На статью

Рецензия

СПбГУЭФ, кафедра

Экономической Истории

Сталин и советская экономика в послевоенные годы”

(журнал “Отечественная история”, №3 2001 год)

Работу выполнил студент

I курса, гр. №

Научный руководитель

Кавтарадзе Георгий Алексеевич

Санкт-Петербург

2003

Оглавление 2

Денежная реформа 1947 года 4

Политика снижения цен 5

Исполнение государственного бюджета 5

Проблемы демографии и материального положения городских и сельских слоев 6

Заключение 7

Вступление

В качестве объекта изучения в статье выбраны наименее исследованные аспекты экономической политики второй половины 1940 — начала 1950-х гг.: развитие промышленного производства; денежную реформу 1947 г. и политику снижения цен; проблемы демографии и материального положения городских и сельских слоев; исполнение государственного бюджета. Сквозная тема статьи — оценка роли Сталина в проведении советской экономической политики.

Развитие промышленного производства

План 4-й пятилетки, принятый по докладу председателя Госплана СССР Н.А. Вознесенского, предусматривал восстановление довоенного уровня промышленного производства уже в 1948 г., а к концу пятилетки его превышение на 48%. Выдвигая подобные задания, наше правительство не собиралось, однако пересматривать основы советской экономической системы, характерные для периода индустриального рывка и военного времени. Об этом убедительно свидетельствует речь Сталина перед избирателями, произнесенная 9 февраля 1946 г., в которой изложены итоги закончившейся войны, оценивается политика партии, намечены планы на ближайшее будущее.

Троекратное увеличение объемов промышленного производства должно было, по мнению вождя, занять «три новых пятилетки, если не больше». При такой стратегии проблема темпов экономического роста выдвигалась в разряд первоочередных. Советское руководство было вынуждено утверждать плановые показатели отечественной промышленности на пределе возможного, каждый раз склоняясь в сторону плана-максимума и заведомо смиряясь с неизбежным срывом в отдельных отраслях. Поэтому советские пятилетки никогда не достигали в полном объеме показателей, заданных плановыми цифрами. Эта хроническая болезнь преследовала советскую экономику и в послевоенные годы.

23 стр., 11017 слов

Курсовая работа: По курсу: «Экономическая география России» : «Сельское хозяйство Российской Федерации»

... значение экономического анализа развития сельского хозяйства. Целью данной курсовой работы является изучение основных закономерностей отраслевых и территориальных особенностей организации сельского хозяйства в России. ... на развитие животноводства оказывают несовершенство ценообразования, диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, отсутствие государственной поддержки и другие ...

Сталин рассматривалэкономическую политику лишь как средство обеспечения политического господства советской номенклатуры. Чтобы прикрыть узкие и корыстные цели достижения своего абсолютного господства, власть была вынуждена прибегать к идеологической маскировке, отождествляя собственные интересы с интересами многомиллионного населения и выдвигая в качестве стратегической задачи построение социализма в СССР.

Именно личная власть вождя над всеми, в том числе и в первую очередь над административным аппаратом, и составляла, по мнению Сталина, государственную власть. Мнение самого аппарата по этому принципиальному вопросу было иным.

Еще одним важным фактором, во многом определявшим экономическую политику в послевоенный период, стала борьба СССР и США за мировую гегемонию. Важной корректировке Сталин подверг и некоторые более ранние партийные экономические установки. Так появился новой задачи: “Выполнение пятилетнего плана явится крупным шагом по пути от социализма к коммунизму”. Отныне для Сталина задача “догнать и перегнать” становилась средством достижения цели, “меркой экономической мощи страны”.

Важной мерой финансовой стабилизации экономики стала денежная реформа 1947 г. Война привела к невиданному росту расходов на оборону, и естественно, что одним из способов покрытия этих расходов стала эмиссия (денежная масса увеличилась по сравнению с предвоенным периодом в 4 раза).

Комиссия по денежной реформе была создана решением Политбюро в мае 1947 г. Основные положения реформы сводились к установлению сроков проведения реформы (4-и квартал 1947 г.) и соотношения обмена обращающихся денежных знаков на новые образца 1947 г. из расчета “за каждый рубль в денежных знаках нынешнего образца — 20 копеек в денежных знаках нового образца” (5:1).

Предполагалось также до проведения денежной реформы прекратить какое-либо повышение заработной платы и расценок, а также заготовительных цен на сельхозпродукты. Одновременно с обменом денег планировалось провести в таком же соотношении пересчет вкладов населения в сберкассах. Была также проведена переоценка вкладов населения, уменьшившая общую сумму всех вкладов на 3,6 млрд. руб., которые составили чистый доход казны

Реформа должна была проводиться целиком за счет населения. При проведении реформы старые деньги обменивались на новые в соотношении 10:1, т.е. Сталин решил вдвое увеличить ее бремя для населения.

Таким образом, государство достигло желанной финансовой стабилизации, но лишь за счет ограбления народа.

Одновременно с денежной реформой проводилась отмена карточной системы. Продовольственные и промышленные товары стали продаваться в открытой торговле по единым государственным розничным ценам.

В дальнейшем правительство неоднократно снижало государственные розничные цены на продукты массового потребления. Цены снижались также в 1949-1952 гг.

