров перед вступлением с ними в гражданско- правовые отношения, отсутствию различного рода штрафных санкций по результатам проверок контролирующих органов, работе с потребителями.

Обобщая практикующиеся подходы к рассмотрению проблемы, можно отметить, что пока полная определенность в отношении составляющих экономической безопасности вуза отсутствует. Общепризнанные отечественные методики оценки уровня экономической безопасности учебного заведения пока отсутствуют, а получившие признание в зарубежной практике не всегда можно применить в условиях экономики РФ. Поэтому проблема экономической безопасности вуза требует комплексного подхода, осуществление которого является достаточно сложным.

3 стр., 1301 слов

Инновационный потенциал основа экономической безопасности в условиях кризиса

... до 2020 г. Таким образом, обеспечение экономической безопасности предприятия в условиях кризиса должно основываться на развитии ... 1995. 6. Инновационный менеджмент : учеб. посо­бие для вузов / под ред. С. Д. Ильенковой. М. : ... экономического субъекта к восприя­тию новых идей и имитации новых технологий и продуктов, разработанных в экономически более развитых странах. Однако данный подход значительно ...

В этой связи представляется очень важным обобщение и систематизация подходов к трактовке понятия и методов управления экономической безопасностью высшего учебного заведения.

Книга «Управление экономической безопасностью высшего учебного заведения» написана впервые и предназначена, прежде всего, ректорам и руководителям экономических служб вуза. Кроме того, она будет полезна и для всех, кто исследует проблемы экономической безопасности вуза.

В состав авторского коллектива рецензируемой книги вошли люди, которые, с одной стороны, имеют опыт управления вузами, с другой стороны, известны научному сообществу трудами в сфере управления высшим учебным заведением в целом и его экономической безопасностью. Например, Боровская Марина Александровна — доктор экономических наук, профессор, с 2012 года — ректор Южного федерального университета; Двоеглазов Владимир Викторович — кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и бизнеса Марийского государственного технического университета; Логинова Надежда Вячеславовна — проректор по финансово-экономической деятельности Марийского государственного технического университета; Резник Галина Александровна — Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой маркетинга и экономической теории Пензенского государственного университета архитектуры и строительства; Сазыкина Ольга Анатольевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства; Тихомирова Наталья Владимировна — Член Российского Союза ректоров, доктор экономических наук, профессор, ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики; Филиппов Кирилл Борисович — начальник юридического отдела Пензенского государственного университета; Хрусталев Борис Борисович — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики, организации и управления производством Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.

Руководителем авторского коллектива является Резник Семен Давыдович — заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор, директор Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства. Его основное научное направление — менеджмент в социальных и экономических системах. Он является автором и соавтором ряда книг по управлению высшей школой. Среди них учебники: «Управление кафедрой», «Управление факультетом», «Управление высшим учебным заведением».

Статус и достижения членов авторского коллектива свидетельствуют об их высоком профессионализме и большом практическом опыте в сфере управления как отдельными направлениями деятельности, так и вузами в целом.

10 стр., 4681 слов

Бухгалтерский учет в Белорусском государственном экономическом университете

... экономический университет. Непосредственное руководство деятельностью университета осуществляют административно-управленческие подразделения и должностные лица на основании положений и должностных инструкций УО «БГЭУ», утвержденных ректором. Управление учебной работой непосредственно осуществляют проректоры по ...

Задача книги — оказать практическую помощь руководителям вуза и его экономических служб, способствовать расширению их опыта, служить методической поддержкой при управлении экономической безопасностью вуза. Особое внимание здесь уделено реальным практическим механизмам обеспечения экономической безопасности не только внутри вуза, но и при его взаимодействии с внешней средой.

Книга позволит читателю найти ответы, в частности, на следующие вопросы:

  • -в чем сущность и содержание системы обеспечения экономической безопасности вуза;
  • -каковы источники и основные угрозы экономической безопасности вуза;
  • — что предполагает концепция экономической безопасности вуза;
  • — место подсистемы управления экономической безопасностью в общей системе управления вузом;
  • -какие внутривузовские механизмы обеспечения экономической безопасности можно использовать;
  • -каким факторам необходимо уделить особое внимание для обеспечения экономической безопасности вуза при взаимодействии с субъектами внешней среды и др.

Книга включает шестнадцать глав, в которых в рамках трех разделов раскрыты технологии управления экономической безопасностью вуза.

Первый раздел «Теоретические основы управления обеспечением экономической безопасности вуза» — это шесть глав, в рамках которых раскрываются основные понятия, необходимые для дальнейшей работы читателей с проблемами экономической безопасности вузов.

Например, глава «Сущность и содержание системы обеспечения безопасности вуза» посвящена модели обеспечения безопасности образовательного учреждения, изучению паспорта безопасности вуза, а также рассмотрению экономической безопасности как важнейшего элемента безопасности высшего учебного заведения.

Глава «Концепция экономической безопасности вуза» раскрывает понятие, сущность и концепция экономической безопасности вуза, основные принципы оценки экономической безопасности вуза. Кроме того, здесь обозначены функциональные составляющие экономической безопасности высшего учебного заведения, а именно, их критерии и индикаторы.

Глава «Источники и основные угрозы экономической безопасности вуза» посвящена рассмотрению понятия рисков и их классификации, методов прогнозирования рисков, методов анализа и управления рисками, оценке и минимизации рисков. Также в рамках этой главы выявлены основные направления обеспечения защищенности и предотвращения угроз экономической безопасности высшего учебного заведения.

Глава книги «Экономическая безопасность вуза как ключевой элемент стратегии развития вуза» посвящена стратегическому планированию в сфере экономической безопасности вуза; видам и характеристике бизнеспроцессов, подлежащих защите; путям реализации стратегии экономической безопасности вуза.

Второй раздел книги «Внутривузовские механизмы обеспечения экономической безопасности» включает шесть глав и посвящен реализации стратегии экономической безопасности вузов.

В частности, в главе «Обеспечение сохранности имущества и материальных ценностей вуза» рассматриваются правовой режим имущества вуза, обеспечение сохранности имущества вуза, особенности распоряжения имуществом вуза при сдаче его в аренду.

12 стр., 5984 слов

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ...

... обеспечения национальной безопасности» и «средства обеспечения национальной безопасности». Выделено девять подразделов, а именно: национальная оборона; государственная и общественная безопасность; повышение качества жизни населения российских граждан; экономический рост; наука, технологии и образование; ...

Глава «Экономическая безопасность при осуществлении расходов вуза» посвящена основным принципам прокъюремента, осуществлению расходов вуза путем проведения процедур закупок, обеспечению экономической безопасности вуза при осуществлении процедур размещения заказа, а в главе «Минимизация убытков как элемент экономической безопасности вуза» рассматриваются понятие убытков, упущенной выгоды и пути их минимизации, управление задолженностями вуза, основы правовой работы с контрагентами высшего учебного заведения.

Глава книги «Экономическая безопасность при ведении бухгалтерского и налогового учета» посвящена особенностям бухгалтерского и бюджетного учета в вузе; налоговому учету в вузе; элементам учетной политики вуза, влияющим на его экономическую безопасность; конституционному правосудию по налоговым спорам.

В главе «Экономическая безопасность при работе с персоналом» рассматриваются работа с персоналом как элемент экономической безопасности вуза, реализация программ лояльности персонала, не обойден стороной печальный, но актуальный вопрос о противодействии коррупции среди сотрудников вуза. А также в рамках этой главы студент высшего учебного заведения рассматривается как субъект управления экономической безопасностью вуза.

В комплексе мер, формирующих систему экономической безопасности студента как одного из направлений обеспечения экономической безопасности самого вуза, решающее значение имеет предоставление возможности трудоустройства в период обучения, а также возможности послевузовской переподготовки и повышения квалификации. И тот и другой элемент формируют основу его материального благополучия и конкурентоспособности на рынке труда и создают условия для противостояния внешним угрозам, нивелируют опасность утраты его экономической независимости. О высокой эффективности решения этой проблемы свидетельствует, например, опыт Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, в структуре которого с 1991 года функционирует Центр маркетинга и содействия трудоустройству выпускников. Совместно с выпускающими кафедрами Центр ежегодно проводит мониторинг рынка труда и рынка образовательных услуг, результаты которого свидетельствуют о том, что более 90% выпускников трудоустраиваются по специальности, формируя тем самым основу своего материального благополучия и экономической безопасности.

Глава «Управление результатами интеллектуальной деятельности и персональными данными» посвящена обеспечению интересов вуза в сфере интеллектуальной собственности, экономико-правовому статусу и порядку использования служебных произведений, управлению защитой персональных данных.

С развитием сетевых технологий произошло увеличение объема знаний, которые производятся с использованием средств поддержки коллективной работы, социальных сетей и др. Компания Ambient Insight, функционирующая на рынке электронных образовательных услуг, выделяет отдельный сегмент — электронное обучение с использованием технологий совместной работы и социальных сетей с планируемым объемом роста в 2013 году до 28 % от всего объема рынка электронных образовательных услуг, что значительно затруднит обеспечение сохранности персональных данных при отчуждении знаний в сети Интернет.