13 стр., 6367 слов

Реферат: Денежные реформы в России

... денежной системы, во второй – этапы проведения денежных реформ в Росси и в третьей – предпосылки успешного проведения денежных реформ. 1. Денежная система России, 1.1 Особенности денежной системы в России, Денежная система, Денежная система - Денежная система Российской ... деятельности. В России все виды предпринимательства, в том числе торговля, развивались медленно, и экономические условия для ...

Откуда же государство брало многомиллиардные суммы, чтобы ежегодно снижать цены? Механизм снижения был основан на том, что государство изымало продукцию сельского хозяйства по низким заготовительным ценам через систему обязательных поставок с колхозов и личных хозяйств граждан, а продавало ее по относительно высоким розничным ценам. Именно эта разница, исчислявшаяся сотнями миллиардов рублей, и направлялась в тяжелую промышленность

Однако, согласно пропагандистским установкам, покрытие государственных убытков осуществлялось благодаря “росту производительности труда, подъему производства товаров массового потребления, снижению себестоимости продукции”.

Трудно найти какую-либо иную акцию советского правительства, принесшую бы ему столь ощутимые идеологические дивиденды у населения страны, как снижение цен.

Расходная часть государственного бюджета СССР: расходы на народное хозяйство составляли (в млрд. руб.): в 1940 г. — 58,3; в 1945 г. — 71,8; в 1948 г. — 149,6 и в 1952 г. — 179,2. Военные расходы за эти годы составляли соответственно: 57,8 млрд. руб.; 143,1; 66,3 и 112,3 млрд. руб. Расходы на народное хозяйство значительно увеличились после реформы 1947 г., т.е. именно промышленность получила многомиллиардные суммы, выкачанные из народа с помощью денежной реформы. С разгаром «холодной войны» и разработкой новых видов оружия, требующих колоссальных материальных, людских и денежных ресурсов, расходы на оборону за 1948-1952 гг. выросли почти вдвое. С 46 до 123 млрд. руб. увеличилось за 1945-1952 гг. финансирование социально культурных мероприятий. Непрерывно росли в послевоенный период расходы на содержание органов управления, суда, прокуратуры, МВД и МГБ. В 1952 г. они составили 35,5 млрд. руб.

Главный источник доходов госбюджета — налог с оборота — в 1940 г. составлял 105,9 млрд. руб. (вся доходная часть бюджета — 180,2 млрд. руб.), в 1952 г. -248,6 млрд. руб. при общем доходе бюджета в 496,8 млрд. рублей. Возрастали не только прямые налоги с населения (подоходный, сельскохозяйственный, налог на холостяков), но и так называемые добровольные платежи — госзаймы, распространяемые среди граждан в принудительном порядке. Неудивительно, что реальные размеры заработной платы большинства граждан были низкими.

Экономическая политика государства прямым образом отразилась на народонаселении страны. Численность населения СССР изменялась следующим образом (млн. человек на начало года): 1941 г. — 198,8; 1946 г. — 170,6; 1950 г. — 178,5 и 1953 г. — 188,0. Отрицательно сказывался на демографической ситуации в стране голод, начавшийся с засухи 1946 г. и продолжавшийся до 1948 г. Прямые потери от голода в 1947 г. составили 770,7 тыс. человек

Курс партии на первоочередное восстановление промышленности, лучшие условия городской жизни в сравнении с сельской — гарантированный заработок, карточное снабжение, а также возможности получения высшего образования и большего социального продвижения — вот факторы, способствовавшие более быстрому восстановлению и росту численности городского населения в сравнении с сельским. Город и деревня по-прежнему продолжали быть насильственно разделены: непреодолимым барьером для многих сельских жителей на пути в лучшую, городскую жизнь стали незыблемые нормы паспортного законодательства. Характерным штрихом политики в этой области явилось отклонение в 1949 г. на Бюро Совмина СССР предложения МВД о распространении паспортной системы на сельское население.

12 стр., 5532 слов

Курсовая работа: Статистика уровня расходов населения Российской Федерации

... повышения качества жизни населения. Цель курсовой работы - выполнение статистико-экономического анализа уровня расходов населения Российской Федерации. Для достижения данной цели выдвинуты следующие задачи: ) Изучить систему показателей уровня жизни; ) Дать краткую характеристику Российской Федерации; ) Провести анализ уровня расходов населения Российской Федерации ...

Для сталинского руководства ценность представляли не те сотни тысяч и миллионы людей, ставшие непосредственными жертвами непосильного для многих восстановления народного хозяйства, а тот факт, что, несмотря на все понесенные в послевоенные годы жертвы, численность населения СССР медленно, но неуклонно росла.

Послевоенный рост промышленности, о котором наша пропаганда сообщала как об очередном успехе советской экономической политики, не привел ни к каким структурным изменениям ни в экономике, ни в обществе. Желанная цель советской экономики — догнать передовые страны в области высоких технологий — оказалась недостижимой. Низкий профессиональный уровень рабочих, преобладание ручного труда, нищенская зарплата — таковы характерные черты сталинской экономики.

Все изложенное позволяет определить экономическую политику советского государства как поиск, налаживание и поддержание в нужном режиме специальных механизмов в экономике, которые гарантировали правящему слою стабильность его господства над населением страны и распространение своего владычества за пределы державы.

7