Заключительный раздел книги «Механизмы обеспечения экономической безопасности вуза при взаимодействии с субъектами внешней среды» состоит из четырех глав и рассматривает внешнюю сторону хозяйственной деятельности вузов — их взаимодействие с иными субъектами хозяйственной и контрольной деятельности, способное оказать влияние на безопасность тех или иных бизнес-процессов вуза.

4 стр., 1673 слов

Выявление сущности экономики как науки и как экономической деятельности. ...

... 2. Предоставить отчёт о выполненной работе, содержащей: порядковый номер и наименование практической работы; цель практической работы; ход выполнения работы; ответы на контрольные вопросы; вывод о ... хозяйства (мировая экономика); ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦.. Науками, изучающими отдельные стороны экономической сферы общества, являются: история экономики; ………………………… финансы и кредит и ...

Например, в главе «Информационные аспекты экономической безопасности вуза» рассматриваются защита информации как условие обеспечения экономической безопасности вуза, угрозы информационной безопасности, Концептуальный подход к обеспечению информационной безопасности, представлена система мероприятий по защите информации в высшем учебном заведении.

Глава «Обеспечение экономической безопасности при взаимодействии вуза с аффилированными структурами» посвящена экономической безопасности обособленных подразделений вуза, учету требований экономической безопасности при создании вузом юридических лиц, вопросам экономической безопасности при взаимодействии вуза с другими аффилированными лицами. Аспекты взаимодействия вуза с аффилированными структурами, зачастую связанные с финансовыми и публичными правоотношениями, впервые в России рассмотрены как составляющие общей стратегии экономической безопасности вуза.

В главе книги «Взаимодействие вуза с органами контроля и организация работы с обращениями граждан» рассматриваются основы взаимодействия вуза с органами контроля, аспекты экономической безопасности при проверках ФБН, аспекты экономической безопасности при налоговых проверках, аспекты экономической безопасности при проверках других контролирующих органов, организация работы с обращениями граждан. Также авторы доказывают необходимость выстроенной согласно действующему законодательству системы работы с обращениями граждан, позволяющей во многих случаях оперативно реагировать на различные нарушения в работе служб вуза, и устранять их без применения со стороны органов контроля каких-либо административных или судебных процедур.

Заключительная глава «Экономическая безопасность и репутация вуза» посвящена рассмотрению феномена репутации вуза, влияния репутации вуза на его привлекательность для потребителей услуг, на инвестиционную привлекательность вуза и др.

Отдельно хочу отметить прекрасное оформление книги. Она издана в твердом переплете, имеет привлекательный дизайн, который соответствует общей тематике оформления всего научно-методического комплекса «Менеджмент в высшей школе». На лицевой стороне книги кратко обозначены все ключевые моменты, которые нашли отражение в рамках этого издания. На обратной стороне обложки представлены книги, вошедшие в этот научно-методический комплекс. Книга выпущена центральным издательством г. Москвы Издательским Домом «ИНФРА-М» довольно большим тиражом.

Книга должна стать серьезным теоретическим и практическим руководством для ректоров российских вузов в обеспечении экономической безопасности высших учебных заведений. На основе опыта ведущих вузов России в ней анализируются сложившиеся в настоящее время вызовы безопасности, даются практические советы по организации и внедрению экономически безопасных методов и приемов хозяйствования, управлению всем комплексом усилий вуза в данном направлении.

Представленная книга позволяет читателю сформировать целостное представление о современных подходах к обеспечению экономической безопасности высшего учебного заведения, совершенствованию его организационно-хозяйственных механизмов. Руководствуясь этой книгой как практическим пособием, управленческий персонал высшего учебного заведения, в конечном счете, сможет добиться повышения экономической привлекательности вуза для высококвалифицированных сотрудников, инвесторов, будущих аспирантов и студентов.

12 стр., 5907 слов

Экономические аспекты развития возобновляемых источников энергии ...

... перспектив. Объектом исследования является развитие возобновляемых источников энергии в мировой экономике. Предмет исследования - экономические аспекты развития ВИЭ в странах ЕС. ... диссертации ставятся и решаются следующие задачи: анализ ресурсной базы традиционных энергоносителей и ВИЭ; анализ потенциала и видов ВИЭ; анализ направлений обеспечения энергетической безопасности стран ЕС; экономический ...

Мельник М.В. заслуженный деятель науки РФ, д-р экон, наук, профессор